Остров крильон. Путешествие на крильон. Музей под открытым небом. Крильон

Данный раздел отчета написан по материалам архивных документов и литературным источникам. Тема эта велика, поэтому является краткой хронологией событий и фактов, данная тема требует серьезного научного подхода, поэтому может рассматриваться как конспект-план будущих исследований этого направления.
...Долгое время территория полуострова представляла из себя перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв "обсидиановых троп" - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.
Период палеолита для Крильона практически не описан, не найдено также и поселений, относящихся к этому периоду.
Самой древней, известной археологам стоянкой, является стоянка возрастом 5 тыс. лет на м.Кузнецова. Данная стоянка относится к так называемой Южно-Сахалинской культуре. Обитатели этой культуры жили, как правило, в землянках четурехугольной формы, использовали для изготовления орудий труда и охоты местные породы камня-яшмоиды, кремнистые породы, о чем говорят находки на этих стоянках. Как правило, стоянки того времени располагаются на высоких террасах, так как уровень моря в то время был достаточно высок. Стоянки эти также располагались в устье рек таких как, например, Горбуша, Могучи, Найча и др.
Постепенно формировалось хозяйство древних племен. Наряду с собирательством и охотой племена по береговой линии занимались также морским собирательством и охотой на морского зверя. Естественно, развивались и традиции рыболовства. Полуостров несомненно необходимо считать зоной контакта между древними племенами Сахалина и Хоккайдо, при котором происходило смешивание традиций охоты и рыбной ловли. Культура охотников, рыболовов и морских охотников сформировалась окончательно к середине I тысячелетия до н.э. и достигла своего расцвета к V веку н.э. Именно к этому периоду относятся многочисленные стоянки по берегам и устьям рек полуострова. Жители этого времени широко использовали защитные свойства местности, примером этого может служить стоянка на м.Замирайлова Голова или естественная крепость на м.Виндис.
Расселение айнов происходило в несколько этапов с Хоккайдо в направлении юг-север. Древние племена нивхов и орочей напротив расселялись с севера на юг. Обмен и торговля естественно обогащали связи этих народов, но нередки были и вражда за территории охоты и рыбной ловли. В начале тысячелетия на Крильон начинают проникать изделия из металла. Находясь на переферии, тем не менее жители Сахалина ощущали на себе воздействие наиболее сильных соседей, имевших к тому времени государственный строй. Такие государства, как Бохай, Золотая империя, Империя Юань и Минь, расширяя свои границы на восток, естественно, натыкались на остров. Наиболее ощутимым было вторжение 1286-1368 годов манжурских племен, именно в то время были построены многочисленные поселения по Сахалину. Поселения крепостного типа, так называемые крепости - часи на Крильоне видимо относятся именно к этому периоду. На Крильонском полуостровеих известно на настоящий момент две. Это Сирануси на м.Крильон и Тисия на м.Анастасии. Товары из Китая транзитом проходили через эти пункты в древнюю Японию. В период XV-XVIII вв. последняя миграционная волна хоккайдских айнов, теснимая японцами, хлынула на южный Сахалин. Это вызвало вражду с сахалинскими родами айнов, нивхов, ороков. Именно на это время приходится плаванье европейцев к берегам Сахалина и Курильских островов.
Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф.Лаперуз во время своей экспедиции, не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Наткнувшись на севере на мели и посчитав остров полуостровом, он спустился на юг и встал на якорную стоянку близь м.Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды да отрядил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г.Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоящего времени - Монерон, Крильон, Де Лангль. Последний этап истории можно рассматривать как этап противоборства между Японией и Россией. Двигаясь с юга на север и с севера на юг, расширяя границы своих государств, Япония и Россия столкнулись окончательно и бесповоротно в начале XIX века. Строительство военных постов и временных рыболовецких станов со стороны японцев породили естественную вражду, при которой местные жители оказались третьей стороной между молотом и наковальней. Крильон долгое время находился ввиду своей географической близости под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу полуостров был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских бранконьеров. Так продолжалось вплоть до руссок-японской войны 1904-1905гг.
Мыс Крильон являлся весьма опасным местом для судов, перевозивших различные грузы в Корсаковский пост. В частности, 17 мая 1887 года близь м.Сирануси потерпел кораблекрушение пароход Добровольного флота "Кострома", следующий из Корсаковского поста в Дуэ. Судно в связи с неточностями морских карт наскочило на камни и затонуло 23 мая. В связи с этим в 1888 году на Крильон была выслана топографическая партия под руководством С.А.Варягина в составе 22 человек. Были определены геодезические координаты мысов Сони (Кузнецова), Тиссия (Анастасии) и Крильона, уточнена береговая линия и промерены глубины в пролив Лаперуза. В память о гибели "Костромы" на берегу была построена небольшая часовня из обломков парохода, ликом Николая Угодника и надписью "Кострома 1887 мая 17". В 1893 году затонувшая "Кострома" была куплена за 2000 долларов одной из японских фирм и к 1895 г. была вывезена в Японию.
Естественно, возникла необходимость строительства на м.Крильон маяка для безопасности движения кораблей. Астрономический пункт на м.Крильон был определен еще в 1867 году лейтенантом Старицким, а в 1883 году 23 апреля было начато строительство маяка на м.Крильон. Работы по строительству маяка длились 35 дней тридцатью ссыльно-каторжными. За это время была построена деревянная башня высотой 8,5 м, дом для смотрителя, огород и все это было обнесено забором. Кроме этого был построен пороховой погреб и проложена дорога до берега. Строителем маяка был капитан В.З.Казаринов. Маяк был оснащен осветительным аппаратом с 15 аргоновыми лампами и отражателем, кроме того был поставлен 20-пудовый колокол и двухфунтовая пушка. Свет маяка был виден на расстоянии 15 миль. 30 июня 1883 года маяк был освящен епископом из Корсаковского поста Мартимианом, специально прибывшим из Благовещенска.
В 1885 году ссыльно-каторжными, специально завезенными на мыс, была построена 12-метровая вышка для того, чтобы установить ее на Камне Опасности.
Пароход "Тунгуз", прибывший для помощи в установке этой башни, не справился с этой работой, поэтому башню разобрали и увезли в Императорскую Гавань в Приморье, где и установили ее на входе в гавань.
Самым тревожным временем конца XIX века для жителей Крильонского маяка был 1885 год, когда из Корсаковского поста сбежало 40 ссыльно-каторжных. Большая их часть восточным берегом добралась до Крильонского маяка, где разграбила продовольственный склад, захватила лодки и морем бежала в Японию, где представившись немецкими матросами, потерпевшими кораблекрушение, были изоблечены и отправлены назад на Сахалин. По сути дела, Крильонский маяк, являясь единственным населенным пунктом на крайнем юго-западе представлял для беглых каторжан довольно привлекательную мишень. В сентябре 1885 года другая группа каторжан сбежала с Корсаковского поста, убила близь м.Вентосу старшего надзирателя и его помощника (в память об этом злодейском поступке мыс и переименовали в Канабеева).
7 августа 1894 года началась строительство капитального здания на м.Крильон для маяка. Строительство велось десятниками Шипулиным и Яковлевым при помощи 25 корейских рабочих. Кирпич красного цвета завозили из Японии, орегонскую сосну из Америки. Маяк должен был быть оборудован осветительным прибором фирмы "Барбье ет Бернад". К 1 августа 1896 года все работы были закончены. Здание было построено и совмещено с жилыми помещениями, установлена новая сирена для подачи сигналов в туманную погоду, новый колокол весом 488 кг. Таким он и остался до настоящего времени за исключением того, что жилые помещения превращены в хозяйственные, колокол в 1980 году снят и находится в в/ч 13148 в г.Корсаков, вместо него на маяке находится резервный колокол японского производства с маяка на м.Весло, что на Кунашире.
22 сентября 1895 года Крильонский маяк посетил адмирал С.О.Макаров, где была установлена рейка с делениями - фугшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза. Еще ранее этого в 1893 году рядом с маяком была построена метеостанция 2 разряда 1 класса. В конце 1896 года с маяка Крильон наблюдалось полное солнечное затмение специально присланной для этого экспедицией под руководством генерал-майора Э.В.Майделя.
Начало ХХ века ознаменовалось началом русско-японской войны в 1904 году. Команда Крильонского маяка была усилена до 15 человек вместо 8. Телеграфная линия от маяка Крильон до Корсаковского поста была построена 30 сентября 1904 года несмотря на то, что вопрос о ее строительстве поднимался еще в 1893 году. Но толку от этой линии было мало в связи с тем, что команда маяка имела быть обыкновение находиться в состоянии алкогольного опьянения вместе со смотрителем маяка, практически обязанности смотрителя выполняла его 12-летняя дочь, занимаясь складами и довольствием команды.
25 апреля на Крильон прибыл подпоручик Петр Мордвинов во главе отряда из 40 дружинников и 1 унтер-офицера. Этим отрядом был произведен ремонт телеграфной линии на участке м.Крильон - р.Урюм, а также уничтожение японских рыбных промыслов и кунгасов. Отрядом была уничтожена пиратская база на о.Монерон, потоплено и уничтожено большое количество кунгасов и шхун. Поиски отряда японцами не увенчались успехом, они постоянно ускользали от неприятеля, начало боевых действий на Сахалине совпало с возвращением на мыс отряда дружинников и за 2 дня ими была подготовлена оборона маяка.
Однако 26 июня к маяку подошел десантный отряд японцев, состоящий из крейсеров "Сума", "Чиода" и 4 миноносцев. Видя огромное преимущество японцев перед отрядом, Мордвиновым была была отдана команда отступить в полном составе, оставив маяк. На майке остался смотритель П.Демьянцевич и матрос Буров, последний пытался сжечь маяк но смотритель из-за своей трусости помешал ему сделать это из-за боязни быть наказанным за это японцами. Оба попали в плен к неприятелю. Отряд подпоручика же совершив 7-дневный переход, за время которого 8 человек отстали (из 54 человек), воссоединился с отрядом штабс-капитана Даирского в с.Петропавловское, продержавшись в лесах полтора месяца и 17 августа был полностью уничтожен японцами в верховьях р.Найбы. Таким был конец Крильонского отряда под командованием подпоручика Петра Мордвинова.
Период 1905-0945 гг. на полуострове Крильон ознаменован появлением первых постоянных поселений. Основной тип расселения на полуострове схож на японскую систему расселения на Хоккайдо. В устьях крупных рек, как правило, располагалось крупное по величине селение, вглубь полуострова по долине реки уходила дорога с цепочкой хуторов. Основным занятием местного населения, состоящего в основном из переселенцев из Японии, оставалось рыболовство, однако к нему уже примешивалась на севере лесозаготовка (восточный берег) и добыча угля (западный берег). Кроме того, население активно занималось огородничеством. За этот период на полуострове было создано не менее 50 населенных пунктов, большинство из которых являлось хуторами.
Крупные в масштабах полуострова поселения существовали по обеим побережьям, имели почтовые отделения, школы, магазины. Сразу после захвата Южного Сахалина японцы начали пробивать на юг по восточному берегу дорогу на Крильонский маяк. Сам же маяк был отремонтирован, рядом с ним была построена метеостанция весьма оригинальной постройки здание с водозабором дождевой воды. Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года. В 1914 году был построен маячный комплекс на м.Сони (Кузнецова). На восточном побережье полуострова, видимо в то же время, были построены 2 башни в Кириллово и на м.Анастасии.
В августе 1945 года на м.Крильон дислоцировался 2 батальон 25 пехотного полка. Советские десантники, высадившиеся для освобождения юго-западной оконечности Сахалина, встретили яростное сопротивление со стороны батальона. К сожалению, имена воинов-десантников неизвестны, как и их количество, покоящееся в братской могиле на самой южной точке Сахалина.
По окончании войны маяк был отремонтирован и введен в эксплуатацию. С 1945 по 1947гг. была произведена репатриация населения с полуострова Крильон. В 1947 году японские географические названия были заменены на русские. Русские поселенцы заселили полуостров, поселившись в тех же самых селениях. Японские хутора были разграблены и превращены я охотничьи домики, часть из них сгорела, постепенно все это приходило в упадок, разрушаясь и разваливаясь. Центральные поселения сохранились дольше, но и они постановлениями были закрыты в 1962, 1964, 1965, 1978, 1982гг. Дольше всех "продержались" самые крупные поселения Атласово, Перепутье, Хвостово. На настоящий момент на полуострове существует та же картина, что и 100 лет назад, на мысе Крильон функционирует маяк и метеостанция, дислоцированы военная и пограничная части. По всему восточному и западному берегу во время путины разбросаны рыболовные станы, к осени свертывающие свою работу. По западному берегу на юг от Шебунино находятся 2 пограничных заставы "Перепутье" и "Крайняя", занятые не столько охраной границы, сколько выживанием, по восточному берегу к югу от Кириллово находится одна на м.Анастасии, положение которой самое тяжелое в связи с изолированностью.
Восточный берег и водораздел Южно-Камышового хребта являются границами заказника областного значения "Полуостров Крильон". Угодья долин рек Ульяновка, Кура, Найча, Урюм как и прежде 100 лет назад используются для выпаса скота только теперь не Корсаковского поста, а для Таранайского совхоза. Перспективы открываются мягко говоря грустные…

http:/www.sakhalin.ru/rover


9 мая 1952 года на базе 41, 42, 43 радиотехнических постов сформирован 39 радиотехнический полк. Полк формировал бывший командир 116 отдельного радиотехнического батальона майор Варламов Дмитрий Федосеевич
В 1953 году в ноябре месяце 39 полк Воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи был полностью сформирован согласно штату с дислокацией подразделений в различных населённых пунктах Сахалина, одним из которых был - мыс Крильон
Годовой праздник 39 РТП установлен в ознаменование дня формирования - 9 мая

В 1957 году на основании директивы штаба войск ПВО страны 39 радиотехнический полк ПВО с 1 августа 1957 года переведён на новые штаты, в том числе и 212 ОРЛР (мыс Крильон) в составе одной РЛС П-20, одной РЛС П-10, одной РЛС П-8с. 1960 год - 212 ОРЛР с местом дислокации мыс Крильон в составе одной РЛС П-30, одной РЛС п-12 и нештатной РЛС П-10.
1961 год - в 212 ОРЛР (мыс Крильон): РЛС П-30, П-12, П-10, П-14 и ПРВ-10.
С 1958 года 212 ОРЛР (мыс Крильон) стала отмечаться командованием 39 полка, как одно из лучших подразделений в полку, по результатам всесторонней проверки.
В 1959 году - лучшее подразделение полка: 212 ОРЛР (Крильон) - расчёт П-10, начальник РЛС - лейтенант Грисюк, расчёты РЛС П-20 сержантов Иванюта, Луценко.
В 1962 году - отличные отделения: РЛР Крильон - 4 отделение.
В 1964 году - по боевой и политической подготовке заняла I место РЛР Крильон - командир роты капитан Рудченко М.А., замполит лейтенант Коринский В.Ф. Роте вручено переходящее Красное Знамя.

С 1975 года рота Крильон стала называться рота Атласово.

В 2000 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты капитан Алисов
В 2001 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Алисов
В 2002 году - по итогам первого периода, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2003 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2006 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский
В 2007 году - по итогам зимнего периода, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский

С севера мыс соединён узким, но высоким обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря, с юга - проливом Лаперуза, разделяющим острова Сахалин и Хоккайдо.

Долгое время территория полуострова представляла собой перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. Крильон в прошлом являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв «обсидиановых троп» - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.

Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман, частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф. Лаперуз во время своей экспедиции не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Столкнувшись на севере с мелководьем и посчитав остров полуостровом, он прошел на юг и встал на якорную стоянку близ мыса Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды, направил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г. Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоя­щего времени - Монерон, Крильон, Жонкъер.

Крильон ввиду своей географической близости долгое время находился под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу, он был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских браконьеров. Так продолжалось вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг.

С конца 1980-х гг. поездки на мыс Крильон стали регулярными. Эти места всегда манили любителей путешествий, внедорожья и истории Сахалина. Именно в мае на Крильоне собирается больше всего экипажей джип-клубов Сахалина на ставший уже традиционным марш-бросок, главная цель которого - возложение венков к памятнику воинам, павшим при освобождении Сахалина и Курильских островов.

МАРШРУТ: г. Южно-Сахалинск – г. Невельск - с. Шебунино - мыс Виндис - мыс Кузнецова - мыс Крильон – г. Невельск - г. Южно-Сахалинск.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА: г. Южно-Сахалинск - мыс Кузнецова – мыс Крильон – 200 км

СЕЗОН: с июля по октябрь, так как в эти месяцы преобладают наиболее высокие температуры, Возможна организация тура в другое время года по запросу туристов (при этом движение по маршруту осуществляется специально подготовленными внедорожными средствами в составе не менее 3 автомобилей).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Для автотуров от 3-х дней. По желанию туристов возможно длительное пребывание на одном из пунктов маршрута.

Участникам тура при себе желательно иметь не продуваемую ветровку с капюшоном, сменные обувь, носки, нижнее белье, средство от насекомых, полотенце - для желающих искупаться.

ФЛОРА И ФАУНА. По маршруту преобладает природа прибрежной полосы, типичная для Сахалина. По пути к мысу Крильону можно встретить немало представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу (например, сахалинскую кабаргу, белоспинного альбатроса, египетскую цаплю, дальневосточного аиста, аралию, гортензию черешчатую, кардиокринум Глена и др.).

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И УНИКАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

Мыс Крильон по праву может быть назван музеем под открытым небом. Студенты профессора СахГУ А.А. Василевского в трёхстах метрах от мыса Крильон обнаружили стоянку людей, живших здесь семь тысяч лет назад. Найдены черепки посуды Чжурчжэни (Чжурчжэни - племена, населявшие в X-XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 - 1234 год.), дальневосточной империи погибшей от воинов Чингисхана, примерно в трёх километрах от мыса, на террасе у речки Пекарни, найдены остатки крепости, известной у археологов как Крильонское городище, или Сирануси.

Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.
В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой - плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан "План производства маячных работ в Восточном океане", рассчитанный на 1892-1897 годы.

Был заключен контракт с французской фирмой "Барбье ет Бенард", зарекомендовавшей себя настолько блестяще, что даже известная своими морскими приоритетами Англия закупала ее осветительные аппараты для маяков. Они состояли из одной керосинокалильной горелки (вместо 15-ти масляных на старых системах) и давала пучок света силой в 150000 свечей вместо нескольких сотен на старых. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром до 1,5 метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас.
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии кирпича началось возведения нового Крильонского маяка. Решение строить маяк из красного кирпича инженер-полковник К.И.Леопольд, руководивший работами, объяснял особенностями местности: если смотреть на маяк с моря, то он сливается с небом, поэтому необходимо было сделать его более выделяющимся.

К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы "Кантер, Харл и К". Она предназначалась для подачи "туманных сигналов" продолжительностью 5 секунд с интервалами в 100 секунд. Рядом со зданием сирены размещались специальная сигнальная пушка образца 1867 года.
В истории Крильонского маяка было немало замечательных событий, одним из которых было посещение маяка знаменитым русским исследователем и мореплавателем адмиралом С.О.Макаровым.
22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем Р.Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На W стороне выбита вековая марка". Сохранившиеся остатки вековой марки сегодня являются единственным свидетельством посещения острова Сахалин С.О.Макаровы

Мыс Крильон наблюдал А.П. Чехов с борта парохода «Байкал» во время сахалинского путешествия в 1890 году.

На территории мыса мы можем встретить остатки японского и советского укрепрайона (доты, сеть подземных ходов, предназначенных для обороны южных рубежей острова), здания из красного японского кирпича еще царской постройки, здесь также расположена действующая войсковая и пограничная части, метеостанция весьма оригинальной постройки (здание с водозабором дождевой воды). Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года, осуществляя метеорологические и морские прибрежные наблюдения.


Мыс Виндис (г. Коврижка) своей формой напоминает торт с отвесно обрывающимися во все стороны стенками. Узкий перешеек соединяет его с берегом. Название переводится с айнского языка как «скверное жилище». Скверными, нехорошими айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму мыс также называют Коврижкой. На его плоской вершине (высота 78 м) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека. Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, используя канат, расположенный там же.


Мыс Кузнецова - государственный зоологический памятник природы регионального значения, основанный в 1986 году. Название мыс получил в честь капитана 1-го ранга Д.И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 году для охраны российских границ.

Мыс расположен на юго-западном побережье полуострова Крильон. Рельеф памятника представлен выровненной платообразной поверхностью и морскими обрывистыми берега ми. С 1857 года для охраны окраин России на Дальний Восток посылались отряды судов Тихого океана. Первым отрядом командовал капитан Д.И. Кузнецов, в честь которого и был назван мыс. На юге он оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль. В центральной части мыса на самой его оконечности стоит маяк «Кузнецова», построенный японцами в 1914 году. Раньше мыс и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места. На мысе находится лежбище нерп, а также большая колония морских птиц - бакланов, чаек, чистиковых.

Подводный мир мыса очень красив и интересен, во многом схож с островом Монероном. Мыс представляет наибольшую ценность в орнитологическом отношении: по восточному и западному побережью проходят главные миграционные пути птиц. На почти безлесных склонах морских террас гнездятся бакланы, сокол, чайки, кайры, ястреб. Здесь отмечены редчайшие виды птиц, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: японский журавль, рогатая камышница, зеленый голубь, японский скворец, мандаринка, средняя белая цапля, японская белоглазка, красноногий погоныш, сокол сапсан, перепел японский и др.

Если подняться на Кузнецовское плато в хорошую погоду можно увидеть Японию: высокий конус острова-вулкана Рисири, остров Ребун, остров Хоккайдо.


Водопады мыса Замирайлова Голова. Мыс Замирайлова Голова - длинный и узкий, соединенный с сушей вытянутой песчаной перемычкой высотой 25-29 м. В самой нижней отметке этого района находятся два водопада высотой 25 и 28 м (в 1,5 км к северу от устья реки Замирайловки).


Старый корабль. К осени 1947 г. пароход серии "Либерти" по названием "Луга" подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать "Лугу" поручили пароходу "Петр Чайковский". Но упустили время. Буксировку начали в конце октября. И опять же по роковому стечению обстоятельств "Петр Чайковский" и "Луга" были подхвачены свирепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался, и беспомощную "Лугу" выбросило на мыс Крильон. Повреждения были настолько большие, что снимать ее больше не пытались.

Пароход серии «Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Новый проект, вначале известный как EC2 (Emergency Cargo, type 2), или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года - день спуска на воду первых 14 судов - «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day). Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736-1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!»
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Вместимость «Либерти» могла достигать:
2840 джипов
525 бронеавтомобили М8 или 525 санитарных фургонов
440 легких или 260 средних танков.


В музее Сан-Франциско есть единственный в мире целиком сохранившийся транспортник серии.


«Вековая марка» (выбита на прибрежной скале близ мыса Крильона) - культурный объект, связанный с именем знаменитого адмирала С.О. Макарова (22 сентября 1895 года он посетил Крильонский маяк, где была установлена рейка с делениями - футшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза). Под надписью «Вековая марка» было выбито семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх. Данные обрабатывались маячником и отправлялись в Петербург. Макаровская метка расположена на скалах основания мыса Крильона, приблизительно в 250 метрах от маяка. В настоящее время из надписи «Вековая марка» сохранилось только слово марка. Сегодня сооружена новая современная рейка из железа.


Камень Опасности. Скала, расположенная в 14 км к юго- востоку от мыса Крильона - крайней южной точки острова Сахалина - в проливе Лаперуза. Представляет собой небольшую группу голых, лишенных растительности камней. Длина около 150 м, ширина около 50 м, высота 7,9 м. Для европейцев её открыла в августе 1787 года экспедиция Лаперуза, который и назвал скалу Опасная (фр. La Dangereuse ), так как она сильно затрудняла движение судов по проливу Лаперуза, что усугублялось частыми туманами в летнее время. Для избежания столкновения на кораблях выставлялись матросы, обязанностью которых было прислушиваться к рёву сивучей, находящихся на Камне Опасности. В 1913 году на скале была возведена бетонная башня с автономным маяком высотой 18 м, рядом с ней установлен туманный колокол.


Город Невельск. Ранее на месте Невельска располагались айнские поселения Понто-Кэси, что в переводе означает «на краю озера (света)», и Турумай. Японское название города - Хонто - происходит от айнского Понто-Кэси. Селение под именем Хонто (от айнского роп «маленький», to «озеро» - «маленькое озеро»), между заключением Симодского (1855) и Петербургского договоров об обмене Южного Сахалина на 18 Курильских островов (1875), было под двойным русско-японским управлением.

С 1905 по 1945 годы Хонто находился в составе японского губернаторства Карафуто.

В 1945 году, после освобождения от японских милитаристов, Хонто вошел в состав РСФСР. 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Сахалинской области было образовано 14 районов, в том числе и Невельский, с центром в городе Невельске. Хонто был переименован в Невельск в честь российского исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И. Невельского.



На сайте использованы материалы туристского путеводителя: "Путешествуя по родному краю: экскурсионные маршруты и туры по острову Сахалину" под ред. С.С. Шарова.-Южно-Сахалинск:Изд-во ИРОСО 2014.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> +79147401470 Анастасия

Мыс Крильон-самая южная часть острова. В моем понимании, край земли, хотя там дальше Хоккайдо, Курилы, но Сахалин заканчивается на Крильоне.
Мыс Крильон на карте.


12 тысяч лет назад острова Сахалин и Хоккайдо были одним целым и возможно, через Крильон были соединены друг с другом. Сейчас же их разделяют 40 км пролива Лаперуза, названного в честь бригадира французской армии, графа Жана Франсуа Гало де ла Лаперуза. Экспедиция Лаперуза стартовала из Франции, прошла Атлантический и Тихий океаны, дошла до Корейского полуострова и по Японскому проливу дошла до Сахалина, по Татарскому проливу поднялась на север, затем развернулась, прошла по проливу между Сахалином и Хоккайдо, через Курилы снова вышла в Тихий океан и погибла в юго-западной его части.

На мысе Крильон в 1883 году был построен маяк для безопасности судоходства. В 1896 году был построен новый маяк, оборудованный осветительным прибором французской фирмы "Барбье ет Бернад".

О самом главном. Откуда же взялось название "Крильон"? Лаперуз назвал мыс в честь генерал-полковника французской армии Луи де Бальбес де Бертон де Крийон (Крильон) знаменитого своей храбростью, вошедшей в поговорку (pends-toi, brave Crillon, on a vaincn sans toi).

Белые шары вдалеке это станция обнаружения самолетов и наведения авиации, а также радиолокационная станция 39-го радиотехнического полка воздушного наблюдения, оповещения и связи. Такие же можно видеть в .

Каждый год на Крильон устраивают пробег сахалинские джипперы.

Очень интересный рассказ из этих мест можно прочитать у lastdjedai .

День 1 .

Все участники встречаются на ж/д вокзале. Садимся в автобус и едем в Анивский район до устья р.Урюм. Реку будем переходить вброд, глубина по колено, местами по пояс. Для переправы переобуваемся в обувь которую взяли для водных переходов. После перехода переобуваемся и идем по лесной грунтовой дороге. После чего выходим на побережье в Кириллово. Далее наш путь проходит по песчано-галечному побережью.

На р.Тамбовка остановимся на обед.

После Тамбовки, ориентируясь на отлив, проходим прижимы. Во время отлива возле скал открывается берег и можно пройти не намокая.

Лагерь разбиваем на устье р.Максимкина. Дежурные готовят вкусный ужин. Возле костра будем знакомиться друг с другом.

Дневной километраж: 21 км.

День 2.

Утром дежурные готовят завтрак согласно раскладке и графика дежурств. После завтрака собираемся и выходим в путь. По дороге зайдем в меловой каньон, где падает 8 метровый водопад. А в скалах разместились гнезда стрижей.

На р.Кура встанем на обед. В устье реки расположено фермерское хозяйство, и можно увидеть пасущихся лощадей на берегу моря.

После обеда нас ждет переход до р.Могучи. Переход по песчано-галечному пляжу. Иногда прохождение возле скал по каменной тропке, как будто скала стекла на землю, образуя дорожку. Интересная скала встретится по пути, в народе именуемая - Драконом. Разноцветные скалы сложены мордой дракона, с открытой пастью и впадинами для глаз.

Очередной брод через р.Найча. Еще немного километров пути по песку и встаем лагерем на р.Могучи. Горячий ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 22 км

День 3.

После завтрака собираем лагерь и выходим в путь. Сегодня переход будет сложноват. Придется обходить м.Канабеева по бамбуку. Движение будет сильно затруднено. Прохождение 5 км займет 4 часа.

Мыс Канабеева очень красив. На самом мысу расположилась каменная арка, к которой ведет скальная терраса метровой ширины. Обязательно радиально зайдем для осмотра и фото. Требуется понимание безопасности, т.к. глубина моря возле мыса сразу достигает 5 метров.

Сегодняшний день завершится на заброшенном стане мыса Анастасии (нежилой п.Атласово). В море напротив мыса стоят две скалы, окруженные старым разрушенным японским пирсом. На самой большой скале когда-то японцами были установлены тории, синтоистские священные ворота в храм, обращенные на восток, в сторону восходящего солнца.

Возле места ночевки протекает р.Анастасия. Можно устроить постирушки, помывушки.

В 200метрах от лагеря, на побережье спадает красивый 20 метровый водопад.

Горячий ужин. Ночевка.

Километраж дня: 12 км.

День 4.

День предназначен для отдыха после перехода. Постирать вещи, высушить, помыться и просто отдохнуть. Релакс на мысе Анастасии с мягкими рассветами и огненными закатами.

День 5.

Утром, после завтрака, собираем лагерь и выходим. Сегодня путь держим до самого мыса Крильон.

Путь красивый, но имеет несколько переходов по валунам. Переходя такие прижимы, следует соблюдать осторожность, не торопиться и помогать участникам. В некоторых местах может понадобиться помощь в переносе сначала рюкзаков, а уже после налегке проходят участники. Мальчики проявляют активность и подают руку помощи. По пути нас так же ждет множество водопадов, от маленьких, до больших, от высохших до тонкой струйки до мощных водяных потоков. На обед встанем на домике возле водопада.

После обеда останется немного километров и мы наконец то в бухте м.Крильон! Разбиваем лагерь и готовим ужин. Так же собираем паспорта и инструктор идет отмечать группу у пограничников.

Внимание! Сотовая связь на Крильоне - Японская, съедает весь баланс не успев набрать номер.

Завтра нас ждет дневка и экскурсионные вылазки по мысу, по местам славы, и военных укреплений, маяк и памятник, подземные ходы и пушки.

Дневной километраж: 19 км.

День 6.

Дневка. День посвящен ознакомлению с историей крайней точки острова Сахалин. Весь день распланирован на радильные выходы, чтобы как можно больше охватить исторических достопримечательностей, связанных с периодом русско-японской войны.

Сегодня никуда не торопимся. Спим всласть. После позднего завтрака, приготовим обеденный перекус и пойдем гулять и осматривать достопримечательности Крильона.

Обход начнем с памятника воинам, погибшим при освобождении Сахалина и Южных Курил. В этой братской могиле похоронены 7 десантников. Далее пойдем осматривать ныне нежилые постройки, которые строили еще японцы и потом русские, все перемешалось на маленьком кусочке земли. Полазеем, поглазеем, и поспешим в укрепрайон. Ведь мыс Крильон-это один большой укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, окоп, пушек. По дороге поднимемся на большое плато, заросшее бамбуком, где спрятались в густой высокой траве пушки. Чуть поодаль виднеется козырек командного пункта, вот мы уже внутри.

Стены и ступеньки выложены японцами природным камнем, кладка сохранилась до сих пор, как новенькая.

Поднимемся наверх и перед нами весь пролив Лаперуза, как на ладони. Идем дальше, вот в подземном укрытии стоит целая пушка, все рычаги до сих пор в рабочем состоянии.

Внизу виден лаз, который уходит под землю, спустимся вниз, и перед нами откроется целый подземный мир. Множество комнаток, лазы. Переходы, лестница и мы опять наверху уже на другом конце полуострова, опять спускаемся вниз, снова наверх и опять в другом конце, по дороге встречаются пустые ящики из-под снарядов, старые койки, на стенах различные приборы, датчики, счетчики, дааааа, точно гулять тут можно неделями, чтобы все рассмотреть и найти все лазейки. Выползаем на свет белый и возвращаемся в лагерь. В лагере перекусим и вновь выходим на очередную прогулку по мысу. В хорошую погоду с Крильона можно увидеть Японию. И мы отправляемся на край мыса, а вдруг повезет и мы увидим Японию. Сначала перед взором откроется остров Ребун, а дальше остров Хоккайдо. При наличии бинокля можно разглядеть ветряные мельницы, которые светятся разноцветными огоньгами.

Возвращаемся в лагерь готовить ужин. И под обсуждение сегодняшнего дня наслаждаемся горячей пищей и вкусным чаем с баранками.

Дневной километраж радиальных выходов: 6 км.

День 7.

Утром, после завтрака, собираем вещи, одеваем рюкзаки и опять отправляемся по дороге обследовать подземные ходы и «изучать» боевую технику. Выйдем на огромную пушку, а в бамбуке спрятались з советских танка. Обследуем новые лазы, траншеи, найдем японские умывальники, которые сохранились в отличном состоянии.

Далее по дороге заглянем посмотреть на останки поста Сирануси. Пост был основан японским кланом Мацумаэ с острова Хоккайдо,предположительно в 1750-х годах, в 1850-х годах значение поста стало уменьшаться и пост в Сирануси был упразднен на том история поста закончилась. Есть информация, что на 1925 г. в селении Сирануси проживало 150 человек, имелось 36 домов. Сейчас на месте поста можно найти много объектов разных времен, принадлежащих, как Японцам, так и русским, постамент от памятника Кайдзима Киненто, площадки от здания японского поста, земляные валы, которые носили скорее всего оборонительный характер, бетонные сооружения, огневые точки 2 –й мировой войны.

Выше поста находятся развалины крабового завода и береговые батареи из танков ИС-3. Кстати танки законсервированы и находятся в отличном состоянии.

И вот на горизонте из тумана появляется « корабль-призрак». Красавец, вернее все, что от него осталось. Корабль разорван на три куска. Это сухогруз «Луга», который лежит здесь уже более 65 лет на отмели. Чайки и бакланы облюбовали останки корабля и устроили на нем птичий базар.

К осени 1947 года пароход-сухогруз « Луга» подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать «Лугу» поручили пароходу «Петр Чайковский», но упустили время и буксировку начали в конце октября. «Петр Чайковский» и «Луга» были подхвачены сверепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался и «Лугу» выбросило на полуостров Крильон между мысами Майделя и Замирайлова голова. Повреждения «Луги» были настолько велики, что ремонт был нецелесообразен и снимать с отмели ее не пытались, вот так и стал он домом для чаек и бакланов

Обеденный привал и фото на память. И снова в путь.

Множество медвежьих следов будут сопровождать нас в пути. Раньше на полуострове был заказник, охота и рыбалка в этих крах была запрещена, вот и расплодились тут мишки. Достаем дудки и дудим, обозначая, что мы тут идем.

На ночлег становимся на р.Замирайловка. Горячий ужин.

Дневной километраж: 14км.

День 8.

Утром после завтрака собираем лагерь, одеваем уже облегченные рюкзаки и выходим в путь. Сегодня путь частично проходит по перевалу, огибая мыс Кузнецова, так как там непроходы. Дорога через перевал в хорошем состоянии и не составит сложностей для перехода.

Мыс Кузнецова – один из природных памятников о. Сахалина, название свое получил в честь капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 г. для охраны Российских границ.

Выходим к фермерскому хозяйству. Останавливаемся на обед.

Во время обеда сходим посмотреть на японский столбик с иероглифами.Таких столбиков много осталось по Сахалину, на нем указана высота над уровнем моря.

После обеда продолжаем путь до мыса Виндис, где разобьем лагерь. Ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 17 км.

День 9.

Утром, после завтрака, отправляемся на г.Коврижка.

Гора Коврижка получила свое название из-за своей формы ввиде тортика, находится она на мысе Виндис. В переводе с айнского языка, как «скверное жилище». Мыс находится в 35 км. от пос. Шебунино, сама Коврижка возвышается над уровнем моря на высоте около 78 м., имеет практически идеальную круглую форму с диаметром более 100 м. Абсолютно плоская вершина Коврижки известна тем, что на ней были найдены археологические стоянки древнего человека. Есть версии, что эта природная постройка использовалась Сахалинскими аборигенами в качестве крепости, где они спасались от нашествия чужаков, может именно поэтому и название « скверное жилище».

Подъем на Коврижку очень крутой, на нее можно попасть только по канату, который натянут добрыми людьми. Преодолевая страх, поднимимся наверх и перед нами откроется головокружительный вид! Виден почти весь Южно-Камышевый хребет с одной стороны, а с другой мыс Кузнецова.

Обед и ужин в лагере. Ночевка.

День 10.

Утром после завтрака собираем лагерь, одеваем рюкзаки и выходим в путь.

Сегодня пройдем через старую заброшенную деревню. Которая впечатляет сохранившимися домами на берегу моря в глуши, где нет путей сообщения.

По пути очередной брод р.Перепутка. Во время дождей уровень воды сильно поднимается, что может создать препятствие. Но мы уже прошли много рек и речечек, и эта речка нам не препятствие!

Пообедаем на речке и продолжим путь до р.Брусничка. Путь проходит по песчаному пляжу.

В устье р.Брусничка разбиваем лагерь. Ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 16 км

День 11.

Завтрак. Сборы в дорогу. День выхода с похода. Последний рывок. Жаль раставаться с красотой Крильона. Много мест нехоженных и неизведанных нами остается позади. А значит есть повод вернуться!

В Шебунино будет ожидать автобус, который отвезет нас в Южно-Сахалинск.

Дневной километраж: 22 км.

День 12.

Запасной день. На случай непогоды, приливов и усталости участников. В случае хорошего темпа прохождения маршрута будет использован как дополнительная дневка или как дополнительный день для распределения километража по силам участников.

Вынужденный отстой

Ночью начался дождь и шел до 3 часов дня. Весь день небо было затянуто сплошной пеленой туч. В такую погоду можно было нормально ехать по асфальту, но ползти по мокрым камням с байками… Реальнее было переломать ноги на камнях, чем двигаться вперед. До обеда спали, каждый час, проверяя погоду. После обеда начали вылезать из палатки и тупить под моросящим дождем. Когда дождь кончился - разожгли костер и сделали пищу. Часов в 6 разъяснило, еще через полтора часа камни просохли и мы решили, чтобы завтра не переться по камням со всем своим скарбом, утащить байки налегке за соседний мыс, запрятать их там и завтра до них идти только с кулями. Сказано - сделано.

За полтора часа оттащили байки сразу за 2 соседних мыса. Эти скалы были самыми сложными за весь путь по побережью Анивского залива. Приходилось залезать свободным лазанием на утесы по 2-2,5 метра, передавать байки, скакать или лазать между курумов размером с машину или залезать в воду, чтобы обойти камни.

Восход в заливе Анива

Байки оставили между камней на последнем мысе. С него уже было отлично видно казарму пограничников и маяк на Крильоне и даже зеленый вагончик. По словам рыбаков с Петровки, там была провешена веревка к нему по крутому бамбуковому склону и от него начиналась дорога к маяку. Смеркалось… На обратном пути я, слезая со скалы на мокрый камень, поскользнулся и упал. Приложился челюстью о тот самый камень и в результате получил легкий сотряс с шумом в голове и тошнотой до утра, да рваную рану на подбородке с оторванным на 1,5 см клочком кожи. Рану обрили и аккуратно заклеили здоровенным куском лейкопластыря. Так с этим белым флагом на бороде я 2 дня Крильон и штурмовал…

К 9 вернулись на бивак, уже в сумерках. Вечером стало ясно, что продуктов взятых на 5 дней на периметр п-ова Крильон нам не хватит. Частично нас спасли от голода рыба из рек и 6 банок свиной тушенки от Игоря с Атласова. Но ситуация не радовала.

6 день, 13.08.12 - дневка с прогулками по пляжу туда-обратно.

Штурм крепости Крильон

Ясно, солнечно, сухо, бриз с моря… Совсем другое дело! С утра настроение боевое, настроение увидеть мыс Крильон. Самое забавное, что от мыса до места нашей ночевки всего 7 км по прямой, но что нас ждало на них! Забегая вперед, скажу что, добрались мы до мыса к вечеру, двигаясь без обеда весь день…

Итак, штурмовая бригада выдвинулась в направлении рубежей на южном берегу пролива Лаперуза в 9:10 утра 14 августа 2012 г. Погода была отличной - солнечно, жарко, ясно, бриз. Со скоростью стремительных улиток с велорюкзаками перелезли скалы, где я вчера расшибся, и дотащились до своих байков. Дальше начали челночить уже с байками по скалам и пляжным валунам до подъема к вагончику. Это редкостная пытка - таскаться туда-обратно с вещами и байками по такому рельефу… Метров за 200 до веревки на прибрежных камнях покоится остов от гусеничного транспортера, скорее всего ГТТ, на котором наш гиперактивный завхоз изволил фотографироваться. Сразу видно, что гусеничный транспортер - хреновая подводная лодка… Кроме этого артефакта прошли мимо еще одно крупное лежбище котиков и островок, усыпанный бакланами.

Ну вот как-то так!


Подъем до вагона недлинный - метров 20, но крутой. Именно поэтому там висит веревка. Еще есть неудобства - вода течет по склону, создавая местами болото прям на склоне. Да, и еще наше любимое - бамбук выше колена. С байками в руках, хватаясь за веревку и чавкая в грязи, подниматься - что в гамаке стоя трахаться, но еще только полдень, погода отличнейшая и Крильон видно уже совсем рядом - поэтому на сегодня это наш метод. Вагон стоит в 10 метрах от края склона на монотонном поле бамбука и дорога, уходящая от него вверх и на юг видна лишь потому, что цвет бамбука в колее отличается от окружающего. Отсюда до мыса по прямой совсем немного - километра 3, но именно на них начинается самое интересное действо. И мы снова покидаем пляжи ради джунглей…

Пошли по дороге: рюкзаки на плечах, байками прокладывая через бамбук себе тропу. Вглубь острова бамбук становится все выше и выше, а дорога уже начинает угадываться чисто интуитивно. Добравшись до края леса, мы уже почти потеряли дорогу и оказались по плечи в густых зарослях. Вперед отправили нашего Рэмбо… Серега не стал долго думать - он взвалил себе байк на загривок и, держа его обеими руками за головой, начал своей широкой грудью прокладывать дорогу сквозь стену бамбука. Мы за ним… Но тропа никак не получалась, поэтому фактически каждый идя в 2 метрах друг за другом по новой байком и телом раздвигал бамбук. Зато падать было приятно - просто мешком вис на зарослях и мягко ложился на них, не доставая земли.

На первой же поляне, за полосой низкорослого корявого леса мы наткнулись на танк. Это уже не вбетонированная башня от Т-54, как за Таранаем, а целый «тигробой» ИС-3, на бетонной яме и без двигателя. Но из зарослей торчит только башня с длинным массивным пушечным стволом. Недалеко от танка вход в бетонный бункер, с трудом угадываемые окопы и торчащие из бамбука деревянные столбы и куски колючей проволоки... В 3 метрах от танка случайно наступаем на несколько десятков укупорок от 122-мм снарядов, валяющиеся в зарослях - разломанные высохшие ящики с облупившейся краской.

Боевые наблюдения: Тяжелый танк ИС-3.

Танки ИС-3 (с нарезной 122-мм пушкой Д-25Т), названные в честь Иосифа Сталина, выпускались с 1945 по 1946 гг. и являлись развитием танка ИС-2. ИС-3 предназначались для борьбы с немецкими тяжелыми танками и укрепрайонами. Снаряд 122-мм орудия ИС-2 и ИС-3 пробивал лобовую броню немецких тяжелый танков «Тигр» и «Пантера» с 2 км. Но выпущенные в самом конце войны ИС-3 так и не успели повоевать с немецкими коллегами.

На Сахалин и Курилы танки были завезены в рамках войны с Японией. После войны танки были оставлены в качестве береговых батарей на сопках вдоль побережья островов, двигатели демонтированы, а между танками проведены системы окопов и коммуникации. Обтекаемая башня танка и лобовая часть корпуса имеют бронирование в 110 мм, так что уничтожить такой ДОТ можно только прямым попаданием авиабомбы или крупнокалиберного бронебойного снаряда. Большая часть танков в данное время находится на консервации или заброшены: затворы орудий сняты, всё оборудование и зенитные пулеметы демонтированы, заварены все люки, кроме башенных и люка в полу. На некоторых стволы орудий забиты солидолом.

ИС-3 на восточной стороне Крильона

Еще 100 метров за 15 минут и на соседней поляне за лесом еще 2 таких же танка. Все они открыты, в пару из них мы с Серегой залезли и поиграли в танкистов… или подводников… или спелеологов… Ввиду труднодоступности внутри они неплохо сохранились - краска осталась, ржавчины не так много, остатки недемонтированных приборов, ручки, рычажки…

Танки - это здорово, прикольно, интересно, но нам надо двигаться дальше к южной границе нашей родины. У последнего танка дорога окончательно потерялась, и бамбук превратился в 3-х метровый сплошной забор, из-за которого не видно даже куда идти. Поперли по азимуту в сторону мыса напролом, но через 30 метров оказались на краю оврага в бамбуке высотой уже 3 метра и диаметром в палец на уровне пояса. Залезаем на дерево с Серегой для обсервации - за оврагом видны следы колеи на бамбуке и какая-то техногенная куча из досок и пустых топливных бочек, но овраг… Овраг нам не преодолеть - его дна просто не видно из-за джунглей, а на соседний склон мы имеем реальные шансы просто не подняться с байками. С особым геморроем возвращаемся 30 метров до поляны, оставляя по дороге в зарослях байки, т.к. в бамбуке их просто так не развернешь. Солнце жарит нехило, в зарослях ветер не чувствуется - пекло знатное… Оставляем парней стаскивать байки, рюкзаки и тела в кучу недалеко от танка и отдыхать, а сами с Серегой идем на разведку с GPS-ником вглубь полуострова.

На разведку мы сходили 500 м туда и 500 обратно… за час! Налегке! Эта гребля по бамбуку убивает… Несколько раз приходилось залезать на деревья, чтобы увидеть хотя бы что творится поверх бамбука. Но мы сделали две находки: мы увидели 2-х этажное здание и «шарики» (это радиолокаторы РТР на м. Крильон), собственно от них должна была быть нормальная дорога до самого мыса и второе, что мы нашли - это способ перемещаться по бамбуковым зарослям. Дело в том, что бамбук подавляет все, что может расти с ним вместе, кроме деревьев. Так вот под черными хвойными елками темно и бамбук под ними или ниже или вообще не растет. Таким образом, перемещаясь примерно в стиле броуновского движения от хвойного леска к леску можно гораздо легче выйти к «шарикам».

Вернулись к Коляну, Антохе и Димычу, они были потные, усталые, угрюмые, рядом на бамбуке висели наши байки. Шел 16-й час этих суток… Обе хорошие новости были очень кстати! Мы похватали наш скарб и полезли в ближайший лесок. Ориентируясь по GPS, стали двигаться от леска к леску в сторону здания. Все это напоминало какие-то партизанские операции времен 2-й мировой. До бугра, на котором стояло здание и где находилась дорога, оставалось уже метров 100, когда мы вылезли из последнего леса и оказались снова в 2-х метровых зарослях на краю оврага, того же оврага что и прежде, только выше по течению. Тут он был всего метров 5 в ширину, и на том краю уже виднелось какое-то подобие тропинки наверх к зданию.

Штурм оврага оказался тоже довольно нетривиальной задачей - его борта, поросшие бамбуком, были почти отвесные, а дна не было видно. Мы с Серегой тупо свалились в двух местах метрах в 5 друг от друга в овраг, хватаясь на стволы бамбука, и нашли там пустое, грязное русло от ручья. Далее переправа осуществлялась следующим образом: я вылез на соседний борт оврага, а Димыч, Антоха и Колян стали сбрасывать в овраг Сереге байки и рюкзаки и прыгать сами туда. После этого Серега закрепился на небольшой заросшей ступеньке и по цепочке через него стали передавать мне наверх наши запчасти.

Бамбуковый ад!

Выбравшись из оврага и поднявшись по склону вверх, мы получили «Аллилуйя!», а точнее укатанную ровную площадку из глины, на которой лежали штабелями или были просто разбросаны сотни пустых бочек от топлива. Что называется: «вошли с черного входа» и сразу на бочечную мусорку - это не повод для радости, но какое же это было счастье!!! Ведь от нее шла дорога на мыс. Грязная глинистая дорога с лужами, но ДОРОГА!!! Та, по которой можно ездить на байках. Времени было 17:20, т.е. мы почти весь день провели в зарослях бамбука и на каменных пляжах залива Анива, а преодолели всего около 5 км. Результативность сногсшибательная! Но лично я чувствовал себя героем и все остальные тоже. И даже, наверняка, где-то в глубине души циник и подонок Фома тоже торжествовал, и его распирало изнутри не давление кишечника, а ядреная велотуристская гордость за проделанную работу!

 

Возможно, будет полезно почитать: