Королевская тропа. Как попасть и пройти. Королевская тропа в испании Тропа короля в испании высота

Королевская тропа или «Дорога смерти»

Пусть вас не вводит в заблуждение благородное название «Королевская тропа» (исп. Caminito del Rey) , рождающая в голове ассоциации с ухоженной тропинкой, устланной ковровой дорожкой, в обрамлении благоухающих садов и цветников, с охраной в сверкающих доспехах. Сегодня речь пойдет совсем о другой тропе, по которой до недавнего времени пробирались не с короной на голове, а в каске альпиниста, обвешанные скалолазными карабинами, веревками и прочими страховочными устройствами.

Королевская тропа. Фото: © shutterstock.com

Любители экстрима находятся в постоянном поиске новых мест, как природных, так и созданных искусственно, где можно получить очередную дозу адреналина. Одним из таких необычных творений человека является возведенный вспомогательный проход для рабочих при строительстве плотины гидроэлектростанции Конде-дель-Гуадалорсе в испанской провинции Малага в Андалусии в начале прошлого века.

ДОРОГА НА СКАЛЕ

Окрестные горы считаются одними из самых красивых природных мест Малаги. Неподалеку от деревни Эль-Чорро река Гуадалорсе вырезала в известняково-доломитовых скалах трехкилометровое узкое ущелье, называемое Десфиладеро-де-лос-Гаитанес и достигающее в некоторых местах ширины 10 и глубины 700 метров. Такой вот весьма непростой рельеф местности, где вознамерились соорудить передовое для тех времен гидросооружение, поставил перед строителями задачу облегчения передвижения рабочих к месту стройки, подвоза материалов и контроля за отсыпкой дамбы. Поэтому было решено проложить навесную тропу по стенам ущелья, протянувшуюся с одной стороны на другую.


Ущелье Десфиладеро-де-лос-Гаитанес. Фото: © angellico11 / flickr.com

В 1901 году, что называется, забили в гору первый костыль, и через 4 года строительство тропы было закончено. По своей конструкции она представляла собой прикрепленные к металлическим подпоркам рельсы с уложенными поверх бетонными плитами. Протяженность пути составляла почти 3 километра, а ширина полотна в отдельных местах – всего 1 метр, причем расстояние до земли в самой высокой точке тропы было около 100 метров. Само собой разумеется, тропа была оборудована ограждениями и перилами, поэтому передвигаться по ней можно было с относительной безопасностью.

Ущелье Десфиладеро-де-лос-Гаитанес до начала строительства Королевской тропы на почтовой открытке конца XIX века. Источник: caminitodelrey.info

Начало строительства Королевской тропы. Фото из коллекции Педро Канталехо Дуарте. Источник: caminitodelrey.info

Но как за этим сугубо утилитарно-техническим сооружением закрепилось гордое название «Королевская тропа»? На момент начала ее возведения испанскому королю Альфонсо XIII было всего 15 лет, и он вряд ли имел хоть какое-то отношение как к тропе, так и гидросооружению в целом. Зато через двадцать лет, в 1921 году, когда происходила торжественная укладка последнего каменного блока плотины, монаршая особа почтила своим присутствием сие мероприятие и даже изъявила желание совершить променад по расположенному на головокружительной высоте маршруту, любуясь бушующей у подножия скал рекой и открывающими живописными пейзажами. Вот с этого момента тропа и получила королевский «титул», коим ее величают и по сей день.

Прибытие короля Испании Альфонсо XIII на плотину Конде-дель-Гуадалорсе в 1921 году. Фото из архива Фонда Севильяна-Эндеса. Источник: caminitodelrey.info

Плотина Конде-дель-Гуадалорсе на почтовой открытке первой половины XX века. Источник: caminitodelrey.info

«БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА»

Королевская тропа за годы своего существования не могла не обрасти всевозможными легендами и домыслами. Самая главная байка – дорогу построили приговоренные к смертной казни заключенные в обмен на аннулирование жестокого приговора. Сообщу тем, кто не в курсе – единственным способом казни в Испании в те времена являлась гаррота. Это «законное» орудие умерщвления преступников представляло собой металлический обруч, надеваемый на шею осужденного, который палач затягивал сзади винтом, постепенно удушая привязанную к столбу жертву. Никаких надежд на быструю и легкую смерть. Поэтому «смертники» якобы охотно записывались в строители навесной тропы, надеясь избежать подобной средневековой экзекуции. Те же, кто срывался вниз с высоты 100 метров, получали стремительное избавление от мирской суеты, проведя последние секунды жизни в свободном полете. И теперь их призраки бродят по ущелью, завывая и пугая туристов.

Но вынужден буду разочаровать любителей сверхъестественного и паранормального. За время возведения навесной тропы не погиб ни один строитель. Да и не было там никаких заключенных и приговоренных. В высотной стройке были задействованы отставные военные моряки из Малаги, служившие на парусных судах. «Трепал нам кудри ветер высоты, и целовали облака слегка» – это и про них. Постоянная работа на верхотуре корабельных мачт научила их снисходительно поплевывать сверху на «мазуту сухопутную», у которой страх высоты вызывает головокружение, дрожь в коленях и слабость в желудке.


Вид на ущелье с высоты Королевской тропы. Фото: © Manuel Puentes Rojas / flickr.com

Кстати, после окончания строительства плотины Королевская тропа еще долго служила верой и правдой жителям Эль-Чорро и других близлежащих деревень. Отныне дети могли гораздо быстрее добираться до школы, женщины – до продуктовых магазинов, а мужчины – ну, конечно, до своих любимых баров. Движение по тропе не прекращалось ни днем, ни ночью, причем не только пешком, но и на велосипедах и даже лошадях.

Видимо поэтому возникла еще одна легенда, которую гиды пытаются навешать на уши доверчивым туристам. Это байка о некой прекрасной англичанке, которая, будучи замужем за одним из местных сеньоров, не выдержала тягот и лишений супружеской жизни в испанской глубинке и верхом на коне на всем скаку сбросилась с тропы вниз. «В общем, все умерли…»


После окончания строительства ГЭС местные жители активно пользовались Королевской тропой. 30-е годы XX века. Фото из коллекции Педро Канталехо Дуарте. Источник: caminitodelrey.info

«БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ…»

Как говорится, ничто не вечно под луной. Вот и Королевская тропа, которую с момента окончания строительства так больше никто и никогда не ремонтировал, постепенно ветшала и приходила в запустение. Для владельцев гидроэлектростанции она утратила свое предназначение, ну а местную администрацию, как это обычно бывает, мало заботили нужды и чаяния собственного электората.


Разрушенный пролет Королевской тропы. Фото: © Matthew Karsten / expertvagabond.com

Со временем сваи и рельсы, составляющие основу тропы, стали ржаветь, расшатываться и утрачивать свою прочность. Бетонные плиты крошились, кусками обрушиваясь вниз. Настил зиял огромными дырами, а металлические перила и ограждения разрушились и попросту отсутствовали. Прохождение по Королевской тропе стало смертельно опасным и, казалось, что на этом она прекратила свое существование.


Ветхие бетонные плиты Королевской тропы. Фото: © David Domingo / flickr.com

Однако, именно в таком своем состоянии тропа получила широкую известность среди любителей острых ощущений, «возродившись» из небытия. Профессиональные искатели адреналинового блаженства со всего мира принялись с энтузиазмом покорять рискованный маршрут. Следом за ними неизбежно потянулись прочие безбашенные дилетанты, предвкушая возможность сделать крутые сэлфи над пропастью. Королевская тропа вновь «заработала»! В неофициальном рейтинге самых опасных мест Испании она прочно заняла верхнюю ступень пьедестала, а некоторые присваивали ей и первое место в мире!

Покорители Королеской тропы. Фото: © Eivind Andås / flickr.com

Покорители Королеской тропы. Фото: © Gabi / flickr.com

При таком ажиотажном интересе к покорению Королевской тропы вероятность несчастного случая была вопросом времени. Так оно и случилось. В 1999 году произошла первая трагедия со смертельным исходом. В следующем году уже четверо горе-экстремалов внесли свой посильный вклад в летопись новой «черной» легенды Королевской тропы. И думаете, что кого-то это остановило? Щаз! Аура реальной опасности маршрута только плеснула «керосинчика» в костер нездорового хобби адреналиновых фанатов, которые отныне стали называть тропу не иначе, как «Дорогой смерти».


«Что бы ты ни делал, не смотри вниз!» – совет от бывалого экстремала Мэттью Карстена, который покорял Королевскую тропу в сланцах на босу ногу. Фото: © Matthew Karsten / expertvagabond.com

Администрация провинции Малага, справедливо решив, что пять смертельных случаев на Королевской тропе – это уже перебор, запретила ее посещение под страхом штрафа в 600 евро. Однако это еще не самая большая сумма. Совсем близко от тропы проходят железнодорожные туннели и акведуки скоростных поездов. Так вот, если вас обнаружат где-то на них или возле них, там вас будут ждать совсем уже дикие санкции – от 6˙000 до, приготовьтесь, 30˙000 евро! Кроме того, были искусственно разрушены несколько пролетов тропы с обеих сторон маршрута, чтобы пресечь опасные прогулки. Но, как вы уже, видимо, догадались, эти меры не остановили паломничество экстремалов на «Дорогу смерти», зато отсекли значительный контингент «любителей». Теперь попасть на Королевскую тропу можно было только обладая альпинистским снаряжением и мало-мальскими навыками скалолазания. И с этого момента, надо сказать, несчастных случаев со смертельными исходами на тропе больше зафиксировано не было.

Скалолазы готовятся преодолеть разрушенный участок Королевской тропы. Фото: © Rod Kirkpatrick / flickr.com

Снимок на 30 тысяч евро. Такую сумму штрафа мог заплатить фотограф, если бы его заловили в охранной зоне железной дороги возле Королевской тропы. Фото: © Eiker86 / flickr.com

На волне всеобщего интереса к Королевской тропе некоторые туристические фирмы обращались к властям с просьбой разрешить официально проводить скалолазные туры по этому опасному маршруту. Они готовы были за свой счет организовать профессионально подготовленную трассу с точками страховки, с протянутыми по всей длине стальными тросами, но получали неизменный отказ. Поэтому весь туристический бизнес на Королевской тропе существовал (а он существовал!) в «тени». Предложений по организации экстремальных туров было хоть отбавляй. «Идеальное место для путешественника, желающего открыть для себя один из самых красивых горных пейзажей провинции Малага и испытать грандиозное и безопасное приключение!» – такими объявлениями завлекали туристов в интернете. Ключевое слово здесь – «безопасное». Другое предложение звучало так: «Все, что вам нужно, это вода, удобная обувь для ходьбы, солнцезащитный крем и хорошее чувство юмора!» Ни слова о мертвых альпинистах, ни слова о запретах и штрафах. Фирмы предоставляли полную экипировку, а группы водили опытные инструкторы-скалолазы. И ни Гражданская гвардия, ни местная полиция не могли полностью перекрыть этот поток желающих поставить на кон свою жизнь.


Королевская тропа. Фото: © littlecow77 / flickr.com

НОВАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВСКОЙ ТРОПЫ

2006-ый год стал для Королевской тропы поворотным моментом. Видимо поняв, что поток желающих «отметиться» на Дороге смерти никогда не иссякнет, андалузские власти приняли решение начать работы по восстановлению культового сооружения. В 2009 году прошел конкурс проектов реставрации тропы. Решено было оставить старую полуразрушенную навесную дорогу в том виде, в каком она сохранилась до наших дней, и возвести полностью новую тропу поверх нее. Таким образом, старая тропа навсегда осталась памятником техническому мастерству предыдущих поколений в назидание, так сказать, потомкам.


Обновленная Королевская тропа. Фото: © albertoadpm / flickr.com

Бывалые экстремальщики, конечно же, встретили эту новость без энтузиазма. «Позорное решение, – так выразился один из них. – Реконструкцию Королевской тропы можно сравнить с кастрацией. У нее отнимут самое ценное – способность вызывать неповторимые острые ощущения. И я уверен, что нас еще и заставят платить за то, чтобы мы могли пройти по ней!» Кстати, в последнем он оказался прав, но вот с остальной аргументацией можно поспорить. Тем, что раньше было достоянием горстки смельчаков, теперь могут пользоваться все, даже бабушки с дедушками, причем безо всякого риска для жизни.


Толпы туристов без риска для жизни прогуливаются по новой Королевской тропе. Фото: © Ricardo Fernandez / flickr.com

28 марта 2015 года после четырехлетней реконструкции произошло торжественное открытие новой Королевской тропы. Когда устроители «аттракциона» запустили онлайн-бронирование желающих побывать в некогда смертельно опасном месте, то за несколько минут с начала работы сервиса его одновременно посетило около 10 тысяч человек. Сервер, нетрудно догадаться, тут же «упал». За первые полгода по крепкому деревянному настилу нового дорожного полотна прогулялось более 300 тысяч новоявленных «альпинистов», как положено – в касках, без них на тропу не выпускают! Местные власти потирают руки и подсчитывают доходы (измеряющиеся несколькими десятками миллионов евро) от нового туристического направления. При этом популярность маршрута продолжает набирать обороты. А знаменитый во всем мире туристический путеводитель Lonely Planet назвал Королевскую тропу одной из самых интересных достопримечательностей, появившихся в 2015 году.

Добавить в Анти-Баннер

Эпиграф

«Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?-
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
— Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! -
Рассмеялась ты и взяла с собой.»

Текст песни Владимира Высоцкого.

Королевская тропа в провинции Малага покорилась гиду из Севильи!

Круговерть рабочих будней лишает сна, истощает запасы энергии, понижает жизненный тонус, повышает забывчивость, ухудшает аппетит! И вот как гром среди ясного неба, как пир во время чумы, как залп «Авроры» прозвучала новость: открыта «Дорога Короля».

Разумеется, я не могла пропустить такое событие и в числе «почти первых» купила билет и на прохождение горной тропы и на поезд из Севильи до станции Эль Чорро! renfe.com

Начало пути было прекрасным и беззаботным!

Меня переполняли самые светлые чувства, тем более что вдоль реки то здесь, то там сидели парочки в обнимку. По всему видать — рыбаки!


Заплутав на лесных тропинках, оказались перед блок-постом на два часа позже, чем было указано в билете. Помня о том, что нападение лучший способ защиты, сходу напала на «незнаюкоговформе».
— Где у вас указатели в лесу?

— Почему красных флажков нет?

— Газировку никто не продает!

От жары и жажды можно протянуть ноги заслуженным гидам севильского трудового фронта!

Угомонилась только, когда на меня надели каску цвета мороженного. Стало спокойно, но не надолго!

Посмотрела вниз! Страшное дело! Первый раз в жизни захотелось закурить!

Дрожащими руками достала фотоаппарат! Нужен репортаж!

Прижимаясь спиной к стене, делаю первые пробные снимки. Притихла и уже не оттачиваю свое остроумие на бедных окружающих. От увиденного настоящий шок, который можно сравнить с состоянием моей кошки — Сонечки, когда она первый раз увидела себя в зеркале!

Как мне, простой блондинке из белорусской глубинки, рассказать своим читателям и читательницам, что «председатели трех испанских колхозов»: Алóра, Ардалес, Антекера восстановили уникальный маршрут 100-летней давности, названный Дорогой Короля, для нас, простых туристов.

Бюджет на восстановление дороги составлял 7 миллионов евро.

По сути это был обычный путь шахтеров к месту своей работы. Королевской дорогой он был назван в честь Его Величества Альфонсо XIII, прибывшего на открытие плотины Кондедель-Гвадалорсе.

Ущелье плавно переходит в живописную долину. Дыхание воcстанавливается, силы возвращаются.

Вот там, вдалеке две скалы! Наш путь к ним, родимым!

Вместе весело шагать по просторам! Дорога кажется игрушечной!

Маки пробивают скалистую почву!

Глядя на всю эту окаменелую красоту, хочется сочинять стихи! А почему нет? Агния Барто может, а я нет!

Да! Стоит вырваться из шумного города, с его новым стратегическим мышлением, вечной борьбой на тонком уровне янь и инь, танцами в платьях с красными горохами, спешащим впасть в безбрежный океан Гвадалкивиром, имперскими замашками столичных жителей, всеми его хамонами, хересами, чтоб вот так постоять над пропастью и как закричать на всю мощь голоса, отработанного за много лет работы:

« А-а-а-а-а!» Уважаемые путешественники! Замечательная антистрессовая прогулка!

На отвесной скале видны два уровня дороги. Старый и новый. Долгое время старая шахтерская тропа не обслуживалась. Перила исчезли, пешеходные настилы провалились. Но опасность только подогревала интерес к этому ущелью. Скалолазы считали этот маршрут одним из самых сложных в Европе.

Был введен штраф 6000Е для тех, кто, невзирая на запреты, пытался самостоятельно пройти этот путь.

«Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья»

Все запреты не принесли результата. И после гибели в 2000 году трех молодых людей было принято решение о восстановлении дороги.

Висячий мост между скалами — это песня!

Песня Буревестника!

«Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!»

Смеялась я недолго. За поворотом ждал последний «лакомый» кусочек пути! На отвесной скале дорожка поднималась, опускалась, потом опять поднималась. За бортом было всего +23 градуса по Цельсию, но и они добавляли героизма в мой и без того великолепный день! Жарко! Учитывайте это при планировании маршрута в летние месяцы. Только утром!

Позади несколько километров потрясающей красоты! А впереди заслуженно ждет меня сегодня бокал белого мускатного. Добраться только б живой!

Королевская Дорога (Caminito del Rey) расположена в Национальном парке Ардалес. Река Гвадалорсе, на которой в 1921 году построили плотину, создает три водохранилища.

Lonely Planet в 2016 году рекомендует Дорогу Короля как самый увлекательный пешеходный маршрут! Общая протяженность маршрута 7,7 километров, из них 4,8 км по лесным тропам и и 2,9 км по деревянным дорожкам на отвесных скалах. Маршрут линейный, не круговой. Поэтому возвращение к тому месту, откуда начинался маршрут может быть или пешком, или на автобусе.

Расписание автобуса есть на сайте королевской дороги, а если нужно идти к ж/д станции, то после окончания маршрута нужно пройти еще 2 км пешком.
Всю информацию по подготовке маршрута можно найти на сайте http://www.caminitodelrey.info/en/#1
Заказать билеты:
https://reservas.caminitodelrey.info/
Работает маршрут все дни недели, кроме понедельника.

Приглашаю на экскурсию по Малаге, Севилье и Андалусии!

Материал подготовила Раиса Синицына — русский гид в Испании, гид в Малаге, Севилье, Кордобе.

Экскурсии с русским гидом в Андалусии, индивидуальные экскурсии с русским гидом по Андалусии.

Чтобы связаться с гидом, задать вопрос, получить консультацию —

почта: [email protected]

телефон: +34 690240097 (WhatsApp/Viber)

Королевская тропа / El Caminito del Rey (Эль Каминито-дель-Рей) известна как самая опасная дорога в мире: до 2015 на ней произошло несколько трагических случаев, когда любители острых ощущений срывались со скалы. На фото видна старая разрушенная тропа, которая расположена прямо под новой.

Было решено превратить это красивое место с разрушенной старой тропой в круглогодичный туристический аттракцион, который открылся 29 марта 2015 года. После открытия Королевская тропа попала в рейтинг Lonely Planet как лучший новый аттракцион 2015 года. За прошедшее время интерес к ней только растет, поэтому билеты на тропу нужно покупать сильно заранее. Продажа открывается за 3 месяца, и билеты на самое удобное время заканчиваются быстро.

Доехать до Королевской тропы можно из Малаги на поезде, который ходит всего два раза в день: в 10.05 и 16.48, но последний для наших целей не подходит. Так что прибываем на станцию El Chorro в 10.47. Соответственно билеты нужно брать не раньше 12.00, чтобы никуда не торопиться. Обратно электричка уходит в 15.13 и прибывает в Малагу в 15.52. Этого времени более, чем достаточно, чтобы все успеть. Мы успели довольно долго посидеть на станции, попить пива, пока ждали поезда. Стоимость билетов туда-обратно 9,70 евро (пишу актуальную цену на февраль 2018).

По приезде на станцию всех, выходящих в Эль Чорро, уже ждет автобус, который и отвезет вас к северному входу на тропу. Раньше было возможно начинать прогулку и с южной стороны, от Эль Чорро, но сейчас эту возможность закрыли. Автобус поднимается по серпантину вверх, так что, гуляя по тропе, вы будете постепенно возвращаться вниз. Рекомендую сразу покупать билет на тропу с билетом на автобус на сайте caminitodelrey.info . Как показывает практика, первыми заканчиваются билеты на тропу, попадающие в промежуток времени, который дает электричка (с 11.30 до 13.00).

Как купить билеты на Королевскую тропу

Кликаем на кнопочку «Book tickets», попадаем на эту страницу:

Выбираем дату и тип билета «General ticket» (вместе с временем сеанса), внизу нужно будет выбрать билет с трансфером на автобусе за 11,55 евро (без трансфера он нам не нужен). Жмем на оранжевую кнопку и попадаем на следующий шаг:

Здесь заполняем наши личные данные, особенно внимательно — e-mail, на который придут наши долгожданные билеты, и дальше переходим к оплате, все просто. Не забудьте взять с собой распечатку билета!

Прогулка по Королевской тропе

От автобусной остановки вам придется пройти примерно три километра (приблизительно 30-40 минут) до начала тропы. Там же, на автобусной остановке, есть ресторанчик (если будет нужно дожидаться своего сеанса). Дальше уже никакой еды вам не предложат, кроме орешков на входе. К началу тропы мы пришли за 20 минут до нашего сеанса (у нас были билеты на 12.00). Мы нигде не задерживались, сразу от автобуса пошли к тропе.

На первом фото виден белый домик, это и есть начало Королевской тропы. Там всей группе раздадут каски (защитят голову, если вдруг будут срываться камни), проверят обувь (в шлепках на тропу не пустят, на этот случай там продаются кеды), поведут подробный инструктаж и ровно в назначенное время откроют турникет. Путешествие начинается!

Королевская тропа проходит вдоль обрывистых скал ущелья Эль Чорро. Она была построена в течение 1901-1905 года для рабочих, обслуживающих гидроэлектростанцию.

Тропа началась от железнодорожных путей и проходила через Десфиладеро-де-лос-Гайтане. Во время строительства водохранилища в 1914-1921 годы главный инженер проекта Рафаэль Бенджумеа решил реконструировать мост между двумя сторонами ущелья. Теперь две скалы, соединенные так называемым Balconcillo de los Gaitanes, являются самым известным видом в провинции.

Королевская тропа получила свое название в 1921 году в честь посещения открытия водохранилища королем Альфонсо XIII.

Весь путь занимает 2,9 км, вы пройдете по дорожке шириной 1 метр и подниметесь более чем на 100 метров над уровнем реки.

Общая протяженность дополнительного пути, который нужно будет пройти до и после выхода с тропы составляет 4,8 км. На все протяжении пути вас будут окружать скалы высотой более 400 метров.

Сосновые леса Алеппо, дубы, эвкалипты, можжевельник — буйная растительность окружает на протяжении всего пути.

Здесь можно понаблюдать за стервятниками (если повезет), орлами, а также горными козлами, лисами, кроликами, сони.

Ущелье было единственным железнодорожным путем в Малагу — железнодорожные пути проложили по тоннелю в восточной стене ущелья. На поезде, едущем из Малаги в Эль Чорро можно добраться и в Ронду (с небольшой пересадкой), но такой трюк мы проделывать не стали, и к лучшему: на станции не были обнаружены камеры хранения.

Вид на акведуковый мост Эухенио Рибера:

Тоннель длиной 300 метров ведет нас в каньон Гаитанас, на всем протяжении пути — подсветка лампочками, лучше всего подсвечивать дополнительно фонариками телефонов: очень темно!

Тусклость освещения объясняется заботой о летучих мышах: яркий свет их может напугать. Мы, к сожалению, не встретили ни одной. Зато видели очень высоко от нас горных козлов и орлов

Последняя часть прогулки — каньон Desfiladero de los Gaitanes.

А это подвесной мост через ущелье Гаитанас, по которому придется пройти:

После ущелья все головокружительные аттракционы и виды заканчиваются, здесь проходит железная дорога, по которой мы приехали в Эль Чорро.

Это римский акведук, он находится уже за пределами Королевской тропы.

Пейзажи Эль Чорро. В реке, прямо у берега плещется огромная рыба.

А вот уже и цивилизация, мы пришли на станцию.

Спустя почти три года после запуска идет строительство нового центра посетителей, его координаты X: 36.914411 / Y: -4.806910. Помимо информационного центра для туристов том будет располагаться сувенирный магазин и кафе, туалеты и 200 парковочных мест.

В мае 2017 года по всему участку Каминито было предоставлено покрытие 4G.

Еще год назад Королевская тропа (El Caminito del Rey) , проложенная по отвесным скалам в ущелье Эль Чорро в провинции Малага в Испании, считалась самой опасной пешеходной тропой в мире. В начале XX века она была построена здесь для обслуживания плотины Конде на реке Гвадалорсе и получила свое название в честь короля Альфонсо XIII, прошедшего здесь одним из первых на церемонии открытия. В последствии тропа стала туристическим маршрутом, но состояние его с каждым годом ухудшалось. Наконец, в 2001 году, после того, как в течение двух лет здесь погибли пятеро туристов, власти Испании приняли решение о закрытии Королевской тропы для посетителей. Но, несмотря на запрет, это место продолжало привлекать любителей пощекотать нервы, и для многих из них это заканчивалось плачевно. И тогда, убедившись в том, что этот запретный плод так и будет манить маньяков-скалолазов, было принято мудрое решение реконструировать тропу. Строительные работы начались в феврале 2014 года, и уже 28 марта 2015 года Каминито-дель-Рей была снова открыта для посетителей.

Новость об открытии Королевской тропы появилась за несколько дней до начала нашего путешествия , и я решил во что бы то ни стало побывать здесь, тем более что это место находилось как раз на нашем пути из Гранады в Ронду . Добраться сюда можно на машине или на поезде до станции Эль-Чорро (El Chorro) .

Машину можно оставить на парковке возле вокзала, а дальше указатели выведут к началу маршрута. По пути можно увидеть красивый железнодорожный мост.

Уже издалека при виде тропы, подвешенной к отвесным скалам, начинает захватывать дух.

В первые полгода после открытия посетить Королевскую тропу можно бесплатно , позже скорее всего за вход начнут брать плату и по рассчетам экспертов этот туристический объект сможет ежегодно приносить в бюджет провинции до 20 миллионов евро. Уже сейчас желающих попасть сюда хоть отбавляй, а одновременно на маршруте допускается находиться 400 посетителям, поэтому была создана система предварительной записи. На официальном сайте предлагается записаться на определенный день и время, но в данный момент все места уже забронированы до конца сентября. Когда я начал интересоваться, еще можно было записаться на месяц вперед, но поскольку мы не еще знали, когда туда доберемся, то записываться я не стал. Но, как вы понимаете, по маршруту я все-таки прошелся, поэтому мой опыт, возможно, поможет тем, кто тоже по какой-то причине не смог или не успел забронировать билет. Кстати говоря, детям до 8 лет доступ сюда вообще запрещен, поэтому всей семьей нам сюда было никак не попасть. Пришлось детей оставить Юле и прорываться одному.

Расстояние от железнодорожной станции и парковки до входа около двух километров. Где-то посередине находится информационный пункт. Сюда подходят с распечаткой брони и получают каски и одноразовые подкладки для них, а на обратном пути эти же каски здесь сдают, складывая в большую корзину. Я решил сначала попробовать попасть по-честному и сказал, что брони у меня нет, но я умираю, как хочу попасть сюда, пропустите меня, пожалуйста, а? Но молодой человек у стойки сказал, что ничем не может помочь.

Растроенный, я вместе с Юлей и детьми прогулялся до входа на маршрут и заметил, что здесь бронь вроде как уже не проверяют, а пропускают всех, на ком надета фирменная каска. Этим я и решил воспользоваться. Я спросил у уже возвращающихся назад молодых людей, не мог бы кто-либо из них отдать мне каску, ведь на выходе их уже не проверяют. Но оказалось, что они получили каски под залог паспорта и рассказали, что у них тоже не было брони, но им и многим другим посетителям так же разрешили пройти, оставив залог. Тогда я вернулся к информационной стойке и сказал парню: эй, бро, пропусти меня, пожалуйста, вот, возьми тоже паспорт, только дай на красоту поглядеть. Но тот был неумолим: под залог пропускали людей только утром, но теперь слишком много с билетами, так что извини.

Тогда я вышел на улицу и, не долго думая, просто достал одну из касок из корзины, где их оставляют, и уверенно пошагал ко входу. Там молодая сотрудница спросила по-испански что-то про "резервасьон", но, видя мое замешательство, спросила по-английски: "Did you leave your pass on the information?" На это я только кивнул, и прошел через турникет.

Длина маршрута Каминито-дель-Рей 7,7 км, из которых самая интересная часть находится между северным и южным входами составляет 2,9 км (подвесные настилы - долина - подвесные настилы). Я, как и большинство других посетителей, зашел через южный вход (Álora), прошел через долину до северного (Ardales), и тем же путем вернулся обратно. На это у меня ушло 2 часа, но я очень торопился, чтобы жена и дети не заскучали, а вообще тут можно хоть целый день провести. Обратно, кстати говоря, можно вернуться на автобусе (вот здесь есть расписание).

В самом начале пути находится мост между скалами. Точнее теперь их два.

Вместо старого арочного моста действует новый подвесной.

Как можно заметить, новая тропа проложена на полметра выше старой и имеет по всей длине надежные перила, так что не совсем понятно ограничение посетителей по возрасту.

На следующих фото можно видеть, в каком состоянии была старая тропа.

В период, когда Королевская тропа была закрыта, первая часть пути была специально разрушена, чтобы попасть сюда было еще сложнее, а штраф за проникновение сюда составлял 6000 евро. Но и это не останавливало обезбашенных экстремалов. К сожалению, для некоторых из них цена за вход сюда стала неоправданно высокой.

На всем протяжении Каминито-дель-Рей паралельно ей проходит железная дорога. На следующем фото виден еще один мост между тоннелями.

После первого участка с подвесными настилами начинается живописная долина.

Вдоль всего пути по долине параллельно идут инженерные сооружения, ранее использовавшиеся для работы дамбы.

Вся тропа даже была когда-то электрифицирована.

Долина заканчивается еще одним ущельем.

Здесь снова появляются настилы с перилами.

Еще один старый мост, проход по которому в настоящее время запрещен.

И снова слева пешеходная тропа, а справа железная дорога.

В этой части тропа напоминает ущелье Партнахкламм в Баварии. Причем там ограждения не такие надежные, как здесь, но мы спокойно там гуляли и с четырехлетним Лео, и с новорожденным Мартином.

Дошел до северного входа, можно разворачиваться и топать назад, к семье.

Эль Чорро - Caminito del Rey

Дорога королей (Королевская тропа, Caminito del Rey ) - самая «страшная» горная тропа на подвесных мостках. Петляющими волнами огибает она крутые склоны ущелья в Эль Чорро в провинции Малага.

Ущелье Эль Чорро в Испании

Сколько пугающих и холодящих душу рассказов скопилось в интернете об этой тропе, но на самом деле она надежно огорожена плотной сетчатой металлической перегородкой с перилами, за которые можно держаться при ходьбе, да и укреплена дорога неплохо.

За сохранностью и надежностью дороги постоянно следят: местным властям тоже не нужны неприятные инциденты. В 2001 году с тропы сорвались 5 туристов, власти закрыли ее для посещения, но затем было принято разумное решение - дорогу реконструировали и оградили надежными перегородками. С 2015 года на тропу снова стали водить туристические группы: теперь здесь совсем не страшно.

Впрочем, пощекотать нервы очень даже можно: достаточно глянуть вниз с дороги на
каменистое дно ущелья. От высоты перехватывает дыхание! Многих туристов пугает подвесной мостик над ущельем. Хоть он и металлический, на прочных канатах, но качается от ветра. Жутко, но очень захватывающе!

Почему дорога в Эль Чорро называется тропа Королей? История!

Построили навесную дорогу в начале XX века для обслуживания водохранилища и плотины Конде на реке Гвадалорсе. Первым на тропинку ступил король Альфонсо XIII, и дорогу сразу окрестили Королевской. Красивое название числится за ней и поныне.

Окрестности Эль Чорро изобилуют горными потоками
рек, есть здесь два шикарных водопада - Чорро и Гайтанехо. До сих пор работают и перегорожены плотинами три водохранилища.

Изумительный вид открывается с тропы: вокруг живописные утесы, ломаные линии скал, ленты голубых рек. Растительности на скалах не так много, но она сочная, изумрудных оттенков, богатая и пышная. Любителям селфи здесь точно понравится!


Как доехать до Эль Чорро и Королевской тропы?

Добраться до Эль Чорро можно на машине или на поезде из Малаги: поезд останавливается на одноименной станции El Chorro . На поезде дороже, а вот арендовать машину на несколько человек выгоднее, да и быстрее можно доехать до места. Машину можно оставить на привокзальной парковке (есть и платные, и бесплатные места), далее следовать по дороге за указателями.

Движение по тропе обычно идет только в одну сторону: с севера на юг. Обратно туристов везет по асфальтированной дороге автобус, движение идет в объезд скалы с тропой, но автобусы могут не ходить, тогда придется идти обратно тем же маршрутом.

Стоимость входа на Королевскую тропу

Билеты на тропу Королей следует приобретать заранее (лучше за 1,5–2 месяца) на сайте caminitodelrey.info. Учтите, что детей до 8 лет на тропу не пускают.
Стоит билет €10 на саму тропу. Стоимость билета на автобус - €1,5.

На саму дорогу пускают строго по расписанию: небольшими группами в определенное время. После парковки вас проводят по небольшому туннелю в скале, затем до тропы добираемся по проходной дороге. Здесь - перед выходом на тропу - расположен первый и единственный туалет, который следует посетить в обязательном порядке: на самой дороге такой возможности уже не будет, а гулять по ней придется около двух часов, плюс потом еще ехать обратно на автобусе, а это еще час-полтора.

От железнодорожной станции и прилежащей парковки до входа на тропу - примерно 2 километра. Примерно посередине дороги до тропы построен Центр приема посетителей, в котором вы можете прослушать вводную лекцию о тропе, посмотреть визуальный тур, полюбоваться из панорамных окон на окрестности. Здесь вам дадут распечатку брони, выдадут каски с одноразовыми подшлемниками. Каски по прохождении тропы сдают и складывают в большую корзину.

Попасть на тропу без брони не получится: учет строгий. Делается это для безопасности туристов: одновременно тропа может выдержать не более определенного количества людей.

Зачем перед выходом на тропу выдают каски. Кажется, что предосторожность факультативная, но все же они могут понадобиться. Вдруг со скалы сорвется камень?
Каски выдают платно под залог паспорта, если у вас нет брони (купленного билета), но так можно сделать только по утрам, когда посетителей мало.

Если же идут дневные группы, то такой вариант невозможен. На саму тропу пускают всех, кто в фирменной каске, уже не проверяют входной билет. Дорога тут одна, поэтому хитростью заполучить каску (попросить у кого-то из туристов, кто уже прошел по тропе и возвращается), не выйдет. Да и не нужно так рисковать.

На тропе в летнее время обычно стоит пекло: спасает от жары только сильный ветер, поэтому одеваться следует в плотные ветровки и брюки, лучше даже прихватить шарфик. Оптимальное время для посещения - май и июнь. И не жарко, и не холодно.

Что вы увидите на Королевской тропе

Хищных птиц, кружащих над скалистыми пейзажами. Здесь их много: охотятся они на грызунов, которых свысока и не разглядеть, ловят рыбу.

Великолепные панорамы скалистых отвесов и изрезанных временем скал, чередующими с лесистыми плато.

Время от времени видны кусочки железной дороги, ныряющей в туннели под скалой. Любители экстрима ухитряются ходить (нелегально) даже по ним, но делать это мы категорически не рекомендуем.

Кое-где на тропе установлены скамеечки: можно отдохнуть, перекусить, полюбоваться окрестностями.

Движение по дороге завершается переходом по туннелю, далее добираемся до места
парковки автобусом. А здесь можно напоследок подняться на смотровую площадку: с нее видно водохранилище Embalse Tajo de la Encantada.

Что еще стоит знать об Эль Чорро и Королевской тропе

Во время, когда Королевская тропа была закрыта, нелегальных экстремалов штрафовали на €6 000. Часть старой тропы специально разрушили, чтобы пройти по ней было невозможно. Поверх старой дороги проложили новые защищенные тропы, вместо старого арочного моста в начале тропы подвесили железный мост. И хоть он прочно закреплен, когда идешь по нему под порывами ветра, ощущения возникают жутковатые.

Первая часть моста выводит в долину, где там и сям видны старинные коммуникационные сооружения, использовавшиеся ранее для работы дамбы. Теперь они запущены и поросли зеленью.
Долина заканчивается ущельем, и дорога вновь переходит в навесную тропу с перилами над очередным ущельем. В этой части тропы видны старые мосты, железная дорога, убегающая в туннель, старая тропа.

Учтите, что автобус может курсировать не всегда, могут вестись ремонтные работы, поэтому следует учитывать общее время прохождения тропы туда и обратно. Только в одну сторону идти придется от трех до четырех часов, учитывая время на прохождение расстояния от Центра для посетителей до начала тропы с одного входа и такое же время от конца тропы до другого Центра для посетителей. Эти расстояния составляют еще 2,7 и 2,1 километра, к ним плюсуем длительность самой дороги от северного хода до южного - 2,9 км.

Вот вам и общая длина маршрута - 7,7 километра, но интересная часть располагается
лишь между северным и южным входом. Учтите, что часть дороги - это прохождение в гору под небольшим уклоном - это гораздо тяжелее, чем подниматься в гору с большим градусом уклона. Если вы мало ходите пешком, вы очень устанете. Будьте готовы к нагрузке!
Берите с собой много питьевой воды, белую косынку, салфетки для лица, освежитель для лица.

Расписание поездов и автобусов выложено на официальном сайте, также можно уточнить в Малаге на любом ж/д вокзале, как добраться до Эль Чорро
caminitodelrey.info/en/5243/frequent-questions

Туристические группы заходят на тропу каждые 15–30 минут. Работает дорога ежедневно, за исключением нескольких праздничных дней в году. Также она закрывается на ремонт и в связи с неблагоприятными погодными условиями (в бури и в сильный ветер). Но это бывает редко.

Озеро в горах Эль Чорро

Прогулку по Caminito del Rey (Королевская тропа в Эль Чорро ) нужно объединить с посещением горного озера. В летний период тут очень хорошо, а потрясающие виды разбавят морской отдых на побережье Средиземного моря. Вода на озере очень прозрачная и освежающая – пресный рай!

Рядом с озером большое количество ресторанов с разумными ценами, на самом озере можно взять в прокат катамаран или доски для сапсёрфинга, на самом озере много мест для пикника и можно пожарить шашлык. Стоянка для автомобиля будет стоить 2 евро, а вход на оборудованную территории 1 евро с человека. По выходным тут очень много народу, так как собираются местные жители, которые стараются не посещать морское побережье .

На вершине горы есть испанский бар Bar La
Mesa, где готовят вкусный кофе и испанские блюда. Это обычный испанский дом, там живёт семья, которая встречает гостей Эль Чорро - вы не ошибётесь в дорогах, а ехать придётся по серпантину и упереться в тупик, там будет смотровая площадка и маленькая дорожка в Bar La Mesa.

С высоты птичьего полёта будет видно весь горный массив и маленькую железнодорожную станцию El Chorro , куда приходят поезда из Малаги - это если вы собираетесь ехать своим ходом, но лучше взять машину в прокат на любом пляже, тогда ваш охват будет больше.


Зарядите хорошенько свою технику, фотографировать будете много - 100%, ведь посмотрев наше фото и видео с Эль Чорро, вам обязательно захочется разнообразить свою коллекцию!

Приятного вам отдыха и новых открытий - подписывайтесь на наш профиль в инстаграм и читайте этот сайт.

Всего вам доброго!!!

Видео Королевской тропы в Эль Чорро

Видео с Эль Чорро - тропа Королей №1

Видео с Эль Чорро - тропа Королей №2

Видео с Эль Чорро - тропа Королей №3

Видео с Эль Чорро - тропа Королей №4

 

Возможно, будет полезно почитать: