Путешествие на поезде по России, какие маршруты есть. На электричках с пересадками. Плюсы и минусы Я - спонтанный человек. Можно выйти не на своей станции, если мне просто понравился пейзаж

Оказывается в Екатеринбурге 11 станций Транссибирской магистрали! Не 1-2 станции, а 11 станций, он одного конца города до другого, и все они стоят на транссибирской магистрали! Обалдеть. Я решила их все проехать и посмотреть.
Итак старт был со станции Екатеринбург Пассажирский.

Мне понравилась курганская электричка, даже захотелось прокатиться до Кургана.

Белорусский поезд "Минск-Новосибирск". Мой любимый поезд. В Белоруссии не красят поезда в серо- красный цвет, в отличии от наших поездов. Единственное, что мне не нравится в "РЖД"- это серый цвет.

Сажусь в электричку "Екатеринбург-Ощепково" .

Внутри она выглядит вот так. У нас почему- то, в электричках, вагоны, и комфортнее и простые, с сиденьями -досками стоят одинаково. Исключение - Ласточки.

Станция Первомайская. Вокзала нет, с другой стороны виден город. Но двери открылись на эту сторону.

Я на эту станцию вернусь на обратном пути, если сейчас я бы на ней вышла, я бы проторчала там часа два - три до следующей электрички. Маршрут я построила так, чтобы подолгу не оставаться на станциях и выглядел он вот так-Екатеринбург пассажирский -Хуторята-Шарташ-Екатеринбург пассажирский-Екатеринбург Сортировочная-Екатеринубург пассажирский. Это там где выходила, остальное фотографировала из электрички.

Станция Путевка. Вот такой забор стоит вдоль железной дороги почти по всему Екатеринбургу. Я раньше думала, что это станция, на которой выдают путевки.

Чапаевская.

1826 километр.

Исток. Сфотографировала через стекло в тамбуре. Это еще все идет Екатеринбург, а не пригород!

Все, выходим, мы прибыли на другой конец города, станцию Хуторята. Это недалеко от аэропорта Екатеринбурга.

Хуторята- это 1832 километр транссибирской магистрали. Увидела транссибирский столб.

До обратной электрички 40 минут, я решила сходить в какой-нибудь магазин, не стоять же на остановке, заодно и местность осмотреть.

Через 10 минут наткнулась на сетевой магазин Кировский. С удивлением отметила, что он больше магазина Кировский в моем районе раз в пять, хотя я живу недалеко от центра, а это окраина.

Покупаю детский йогурт и банан, на кассе замечаю несколько детей, покупающий чипсы и сухари кириешки, и иду на станцию. Что будет с желужками детей через 20 лет, если они с детства едят такую гадость ежедневно?

Теперь едем в обратную сторону.

Выхожу на станции Шарташ. Вот из такой электрички.

Вокзал Шарташа серого цвета, внутри очень древний...и холодный.

Внутри вокзал.

Колонны, печки..

Внутри сидеть скучно, иду на улицу, несмотря, что на улице -8 градусов и идет снег...

Поднимаюсь на мост.

И вижу танки!! Протираю глаза и все равно вижу танки! При чем они не едут куда-то, а стоят, прицепленными к старым вагонам. А вот на станции Сортировка я увидела едущие танки!

Долго не пришлось любоваться на танки, подошла электричка до станции Екатеринбург пассажирский. Вот такая.
на Шарташе я пробыла около 50 минут.

Прибываем в Екатеринбург. До следующей электрички 30 минут. Завтрак был давно, а уже дело близится к вечеру, иду в столовую "Вилка-Ложка" в здании вокзала, и покупаю комплексный обед. Вот что, а в столовой в этой всегда свежая еда. Можно смело есть. Проверено неоднократно.

Салат с морковью, борщ, гречка с тефтелью, хлеб, компот, всего 119 рублей.

Садимся в третью электричку. Едем на станцию, которая находится на другом конце города Екатеринбурга, стоящую на транссибирской магистрали-Екатеринбург-Сортировочный.

Проезжаем площадку ВИЗ.

Электродепо.

Последняя станция моего мини-путешествия -Екатеринбург-сортировочный.

Я хотела пройти через мост и пофотографировать старинные паровозы.

Невероятно длинный мост.

Метель поднялась сильная, снег с ветром валил и валил. Я могла уехать обратно через 15 минут и через час 10 минут. Мне хотелось посмотреть старинные паровозы под открытым небом, и я решила поехать через час.
Спускаюсь с моста, смотрю паровозов нет! Одни товарные поезда.

Мы были весной с дочкой, и смотрели эти паровозы, я тогда еще забыла фотоаппарат. С моста спускаешься, и сразу же старые вагоны стояли. А тут нет. Правда у депо стояли какие- то пара вагонов, я решила посмотреть хотя бы их. А где же остальные?

А погодка вот такая. Все заметает снегом.

Проваливаясь в снег, фотографирую пару старых вагонов, и понимаю, что я не там! Весной все было по другому, и не было депо поблизости. Наверное, я не на том мосту спустилась.

Вот вагончики.

На станции дала гудок моя электричка, следующая только через час. И тут из ворот вышел мужчина в одежде охранника и пошел в мою сторону. Я подумала, ну все, сейчас меня задержат за фото вагонов в неположенном месте! И побежала на мост. Пусть задерживает на мосту, а не тут. На мосту камеры, люди ходят.

Мужчина за мной. Небольшая пятиминутная гонка по сугробам, и я на мосту. Стою, жду его. Особенно было жутко смотреть на него, когда он решительно подходил быстрым шагом. Я решила не ждать, и перехватила инициативу: " А вы не подскажете, где музей под открытым небом со старыми вагонами? Я его найти что-то не могу?". Ну заблудилась я, все бывает. "

" Музей? С вагонами? Да, это же не на этой станции! Это на станции Электродепо!" Оказалось, что это просто работник станции в черной одежде, идущий на электричку, а я приняла его за охранника. Вот опять я все перепутала, и теперь мне придется час мерзнуть на этой станции, и ждать следующую электричку. Никаких старинных вагонов тут нет!

На станции ждал электричку только один отмороженный мужчина, он, чтобы согреться непрерывно запрыгивал и спрыгивал со скамейки.

Чтобы не мело снегом и ветром в лицо, я спряталась под остановкой, и приготовилась ждать около часа электричку. Мимо проехал поезд "Россия" Владивосток-Москва, с раскрашенными вагонами.

Ну и наконец-то моя электричка подошла. К концу часа я уже почти превратилась в сосульку.

Как тепло ехать!

Через 9 минут уже приехали, и я поняла, что ехать до дома я не могу, пока не согреюсь где-нибудь основательно, и не попью очень горячего чая. Пришлось опять идти в столовую и пить чай с тортом "Сладкоежка" .
Горячий чай, тортик с вареной сгущенкой, орехами и курагой, сделали свое дело, я согрелась и была даже готова хоть еще раз повторить это отмороженное путешествие.

станция Фирсановка, 42 минуты от Ленинградского вокзала

Одна из лучших подмосковных усадеб в стиле классицизма; опекается частным владельцем. В километре от Середниково находится съемочная площадка - европейский город середины XVIII века с костелом, тюрьмой, эшафотом и огромным пиратским фрегатом на окраине; пускают туда за 150 рублей.

Солнечногорск

станция Подсолнечная, 1 час 5 минут от Ленинградского вокзала

На краю города - самое крупное в Подмосковье озеро Сенеж. Помимо понятных водных досугов на набережной имеются сюрреалистические современные скульптуры - скажем, русалка в телогрейке с гармошкой.

Клин

станция Клин, 1 час 30 минут от Ленинградского вокзала

Главная достопримечательность - музей-усадьба композитора Чайковского. Интересен и музей елочных игрушек, где хранится коллекция винтажных игрушек с Гагариным или Лениным, обнимающим Сталина.

Киевское направление


Фотография: Григорий Рудько

Переделкино

станция Переделкино, 20 минут от Киевского вокзала

Дачный поселок советских писателей с музеями Пастернака, Чуковского, Окуджавы и дачами ­Зураба Церетели, Юлии Латыниной и Бориса Грызлова. На улице Погодина - Дом творчества писателей, в котором открыт хороший ресторан «Дети солнца» с террасой-балконом.

Большое железнодорожное кольцо

станция Бекасово, 1 час 20 минут от Киевского вокзала

Здесь ходят всего несколько электричек в день: пустые вагоны, редкие полустанки и дивные виды из окон. Можно выйти на платформе 252 км и погулять по садовому товариществу 1-го автобусного парка, где садовые домики сделаны из корпусов списанных автобусов.

Боровск

станция Балабаново, 1 час 30 минут от Киевского вокзала, далее 20 минут на автобусе Балабаново–Боровск

Архитектура небольшого и тихого городка практически не изменилась с начала XX века, если не считать двух сотен граффити на стенах, ко­торые рисует местный художник. Главное же - Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где сиживали протопоп Аввакум и боярыня Морозова; в нем - красивый собор Рождества Богородицы XVI века.

Белорусское направление


Фотография: www.flickr.com/photos/kofe

Танковый музей

станция Кубинка, 1 час от Белорусского вокзала, далее 1,5 км пешком

Представлено более 300 танков из 11 стран. На некоторых можно прокатиться, эта услуга ­называется «демонстрация ходовых качеств».

станция Звенигород, 1 час 20 минут от Белорусского вокзала

Тихий маленький город: сады, заборы, старые дома в центре и кирпичные на окраине. Бонусом - несколько любопытных церквей и музей советской кинодивы 30–50-х годов Любови Орловой, которая родилась в окрестностях города.

Гагарин

станция Гагарин, 2 часа 45 минут от Белорусского вокзала

Родина первого космонавта Юрия Гагарина с несколькими любопытными музеями. Первый - изба родителей с музеем школьных лет космонавта. Второй - новый дом, который родителям подарили летом 1961 года; сейчас это прекрасный музей быта 60-х с экспозициями типа «Мировая цивилизация и Российский феномен».

Казанское направление


Фотография: Сергей Костромин

Кратово

станция Кратово, 55 минут с Казанского вокзала

Дачные поселки, где исторически обитает гуманитарная интеллигенция. Место силы - озеро справа от станции с песчаными пляжами, волейбольными площадками и лодками напрокат. От станции Кратово до станции Отдых можно проехать по детской железной дороге - маленькие вагончики и паровоз бегут по узкоколейке через сосновый бор.

станция Цемгигант, 1 час 45 минут с Казанского вокзала

Одно из крупнейших в Европе месторождений фосфоритов. Территорию вокруг карьеров, на ко­торых добыча прекратилась пару десятков лет назад, засадили соснами, а в сами карьеры залили воду и превратили в красивые озера. Имеет смысл дойти до огромной белоснежной фосфогипсовой горы и почувствовать себя на Северном полюсе.

Коломна

станция Голутвин, 2 часа 10 минут от Казанского вокзала

Во-первых, Коломенский кремль. Во-вторых, музейная фабрика пастилы, где можно самому поучаствовать в производстве сладости. Неподалеку находится выставка коммунального быта «Арт-коммуналка», в которой несколько комнат и коридор набиты советским барахлом, а на кухне предлагают попробовать сосиски с горошком.

Курское направление


Фотография: РИА «Новости»

Подольск

станция Подольск, 55 минут от Курского вокзала

Крупнейший город Подмосковья с сохранив­шимися кварталами конструктивистских домов. Главная жемчужина города - усадьба Дубровицы с фантастическим храмом Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенным в стиле европейского барокко.

Мелихово

станция Чехов, 1 час 25 минут от Курского вокзала, далее 10 минут на автобусе

Ухоженный музей-усадьба Чехова: внутри дома - все как при жизни писателя; есть также сад с колоколом, звук которого созывал обитателей к столу, и небольшой рубленый домик, в котором была написана «Чайка».

Серпухов

станция Серпухов, 1 час 50 минут от Курского вокзала

Городок, где сохранилась провинциальная купеческая атмосфера начала ХХ века, остатки собственного кремля, множество церквей и двухэтажные дома, украшенные деревянной резьбой. Главная гордость - художественный музей, где выставлена большая для провинции коллекция картин Натальи Гончаровой и других русских художников начала XX века, есть даже несколько залов европейского искусства.

В последнюю неделю лета «Теории и практики» о новых нон-фикшн-книгах про путешествия. В 2015 году Александр Лучкин потерял работу и понял, что впервые в жизни обладает неограниченным количеством времени и определенной суммой денег, которые наконец-то можно потратить на поездку своей мечты. Зачем ехать по Транссибирской магистрали исключительно на электричках, почему лучше начинать свой путь из Владивостока и как подготовиться к двум месяцам постоянных пересадок - T&P публикуют отрывок из книги «На электричках. Путешествие из Владивостока в Москву» , которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

«Вот, говорят, путешествие - лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься».

Николай Чернышевский

Кризис - время возможностей

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск - где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис - время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест. […]

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело - посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое - побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

Про железные дороги, путешествия на электричках и романтику

Для России с ее климатом, расстояниями и дорогами железнодорожное сообщение всегда играло стратегическую роль. В наши дни пассажиропоток на пригородном сообщении уменьшился по сравнению с тем, каким он был 30 лет назад. Немало сельских жителей перебралось в города, увеличилась разветвленная сеть автодорог, автомобили стали доступнее. Многие железнодорожные линии закрылись из-за нерентабельности и ветхости, не говоря уже об отмене рейсов электричек и поездов на действующих направлениях. Исчез удобный и самобытный вид железнодорожного транспорта - узкоколейки.

Совсем недавно железная дорога России отметила свое 175-летие. Удивительно, как строительство железных дорог . Для того чтобы познакомиться с жизнью страны и историей железных дорог, как нельзя лучше подходит железнодорожное путешествие.

Какой вид транспорта выбрать, чтобы посмотреть город? Автобус? Велосипед? Считаю, город лучше смотреть, идя по нему пешком. А страну стоит пересекать на электричках.

Способ передвижения на дальние расстояния на пригородных электропоездах не нов. Издавна так переезжали с места на место студенты, туристы, льготники и прочий люд, который экономил на проезде или по каким-либо причинам скрывал от властей свое перемещение. Ведь для приобретения билета на электричку документы не нужны. В народе такой способ езды называется «добираться на перекладных» или «ехать на собаках». В поздний советский период - время рассвета пассажирских перевозок путешествия на электричках были наиболее востребованы. Действовало огромное количество пригородных маршрутов по всей стране, в том числе довольно экзотических. Можно было в Москве на Курском вокзале сесть на электричку Москва - Владимир. Доехав до Владимира, пересесть на электричку до Гороховца и, пересаживаясь с одной электрички на другую, добраться до Владивостока.

Что можно увидеть из окна пригородной электрички? Лес, поле, станции, дачные поселки… Но не только это. Путешествуя на электричках, можно увидеть целую страну. Познакомиться с ее историей, архитектурой, особенностями и обычаями.

Электричка - это особый мир. В нем есть все, что нужно для хорошего путешествия:

Достаточно свободы. Нет необходимости бронировать билеты, искать парковку или заранее приезжать на регистрацию. Можно опоздать и поехать на следующей электричке, сойти на любой станции, перепланировать маршрут на ходу и вообще импровизировать.

Красота и романтика. Путешествуя на электричках, наслаждаешься красотой природы. Порой удивляешься, насколько искусно железная дорога вписана в природный ландшафт. Можно любоваться проносящимися за окном пейзажами и наблюдать за жизнью дороги.

Общение, открытия и истории едут рядом с вами. Пассажиры электрички - местные жители, с которыми можно разговориться и узнать много интересного о человеке или месте, куда вас занесло. Начинает работать принцип, который называют «Эффект случайного попутчика». Вы встречаетесь непреднамеренно и наверняка знаете, что через некоторое время расстанетесь навсегда. При таком условии собеседник охотно поделится своей историей, а может быть, даже откроет вам страшную тайну.

Надежность. Иногда бывает жаль потерянного времени, когда договорился о встрече, а человек опаздывает. На железной дороге такого не бывает. Расписание - как железобетонный фундамент, опираясь на который можно планировать время, встречи, пересадки.

Доступность. Любому по плечу самостоятельное путешествие на электричке. Для этого не требуется особенных навыков, знаний или снаряжения. Пересаживаясь с одной электрички на другую, можно преодолевать значительные расстояния. В среднем километр пути обходится около двух рублей, что совсем недорого. […]

Как проходило путешествие

Летом 2015 года я взял билет на самолет Москва - Владивосток, по прилете сел на электричку Владивосток - мыс Астафьева и отправился в железнодорожное путешествие из Владивостока в Москву через всю страну, чтобы своими глазами увидеть, как живет Россия сегодня.

Путешествие проходило в формате железнодорожной экспедиции. На электричке доезжал до конечной станции и пересаживался на следующий поезд. Иногда электричку приходилось ждать по несколько часов, а то и дней. В пути я старался охватить максимальное количество достопримечательностей, пообщаться с местными жителями, узнать, как живется в том или ином месте. Для ночевок у меня была туристическая палатка. В крупных городах останавливался в гостиницах и хостелах. Была намечена ориентировочная ветка маршрута: список городов и достопримечательностей, которые любопытно было бы посетить. Остальное - чистая импровизация. В пути я вел блог, где ежедневно размещал путевые заметки и размышления по поводу увиденного. Это было одиночное путешествие. […]

В дороге меня часто спрашивали: «Не страшно путешествовать одному?», «Где вы будете сегодня ночевать?», «Что взять с собой?». В этом разделе я уделил внимание практическим моментам, чтобы читателю стал понятен формат путешествия.

В самостоятельной поездке человек сталкивается с бытовыми вопросами: снаряжение, транспорт, ночевки, питание, связь. Почти обо всем можно позаботиться на этапе подготовки. Но некоторые из них мне приходилось решать уже в дороге. Из снаряжения я взял: рюкзак, палатку, спальный мешок, туристический кухонный набор, комплект одежды и кое-какие полезные мелочи. В городах ночевал в хостелах и гостиницах. Вдали от крупных населенных пунктов разбивал палатку в лесу или на берегу водоема. Для питания искал доступный общепит или самостоятельно готовил пищу на газовой горелке, покупая продукты в магазинах. В пути я собирал аудио-, видео- и фотоматериалы, делал путевые заметки. Поскольку экспедиция проходила в летние месяцы, теплых вещей я не брал, а вес снаряжения составил порядка 20 килограммов. А теперь обо всем по порядку.

Методы добычи информации

Сбор информации - жизненно важный вопрос в путешествии. Нет ничего хуже, чем долго идти в неправильном направлении. Поэтому я уделил этому особое внимание. Обозначу три этапа сбора информации.

Подготовка

Для начала проводится предварительная разведка. В интернете можно найти немало информации о транспорте и основных точках маршрута. Потом - поиск и покупка необходимых атласов, карт и расписаний, бронирование отелей и билетов. Подготовка начинается задолго до намеченной поездки и по времени зачастую занимает больше, чем само путешествие. К путешествию Владивосток - Москва я начал готовиться за четыре месяца до отправления.

Сбор информации на месте

Расписания, информация на стендах, таблички, указатели, карты. Взял за правило: когда вижу стенд с важной информацией, схему или расписание, делаю фотоснимок, чтобы потом уже к нему не возвращаться. Эти фотографии потом здорово выручают. В ориентировании на местности удобно использовать GPS и компас с картой. Бумажные карты и путеводители можно купить в каждом городе - в газетном киоске или книжном магазине. Информация вокруг нас, нужно только научиться ее замечать. Даже банальные следы грузовика на грунтовой дороге могут рассказать о многом.

Общение

Знакомиться и разговаривать с местными жителями, железнодорожниками, охранниками, путешественниками и просто людьми на улице - очень полезно. Получаешь необходимую информацию и попутно слышишь истории и легенды о том месте, куда тебя занесло. Узнаешь то, чего нет ни на картах, ни на стендах, ни в сети. Но такие сведения могут быть недостоверны или неактуальны. Факты нужно проверять. Поэтому лучше спрашивать у людей из различных социальных групп и использовать эту информацию в дополнение к первым двум пунктам.

Полезные сервисы

В путешествии у меня были электронные помощники: сервисы и мобильные приложения, которые упрощали жизнь, экономили время и давали надежду на благополучное будущее. Сервисы, которые я использовал:

мобильное приложение, требует подключения к интернету. Показывает расписание электричек на всей территории России, а также стоимость проезда между двумя выбранными станциями. Учитывает дни недели и отмены электричек.

мобильное приложение, требует подключения к интернету. Здесь вы найдете спутниковые снимки местности. Показывает ваше местоположение, название и назначение объектов на карте: завод, военная часть, плотина, пляж, пилорама. Актуально при поиске места для палаточной ночевки и ориентирования на местности.

мобильное приложение. При подключении к интернету в память смартфона загружаются карты выбранных регионов. В дальнейшем программа работает без подключения к сети. Карта настолько подробная, что показывает тропинки, которые порой не знают даже местные жители. Есть все, что должна иметь хорошая электронная карта, включая поиск по адресу.

сервис бронирования гостиниц, отелей и хостелов. Можно делать сортировку предложений по параметрам, выбирать на карте. Есть отзывы постояльцев и рейтинг. Показывает варианты размещения, наличие свободных мест, цены и скидки. Бронирование можно отменить или перенести на другие даты.

сервис бронирования и покупки железнодорожных билетов на пассажирские и скорые поезда. В мобильном режиме можно приобрести билет на поезд, оплатив его банковской картой. Нет необходимости специально ехать в железнодорожную кассу за билетом и стоять в очереди. Посадка в вагон осуществляется по изображению электронного билета на экране смартфона. При покупке билета начисляются бонусы, которые можно использовать в следующих поездках. […]

Как правильно ездить на электричках

О том, можно ли купаться в водоеме, лучше предварительно поинтересоваться у местных жителей. - Прим. авт.

На электричках так же, как и на других видах транспорта, нужно уметь ездить. Основное правило: «Не напрягайся!» Напряжешься один раз, все - дальше не уедешь. Лучше ехать спокойно, отдыхая по ночам. Для этого стоит подбирать электрички так, чтобы к вечеру, оказавшись на конечной станции, иметь запас времени и до наступления темноты выбраться на окраину населенного пункта. Встать на ночевку в лесу, желательно возле озера или реки. Чтобы помыться*, если надо - постираться, приготовить горячий ужин и выспаться. А утром спокойно осмотреть местные достопримечательности и на следующей электричке отправиться дальше.

Хотя электричками это называется довольно условно. Чем дальше от крупных городов, тем больше электрички заменяются на раздолбанные плацкартные вагоны, которые прицепляются к локомотиву и называются пригородными поездами. В таком режиме уехать можно очень далеко. Кстати, если по пути пропускать один поезд в расписании, высвободившееся время можно потратить на прогулки по городу, куда тебя занесло. Получается познавательно и интересно.

Стоит же только начать пересаживаться с пришедшей на ближайшую, отправляющуюся через десять минут электричку (а что еще хуже, пробовать ночевать на вокзале в ожидании первой электрички), то все - про путешествие можно забыть. Моральная усталость вкупе с рваным сном в сидячем положении вымотает на вторые сутки, и дорога превратится в кошмар.

Еще один немаловажный момент - «уход от контры», то есть экономия на проезде. При остановке электрички на станции можно наблюдать бегущих вдоль состава пассажиров. Нет, это не спортсмены-спринтеры. Это зайцы, оббегающие вагон, который проверяют контролеры. Зайцы бегут во время остановок электрички в вагон, который уже проверен, и смешиваются с остальными пассажирами. Обычно «контра» не занимается преследованиями перебежчиков. Зайцы скапливаются в тамбурах головного и хвостового вагонов. «Контра» грозится высадить безбилетников, порой даже вызывают наряд полиции. Но когда электричка прибывает на станцию, никакого наряда нет, и зайцы спокойно продолжают путь в тамбуре.

Оббежать вагон по платформе во время короткой остановки реально даже при средней физической подготовке. Но только там, где железная дорога оборудована высокими платформами. Такой роскошью могут похвастаться пригороды Москвы, Санкт-Петербурга и еще некоторых крупных городов России. Остальная Россия садится с низких платформ. Это значит, что сама платформа представляет собой асфальтированные бетонные плиты, уложенные рядом с насыпью. В электричку с такой платформы не садятся, а карабкаются по крутым ступеням подножки, цепляясь за поручень. Пассажиры помогают друг другу при посадке и высадке. Самые находчивые используют специально заготовленные крюки и веревки, чтобы втянуть поклажу с низкой платформы на площадку тамбура. При таком раскладе по вагонам не побегаешь. Уйти от «контры» шансов мало.

Однако почти всегда можно договориться и, подружившись с контролерами, часть пути проехать без билета. Они знают, где ревизоров не бывает, а на каких станциях их могут проверить и пассажиры должны ехать с билетами. Договариваться, договариваться и еще раз договариваться - самый верный способ проезда в пригородных поездах в режиме экономии.

Планирование маршрута

Прочесав интернет, я выяснил, что цены на перелет на Дальний Восток имеют сезонность. Выгоднее лететь осенью, с сентября по ноябрь, и в апреле. Самый дорогой период - с мая по август, причем обратный билет обойдется дороже билета из Москвы.

При покупке авиабилетов есть особенность: чем раньше приобретается билет, тем ниже его стоимость. Это не правило, но часто бывает именно так. Покупая билет задолго до вылета, пассажир кредитует авиакомпанию. Со стороны перевозчика это компенсируется более низкой стоимостью перелета.

В процессе подготовки к путешествию выяснилось, что проще двигаться не из Москвы на восток, а наоборот, из Владивостока к центру. В таком случае я не был завязан на обратный авиаперелет и получал возможность для маневра (которую неоднократно использовал, чтобы сделать путешествие еще интереснее).

Я решил: двигаться по Транссибирской железнодорожной магистрали из Владивостока в Москву; перемещаться по железной дороге на пригородных поездах; там, где пригородное сообщение будет прерываться, передвигаться другим транспортом: пассажирскими, почтовыми, рабочими поездами, в кабинах локомотивов, автостопом, автобусом и даже пешком; допустить отход с основной линии маршрута для осмотра особо интересных мест; наметить следующий маршрут: Владивосток - Хабаровск - Биробиджан - Чита - Улан-Удэ - Байкал - Иркутск - Красноярск - Новосибирск - Омск - Тюмень - Екатеринбург - Казань - Арзамас - Москва.

Это лишь основные города, через которые пролегал мой путь. Разумеется, количество стоянок и стыковок в итоге было больше. После того как маршрут был определен, я приобрел авиабилет на беспосадочный рейс Москва - Владивосток. […]

Как путешествовать безопасно

В дороге меня часто спрашивали: «Не страшно ли ехать одному по России?» Отвечаю: «Не страшно!» И вот почему. Считаю, что в вопросе личной безопасности имеют решающее значение две вещи: установки и правила. Установки - это то, во что мы верим, в чем убеждены. Они позволяют настроиться на сценарий избегания неприятностей: «Выигранная битва - не начатая битва», «Темнота может таить опасность», «Употребление алкоголя провоцирует проблемы». Из установок следуют уже конкретные правила: «Не садиться в последнюю электричку, идущую по будням из крупного города», «Не разбивать лагерь на полянах, где разбросаны пустые бутылки из-под алкоголя», «Избегать посещения сел и деревень в пятничный и субботний вечер».

Наблюдая и изучая особенности местности, нравы жителей, климата, можно выработать собственные правила безопасности применительно к конкретному маршруту. Они неизменно будут следовать из установок. Их можно адаптировать к любым внешним условиям. Даже к такой большой, загадочной и многогранной стране, как Россия. Этот подход здорово помог мне избежать неприятностей в путешествии.

Сейчас путешествовать по России не страшно: улицы патрулирует полиция, в общественных местах установлены видеокамеры, на вокзалах и станциях безопасность обеспечивает железнодорожная охрана. На некоторых маршрутах поезд сопровождает ведомственная охрана или наряд полиции. Часто они располагаются в головном вагоне или в задней кабине электропоезда, и сотрудников можно вызвать по связи «Пассажир - машинист». Все же стоит помнить, что личную безопасность путешественник обеспечивает сам.

Вот основные правила безопасности в путешествии:

Не стесняться привлекать внимание и просить о помощи, когда она требуется.

«Не светить» деньги, ценности и атрибуты успеха.

Не ввязываться в истории в качестве защитника или судьи: «на слабо», «наших бьют».

Не играть в «игры», правил которых не знаешь.

Высыпаться. Не спать в общественном транспорте и залах ожидания.

Избегать мест с дурной репутацией. О них могут поведать местные жители.

Ключ к безопасности - уверенность. В ситуациях опасности демонстрировать признаки уверенности: взгляд вперед, грудь колесом, уверенная походка, размашистые движения руками, громкий голос. Не вести себя как жертва. Основной признак: жертва боится. Не опускать глаз - для противника это сигнал к нападению. Не делать то, чего вы не хотите, даже если об этом просят. Хорошее, твердое «Нет!» и переключение внимания зачастую способны прекратить нежелательное общение. […]

Тренировка перед поездкой

Перед путешествием я совершил три пробные вылазки, чтобы отработать навыки походного быта, проверить свои силы и снаряжение.

Поход выходного дня. Однодневная поездка, 30-километровый пеший переход. Проверил выносливость и средства навигации, определился с тем, сколько воды и продуктов питания требуется на день.

Двухдневная поездка с ночевкой. Длительный переход с полной выкладкой. Отрегулировал и проверил рюкзак, протестировал палатку и спальник. На этом этапе может выясниться, что спальник слишком холодный или палатка плохо проветривается. Пока недалеко от дома, это поправимо и можно докупить необходимое снаряжение.

Пятидневное путешествие Москва - Выборг. Постарался максимально приблизиться к условиям планируемого путешествия Владивосток - Москва. Передвигался на электричках, импровизировал, ночевал в палатке и хостелах. Проверил связь, системы бронирования, снаряжение, одежду, приготовление пищи в походных условиях. И конечно, из путешествия я привез путевые заметки, которые немедленно показал друзьям.

После тренировочных поездок появилось чувство уверенности, что я справлюсь. Это было главным на этапе подготовки к путешествию. Оставалось только ждать дня отлета во Владивосток. […]

В начале сентября фоторедактор Дождя Алексей Абанин решил доехать из Москвы до озера Байкал по Транссибирской магистрали исключительно на электричках. В итоге на путешествие понадобилось 13 дней, 34 электрички и 2 поезда. Дождь публикует малую часть фотографий из этой поездки и отрывки из блокнота, в который записывались все впечатления.

День второй. Электричка из Кирова в Яр — это какой-то междусобойчик. Нас тут в вагоне человек десять, все сидят по одному, но каждый знаком, судя по всему, с половиной этой компании. Если на станции заходит новый пассажир, то он обязательно с кем-нибудь здоровается.

Апдейт: О чем я и говорил. Мужчина сошел с поезда и забыл свой телефон под газеткой на скамейке. В итоге приходит кондукторша и кричит в свой телефон:

— Да вот он, лежит. Ага. Забрала. Завтра тебе его отдам.

День третий, после Кирова. Точка невозврата пройдена. Электропоезд до станции «Верещагино» отправился в 4:30 по местному времени, то есть в Москве еще 2 часа ночи было. От тотального недосыпа в голову прилетела мысль. А почему бы не поспать лежа на скамейке? Как все. А я ведь даже не пробовал никогда так. Оказалось, очень удобно. И спина не затекает. Только все почему-то спят ногами в сторону прохода. Я же наоборот — уперся ногами в стену. Сразу почувствовал себя, как дома, и стало тепло. Печку опять включили на полную мощность.




День третий, после Перми. Как же мучительно остро начинаешь скучать по дому, когда голос объявляет «Остановка тысяча четыреста семидесятый километр. Следующая остановка — тысяча четыреста семьдесят восьмой километр». И так все дальше и дальше от Москвы. Будь моя воля, я бы запретил так называть станции. Есть же куча неиспользованных слов. Вот на участке «Пермь-2 — Шаля» какие классные названия: Нянино, Кукуштан, Блины, Гипсы, Глухарь. Кукуштан — мое любимое. Отлично же звучит. Нужно для каждой станции с нумерацией километров придумать название.

День четвертый, Екатеринбург. Сижу в кафе «Пельменная» у вокзала в ожидании электрички на Тюмень. Передо мной разогретые в микроволновке макароны с кетчупом и котлета. Я вообще пельмени хотел, но в «Пельменной» они закончились. По телевизору жена Петросяна (я забыл ее имя) рассказывает что-то про пенсионный возраст. Большую часть времени она хлопает широко раскрытыми глазами, уставившись в зал. Зал же смеется. Монолог я почти не слышал, потому что на улице стоял солдат и пел под гитару бардовские песни. Больше всего запомнился вот этот мотив:

«…И расписание судьбы не поменять уже,

Я остаюсь в живых лишь потому, что есть любовь.

Она давным-давно на ПМЖ моей душе».

Когда выхожу из электрички, все бегут на вокзал, а я обычно стою несколько минут, чтобы привыкнуть к тому, что фон перестал мелькать.




День шестой, за Омском. Представьте город, где власть захватили бабушки. Или создали свое поселение с нуля. Но главное — здесь правят бабки. По улицам еле-еле бегают откормленные внуки. Причем приезжают они не только на лето, остаются здесь навсегда и не встают из-за стола, пока все не съедят. Имена детям стали со временем не нужны. Они все откликаются на «внучок». Вокруг снуют ободранные кошки в надежде, что над ними сжалятся и покормят. Но они здесь только для красоты, и чтобы внуки с ними игрались. Взрослые здесь — обслуживающий персонал. Они не имеют права голоса, да и по жизни молчат. Работают в магазинах, помогают таскать тяжелые сумки, привозят на машинах в город картошку или то, что потребуется бабкам. Мужья бабок сидят в гаражах, сделанных из старых вагонов поездов, и вечно чинят автомобили. Главное — не мешать женам. В общем добро пожаловать в Татарск. Тут мне надо бы поспать.

День восьмой, после Новосибирска. К сожалению, целиком весь путь проехать на электричках до Байкала не получится даже при большом желании. Это было ясно еще год назад, когда я составлял расписание. Есть два небольших участка, которые придется перебить поездом. Первый настал сейчас. На этот раз мне достался поезд «Москва — Владивосток». Желание доехать сразу до Иркутска было велико, конечно, но я постарался быть честным с самим собой.




День девятый, перед Красноярском. Тем временем за окном разыгрывается самая красивая сцена за все девять или сколько там уже дней. Пока мы стоим на станции, на улице мужик в спортивном костюме выходит из своей синей «шестерки». Не закрывая дверь, об ее уголок тихонько начинает бить чуть сваренное яйцо, которое элегантно достал из кармана. Немножко счищает сверху и выпивает его целиком, сильно запрокинув голову. А потом достает сигарету и закуривает от удовольствия. И все это с невероятным изяществом! Мы едем дальше.




День десятый, за Красноярском. На станции Злобино в вагон вошли лица исключительно бандитской наружности. Один из них сел напротив. Через полчаса эта бандитская рожа внезапно для неё же начинает медленно расплываться в улыбке при виде за окном комбайнеров, собирающих пшеницу. Оттенок кожи, кажется, меняется с подпито-синего на нежно-румяный, за улыбкой показываются золотые зубы, которые блестят на солнечных лучах, а бритая голова начинает ходить ходуном вместе с ушами от радости и появляющихся мыслей.

День десятый, город Иланский. Я мог бы здесь остаться. Не в каждом городе с населением в 15 тысяч человек столько самобытности и жизни. Мог бы и остаться тут жить. Наверное, он просто больше всех напоминает родной Ковров. Те же кривые улицы, та же старая часть города с поймой. Только вместо Клязьмы озеро Пульсометр. Но больше всего здесь жизни скрыто на стенах разваливающихся пятиэтажек. Вот надпись золотой краской «Мемы с фочана», а вот объявление «А ты купил билеты в цирк?» с изображением Дяди Сэма. Кульминация — у вокзала «Россию — для грустных». И приписка отдельно «Спасибо».






День тринадцатый, после Иркутска. Вместо Ангары сегодня — молоко. Густейший туман. В поезде ощущение, что я действительно доехал до конца. До самого конца — вот он край, я его вижу. Кажется, меня разорвет еще до Байкала. Поэтому немногословен. Но подъезде к Байкалу туман рассосался сам собой. В тот момент, когда озеро только-только появилось в поле зрения, я просто вскочил моментально и выбежал в тамбур, где (наверное, не очень сильно — не помню) заорал. И еще минут десять я ходил по тамбуру из стороны в сторону и бубнил себе под нос матерные слова. Других у меня просто не было. Да и не хотелось их искать.




День тринадцатый, Байкал. Когда я проснулся, за окном уже ставший привычным пейзаж исчез. Снова вернулся утренний туман и край земли. В вагоне громко играла какая-то китайская музыка. Выйдя на конечной, надо было дойти до порта, чтобы уже на пароме переплыть Ангару, добраться до Листвянки и там заночевать.

Стойкое ощущение, что самого путешествия и не было, не покидало. Туман создавал иллюзорность всего происходящего. Мы отплыли уже в полной темноте. Паром настойчиво включил сирену, чтобы нас было видно в тумане, все пассажиры резко замолчали, школьницы запели. Сойдя с парома, я спрятал под большой камень блокнот и билеты со всех электричек, которые я хранил в заднем кармане. Теперь я точно не буду знать наверняка, проехал ли я больше пяти тысяч километров на электричках или нет.

Алексей Абанин

-=Подготовлено в интересах ЦППК=-

Москвичи, вы когда-нибудь путешествовали по Московской области? Вы знаете, сколько в ней интересных исторических городов? Более 1000 храмов и монастырей, 320 усадеб, 130 музеев, множество памятников архитектуры и просто красивая природа — на это действительно стоит потратить свои выходные.

Если вы думаете, что для этого нужно ехать на поезде или автобусе, у меня для вас новости: теперь можно отправиться в путешествие на электричке! Я ездил, и мне понравилось. Это была новая российская электричка от ЦППК и один из новых туристических маршрутов!



ЦППК — это пригородный железнодорожный перевозчик, который запустил на пригородные маршруты совершенно новые поезда. Теперь электрички — это круто! Смотрите!

Вот так они выглядят внутри. Здесь очень светло и просторно.

Все новое и чистое.

На бегущей строке информация о текущей и следующей остановках, температуре воздуха в вагоне и на улице. Внутри система климат-контроля, а еще ведется видеонаблюдение. Так ведь намного приятнее ехать, да?

Между вагонами порядок.

Туалеты оборудованы для инвалидов.

И наконец-то широкие тамбуры!

В них будет удобно ездить с велосипедом — больше не придется каждую остановку перетаскивать его от одной двери к другой.

Купить билеты на эти электрички легко — их определили в отдельную категорию «Стандарт плюс» , поэтому надо просто найти в расписании значок этой категории. Стоить такой билет будет как обычный, но ехать вы будете в красивом и новом вагоне и приедете в место назначения быстрее (эти поезда делают меньше остановок).

Но куда ехать? Раньше все маршруты были вот такими:

В Подмосковье есть места намного интереснее, поэтому ЦППК открыл свои маршруты . Вот некоторые из них:


Усадьба Ромашково

Сергиев Посад

Звенигород

Малоярославец

Суздаль

Тула

Теперь можно путешествовать хоть каждые выходные. Маршрут в Тулу , кстати, один из самых интересных, и ЦППК предлагает ехать туда аж на целый месяц! Потому что Тула — это не только город самоваров и пряников! Это настоящее историческое место, где можно сплести кольчугу, научиться делать гончарную посуду, создать собственную парфюмерную коллекцию, увидеть ружья императоров, побывать в доме Толстого и сделать еще много-много всего.

Я выбрал город Дмитров. Это один из самых старых подмосковных городов, которому уже больше восьми веков. На электричке ЦППК из Москвы до него ехать всего час.

Основная достопримечательность Дмитрова — Кремль. Здесь это старинный земляной вал, внутри которого находятся Успенский собор, памятник основателю города Юрию Долгорукому и несколько краеведческих музеев.

Земляной вал был сооружен в 1180 году для защиты крепости. Его высота 14 метров, а длина 960 метров, он окружает исторический центр города. Можно забраться на любую точку вала и увидеть красивую панораму. То есть теперь можно всего за час доехать до соседнего города и забраться на вал, которому больше 800 лет!

Рядом с валом несколько скульптур, которые воссоздают атмосферу XIX века. Это девушка-огородница несет на рынок корзину.

А это учительница гимназии идет на урок. Сейчас улицу ремонтируют, поэтому атмосфера немного нарушена.

Это аллея и вход в музей-заповедник. С этого ракурса красиво.

Но вблизи, к сожалению, выглядит вот так:

В городе очень много разных музеев.

Многие находятся в исторических зданиях.

Вообще здесь многие старые дома хорошо сохранились.

Даже отдельные элементы оформления, например, вот такие советские фрески.

Или стенная живопись. Хочется верить, что когда-нибудь отсюда уберут вывески и этот бессмысленный забор, а еще поставят нормальные деревянные окна.

В 2004 году Дмитров был признан одним из самых благоустроеных городов России, но тут еще есть над чем поработать.

В самом городе много интересных мест. Предлагаю вам съездить и самим узнать, что это за водоем и чего тут не хватает.

Я на поездку в Дмитров потратил всего несколько часов: туда электричка едет в 9:50, обратно в 16:50. Минус два часа на дорогу, и остается целых 3 часа, чтобы посмотреть город. Я был в Кремле, прогулялся по центральным улицам и заглянул в жилые районы, а к вечеру уже был дома. Учитывая, сколько обычно уходит времени на путешествия — это отличный вариант.

Так что хватит сидеть дома! Берите билет

 

Возможно, будет полезно почитать: