Остров пасхи история. Загадочная история острова пасхи. Борьба Хоту Мату’а с Орои

Остров Пасхи - один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи) и знали письменность (ронгоронго), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма.

Время заселения острова Пасхи

Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400-800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья.

Согласно легендам древних рапануйцев, собранным Себастьяном Энглертом, остров Пасхи появился благодаря великану Уоке, который своим посохом разрушил крупную страну, сравнимую с Хивой (полинезийское название Маркизских островов). Первыми же поселенцами Рапа-Нуи были Нгата Ваке и Те Охиро. Они высадились на острове рядом с местечком Те-Ротомеа и остановились у Ваи-Марама (название небольшого озера рядом с Матавери). Уоке снова начал разрушать остров, и, чтобы остановить великана, Те Охиро прочитал заклинание, после которого посох Уоке сломался, а остров был спасён.

Доплыв до острова Пасхи, разведчики высадились в Ханга-Тепа’у (пляж Винапу), а затем пошли к вулкану Рано-Као, где Ку’уку’у высадил ямс. Затем они начали обходить остров, чтобы найти подходящее место, где арики Хоту-Мату’а мог бы высадиться. Однако полуостров Поике и бухта Ханга-Хоону не подходили для больших каноэ. В бухте Ханга-Хоону они заметили большую морскую черепаху, которая на самом деле была духом, преследовавшим их на протяжении всего путешествия. Разведчики решили пойти за черепахой. Так они достигли Хиро-Моко (часть бухты Анакена), где путешественники решили поднять черепаху.

Однако уплыть путешественники не успели: после двухмесячного плавания арики Хоту-Мату’а уже подошёл на двух каноэ к трём островкам около острова Пасхи у вулкана Рано-Као. У острова Моту-Нуи Ира и Рапаренга объяснили вождю, что остров непригоден для жизни, но арики всё же решил высадиться на нём. Тогда разведчики рассказали, как доплыть до бухты Анакена, которую они нашли удобной для высадки. Два каноэ поплыли в разном направлении, чтобы осмотреть весь остров: Хоту-Мату’а поплыл с востока, а Туу Ко Ихо с женой арики поплыли вдоль западного берега Рапа-Нуи. Во время плавания Ава Реипуа родила сына, которого назвали Ту’у Махеке. Король высадился в Хиро-Моко, а королева - у Ханга-Хиро. Вскоре на берегу бухты Анакена были построены дома, где жили поселенцы.

Теория американского заселения острова

В своих работах, посвящённых острову Пасхи, норвежский путешественник Тур Хейердал выдвинул гипотезу, согласно которой острова Полинезии были заселены американскими индейцами. По его мнению, миграция населения происходила в два этапа. Первоначально острова Полинезии были заселены в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, у которых была светлая кожа, орлиные носы, густые бороды. Они способствовали распространению мегалитического типа цивилизации в Тихом океане, наиболее ярким примером которой стала рапануйская цивилизация.

Исследовав остров Пасхи, Хейердал подкрепил свою гипотезу несколькими доводами. Во-первых, он утверждал, что техника возведения рапануйских аху и моаи аналогична технике возведения подобных сооружений в Андах. Наибольшее сходство он обнаружил между аху Винапу на Рапа-Нуи и несколькими постройками в Куско, которые относятся к доинковскому периоду. Однако между ними существуют явные различия: сооружения в Куско строились из цельного полированного камня, в то время как на острове Пасхи аху строились путём облицовки небольшими каменными пластинами грубой каменной кладки.

Во-вторых, исследуя рапануйскую письменность, Хейердал обнаружил сходство графического представления знаков на Рапа-Нуи с письменностью индейского племени куна, но в то же время сомневался в прямой связи между двумя этими языками. По его мнению, письменность на острове Пасхи появилась в V веке вместе с перуанским вождём Хоту-Мату’а, с которым прибыли и первые поселенцы Рапа-Нуи.

В-третьих, рапануйцы сооружали схожие с перуанскими одно- и двухместные каноэ, носили головные уборы из перьев, как у южноамериканских индейцев, деформировали мочку уха, помещая в неё крупные украшения.

Теория меланезийского заселения острова

Легенда о короткоухих и длинноухих не вызвала бы такого огромного интереса среди учёных XX века, если бы среди них не была распространена точка зрения о расовом различии рапануйцев и полинезийцев и сходстве жителей острова Пасхи с меланезийцами. Эта гипотеза, широко дискутируемая в научных кругах в середине XX века, была выдвинута учёным Хосе Имбеллони. Однако нашлось и много её противников, например, эту гипотезу не поддержал антрополог Гарри Шапиро, посвятивший много времени изучению строения черепов древних рапануйцев и отстаивавший точку зрения полинезийского происхождения жителей острова Пасхи. Британский антрополог Генри Бэлфор выделил несколько черт, сходных для рапануйской и меланезийской культур. Во-первых, схожие обсидиановые наконечники, которые использовали древние рапануйцы, были найдены на острове Новая Гвинея. Во-вторых, у рапануйских статуэток такой же орлиный нос, как и папуасских. В-третьих, среди меланезийских народов также была широко распространена деформация ушей. В-четвёртых, культ «птицечеловеков» был распространён не только на острове Пасхи, но и на Соломоновых островах.

Культура острова Пасхи (Рапа-Нуи) отличается рядом необычных для остальной Полинезии особенностей и давно привлекает к себе внимание исследователей. Так, на острове воздвигнуто множество гигантских каменных статуй (моаи) и различных сооружений, в религии очень важную роль играл культ птиц (в частности, фрегата), местные жрецы пользовались оригинальным письмом (кохау ронго-ронго). Каменные статуи встречаются и на других островах Полинезии (например, остров Питкерн, острова Маркизского архипелага), но далеко не в таких масштабах, как на острове Пасхи.

Культ птиц необычен для Полинезии. Письмо не встречается нигде в Полинезии, кроме острова Пасхи. В связи с этими и другими особенностями неоднократно выдвигались гипотезы о неполинезийском происхождении культуры острова Пасхи.

Согласно одной из гипотез (М.Браун), остров Пасхи представляет собой остаток погибшего континента, жители которого имели очень высокую культуру (тихоокеанский вариант Атлантиды). Один из главных аргументов в пользу этой гипотезы состоит в том, что малочисленное население острова Пасхи никоим образом не могло соорудить такое большое количество каменных памятников. Однако эта гипотеза не была подтверждена ни геологическими, ни археологическими данными.

По другой гипотезе (В.Хевеши), культура острова Пасхи древнеиндийского происхождения, что доказывается сходством знаков рапануйского и древнеиндийского (Хараппа, Мохенджо-Даро) письма (и то, и другое не дешифровано).

По довольно распространенной гипотезе (Бальфур) культура острова Пасхи меланезийского происхождения. В пользу этой гипотезы свидетельствует наличие в Меланезии культа фрегата (птицы редкой на острове Пасхи), обычая удлинять уши и окрашивать волосы в красный цвет (что соответствует удлиненным ушам и красным «головным уборам» статуй острова Пасхи), а также антропологические данные (доликоцефалие рапануйских черепов). Сторонники «меланезийской» гипотезы полагают, что остров Пасхи был заселен еще до н.э. меланезийцами, которые «привезли с собой обычаи растягивания ушных мочек и культ фрегата, а может быть и искусство воздвигать статуи».1 Гораздо позднее (примерно в XIV веке) остров был завоеван светлокожими полинезийцами, перенявшими у негроидов-меланезийцев обычай растягивания ушей и культ птиц. В результате смешения меланезийцев с полинезийцами у рапануйцев наблюдаются различные оттенки кожи, что отмечал еще. Роггевен, а островитяне до сих пор помнят, кто из их предков был «черным» (т.е. меланезийцем), а кто «белым» (т.е. полинезийцем).

В последнее время широчайшее распространение получила гипотеза об южноамериканском происхождении культуры острова Пасхи, поддержанная известным норвежским путешественником Т.Хейердалом. В пользу этой гипотезы свидетельствует наличие у древних перуанцев каменных статуй и сооружений, сходных (по Хейердалу) с рапануйскими. По Хейердалу, культура острова Пасхи была создана около IV века н.э. выходцами из Южной Америки, которых он отождествляет с легендарными «орехонес» испанских хроник. «Орихонес», по преданию, имели обычай удлинять уши и отличались белым цветом кожи. Гораздо позже, около XI века, остров Пасхи завоевали полинезийцы, уничтожившие древнюю культуру. В результате смешения белых выходцев из Южной Америки и полинезийцев у рапануйцев встречаются различные оттенки кожи, островитяне до сих пор помнят, кто из их предков был «белым» (т.е. выходцем из Южной Америки), а кто «черным» (т.е. полинезийцем).

1. Сотворение острова Пасхи и первые поселенцы

Предание о первых поселенцах тесно связано с мифом о великане Воке (Уоке, Увоке), который поднимал и разрушал острова своим посохом (точнее, палкой-копалкой). По версии Энглерта, Воке разрушил своим посохом большую страну, в результате чего остался только остров Пасхи (откуда и его название Те-Пито-о-те-Хенуа - «пуп земли»).

Первые поселенцы Те Охиро и Нга Таваке (по Брауну - Ратаваке, по Энглерту - Нгата Ваке) высадились в бухте Ротомеа около Матавери и остановились в Ваи-Марама. На следующий месяц они перешли в Те-Варе на вулкане Рано-Кау. Так как Воке снова начал разрушать остров, Нга Таваке опасался гибели. Но Те Охиро заговорил море, чтобы оно не заливало землю, а посох Воке сломался в Пуко-пухи-пухи.

Легенда о первых поселенцах Те Охиро и Нга Таваке известна по поздней записи Энглерта со слов братьев Матео и Габриэля Варивери (из рода Хонга), возводящих ее к старику Хонги Атуа Кава А’Уре Аувири. Отрывки ее имеются в рукописи С (найденной Хейердалом), согласно которой первый поселенец, названный здесь Теавака (вместо Нга Таваке), рассказал о Воке разведчику Хоту Мату’а Ку’уку’у, а затем самому Хоту Мату’а. Последний заметил, что жезл великана сломался, а упала молния бога Маке-маке.20 Изложение мифа о Воке в версиях Энглерта и рукописи С, по-видимому, сильно искажено под влиянием гипотезы Брауна о потонувшем материке (которая, очевидно, впервые стала известна рапануцам со слов самого Брауна). Великан Воке (Уоке. Увоке) соответствует Воке, упоминаемому в космогонической части генеалогии острова Хива-Оа (Маркизский архипелаг) также в связм с созданием островов.21 Первые поселенцы Те Охиро и Нга Таваке упоминаются в версиях легенды о разведчиках Хоту Мату’а. Имя Те Охиро сохранилось в названии бухты Ханга-Охиро («бухта Охиро»). Очевидно, они были не единственными поселенцами на острове Пасхи, а вождями.

2. События на островах Хива.

Заселение острова Пасхи предания связывают с вождем (арики) Хоту Мату’а. Согласно наиболее полной версии Энглерта, Хоту Мату’а жил в Марае-ренга в области Маори на Хива (полинезийское название Маркизских островов). Сестра его жила в Марае-тохио. Упоминаются местности Те-Пеи, где стояли статуи (моаи), и Ари-анге или Отионге, где родился Хоту Мату’а. На острове водились черепахи (кепу-кепу), а около островка Моту-Торемо было много акул.

В версиях Жоссана и Метро также говорится, что Хоту Мату’а жил в Марае-ренга. По Раутледж, Марае-ренга и Марае-тохио - названия соседних островов. По версии Томсона, Хоту Мату’а жил в Марае-тоехау (вариант названия Марае-тохио), где был настолько жаркий климат, что люди иногда умирали от жары, а в определенные сезоны растения засыхали под палящим солнцем.

После смерти отца Хоту Мату’а (по Раутледж - Ко Кири-ка-атеа, по Метро - Тупа-ринги-аига, по Энглерту - Таане-Араи) разгорелась вражда между Хоту Мату’а и его братом (по Раутледж - Ко Те Ира-ка-атеа, по Энглерту - Орои). Хоту Мату’а был побежден и вынужден покинуть родину.

По версии Томсона, Орои был не братом Хоту Мату’а, а могущественным соседним вождем. Брат Хоту Мату’а (?), (у Томсона - Machaa) влюбился в одну девушку (имя не указано), в которую был влюблен и Орои. Девушка заявила, что выйдет замуж за Орои, если он обойдет без передышки вокруг острова. Пока Орои шел, девушка скрылась с Матаа (?). Орои решил отомстить всему роду Хоту Мату’а. Матаа (?) вместе с девушкой и шестью спутниками немедленно отплыл, а через два месяца отплыл и Хоту Мату’а, разбитый Орои в трех битвах.

3. Сон Хау Мака.

Один из островитян в Марае-ренга, Туху Пато-еа, изобрел сеть для ловли раковин, поймал красивую жемчужницу и подарил ее своему вождю, отцу Хоту Мату’а. Впоследствии Хоту Мату’а подарил эту жемчужницу некоему Хау Мака, который его татуировал. Хау Мака знал, что в океане есть необитаемый остров. Когда Хоту Мату’а решил переселиться, Хау Мака рассказал ему, что видел во сне остров, подходящий для заселения. Согласно этому сну, дух Хау Мака сначала увидел высокий потухший вулкан (Рано-Кау), а около него три маленьких островка (Моту-нуи, Моту-итит и Моту-као-као). Он назвал эти островки Ко-нга-хоне-туту-ваи-а-те-Таанга («дети, стоящие в воде, сыновья Таанга», Таанга был сыном Хау Мака). Затем он поднялся на вулкан (Рано-кау) и назвал его Ко-те-поко-ури-Хау-Мака («черная яма Хау Мака»). Далее дух Хау Мака спустился с вулкана и отправился осматривать побережье. Он нашел бухты Тахароа, Ханга-о-Хону, Анакена, которые ему понравились.

Легенда о Хау Мака известна в краткой версии Раутледж и совпадающей с ней, но более подробной версии Энглерта. Следы этой легенды имеются у Метро в версии легенды о разведчиках Хоту Мату’а. Хау Мака упоминается в найденной Хейердалом рукописи А. По версии Томсона, брату Хоту Мату’а Матаа(?) явился великий дух Мехе-мехе (бог Маке-Маке), вероятно, спутанный с Хау Мака) и сообщил ему, что в направлении восходящего солнца есть необитаемый остров, пригодный для заселения.

4. Разведчики на острове Пасхи.

Готовясь к переселению, Хоту Мату’а послал сначала на остров Пасхи семь юношей-разведчиков, чтобы они посадили ямс и нашли бухту, пригодную для высадки с больших двойных ладей. Юношей-разведчиков звали: Ира, Рапа-ренга, Ку’уку’у. Ринги-ринги, Нонома, Ууре, Мако’и. Главным среди них был Ира, которому Хау Мака подробно описал остров Пасхи, виденный им во сне. Ку’уку’у был специалистом по разведению ямса. Юноши отплыли на ладье Ора-ора-миро («живое дерево»). По совету Хау Мака, лядья юношей подошла к острову Пасхи у вулкана Рано-Кау (который явно служил ориентиром), около трех островов. Юноши высадились в бухте Ханга-Тепау и отправились на вулкан Рано-Кау. Там Ку’уку’у посадил ямс. Затем разведчики пошли вдоль побережья, обогнули полуостров Поике и пришли к бухте Тахароа, которую они признали неподходящей. Следующую бухту, Ханга-о-хону, Ира также забраковал. Здесь они остановились и стали ловить рыбу. Во время прилива юноши увидели большую черепаху (отсюда название Ханга-о-хону, «бухга черепахи») и стали ее преследовать. Идя за черепахой, они пришли к бухте Анакена. Черепаха остановилась на берегу бухты в Хиромоко, месте, удобном для высадки с больших ладей. Юноши по очереди пытались перевернуть черепаху, но это им не удалось. Когда Ку’уку’у стал поднимать черепаху, она ударила его ластом, он уронил ее и сильно поранил себе ногу. Черепаха уплыла в океан. Юноши признали бухту Анакена подходящей для высадки с больших ладей. Так как Ку’уку’у не мог ходить, его отнесли в пещеру Ихи-ареро и там покинули. Ку’уку’у умер в этой пещере.

Остальные юноша отправились дальше. На полпути из Анакена в Матавери они встретили незнакомца по имени Нга-Таваке, который к ним присоединился. По дороге к вулкану Рано-Кау Ира и Рапаренга тайно от остальных спрятали привезенную ими статую (моаи) Хинариру с ожерельем из жемчужниц на шее. Вернувшись в Оронго, на вулкане Рано-Кау, юноши обнаружили, что их плантация ямса заросла сорной травой попоро. Из этого юноши заключили, что остров не подходит для заселения. Выполов сорную траву, они построили себе дом в Оронго.

Ира и остальные юноши решили возвратиться обратно. Один только Ринги-ринги хотел остаться. Но он не знал, где Ира и Рапа-ренга спрятали статую Хинариру. Сочувствовавший ему Мако’и нарочно завел разговор об этой статуе с Ира, в то время как Ринги-ринги притворился спящим. Ира, полагая, что Ринги-ринги спит, сказал: «Рухи - направо, Пу - налево, ожерелье из жемчужниц на шее статуи Хинариру».

Однако Ира и другие юноши не успели уплыть на родину, как намеревались. С вершины. Рано-Кау они увидели подходившие к острову ладьи Хоту Мату’а.

Легенда о разведчиках, посланных Хоту Мату’а на остров Пасхи, имеется в записях Томсона, Раутледж, Брауна, Метро, Энглерта. По версии Томсона, брат Хоту Мату’а Матаа(?), спасаясь от мести Орои, поспешно отплыл на двойной ладье со своей невестой и шестью спутниками. за два месяца до Хоту Мату’а. Плавание заняло два месяца, после чего он пристал к южному берегу острова Пасхи. Далее упоминается только эпизод с черепахой. В версии Раутледж указано, что шесть разведчиков пристали к острову у трех островков, около вулкана Рано-Кау, посадили ямс, а затем обошли вокруг острова. Далее упоминается эпизод с черепахой (смерть Ку’уку’у) и встреча с неизвестным человеком (Нга-Таваке). Остальные версии отличаются от версии Раутледж только большим количеством подробностей. По версии Метро юношей было шесть: Ира, Рапа-ренга, Ку’уку’у, Ринги-ринги, Таватава-аху-атава(Тава-тава-а-хуатава). По версии Энглерта, Ку’уку’у, Ринги-ринги, Нонома, Ууре, Макои и Ринги-ринги были сыновьями Хуатава. По Брауну ладья юношей называлась Ора-ора-нгару.

5. Хоту Мату’а на острове Пасхи.

Хоту Мату’а, готовясь к отплытию, снарядил две двойные ладьи. Каждый из двух корпусов ладьи имел свое название. У ладьи Хоту Мату’а они назывались Отека и Оуе. Ладьи были с высокими, как шея лебедя, носами и такой же высокой кормой. Хоту Мату’а плыл вместе со своей женой Вакаи. Второй ладьей командовал Туу Ко Ихо (Туу Ко Иху), женатый на Ава Реи Пуна, сестре Хоту Мату’а. В каждой ладье было более ста человек. Хоту Мату’а взял с собой знатока растений Теке и искусного строителя Нуку Кеху. Жена строителя Мара-мара Кои не захотела покидать родной остров.

Накануне отплытия Теке решил, что у него слишком мало сортов ямса. Поэтому он вместе со своим помощником отправился к соседнему арики Маеха, имевшему хорошие плантации. Пока Теке занимал арики Маеха разговорами, его помощники украли с плантации хозяина две корзины новых сортов ямса, в частности хатуке и таракура.

Кроме разных сортов ямса (ухи), Хоту Мату’а вез с собой много других растений. В преданиях приводятся огромные списки, среди которых упоминаются таро, кумара, ти, банан (маика), сахарный тростник (тоа), нгаохо и хау-хау, растения, из которых делались веревки, пуа и пиа, употреблявшиеся для добывания желтой и белой красок, торомиро и мако’и, дающие хорошую древесину для разных изделий и палок-копалок. Хоту Мату’а взял очень много орехов нау-нау для питания в первые месяцы после прибытия (скорлупа этих орехов часто встречается в древних пещерах). Кроме того, на ладьях были куры. Хоту Мату’а увез с собой 67 дощечек с письменами (кохау ронго-ронго).

После двухмесячного плавания ладьи Хоту Мату’а утром подошли к трем островкам около вулкана Рано-Кау. Здесь Хоту Мату’а должен был узнать у своих посланных вперед разведчиков, гле находится удобная для высадки бухта. У островка Моту-нуи он встретился со своими разведчиками. Ира и Рапа-ренга закричали Хоту Мату’а, что остров не подходит для заселения, так как на нем много сорной травы. Хоту Мату’а все же решил высаживаться. Тогда юноши объяснили ему, где находится бухта Анакена, удобная для высадки. Ладьи разделились, чтобы осмотреть все побережье. Хоту Мату’а поплыл направо и подошел к бухте Анакена с востока, а Туу Ко Ихо поплыл налево и подошел туда же с запада. Когда ладьи шли вдоль побережья, у Вакаи, жены Хоту Мату’а, родился сын Туу Махеке, а у Ава Реи Пуна, жены Туу Ко Ихо, родилась дочь. Ладья Хоту Мату’а причалила в Хиромоко. а ладья Туу Ко Ихо - в Ханга-Охиро. В это время шел месяц Анакена (. откуда бухта получила свое название).

На берегу бухты Анакена построили дом и печь (уму)(уму пае) для арики Хоту Мату’а и дом для его жены Вакаи. Недалеко стоял дом строителя Нуку Кеху. Строитель тосковал по своей покинутой жене и проводил все время на берегу, смотря на северо-запад, где остался остров Хива. Теке вспомнил, что забыл взять с собой сандаловое дерево, и поплыл за ним. Хоту Мату’а приказал привезти с острова Хива статую (моаи) Тауто, одного из древних арики. Обеспокоенный отсутствием на острове пасхи ручьев и источников, Хоту Мату’а занялся сооружением цистерн для сбора дождевой воды.

Версии легенды о прибытии Хоту Мату’а на остров Пасхи незначительно отличаются друг от друга. По версии Русселя, в каждой ладье было по 400 человек, по версии Томсона - по 300. По версии Раутледж, второй ладьей командовал Хине-лилу (Хинериру), знаток письма. Туу Ко Ихо в этой версии упоминается как скульптор.

6. Борьба Хоту Мату’а с Орои.

Враг Хоту Мату’а Орои накануне отъезда проник на ладью Туу Ко Ихо под видом слуги, а после высадки скрылся. Он убивал беззащитных путников, а однажды убил пятерых детей у некоего Аорка (имя явно искажено). Когда Хоту Мату’а пошел навестить свою приемную дочь, жившую около Маунга-Теа-Теа, Орои поставил на его пути ловушку, но Хоту Мату’а ее заметил и убил Орои.

По версии Томсона, Орои был могущественным вождем и стал враждовать с Хоту Мату’а из-за эпизода с девушкой. После прибытия на остров Пасхи он скрылся в скалах Оронго (на вулкане Рано_Кау), но в конце концов Хоту Мату’а поймал его в сеть. По версии Раутледж, Орои убил (в Марае-ренга) детей Хоту Мату’а.

7. Смерть Хоту Мату’а.

Под старость Хоту Мату’а поссорился с женой. Ссора произошла из-за того, что Хоту Мату’а, рассердившись на своего старшего сына Туу Махеке, который плакал от голода, обозвал его «выродком». Вакаи, узнав об этом, сказала, что Хоту Мату’а сам выродок, незаконный сын Ко Хири Ту’у Хонго-хонго, а вовсе не сын арики Те Рири-ка-атеа, покинул свой дом и переселился в Харе-моа-вивири, где занимался земледелием. Вакаи тоже пришла туда, и Хоту Мату’а снова переселился сначала в Харе-моа-татака, а затем в Те-ингао-о-те-хону, где жил со своим любимцем, младшим сыном. Затем он отправился в Акаханго разыскивать пресную воду. Вакаи опять пришла к Хоту Мату’а и вскоре умерла. Ее похоронили в Аху-атуре-хоа. Хоту Мату’а переселился в Ко-те-варе-тереинга-тахи на склоне вулкана Рано-Кау. Здесь он соорудил памятник из трех больших камней, который носит название Ко-те-маеа-хоно-а-Хоту Мату’а («камни, поставленные Хоту Мату’а»).

Хоту Мату’а заболел и ослеп. Он призвал сыновей и разделил между ними остров. Туу Махеке получил местность от Анакена до Маунга-теа-теа, Миру те, Мата-нуи - от Анакена до Ханга-Роа, Марама - от Акаханга до Винапу, Раа - Ханга-тое (к северу и западу от Маунга-теа-теа), Коро Оронго - от Анакена до Рано-Рараку, Хоту-ити - восточный берег.

Почувствовав приближение смерти Хоту Мату’а попросил своего приемного сына принести ему из цистерны в Хуарева хорошей воды. Старый арики хотел перед смертью услышать пение петуха из Арианге, где он родился. Напившись, он стал лицом по направлению к родному острову и крикнул: «О,Куихи! О,Куаха! Пусть запоет петух в Арианге!» Из-за океана до него донесся крик петуха, и Хоту Мату’а умер.

Сыновья похоронили его в глубоком рву в Акаханга, там же, где умерла Вакаи.

Туу Махеке, наследник Хоту Мату’а, не захотел оставаться на острове Пасхи и уехал на остров Хива. Вместо него стал править Туу Ко Ихо.

После арики Туу Ко Ихо власть перешла к Миру, старшему сыну Туу Махеке, внуку Хоту Мату’а. Миру а Туу Махеке считается родоначальником династии верховных вождей острова (арики хенуа). Когда старший сын верховного вождя женился, отец передавал ему свою власть. После Миру арики хенуа стал Атаранга, затем Иху.

8. Прибытие ханау еепе.

При жизни арики Туу Ко Ихо на остров прибыли новые поселенцы. Их называли ханау еепе («дородные»), в отличие от ханау момоко («тонкие»), первых переселенцев. Ханау еепе приехали без женщин. У них был обычай удлинять уши. Они поселились на полуострове Поике и в Ханга-Нуи. Между ханау еепе и ханау момоко началась вражда. В дальнейшем ханау еепе удалось подчинить себе первых переселенцев (ханау момоко).

Легенда о прибытии ханау еепе, как и легенда о первых поселенцах, сохранилась только в виде глухих упоминаний. По версии Томсона, через много лет после смерти Хоту Мату’а остров был разделен между людьми Хоту Мату’а и «длинноухой расой». Далее следует рассказ о войне между ними. По одной версии Раутледж (со ссылкой на информатора Килимути), «короткоухие» прибыли в ладье Хоту Мату’а, а «длинноухие» в ладье Хинелилу. По второй версии Раутледж (со ссылкой на трех стариков) «длинноухие» прибыли при третьем арики, из-за колдовства его(мана). Война между «длинноухими» и «короткоухими», случившаяся в промежутке между плаваниями Роггевена и Лаперуза, описывается сходно во всех версиях.

Название двух групп населения острова Пасхи, между которыми шла «война за свержение статуй» (хури моаи) - ханау еепе и ханау момоко - переводились со времени Мартиниса и Раутледж соответственно «длинноухие» и «короткоухие». Энглерт первый указал, что такой перевод является абсурдным. Ханау означает «раса», «рождаться», еепе - «дородный», «коренастый», епе «ухо», момоко - «тонкий». Если название ханау епе (вместо еепе) переводить «длинное ухо», то из этого следует, что ханау означает «длинный». В этом случае название ханау момоко нужно переводить «длинный короткий», по той простой причине, что в этом названии нет слов ни епе, ни еепе. Кроме того, следует заметить, что врапануйском языке определяющее прилагательное стоит после определяемого им существительного, и словосочетание ханау епе в значении «длинное ухо» вообще невозможно по правилам грамматики. Можно только удивляться тому, с какой настойчивостью норвежский путешественник защищает явную бессмыслицу, если считает ее выгодной для своей теории: «Единственный, кто считает, что надо переводить «толстые», - патер. Энглерт, но тут его не поддерживают даже современные пасхальцы, единодушно утверждающие, что один народ был не «толще другого». Еще более непонятно, для чего потребовалось приводить столь странные «аргументы» и ссылаться на Раутледж в качестве «первоисточника» по вопросам перевода, когда известно, что по преданию люди еепе имели обычай удлинять уши, за что их прозвали епе ророа, «длинноухие» (епе - «ухо», ророа - «длинный», порядок слов рапануйский).

Сайт создан в системе uCoz

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.


Первооткрывателем этого загадочного острова был капитан Хуан Фернандес. История острова Пасхи – предмет давнишних споров. Историки не могут найти ответы на все вопросы.

История острова Пасхи


Данный остров - это сто семнадцать квадратных километров почти голой земли. Чем больше ученые пытаются понять этот остров, тем больше у них возникает вопросов. Недавно ученые, чтобы ответить на некоторые вопросы, начали бурение земли для взятия проб. Они удивились, найдя залегающий пласт жуков. Вопрос остается без ответа. Это еще одна загадка. Смогут ли ее отгадать ученые?


Когда испанец Хуан Фернандес открыл этот остров, он решил сохранить открытие в тайне. Но сам потом умер при не выясненных обстоятельствах.
Спустя полтора столетия эту же землю обнаружил адмирал Якоб Роггевен. Эта находка произошла в день Пасхи. Отсюда и появилось это название.
Интересен факт про то, что рядом с островом Пасхи были еще острова, которые были нанесены на карты и четко описаны. Но они загадочным образом бесследно исчезли. Познав историю острова Пасхи, можно узнать и судьбу исчезнувших островов. В свое время Роггевен утверждал, что местные аборигены садились около идолов, разжигали костры и раскачивали их. Это их действие мало о чем говорит. Не отвечает оно на вопрос и кем для них были идолы? Но то, что истуканы для них имели большое значение - очевидно.

Попытки узнать историю острова Пасхи


Все посетившие остров с умным видом толковали о назначении идолов. Кук, например, считал, что это памятники, похороненным правителям. Были предположения, что одни истуканы изображало богов, а остальные людей. Так что эти истуканы «моаи»- сплошная загадка, не имеющая ответа и сегодня. Некоторые идолы лежат на земле. Здесь можно найти объяснение. Все истуканы были поставлены задом к морю и при малейшем землетрясении могли упасть. Но они могли упасть и сами от воды или от времени.

Во всей Полинезии не встретишь такого развитого государства. И, как водится на земле, передовые цивилизации подвержены гонению. Так произошло и с таинственным островом. Человечество решило уничтожить островитян. Отомстить им за высокую цивилизацию. Они уничтожались столетиями. Обратимся к истории. В 1862 году пираты из Перуана поработили все мужское население. Через некоторое время миссионеры стали цинично уничтожать островное язычество. Появились запретные темы истории острова Пасхи.


Они сжигали таблички со знаками. Остров стал принадлежать Чили с конца19 века. Они создали здесь исправительную колонию. Позже решили организовать там фермерство. В результате все поселения были уничтожены. Остался один единственный город Ханга - Роа.
Последний мятеж аборигенов


В начале 20 века был подавлен последний мятеж аборигенов. Чилийские власти безжалостно расправились с мятежниками. После этого уничтожения нет людей, которые были очевидцами достоверной истории острова. Нет тех мастеров, которые хранили секреты своих предков. Ну а мы пользуемся легендами. Одна из них гласит, что истуканы могли сами передвигаться. Как это происходило, остается загадкой. Но для чего это было в принципе, совершенно не ясно.

Древние мастера высекали «моаи» из туфа. После они спускали истуканов вниз и распределяли по определенному плану. Вес истуканов достигал до 5 тонн, а высота в среднем была 7 метров. Материал, из которого они изготавливались, назывался вулканической пемзой. Сегодня на острове живут всего 150 человек рапануйцев. Остальное население – чилийцы и метисы. Всего на острове насчитывается три тысячи человек.

Неразгаданные загадки


Сегодняшние жители – полинезийцы. Но откуда пришли первопоселенцы доподлинно никто не знает. Даже знаменитые ученые и путешественники, пытаясь отстоять очередную свою версию, делали это бездоказательно. Таким образом, количество гипотез прибавлялось, а познания истории острова оставались на месте. Когда-то этот остров был крайне густо заселен. Возможно, это стало причиной междоусобиц на острове. Злость жителей острова возмещалась и на истуканах, как на символ врага.


Еще одной причиной исторической неизвестности острова является то, что до сегодняшних дней не могут разгадать письмена жителей Пасхи. Найденные таблички с надписями так и остаются не прочитанными. Многие таблички были сожжены христианскими миссионерами, а те, что остались, оказались не по «зубам» современной науке.

Взобравшись на вулкан Рано-Кау, то можно увидеть панораму вулканических озер. Эти озера окружает пещера Оронго. Каждой весной сюда прилетают ласточки. Они на острове считаются посланниками богов. В настоящее время на острове сохранилось все в неизменном виде, как и сотни лет назад. Так что же произошло на острове Пасхи? Этот ответ нас ждет впереди. А пока история острова Пасхи для человечества очередная загадка.

Остров Пасхи
(исторический экскурс)

(из цикла "На задворках планеты" )

Остров Пасхи (или Рапа-Нуи ) - один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Он входит в состав Полинезии (субрегион Океании). Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи ) и знали письменность (ронгоронго ), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма. В середине XIX века местные жители стали объектом работорговли, в результате которой погибла большая часть рапануйцев, а вместе с ними утеряны многие элементы уникальной местной культуры. 9 сентября 1888 года остров был аннексирован Чили. В XX веке Рапа-Нуи стал объектом огромного интереса для исследователей, пытавшихся разгадать тайны исчезнувшей рапануйской цивилизации (среди них был норвежский путешественник Тур Хейердал). В это время произошли некоторые улучшения в инфраструктуре острова и качестве жизни рапануйцев. В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XXI веке остров продолжает привлекать туристов со всего мира, а туризм стал основным источником доходов для местного населения.


Ронго-ронго, письменность, которая
до сих пор не расшифрована лингвистами.
Фрагмент малой таблицы из Сантьяго

Время заселения острова Пасхи
Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из бухты Анакены , свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400-800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья. Ранее считалось, что колонизация Рапа-Нуи происходила в 800-1200 гг. н. э., а экологическая катастрофа, которая характеризовалась исчезновением на острове пальмовых деревьев, началась, как минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако точка в вопросе колонизации острова ещё не поставлена, и, вполне вероятно, что эта цифра может быть опровергнута.


Склон потухшего вулкана Рано Рараку, усыпанный каменными изваяниями моаи

Теории заселения острова Пасхи
Еще больше гипотез существует относительно того, откуда прибыли первые (да и последующие) переселенцы на остров. Так, например, приверженец американской теории заселения норвежский путешественник Тур Хейердал считает, что острова Полинезии были заселены американскими индейцами - в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, впоследствии почти полностью уничтоженными новой волной эмигрантов, приплывших уже с северо-западного побережья Северной Америки к 1000-1300 гг. н. э. Также среди ученых есть приверженцы меланезийской теории, согласно, которой остров заселялся меланезийцами - групой народов с островов Меланезии в Тихом океане, примыкающиx к Австралии и Новой Гвинее. Среди специалистов, изучающих остров Пасхи, существуют и другие гипотезы (заселение с островов Полинезии, Таити, островов Кука и др.). Таким образом, на протяжении XX века было предложено множество научных гипотез, которые выделяют несколько центров, откуда происходило заселение Рапа-Нуи, но окончательная точка так и не поставлена.

Занятия древних рапануйцев
Остров Пасхи - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов. Согласно легендам Рапа-Нуи, некоторые виды растений были завезены королём Хоту-Мату’а , приплывшим на остров с таинственной родины Мараэ-ренга. Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение.

Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.


На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей
легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана

В прошлом полинезийцы, отправляясь в поисках новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица - впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев. Полинезийская крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. Впоследствии на острове появились серые крысы, завезённые европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи (небольшого островка к юго-западу от Рапа-Нуи), где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы устанавливалось табу на её вылов. На острове Пасхи в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви , другие - из камня, их называли мангаи-кахи и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей. После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из костей врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана погибшего человека, то есть его сила. Также рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах.


Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости,
или мангаи-иви, с острова Пасхи.
Состоит из двух частей, соединённых веревкой

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйское название - вака рап. vaka), как, например, у других народов Полинезии, бороздивших волны Тихого океана. К тому же, сказался явный дефицит высоких и крупных деревьев.

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в Перу, где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени. В начале XIX века на Рапа-Нуи существовало десять племён, или мата (рап. mata), члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь были потомками первого короля острова Хоту-Мату’а . Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту-Мату’а остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых воинов. Самих людоедов на острове называли каи-тангата . Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех жителей острова.


Бухта Анакена, где согласно рапануйской легенде высадился король Хоту-Мату"а

Исчезновение рапануйской цивилизации
Когда на острове в XVIII веке впервые высадились европейцы, Рапа-Нуи представлял собой безлесную местность. Тем не менее, недавние исследовательские работы на острове, включая изучение найденных образцов пыльцы, свидетельствуют о том, что в далёком прошлом, во время заселения Рапа-Нуи, остров Пасхи был покрыт густой растительностью, в том числе, обширными лесными массивами. По мере увеличения численности населения эти леса вырубались, а освобождённые земли сразу же засеивались сельскохозяйственными растениями. К тому же древесина использовалась в качестве топлива, материала для сооружения домов, каноэ для рыболовства, а также для переноса огромных статуй острова, или моаи . В результате примерно к 1600 году на острове были полностью уничтожены леса. К этому же времени относится прекращение сооружения моаи.


Набросок Людвигa Льюисa Чорисa (1816) из книги «Atlas in Pictures of the Voyage around the World of the frigate Venus, 1830-1839»,
показывающий два типа рапануйского каноэ. Одно из них с аутригером, другое - без.
Также изображены вёсла.

Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Единственным источником мяса на острове стали куры, которых стали высоко почитать и охранять от воров. В связи с катастрофическими изменениями на Рапа-Нуи началось убывание численности населения. После 1600 года рапануйское общество постепенно начало деградировать, появилось рабство, начал процветать каннибализм.

Однако это теория исчезновения рапануйской цивилизации не является единственной. Согласно исследованиям учёного Терри Ханта обезлесение на Рапа-Нуи произошло по большей части не благодаря местным жителям, а в результате поедания семян местных растений полинезийскими крысами, которые были завезены на остров первыми поселенцами. А резкое сокращение численности населения (согласно этой же теории) относится лишь к европейском периоду Рапа-Нуи, когда большая часть островитян была порабощена и отправлена на южноамериканские или тихоокеанские плантации.

Европейцы на острове
Остров Пасхи европейцы открыли только в 1722 году. 16 июля 1721 года голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен отплыл из Амстердама на кораблях «Thienhoven», «Arend» и «Afrikaanse Galley» в поисках Земли Дэвиса. Вечером 5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» заметил на горизонте сушу. В тот же день адмирал Роггевен назвал остров в честь христианского праздника Пасхи.


Голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен

Следующим утром к голландскому кораблю подплыло каноэ с бородатым местным жителем, явно удивлённым большим морским судном. Только 10 апреля голландцы высадились на сушу. Роггевен подробно описал рапануйцев и координаты острова Пасхи. Увидев необычные статуи огромных размеров, путешественник был сильно удивлён тем, что «обнажённые дикари» могли соорудить такие колоссы. Также было предположено, что статуи были сделаны из глины. Однако первая встреча рапануйцев с европейцами не обошлась без кровопролития: голландскими моряками было убито 9-10 местных жителей. На момент открытия острова Роггевеном на нём обитало около двух-трёх тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10-15 тысяч человек.


В 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием.
Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

В конце XVIII-начале XIX века на острове побывало множество мореплавателей. Часто целью экспедиций на остров было захват рапануйцев в качестве рабов. Проявление насилия со стороны чужеземцев к местным жителям острова привело к тому, что рапануйцы стали враждебно встречать корабли. 1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли. 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа причалили 8 перуанских кораблей. Несколько островитян, ничего не подозревая, поднялись на борт, и сразу же были схвачены и посажены в тюремные камеры. В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев, которые при виде огнестрельного оружия были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству Правительства Франции, епископа Тепано Жоссано, а также губернатора Таити, поддерживаемых Британией, удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи - до около 600 человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.


Старинные деревянные статуэтки острова Пасхи, изображающие (слева направо): человека-тюленя (тангата-ику), высота 32 см; две фигурки в середине аку-аку, вид сзади и сбоку; изнуренный предок (Моаи кава-кава), высота около полуметра, следует обратить внимание на изображение позвоночника и ребер. Крайний справа - птице-человек с клювом (тангата-ману). Фото из книги Франсиса Мазьера

С 1862 года началось активное обращение рапануйцев в христианство. Вожди не очень стремились менять веру. Связано это с тем, что они не хотели отказываться от полигамной семьи. Вожди считали, что, если у них будет по одной жене, то они потеряют влияние в племени. Однако постепенно вожди и все рапануйцы приняли христианство. С 1830-х годов островом все больше начинает интересоваться Чили. А, победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879-1883 годов, эта страна приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили, а в 1896 году остров вошёл в состав области Вальпараисо. Даже в ХХ веке права рапануйцев долгое время были достаточно ограниченными.

Изменения стали наблюдаться с середины 60-х. В 1967 году на острове было завершено строительство взлётно-посадочной полосы в Матавери. С этого времени появилось регулярное авиасообщение с Сантьяго и Таити, а жизнь рапануйцев стала меняться к лучшему: в 1967 году появилось регулярное водоснабжение домов, в 1970 - электричество. Начал развиваться туризм, который в настоящее время является важнейшим источником доходов местного населения. С 1966 года на острове стали проводиться выборы местной администрации.

 

Возможно, будет полезно почитать: