Тиниан. Тиниан остров (Tinian) Начало трагичных событий

О городе Тиниан

Тиниан (Tinian ) — остров в Содружестве Северных Марианских островов принадлежащий США, входящий в архипелаг Марианские острова, расположенный в Тихом океане. Административный центр одноименного муниципалитета Содружества.

Остров Тиниан находится в южной оконечности архипелага, примерно в 4,5 километрах к юго-востоку от главного острова содружества - острова Сайпан (отделен от него Сайпанским заливом) и в 163 километрах на северо-восток от острова Гуам.

Тиниан, как и многие острова в этом регионе Тихого океана, имеет коралловое происхождение и представляет собой выдвинувшийся над морем атолл. Это третий по своим размерам остров Марианского архипелага. Тиниан славится небольшими уютными бухтами, находящимися, главным образом, в южной и центральной части острова.

Коренные жители острова - племена чаморро заселили остров еще задолго до н.э. На то указывают и древние каменные столбы, высотой до 6 метров, находящиеся на острове и очень схожие с моаи острова Пасхи или мегалитами Палву. Европейцы открыли острова в 16 веке, благодаря католическому испанскому миссионеру Диего Луису де Санвиторесу.

Около двух веков остров принадлежал испанцам, а затем, как и все острова сегодняшнего Содружества Северных Марианских островов, перешел в юрисдикцию Германии, которая в ходе Первой мировой войны уступила их Японии. С 1920 года Марианские острова управлялись Японией по мандату, установленному Лигой наций. Японцам удалось довольно успешно развивать на острове выращивание сахарного тростника.

Трагические события Второй мировой войны привели к захвату острова американцами в 1944 году. В мировую историю остров вошел благодаря тому, что именно отсюда в августе 1945 года стартовали бомбардировщики, сбросившие ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Несмотря на очевидный потенциал в области развития туризма, остров заметно отстает по уровню туристической инфраструктуры соседнему Сайпану. Это связано с тем, что почти половина острова используется американцами как военный полигон.

Впрочем, часть бюджета острова пополняется за счет привлечения туристов, а также за счет двух АЗС и казино The Dynasty, с гостиничным комплексом и торговым центром, которое располагается рядом с пляжем Тачогна Тага-Бич.

Среди достопримечательностей острова выделим первые постройки переселенцев, расположенные в небольшом городке Сан-Хосе, являющемся главным населенным пунктом Тиниана. Находящийся здесь же, развалины Дома Тага - резиденции легендарного короля чаморро Тага Великого, а также крупное скопление ритуальных камней, называемое Латте-Стоун-Сайт.

Рядом со вторым по популярности пляжем острова - Камер-Бич находится, очень напоминающая маяк, католическая церковь Сан-Хосе, возведенная около пятидесяти лет назад.

Интересен для туристов мемориал Суисайд-Клифф, посвященный массовому самоубийству японских военных и членов их семей не пожелавших сдаваться американцам после захвата последними этого острова. Среди проживавших на островах жителей часть исповедовала иудаизм. Сегодня об этом свидетельствует единственная уцелевшая на островах синагога, находящаяся как раз на острове Тиниан.

Отметим, что побережье острова отличное место для занятий дайвингом, сноркелингом, подводной охотой и спортивной рыбалкой. Рельеф местности Тиниана испещрен известняковыми пещерами, где можно отыскать древние петроглифы, оставленные племенами чаморро.

Климат Тиниана, как и на всех Северных Марианскихостровах, Сайпана тропический, пассатный. Температура держится в течение всего года в диапазоне +28 С…+33 С. Наиболее удобный период посещения острова - период с декабря по май.

Официальный сайт островов - www.cnmiago.gov.mp

Телефонный код Тиниана: +670 (для всех островов)

На остров можно добраться с помощью парома от острова Сайпан, а также воздушным путем через небольшой аэропорт Tinian International Airport (http://www.cpa.gov.mp/tinapt.asp), используемый для авиаперевозок с другими островами.

Тиниан — наименее населенный из основных островов Марианского архипелага, расположенный всего в 8 км к юго-востоку от Сайпана. Кроме великолепной природы и океана, Тиниан известен большим количеством исторических реликвий времен Второй мировой войны, а также наличием единственного в этом регионе казино.

Транспорт

Добраться на остров можно с соседнего Сайпана на небольшом самолете частной авиакомпании. Полет займет всего 10-15 минут.

Общественный транспорт на Тиниане отсутствует, поэтому по приезду желательно взять напрокат автомобиль. Сделать это можно сразу же в аэропорту или позже в отеле. Если поездки будут на небольшие расстояния, то можно ограничиться арендой мопеда или скутера.

Достопримечательности

Одной из основных природных достопримечательностей Тиниана является гейзер Блоу Холл, расположенный в северной части острова, на стыке суши и моря. Время от времени в отверстие гейзера попадает морская волна — и тогда вверх взмывает мощный водяной столб, сопровождаемый оглушительным «вздохом земли».

Но наиболее известны рукотворные достопримечательности — всевозможные военные сооружения, возведенные как японскими, так и американскими строителями. Среди японского наследия стоит отметить Командный пункт морской авиации и Коммуникационный центр. Даже сейчас, спустя полвека они производят сильное впечатление на туристов.

Среди американских объектов можно выделить военный аэродром Нортфил. Он был построен всего за два месяца и до конца Второй мировой войны был самым загруженным аэродромом мира. Именно отсюда стартовал печально известный бомбардировщик Enola Gay, неся атомные бомбы к Хиросиме и Нагасаке. В память об этих событиях на территории аэродрома установлен мемориал.

Развлечения

Тиниан — одно из лучших мест на островах Марианского архипелага для любителей рыбалки. Выйдя на катере в открытое море, вы получите гарантированное удовольствие от ловли крупных барракуд, тунцов и марлинов.

Прибрежная же зона — отличное место для дайвинга. Красивейшие коралловые рифы, скалы и пещеры мало кого могут оставить равнодушными. А отплыв подальше в море, можно поплавать с огромными морскими черепахами — одной из основных достопримечательностей Тиниана.

На суше вас ожидают традиционные для этой местности багги и квадроциклы. Кататься можно на специально выделенных площадках, а можно отправиться вдоль морского побережья или вглубь джунглей.

Из необычных развлечений стоит отметить управление самолетом. Пройдя краткий курс обучения в местной авиакомпании, вы сможете облететь остров на Сесне. Рядом будет сидеть опытный пилот, который и подстрахует вас, и посадит самолет.

Остров Тиниан был захвачен японцами во время Первой Мировой войны и в 1918 году над ним был установлен контроль Лиги Наций. На изначально ничем не примечательном маленьком острове в Тихом океане активное Японское развитие началось примерно в 1926 году благодаря стремительно развивающейся компании NKK (Nan’yo Kohatsu Kaisha). Ее создатель, японский предприниматель Харудзи Мацуэ был первым в Японии человеком, наладившим производство сахарного тростника.

Основанная в 1921 году компания Мацуэ начала свою деятельность на острове Сайпан и уже к 1925 году имела спиртовой завод и плантацию в более чем 3000 гектаров сахарного тростника. Для дальнейшего развития сельскохозяйственной индустрии Мацуэ требовались новые территории и для этого идеально подходил соседний остров Тиниан, куда компания NKK и расширила свое производство. В последующие 10 лет остров превратился в гигантскую плантацию – более 80% острова было покрыто зарослями сахарного тростника (за что остров получил прозвище «сахарный остров») и постепенно остров начал обширную социальную и культурную «японизацию». Японцы воздвигали на острове школы, дороги, энергетические станции, морской порт, развлекательные учреждения и, конечно, Синтоистские храмы. Один из таких храмов построила и компания NKK в 1941 году вблизи главного промышленного предприятия Тиниана – Сахарного завода. Сам факт строительства храма говорил о том, что японцы обосновываются на острове всерьез и надолго и в первую очередь оставлять его не планировали стремительно богатеющие за счет этих островов промышленники.


Путь к алтарю пролегал через Синтоистские ворота (Тории) – эти ворота ограничивали святую землю храма и как считается символизировали дикие деревья в подтверждение начала синтоизма в духах природы. Стиль постройки арок известен как «Myojin» - наиболее традиционный стиль постройки, для которого характерны небольшой изгиб верхних перекладин («касаги» и «шимаки») (правда, в реальности эти Тории выглядят по-разному). Такой стиль был популярен в начале 1900-х, он же использовался в храме Камо в Киото и наиболее известен по храму Мейджи в Токио.


(названия элементов Торий)

С началом Второй Мировой Войны Япония не стремилась располагать на Тиниане вооруженные силы и остров наравне с Сайпаном оставался одним из немногих регионов, где компания NKK активно продолжала свою деятельность (расширившись к тому моменту на многие острова Микронезии, находящиеся под протекторатом Великобритании, Нидерландов и Австралии, компания NKK смогла сохранить свою деятельность только на Палау, колонизированном Португальцами. Португалия не принимала участия в войне и держала нейтралитет по отношению к деятельности иностранных компаний на своей территории).
Тем не менее с развитием войны в Тихом Океане японцы осознали стратегическую важность Марианских островов и во избежание захвата островов антигитлеровской коалицией поспешили разместить здесь оборонительные силы. Прямо около главной улицы современного Тинана «Бродвей» находится японское радиокоммуникационное здание, использовавшееся для передачи сообщений внутри острова и между соседними островами.


(Бродвей)


В глубине острова были расположены наблюдательные пункты, каждый из которых был оснащен пушками, укрытыми в гротах и скалах.

На севере острова в японцы построили аэродром Юшифилд (Ushi Field), располагавшийся на этом месте.


Прямо перед нами – японские бомбоубежища. Способ строения бомбоубежищ был уникальным и японцы использовали его при строительстве по всему тихоокеанскому региону. Здания строились из толстого слоя железобетона, внутри находились по две комнаты с газовой защитой. Стальные двери оборудованы плотными резиновыми прокладками, что не позволяло проникнуть внутрь газам любого типа. В сооружениях не было отверстий для ведения огня (бойниц), с торца здания были установлены вентиляционные системы, а также смотровые отверстия из толстого стекла. Два бомбоубежища так и не были повреждены, однако остальные были уничтожены артиллерийским огнем, т.к. строения не были достаточно защищены от прямых ударов.


В джунглях к западу отсюда располагались японские бараки и система водоснабжения, на севере – огромный ангар и инфраструктура для обслуживания авиапарка. Руины двух из этих зданий сохранились до сих пор - это Здание операционного воздушного штаба Японии и штаб-квартира ВВС Японии.



(Операционный воздушный штаб)

Это здание было контрольным центром операций ВВС Японии, направленных на южный фронт. Внутри находились комната командующих, операционного штаба и генераторная. Здание имело типовое строение для зданий операционных штабов ВВС Японии во время 2 МВ, такие же располагались на Сайпане и Чууке (ныне Федеративные штаты Микронезии).

Штаб-квартирой ВВС Японии в 1944 году командовал вице-адмирал Какудзи Какута – самый высокопоставленный военный на острове, к его заслугам относилась бомбардировка базы ВВС США в Датч-Харбор, штат Аляска.

В распоряжение Какуты входила часть центрально-тихоокеанского флота, включая аэродромы как на Марианских островах, так и на острове Иодзима (Iwo Jima). На ранних этапах войны эти аэродромы были плацдармами для транспортировки самолетов к южной части тихого океана – в районы боевых действий. Однако к июню 1944 года армия Какуты в боях потеряла практически всех опытных пилотов и к началу «Битвы за Тиниан» силы войск на Тиниане и соседних островах были обескровлены.


(Штаб-квартира ВВС Японии)

В июне 1944 года армией ВМФ США был захвачен остров Сайпан и основной задачей армии Какуты стали не военные действия на юге тихого океана, а оборона острова Тиниан и ее авиабазы.

24 июля 1944 года на пляжи Унай (Унай Чулу и Унай Бабуй) на северо-западе острова Тиниан высадился десант 2-го и 3-го штурмовых батальонов 25-го Марианского полка, четвертой марианской дивизии. Начавшаяся осада острова запечатлена в истории, как «Битва за Тиниан».



(пляж Унай Чулу)

Высадка десанта именно на пляж Унай стала полной неожиданностью для японцев – они никак не могли предположить, что американцы высадятся на таком неудобном месте - ширина этих пляжей в сумме не превышает 200 метров. Только за первый день на остров высадилось 15 тысяч морских пехотинцев, «зачистив» радиус в одну милю от пляжа. Позже это событие было названо лучшей десантной операцией во всей тихоокеанской войне.


(американский танк "амфибия", участвовавший в осаде острова)

В 2 часа ночи японцы предприняли попытку разрушения сил противника на берегу. Это стало фатальной ошибкой, стоившей им свыше 2000 жизней, включая лучшие отряды пехоты.

Уже на следующий день, 25 июля американскими войсками был захвачен аэродром Юшифилд – японцы потеряли все важнейшие стратегические объекты, в том числе одни из наиболее примечательных японских военных сооружений на Тиниане – два хранилища, которые были «врезаны» в коралловые горы острова, облаченные массивным бетонным каркасом и защищенные стальными дверями. Одно из таких хранилищ сохранилось в джунглях острова – это хранилище топлива, которые было сожжено американцами. Пламя было настолько сильным, что ближайший марианский батальон армии США был вынужден срочно менять свою позицию. Всю свирепость жара можно увидеть по огромным пластам бетона, «сползшим» с крыш и по взорванным бочкам с горючим.


Бомбохранилище с другой стороны не было сожжено, но было взорвано. Оно выглядело практически также, как и хранилище топлива, но от его стен ничего не осталось после взрыва.

Японские силы были отброшены вглубь острова – на юг, однако они по-прежнему оказывали активное сопротивление избрав ту же тактику обороны, что и на Сайпане. Они отступали днем, но атаковали ночью.

Однако 27 июля американцы смогли восстановить деятельность японских операционных сооружений на аэродроме Юшифилд, что оказало огромную помощь десантникам в окончательном подавлении сопротивления японцев. Финальным ударом стало первое использование напалма в войне в Тихом океане. Атаками палубных истребителей «Корсар» на южную часть острова были сброшены «огненные бомбы», уничтожив всю растительность, скрывающую японские укрепления. Окончательную победу американские войска одержали 1 августа, когда оставшимся в живых солдатам японской армии был отдан приказ командования совершить самоуничтожение, проявляя тем самым чувство любви и преданности императору Японии, что и было сделано – японцы сбросились со скалы, ныне именуемой Suicide Cliff, точно так же, как и на Сайпане.


Известно, что Какудзи Какута не был убит во время сражений, со своими приближенными он несколько раз пытался бежать с острова на лодках, однако им это не удавалось и они укрылись в пещере на востоке острова. Других свидетельств о судьбе вице-адмирала нет. Предполагается, что он также совершил самоубийство и был захоронен на острове в неизвестном месте.

В результате осады острова свыше 5500 японских солдат и офицеров были убиты, 404 взяты в плен. Суммарные потери армии США составили 355 убитых человека и 27 без вести пропавших.

Захват Тиниана и Сайпана отмечается как «начало конца» войны в Тихом океане. После успешного захвата Тиниана, уже 2 августа на остров прибыли «морские пчелы» - 67-й строительный батальон армии США, основанный в 1942 году и существующий до сих пор.

Им предстояло обеспечить форсированное строительство авиабазы США. Первым делом началось строительство взлетно-посадочных полос для принятия на острове дальнедистанционных бомбардировщиков «Летающая крепость B-29» (длина самолета – 30 метров, размах крыла – 43 метра) - как только 2,5-километровые полосы были построены на Тиниане, 18 января 1945 года выдающиеся машины прибыли на остров. Во время этого одного из самых грандиозных строительных проектов Второй Мировой войны были созданы 6 гигантских взлетно-посадочных полос для B-29 – в первую очередь 4 из них на North Field (полоса A (Able), полоса B (Baker), полоса C (Charlie) и D (Dog), позже еще две были построены на West Field (ныне – аэропорт Тиниана).


(Тиниан после застройки "морскими пчелами")

В память о людях 67-го строительного батальона армии США (Морские пчелы) здесь на острове установлен монумент за прекрасное выполнение своей работы во время режима “CAN DO” (каждый может перевести как хочет, я бы перевел, как «Все возможно» или «нужно сделать», т.к. фраза «можно сделать» не совсем верно отражает смысл на русском языке). В память о долгих часах усердного труда, потраченных для выполнения миссии, часах дружного братства. Каждый может с гордостью вспоминать достижение 67-го батальона, когда взявшись все вместе они с трудом выполнили кажущееся сейчас невыполнимым задание, значительно облегчив ситуацию для войск на побережье. Девиз Морских пчел: « Мы строим для борцов, мы боремся за то, что мы строим. Can do»


(табличка монумента "морским пчелам", сам монумент представляет собой памятную табличку с картой застройки острова)

Географическое положение Марианских островов позволяло тяжеловесным машинам B-29 достигать Японской территории с наземной авиабазы. Это давало американцам выгодное преимущество, т.к машины могли уходить с аэродрома при полном боекомплекте и возвращаться на базу после операций. B-29 начали свои вылазки с Тиниана в феврале 1945 года, начав серию непрекращающихся жестких воздушных операций, которые сделали остров известным в качестве самой крупной и активной авиабазы в мире. Прекрасное состояние этих взлетно-посадочных полос через более чем пол века после их строительства свидетельствует о великолепном качестве их постройки.

Однако еще в конце 1944 года с продолжающегося строиться аэродрома силами 504-й и 505-й группы бомбардировщиков 313-й дивизии американские войска начали совершать бомбардировки островов Иодзима и Трук.

«Достижения 504-й группы бомбардировщиков ознаменовали окончательную победу. Те, кто отдал свои жизни для этого достижения в нашей памяти намного больше, чем просто имена в списке потерь. Благодаря своим решительным действиям в битве с врагами они сохранили и защитили спокойную жизнь американцев, благословляем их всех. 504-я бомбовая группа располагалась между «Хило поинт» и «Ерли поинт» и действовала на севере и сыграла важную роль в победе над японской империей во второй мировой войне в 1945 году». (текст с таблички «В знак признательности народу Тиниана за их поддержку в установлении этого мемориала. 1989 год.»)

«505-я группа бомбардировщиков, Тиниан 1944-1945. С декабря 1944 года по 15 августа 1945 года – последнего дня войны против Японии, солдаты и офицеры 505-й бомбовой группы внесли значительный вклад в общее количество из 7037 военных операций 313-й дивизии. В начале июня 1945 года, после выполнения двух военных миссий приняла на себя все горнодобывающие миссии, итоговое количество которых составило 1422 вылазки. Только за один месяц – июнь 1945 года они накопили рекордное количество в 6200 часов военных операций. 505-я группа дважды была отмечена наградами за свои военные достижения.
Этот монумент установлен 25 марта 2000 года в честь молодых американцев 505-й группы, кто пережил войну и тех, кто отдал свои жизни здесь во имя победы. Глубоко веруя в ценность жизни в качестве свободных людей в демократическом обществе, они с достоинством и гордостью выполняли свой долг перед страной, поддерживая установление мира во всем мире.» (также текст с таблички).

В декабре 1944 года на Тиниане была расквартирована 509-я композитная группа армии США под командованием полковника Пола Тиббетса с четким поручением - провести атомную бомбардировку. На момент назначения Полу Тиббенсу было 39 лет и несмотря на сравнительную молодость он был опытнее других кандидатов как в командировании боевыми сражениями, так и в управлениями «Летающими крепостями». К штабу на Тиниане Тиббенс присоединился только 19 мая 1945 года, до этого момента он находился в Юте и лично занимался разработкой операции по бомбардированию Японии атомными бомбами, в том числе он лично отбирал самолеты, предназначенные для столь важной миссии.
До момента прибытия Тиббенса на остров 509-я группа практически не занималась бомбардировками, совершив за время своей деятельности только 49 результативных вылетов, сбросив около 10 тысяч килотонн бомб типа «тыква».

Активные бомбардировки же проводила 9-я группа бомбардировщиков. С 9 февраля по 2 сентября 1945 года, иногда использовав все 48 машин B-29 9-я группа совершила 2012 вылазок, 1843 из которых были боевыми миссиями продолжительностью от 13 до 16 часов. При этом потери 9-й группы были меньше, чем у большинства групп Тиниана, Сайпана и Гуама – 25 убитых и 98 пропавших без вести никогда не вернулись в расположение своей части.

10 марта 1945 года с аэродрома Тиниана стартовала одна из самых важных миссий, проведенных 9-й группой бомбардировщиков – бомбардировка Токио. Благодаря трем группы бомбардировщиков, вылетевших с Тиниана и соседних островов Сайпан и Гуам, американские войска силами 334 машин B-29 обрушили на столицу Японской империи несколько тонн зажигательных бомб и напалма, что привело к гибели свыше ста тысяч человек (больше, чем при атомной бомбардировке Нагасаки), а также уничтожено 40% жилых домов города и важнейшие стратегические объекты.

Отобранная лично Тиббенсом «Летающая крепость B-29», которую он назвал в честь свое матери «Enola Gay», прибыла на остров Тиниан 6 июля 1945 года, пройдя переоборудование на острове Гуам специально для мисси в Хиросиме. За время службы на острове машина совершила несколько тренировочных полетов и две боевые операции.

«Остров Тиниан, один из малых островов Микронезии в Тихом океане. Тиниан относится к южной группе островов, входящих в состав Марианского архипелага. Вместе с островом Сайпан, находящимся на расстоянии 4,5 км и дальними островами Гуам и Рота, отдалёнными от него более чем на 100 км, он образует государство Северные Марианские Острова. Ближайшие соседи Тиниана, такие же островные государства; Каролинские о-ва на юге, о-ва Нампо на севере, Маршалловы о-ва на востоке. Расстояние до азиатского материка составляет свыше 2800 км.»

Коренным населением Тиниана, как и всей группы Марианских островов, является народ чаморро , приплывший с Филиппин и заселивший архипелаг ещё во II-I тысячелетии до н. э. Учёные полагают, что древние филиппинцы, знали об этих островах задолго до переселения на них. Филиппинские и Марианские острова разделяет более 2000 км открытого океана, поэтому кажется сомнительным, что предки чаморро, в поисках новых земель наугад плыли так далеко на восток в своих утлых лодках. Но что более вероятно, миграции предшествовала поисковая экспедиция, которая, открывши земли пригодные для проживания, исследовала их и только после этого, возвратилась на Филиппины и рассказала о своей находке остальным.

Согласно другой версии, предками чаморро были выходцы из Индонезии, или даже Малайзии, на это указывает строение черепов, найденных в древних захоронениях острова. К тому же, сторонники этой версии утверждают, что заселение Тиниана происходило не целенаправленно: якобы мореплавателей с Новой Гвинеи, отнесло на север и выбросило на берег штормом. Такое событие, вполне могло иметь место, кроме последующего вслед за этим расселения, и подобная "робинзонада” выглядит малоубедительно. А вот в пользу первой версии, красноречиво говорит найденная на острове керамика, полностью идентичная той, что была найдена на Минданао, входящего в Филиппинский архипелаг.

Но кем бы ни были эти первые поселенцы и откуда бы они не приплыли, с запада или с юга, к Тиниану, это уже имело лишь косвенное отношение. Заселялся он одним из последних в группе Марианских островов, и не с далёкой прародины чаморро, а с близлежащего острова Гуам , который был освоен за несколько столетий до этого. Расселение на другие острова архипелага, было вызвано приростом населения, которое один лишь Гуам, к тому времени, не в состоянии был уже прокормить. Заселение Тиниана происходило примерно в XVI-XV вв. до н. э. и на него колонисты привезли не только элементы формирующейся культуры, но и семена одомашненных растений, а среди них, как полагают многие исследователи, был и рис. А одно это уже полностью опровергает теорию спонтанного заселения.

Но самым интересным из того, что принесли с собой поселенцы на Тиниан , была технология обработки камня, освоенная ими ещё на Гуаме. Это кажется невероятным – этот народ не знал металлов до самого открытия островов европейцами, а самый твёрдый материал, с которым им приходилось иметь дело, был панцирями морских животных. И, тем не менее, они научились обрабатывать камни и вытёсывать из них, так называемые латтэ. Латтэ , или как их ещё называют – кегле, представляют собой колонны грибообразной формы, похожие так же, на бокал с высокой ножкой. Латтэ состоят из двух частей: собственно "ножки”, под названием халига, которые, в свою очередь, венчают - таса, своего рода капители, имеющие форму чаши. Процесс обработки камня, который представлен здесь преимущественно известняком и вытесывания из него колонн-латтэ , был очень трудоёмким и занимал, по всей видимости, довольно много времени: Сначала камни обжигали, накаливая до определённой температуры, а после обливали водой, в результате чего, известняк становился достаточно мягким для обработки путём скобления. Главным инструментом, в этом нелёгком деле, камнетёсам служили скребки, изготовленные из раковин с зазубренными краями.

Применялись латте для постройки домов и служили сваями. С одной стороны, высоко над землёй всегда лучше циркуляция воздуха, благодаря чему, такие дома были открыты всем ветрам, что в жарком климате Микронезии более чем актуально. А с другой стороны, во время муссонов, благодаря чашевидной форме тасы, создающей отрицательный угол подъёма, в жилище не могли забраться крысы и кокосовые крабы, в сезон дождей норовящие где-нибудь укрыться. Но это только предположение, пусть и наиболее распространённое, а истинный смысл этого, может быть совершенно иным. Ведь, кажется не совсем логичным, прилагать столько усилий, только лишь для утилитарных целей. Однако если эти догадки верны, можно с уверенностью утверждать, что народ чаморро уже во времена позднего неолита, находился на достаточно высокой ступени развития, раз уж он так заботился о своём комфорте.

Остатки колонн-латте , сохранились до нынешнего времени и находятся в районе местных пляжей, но все они сравнительно невелики, а вот развалины древнего поселения, названного археологами Дом Тага , поистине впечатляют. Ещё не так давно, одно из его строений, бывшее "резиденцией” тинианских вождей, представляло собой колоннаду, состоящую из 6 пар колонн-латте . Но после землетрясения 1907 г. все они рухнули, кроме одной, сохранившей вертикальное положение, но и она даёт ясное представление, как выглядел Дом Тага в древности. Размеры этих колонн впечатляют: они имеют около 6 м в высоту и весят более тонны, все остальные, по сравнению с ними, выглядят карликами. Согласно легенде народа чаморро, селение это, построил некто Тага , приплывший на остров с семьёй откуда-то издалека, по велению местного вождя, решившего проверить, таким образом, его силу.

Но в реальности оказалась, что Дом Тага имеет куда более древнюю историю, чем о том говорят местные легенды. Сам Тага, является реальной исторической личностью, он был вождём Тиниана и жил в конце Х в. н. э. А вот возникновение селения, названного его именем, археологи, начавшие раскопки на острове в декабре 2011 г., относят к XVI в. до н. э., то есть, к моменту его заселения. В результате их исследований, были обнаружены остатки двухэтажных домов, с мощёными камнем полами, в которых постоянно проживали люди в период с XV в. до н. э. по XI в. н. э. Как в них, так и рядом с ними, было найдено множество фрагментов битой керамической посуды с характерным, для местной культуры орнаментом. А так же, многочисленные захоронения, немного поодаль от Дома Тага , относящиеся к тому же периоду что и постройки. И можно надеяться, что наиболее интересные, может быть, даже, интригующие находки, ждут археологов ещё впереди, так как раскопки продолжаются.

О самом же народе чаморро , кроме того, что они были умелыми мореходами, а так же искусными гончарами и камнетёсами, известно немногое. В частности, благодаря труду всё тех же археологов, сейчас можно с уверенностью говорить, что на протяжении тысячелетий, сообщение между Марианскими и Филиппинскими островами никогда не прерывалось. Кроме того, чаморро имели обширные культурные и торговые связи с островами Индонезии, а так же, Фиджи, Самоа, Вануату, Тонга, а к концу I тысячелетия до н. э. они начали регулярно посещать берега Новой Зеландии. Но самое поразительное то, что примерно в IX-VIII вв. до н. э. они установили торговые отношения с Тайванем, а вслед за тем и с восточным побережьем Китая!

Первыми европейцами, увидевшими Марианские острова, были члены экспедиции Фернана Магеллана .6 марта 1521 г. они попытались высадиться на побережье, но были недружелюбно встречены местным населением. В стычке на берегу погибло 7 туземцев, и было ранено 2 испанцев, которые сразу же ретировались и вернулись на корабли. В пылу боя, островитяне украли шлюпку, правда сами они, как и все наивные туземные народы Океании, далёкие от понятия собственности, воровством это не считали, а угрызений совести не испытывали и подавно. Иначе считал Магеллан, который нанёс очертания островов на карту, и в память об этом событии, назвал их Разбойничьими .

Официально острова стали собственностью испанской короны в 1565 г., но первые европейцы начали на них селиться только в 1668 г., а авторство их современного наименования, приписывают испанскому миссионеру Диего Луису де Сан-Виторесу , который собственно и назвал их Марианскими , в честь доньи Марианны, вдовы короля Филиппа IV. Первая попытка колонизировать острова закончилась неудачно, сам Сан-Виторес был убит туземцами, что повлекло за собой вооружённый конфликт, растянувшийся почти на полстолетия. К 1700 г., когда закончилась испано-чаморрская война, коренное население архипелага было почти полностью истреблено, из 150000 их осталось только 5000 человек. Жителей Тиниана переселили на Гуам, а остров заселили испанцы и филиппинцы, принявшие христианство. В 1899 г. после поражения в испано-американской войне, Испания продала Северные Марианские Острова Германии, а с 1907 г. Тиниан стал частью Германской Новой Гвинеи.

В 1918 г. после окончания Первой мировой войны , контроль над Тинианом, как и другими Марианскими островами, установила Лига Наций, но уже в 1920 г. она передала их под управление Японии. Японцы, начиная с 1926 г. развернули широкомасштабную вырубку джунглей, после чего их место заняли плантации, на которых выращивали сахарный тростник. По сути, в этот период, весь Тиниан превратился в одну большую сахарную плантацию, занимавшую площадь в 3000 га, что составляло более 80% территории всего острова. Параллельно с этим, здесь началось масштабное строительство; появился большой порт, спиртовый завод, электростанция, прокладывались дороги, кроме того, Тиниан активно японизировался: по всему острову возводились школы и Синтоистские храмы.

Во время Второй мировой войны , в северной части острова японцы построили аэродром Юшифилд, а с 1944 г. здесь располагалась штаб-квартира ВВС Японии, которой командовал вице-адмирал Какудзи Какута. 24 июля 1944 г. на пляжи Унай Чулу и Унай Бабуй высадился американский пятнадцатитысячный десант, захвативший японскую армию врасплох. Японцы предприняли ночную контратаку на побережье, но в результате 3-х часового боя были вынуждены отступить, потеряв при этом 2000 человек. Американцы же, быстро продвинувшись вглубь острова, 25 июля захватили аэродром и важнейшие стратегические объекты, а японские войска были отброшены на южную оконечность острова, где у них ещё оставались укрепления. После массированной бомбардировки 27 июля "огненными бомбами” начинёнными напалмом, применявшимися впервые, уцелевшие японские части, понимая всю безнадёжность своего положения, 1 августа совершили акт массового самоубийства, спрыгнув со скалы.

И можно сказать, что именно Таниан поставил точку во Второй мировой войне, когда с американской базы, находившейся на острове, вылетели бомбардировщики, отправлявшиеся бомбить Хиросиму и Нагасаки. После окончания войны остров остался под контролем Америки, но в 1978 г. получил особый статус и вошёл в состав государства Северные Марианские Острова, а изображение знаменитой колонны-латте , стало элементом его государственного флага.

В легенде народа чаморро говорится о том, что в стоящей колонне живёт душа юной девы, дочери вождя Тага . Она не может покинуть мир живых, потому что тоскует о брате, убитом их отцом в припадке гнева. Когда её слёзы иссохнут, душа принцессы покинет этот мир, и тогда последняя колонна обрушится.

 

Возможно, будет полезно почитать: