Жуткие истории о жигулевских горах. Монстры жигулевских гор. Как появилась Самарская Лука

День 3. Жигулевские горы

Жигулевские горы - красивейшее место: со своими скалами, утёсами, крутыми обрывами, глубокими оврагами, балками, лесами спускающимися к подножию Волги.

Есть легенда о об этом необычном и загадочном месте, откуда взялись Жигулевские горы и Волга образуя Самарскую Луку. Самарская Лука примечательна и интересна тем, что Волга при огромной массе и силе водного потока не пробила сложенный мягкими породами перешеек в районе Переволок, а огибает Жигулевские горы огромной петлей (на карте отмечено синей линией)

Согласно одной из легенд, давным-давно жили-были два неразлучных брата: Сокол (левый берег Волги) и Жигуль (правый). Каждый из них слыл отважным и мужественным воином. Всякая девушка почла бы за честь стать женой любому из них. Только и не думали братья свататься. Полюбилась им обоим прекрасная Волга-колдунья и забыли они думать о ком-нибудь другом. Будто хмельным любовным зельем опоила витязей колдовка. Кружила им головы красой и нежным голосом, а сама думала лишь о Каспии. Мудр и хорош собой был Каспий, давно манил он к себе Волгу, обещая любовь и богатства, и задумала она сбежать к нему.

Прознали о том Жигуль и Сокол — разгневались на обманщицу. Заперли они колдунью, а чтобы пленница не сбежала, усадил Сокол своего пса охранять темницу. Заспорили братья — кто возьмет Волгу в жены, да только как под венец идти без согласия невесты. И решили Жигуль и Сокол добиться ответа от Волги. Пусть сама выберет себе из них мужа, а не выберет — так и света белого не увидит.

Опечалилась Волга. Испросила она времени до утра, чтобы подумать, а когда наступила ночь, запела грустно. Полились слова колдовскими переливами, звенели в ночи, заплакали, и не заметно стало клонить братьев в сон. Уснул Жигуль, уснул Сокол, и только верный сторожевой пес не смыкал глаз. Все смотрел он, да принюхивался, и рычал на молодую колдунью, стоило ей лишь шевельнуться. К утру же одолела колдовская дремота и сторожевого пса.

Но лишь ступила Волга один шаг, как поднял голову сторожевой пес и успел залаять: «Тип-Тяв!» Бросилась тогда молодая колдунья между проснувшимися братьями. Превратилась она в реку широкую, Жигуль и Сокол стали горами высокими, а собака Сокола стала кручей у подножья своего окаменевшего хозяина. Никто теперь не мог помешать красавице. Далеко унеслись её бурные волны и влились в объятия мудрого Каспия. Ведь ради возлюбленной стал он глубоким морем.

С тех пор так и стоят братья-богатыри, разлученные рекой Волгой, и лежит у ног Сокола его верная собака, которую до сих пор зовут Тип-Тяв.

1. Гора Тип-Тяв (в легенде Жигуль). На склоне горы виден старый известняковый карьер. Сейчас работы на заброшенном карьере перенесены выше по реке Сок

2. Серная гора (в легенде Сокол). Серная гора высотою 250 метров над уровнем моря получила своё название от Серного городка, образованного в 1720 году для добычи серы. Сейчас запасы серы истощились

3. Жигулевские Ворота - это самое узкое место на средней Волге. Ширина реки, зажатой горами составляет 925 метров. До Великой Отечественной войны здесь планировалась стройка Жигулёвской ГЭС, но после войны стройка была перенесена вверх по течению

4. Верблюд - гора на берегу Волги между селом Ширяево и поселком Гаврилова Поляна. Известное место тренировки скалолазов и альпинистов

5. Жигулевские горы являются растущими. По различным оценкам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет

6. Вверх по течению от Ширяево находятся старые брошенные каменоломни

7. На Самарской Луке, между селами Ширяево и Богатырь ежегодно летом проводится Грушинский фестиваль

8. Карьер известкового камня на Липовой Поляне в районе поселка Богатырь

9. Карьер открытого типа и в настоящее время действующий

10. Добытую щебенку тут же отправляют на баржи через грузовой причал

11. Богатырь - рабочий поселок на берегу Волги. Получил название от расположенного под горой одноименного известкового завода

12. Множество легенд и преданий связано с Царёвым курганом. Одни рассказывают, что татарский князь Мамон с семью татарскими царями плыл по Волге вверх. Он хотел пройти и покорить всю Россию, но внезапно умер. Воины, которых было огромное множество, сносили на его могилу землю шапками и щитами, и оттого образовался курган

13. Самарская Лука благодаря множеству шахт, штолен, пещер в горах до сих пор служит отличным укрытием. Известно, что в начале 1990-х годов из колонии сбежала группа уголовников и скрывалась в одной из пещер Луки почти целый год до того, как место их пребывания смогла обнаружить милиция

Жигулёвские горы раскинувшиеся на правом берегу реки Волга, является Приволжской возвышенностью. Именно в этих живописных горах расположились природный национальный парк Самарская Лука, а также Жигулёвский заповедник. Самой высокой точкой Жигулевской возвышенности является гора Безымянная (381 метр над уровнем моря).

Происхождение названия

Со временем изменялась не только история гор, но и название. Первое название гор встречается в работе неизвестного на сегодняшний день автора, который написал произведение "Книге о пределах мира от востока к западу", где назвал Жигулевские горы Печенежскими горами. Автор, который работал над "Казанскими Летописями" в 1560 году, упоминает данную возвышенность, как Девичьи горы. Современное название происходит от тюркского "джигули", что переводится, как "запряжённый, впряжённый, гужевой".Также есть и другие версии происхождения современного названия Жигулевских гор. Одна из самых интересных - история о том, как суда, которые ходили по Волге, останавливали разбойники. Те люди, которые не могли заплатить мзду, поддавались порке, что называлось "жечь" или "ожег". Собственно, такие люди и назывались "жигулями".Современное название впервые встречается в трудах академика Петра-Симона Палласа ("Путешествия по разным провинциям Российской империи") и датируется 1768 1773 годами.

География Жигулевских Гор

Несмотря на то, что все мы привыкли называть Жигули - горами, с точки зрения геологов, это всего лишь холмы, которые имеют явный горный характер: скалы, утесы, глубокие овраги и балки. Жигули - единственные в своем роде горы, тектонического происхождения, на Русской долине. Это горы, которые продолжают расти, по примерным данным на 1 сантиметр в сто лет. Считается, что возраст Жигулевских гор около 7 миллионов лет, это совсем еще молодые горы.К северу от гор построена Самарская ГЭС имени Ленина.До недавнего времени самой высокой точкой горы считалась вершина Стрельная, которая имела высоту 378 метров. Однако теперь наверняка известно, что самая высокая точка - Безымянная гора, которая имеет высоту 381 метр. Также в перечень самых высоких вершин можно отнести: Усинский курган, Молодецкий курган, Могутовая гора и Попова гора.

Природа

Жигулевские горы густо покрыты лесами. Северные склоны оккупировали липовые, осиновые и кленовые леса, на крутых склонах растут сосновые боры. На южных склонах, которые являются более пологими, растет лесостепная растительность.Флора гор населена белее, чем 700 видами растений и животных. Преобладают элементы лесостепи, а также элементы полупустынь, пустынь и пустых степей. Самыми популярными и интересными растениями, которые обитают на Жигулевских горах, можно назвать: кохия, толокнянка, грушаика, полынь солянковая, майник двулистный, юринея паутинная, лен таврический, можжевельник казацкий, короставник татарский, гречишка альпийская и овес пустынный.Из-за отсутствия воды в самих горах, фауна Жигулевских гор бедная. Все насчитывается около 40 видов млекопитающих, среди которых преобладают грызуны (29 видов), хищников 8, зайцеобразных - 1. Само часто здесь можно встретить зайца беляка, куницу, лося, косулю, барсука, тетерева. Самое крупное животное в Жигулевских горах - лось.

На стене можно увидеть большую карту Самарской Луки, и на ней отмечены места (села, горы, пещеры, реки), с которыми связаны жигулевские легенды и предания. Тут же большие фотографии с изображением некоторых из этих мест, например, горы Стрельной и Ведьминого озера возле села Бахилово. В музее обитают загадочные персонажи, воплотившиеся из легенд в образах-манекенах, напоминающих фигуры знаменитого музея мадам Тюссо. Вот, например, Хозяйка Жигулевских гор. С ней связано предание об источнике в облюбованной туристами Каменной Чаше.

«Есть легенда о сподвижнике Степана Разина Федоре Шелудяке, который разбойничал в Жигулевских горах, - рассказывает руководитель музея Анастасия Ишмаева . - Как-то раз царские войска вынудили Федора забраться на вершину горы. Ему ничего не оставалось, как спрыгнуть с каменного утеса вниз. Но он не разбился, а попал к Хозяйке Жигулевских гор. Долго он жил в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Так и погиб от тоски. И с тех пор Хозяйка Жигулевских гор плачет, а слезы ее стекают в Каменную Чашу». А вот еще одно мифологическое существо - Шишига, живущее, согласно легендам, в болотистых местах возле Ведьминого озера. Несмотря на «преклонный возраст», Шишига любит поозорничать и подшучивает над зазевавшимися путниками. Подобно древнегреческим сиренам, она красиво поет и пользуются этим, заманивая путников поглубже в лес и сбивая их с проторенной дорожки. Когда же человек начинает паниковать и звать на помощь, эти жигулевские «озорницы» ехидно хихикают, забравшись в кусты. Еще один персонаж музея - мифический Железный Волк, тело которого защищено доспехами. Хвоста у него нет - предание гласит, что он потерял его в одном из сражений. «Согласно легендам, - рассказывает Анастасия, - Железный Волк живет в штольнях возле села Ширяево и охраняет озера с пресной водой. Считалось, что с древних времен эти существа жили в гармонии с людьми и помогали им». Другой любопытный персонаж (судя по названию, «родственник» Железного Волка) - Волкодир. Стоит он в музее в угрожающей позе, с оскаленными зубами. Согласно легендам, обитает Волкодир в Ширяевском овраге и охраняет границы между Добром и Злом. В пасти у него, гласит предание, спрятан волшебный камень. Кто добудет его - станет самым сильным человеком на Самарской Луке. Видимо, пока этого никому не удавалось.

Этот же персонаж воплощен в многочисленных студенческих работах, созданных из дерева. Они хранятся здесь же, в шкафчике. Сколько работ - столько разных взглядов на это мифологическое существо.

Кто не слышал о загадочных кладах атамана Степана Разина, спрятанных где-то в Жигулях? По некоторым легендам, охраняет эти клады огромный жигулевский медведь. Этот персонаж, стоящий на задних лапах, так же есть в виде манекена в музее. Рядом с ним - мифический Деревянный орел, один из атрибутов сказочного представления, которое здесь время от времени разыгрывается. Представление называется «Как Василий-царевич Птицу счастья искал». Сценарий подготовили сами сотрудники музея на основе жигулевских легенд. Проходит представление на музейной сцене, и принять участие в нем после недолгой подготовки и вхождения в свои роли могут все желающие. При желании сценарий можно даже дополнить - если, конечно, это получится интересно.

Волшебный Деревянный орел служит в этом спектакле-импровизации средством передвижения Василия-царевича. А среди других героев - сказочный Богатырь, Хозяйка Жигулевских гор, Шишига, Марья-Краса и, наконец, Степан Разин, который с помощью волшебного меча, хранящегося в музее, сражается с Волкодиром и побеждает его. Здесь же гости могут услышать жигулевские сказки и легенды. В них растения, камни и предметы повседневного быта зачастую наделяются волшебной силой и помогают героям в сложных ситуациях. Кстати, на Самарской Луке есть растения, которых нет ни в одном другом уголке мира. О некоторых из них можно узнать здесь же, в музее. Одна из художниц, живущих в Жигулевске, создала из фарфора в натуральную величину и передала в музей Зольного разные виды жигулевских орхидей.

Пока одни гости готовятся к спектаклю (переодеваются и разучивают роли), а другие рассматривают экспонаты музея, третьи могут подойти к «интерактивным» окошкам в коридоре, в которых видны Шишига, Хозяйка Жигулей и другие сказочные персонажи. Возле окошек опускаются столики, и здесь можно дать полную волю своей фантазии, нарисовав с помощью гуаши на волжских камушках-талисманах свое видение этих героев. А потом эти талисманы можно взять себе на память. Здесь эти разрисованные камушки называют «камнями желаний».

Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Жигулевские горы, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Ее и назвали Самарской Лукой. Река Усаделит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует прежде всего восточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы: возле села Переволоки реки отделяет друг от друга только небольшой перешеек,менее трех километров. Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание людей. Археологи обнаружили здесь следы нескольких городищ, основанных более трех тысяч лет назад, у сел Моркваши, Ширяево, Винновка, Лбище. Люди занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, земледелием. В разные годы Самарской Лукой владели хазары, булгары. В 1236 году по ней прошли орды монголо-татарского хана Батыя, опустошив эти земли. Но свято место пусто не бывает. В ХVI веке сюда стали приходить беглые крестьяне, вольные люди, казаки. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали (отсюда и название села Переволоки) свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, чтобы встретить купцов у Жигулевских ворот. Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы атаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак. Самарский архитектор и краевед Емельян Филимонович Гурьянов посчитал такую версию вполне реальной и лет тридцать назад попытался обосновать ее. Изучая фортификационную систему на горе Лбище, неприступной со стороны Волги, он пришел к выводу, что она была устроена весьма грамотно и могла выдержать пушечный обстрел.«Создание же такой продуманной обороны было по силам только предусмотрительному и дальновидному атаману», каким и являлся Ермак. По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли. Однако некоторые казаки все же уцелели, укрывших в потаенных местах Жигулевских гор. Когда беда миновала, вернулись на свои разрушенные станы, возродили их. Отсюда и пошли названия сел Ермаково, Кольцово, Севрюкаево. С волжской вольницей связаны и названия отдельных вершин Жигулевских гор: Караульная, Стрельная, утес Шелудяк. Есть и пещера Степана Разина, Разинский овраг. И даже основание волжских городов Симбирска, Самары, Саратова, Царицына для защиты волжского пути не избавляло реку от разбоев. Академик Лепехин и в 1768 году писал, что гребные купеческие суда, имея до ста рабочих, вооружались пушками «для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов». Желая покончить с волжской вольницей, Павел I издал в 1797 году приказ о патрулировании Волги военными судами, именуемыми гардкоутами. Два года они несли службу на реке, пока астраханский губернатор не сообщил адмиралу Кушелеву о том, что значительная часть «разбойничьих шаек» переловлена, и на реке установилось затишье. Гардкоуты были переданы в распоряжение Казанского адмиралтейства и только временами выходили в плавание для розыска нарушителей закона и патрулирования. Но затишье продолжалось недолго. В 1804 году в Петербург снова поступают сообщения о грабеже судов. И тогда плес от Казани до Астрахани стали патрулировать уже не девять, а 12 гардкоутов. Государство давно пыталось освоить земли Самарской Луки. Сначала с помощь купечества. Так, первыми ее владельцами были уже упомянутые Строгановы. Они организовали возле горы Караульной вываривание соли из воды соляных ключей. В 1631-1632 годах соляные источники в районе современного села Усолья получил в оброчное содержание ярославский купец Надей Андреевич Светешников, на свои средства вооружавший второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Он завел здесь крупный солеваренный промысел, построил укрепленный городок, несколько селений. Его земли получили название Надеинское Усолье. Вскоре после постройки Самарской крепости был основан Самарский Спасо-Преображенский монастырь. В 1648 году царь Алексей Михайлович выдал патриарху Иосифу грамоту, по которой монастырю были отданы села и деревни Подкараульная, Терновая Поляна с пустошами, займищами, озерами, с бортными и другими угодьями. Став патриаршим домовым монастырем, в том же году он получил село Рождественское, рыбные ловли на реках Волга и Самара. В 1723 году Петр I издал Указ о ликвидации Спасо-Преображенского монастыря, переводе монахов в Жадовскую пустынь Сызранского уезда и отдаче в оброк его земель и передаче села Рождественского « с селами и деревнями в дворцовое ведомство». Но в 1732 году из Москвы архиепископ казанский и свияжский получил приказание восстановить монастырь и вернуть в него монахов из Жадовской пустыни. Видимо, интерес к Самарской Луке проявляли весьма влиятельные люди при царском дворе, если в 1738 году монастырь снова упразднили. Преображенская церковь при нем сгорела в огне пожара 1765 года. В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку, о которой так много слышали. Она им столь понравилась, что они стали хлопотать о передаче ее в их владение. Екатерина II согласилась. К этому времени междуречье Волги и Усы было заселено так плотно, что братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны и других на «пустопорожние земли» левобережья Волги. В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Владимир, в частности, в 1801 году писал своему управляющему: « Грешно отягощать подданных излишнею работою…Повторяю тебе иметь благосостояние их на сердце. Польза моя без соблюдения сего более горька будет для меня, нежели сладка». Преобразования, проведенные братьями на Самарской Луке, наиболее ярко отразились на селе Усолье. Летом 1812 года его почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. Крепостные архитекторы составили проекты и господских каменных зданий в соответствии с пожеланиями владельца «…иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая». Строительство продолжалось несколько лет. Были возведены трехэтажный корпус конторы, жилые двухэтажные флигели, склады, ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. За конторой разбили парк. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки (см. фото усадьбы). Красоты Жигулевских гор, легенды, которыми они были овеяны, давно привлекали вынимание самарских жителей. Молодые люди на лодках ходили по маршруту, названному «Жигулевской кругосветкой». Они сплавлялись по Волге до села Переволоки. Перетаскивали лодки на Усу, впадающую в Волгу, по которой и возвращались в город.Прелесть путешествия заключалась и в том, что весь путь, около 200 километров, проходил по течению рек. Обычно поездка занимала в зависимости от погоды 7 – 10 дней. И каждый из них доставлял путешественникам немало радостей, раздумий о былом. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, (в переводе с мордовского «город–гора–мыс», на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. Царица добрая и справедливая. Очень любили ее мирные землепашцы. Но однажды, когда с дружиной своей она спустилась в долину, враги подкараулили ее, свиту перебили, а саму Анну в полон угнали. За селами Винновка и Осиновка расположено село Ермаково, жители которого считают, что их предки видели и знали знатного атамана, а на горе Лбище находился его стан. Гора эта со стороны Волги почти отвесна, нет никакой растительности. Одна из ее скал похожа на голову горбоносого великана, сосредоточенного и хмурого. Городище на Лбище археологи называют одним из важнейших исторических объектов Самарской Луки. Природоведы утверждают, что она является очень ценным памятником природы, ибо сложена из доломитов иизвестняков, образовавшихся около 250 миллионов лет назад. А ботаники нашли на горе растения, свойственные целинным степям. У села Ермаково хорошо виден с Волги и еще один памятник – часовня с большим крестом. К нему ведут с берега каменные ступени. Здесь похоронен защитник Порт-Артура А.Н. Люпов. Больной туберкулезом штабс-капитан ушел в отставку, в 1911 году решил поселиться у села Ермаково и заняться сельским хозяйством. В одну из осенних ночей был убит грабителями. В 1914 году на месте погребения его брат поставил часовню, а на кресте описал его жизненный путь. После посещения горы Лбище путешественники продолжали путь мимо сел Мордово, Кольцово, Брусяны и Малой Рязани. В Брусянах или Малой Рязани обязательно делали остановку, чтобы приобрести точильные бруски. Жители этих сел делали их из сливного песчаника, добываемого в оврагах. Свои изделия они поставляли не только в волжские города, но и Москву. У села Малая Рязань, основанного в 1770 году, береговые откосы в трещинах и выемках.В них устраивают гнезда красные утки, похожие на лебедей. Они прилетают на Волгу в мае и уже в августе возвращаются на Каспий. Ниже села берег Волги скалист, изрезан оврагами и чем-то напоминает остатки древней крепостной стены. Здесь находится пещера Степана Разина. С реки вход в нее скрывают заросли колючего боярышника. Войти в нее можно только по козьей тропе со стороны Самарской Луки.Пещера имеет большой зал шириной 4, а длиной 20 метров. Высота его в прежние годы доходила до 4 – 5 метров. По обе стороны зала видны ниши и щели. Легенда гласит, что волжский казак не раз укрывался в пещере, совершал набеги на купцов и даже хотел пробить подземный ход отсюда к Молодецкому кургану. В селе Переволоки на подводах путешественники переправляли лодки на живописную речку Усу. В начале двадцатого века ее описание сделал самарский писатель С.Г. Скиталец. «… река Уса до сих пор сохраняет свой прежний разбойничий вид: она течет в Жигулевских дебрях, меж скал и ущелий, дикая, безлюдная, то исчезая в лесу, то снова внезапно появляясь, то широкая и спокойная, то как бурный поток мчится по зубчатым порогам. Высокие крутые берега ее покрывает старый сосновый бор, и ни разу нигде не встречается жилья человеческого. И тихо бывает кругом, когда плывешь по ней на челноке с косым волжским парусом. Места здесь все заповедные, леса – дремучие. И стоят заросшие лесом горы все такими же дикими, как сотни лет назад… Все кругом овеяно поэтической песней, седой легендой…Тени далекого прошлого обитают здесь». По берегам Усы нет сел. При ее впадении Волгу по правую руку возвышается Усинский курган. Каменная стена высотой 60 метров с плоской вершиной иногда называется «Лепешкой». Пристать к кургану невозможно, поэтому в плохую погоду здесь, случалось, гибли люди. Легенда гласит, что на склонегоры зарыт клад Степана Разина: два ведра с золотом до самого верха. А на ведрах тех положен сверху железный лом. Если хочешь взять клад, то лом не должен пошевелить. Люди так и не стали отрывать клад атамана – бояться пошевелить лом, который заговорен. Недалеко от Усинского кургана, но уже на Волге, стоит Молодецкий курган, с которого начинается гряда Жигулевских гор. Это его Волга встретила на своем пути и, не в силах преодолеть, повернула на восток, образуя крутую излучину – Самарскую Луку. Молодецкий курган привлекал внимание всех путешественников. На него поднимались Ян Стрейс, Петр Паллас, Иван Лепехин. Со стороны Усы на его вершину ведет узкая тропа. И мало кто не изъявлял желание подняться по ней, чтобы получить возможность с высоты двухсот метров сразу увидеть и простор Волги, и панораму Усы. К кургану прижалась Девья гора, неприступная со стороны Волги. И снова легенды. Молва гласит, что на Царевом кургане Степан Разин зарыл свою золотую трубку. С той поры часто можно видеть над вершиной дымок. То курится трубка атамана. А Девья гора называется так потому, что сбросила с нее в реку красна девица своего возлюбленного за измену. А на утренней заре и сама бросилась в Волгу.« С тех пор на заре, раз в год в эту ночь, только и слышно, как плачет, причитая, на Девьей горе девушка…» Сказывали люди и по-другому. Один охотник стал атаманом и изменил своей невесте Дарьице с красавицей купчихой. Дарьица сбросила изменника в Волгу, а затем и сама кинулась в воды реки. Атман стал Молодецким курганом, Дарьица – Девьей горой. Миновав Молодецкий курган, путешественники проплывали мимо Яблоневого оврага, получившего свое название от диких яблонь, растущих здесь в большом количестве. Затем их ждала встреча с селом Моркваши, основанном булгарами в ХIII веке, и Лысой горой, белый известковый гребень которой почти лишен какой-либо растительности. А далее они попадали в Жигулевские ворота, самое узкое место Волги, стесненное Серной горой и горой Тип-Тяв –наиболее высокой точкой Сокольих гор, простершихся по левому берегу до Самары. Самое название Серная гора подсказывает, что ее недра содержат серу. Здесь ее и добывали по приказу Петра I для военных нужд. Заводской городок П.С. Паллас нашел уже заброшенным. Большая часть домов была разрушена, пустовала, и только в 12 избах жили крепостные люди заводчика. С тех пор прошла не одна сотня лет, но на гребне горы среди густого леса еще можно найти следы горных выработок – квадратные колодцы. В четырех километрах от Морквашей среди скалистых берегов, лишенных растительности, стоит утес Шелудяк. По преданию с его вершины и бросился в Волгу, окруженный врагами, сподвижник Степана Разина. На пути к селу Ширяево (Ширяевский буерак) путешественников ждала встреча с волжскими полянами: Бахиловой, Солнечной, Липовой -прекрасными местами для отдыха. А самой главной достопримечательностью окрестностей села являются штольни. Они были пробиты в начале ХХ века для добычи камня. Квадратные входы в них расположены на склонах Поповой и Монастырской гор.Работы велись закрытым способом, с помощью небольших взрывов. Только потом глыбы известняка разбивались кувалдами и на вагонетках вывозились по рельсам на поверхность. Жигулевский камень шел на мощение самарских улиц. Купец Ванюшин имел здесь и известковый завод, дымовую трубу которого взорвали только в советские годы. Штольни, которые по сей день привлекают туристов, облюбовали летучие мыши 12 видов. Четыре вида: ушан обыкновенный, северный кожанок, ночницы прудовая и водяная - в них и зимуют. На пути к Самаре путешественники встречали гору Верблюд, Гаврилову поляну, после которой Волга отступила от Жигулевских гор, в прибрежной части которых находились села Подгоры, Выползово. Далее интерес представляли только Сокольи горы с Лысой горой, Коптевым и Студеным оврагами, Барбошиной поляной, тоже становищем некогда известного атамана. Этоуже дачная местность Самары.Последние годы сюда стремительно продвигаются городские кварталы. В ХХ веке Самарская Лука сильно изменилась. В 1906 году крестьяне Усолья громили господскую усадьбу, разрушили остекленную башню-светелку, построенную графом на Караульнойгоре. Говорили, в иные дни с нее можно было видеть город Симбирск. В 1918 году по Самарской Луке прошла народная армия КОМУЧа, а потом и Красная Армия. Весной 1919 года на Самарской Луке вспыхнуло восстание крестьян, получившее название «чапанного». Командующий IV армии Восточного фронта М.В. Фрунзе сообщал В.И. Ленину, что оно проходило под лозунгами: «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции! Долой коммунистов и коммуну! Долой жидов!» Восставшие овладел и многими селами Самарской Луки, Ставрополем,планировали захват Самары, Сызрани, но были разбиты. Обе стороны проявляли в отношении друг друга крайнюю жестокость. По неполным данным при подавлении вооруженного выступления убито «мятежников» не менее 1000, расстреляно свыше 600, село Усинское «сожжено совершенно». Со временем добыча камня была перенесена на Могутову гору и велась открытым способом. На Самарской Луке буровики давно искали нефть. И в 1944 году ее нашли в Яблоневом овраге в пластах девона. Поднялись в Жигулях нефтяные вышки, появились станки-качалки. Жигулевский заповедник, организованный в 1927 году, несколько раз закрывали и открывали заново, сокращали и увеличивали его территорию. Строительство Жигулевской ГЭС привело к образованию Куйбышевского водохранилища, река Уса в нижнем ее течении стала Усинским заливом. А сама Волга в районе Куйбышева - частью Саратовского водохранилища. И все-таки, и все-таки Жигулевская кругосветка никуда не исчезла. Этот водный маршрут прибрел в 6О-е годы еще большую популярность. Он имел не только познавательную ценность, но приобрел и идеологическую окраску. Как же, в юностис друзьями по самарскому марксистскому кружку на лодке «Нимфа» совершил путешествие по Жигулевской кругосветке основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин. Об этом рассказал в своей книге «Юность вождя» А. Беляков. Книга была художественной, но этого никто не заметил (или не хотели заметить). Тем более, что автор называл в ней реально существовавших людей. Так родился еще один миф, каких было немало в советской истории. И в него поверили. Поверили настолько, что в селе Екатериновка Безенчукского района, основанной, кстати, одним из братьев Орловых, нашли и место не реке Безенчук, где приставала лодка марксистов, и дом, в котором юный Ленин беседовал с местным торговцем П. Нечаевым. И на доме том установили мемориальную доску. Куйбышевское книжное издательство выпустило в 1965 году книжечку краеведа Александра Васильевича Соболева «Жигулевская кругосветка» немыслимым для такого рода литературы 30-тысячным тиражом. Областной совет по туризму взял на себя организацию групп туристов и их отправку с инструкторами на маршрут. Нередко в такие группы входили и местные исполнители первых фестивалей туристической песни имени Валерия Грушина. И каждую неделю в поход отправлялось на весельных ялах несколько десятков молодых людей. Орган Куйбышевского обкома КПСС газета «Волжская коммуна» дважды снаряжала по маршруту Жигулевской кругосветки экспедиции журналистов областного центра на лодке «Нимфа-2». Они рассказывали о красотах природы, промышленных объектах: Междуреченском лесоперевалочном комбинате, нефтепромыслах, Жигулевском комбинате строительных материалов, снабжающем цементом и шифером всю страну. Конечно, о Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, Куйбышевском водохранилище, новых городах Жигулевске, Тольятти, о нови древних сел Самарской Луки… Быстро бежит время, стремительно. Отошла хрущевская оттепель, приказала долго жить брежневская эпоха. Грушинский фестиваль все больше превращался в молодежную тусовку. Жигулевская кругосветка оказалась вновь забытой. Пришла горбачевская перестройка, в которую первоначально все поверили, воспрянули духом. Но уже в конце 80- годов все очевиднее становилось, что перестройку заговорили, заболтали. В 1990 году Куйбышевское книжное издательство выпустило, первый и, кажется,последний литературно-публицистический сборник под названием «Голос земли самарской». Была в нем и статья Владимира Казарина «На обочине». В ней шла речь о селах Самарской Луки. И сегодня, спустя пятнадцать лет, мне не стыдно ее воспроизвести. 1773 г. Указом Сената от 22 июля Самара стала безуездным городом. Она исключена из состава Казанской губернии и включена в Оренбургскую. Самарский уезд передан в ведение Сызранской воеводской канцелярии. 24 декабря отряд пугачевцев под командованием И.Ф. Арапова без боя вошел в Самару. Но через несколько дней повстанцы были разбиты подошедшими войсками. Жителей города, встречавших восставших с иконами и молебным пением, секли плетьми. В подавлении выступления пугачевцев и дознании принимал участие Гаврила Романович Державин. Видимо, в наказание, город Самара на правах слободы подчинили уездному городу Ставрополю.

Расположенную на Средней Волге излучину великой русской реки, северную часть которой занимают Жигулевские горы, уфологи всего мира считают одной из точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Впрочем, у старожилов этого края разного рода тайны уже давно не вызывает удивления.

Местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами, и неудивительно, что самарские исследователи родного языка начали записывать их еще в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересен коллективный персонаж из этих сказаний - так называемые ПОДЗЕМНЫЕ СТАРЦЫ. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. Есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах»: «Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого ОЗЕРА СВЕТЛОЯР, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.
Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского автора А. Соболева «Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом.

Ученые из самарской неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста» уже около трех десятков лет изучают аномальные явления, которые регулярно отмечаются в окрестностях Жигулевских гор. Объяснение таким явлениям, как это ни странно, исследователи регулярно находят в… местном фольклоре.

Как возникла Самарская Лука

Учеными «Авесты» к настоящему времени уже собрано немало подтверждений для оригинальной гипотезы, суть которой состоит в следующем. Крутая излучина, расположенная в среднем течении Волги и называемая Самарской Лукой, обязана своим возникновением… инженерной деятельности инопланетного разума.

Вот что говорит об этом президент «Авесты» инженер Игорь Павлович:
- Вы никогда не задумывались над такой географической загадкой: почему реке Волге в своем среднем течении вдруг понадобилось огибать кольцом небольшую (всего каких-то сто километров длиной) Жигулевскую горную цепь? Казалось бы, речным водам, в соответствии с законами физики, вместо создания вот такого рода «петель» следовало бы сократить свой путь и направиться восточнее Жигулей, по тем местам, где сейчас проходит русло реки Усы. Так ведь нет — эта крохотная по географическим меркам горная гряда, сложенная из мягких известняков и доломитов, в течение вот уже миллионов лет демонстрирует невиданную стойкость перед ежесекундно набегающими на нее волжскими водами…

«Авестовцы» предполагают, что в толще Жигулевских гор на большой глубине в течение многих миллионов лет работает некое техническое устройство, в свое время созданное древней сверхцивилизацией. Это устройство создает вокруг себя некое силовое поле, которое как раз и препятствует протеканию водных потоков через горную гряду. Вот почему Волга на протяжении всех этих миллионов лет вынуждена огибать Жигулевские горы, делая в своем среднем течении странный изгиб в виде полукруга, который ныне называется Самарской Лукой.

Скорее всего, эта гипотетическая геомашина представляет собой некий сгусток силовых полей — электромагнитных, гравитационных, биологических или других, нам пока еще не известных. Именно эти поля вот уже более десяти миллионов лет и помогают жигулевским известнякам (которые, как известно, весьма подвержены размыву водой) удерживать в стабильном положении древнее русло реки, не допуская даже незначительного его смещения.

Спрашивается, зачем же все это нужно гипотетической внеземной цивилизации? Видимо, для того, чтобы в течение миллионов лет бесперебойно работал подземный энергокомплекс, подпитывающий внепространственный канал, связывающий их мир с земной поверхностью. Такой канал может играть роль своеобразной телекамеры, через которую далекая цивилизация видит все происходящее на нашей планете. Тому доказательство — странные миражи, которые регулярно наблюдаются в небе над Самарской Лукой, как, впрочем, и над некоторыми другими точками нашей планеты.

Геологическое подтверждение

Слова Игоря Павловича комментирует доцент Самарского аэрокосмического университета, кандидат технических наук, аналитик группы «Авеста» Сергей Маркелов.

Читая в одном из научных сборников, изданных МГУ в 1962 году, статью о геологическом строении Волго-Ураль-ского региона, я обнаружил в нем странную схему. На ней был изображен разрез земных слоев в районе Самарской Луки, которые оказались очень похожими на контуры… гигантского конденсатора! Каждый легко вспомнит из школьного курса физики, как устроен этот электротехнический прибор: между расположенными параллельно металлическими пластинами накапливается электрический заряд, и его величина ограничена только пробивной прочностью прокладки между пластинами.

В земной коре под Самарской Лукой роль таких пластин играют параллельно расположенные электропроводящие пласты, между которыми находятся известняки и доломиты. Размеры этого конденсатора поражают — его длина около 70 километров! По сути дела, здесь мы видим материальное воплощение той самой энергетической геомашины, о которой выше говорил Игорь Павлович.

Как показывают расчеты, между пластинами «жигулевского конденсатора» может
долгое время существовать электрическое поле с гигантскими параметрами напряженности. При необходимости электрический заряд легко израсходовать на самые разные цели. Кстати, как видно из устройства этого гигантского «прибора», ни один датчик, расположенный за пределами «хранилища*, не сможет показать наличия электричества в глубине земной коры на этом участке.

Геологические данные говорят о том, что само существование столь колоссального подземного конденсатора — это уникальное явление в коре нашей планеты. Никто из маститых геологов до сей поры никогда не встречался с подобной структурой земных пластов. Можно, конечно же, говорить о естественном происхождении этого уникального геологического объекта, но с равной вероятностью можно рассуждать и о роли неизведанного разума в его возникновении.

Согласно выдвинутой гипотезе, деятельность гипотетической подземной геомашины в районе Жигулевских гор, по всей видимости, вызывает в этих местах загадочные явления — хрономи-ражи. Местные крестьяне наблюдали в небесах призрачные города, воздушные замки и летающие острова еще сотни лет назад, и за это время на их основе сложили многочисленные былины и предания. Вот одно из таких описаний, из коллекции «Авесты»:

«На облаках вдруг возник некий светящийся квадрат, и внутри него появилось изображение ступенчатой пирамиды. Она стояла на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Под горой наблюдалась долина, пересеченная рекой. При этом луч зрения был наклонен к плоскости долины примерно на 15 градусов. Впечатление было такое, что долина, река и пирамида наблюдаются с борта самолета, летящего на высоте 8-10 километров».

Наиболее известное из таких явлений — мираж Мирного города, о котором чаще всего рассказывают туристы, отдыхающие близ Молодецкого и Усинского курганов. Другие призраки из того же ряда — Крепость пяти лун, Белая церковь, Фата-моргана и другие. Эти аномалии иногда наблюдаются и среди обширных озерных лабиринтов, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны, на самом юге Самарской Луки. По словам наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова.

Следы исчезнувшего народа

По всем признакам, гипотетический инопланетный разум в своей деятельности на нашей планете опирался на некую земную цивилизацию, которая в обмен на сотрудничество получала от пришельцев невероятные по тем временам технические знания и невиданные материалы, следы которых археологи регулярно находят в самых неожиданных местах. Каким именно было это сотрудничество и зачем оно понадобилось внеземному разуму, исследователям еще предстоит разгадать.

Однако инопланетяне, как выясняется, далеко не всегда могли помочь своим земным партнерам. Так, из древних преданий следует, что полуостров Самарской Луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом некоей великой расы огнепоклонников. Теснимые враждебными племенами, эти люди, в конце концов, добрались до Жигулевского горного массива, где и смогли надежно укрыться от преследований в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Странный подземный народ, упоминания о котором можно найти в жигулевских легендах и преданиях, по всей видимости, как раз и представлял собой остатки той самой великой древней расы, которая в течение тысяч лет верой и правдой служила инопланетному разуму.

Сведения о таинственной цивилизации, очень развитой для своего времени и совершенно неожиданно исчезнувшей с лица земли, вполне согласуются со временем существования на Южном Урале, на территории современной Челябинской области, гипотетического города Аркаима, который, видимо, был крупнейшим культурным и хозяйственным центром этого древнего народа. Например, аркаимцы еще тысячи лет назад хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне их знаний.

Согласно археологическим данным, во втором тысячелетии до нашей эры Аркаим по неизвестной пока причине буквально в один день прекратил свое существование. Вслед за этим с просторов Восточно-Европейской равнины очень быстро исчезла и породившая его таинственная цивилизация. Именно остатки этих племен-огнепоклонников, как предполагается, и укрылись в пещерах Самарской Луки, чтобы впоследствии основать здесь ту самую подземную расу. Впрочем, это опять же всего лишь гипотеза.







Волга "кипит"





















 

Возможно, будет полезно почитать: