Восхождение на охос дель саладо. Восхождение на Охос-дель-Саладо (6893 м), Чили. Вулкан Охос-дель-Саладо в Чили


Информации в русскоязычном интернете об Охосе мало. Постараюсь восполнить этот недостаток.

1. Охос-дель-Саладо, вид с высоты 5100м.


Общая информация. Описание на Summitpost.org

Охос дель Саладо, 6893 м - потухший вулкан в пустыне Атакама на границе Чили и Аргентины (восходить на него можно с обеих сторон).

Мы поднимались с чилийской стороны.


Подготовка.


Пермит .

Пермит нужен. Получить его нужно онлайн заранее, на сайте организации difrol (AUTORIZACIONES - expediciones de andinismo) , которая занимается приграничными вопросами. Писать письма нет смысла, не отвечают. Нужно зарегистрироваться на сайте и заполнить заявку, после чего в течении суток приходит ответ. В графе фамилий участников лучше сразу через запятую написать национальность и номер паспорта.

После, дифрол присылает красивый пдф-файл на почту. Его нужно прочитать и понять (письмо на испанском), возможно, это еще не пермит - всего ли достаточно, или необходимы еще какие-то дополнительные сведения. Дифрол - это государственная организация, поэтому могут долго или вообще не отвечать. Если в течении суток - двух не отвечают, надо им звонить, и спрашивать, “где мой пермит”, тогда они нажимают кнопку “отправить письмо “. Пермит делается быстро, но лучше сделать его заранее, за месяц, например.

Наша ситуация. После заполнения формы на сайте, пришло письмо, - напишите номера паспортов и национальность. Написал. После долгого молчания, звоним им (я был уже в Сантьяго):

Добрый день, ждем от вас пермит на почту, а он все не приходит.
-Так я же отправила вам письмо!
-Писем не приходило, отправьте еще раз, пожалуйста.
-Да? Ну ладно, отправляю еще раз.

Через несколько минут пермит был у меня на почте.

Но это еще не все.

В самом пермите написано испанским по белому - рекомендуем (не обязуем) также в городе Копиапо прийти в офис (intendencia) и сообщить о своей экспедиции. Что сделаешь, бюрократия.

Прилетаем в Копиапо, иду в этот офис. Там девочка квадратными глазами смотрит на меня, звонит куда-то, что-то уточняет, и говорит - вам нужна еще одна справка на справку, но сейчас мы ее выдать вам не можем,у нас нет печати, приходите через два часа, мы что-то придумаем. Видимо, никто в этот офис не ходит и этим делом не занимается. Благо, пришел через два часа, и мне прямо с порога выдали еще одну бумажку, что теперь-де, у нас уже совсем официальная экспедиция. Делаю две копии обоих пермитов, и с чистой совестью засовываю их в рюкзак, чтобы никому и нигде их больше не показывать и потом сжечь их в костре.


Единственное место, где этот пермит могут спросить - это чилийская таможня, на трассе в сторону перевала Сан Франциско. Также в теории его могут спрашивать на лагуне Верде периодически приезжающие туда таможенники. Так что лучше все же пермит иметь.


Пермит бесплатный! До 2016 года необходимо было платить 160-200$ с человека отдельной организации, за поддержку чистоты маршрута (или для других каких-то целей, это прописывалось и в пермите), однако сейчас по каким-то неизвестным мне причинам эту плату отменили, и ее никто и нигде не требует.


Аренда автомобиля.

Формат восхождения на Охос предусматривает наличие автомобиля, внедорожника 4х4 (весь маршрут - 600 км Копиапо - Копиапо). C машиной очень удобно - относительно неограниченный вес еды и вещей, почти нигде не надо таскать рюкзаки. Все потому, что вся пешеходная часть проходит радиалками. Единственное место, где надо нести рюкзак - это от приюта Атакама до приюта Техос (с 5200м на 5800м). Однако, если у вас железные… нервы, большой опыт вождения по косым песчаным серпантинам с углом уклона дороги до 30°, и в данный момент на “дороге” нет снега, то вы можете доехать до Техоса и даже до высоты 5900м.

Где арендовать? В Копиапо несколько около десятка контор. Херц, алами, локализа, эконорент и прочие - из крупных мировых компаний. Также есть несколько более мелких местных компаний.

Интересный момент - для аренды все эти большие компании требуют только кредитную карту, никак не дебетовую. Несколько контор мне отказало, когда я говорил, что у меня карта дебетовая. Однако, как выяснилось, понятия эти в нашей стране и в Чили сильно отличаются. Так, моя дебетовая карта Альфа банка, в Чили считается кредитной, а местные дебетовые карты не имеют cvv кода и с их помощью нельзя ничего купить через интернет.

Изначально, я арендовал машину в локализе, предварительно я уточнил про карточку, мои права, и возможность оплатить наличными. На все получил положительный ответ. Хорошо, забронировал Тойоту хайлюкс 15 года, турбодизель, 2,4л (и дописано - “или подобная”). Мне сказали, что в аэропорту я забрать не смогу, приезжайте в офис. Ок, приезжаю в офис - “ ой, а машина в аэропорту, но вы подождите, сейчас мы ее прогоним. И простите, Тойоты нет, только Ниссан нп300, 16го года. И инструментов мы вам никаких не дадим, идите и купите”.

Ладно, говорю, вы погодите, как-то мне это не очень нравится.

Зашли в соседнюю контору, O’Carroll. Владелец конторы - Кристиан, нормальный мужик, честный и деловой. Тойота имеется, стоит дешевле, и еще впридачу кучу плюшек: три (!) запасных колеса, домкрат, лопата, тент для багажника, веревка, инструменты для смены колес, две канистры и полный бак топлива. Кроме того, бак можно возвращать пустым. Наперед скажу, что одной 20 литровой канистры было бы достаточно.Еще хотели взять цепи на колеса, но не нашлось цепей на диаметр наших колес. Время возврата машины свободное - “ты мне позвони, когда будешь в Копиапо в субботу”.

Заполнили договор, уточнил про страховку, что и как работает.

Гарантией является банковская карта, в случае самой плохой аварии, когда машина уже не подлежит ремонту, с карты снимается 700000 песо (примерно 1100$). Остальное, как я понял, покрывает страховая компания. В случае, если виновник ДТП не вы, то берутся все данные виновного водителя, и уже после контора сама все решает, деньги с карты не снимают. В остальных случаях, решается либо лично, без участия страховой компании (ударил машину, поехали в мастерскую, узнали сколько стоит ремонт, дал наличными в руки), либо по прайсу страховой компании снимают с карты (обычно в несколько раз больше).

2. Первый взгляд на Охос.

Нюансы по машине.


    Машину брать 4х4 обязательно, дорога местами совсем не очень. В лагере Атакама видели машины только следующие - Тойота хайлюкс разных годов выпуска, Ниссан нп300, фолькс амарок и митсубиши л200 (хотя Кристиан почему-то ругал эту машину).



    Машина дизель - это, говорят, для высоты хорошо (там вообще практически все дизеля пикапы).


    Антигель для топлива (для низких температур) не использовали, проблем не было.


    Шины на высоте не спускали, нигде. Возможно, у прошаренного Кристиана колеса уже немного подспущенны специально, не знаю. Но он сказал, что спускать не нужно. Того же мнения придерживался один мой знакомый, большой любитель бездорожья.


    Объем двигателя - 2,4 л. Часто на подъемах, будучи гружеными, мощности не хватало; иногда даже стартануть на первой передаче при небольшом уклоне вверх бывало сложно, приходилось набирать обороты со сцеплением. В оправдание сказать, на пониженных передачах с мощностью у нее было все прекрасно. Лучше, конечно, трех-литровую брать, но такую мало где можно найти.


    На трассе спокойно ехала 140-160км/ч.


    В этой машине не было блокировки дифференциала, что могло пригодиться.


    Машина удобная, за время поездки карданы не отваливались, колеса не менялись, вообще ни одной проблемы не возникало.


    Расход топлива был взят с запасом, 15л на сотню. Реальный расход был ниже. На трассе, с обычной скоростью 120-130 км/ч ела 11,5 литров на сотню. Реального бездорожья всего 15 км, а применение пониженной передачи и того меньше - 4-5 км.


Также у Кристиана спросил про покупку бутылей для воды, и после его короткого звонка, в течении 10 минут приехала машина с водой - взяли 7 бутылей по 20 литров (5 потом вернули полными). Стоит 2000 песо бутыль, если возвращать тару. Если тару не возвращать то, еще 8000 песо за каждый бутыль.


Закупившись продуктами в большом супермаркете Lider, и не без труда нагрузив багажник своими рюкзаками вперемешку с колесами, канистрами, бутылями и едой, в 17:45 наконец-то выехали к лагуне Росса.


Итак, началось.

3. Наша команда в изначальном составе.


4. Лагуна Росса

Доехать до лагуны Росса можно двумя способами - по основной трассе на Аргентину (перевал Сан-Франциско), или по грунтовой дороге напрямик. Мы ехали вторым вариантом, так как первым планировали возвращаться, так и посмотреть больше можно.

Недавно дорогу смыл сель (в пустыне, да-да), но к нашему приезду она частично была отремонтирована. Дорога требует некоторой аккуратности вождения, так как она иногда не совсем ровная. Заехав на закате на перевал 4000 м, с которого видна наша лагуна и вдалеке вершины Трес Крусес, и полюбовавшись открывающейся красотой, съехали к озеру.

5. Лагуна Росса

На въезде к приюту - пост Conaf - лесники по-нашему. Нужно зарегистрироваться и ехать дальше, платить не надо.

Дальше интересно - впереди приюты. Мы подъехали к первому, внутри никого, и свободные койки. Немного удивившись с какой красотой все сделано - постельное белье, горячая вода, свет, душ - удивились, неужели все это бесплатно? Однако утром пришел медведь, обнаружили целую кучу Маш на своих постелях, и взяли с нас 100$ с человека. Оказалось, приют (а не отель) - это следующее здание. Там цена 25$ (15000 песо) с человека, или 15$ в палатке с человека. Комната одна на 10 человек (5 двухъярусных кроватей), еще может человек 5-7 поместится на полу. Также рядом находится кухня, в которой есть вода, газ, туалет, всем этим можно пользоваться.


Утро выдалось чудесным - прозрачная гладь озера, отражение гор и фламинго у берега. Суровые, пустынные, но живописные пейзажи.

6. Лагуна Росса и местные фламинго

Высота лагуны Росса 3800м, что достаточно высоко для человека с уровня моря на первый день. Все предыдущим вечером чувствовали одышку, сердцебиение, кто-то головную боль и плохой сон. Сегодня прогулки в окрестностях приюта, высоко не забираемся. Решили пойти на небольшую обзорную горку Pastillito, 4000м.

7. Акклиматизационная прогулка

Несложная прогулка, фото, созерцание и спуск вниз.

8. Вершинка Pastillita

Но не сидеть же в лагере весь день - пошли гулять вокруг озера. Пейзажи открываются живописные - хоть и пустыня, но не бледная, а сочная и контрастная - солончак, зеленые кусты, темное синее небо и, конечно, горы на горизонте.

9. Солончак на лагуне Росса

10. Лагуна Росса

11 .

Обед, ужин, сон.


Сегодня у многих ощущения уже лучше. Тем более высота здесь ощущается легче, чем, допустим, на Кавказе. Выходим на гору 7 братьев (7 hermanos). Склон ровный, пологий и длинный. Утром, как здесь часто бывает, тихо, к обеду раздувает. 3 - 3,5 часа и мы на вершине.

12. Рассвет на лагуне Росса

13. Тропа на вершину 7 братьев

14. Вершина 7 братьев

Затем 2-2,5 часа спуск, сборы и переезд к лагуне Верде.

Дорога - грунтовка, гребенка, но без больших ям. Это первые 30 км. Дальше - выезд на новую идеальную трассу в сторону перевала Сан Франциско, километров 70. Затем еще примерно 20 км грунтовки, по которой, однако, можно спокойно ехать сотню.

15. Дорога к лагуне Верде.

16. Лагуна Верде

На озере есть небольшой приют, человек на 8-10, с теплыми источниками внутри. Приют бесплатный. Мы поставили палатки, а готовили в приюте (приют был занят, хотя можно и на полу в “кухне” лечь). Прогулялись по окрестностям, искупались в еле теплых источниках и дико намерзлись, пока одевались.

17. Лагуна Верде и теплые источники

Есть информация, в основном из англоязычных несвежих отчетов, что на пограничном посту на лагуне, чуть дальше по дороге, нужно зарегистрироваться и оставить паспорта (это якобы гарантирует, что вы не планируете незаконно пересекать границу с Аргентиной). Однако после некоторых расспросов, решили к ним не ехать, так как во-первых, там всем пофиг, а во-вторых, паспорта вообще кому-либо отдавать незаконно.

18. Лагуна Верде.


4 февраля.
Решили съездить к приюту Атакама. Предыдущей ночью шел снег и дорогу неслабо засыпало. Несколько раз застревали (мы были первыми сегодня). Но каждый раз выпутывались. Доехали до высоты 5100 м, где дорога вначале идет вниз, а потом снова вверх. Решили дальше не ехать, чтобы не попасть в ловушку, когда ни назад, ни вперед, тем более что в Атакаме нам особо делать нечего.

19.

20.

21. Свежий снежок в пустыне.

Вернулись к лагуне Верде. Один участник окончательно решил возвращаться в Копиапо, так как чувствовал себя все время плохо и состояние не улучшалось. Отвезли его в Копиапо и вернулись вечером. По прогнозу идеальная погода 5 февраля, 6го и 7го еще более менее (30-50 км/ч ветер на вершине), но с 8го и по 11е ветер на вершине до 100 км/ч. Поэтому посовещавшись, решили попробовать взойти 7го (по плану должны были восходить 8го или 9го).


22. На пути из Копиапо на закате встретили это мирно пасущееся стадо гуанак.

5 февраля.
Сегодня переезд до приюта Атакама, 5200м. Снег на дороге значительно растаял, ехать было намного легче. За 4 км до Атакамы дорога разветвляется на “closed when snow” (левая) и “very rocky” (правая). Так как в этот день снег растаял еще не окончательно, мы поехали по второму варианту (правая развилка). Дорога действительно очень каменистая и машину солидно качает, едешь, как по Марсу. Однако на первой пониженной передаче проезжается спокойно. Есть несколько участков с песком, но проезжать их не сложно.

23. Приют Атакама, 5200 м.

И вот мы на 5200м. В этот же день после установки палаток, делаем акклиматизационную прогулку на приют Техос, 5830м. Идти 2,5-3 часа по хорошо видимой тропе, которая периодически пересекает дорогу, идущую к приюту. В некоторых местах дорога для автомобиля сложная для прохождения, как минимум, в тех условиях, что были у нас.

24. Тропа к приюту Техос

25. Тропа к приюту Техос

Приют Техос сделан из двух г-образно соединенных транспортных контейнеров, внутри прихожая, две комнаты, кухня, достаточно уютно. В одной комнате - две двухъярусные кровати и две одноярусные (6 мест), кроме того на полу приюта могут уместиться еще 6-10 человек, в зависимости от “плотности залегания”.

26. Приют Техос, 5830 м

Спускаемся к Атакаме, ночуем.


6 февраля .
Погода хорошая, безветренная. Предварительно удостоверившись в том, что в приюте будем ночевать только мы и три американца, оставляем палатки и идем наверх. Доходим без приключений до приюта и располагаемся. В приюте много оставленной еды и газа - еще неделю спокойно здесь можно жить, подъедая местные остатки.

Вода, кстати, течет у приюта, тает с кальгоспор и снега (в наше, снежное время; в зависимости от сезона вода, как я понимаю, течет там не всегда). Набираем днем несколько 5-ти литровых баклажек. Погода - солнечно, небольшой ветер, ужинаем и ложимся спать.


27. Кальгоспоры или пенитентес на испанском

7 февраля .
Подъем в 3:30 утра, завтрак и выход в 4:15. Погода - отличная, ветра пока нет, температура - 8-10 градусов ниже нуля, не холодно. Несмотря на высоту, идется хорошо. Тропа до 6 тысяч - каменисто-сыпушная, не всегда ярко выраженная, и ночью ее легко потерять, если не следить за ней. На нескольких развилках - указатели. на 6000 м надеваем кошки - недавно выпавший снег уже превратился в фирн. Местами снег уже растаял, однако на тропе лежит плотно. По фотографии складывается впечатление, что кошки мы надели специально для “хождения по снежным дорожкам”.

Через некоторое время забрезжил рассвет и солнце стало освещать соседние горы. Очень красиво. Позже солнце окрашивает и наш склон - видно весь путь до кратера - склон 25-30 градусов, который траверсирует тропа.

28. рассвет на восхождении. Высота 6100 м

На высоте 6300 м Надя решает развернуться. Сказывается все-таки недостаточная акклиматизация. Продолжаем вдвоем. Ветер тем временем начинает потихоньку раздувать. На высоте 6550-6650 м тропа начинает забирать вправо, к кратеру. И вот тут хотелось иметь ледоруб - склон 30-35 градусов, жесткий фирн, идти легко, но если оступиться, лететь можно далеко. На высоте 6650 м разворачиваемся и мы,т.к. Игоря тоже догоняет горняшка, несмотря на его достаточно сильный организм и тренированность.

29. Высота 6650 м. Отсюда мы пошли вниз

Спускаемся до Техоса, там и ночуем. Американцы, с которыми мы в этот день поднимались, уже спустились с горы - двое взошли, один развернулся.


8 февраля .
Ни у кого не возникает желания повторить восхождение, по нескольким причинам - во-первых, усталость, во-вторых, совсем плохой прогноз ближайшие три дня, сидеть и ждать просто нет смысла. Спускаемся до Атакамы, собираем вещи и вместе с американцами едем вниз. Доехав до трассы, прощаемся с ними - они сразу в Копиапо,а мы на лагуну Верде за вещами. Мы потом с ними случайно встречаемся в одной и той же гостинице в Копиапо - они заселились туда же.

Собираем вещи, и за три с половиной часа доезжаем до Копиапо. По пути - чилийская граница, она нужна тем, кто едет из Аргентины. Но мы-то “местные”! Все машины (в основном, аргентинские) стоят в очереди на основной дороге, через ангар. Но мы уверенно объезжаем всю очередь справа. Дорога перекрыта цепочкой, которую мы аккуратно снимаем, проезжаем, и вешаем обратно. Махаем рукой пограничникам и едем дальше. Получили такую рекомендацию от бывалых. В обратном направлении работает точно также через ту же цепочку. Главное, всё делать уверенно и ничего никого не спрашивать. Если спросят пермит - показать.


Так как у нас еще осталось три дня, решаем ехать в одно из самых популярных чилийских мест - Сан Педро де Атакама (наряду с Патагонией и островом Пасхи). Но об этом во второй части отчета. Больше фотографий в

Вулкан Охос-дель-Саладо, который находится на границе между Чили и Аргентиной, является самым высоким на планете и в то же время одним из самых «ленивых» и неактивных. Это действительно самый высокий вулкан на Земле, а также вторая по высоте вершина Латинской Америки, уступившая место лидера лишь горе Аконкагуа.

Пик вулкана Охос-дель-Саладо находится на аргентинской территории, высота горы достигает 6 893 метров. На запад от вулкана и до самого побережья Тихого океана простирается самая засушливая пустыня планеты – .

Вулкан давно уже считается потухшим и неактивным, за все время наблюдений за горой не было ни одного значимого извержения. Однако иногда Охос-дель-Саладо все же проявлял характер и изредка наблюдалась пассивная вулканическая деятельность. Например, в 1937, 1956 и 1994 годах были зафиксированы незначительные выбросы водяного пара и серы из жерла вулкана.

Покорить высочайший вулкан планеты удалось лишь в 1937 году польским альпинистам Яну Щепаньскому и Юстину Войжнису. Интересно, что по дороге к вершине поляки обнаружили несколько жертвенных алтарей, история которых восходит еще к цивилизации инков. Видимо, у древних американцев вулкан почитался как священная гора и служил местом принесения жертв.

Еще один интересный факт – в 2007 году Гонсало Браво, чилийский спортсмен-автогонщик, сумел на подвергшейся соответствующей модификации Судзуки Самурай подняться по склону вулкана Охос-дель-Саладо на высоту в 6 688 метров, именно тогда был поставлен мировой рекорд по подъему на высоту для автомобилей. Сегодня вулкан по-прежнему не склонен к активной деятельности, зато привлекает внимание живописными склонами, интересной историей и целой коллекцией рекордов.

Вулкан Охос-дель-Саладо — ФОТО

  • МЕРОПРИЯТИИ.

    Охос-дель-Саладо (6893 м.) - высочайший вулкан Земли и вторая по высоте после Аконкагуа вершина Южной Америки. Ежегодно на вершину поднимается около 600 восходителей из разных стран. И это не так много для столь знаковой горы. Охос дель Саладо находится в Чили, в пустыне Атакама, которая считается самой сухой на планете.

    Тем не менее, восхождение на Охос – это настоящее приключение, благодаря своей удаленности от цивилизации и малопосещяемости. Мы будем передвигаться на внедорожнике. Посетим несколько соленых озер, увидим альпак (лам) и фламинго, побываем на настоящих высокогорных солончаках.

    Первый лагерь мы разобьем у Лагуна Роса (розовое озеро), а затем будет ночевка у Лагуна Верде (зеленое озеро), где мы искупаемся в термальных источниках. Лагуна Верде - это наш основной базовый лагерь, в котором мы познакомимся с альпинистами из разных стран мира, также мечтающими взойти на Охос дель Саладо.

    Пустыня Атакама в районе вулкана Охос дель Саладо – это сотни потухших вулканов, укрытых снегом. На восточном склоне, в кратере вулкана, расположено самое высокое в мире озеро (на высоте 6390 метров).

    Вулкан считается потухшим. Последнее сильное извержение было более 200 лет назад. Первое восхождение на вершину Охос дель Саладо совершил в 1937 году Юстин Войжнис. У инков эта гора считалась священной, а на ее склонах можно найти остатки жертвенных алтарей.

    По желанию можно продолжить отдых на пляжах Тихого океана, что от Копиапо всего в 70 км.

    Наш маршрут: Сантьяго – Копьяпо – Лагуна Роса (3800 м.) – Лагуна Верде (4340 м.) – г. Сан-Франциско (6000 м)– Приют «Атакама» 5200 м. – Приют «Техос» 5800 м. – Вершина Охос дель Саладо 6893 м. – Копьяпо – Сантьяго.

    Требования к участникам:
    Восхождение на Охос дель Саладо технически несложное и начинается с высоты 5200 метров (до этой высоты доставка на джипах), но высотный фактор все-таки играет значительную роль. Поэтому данное восхождение желательно совершать при наличии опыта восхождений на вершины 4500 – 5000 метров (например, Эльбрус, Казбек и др).

  • День 1 - Сбор группы в аэропорту городаКопьяпо . Это небольшой шахтерский городок, ворота региона Атакама. Ночевка в отеле. Общий брифинг и обсуждение планов на ближайшие 14 дней.

    День 2 – Сегодня день подготовки и сборов. Арендуем внедорожник. Закупаем продукты. Переезд до живописного озера Лагуна Санта Роза (3800 м) около 3-4 часов, 150 км.

    Лалуна Росса в переводе с испанского означает «розовое озеро». Это огромный солончак-озеро, часть которого укрыта водой. Здесь водится много птиц, в том числе чилийские розовые фламинго. Так же, если повезет, увидим альпак (разновидность лам).

    Установка лагеря в кемпинге на озере. Ужин, отдых. Ночь в палаточном лагере (при желании можно уйти ночевать в домик).

    День 3 - Сегодня первое утро на такой высоте, стараемся первые дни не делать сильных нагрузок на организм. Поэтому в этот день недлительная прогулка в окрестностях озера (для лучшей акклиматизации на высотах до 4500). Ночь в лагере.

    День 4 - Утром после завтрака акклиматизационное восхождение на вершину «7 Братьев» (4800 м). Восхождение занимает около 4 часов. Спуск к машинам, переезд к Лагуна Верде (4340 м), 2,5 часа – 130 км. В этот день мы впервыеувидим Охос дель Саладо (6893 м) , наивысшую и наибольшую вершину в этом регионе. Ночь в палатках.

    День 5 – Сегодня утром не спеша поднимаемся на соседнюю вершину – г. Муэрто Муле (с испанского «мертвый мул») до отметки 5200 м.. Спуск до Лагуна Верде. Отдых. Ночь в палатках (4340 м).

    Лагуна Верде в переводе с испанского – Зеленое озеро. Оно примечательно не только тем, что это одно из самых высокогорных соленых озер, но еще и тем, что вокруг него множество термальных источников и несколько ванн с умеренной температурой, куда с радостью хочется вернуться после восхождения или длительного дня на высоте, после снега и холода Охоса дель Саладо.

    День 6 – Ранний подъем, выход на гору «Сан Франсиско» (6018 м). Гора находится в 20 км от Лагуна Верде на границе Чили – Аргентина. Переезд до высоты 5100 м. Дальше пешком по тропе. Путь до вершины занимает 5-6 часов. Спуск до Лагуна Верде. Отдых. Ночь в палатках (4340 м).

    День 7 – День отдыха.

    День 8 – Переезд к приюту Атакама (5260м). 1 час в пути или около 40 км от Лагуна Верде по бездорожью. Прогулка до отметки 5600 м, возвращение в приют Атакама. Установка лагеря у приюта. Приют – это большой контейнер на 4 человека, поэтому мы сильно не рассчитываем на ночлег в нем.

    День 9 – переезд к приюту Техос и, по возможности, подъем до отметки 6200- 6400 м. Дорога на приют достаточно сложная и требует внимания, часто после обильных снегопадов до приюта Техос не проехать, и авто остается на приюте Атакама, а мы идем пешком. Ночь в приюте Техос.

    День 10 – Спуск в Лагуну Верде. Отдых.

    День 11 – День отдыха.

    День 12 –Подготовка к восхождению. Постараемся лечь пораньше, чтобы не позднее 0:00 часов выехать в направлении приюта Техос и начать штурм вершины.

    День 13 Восхождение на Охос дель Саладо 6893 м . Ранний выход. Путь до вершины занимает около 8-10 часов и обратно 3-5 часов. Классический маршрут восхождения – косой травес, выход в кратер вершины и 20 м по простым скалам до вершины. И вот мы на вершине высочайшего вулкана - Охос-дель-Саладо (6893 м). Спуск до Лагуны Верде.

    День 14 – Резервный день на случай непогоды и других обстоятельств.

    День 15 – Возвращение в Копьяпо. Ночь в отеле. Прощальный ужин, подведение итогов и вручение сертификатов.

    День 16 – Прощание с группой. Утренний отъезд в аэропорт.

    Примечание*:
    Программа не является окончательной и может корректироваться в зависимости от погоды, состояния участников и других факторов.

  • КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ СТОИМОСТЬ
    4 2250 USD
    3 2600 USD
    2 3500 USD

    ВКЛЮЧЕНО:

    Работа гида, один гид на группу до 4-х человек;
    - второй гид, если группа более 4-х человек
    - все переезды по программе;
    - проживание в гостиницах в 3* Сантьяго и Копьяпо (2 ночи);
    - проживание в палаточных лагерях Лагуна Санта Роза, Лагуна Верде, приют Атакама и Техос по программе;
    - обеспечение безопасности (групповая аптечка, GPS навигатор);
    - пермит на восхождение;
    - аренда общественного снаряжения (палатки, кухня, газ);
    - общая палатка, кают-компания;
    - мебель (столы, стулья, посуда для приготовления еды);
    - полноценное питание на активной части маршрута (день 2 - день 14), участники готовят самостоятельно;
    - аренда джипа и бензин до лагеря 5800 м (всего 13 дней), одно авто на 3-4 человека;

    НЕ ВКЛЮЧЕНО:

    Международный перелет в Сантьяго (от 1000$);
    - перелет Сантьяго-Копьяпо-Сантьяго (от 150$);
    - трансфер в/из в аэропорт Сантьяго и Копьяпо;
    - дополнительные ночи в отеле в Сантьяго и Копьяпо;
    - оформление чилийской визы (для граждан РФ, Украины виза не нужна);
    - личное альпинистское снаряжение (система, кошки, карабины);
    - страховка НС, покрытие не меньше 30000 USD (является обязательной);
    - работа повара;
    - питание в городах (20-40 $/день);
    - чаевые гиду (по желанию);
    - дополнительные дни аренды джипа + бензин более чем 14 дней (150$ в день);
    - любые дополнительные расходы возникающие, в связи с досрочным окончанием или изменением программы тура;
    - дополнительные экскурсии и ночевки в городах;
    - прочие расходы, не указанные в программе.

    Примечание: Дополнительные расходы на гида группа делит поровну

  • Отсутствие болезней, несовместимых с активным туризмом:

    Основная одежда и снаряжение для восхождения:

    Виза:
    Гражданам РФ для посещения этой страны виза не требуется. По прибытии в аэропорт необходимо предоставить только загранпаспорт, действительный на протяжении 6 месяцев с момента въезда.

    Медицина:
    На выходах групповая аптечка находится у гида. Лучше иметь свой комплект лекарств от индивидуальных заболеваний и хронических заболеваний.

    Безопасность:
    Данная программа является потенциально опасной для здоровья и жизни любого из участников.
    Гиды обеспечат Вам необходимую безопасность при условии соблюдения Вами правил техники безопасности. Гид имеет при себе рацию, GPS (прибор спутниковой навигации), и остальное необходимое групповое снаряжение.
    Решение о прекращении восхождения в условиях, грозящих безопасности участников находится в исключительной компетенции гида, сопровождающего группу на маршруте, и не подлежит обсуждению.
    Гид обязан принять меры, обеспечивающие безопасность группы на всех видах горного рельефа.

  • Восхождение на Охос-дель-Саладо (6893 м), Чили. Описание-отчет.
    В начале февраля 2017 года мы были в районе высочайшего вулкана на Земле - Охос дель Саладо, 6893 м. Дошли до высоты 6650 м., 250 м. по высоте не дойдя до вершины. И так как я часто пользуюсь чужими описаниями и советами о конкретном месте, считаю честным поделиться информацией, которая будет полезна как будущим самостоятельным опытным альпинистам, так и мне на следующий раз, если я все забуду.

Вулкан Охос-дель-Саладо (Невадо-Охос-дель-Саладо, исп. Nevados Ojos del Salado) занимает верхние строчки по двум позициям: самый высокий вулкан в мире и второй по высоте пик в . Уступает по высоте он лишь горе Аконагуа. Он расположился на границе двух южноамериканских стран: и Аргентины – на верховьях реки . Однако его самая высокая точка приходится на территорию .

Вулкан находится на водораздельном гребне Главной Кордильеры Анд. Сложен он из андезитов и туфов. Высота Охос-дель-Саладо составляет 6893 м., здесь можно увидеть некоторые расхождения по поводу высоты вулкана. Некоторые альпинисты утверждают, что его высота превышает отметку в 7 км.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Неподалеку от вулкана находится пустыня , считающейся самым сухим местом, и побережье Тихого океана. Примечательно, что вся гряда гор в Южной Америке усыпана вулканами. Красный цвет «позвоночника» континента привлекает внимание путешественников.

Вулканическая постройка в диаметре составляет 30 км. В вершинном кратере преобладают фумаролы. Невадо-Охос-дель-Саладо обладает сложным строением. Его древний разрушенный щит возносит более молодой конус. Время появления конуса относят к послеледниковому периоду.

В кратере находится озеро. Зеркальная гладь вулканического озера составляет в диаметре 100 метров. Поскольку озеро находится на отметке 6 км 390 м, его можно отнести к самым высоким озерам в мире.

На восточных склонах находятся тропические леса благодаря обильным осадкам. Произрастают леса до отметки 3 км. Западные склоны отличаются пустынностью вследствие недостатка осадков. Свыше отметки в 5 км находятся вечные снега.

В живописных лагунах, раскинувшихся на склонах вулкана, можно увидеть большие стаи фламинго, множество видов уток, гуанако, лис и роговой лысухи. Все эти животные прекрасно адаптировались к проживанию здесь, несмотря на ночные -25º и ветра со скоростью 130 км/ч.

Впервые вершину Охос-дель-Саладо покорили польские альпинисты в 1937 году. Во время восхождения на вершину исследователи обнаружили, что почитали вулкан как священное место. 2007 год ознаменовался тем, что вершина была покорена чилийским спортсменом-гонщиком Гонсало Браво на автомобиле, причем сделано это было на рекордной скорости для этого вида транспорта.

Охос-дель-Саладо

Как утверждают ученые, Невадо-Охос-дель-Саладо – потухший вулкан. Это доказывается тем, что он никак себя не проявлял в процессе наблюдения. Все же иногда вулкан выбрасывает в атмосферу водяной пар, пепел и серу. Как показывают расчеты геологов, в последний раз он извергался в 700 году н.э. Хотя некоторые ученые оспаривают эту дату, что ставит под сомнение проведенные расчеты.

Если ученые признают его действующим вулканом, тогда (Llullaillaco), находящемуся неподалеку и являющемуся высочайшим среди действующих, придется подвинуться на второе место.

Туризм на Охос-дель-Саладо

Вершины со стороны Чили являются лучшими для альпинизма. Неподалеку раскинулся город , который стал пристанищем альпинистских групп. Самым благоприятным временем для покорения вершины вулкана называют период ноябрь-март. Этот период является самым теплым, ветреным и сухим. Некоторые путешественники предпочитают восхождение в конце года, поскольку в это время легче найти воду.

Альпинизм по склонам Невадо-Охос-дель-Саладо считается довольно легким путешествием. Трудности посерьезнее могут появиться непосредственно перед восхождением на вершину. При восхождении на вершину нужно учитывать серьезные погодные условия. Основным препятствием могут стать ветра с большой скоростью. Поэтому некоторые путники, не желающие преодолевать такие преграды, возвращаются назад.

Если восходить на вершину вулкана со стороны Чили, тогда альпинисты могут рассчитывать на сон в хижине. На склонах со стороны Аргентины таких удобств нет.

На песчаных склонах вулкана были обнаружены такие полезные ископаемые как: йод, медь, поваренная соль, селитра. Предполагается, что название вулкана потому и получило такое название, означающее в переводе с испанского «соленые глаза» или «соленые источники».

Информации в русскоязычном интернете об Охосе мало. Постараюсь восполнить этот недостаток.

Общая информация. Описание на Summitpost.org
Охос дель Саладо, 6893 м (Ojos del Salado) - высочайший вулкан на Земле и вторая по высоте вершина Южной Америки - после горы Аконкагуа. Потухший вулкан в пустыне Атакама на границе Чили и Аргентины (восходить на него можно с обеих сторон).
Мы поднимались с чилийской стороны.

Подготовка.

Пермит.

Пермит нужен. Получить его нужно онлайн заранее, на сайте организации difrol (AUTORIZACIONES - expediciones de andinismo) , которая занимается приграничными вопросами. Писать письма нет смысла, не отвечают. Нужно зарегистрироваться на сайте и заполнить заявку, после чего в течении суток приходит ответ. В графе фамилий участников лучше сразу через запятую написать национальность и номер паспорта.

После, дифрол присылает красивый пдф-файл на почту. Его нужно прочитать и понять (письмо на испанском), возможно, это еще не пермит - всего ли достаточно, или необходимы еще какие-то дополнительные сведения. Дифрол - это государственная организация, поэтому могут долго или вообще не отвечать. Если в течении суток - двух не отвечают, надо им звонить, и спрашивать, “где мой пермит”, тогда они нажимают кнопку “отправить письмо “. Пермит делается быстро, но лучше сделать его заранее, за месяц, например.
Наша ситуация. После заполнения формы на сайте, пришло письмо, - напишите номера паспортов и национальность. Написал. После долгого молчания, звоним им (я был уже в Сантьяго):

Добрый день, ждем от вас пермит на почту, а он все не приходит.
-Так я же отправила вам письмо!
-Писем не приходило, отправьте еще раз, пожалуйста.
-Да? Ну ладно, отправляю еще раз.
Через несколько минут пермит был у меня на почте.
Но это еще не все.

В самом пермите написано испанским по белому - рекомендуем (не обязуем) также в городе Копиапо прийти в офис (intendencia) и сообщить о своей экспедиции. Что сделаешь, бюрократия.
Прилетаем в Копиапо, иду в этот офис. Там девочка квадратными глазами смотрит на меня, звонит куда-то, что-то уточняет, и говорит - вам нужна еще одна справка на справку, но сейчас мы ее выдать вам не можем,у нас нет печати, приходите через два часа, мы что-то придумаем. Видимо, никто в этот офис не ходит и этим делом не занимается. Благо, пришел через два часа, и мне прямо с порога выдали еще одну бумажку, что теперь-де, у нас уже совсем официальная экспедиция. Делаю две копии обоих пермитов, и с чистой совестью засовываю их в рюкзак, чтобы никому и нигде их больше не показывать и потом сжечь их в костре.

Единственное место, где этот пермит могут спросить - это чилийская таможня, на трассе в сторону перевала Сан Франциско. Также в теории его могут спрашивать на лагуне Верде периодически приезжающие туда таможенники. Так что лучше все же пермит иметь.

Пермит бесплатный! До 2016 года необходимо было платить 160-200$ с человека отдельной организации, за поддержку чистоты маршрута (или для других каких-то целей, это прописывалось и в пермите), однако сейчас по каким-то неизвестным мне причинам эту плату отменили, и ее никто и нигде не требует.

Аренда автомобиля.

Формат восхождения на Охос предусматривает наличие автомобиля, внедорожника 4х4 (весь маршрут - 600 км Копиапо - Копиапо). C машиной очень удобно - относительно неограниченный вес еды и вещей, почти нигде не надо таскать рюкзаки. Все потому, что вся пешеходная часть проходит радиалками. Единственное место, где надо нести рюкзак - это от приюта Атакама до приюта Техос (с 5200м на 5800м). Однако, если у вас железные… нервы, большой опыт вождения по косым песчаным серпантинам с углом уклона дороги до 30°, и в данный момент на “дороге” нет снега, то вы можете доехать до Техоса и даже до высоты 5900м.

Где арендовать?
В Копиапо несколько около десятка контор. Херц, алами, локализа, эконорент и прочие - из крупных мировых компаний. Также есть несколько более мелких местных компаний.

Интересный момент - для аренды все эти большие компании требуют только кредитную карту, никак не дебетовую. Несколько контор мне отказало, когда я говорил, что у меня карта дебетовая. Однако, как выяснилось, понятия эти в нашей стране и в Чили сильно отличаются. Так, моя дебетовая карта Альфа банка, в Чили считается кредитной, а местные дебетовые карты не имеют cvv кода и с их помощью нельзя ничего купить через интернет.

Изначально, я арендовал машину в локализе, предварительно я уточнил про карточку, мои права, и возможность оплатить наличными. На все получил положительный ответ. Хорошо, забронировал Тойоту хайлюкс 15 года, турбодизель, 2,4л (и дописано - “или подобная”). Мне сказали, что в аэропорту я забрать не смогу, приезжайте в офис. Ок, приезжаю в офис - “ ой, а машина в аэропорту, но вы подождите, сейчас мы ее прогоним. И простите, Тойоты нет, только Ниссан нп300, 16го года. И инструментов мы вам никаких не дадим, идите и купите”.

Ладно, говорю, вы погодите, как-то мне это не очень нравится.
Зашли в соседнюю контору, O’Carroll. Владелец конторы - Кристиан, нормальный мужик, честный и деловой. Тойота имеется, стоит дешевле, и еще впридачу кучу плюшек: три (!) запасных колеса, домкрат, лопата, тент для багажника, веревка, инструменты для смены колес, две канистры и полный бак топлива. Кроме того, бак можно возвращать пустым. Наперед скажу, что одной 20 литровой канистры было бы достаточно.Еще хотели взять цепи на колеса, но не нашлось цепей на диаметр наших колес. Время возврата машины свободное - “ты мне позвони, когда будешь в Копиапо в субботу”.

Заполнили договор, уточнил про страховку, что и как работает.
Гарантией является банковская карта, в случае самой плохой аварии, когда машина уже не подлежит ремонту, с карты снимается 700000 песо (примерно 1100$). Остальное, как я понял, покрывает страховая компания. В случае, если виновник ДТП не вы, то берутся все данные виновного водителя, и уже после контора сама все решает, деньги с карты не снимают. В остальных случаях, решается либо лично, без участия страховой компании (ударил машину, поехали в мастерскую, узнали сколько стоит ремонт, дал наличными в руки), либо по прайсу страховой компании снимают с карты (обычно в несколько раз больше).

Нюансы по машине.


  • Машину брать 4х4 обязательно, дорога местами совсем не очень. В лагере Атакама видели машины только следующие - Тойота хайлюкс разных годов выпуска, Ниссан нп300, фолькс амарок и митсубиши л200 (хотя Кристиан почему-то ругал эту машину).
  • Машина дизель - это, говорят, для высоты хорошо (там вообще практически все дизеля пикапы).
  • Антигель для топлива (для низких температур) не использовали, проблем не было.
  • Шины на высоте не спускали, нигде. Возможно, у прошаренного Кристиана колеса уже немного подспущенны специально, не знаю. Но он сказал, что спускать не нужно. Того же мнения придерживался один мой знакомый, большой любитель бездорожья.
  • Объем двигателя - 2,4 л. Часто на подъемах, будучи гружеными, мощности не хватало; иногда даже стартануть на первой передаче при небольшом уклоне вверх бывало сложно, приходилось набирать обороты со сцеплением. В оправдание сказать, на пониженных передачах с мощностью у нее было все прекрасно. Лучше, конечно, трех-литровую брать, но такую мало где можно найти.
  • На трассе спокойно ехала 140-160км/ч.
  • В этой машине не было блокировки дифференциала, что могло пригодиться.
  • Машина удобная, за время поездки карданы не отваливались, колеса не менялись, вообще ни одной проблемы не возникало.
  • Расход топлива был взят с запасом, 15л на сотню. Реальный расход был ниже. На трассе, с обычной скоростью 120-130 км/ч ела 11,5 литров на сотню. Реального бездорожья всего 15 км, а применение пониженной передачи и того меньше - 4-5 км.

Также у Кристиана спросил про покупку бутылей для воды, и после его короткого звонка, в течении 10 минут приехала машина с водой - взяли 7 бутылей по 20 литров (5 потом вернули полными). Стоит 2000 песо бутыль, если возвращать тару. Если тару не возвращать то, еще 8000 песо за каждый бутыль.

Закупившись продуктами в большом супермаркете Lider, и не без труда нагрузив багажник своими рюкзаками вперемешку с колесами, канистрами, бутылями и едой, в 17:45 наконец-то выехали к лагуне Росса.

Итак, началось.

Доехать до лагуны Росса можно двумя способами - по основной трассе на Аргентину (перевал Сан-Франциско), или по грунтовой дороге напрямик. Мы ехали вторым вариантом, так как первым планировали возвращаться, так и посмотреть больше можно.
Недавно дорогу смыл сель (в пустыне, да-да), но к нашему приезду она частично была отремонтирована. Дорога требует некоторой аккуратности вождения, так как она иногда не совсем ровная. Заехав на закате на перевал 4000 м, с которого видна наша лагуна и вдалеке вершины Трес Крусес, и полюбовавшись открывающейся красотой, съехали к озеру.

На въезде к приюту - пост Conaf - лесники по-нашему. Нужно зарегистрироваться и ехать дальше, платить не надо.
Дальше интересно - впереди приюты. Мы подъехали к первому, внутри никого, и свободные койки. Немного удивившись с какой красотой все сделано - постельное белье, горячая вода, свет, душ - удивились, неужели все это бесплатно? Однако утром пришел медведь, обнаружили целую кучу Маш на своих постелях, и взяли с нас 100$ с человека. Оказалось, приют (а не отель) - это следующее здание. Там цена 25$ (15000 песо) с человека, или 15$ в палатке с человека. Комната одна на 10 человек (5 двухъярусных кроватей), еще может человек 5-7 поместится на полу. Также рядом находится кухня, в которой есть вода, газ, туалет, всем этим можно пользоваться.

Утро выдалось чудесным - прозрачная гладь озера, отражение гор и фламинго у берега. Суровые, пустынные, но живописные пейзажи.

Высота лагуны Росса 3800м, что достаточно высоко для человека с уровня моря на первый день. Все предыдущим вечером чувствовали одышку, сердцебиение, кто-то головную боль и плохой сон. Сегодня прогулки в окрестностях приюта, высоко не забираемся. Решили пойти на небольшую обзорную горку Pastillito, 4000м.

Несложная прогулка, фото, созерцание и спуск вниз.

Но не сидеть же в лагере весь день - пошли гулять вокруг озера. Пейзажи открываются живописные - хоть и пустыня, но не бледная, а сочная и контрастная - солончак, зеленые кусты, темное синее небо и, конечно, горы на горизонте.


Обед, ужин, сон.

Сегодня у многих ощущения уже лучше. Тем более высота здесь ощущается легче, чем, допустим, на Кавказе. Выходим на гору 7 братьев (7 hermanos). Склон ровный, пологий и длинный. Утром, как здесь часто бывает, тихо, к обеду раздувает. 3 - 3,5 часа и мы на вершине.

Затем 2-2,5 часа спуск, сборы и переезд к лагуне Верде.

Дорога - грунтовка, гребенка, но без больших ям. Это первые 30 км. Дальше - выезд на новую идеальную трассу в сторону перевала Сан Франциско, километров 70. Затем еще примерно 20 км грунтовки, по которой, однако, можно спокойно ехать сотню.

На озере есть небольшой приют, человек на 8-10, с теплыми источниками внутри. Приют бесплатный. Мы поставили палатки, а готовили в приюте (приют был занят, хотя можно и на полу в “кухне” лечь). Прогулялись по окрестностям, искупались в еле теплых источниках и дико намерзлись, пока одевались.

Есть информация, в основном из англоязычных несвежих отчетов, что на пограничном посту на лагуне, чуть дальше по дороге, нужно зарегистрироваться и оставить паспорта (это якобы гарантирует, что вы не планируете незаконно пересекать границу с Аргентиной). Однако после некоторых расспросов, решили к ним не ехать, так как во-первых, там всем пофиг, а во-вторых, паспорта вообще кому-либо отдавать незаконно.

Решили съездить к приюту Атакама. Предыдущей ночью шел снег и дорогу неслабо засыпало. Несколько раз застревали (мы были первыми сегодня). Но каждый раз выпутывались. Доехали до высоты 5100 м, где дорога вначале идет вниз, а потом снова вверх. Решили дальше не ехать, чтобы не попасть в ловушку, когда ни назад, ни вперед, тем более что в Атакаме нам особо делать нечего.


Вернулись к лагуне Верде. Один участник окончательно решил возвращаться в Копиапо, так как чувствовал себя все время плохо и состояние не улучшалось. Отвезли его в Копиапо и вернулись вечером. По прогнозу идеальная погода 5 февраля, 6го и 7го еще более менее (30-50 км/ч ветер на вершине), но с 8го и по 11е ветер на вершине до 100 км/ч. Поэтому посовещавшись, решили попробовать взойти 7го (по плану должны были восходить 8го или 9го).

Сегодня переезд до приюта Атакама, 5200м. Снег на дороге значительно растаял, ехать было намного легче. За 4 км до Атакамы дорога разветвляется на “closed when snow” (левая) и “very rocky” (правая). Так как в этот день снег растаял еще не окончательно, мы поехали по второму варианту (правая развилка). Дорога действительно очень каменистая и машину солидно качает, едешь, как по Марсу. Однако на первой пониженной передаче проезжается спокойно. Есть несколько участков с песком, но проезжать их не сложно.

И вот мы на 5200м. В этот же день после установки палаток, делаем акклиматизационную прогулку на приют Техос, 5830м. Идти 2,5-3 часа по хорошо видимой тропе, которая периодически пересекает дорогу, идущую к приюту. В некоторых местах дорога для автомобиля сложная для прохождения, как минимум, в тех условиях, что были у нас.


Приют Техос сделан из двух г-образно соединенных транспортных контейнеров, внутри прихожая, две комнаты, кухня, достаточно уютно. В одной комнате - две двухъярусные кровати и две одноярусные (6 мест), кроме того на полу приюта могут уместиться еще 6-10 человек, в зависимости от “плотности залегания”.

Спускаемся к Атакаме, ночуем.

Погода хорошая, безветренная. Предварительно удостоверившись в том, что в приюте будем ночевать только мы и три американца, оставляем палатки и идем наверх. Доходим без приключений до приюта и располагаемся. В приюте много оставленной еды и газа - еще неделю спокойно здесь можно жить, подъедая местные остатки.
Вода, кстати, течет у приюта, тает с кальгоспор и снега (в наше, снежное время; в зависимости от сезона вода, как я понимаю, течет там не всегда). Набираем днем несколько 5-ти литровых баклажек. Погода - солнечно, небольшой ветер, ужинаем и ложимся спать.

Подъем в 3:30 утра, завтрак и выход в 4:15. Погода - отличная, ветра пока нет, температура - 8-10 градусов ниже нуля, не холодно. Несмотря на высоту, идется хорошо. Тропа до 6 тысяч - каменисто-сыпушная, не всегда ярко выраженная, и ночью ее легко потерять, если не следить за ней. На нескольких развилках - указатели. на 6000 м надеваем кошки - недавно выпавший снег уже превратился в фирн. Местами снег уже растаял, однако на тропе лежит плотно. По фотографии складывается впечатление, что кошки мы надели специально для “хождения по снежным дорожкам”.

Через некоторое время забрезжил рассвет и солнце стало освещать соседние горы. Очень красиво. Позже солнце окрашивает и наш склон - видно весь путь до кратера - склон 25-30 градусов, который траверсирует тропа.

На высоте 6300 м Надя решает развернуться. Сказывается все-таки недостаточная акклиматизация. Продолжаем вдвоем. Ветер тем временем начинает потихоньку раздувать. На высоте 6550-6650 м тропа начинает забирать вправо, к кратеру. И вот тут хотелось иметь ледоруб - склон 30-35 градусов, жесткий фирн, идти легко, но если оступиться, лететь можно далеко. На высоте 6650 м разворачиваемся и мы,т.к. Игоря тоже догоняет горняшка, несмотря на его достаточно сильный организм и тренированность.

Спускаемся до Техоса, там и ночуем. Американцы, с которыми мы в этот день поднимались, уже спустились с горы - двое взошли, один развернулся.

Ни у кого не возникает желания повторить восхождение, по нескольким причинам - во-первых, усталость, во-вторых, совсем плохой прогноз ближайшие три дня, сидеть и ждать просто нет смысла. Спускаемся до Атакамы, собираем вещи и вместе с американцами едем вниз. Доехав до трассы, прощаемся с ними - они сразу в Копиапо,а мы на лагуну Верде за вещами. Мы потом с ними случайно встречаемся в одной и той же гостинице в Копиапо - они заселились туда же.

Собираем вещи, и за три с половиной часа доезжаем до Копиапо. По пути - чилийская граница, она нужна тем, кто едет из Аргентины. Но мы-то “местные”! Все машины (в основном, аргентинские) стоят в очереди на основной дороге, через ангар. Но мы уверенно объезжаем всю очередь справа. Дорога перекрыта цепочкой, которую мы аккуратно снимаем, проезжаем, и вешаем обратно. Махаем рукой пограничникам и едем дальше. Получили такую рекомендацию от бывалых. В обратном направлении работает точно также через ту же цепочку. Главное, всё делать уверенно и ничего никого не спрашивать. Если спросят пермит - показать.

Так как у нас еще осталось три дня, решаем ехать в одно из самых популярных чилийских мест - Сан Педро де Атакама (наряду с Патагонией и островом Пасхи). Но об этом во второй части отчета.

 

Возможно, будет полезно почитать: