Сколько самолетов упало за всю историю. Статистика безопасных самолетов. Почему самолеты летают

Многие люди предпочитают добираться в тот или иной регион при помощи авиалайнера, ведь воздушным путем гораздо удобнее и быстрее ехать, нежели на поезде. По статистике каждые 2-3 секунды в мире приземляется и взлетает самолет . Стоит ли поддаваться страху, когда заходишь на борт самолета? Как часто разбиваются самолеты? Такие вопросы всегда мучают пассажиров, особенно тех, кто редко летает на воздушном судне.

Каждый опасается за свою жизнь, поэтому неудивительно, почему возникают такие вопросы. Если посмотреть новости, в которых постоянно рассказывают о каких-нибудь катастрофах, причем часто связанных с авиаперелетом, то сразу отпадает желание куда-то ехать. Безусловно, опасность есть всегда. Даже во время нахождения дома есть риск гибели, например, от утечки газа. Таким образом, летать или не летать на воздушных суднах – это очень спорный вопрос и здесь каждый сам решает, как ему лучше поступать. Для того чтобы понять, много ли авиалайнеров попадает в катастрофу, рассмотрим статистику.

Сколько самолетов падает в год – вопрос, который интересует многих людей, даже тех, кто не собирается в рейс. Можно привести такие данные:

  1. Как показывает статистика, каждый день в небо взлетает порядка 10 000 авиалайнеров.
  2. В воздушных суднах летают примерно 4.5 млрд людей – это больше половины населения планеты.
  3. Из них около 1000 человек гибнут в авиакатастрофах.
  4. За 100 лет пассажирской авиации 150 000 человек погибло.

Данный показатель в разы меньше, чем количество жертв в дорожно-транспортных происшествиях за месяц. Таким образом, на чем безопаснее передвигаться? Ответ очевиден. В ДТП люди гибнут намного чаще, поэтому ездить в автомобилях намного опаснее для жизни, нежели летать на самолетах.

Согласно статистическим данным, с 2009 года случилось 107 авиакатастроф, жертвами стали 3245 пассажиров.

Как часто падают самолеты в России?

К сожалению, наша страна занимает лидирующую позицию в рейтинге стран, перенесших наибольшее количество авиапроисшествий. Это обусловлено тем, что Россия – самая большая в мире держава. Если взять статистику с 2009 года, то в РФ произошло наибольшее количество катастроф, связанных с авиалайнерами – 38 штук. В них погибло 378 человек. Далее следует Америка, где случилось 11 происшествий за последние 6 лет. Если же брать во внимание данные за все время существования гражданской авиации, то здесь первое место занимают Соединенные Штаты Америки.

  • Россия (38 аварий);
  • США (11 за данный период);
  • Украина (7 за 6 лет);
  • Конго (6 за такой же период);
  • Германия (4 катастрофы в 2010 году).

Какие самолеты чаще всего падают?

Если говорить о том, какие самолеты чаще всего разбиваются, здесь нужно привести рейтинг наиболее опасных авиалайнеров. Итак, список таков:

  1. Boeing 737. Этот пассажирский самолет был признан самым опасным, так как несколько авиакатастроф произошло именно на нем.
  2. Ил-76. Страшная катастрофа случилась на этом воздушном судне 13 лет назад и унесла очень много человеческих жизней.
  3. Ту-154. На нем произошло также очень много аварий.
  4. Airbus A310. Последняя катастрофа была в этом году, унесшая более 150 жизней и лишь одной девочке удалось уцелеть.
  5. McDonnell-Douglas DC-9. Он уже много лет не выпускается, но готовые воздушные судна летают довольно часто. За все время существования на борту данного самолета погибли лишь 44 человека.

По сравнению с годами прошлого XX-го века количество авиакатастроф, увы, увеличилось. Самолеты падают по разным причинам. Это может быть неисправность самого авиалайнера, погодные условия либо человеческий фактор. Сказать однозначно, часто ли падают самолеты, сложно. Если сравнить с ДТП, то на воздушном судне намного безопаснее передвигаться. А в целом не стоит бояться самолетов, ведь на земле риск погибнуть намного больше, чем в воздухе.

Самая распространённая причина авиакатастроф гражданских воздушных судов - человеческий фактор

США - абсолютный лидер по количеству авиакатастроф с 1945 года

В результате теракта терпит крушение каждый двенадцатый из разбившихся лайнеров

29 ноября в Колумбии потерпел крушение самолёт, на котором летели футболисты бразильской команды «Шапекоэнсе». По меньшей мере 76 человек погибли, за жизнь 13 человек борются врачи. По предварительным данным, лайнер упал в джунгли из-за того, что за несколько десятков миль до аэропорта закончилось топливо.


СТАТИСТИКА КРУШЕНИЙ

Причина половины всех авиакатастроф - ошибки пилотов. Некоторые из них пренебрегают должностными инструкциями, другие не имеют достаточного опыта, третьи просто проявляют халатность. К этой же группе можно отнести и ситуации, когда летчик намеренно направляет самолёт в здание или в землю, чтобы свести счёты с жизнью.

1/5 всех авиакатастроф являются следствием отказа техники. Если в начале и середине прошлого века речь шла, как правило, о конструкторских недоработках при создании самолётов, то сейчас обычно подразумевается некачественно сделанный ремонт. Так, 12 августа 1985 года из-за халатности сварщиков под Токио разбился Boeing-747.

Каждое десятое крушение воздушного судна происходит из-за неподходящих погодных условий. Это туман, гроза, сильный дождь, снег или очень сильный ветер. По этой причине 10 апреля 2010 года под Смоленском упал лайнер, на котором летел тогдашний президент Польши Лех Качиньский.

В 8% случаев причиной авиакатастроф становятся действия террористов и угонщиков. К этой категории относятся, например, столкновения лайнеров со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

6% авиакатастроф связаны с ошибками авиадиспетчеров. В частности, из-за неверных действий диспетчера 1 июля 2002 в Швейцарии, над Боденским озером, столкнулись два самолёта.

В остальных случаях определить причину катастрофы не удаётся, либо она достаточно редкая (крокодил выполз из багажного отсека, самолет столкнулся со стаей птиц или попал в облако вулканического пепла). Иногда чиновники озвучивают совершенно абсурдные версии авиакатастроф.

«Самолет упал по причине силы тяжести, так как машина тяжелее воздуха», - заявил в ноябре 2010 года прокурор Чусовского района Пермской области Андрей Делиев, комментируя крушение истребителя МиГ-31.

ГДЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ПАДАЮТ САМОЛЁТЫ



По количеству авиакатастроф лидер - США. Но это не говорит о том, что летать в Америке опаснее, чем в России или Мексике: в Соединённых Штатах широко распространена гражданская авиация, и львиная доля крушений приходится именно на легкомоторные самолёты.

Количество авиакатастроф в России в первом полугодии 2016 года не сократилось, а выросло. За этот период зарегистрировано 22 крушения самолётов и вертолётов, а за аналогичный период 2015 года - 12. По информации исследовательского центра JACDEC за 2016 год, крупнейший российский авиаперевозчик находится на 36 месте в рейтинге безопасности полётов.

Стоит иметь в виду, что вероятность погибнуть при крушении самолёта в 62 раза ниже, чем в автокатастрофе.

/ Издание BusinessWeek составило рейтинг самых опасных гражданских самолетов мира, используя данные лондонского страхового консультанта Ascend. В рейтинг были включены модели самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 единиц. Список был составлен на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом по данным на конец 2008 года, при этом экспертами не учитывались катастрофы, связанные с террористическими актами.

Редакция "Транспорта сегодня" используя статистику издания BusinessWeek, приводит свои комментарии к каждому самолету.

1. Boeing 737 JT8D - Самый опасный самолет в мире

Самым опасным пассажирским самолетом по числу аварий эксперты признали Boeing 737 JT8D , к которому относятся старые модификации самого популярного пассажирского самолета в мире Boeing 737 - модели 100 и 200. На эти самолеты приходится одна авиакатастрофа со смертельным исходом на 507 500 летных часов.

Лайнеры этих модификаций выпускались с 1967 по 1988 годы. Количество моделей, находящихся в эксплуатации (на конец 2008 года): 517 единиц.

Самолеты Boeing 737-200 по-прежнему эксплуатируются авиакомпаниями в бедных странах.

"Сахалинские авиатрассы" (Россия) / AeroSvit (Украина) / Itek Air (Киргизия) / Esen Air (Киргизия) / EuroLine Airlines (Грузия) / Kyrgyzstan (Киргизия)

Последняя крупная катастрофа с Boeing 737-200 произошла в августе 2008 года, когда самолет киргизской авиакомпании Itek Air, разбился недалеко от Бишкека. В катастрофе погибло 68 из 90 человек находившихся на борту.

Сразу стоит отметить, что Ил-76 является транспортным самолетом и пассажиров на регулярных рейсах не перевозит. С этим самолетом по статистике случается одна авиакатастрофа на 549 900 летных часов.

Годы выпуска: с 1974 года и по сей день. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 247.

Эта грузовая модель чаше всего встречается в парках авиакомпаний стран бывшего Советского союза, Ближнего Востока и в Африке.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Алроса" (Россия) / "Газпромавиа" (Россия) / МЧС РФ (Россия) / Uzbekistan Airways (Узбекистан)

В 2003 году разбившийся Ил-76 иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек. Последняя катастрофа с Ил-76 произошла 9 марта 2009 года, когда этот лайнер рухнул в озеро Виктория на территории Уганды. Погибли 11 человек.

Прим. В. Зыкова. Ил-76 изготовлено около 1000. Потеряно 60 машин в том числе 11 уничтожено в ходе военных действий. Много рабилось в 90-е годы, когда их перегружали чуть ли не вдвое.

Одна авиакатастрофа с участием Ту-154 приходится на 1 041 000 летных часов.

Годы выпуска: с 1971 года по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 336.

Ту-154 используется большинством авиакомпаний из стран бывшего Советского Союза и соседних стран. Кроме того, эти самолеты эксплуатируются в Иране.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Аэрофлот" (Россия) / "Московия" (Россия) / "Атлант-Союз" (Россия) / ГТК "Россия" (Россия) / "ЮТЭйр" (Россия) / "Якутия" (Россия) / "Уральские авиалинии" (Россия) / Turan Air (Азербайджан) и другие

Последняя крупная катастрофа с Ту-154 произошла 15 июля этого года в Иране, когда лайнер иранской авиакомпании Caspian Air, следовавший из Тегерана в Ереван (Армения) разбился приблизительно в 200 км от иранской столицы, унеся жизни 168 человек.

Одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.

Годы выпуска: 1983-1998 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 191.

Крупные авиакомпании прекратили эксплуатировать эту модель самолета концерна Airbus. Однако некоторые перевозчики, преимущественно из третьих стран, продолжают летать на A310. В частности, эти самолеты до сих пор эксплуатируют авиакомпании Mongolian Airlines, Air Transat, Pakistan International Airlines, Royal Jordanian Airlines и др.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Сибирь" (Россия) / Uzbekistan Airways (Узбекистан)

Последняя катастрофа с участием A310 произошла 30 июня этого года. Лайнер A310 Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в море, 152 из 153 человек на борту погибли. Чудом удалось спастись только 12-летней девочке.

5. McDonnell-Douglas DC-9

Одна авиакатастрофа на 1 068 700 летных часов.

Годы выпуска: 1965-1982 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 315.

DC-9 по-прежнему эксплуатируется авиакомпанией Delta Airlines, которая получила их в наследство от Northwest Airlines, а также множеством других мелких перевозчиков в мире. Некоторые небольшие авиакомпании СНГ, также эксплуатируют эти лайнеры.

В парке авиакомпаний России и СНГ: " Украинско-средиземноморские авиалинии" (Украина) / "Хорс" (Украина)

В апреле 2008 года в доминиканской республике Конго разбился DC-9 авиакомпании Hewa Bora Airways, погибли 44 человека.

6. Ту-134

Одна авиакатастрофа на 1 087 600 летных часов.

Годы выпуска: 1964-1986 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 223.

Ту-134 до сих пор широко используется авиакомпаниями стран СНГ и на Ближнем Востоке. Это один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Эти самолеты летают на внутренних рейсах в России, а также в некоторые страны СНГ.

В парке авиакомпаний России и СНГ: " ЮТэйр" (Россия) / "Аэрофлот-Норд" (Россия) / "Оренбургские авиалинии" (Россия) / "Колавиа" (Россия) / "Волга Авиакэспресс" (Россия) / Kazair West (Казахстан) и другие

Последняя катастрофа с Ту-134 произошла 17 марта 2007 года, когда самолет авиакомпании "ЮТэйр" при посадке в Самаре промахнулся мимо полосы и сел за 200 метров до ВПП, на расстоянии 90 метров справа от осевой линии. В результате катастрофы погибли 6 из 57 человек находившихся на борту. До этого, катастрофа с человеческими жертвами, если не считать подрыв в 2004 году самолета террористкой-смертницей авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", когда погибли все 43 человека на борту, произошла в 1997 году во Вьетнаме.

Одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов.

Годы выпуска: 1963-1984 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 412.

Крупные перевозчики давно списали Boeing 727. Однако некоторые мелкие компании, в частности, Iran Air, AeroSur (Боливия), Ariana Afghan Airlines, продолжают эксплуатировать эти лайнеры.

В парке авиакомпаний России и СНГ: Mega (Казахстан)

Последняя крупная авиакатастрофа с этим лайнером произошла 25 декабря 2003 года в африканской штате Бенин, погибли 141 из 163 человек на борту.

8. McDonnell-Douglas MD-80

Одна авиакатастрофа на 2 332 300 летных часов.

Годы выпуска: 1980-1999 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 923.

MD-80 по-прежнему используется американской авиакомпанией Delta, а также рядом европейских перевозчиков, в частности Alitalia, Spanair и SAS.

В парке авиакомпаний России и СНГ: Wind Rose (Украина) / "Хорс" (Украина)

Самая последняя авиакатастрофа с участием этого лайнера произошла в августе 2008 года в Испании. В этой катастрофе погибли 154 из 172 человек на борту, летевшие на самолете авиакомпании Spanair из Мадрида на Канарские острова.

9. McDonnell-Douglas DС-10

Одна авиакатастрофа на 2 908 800 летных часов.

Годы выпуска: 1971-1989 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 153.

Сейчас этот самолет в основном эксплуатируют грузовые и чартерные операторы. Авиакомпания Biman Bangladesh является последней компанией, которая используется DC-10 на регулярных рейсах.

DC-10 относится к редкому числу самолетов, чья безопасность с возрастом, наоборот, повысилась. Ряд авиакатастроф со смертельным исходом в 70-х годах с участием этого лайнера привели к разработке изменений и улучшений самолета. В итоге последний несчастный случай с погибшими произошел в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. Погибли 16 из 314 человек на борту.

10. McDonnell-Douglas MD-11

Одна авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов.

Годы выпуска: 1990-2001 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 187.

В настоящий момент этот самолет эксплуатируется преимущественно на грузовых линиях. Однако авиакомпании Finnair и KLM по-прежнему перевозят на этих лайнерах пассажиров.

Последняя авиакатастрофа произошла 23 марта 2009 года, когда грузовой MD-11 авиакомпании FedEx разбился при посадке в Токио, погибли 2 члена экипажа. Последняя катастрофа с жертвами среди пассажиров случилась в 1999 году, когда MD-11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна, тогда погибли три человека.

11. Boeing 737 CFMI (Classic)

Одна авиакатастрофа на 4 836 900 летных часов.

Годы выпуска: 1984-2000 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 1796.

К этим самолетам относятся модификации Boeing 737-300, - 400 и - 500. Эти самолеты эксплуатируются многими ведущими авиакомпаниями мира, в том числе и перевозчиками России и стран СНГ.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Трансаэро" (Россия) / "Аэрофлот-Норд" (Россия) / "Аэрофлот-Дон" (Россия) / "ЮТэйр" (Россия) / "КД авиа" (Россия) / "Ямал" (Россия) / "Скай Экспресс" (Россия) / "Днеправиа" (Украина) / "АэроСвит" (Украина) / (Украина) / SCAT (Казахстан) / "Белавиа" (Белоруссия) / Georgian Airways (Грузия) и другие

Последняя катастрофа произошла 14 сентября 2008 года в Перми, когда самолет Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" из-за ошибки экипажа разбился при посадке в аэропорту города, погибли все 88 человек.

Одна авиакатастрофа на 13 744 400 летных часов.

Годы выпуска: 1982-2005 гг. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 973.

Самолеты Boeing 757 эксплуатируют многие авиакомпании мира.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "ВИМ Авиа" (Россия) / Nordwind Airlines (Россия) / "Якутия" (Россия) / "Хорс" (Украина) / Tajik Air (Таджикистан) / Azerbaijan Airlines (Азербайджан) / Uzbekistan Airways (Узбекистан) / Turkmenistan Airlines (Туркменистан)

Последняя катастрофа с участием Boeing 757 произошла 2 октября 1996 года, когда лайнер доминиканской авиакомпании упал с эшелона, из-за того, что датчик скорости давал неверные показания. Тогда погибли все 189 человек на борту. Стоит также отметить, что два самолета Boeing 757 использовались террористами для атак 11 сентября 2001 года. Кроме того, 1 июля 2002 года грузовой лайнер Boeing 757 компании DHL из-за ошибки диспетчера столкнулся с российским Ту-154. На борту Boeing 757 погибли оба пилота.

Одна авиакатастрофа на 14 050 200 летных часов.

Годы выпуска: 1988 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 3604.

К семейству Airbus A320 относятся самолеты моделей A318, 319, 320 и 321. Большинство авиакомпаний мира, в том числе многие перевозчики России и стран бывшего СССР, имеют в своем парке эти среднемагистральные лайнеры.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Сибирь" (Россия) / "Аэрофлот" (Россия) / "Уральские авиалинии" (Россия) / ГТК "Россия" (Россия) / "Владивосток авиа" (Россия) / Air Astana (Казахстан) / Armavia (Армения) / "Донбассаэро" (Украина) / Moldavian Airlines (Молдавия) и другие

Последняя катастрофа с пассажирами произошла 17 июля 2007 года в Бразилии. Тогда самолет A320 авиакомпании TAM при посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в склад ГСМ, погибли все 187 человек на борту и 12 человек на земле.

Стоит отметить, что в катастрофы с человеческими жертвами попадали только лайнеры A320.

Одна авиакатастрофа на 14 895 100 летных часов.

Годы выпуска: 1982 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 867.

Эти дальнемагистральные самолеты пользуются популярностью у большинства крупных мировых перевозчиков.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Аэрофлот" (Россия) / "Трансаэро" (Россия) / "Сибирь" (Россия) / ГТК "Россия" (Россия) / "АэроСвит" (Украина) / Uzbekistan Airways (Узбекистан) / Air Astana (Казахстан) и другие

Последняя катастрофа Boeing 767 случилась 15 апреля 2002 года в Пусане, когда самолет компании Air China разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа, погибли 129 из 166 человек находившихся на борту.

15. Boeing 737 NG

Одна авиакатастрофа на 16 047 900 летных часов.

Годы выпуска: 1997 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 2583.

К этому семейству Boeing 737 относятся модели 600, 700, 800 и 900. Данные модификации Boeing 737 очень популярны у многих перевозчиков мира.

В парке авиакомпаний России и СНГ: Globus (Россия) / "Трансаэро" (Россия) / "Атлант-Союз" (Россия) / "Якутия" (Россия) / "Оренбургские авиалинии" (Россия) / "Газпромавиа" (Россия) / Nord Star (Россия) / "Московия" (Россия) / "Международные авиалинии Украины" (Украина) / Somon Air (Таджикистан) / Turkmenistan Airlines (Туркменистан) и другие

Последняя авиакатастрофа произошла с самолетом Boeing NG 27 февраля 2009 года. В тот день лайнер авиакомпании Turkish Airlines Boeing 737-800 разбился при заходе на посадку в аэропорту Амстердама, погибли 9 из 134 человек находившихся на борту.

16. Boeing 747

Одна авиакатастрофа на 17 358 500 летных часов.

Годы выпуска: 1970 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 935.

Первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер до сих пор популярен у крупных мировых перевозчиков.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Трансаэро" (Россия)

Последняя катастрофа произошла 25 мая 2002 года, когда самолет авиакомпании China Airlines разрушился в воздухе над Тихим океаном из-за механического износа обшивки лайнера, погибли все 225 человек.

Нет смертельных аварий в течение 2008 года, когда лайнеры A330 успешно отлетали 12 600 000 летных часов. Однако первая катастрофа с этим лайнером, которая унесла человеческие жизни, произошла 1 июня 2009 года с самолетом компании Air France, который выполнял рейс Рио-де-Жанейро - Париж. Лайнер по невыясненным обстоятельствам упал в Атлантический океан и унес 228 человеческих жизней.

Годы выпуска: 1993 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 577.

Эти дальнемагистральные самолеты имеют в своем парке многие ведущие авиакомпании мира.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Аэрофлот" (Россия) / "Владивосток авиа" (Россия)

Нет несчастных случаев со смертельным исходом на 13 млн летных часов.

Годы выпуска: 1993 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 341.

A340 имеется в парке у многих крупных авиакомпаний мира.

В августе 2005 года A340 компании Air France при посадке в Торонто, во время грозы съехал за пределы ВПП и загорелся. Однако несмотря на то, что самолет полостью сгорел, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Только 43 человека получили незначительные травмы.

Самый безопасный самолет в мире

Нет несчастных случаев со смертельным исходом на более чем 19 млн летных часов.

Годы выпуска: 1995 по настоящее время. Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 742.

Как и A330/A340 - Boeing 777 эксплуатируют ведущие мировые перевозчики.

В парке авиакомпаний России и СНГ: "Трансаэро" (Россия)

Единственная катастрофа с этой моделью самолета произошла в январе 2008 года, когда у лайнера British Airways при посадке в лондонском аэропорту "Хитроу", остановились оба двигателя из-за образования ледяных кристаллов в топливных баках. Из 136 пассажиров и 16 членов экипажа пострадало три человека, никто не погиб.

Стоит также отметить, что к числу безопасных лайнеров (без человеческих жертв среди пассажиров), не попавших в рейтинг по причине небольшого их количества, относятся лайнеры Ил-86/96, Ту-204/214, Airbus A380, Embraer 135/140/145/170/175/190/195, Canadair Regional Jet 700-900, McDonnell Douglas MD-90, Fokker-70 и некоторые другие.

Между тем, по данным сайта Aviation Safety Network, самым опасным самолетом в мире из ныне эксплуатируемых, по коэффициенту, который высчитывается исходя из количества полетов, числа погибших и общего числа крушений, является Boeing 747 . Далее в списке значатся Boeing 737-300/400/500, Airbus A300, Boeing 757, Airbus A320/319/321, Airbus A310, Boeing 767 .

А вот почему-то совсем другая статистика:

Самые опасные самолеты мира

Минувшая неделя была богата на авиационные происшествия с пассажирскими самолетами. Выкатившийся за пределы взлетно-посадочной полосы в Бразильском Сан-Пауло Airbus A320 унес жизни 176 человек. В тот же день в Колумбии Embarer 190 при посадке в аэропорту имени Симона Боливара не смог полностью остановиться на мокром покрытии и рухнул в море. К счастью, никто из 54 пассажиров и 5 членов экипажа не погиб. Только 7 человек получили ранения. В России без происшествий тоже не обошлось. 18 июня ТУ-154 выполнявший рейс Москва-Иркутск был вынужден развернуться и совершить аварийную посадку в Шереметьево из-за неполадок в двигателе. Почти по такому же сценарию развивались события с ТУ-154 вылетевшим из Екатеринбурга в Ташкент: самолет вернулся в аэропорт вылета после срабатывания аварийная сигнализация о наличии стружки в двигателе.

По данным статистики, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора, тем не менее, рейтинг самых небезопасных самолетов, основанный на данных по авиакатастрофам также существует и опубликован на сайте Aviation Safety Network . В рейтинге не учитывались крушения самолетов, случившиеся по причине терактов.

Фигурирующий в верхней строчке, рейтинга от Boeing 747 (он же «Джамбо») печально известен не только количеством авиакатастроф, но также и количеством жертв. Хотя, второе не удивительно - двухэтажный гигант вмещает более 500 человек. Этому самолету принадлежит абсолютный рекорд по количеству погибших в авиакатастрофе: в 1985 году Boeing 747 врезался в гору неподалеку от Токио, погибло 520 человек. Говорят, после этого несколько механиков, готовивших самолет к вылету, совершили ритуальное самоубийство. В России единственный "Джамбо" 1981 года выпуска принадлежит авиакомпании "Трансаэро". Еще один имеется в авиапарке украинского "Аэросвита".

Следующую строчку рейтинга занимает любимый отечественными компаниями Boeing 737 различных модификаций. Кстати, заметим, что по статистике, в крушении этого самолета выживает меньше пассажиров, чем при крушениях 747-го. Заметно меньше крушений произошло с самолетами компании Airbus - суммарно 22 аварии, против 58 у Boeing.

Из самолетов российского производства самым безопасным специалисты называют ИЛ-86: с ними происходит значительно меньше инциндентов, чем с Ту-134 и Ту-154, которые большинство компаний пока активно эксплуатирует и выведет из эксплуатации только к 2010 году.

В последнее время, российские авиакомпании предпочитают покупать подержанные иностранные самолеты, а не новые российские. А управление импортной техникой, напичканной электроникой, значительно отличается от пилотажа отечественных самолетов. Соответственно, и риск возникновения "человеческого фактора" сильно возрастает. По данным агентсва JACDEC, наибольшее количество жерт авиакатастроф у авиакомпинии S7 - 250 человек. За ней следует "Аэрофлот", за все время своего существования лишивший жизни 242 своих пассажира. Правда здесь следует учесть, что статистика по "Аэрофлоту" собрана за весь период существования компании, включая времена СССР, а "S7" существует с 1992 года. За счету авиакомпании "Россия" 184 жизни, "Владивосток-Авиа" - 145, "КрасЭйр" - 29 и "Тюменских авиалиний" - 5. Пока обошлось без жертв у компаний "Трансэро", "Уральских авиалиний", "Домодедовских авиалиний" и "Уральских авиалиний".

Модель самолета Рейтинг опасности самолета Кол-во полетов, млн. Погибших при крушении в среднем, % Кол-во крушений
Boeing 747 0,84 16,26 49,04% 28
Boeing 737-300/400/500 0,22 50 74,40% 15
Airbus A300 0,62 9,72 66,56% 9
0,37 14,71 77,14% 7
Airbus A320/319/321 0,22 21,43 65,86% 7
1,39 3,75 87,17% 6
0,47 11,76 91,67% 6
Fokker F70/F100 0,28 6,67 46,75% 4
Boeing 737-600/700/800/900 0,14 13,9 100% 2
0 2 0 0

Как всем известно, самолёт — это наиболее безопасный способ передвижения. Это подтверждает и Мировая Транспортная статистика. За основу берётся количество смертей на 160 миллионов км пути. Уровень смертности на авиатранспорте составляет всего 0,7 чел., тогда как на поезде – 0,9, а на машине – все 1,5.

Однако, самолёт самолёту рознь. Все мы знаем: что существуют разные модели, они очень отличаются друг от друга. Давайте вместе разберёмся, какие самые безопасные самолёты в мире, а какие наиболее опасные.

Для начала выясним, какие вообще самолёты, в основном, обслуживают большинство пассажирских авиалиний? Их всего 2 типа: Boeing и Airbus. Первые выпускает американская компания, вторые – крупная европейская. Они отличаются друг от друга набором технических характеристик, а также деталями во внешнем виде.

Что интересно, согласно проведённому исследованию в 2012 г., по количеству аварий на первое место выходит компания Boeing, а у Airbus их почти в 2 раза меньше. Что это значит? Что все лайнеры Airbus много безопаснее, чем их американские собратья? Разумеется, нет. И среди первых, и среди вторых иногда происходят катастрофы, так как модели одной фирмы тоже отличаются друг от друга.

Для начала выявим, какие самые надёжные самолёты в мире.

Критерии безопасности

Здесь сразу отметим, что немаловажный фактор в таком вопросе играет изношенность. Любая техника, даже и высококачественна, стареет и ломается. Поэтому любой лайнер со временем переходит из категории безопасных в опасные.

Самолёт Lufthansa

Другой весомый фактор – какой авиакомпании принадлежит самолёт. Например, все знают о качественности и надежности немецкой Lufthansa, которая кстати входит в двадцатку самых надёжных авиакомпаний за 2016 г. Тогда, как авиакомпании стран Третьего мира (например, афганская Kam Air или непальские Tara Air и Nepal Airlines) входят в рейтинг самых небезопасных авиалиний за тот же 2016 г.

  • количество авиакатастроф (террористические акты не учитывались), вызванные, как техническим, так и человеческим фактором;
  • количество произведенных моделей данного типа;
  • срок эксплуатации;
  • общее время налёта.

Именно по этим 4 факторам британская фирма Ascend и американский журнал BusinessWeek представили рейтинг надежности и безопасности самолетов и снятых с производства пассажирских лайнеров.

Рейтинг самых надёжных самолётов в мире

Boeing 777

Первое место по праву занял Boeing 777. За 20 миллионов лётных часов не было ни единой авиакатастрофы . Конечно, было несколько аварий. Ничего совершенного в мире нет. Но их было всего 4. Он оснащён самыми мощными в истории авиастроения двигателями General Electric GE90. Широкофюзеляжный лайнер, способный вместить от 300 до 500 человек.

Airbus A340

На втором месте расположился Airbus A340. За 13, 5 миллионов часов налёта было только 5 аварий . Он более затратен на своё обслуживание, поэтому авиакомпании не стремятся его приобрести.

Airbus A330

Третье место занимает Airbus A330. За 12 миллионов часов налёта не было ни единой катастрофы до 2008 г. , когда Airbus A330, принадлежащий AirFrance, не потерпел крушение в Атлантическом океане, унесся с собой 228 человек. Это широкофюзеляжный лайнер для перелётов на средних и дальних расстояниях.

Boeing 747

На четвертом месте находится ветеран фирмы Боинг – Boeing 747. За 17, 5 миллионов лётных часов всего 1 авиакатастрофа. Это был самый первый широкофюзеляжный самолёт. Когда-то он считался и самым крупным, и самым вместительным, и самым узнаваемым. Именно его показывают в большинстве голливудских фильмов про авиакатастрофы.

Boeing 737 NG

На пятом месте снова Boeing. На этот раз Boeing 737 NG (New Generation). Что в переводе с английского – «Новое поколение», так как он является третьим поколением Boeing 737. За 17 миллионов часов налёта — только 31 авиакатастрофа. А за всё время эксплуатации этой модели было всего 3 аварии.

Boeing 767

На шестом месте — Boeing 767. За 15, 5 миллионов лётных часов всего 1 катастрофа. Печально известная модель, так как именно его выбрали террористы для атаки Башен-близнецов в Нью-Йорке. За 30 лет — всего 6 авиакатастроф, в которых погибли люди.

Airbus A320

Airbus A320 на седьмом месте в списке. Одна катастрофа за 14 миллионов налёта. А за всё время, что он был в использовании, с ним произошло 27 авиакатастроф, из них – 13, в которых погибли люди. Сборка этой модели осуществляется в Китае, Тулузе (Франция) и Гамбурге (Германия).

Boeing 757

На восьмом месте — Boeing 757. На 15 миллионов лётных часов приходится 1 катастрофа. За весь период его эксплуатации было всего 8 аварий, только 3 из которых произошли по технической причине.

Boeing 737 CFMI

Девятое место занимает Boeing 737 CFMI. 110 раз он участвовал в террористических актах и подвергался угону. На 5, 5 миллионов часов лёта приходится 1 авиакатастрофа. Это самая распространённая сейчас модель среди пассажирских лайнеров. На воздушных путях пролетает около 1200 самолётов данного типа.

McDonnell-Douglas MD-11

На последнем месте расположился McDonnell-Douglas MD-11. Эта модель одноименной фирмы, которая слилась с Boeing. Сейчас они уже выведены из строя, так как срок их эксплуатации уже истёк. Больше такой тип выпускаться не будет. На 4 миллиона лётных часов приходится 1 катастрофа.

McDonnell-Douglas MD-11

Критерии опасности самолётов

Теперь рассмотрим рейтинг самых опасных самолётов в мире. Его составил тот же американский, еженедельный журнал – BusinessWeek с помощью той же страховой фирмы Ascend. Критерием является общее количество катастроф с огромными человеческими жертвами. Террористические акты также не учитывались.

Кроме этого, следует отметить, что чем более массово используется определённая модель, тем больше катастроф приходится на эту модель. Кроме этого, огромную роль играет период времени, в течение которого используется данная модель. И, разумеется, компания, у которой она в использовании.

Рейтинг самых опасных самолётов в мире

Boeing 737

Boeing 737 возглавляет список. На 507 500 часов налёта приходится 1 авиакатастрофа. Эти лайнеры уже не используются крупными авиакомпаниями, но ещё в ходу среди авиалиний малоразвитых, африканских стран.

ИЛ-76

На втором месте – ИЛ-76. В основном, самолёты этой модели используются на пространстве бывшего Советского союза. Их даже до сих пор выпускают. Хотя на 549 900 летных часов приходится 1 катастрофа.

Ту-154

Третье место снова занимает модель, разработанная ещё в Советском союзе, — Ту-154. Как несложно предположить используют его только страны в Постсоветском пространстве. На 1 041 000 часов налёта приходится 1 катастрофа.

Airbus A310

Airbus A310 расположился на четвертом месте. Списанный с эксплуатации крупными, интернациональными компаниями, этот тип ещё используются странами Третьего мира. Например, Йеменом и Пакистаном. На 1 067 000 летных часов приходится 1 авария.

McDonnell-Douglas DC-9

Пятое место занял McDonnell-Douglas DC-9. Используют его только небольшие авиалинии из малоразвитых стран. Он не выпускается уже с 1987 года. На 1 068 000 часов налёта приходится 1 авиакатастрофа.

McDonnell-Douglas DC-9

Ту-134

На шестом месте — Ту-134. Эта модель в эксплуатации только нескольких стран Средней Азии и Ближнего Востока. 1 авария случается на 1 087 600 летных часов. Конструировать их прекратили в конце 90х годов прошлого века.

Boeing 727

Вышедший из использования многих массовых перевозчиков, Boeing 727 устроился на седьмом месте. Его не выпускают с 1984 года, так как к тому времени были уже более усовершенствованные модели. Однако, некоторые чартеры и компании малоразвитых стран всё ещё имеют в своём парке эту модель. На 2 306 300 часов налёта происходит 1 катастрофа.

McDonnell-Douglas MD-80

На восьмом месте устроился McDonnell-Douglas MD-80. Его не производят с конца 20 века, но до сих пор используют такие авиакомпании, как итальянская Alitalia, американская Delta и скандинавская SAS. 1 авария на 2 332 300 лётных часов.

McDonnell-Douglas MD-80

McDonnell-Douglas DC-10

Девятое место занял McDonnell-Douglas DC-10. Его используют только чартеры и грузовые перевозчики. На 2 908 800 часов налёта происходит 1 авария.

McDonnell-Douglas DC-10

McDonnell-Douglas MD-11

Завершает список немного усовершенствованная модель предыдущей версии McDonnell-Douglas DC-10 — McDonnell-Douglas MD-11. Выпуск такого типа закончился в начале 21 века, но он ещё встречается у таких крупных перевозчиков, как KLM и Finnair. 1 авария на 3 668 800 лётных часов.

McDonnell-Douglas MD-11

Выводы

Проанализировав эти исследования, можно предположить, что пользоваться услугами именно малоизвестных авиалиний стран Третьего мира опаснее всего. Причина кроется в недостаточности финансовых средств, чтобы сменить модели старого типа на более новые, усовершенствованные самолёты. Но и крупные авиалинии полностью не застрахованы от катастроф. Ведь есть ещё человеческий фактор и погодные условия. Оба они играют важную роль.

Известно, что многие аварии происходят именно при посадке и взлете лайнера.

И в заключение: самолёт – это совершенный механизм, в котором всё настолько точно и слаженно работает, что даже при кое-каких неисправностях он может успешно приземлиться в аэропорту. В нём задействовано более тысячи разных приборов, призванных стабилизировать ситуацию в случае каких-то повреждений. Поэтому ! А если вы летите первый раз, то для вас у нас есть на эту тему. И хороших, и главное, безопасных вам полётов!

 

Возможно, будет полезно почитать: