Лес с оврагами непроходимая местность. Из истории колодежного. Национальный парк Бвинди в Уганде

Вызываемой стоком рассеянных струек воды, овражная эрозия возникает при концентрации этих струек в сравнительно мощные водные потоки. Такая концентрация происходит при стекании воды со склонов водосбора в естественную гидрографическую сеть или в искусственную ложбину. Такие ложбины образуются в результате напаши вдоль границ полей, а также по пахотным бороздам и кюветам дорог. Водный поток, если он при имеющихся уклонах поверхности земли, обладает достаточно большой разрушительной силой, промывает по дну ложбины или балки русло, а почву и грунт уносит в реки и моря. Поскольку поверхностный сток талых или ливневых вод периодически повторяется, то ежегодно происходит дальнейший рост оврагов в глубину, длину и ширину. Следовательно, овраг - это отрицательная форма рельефа, образованная сравнительно недавно периодически стекающим водным потоком . В овраге следует различать вершину , устье , конус выноса , дно , бровку и откосы .

Слева - схема оврага. Обозначения: а - вершина; б - отвершки; в - бровка; г - тальвег; д - откосы; г - конус выноса; ж - бровка балки.
Справа - типы оврагов. Обозначения: б - первичный береговой и вторичные; в - вершинный; д - донный; г - балка; а - линия водораздела; ж - ложбина; г - граница поля; стрелки - сток воды.

Овраги приурочены к гидрографической сети. Каждое звено этой сети имеет дно, берега и склоны водосборной площади. Овраги по происхождению делятся на первичные и вторичные . К первичным относятся овраги, впервые прорезающие новые поверхности земли, ко вторичным - овраги, углубляющие существующую гидрографическую сеть.

Первичные овраги, как правило, образуются в результате концентрации стока воды по искусственным ложбинам на склонах водосбора какого-либо элемента (балки и др.). Концентрированный поток воды, устремляясь по такой ложбине вниз по склону, в конечном итоге прорывается к берегу балки или долины реки и размывает его. Здесь начинает свое развитие первичный овраг. Поэтому первичные овраги называют еще береговыми. Поскольку эти овраги в дальнейшем, по мере своего развития, внедряются в прилегающий склон водосбора, то их называют также склоновыми. Точнее их следует называть первичными склоновыми оврагами.

Вторичные овраги образуются в результате размыва и углубления дна гидрографической сети, поэтому их называют еще донными.

Овраги, растущие по дну ложбин, расположенных в вершинах балок и лощин, называют вершинными. Кроме того, следует выделить овраги, растущие по дну боковых ложбин. Они начинают свое развитие на берегу балки и затем продвигаются вверх по водоподводящей ложбине, расчленяя склон водосбора балки. Эти овраги можно назвать вторичными склоновыми.

Быстрота роста оврага в глубину определяется кинетической энергией водного потока и сопротивляемостью грунта размыванию водой. Когда эти силы уравновешиваются, рост оврага в глубину прекращается. При прочих равных условиях это может произойти или при уменьшении массы стекающей воды, или при понижении скорости течения вследствие уменьшения продольного уклона дна русла.

Рассмотрим причины образования и особенности роста первичных оврагов. Наиболее типичным случаем является образование первичного оврага вдоль границы поля или дороги, неправильно проложенных относительно склона. Вдоль такой границы вследствие напашки образуется искусственная ложбина, которая перехватывает небольшие струйки рассеянного стока с вышележащего склона и концентрирует их в более мощный водный поток. Этот водный поток достигает берега балки (лощины), где уклон поверхности резко возрастает. При этом увеличиваются скорость потока и его разрушительная сила, в результате чего происходит размыв почвы. На берегу балки образуется овраг, который ежегодно растет вниз по ее берегу и вверх по склону.

Место, где расположились четыре деревни, богато овра­гами и урочищами. Каждый из них имеет свою легенду и на­родное название, связанное с человеком, природными явле­ниями, происшествиями. Название некоторых оврагов и урочищ на русский язык не переводится. В 1966 году археологи г. Ка­зань около села Альменево проводили раскопки и нашли ста­ринные памятные знаки со времен Городецкой культуры.

Река Большой Цивиль протекает около деревни Альменевo. Раньше на реке действовали многочисленные водяные непышны. По берегам реки росли калина, смородина, шиповник, ольха, ива, ежевика. Здесь было много омутов. Каждый и» них имел свое название, как «свистящий омут», « змеиный омут», «Сентеров омут». Реки Большой и Малый Цивиль сливаются, впадая около города Цивильск в реку Цивиль. Эта река является правым притоком реки Волга и впадает в нее ниже города Новочебоксарск.

По дну оврага «Аба-Сирма» (Упа ҫырми) протекает речка, приток реки Большой Цивиль. По легенде давным-давно около деревни Карачура шумел вековой лес. Там жил огромный медведь, крестьяне боялись даже приблизиться к лесу. Однажды люди рассердили зверя. Медведь рычал на весь лес, когтями разрывал землю вокруг своей берлоги, с корнями рвал кусты и выворачи­вал деревья. Вдруг из-под небольшого дуба начал бить маленький ручеек. Вода была чистая, как слеза. Она с каждым днем всё уве­личивалась, искала себе дорогу и побежала в сторону реки Большой Цивиль. Люди назвали эту речку «Упа ҫырми».

Кивӗ ҫӑва - место старого погоста расположено северо-западнее деревни Ермошкино.

Хёрлё ҫырма (Красный овраг) - этот овраг богат большими залежами красной глины. Крестьяне использовали его для хозяйственных нужд: изготавливали кирпич, посуду, детские иг­рушки. Однажды в овраге случилось несчастье, произошел оползень и накрыл несколько человек, одного из них люди не смогли найти. После этого жители перестали брать оттуда глину.

Аслӑ Киремет ҫырми - около оврага стояли вековые де­ревья, сюда приходили язычники чуваши, приносили жертвы и поклонялись своему Богу, старшему Киреметю.

Ёне хӳри ҫырми - коровий хвост. Здесь пастухи пасли стадо. Во время дождя небольшой овраг наполнялся водой и расширялся. Однажды перед дождем коровы перешли на ту.торону оврага и мирно паслись. Пастух начал гнать стадо обратно. Животные не слушались, старались убежать. Осо­бенно упрямо вела себя одна корова. Тогда пастух, чтобы немного проучить животное, щелкнул длинным кнутом. Сила удара наконечника кнута была такова, что оторвала хвост коровы. Пастух испугался и выбросил хвост в овраг. С тех пор овраг носит это название.

Мӑн ҫырма - большой овраг, но известен тем, что за­канчивается большим, курганом высотой более 1,5 аршин. Жители говорят, что во время пугачевского восстания здесь располагался караульный пост.

Ача ҫӑва ҫырми - там погибли дети, и овраг назвали «Детским кладбищем».

Сетене ҫырми, Айлюли ҫырми - около оврага была заложе­на основная дорога к другим деревням. Крутой овраг осенью наполнялся водой и шугой. Однажды вечером свадебный кон­ный картеж возвращался домой. Все веселились, пели песни. Дорога была скользкая. Один подвыпивший кучер подъехал близ­ко к берегу, и тарантас вместе со свадебными женщинами оп­рокинулся в овраг. Люди кричали, тяжелая одежда тянула вниз. Две женщины, зная, что они погибнут, запели свадебную пес­ню. Спасти их не смогли. В народе говорят, что там, в темные ночи можно услышать песню со словами «Ай-лю-ли».

Кив ҫурт ҫырми - на этом месте когда-то располагался выселок. Но по неизвестной причине люди туда больше не переселялись. Время шло, жители выселка умерли. Только пустой дом долго стоял на краю оврага, пугая людей. С тех пор этот овраг называется - Оврагом старого дома.

Каччӑ ҫырми - давным-давно около лесного оврага жил молодой красивый лесник. Работал не покладая рук. Любил свой лес, где было много чистых родников. Люди уважали лесника, ходили к нему в лес за ягодами и грибами, заготавливали дрова и вместе с ним ухаживали за лесом. Полюбил этот молодой чело­век девушку из деревни Ослаба. Каждый вечер ходил он на встречу с любимой девушкой, утром возвращаясь, громко пел песни. Однажды по дороге его встретили беглые люди и убили. Похоронили молодого лесника в лесу, около оврага, рядом с родником. С тех пор это место называют Оврагом молодого парня.

Лармис Ерми ҫырми - когда-то семья Еремея Лармиса отделилась от деревни и поселилась жить около этого оврага. В один год от лихорадки умерла вся эта семья. С тех пор овраг носит имя Еремея Лармиса.

Шашкӑ майри ҫырми - о большой любви чувашского парня и русской девушки напоминает название этого оврага. Но их совместная жизнь была недолгой. От тифа умерла кра­савица жена и была похоронена около этого оврага. Сейчас овраг называется Оврагом жены Шашки.

Салӑт пыр ҫырми - около оврага и небольшой речки располагалось зольное предприятие.

Ҫулти ҫул ҫырми - на этом месте шумел суровый лес. Кре­стьяне для хозяйственных нужд лес вырубили, а дорогу, из-за ненадобности, забросили. Со временем на бывшей лесной дороге образовался овраг, который назвали оврагом Верхней дороги.

Уртем сӑмси - участок земли крестьянина Артема с двух сторон был окружен оврагами, которые ежегодно расширя­лись. Скоро остался только клочок земли в виде носа, с тех пор этот участок называется Носом Артема.

Киремет сӑмси - косогор, где крестьяне давали дань Богу «Киремет». Внизу для проведения обряда жертвоприношения вырыли две небольшие ямы. Тогда косогор получился в виде носа, которого называли Носом Киремет.

Карачӑм хурами - в овраге «Мӑн ҫырма» около деревни Поганкаси стоял одинокий вяз. Зимой около дерева умер пут­ник из села Альменево Герасим. Поэтому местность называ­ется «Герасимов вяз».

Хӗр ури - в былые времена летними вечерами на этом месте собиралась молодежь. Они играли, водили хороводы, пели и плясали. Однажды одна молодая девушка сломала ногу, и с тех пор овраг называется Девичьими ножками.

Карась вар - эта балка, где водились караси.

Укҫаллӑ вар - Октябрьская революция напугала бога­тых крестьян, и они спрятали в горшках много богатства где-то в этом овраге. Шло время, люди умирали, но богатство, деньги остались лежать на том же месте, и местность стали называть Богатой балкой.

Саккул ҫырми - овраг назван по имени крестьянина Саккул, у которого надел пахотной земли находился около этого оврага.

Ерми ҫырми - старый Еремей здесь ежегодно косил тра­ву, а рядом был его надел земли.

Ахрит ҫырми - в старину овраг был очень глубоким и коварным, вода там, кружась, бурлила. Немало людей и жи­вотных нашли там свою смерть. Однажды утонул сын кресть­янина Ахрита. После похорон на этом месте провели обряд жертвоприношения. Поразмыслив, и другие жители деревни начали использовать этот овраг для проведения обряда. Имя Ахрита закрепилось за оврагом.

Петюк ҫырми - Петром звали хозяина земли у данного оврага.

Вал ҫырми - произошло от русского слова «вал», «ва­лить». Раньше, во время половодья и дождей, вода в овраге рушила берега и топила поля крестьян, т.е. валила все, что попадалось на ее пути.

Чашма ҫырми - во время половодья и больших дождей вода в овраге будто кипела, стонала и шумела «чаш-чаш».

Шӗшкӗ ҫырми - там раньше рос непроходимый орешник.

Пилеш ҫырми - около оврага росли кудрявые рябины.

Мур ҫырми - болотистая местность, где часто погибали люди. Со временем там, жители деревни стали хоронить до­машний скот, павший от различных болезней. Люди переста­ли туда ходить без надобности, трагедии прекратились. В на­роде называют «Чертовским оврагом».

Шур ҫырма - болотистая местность, где росли белые бе­резы, а в середине болота было небольшое озеро. Вдруг озеро исчезло, но через некоторое время появилось на другом месте. Люди назвали его «Тени кӳлли». Из-за отсутствия воды болото высохло, люди вырубили березы и на месте старого озера по­садили лен. При Советской власти там разрабатывали торф, карьеры снова заполнились водой, где летом купаются дети и ловят рыбу. Место называется Белым оврагом.

Ҫеҫтепи ҫырми - в старину около оврага проходила до­рога. Однажды разбойники напали на свадьбу и убили не покорившуюся им девушку по имени Ҫеҫтепи. С тех пор ов­раг носит её имя.

Кроме этого, вокруг этих четырех деревень много полей, которые имеют определенные названия. Поле около деревни Муньялы, где располагался старый дом крестьянина Муссы, имеет название «Мус ҫурчӗ», т.е. Дом Муссы. Река Цивиль раньше была широкая и глубокая. В одном месте она протекала со свистом, поэтому поле около этой реки люди назвали «Шӑхӑра-кан авӑр уйё». Другое поле славилось обилием сочной травы. Там люди пасли скот, косили траву, и оно называется - «Ҫӗртме курӑк уйё». На следующем поле росли дикий хмель и щавель, поэтому за ним осталось название «Хӑмла-сӗрет уйё». Неда­леко от него шумел суровый дубовый и вязовый лес. Даже сегодня одиноко в поле стоят крепкие дубы и вязы, а мест­ность называется «Хурама уйё». На поле «Татӑк ҫӑка уйё»«Казак карти уйё». Далее - Кив ҫул (Старая дорога), Кӑкшӑм улӑхӗ (Кукшумский луг), Лаптӑк улӑх (Плоский луг), Пӗчӗк улах (Маленький луг), Каска уйё (Коряжье поле), Карачура уйё (Карачуринское поле), Хура куль (Черное озеро), Савкӑч ҫырми (Савкачий овраг), Авшак арманё (мельница), Марат лешёкки (Муратовский злой дух), Мӑн кёпер (Большой мост), Хыр куче (Сосновый комель), Вил Ҫавал (Мертвый Цивиль), Анатри арман (Нижняя мель­ница), Чалӑш тӑвайкки (Кривой косогор), Чалӑш хурама (Кри­вой вяз), Хуп арман (Закрытая мельница), Ҫӑка куче (Комель липы), Вӑрманкас тӑвайкки (Вурманкасинский косогор), Эрук карти (Эрукова изгородь), Вал пырё (Устье реки), Сар хӑва (Желтая ива), Нурӑс шёшки (Норусовский орешник). долю стояла одинокая липа, в которую ежегодно ударяла молния. Однажды молния отщипнула половину дерева, но оно не погибло. Старожил еще долго цвел, притягивая пчел. Историческое поле, где стояли казаки во время крестьянско­го бунта 1842 года, называется

Овраги действительно являлись вечным врагом крестьянина-земледельца, отбирая у него пахотные угодья, уродуя поля и делая их непригодными для какого-либо использования. А вот лесные овраги служили нашим предкам для обозначения пограничных рубежей между княжествами и отдельными вотчинами, а порой и становились природным убежищем при нашествиях настоящих врагов. Наверное, мало кто может представить, что существуют овраги, возраст которых исчисляется многими веками, и они являются современниками событий далекого средневековья. Есть такие природные объекты и в нашем Владимирском крае.

Дебришин враг

По преданию именно овраги спасли дружину князя Ивана Всеволодовича Стародубского и жителей города Стародуба на Клязьме зимой 1237-1238 гг., когда полчища хана Батыя напали на Владимиро-Суздальскую Русь. Когда большой отряд монгольского войска подступил к крепости, то ее защитники, отбив первый штурм, задними воротами ночью ушли в лес через один из оврагов на склоне крутого клязьминского берега. А враги утром вновь ринулись штурмовать покинутые стены и остались без добычи, так как все сколько-нибудь ценное стародубцы унесли с собой.

Другой овраг — Дебришин, или Кондровский — расположен примерно в паре километров севернее поселка станции Крестниково Горьковской железной дороги. Как «враг Дебришин» он упоминается еще в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Васильевича Ромодановского, написанной, скорее всего, в конце XV века.

Название «Дебришин враг» происходит от топонима «Дебри», которым обозначался лесной край севернее данного оврага. Там даже сейчас, в начале XXI века, местами сохранились непроезжие и непролазные дебри, а находящийся над оврагом лесной погост с заброшенной каменной церковью так и обозначается — Николо-Дебри или просто Дебри.

Черный дол

Еще один старый овраг, остатки которого можно видеть до сих пор, именовался как «Петрушинский» и начинался примерно у западной границы Ковровского района, южнее нынешней трассы М7 «Волга». Он идет почти строго с юга на север в направлении села Русино и в итоге доходит до правого берега Клязьмы. По записанной еще в середине XIX века легенде, у этого оврага во время событий Великой Смуты 1600-х гг. местными крестьянами был перебит отряд поляков-интервентов, которых оставшийся неизвестным проводник подобно знаменитому Ивану Сусанину заманил в заранее устроенную засаду. Могилу завоевателей под невысоким курганом можно было видеть в лесу близ Петрушинского оврага еще в царствование императора Николая I.

Порой большой овраг со временем становился долиной и именовался долом. Под Ковровом хорошо известен горожанам Черный дол. В старину это место пользовалось дурной славой — там в темных дремучих лесах прятались разбойники, нападавшие на проезжающих по почтовому тракту. Примерно с 1960-х гг. Черный дол стал местом массовых гуляний ковровчан, лыжных прогулок и катаний с крутых склонов зимой.

Ушедшая река

Порой оврагами становились русла исчезнувших или ушедших под землю из-за карстовых явлений рек. Пример тому — многокилометровый овраг Колпь, уходящий из лесного массива юго-восточнее поселка Красный Маяк Ковровского района в Судогодский район. По записанным ранее свидетельствам старожилов, Колпь там с конца XIX века ушла под землю, размыв грунт, и теперь «овраг Колпь» на месте ее прежнего русла обозначен на всех топографических картах.

Наличие больших оврагов порой запечатлевалось даже в названиях населенных пунктов. Например, во Владимирской губернии известны сразу две деревни, которые именовались Крутой овраг и Крутой дол. Первая из них пряталась в лесах на границе Судогодского и Вязниковского уезда между Ильинским погостом и большой деревней Буторлино. Крутой дол относился к прежнему Покровскому уезду и находился примерно в десятке километров северо-восточнее нынешнего города Петушки. Обе эти деревни еще в последней четверти прошлого века превратились в урочища, но на картах обозначаются до сих пор.

Изобилует глубокими оврагами территория нынешнего Меленковского района близ берега Оки. Так, поблизости от сел Воютино и Окшово есть даже не овраги, а целые каньоны, поросшие лесом, с протекающими по дну ручьями. Около Окшово по одному из таких образований идет дорога на берег Оки, так как огромный овраг прорезал почти 20-метровую береговую кручу и стал природной «магистралью», удобной для людей. А вот другой глубокий и узкий овраг близ того же села разделяет надвое обширное поле почти непреодолимой преградой, которую даже пешеходы форсируют с трудом только по узкому мостику и лесенкам, а любая техника вынуждена следовать в обход за несколько километров.

В тему:

Загадочные овраги России

Расположен рядом с Коломенским. Утверждают, что именно под ним проходит один из разломов Восточно-Европейской плиты. Рассказывают, что в середине 1990-х в этом месте работали ученые из Института общей физики. По их данным, в овраге электромагнитное излучение превышало фоновое в 12 раз. Есть на территории оврага и два крупных валуна, около которых превышение составило 27 раз.

Чертов (Псковская область)

Пользуется дурной славой. Якобы в 1928 году там пропало сразу семь человек — бригада лесорубов. В 1931-м был еще один случай, когда в овраге сгинуло девять человек. В 1974 году в Чертовом овраге будто бы исчезла группа грибников из Ленинграда. Двух из них нашли спустя неделю. Обессиленные, они ничего не могли рассказать о судьбе своих товарищей.


Сивиньские (Мордовия)

С начала XVIII века сивиньские овраги прославились как настоящее разбойничье гнездо. Бандиты грабили и убивали проезжих и прятали тут клады. В 1870-х годах, утверждают краснослободские краеведы, сивиньские разбойники ограбили обоз, везший в Сибирь солдатское жалованье за несколько лет — 20 бочек золотых монет! Грабители добычу не поделили, поубивали друг друга, и золото так и сгинуло где-то в овраге.


Соснов (Ульяновская область)

Там находится родник. По преданию у этого родника останавливались остатки разбитого на реке Кандаратке разинского войска. Жили разинцы здесь недолго. Спасаясь от гонений, они ушли дальше на север и укрылись в урочище, известном под названием Меловатка, и дальше — в Помаевских лесах. Даже в настоящее время можно увидеть остатки укрепленного татарского поселения, которое использовали разинцы, а одна из лощин в Помаевском лесу носит название овраг Степана Разина.


Овда-корем (Марий-Эл)

Переводится как «речные ведьмы». Именно здесь по преданиям жили овды — лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Говорят, что еще относительно недавно — в 50-е годы прошлого века — на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале 60-х овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.

"Охота и охотничье хозяйство №5", 1991 г.

ОХОТНИЧЬИ ТРОПЫ

Весна. Снег раскровел, а местами совсем стаял. В лесу, на полянах плешины, на которых видна первая зеленая травка. Дарьин день давно прошел, и в полях почти снега нет, на дорогах, в оврагах целое водополье. Множество ручейков, с шумом журча, бегут к реке; под лучами необыкновенно яркого солнца зеркально блестят лужи, под ногами чавкает свежая оттаявшая грязь. В небе громко звенят жаворонки.

Апрель. По-охотничьи в старину это время называли брызги. За долгую зиму истоскуется душа охотника по лесу, по широкому полю, по звонкому гону. Любили охотники ходить с гончими в нагонку по брызгам и в полях с борзыми потравить, для борзых эта тропа самая тяжелая, но травить можно, только собака часто скользит: сверху мягко, а внизу жестко. Такая тропа по-охотничьи называлась разъезд. В разъезд борзой ловить трудно, а заяц в это время легок и резв. Но поля эти были очень приятны после долгого охотничьего поста. И в лесу с гончими много не нагоняешь, чутье заливает. После долгой разлуки со зверем гончие часто скалываются, гонят маровато и коповато, по брызгам редкая гончая мастеровито и вязко «держит» зверя. Любили старинные охотники-гончатники погонять. В наше время редко услышишь это дорогое охотничьему сердцу слово — «брызги».

Вслед за брызгами, когда пройдет полая вода и земля чуть просохнет, начиналось время травли «по пожару». Это было самое короткое время до посева яровых хлебов. «По пожару» заяц бежит резво и быстро отрастает от собак. После травли «по пожару» охота прекращалась до осени.

Наступала осень. Облетала листва. Пустели луга и поля, лишь зеленя озимых пестрели ярким ковром. Как сквозь сито, моросил мелкий дождь. Небо хмуро, низко и неприветливо. Все живое позабивалось, попряталось в ожидании первых заморозков и тонких ледков. Кругом увядание, глухота, пустынность. Одно слово — чернотроп, черно в лесу. Лист слежался на тропе, самая пора на охоту.

В прошлом это время особенно любили многие русские писатели-охотники. Так, Егор Эдуардович Дриянский в повести «Амазонка» писал: «Одному только охотнику дорог этот наводящий тоску день. Одному ему слышится особый аромат в затхлом запахе преющей коры, гниющего листа, мокрой соломы».

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» в томительном предчувствии удачи описал осеннее охотничье поле: «Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время».

Это время в средней полосе России приходится на октябрь, когда в лесу не колко, умеренно сыро и голоса гончих играют особенно мелодично и ярко. Плохими, тяжелыми условия считаются, когда в начале осени опадает лист, при теплой погоде сухо в лесу, заяц особенно таится и часто западает. Упалого зверя трудно побудить гончей. Чтобы охота была добычливой, нужны чутьистые, вязкие собаки, а любитель-гончатник должен уметь выбрать лаз и стоять на нем мертво тихо. Так, все бывалые дельные охотники советовали занимать лаз на звериной тропе. Известный в прошлом писатель и знаток охоты В. В. Деконнор указывал, что любой зверь, будь то заяц или лисица, всегда ходит своими тропами. Он писал: «Тропой называется путь, по которому зверь совершает свои переходы в самом острове или выходит из него добывать себе пропитание».

Различают тропу охотничью, то есть в каком состоянии покров земли, и тропу звериную. Тропу, по которой зверь делает переходы, легче найти в крепком месте. Посеченная примятая трава, помятый лист — признаки звериной тропы. Сухой лист, упавший с дерева, заметен на тропе, так как он лежит сверху; если внимательно рассмотреть тропу, то явственно видна протоптанная дорожка — это верный лаз зверя.

Ход зверя зависит от состояния охотничьей тропы, возраста зверя, времени года. По разной охотничьей тропе зверь, хотя и водит собак на кругах, но ход его неправилен и величина круга различна. Так, в глубокий снег заяц-беляк делает меньшие круги, чем по чернотропу. Самая неблагоприятная погода для гона, когда еще нет снега, а морозец прихватит землю тонкой коркой льда, в полях по ледяной корке гончая гонит, как по ножам. Дельный охотник по такой тропе не сделает напуска. Лучшие условия для гона — когда на чернотропе умеренно влажно, опавший лист плотно прибит дождями; мягкая тропа — самая пора набрасывать гончих в мелоча, где плотно лежит заяц-беляк.

Листопадник-октябрь сменяется холодным ноябрем. Морозы сковали землю. Долго не было снега. И вот в конце ноября упали первые хрупкие, нежные пушинки. Они ложатся на чернотроп легко и бесшумно. К вечеру снег валит тяжелыми хлопьями. Зима легла белой порошей. Она первая и поэтому самая долгожданная. В лесу, на дорогах, полянах и в оврагах расстелилась чистая, белая, как скатерть, пороша. Потом будут еще пороши, печатные, когда особенно ясно видны следы, но эта первая — самая дорогая.

Старинное русское слово «пороша» звучит легко, свежо, а для охотника, как зов рога. Но беляк по первой пороше нипочем не встанет на жировку. Боится косой первого снега. Денек-другой он полежит, понежится, а ночью по свежему снегу, по белой тропе — жировать, кормиться, значит, путать следы: двоить, троить, мастерить своими скидками, сметками.
Хороши утра по первой пороше! Первый зазимок плотно укрыл землю белым ковром. Все кругом в белом пуху, лишь вдали темными точками маячат крыши соседних деревень — Власьево, Городна, Ильясово. Небо широкое и высокое, редкие облака отливают синевой. Славный денек! А в лесу ни одного следочка. Таится косой, боится он первого снега. «Мертвая пороша,— говорят охотники,— в лесу нипочем не побудить беляка».

В охотничьем смысле пороша это снег, шедший с вечера или ночью и переставший к утру, поэтому на поверхности остаются только свежие следы зверей (малики, нарыски) и птиц (наброды). Пороши бывают длинные, короткие, мелкие, глубокие, мертвые печатные, слепые. Если передние лапки зайца отпечатываются на снегу не глубже нижнего сочленения, такая пороша — мелкая. При глубокой пороше снег ложится от 8 до 10 см, при мертвой — толщиной в 18—20 см. Такую порошу еще называют печатной. При теплой погоде, если снег шел недолго, пороша длинная. При короткой снег прекращается к утру, в результате чего зверь оставляет короткий след, по которому его хорошо тропить.

Состояние белой тропы очень влияет на гон собак и быстроту помычки зверя, это и определяет успех охоты.

Белая тропа непостоянна. Плохо, когда долго нет снегопадов, так как тропа покрывается густой сеткой следов. Гончей трудно побудить зверя и еще труднее разбираться в заячьих хитростях. Такая тропа называется односледицей. Еще хуже, когда после оттепели ударит мороз, образуется ледяная корка, которая хорошо держит зайца или лисицу, а гончая постоянно проваливается и режет ноги — гонит, словно мучается. Маровато работают собаки по пестрой тропе, когда местами снег в оттепель стает или укроет землю частично и в лесу, на полях образуются плешины, а потом вдруг почву еще морозцем прихватит — совсем беда. По такой тропе нельзя напускать собак, особенно в поле. Также плохо работают гончие по глубокому, рыхлому снегу, а при сильном морозе еще хуже — снег засыпает след.

Во время оттепелей и ближе к весне часто образуется наст. Псовые охотники травили зверя по насту, если снег держал лошадь. Обычно во время наста охота с гончими прекращается, так как нередко наст держит собаку в поле, а в лесу гончая проваливается и режет ноги. Очень мароватый гон в сильный иней, особенно когда он сыпется с деревьев, а в глубокую осень покроет чернотроп мохнатым покрывалом. Нередко многие гончатники объясняют мароватую работу своих гончих плохим состоянием тропы: то у гончей чутье заливает, то суховато, поэтому гонит такой «гонец» коповато, маровато, слабовато и скуповато.

Однако есть гончие-мастера, которые работают в любую погоду. О таких гонцах в своей книге «Записки псового охотника Симбирской губернии» П. М. Мачеварианов писал: «Которая гончая, будучи еще на смычке под островом, может далеко причуять зверя, т. е.: лишь только ее спустят со смычка, то прямо полезет, где зверь лежит, и, толкнув с логова, взрячь помчит (погонит), а потом будет гонять верхним чутьем (подняв чутье вверх): у которой гончей упалого, отселого, удалелого зверя быть не может, которая не сорвется и не полезет мимо зверя, если он отбудит даже через реку или побежит мокрыми и каменистыми местами, оврагами, потом повалится на большой камень — такая гончая мастер». Признаками «рабочего» гонца является верный и вязкий гон в сухое время по пыльной дороге, по пашне, в болоте. Особенно ценятся гончие, которые всегда побудят запавшего и смастерившего зайца. Мне приходилось видеть прекрасную работу русского выжлеца Добора Л. А. Титова на Пушкинских полевых испытаниях. Заяц-беляк, пытаясь сбить собаку, пролез по следу только что прошедшего стада, вылез на дорогу, сдвоил и запал. Не взирая на эти уловки, через четверть часа Добор добрал беляка и взрячь погнал.

Есть гончие, которые любят особенно гнать по белой тропе. Самая лучшая тропа, когда температура чуть выше нуля и свежевыпавший снег укрывает старые малики (следы).

Хорошо по пороше спозаранок со смычком гончих на охоту за беляками! Блестят, искрятся безбрежные снега. Синие тени лежат по оврагам, косогорам. И вот первые малики — заячьи следы на снегу. В небольшом колке (островке леса) нажировал беляк. Почему беляк? Потому что у беляка лапа больше и круглее, и отпечаток на снегу у него шире, чем у русака, у которого лапа уже, а значит, и отпечаток более вытянутый. След зайца нельзя спутать со следами других зверей. Задние ноги беляк ставит параллельно и выносит их одновременно, поэтому они всегда отпечатываются впереди, а передние лапы ставит одну за другой. «Нажировал косой»,— говорят охотники. Чтобы побудить беляка, нужно найти выходной след с жировки на лежку. На жировке отпечатки между передними и задними лапами небольшие, иногда они почти сливаются. Прежде чем залечь, заяц начинает путать след (пересекать свой старый след), петлять, затем он сдваивает или страивает, то есть дважды или трижды проходит одним и тем же следом — делает «двойку» или «тройку», как говорят охотники. Идя по следу зайца, вы вдруг увидели встречный след, дальше не ходите, смотрите скидку — смет с этой двойки в сторону. Это выслеживание охотники называют троплением. Двойка обычно означает, что заяц вернулся своим следом назад, и этот двойной след взад и вперед охотники называют «двойкой». Если заяц возвратился назад по «двойке» и проложил третий след по тому же месту, где сдвоил, тогда этот след уже «тройка». «Троит» заяц не всегда, но «двоит» перед тем, как скинуться на лежку, постоянно. «Двойки» и «тройки» — верный признак близости запавшего зверя.

Кроме того, во время гона, стараясь сбить собаку с толку, заяц также сдваивает след. Мастероватая и чутьистая гончая никогда не ведет по этим следам, а сразу ищет скидку. Порой просто поражаешься, как наши гонцы умеют распутать такие хитрости зайца, которые иногда остаются тайной даже для опытного гончатника.

Сметка (скидка), или, как в старину называли, «смет», означает, что заяц с двойного следа прыгает далеко в сторону, оставляя в снегу как бы одну большую лапу-ямку. Смет происходит от слова «сметнуть» — скинуться в сторону, то есть проявить сообразительность — природную сметку.

Как правило, после нескольких скидок заяц ложится на лежку в укромное местечко, под поваленное дерево, под елку и тому подобное.

В старину псовые охотники маликом называли след только прибылых зайцев, поздних листопадников — очень маленьких. Слово «малик» образовалось от слова «маленький» — небольшой след зайца. След ранних зайцев, прибылых — настовиков, родившихся по насту, и матерых псовые охотники называли «заячьим следом».

В наше время все охотники заячьи следы на снегу называют маликами.

Впервые в охотничьей литературе слово «малик» мы встречаем у С. Т. Аксакова в «Очерке зимнего дня»: «Русачьи малики зарябили перед моими глазами».

Время меняет охотничью терминологию. Сейчас не спрашивают: «Сколько у вас смычков в напуску?», потому что редко кто держит смычок гончих. Неудачно выражение, иногда применяемое даже экспертами, «заяц пошел». Зайцы никогда не ходят, а прыгают. В старину говорили «дыляют», или «утекают», оставляя пахучий след, который стекают гончие.

Раньше псовые охотники гонныи след побудившего зайца еще называли «пудак». Эти следы отличаются от жировочных ночных следов тем, что линия следа более прямая и обозначается отпечатками также попеременно — двумя рядом и двумя прямо по направлению следа, но отстоящими на более далеком расстоянии друг от друга. Слово «пудак» образовалось от глагола «спудить», спугнуть. Другое дело лисьи следы на снегу — нарыски.

Для истинного гончатника особенно заманчивы лисьи нарыски. Словно синие бусы на ровной нитке играют они в лучах яркого солнца, то алым отблеском блестит ровная цепочка, уходящая в неведомую даль, то сизыми красками, то вдруг оборвется на наезженной санями блестящей дороге и снова на многие километры к гумнам, оврагам и перелескам убегает лисий нарыск.

В прошлом псовые охотники лисьим нарыском называли только лисьи следы, которые плохо видны на снегу, и тогда говорили: «Видел один нарыск». Это означало, что лисицу он не съезжал (не травил). Если же на снегу были хорошо видны отпечатки лисьих лапок и можно было съехать зверя по следу, тогда псовые охотники говорили, что видели лисий след. Все это нами забыто и утеряно, как ненужная вещь. Поэтому все охотники нарысками считают след зверей на снегу.

Если лисьи следы перед местом лежки пересекаются между собой в разных направлениях, этот узор в старину называли крестами.

Лисий след всегда вызывает во мне потаенную давнюю тревогу. Случалось мне по молодости, оказавшись одному вдали от дома, в морозном поле перед закатом набросить гончих на эти нарыски. Прихватят собаки этот узор на снегу — и в добор. Скользнет нитка хитрых следов к оврагу по косогору, покрутится по мерзлым кочкам озимей и дальше бежит — вьется по промерзшим полям к какому-нибудь Семенкову или Горенкам. Зимние сумерки быстро тают, морозец пощипывает, словно предупреждает о беде. Приходилось не раз до боли в губах трубить в рог, пытаясь снять гончих. Куда там! Обазартились собачки. Сошел гон со слуха на версты в незнакомую даль. Лисица наперечет знает все луговины, острова, перелески и повела собак... Порой посчастливится — донесется вдали тоскующий отголосок гона. Затеплится радость на душе: может, повернет? Нет, тихо кругом. Гнетет охотника эта морозная тишина надвигающейся ночи. Бывало неделями, до одури ищешь собачек по деревням и селам. И какое счастье, если удавалось найти любимую гончую, чаще же, как говорят гончатники, «с концами». Вот потому-то и не люблю я этих лисьих следов в туманной морозной мгле, когда пропадают в отгоревшем закате леса собаки и остаешься ты один в чистом белом поле с пустой своркой в руках. По сей день память моя хранит доброе о тех вязках гончих-мастерах, которые навсегда ушли по далеким искрящимся нарыскам.

Бывали дни, когда лисица, взбуженная пешей гончей, кружит ровно на слуху. Тогда замереть удачливому охотнику на звериной тропе и порой до боли в руках наждать хитрую кумушку на верный выстрел. С полем тебя, удачливый охотник!..

Читая и перечитывая пожелтевшие страницы старых охотничьих изданий, кажется, что ни одна охота в мире не имела такого меткого, народного языка, таких славных традиций, как русская охота.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. На Первом канале идёт телеигра "Поле Чудес", ведь сегодня пятница. На сайте можно найти все ответы в игре "Поле Чудес" за 27 октября 2017 года. А в этой статье можно подробнее ознакомиться с заданием на финальный тур, а также узнать правильный ответ на вопрос финального тура. А впереди Суперигра!

Как в старину называли лес с оврагами, непроходимую местность?

В интернете на этот вопрос имеются ответы, ведь такой вопрос часто встречается и в кроссвордах, и в различных викторинах. Русь всегда славилась своими лесами и чащами. И леса были непроходимые и густые. Если человек попадал в лес, то из него не каждый и выходил. В старину на непроходимый лес говорили "зараза" . Вот что можно узнать о слове "Зараза" в Википедии.

  • Зараза - многозначный термин.
  • Зара́за - болезнетворное начало, распространяемое микроорганизмами.
  • Зараза (zaraza) - в Мексике напиток из фруктового сока.
  • Зараза (Zaraza) - населённый пункт в Венесуэле.
  • Заразы - географический апеллятив, обозначащий труднопроходимое место. Так обычно объясняется название города в Подмосковье - Зарайска.

А вот варианты происхождения названия города Зарайска.

  • Название города происходит от древнерусского слова «зараз», означающего «обрыв берега реки».
  • Название «Зарайск» происходит от слова «ряса» (болото): город относительно Рязани находился за болотами, или «за рясками».
  • Название пошло от места в городе, где во время эпидемий холеры и чумы хоронили умерших.
  • По версии историка М. Н. Тихомирова, название города произошло от слова «зараза» (непроходимый, заповедный лес).
  • Название города происходит от слова «заразить» в его древнерусском значении «убить, разить на смерть». По легенде, в 1237 году Евпраксия, жена князя Фёдора Юрьевича, чтобы избегнуть татарского плена, бросилась со своего терема и, таким образом, убила себя, то есть «заразилась».

Правильный ответ на вопрос финального тура: Зараза (6 букв).

 

Возможно, будет полезно почитать: