145 теплоход. Первые зеленодольские морские теплоходы проданы. Собственно о проекте

Судно проекта А 145 / Фото: www.zdship.ru

Новые пассажирские суда проекта А145 имеют усиленную конструкцию корпуса, усовершенствованные системы кондиционирования и вентиляции, управления и видеонаблюдения, а также улучшенные условия для отдыха экипажа.

В Салехарде состоялась презентация модернизированных скоростных пассажирских судов проекта А145, строящихся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького (предприятие входит в холдинговую компанию «Ак Барс»). Мероприятие состоялось в рамках встречи генерального директора завода Рената Мистахова с первым заместителем губернатора ЯНАО Алексеем Ситниковым.

«В настоящее время завод ведет строительство четырех новых судов проекта А145 с учетом пожеланий департамента транспорта ЯНАО и перевозчика - компании «Северречфлот»»

В настоящее время завод ведет строительство четырех новых судов проекта А145 с учетом пожеланий департамента транспорта ЯНАО и перевозчика – компании «Северречфлот»

В начале встречи Алексей Ситников отметил, что развитие гражданского судостроения имеет высокую социальную и экономическую важность для Ямала. Это позволяет не только повысить эффективность и укрепить инвестиционный климат отрасли, но и удовлетворить потребности региона. Итоги навигации ежегодно показывают, что спрос на перевозки водным транспортом в регионе стабильно высокий и превышает предложение перевозчиков. В свою очередь, Ренат Мистахов подчеркнул, что опыт эксплуатации теплоходов в районе Крайнего Севера стал отправной точкой в процессе их модернизации.

В 2013 году два скоростных теплохода проекта А145 – «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» – вошли в состав речного флота полуострова. Суда были построены на зеленодольском предприятии по проекту компании «Агат Дизайн Бюро». Они позволили сократить время в пути от Салехарда до Яр-Сале с 15 до 5 часов. За прошедшее время теплоходы перевезли уже более 36 тысяч человек. Все вопросы, которые возникали в ходе их эксплуатации в непростых условиях северного региона, оперативно разрешались с участием завода-строителя и проектанта.

В настоящее время завод ведет строительство четырех новых судов проекта А145 с учетом пожеланий департамента транспорта ЯНАО и перевозчика – компании «Северречфлот». В проект модернизированных судов внесен ряд изменений. В частности, усилена конструкция корпуса в районе носовой оконечности, усовершенствованы системы кондиционирования и вентиляции, управления и видеонаблюдения, а также улучшены условия для отдыха экипажа. Таким образом, в ближайшее время речной флот Ямала может быть пополнен новейшими теплоходами Зеленодольского завода, сообщила пресс-служба Минпромторга.

Техническая справка

Судно проекта А 145

Судно проекта А 145 является скоростным пассажирским судном глиссирующего типа, перевозящим 150 пассажиров с багажом в пассажирском варианте со скоростью около 40 узлов на расстояние до 200 миль в прибрежной морской зоне при мощности главных двигателей 2х1440 кВт.

Мореходные качества судна обеспечивают возможность безопасного движения при волнении 4 балла.


Проект А145 разработан конструкторами ООО «Агат Дизайн Бюро», г.Санкт-Петербург, в развитие проекта А45 и предназначен для перевозок пассажиров в светлое время суток по прибрежным морским путям на линиях протяженностью до 200 миль.

Основные характеристики:

Длина наибольшая, м.

около 35,0

Ширина наибольшая, м.

6,8

Высота борта, м.

2,4

Осадка по КВЛ, м.

— в водоизмещающем режиме

0,95

- в глиссирующем режиме

0,7

Водоизмещение, т.

около 80

Экипаж, чел.

6

Скорость, уз.

не менее 40

Пассажировместимость, чел.

150

Дальность плавания, миль.

200

Главные двигатели:

MTU 16V2000M72, кВт 2х1440

Движительный комплекс:

2 водометных движителя ВД 525М производства ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»

Материал корпуса:

Коррозионностойкий алюминиевомагниевый сплав марки АМГ 1561

ПРИМЕРУ САЛЕХАРДА МОГУТ ПОСЛЕДОВАТЬ ЭМИРАТЫ

Напомним, головной А145 (автор проекта – петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро») было спущен на воду 18 августа 2011 года, первый серийный - 26 мая 2012-го. Изначально судьбу этих двух теплоходов зеленодольские судостроители связывали с Черным морем - предполагалось, что их приобретет Краснодарский край. Южан начали целенаправленно обрабатывать, еще когда суда находились в стадии разработки - в 2007 году. В 2010-м на международном инвестиционном форуме в Сочи президент РТ Рустам Минниханов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев договорились, что «эти корабли очень нужны». Гости из администрации Сочи приезжали на завод. В итоге головной А145 был презентован в будущей столице зимней Олимпиады-2014 «живьем». В одном из пресс-релизов предприятия говорилось: «В дальнейшем планируется применять эти суда для осуществления перевозок пассажиров по туристическим и регулярным маршрутам Черноморской прибрежной зоны Краснодарского края».

Но с Краснодарским краем, похоже, договориться не удалось. Прошел слух, что теплоходами интересуется Архангельск. Но тоже мимо. Впрочем, довольно быстро нашелся другой потенциальный покупатель. В ходе церемонии спуска на воду серийного А145 было сказано, что огромный интерес к проекту проявляет руководство Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). А в начале августа А145 без всякой помпы и рекламы погрузили на баржу и отправили на Ямал для проверки мореходных качеств в северных широтах. Причем на теплоходы была нанесена «боевая раскраска» с гербом ЯНАО. По сообщениям тамошних СМИ, они проходят испытания в акватории Обской губы. «В ближайшие несколько лет необходимо начать плановое обновление пассажирских речных судов, - отметил месяц назад в беседе с журналистами первый заместитель губернатора ЯНАО Евгений Мискевич . - Поэтому если суда зеленодольского завода покажут хорошие технические параметры в условиях река-море, то это позволит предприятию принять участие в конкурсе».

В итоге конкурс (в нем участвовали два завода) зеленодольцами выигран. «8 октября я подписал контракт на поставку двух А145 в Салехард», - сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода Ренат Мистахов . Причем это не лизинг. Между тем напомним, что строительство А145 финансировало ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 74,99% акций ОАО «Завод им. Горького»). Предполагалось, что теплоходы будут реализовывать по лизинговой схеме, в которой лизингодателем выступит структура «АК БАРС» Банка - ОАО «Финансовая экономическая группа»… «Теплоходы пока проходят испытания, но до 1 ноября мы должны их передать Салехарду», - уточнил Мистахов. Эксплуатировать суда будет ОАО «Северречфлот».

Кроме того, по словам Мистахова, большой интерес к А145 проявляют в ОАЭ – предположительно намереваются приобрести четыре судна. Арабы предъявляют особые требования к интерьерам. «У нас уже проработано полностью, как эти суда будут выглядеть изнутри», - отметил этот момент гендиректор завода им. Горького. До конца октября на заводе ждут потенциальных заказчиков из ОАЭ и возможность поставки обсудят более детально.

«ГРАЧАТА» ПРОТИВ БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ

Стоит отметить, что и Черное море для продукции завода не закрылось. К 2014 году из строящихся на предприятии катеров проекта 21980 «Грачонок» (разработка нижегородского КБ «Вымпел») сформируют группировку специального назначения, которая во время Олимпийских игр будет прикрывать побережье Сочи от проникновения диверсионных групп. Группировка будет состоять из четырех катеров, сообщил газете «Известия» источник в главном штабе ВМФ России, а после Олимпиады - из шести. Специалисты называют создание такой «флотилии» логичным шагом, учитывая ситуацию в Черноморском и близлежащих регионах. Президент академии геополитических проблем Леонид Ивашов отметил, что проведение хорошо спланированных атак морских террористов или диверсантов сейчас вполне возможно с привлечением наемников, которые могут действовать в интересах не только государств, но и террористических организаций: «Сейчас набирают силу частные военные корпорации. И они приобретают характер подразделений специальных действий и диверсионных. Такая корпорация выполнит в закрытом режиме любой заказ».

Напомним хронику строительства «Грачат». Первый катер был заложен 18 февраля 2008 года, спущен на воду 25 апреля 2009-го, 4 мая 2010 года на нем подняли Андреевский флаг, несет службу в составе соединения кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы. Второй заложили 7 мая 2010 года, он принят в состав Черноморского флота в октябре 2011-го. 6 мая 2011 года заложен третий катер, спущен на воду 16 июня 2012-го, сегодня он проходит испытания. 5 мая 2012-го торжественно заложили четвертый катер, а 27 июля - пятый.

Основные характеристики «Грачонка». Водоизмещение – 138 т, длина – 31 м, ширина - 7,4 м, скорость полного хода – 23 узла, экипаж – 8 человек. Вооружение: ПЗРК «Игла», 14,5 мм пулемет, 55 мм противодиверсионные гранатометы ДП-65А и ДП-64, имеется водолазное снаряжение (помимо экипажа, на борту пять водолазов). «Грачонок» - единственный корабль ВМФ России, оснащенный гидролокатором, способным осуществлять поиск водолазов на глубине до 100 м в условиях течений и сложного рельефа дна. Гидроакустический поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяет искать объекты (в том числе пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) в толще воды на дистанции до 500 м; обследовать дно на глубине до 200 м; обследовать объекты с помощью телеуправляемого подводного аппарата. В открытой печати сообщается, что сегодня проведены доработки «Кальмара» - увеличена дальность обнаружения подводных пловцов в приповерхностном слое.

Справка

Проект А145 ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург) интегрирует современные конструкторские решения в области авиа- и судостроения. Суда проекта А145 строятся под наблюдением классификационного общества Bureau Veritas, соответствуют международным стандартам в области экологии. Обеспечен высокий уровень комфортабельности пребывания пассажиров и экипажа на борту судна.

Основные характеристики. Пассажировместимость - 150 человек. Экипаж - не более 6 человек. Дальность плавания - 250 миль. Скорость - 40 узлов. Длина - 34,6 метра. Ширина - 6,8 метра. Высота борта на миделе - 2,5 метра. Осадка - 0,70 /0,91 метра. Полное водоизмещение - 83 тонн. Возможна эксплуатация при волнении моря до 4 баллов без ограничения мощности и до 5 баллов на пониженной скорости.

Проект А-145
Проект
Страна
Изготовители
Основные характеристики
Водоизмещение 83 т
Длина 34,6 м
Ширина 6,8 м (наибольшая)
Осадка 0,91 м (в водоизмещающем режиме)
0,7 м (в глиссирующем режиме)
Двигатели 2 x MTU 16V2000M72
Мощность 2 х 1440 кВт
Скорость хода не менее 40 узлов
Автономность плавания 200 миль
Экипаж 6 чел.
Пассажировместимость 150 человек

Теплоход проекта А 145 - скоростное пассажирское судно глиссирующего типа для перевозки 150 пассажиров с багажом со скоростью около 40 узлов на расстояние до 200 миль в светлое время суток в прибрежной морской зоне. Мореходные качества теплохода обеспечивают возможность эксплуатации судна при волнении моря до 4 баллов без ограничения мощности и до 5 баллов на пониженной скорости. Устойчивость и непотопляемость судна при всех эксплуатационных случаях удовлетворяет требованиям Правил «Bureau Veritas» (BV) Высокие маневренные качества судна обеспечивает джойстиковое управление водометными движителями. При выходе из строя одного двигателя судно имеет возможность маневрирования и движения со скоростью около 10 узлов (при свободном вращении водометного движителя).

История создания

Проект А145 разработан конструкторами ООО «Агат Дизайн Бюро » (г. Санкт-Петербург) в развитие проекта А45 «Лена» с учетом требований французского классификационного общества Bureau Veritas и Правил Российского морского регистра судоходства

Конструкция

Корпус изготовлен из коррозионностойкого алюминиевомагниевого сплава марки АМГ 1561. Главные двигатели: 2 x MTU 16V2000M72, мощностью 2 х 1440 кВт, производства германской фирмы MTU Friedrichshafen . Движительный комплекс: 2 водометных движителя ВД 525М производства ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького ». Разработанный ООО «Агат Дизайн Бюро» гидродинамический комплекс, включающий геометрию подводной части корпуса, систему автоматически управляемых интерцепторов, водометные движители с водозаборниками, расположенными перед кормовым реданом, обеспечивает «платформе», при сравнительно малой осадке (0,62 – 0,91 м), возможность рационально сочетать такие характеристики, как высокая скорость (40 узлов), высокие мореходные качества и топливная экономичность. По коэффициенту транспортной эффективности (расход топлива на пройденный километр и вес судна), который наиболее объективно описывает проекты, разработанные в разные периоды и по разным «Правилам», суда проекта А 145 превосходят суда на подводных крыльях («Комета », «Колхида », «Катран») на 5-9 %.

Обитаемость

Высокий уровень обитаемости и комфорта пребывания пассажиров на борту судна проекта А 145 во время рейса обеспечивается современным интерьером, рациональными компоновочными решениями, сравнительно высокими удельными площадями и объёмами салона, уровнем технического совершенства судна, удобными креслами с откидывающимися столиками, видео-аудио обслуживанием и возможностью организации питания пассажиров на борту. Под сидениями кресел хранятся спасательные жилеты В кормовой части судна предусмотрены 3 санузла, в т.ч. один из них - для инвалидов. В средней и кормовой частях салона предусмотрены места для размещения багажа. Над креслами расположены багажные полки, в которые интегрированы воздуховоды системы кондиционирования воздуха. В надстройке расположено помещение для отдыха экипажа. По параметрам шума и вибрации, параметрам перегрузок, воздействующих на человека и вызывающих «морскую болезнь», судно проекта А 145 соответствует всем установленным международным требованиям и стандартам.

Производство

26 мая 2012 г. на «Зеленодольском заводе им. А.М. Горького » состоялось торжественное мероприятие, посвященное спуску на воду второго скоростного пассажирского теплохода проекта А 145 (строительный № 212).

Теплоход проекта А145 - скоростное пассажирское судно глиссирующего типа, предназначенное для перевозки до 150 пассажиров со скоростью около 40 узлов (74 км в час) на расстояние до 200 миль (320 км) в прибрежной морской зоне. Мореходные качества судна обеспечивают возможность безопасного движения при волнении 4 балла.

Проект разработан в ООО «Агат Дизайн Бюро», как дальнейшее развитие . Строительство судов осуществляется на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. По состоянию на начало 2013 года построено два судна, которые

Проект А145 разработан с учетом требований французского классификационного общества Bureau Veritas и правил российского морского регистра. Мореходные качества теплохода обеспечивают возможность эксплуатации судна при волнении моря до 4 баллов без ограничения мощности и до 5 баллов на пониженной скорости. Остойчивость и непотопляемость судна при всех эксплуатационных случаях удовлетворяет требованиям Правил «Bureau Veritas». Высокие маневренные качества судна обеспечивает джойстиковое управление водометными движителями. При выходе из строя одного двигателя судно имеет возможность маневрирования и движения со скоростью около 10 узлов (при свободном вращении водометного движителя). Корпус изготовлен из коррозионностойкого алюминиевомагниевого сплава марки АМГ 1561. Движительный комплекс: 2 водометных движителя ВД 525М производства ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького». Высокий уровень обитаемости и комфорта пребывания пассажиров на борту судна проекта А 145 во время рейса обеспечивается современным интерьером, рациональными компоновочными решениями, сравнительно высокими удельными площадями и объёмами салона, уровнем технического совершенства судна, удобными креслами с откидывающимися столиками, видео-аудио обслуживанием и возможностью организации питания пассажиров на борту. Под сидениями кресел хранятся спасательные жилеты В кормовой части судна предусмотрены 3 санузла, в т.ч. один из них - для инвалидов. В средней и кормовой частях салона предусмотрены места для размещения багажа. Над креслами расположены багажные полки, в которые интегрированы воздуховоды системы кондиционирования воздуха. В надстройке расположено помещение для отдыха экипажа.

Проект: А145
Разработка: «Агат Дизайн Бюро» (Россия, Санкт-Петербург)
Постройка: Зеленодольский завод имени А. М. Горького (Россия, Зеленодольск)
Год постройки головного судна серии: 2011 г.

Длина, м: 34,6
Ширина, м: 6,8
Высота борта, м: 2,5
Осадка, м: 3,91
Водоизмещение, т: 84
Дедвейт, т: 20

Марка ГД: MTU 16V2000M72
Количество и мощность ГД: 2 х 1440 кВт
Автономность плавания, миль: 200
Скорость, узлы: 40
Экипаж, чел.: 6
Пассажировместимость, чел.: 130

 

Возможно, будет полезно почитать: