Мой опыт покупки авиабилетов в Крым – как я ловил дешевые билеты на Авиасэйлс. Авиабилеты в крым Билеты на самолет в крым подешевеют

Прямые поезда из Москвы в Симферополь отменены. По состоянию на 2018 год крымский участок маршрута обслуживается автобусами. К 2019 году планируется завершить строительство железнодорожного моста через Керченский пролив.

Добираться на поезде из Москвы в Симферополь, разумеется, дольше, чем на самолете. После того как несколько авиакомпаний запустили бюджетные прямые рейсы из Москвы в Симферополь , можно было бы забыть о поездах на этом участке пути. Однако если вы боитесь летать или просто питаете слабость к железнодорожным путешествиям, стоит все же изучить такой вариант более детально. При этом нужно учесть, что расстояние между Москвой и Симферополем для поездов составляет 1 500 км, а общее время, которое придется затратить на дорогу, — около 1,5 суток или больше.

Расписание поездов Москва — Симферополь устанавливается в конце апреля — на весь летний сезон. В это время начинают действовать маршруты «Единых билетов», вводятся дополнительные рейсы поездов и добавляются вагоны к действующим составам.

Расписание поездов Москва — Симферополь

При отсутствии прямых рейсов предлагаем рассмотреть расписание регулярных поездов до курортов, из которых маршрут можно продолжить по « ». В «Единый билет» до Симферополя входят: трансфер до станции Краснодар иил Анапа, последующая поездка на автобусе по Крымскому мосту до Симферополя. Прежде всего нужно купить ж/д билет до Краснодара или Анапы.

Поезд Москва — Симферополь (через Краснодар)

По маршруту можно найти несколько рейсов в день, летнее расписание включает дополнительные поезда. Фирменные составы преодолевают путь в среднем за 19 часов, остальные поезда едут значительно дольше — от 27 до 34 часов.

Маршрут обслуживают поезда дальнего следования № 083С, 110 М, 115А, 259А, 285А, 306 М, 377Я, 471 М, 481Я, 533 М, фирменный «Двухэтажный состав» № 104В, фирменный «Премиум» № 030С. Конечно, далеко не все рейсы ежедневные, но в разгар летнего сезона по маршруту отправляется 5-10 поездов в сутки.

Поезд Москва — Симферополь (через Анапу)

Есть ежедневные рейсы, летом по маршруту вводятся дополнительные поезда и вагоны. Время в пути варьируется в зависимости от рейса: от 23 часов до 1 дня 11 часов.

Пассажирские перевозки в Анапу выполняют поезда: № 012 М, 110 М, 152 М, 156 М, 247А, 259А, 293А, 517 М. Летом в среднем можно рассчитывать на 4-7 рейсов в день.

Стоимость билетов

Цена билета на поезд Москва — Симферополь складывается из стоимости поездки из Москвы до Краснодара/Анапы плюс стоимость «Единого билета» в Крым (из Краснодара — 710 рублей , из Анапы — 590 рублей ).

Цена билета до Краснодара в 2019 году: плацкарт от 2 800 рублей , купе от 3 200 рублей .

Цена билета до Анапы в 2019 году: плацкарт от 2 700 рублей , купе от 3 200 рублей , СВ от 8 600 рублей .

Купить билет

Купить билеты на поезд Москва — Симферополь (по маршруту со всеми стыковками) можно также на сайте РЖД, выбрав нужные даты и нажав «Маршруты с пересадками» (иначе варианты не будут доступны).

Если у вас нет времени или желания регистрироваться, то самый простой вариант — воспользоваться услугами сервиса по продаже билетов . Форма поиска приведена ниже. Посадочный талон вы можете получить в кассе вокзала, но поезда маршрута Москва — Симферополь имеют электронную регистрацию, поэтому ничего распечатывать не потребуется.

Согласно отзывам пассажиров, приобретение билетов на сайте Туту.ру имеет ряд преимуществ:

  • Сайт удобен в использовании, прост и доступен, разобраться в форме покупки легко с первого раза;
  • Процесс приобретения билета занимает всего несколько минут и нет необходимости ехать на вокзал отправления и стоять в очереди за билетом;
  • Возможность выбора вагона и места;
  • Можно оплатить ЖД билет наличными или банковской картой в режиме онлайн;
  • Кешбэк и промокоды позволяют сэкономить на приобретении билета;
  • Надежность: на электронную почту или по смс приходит подтверждение о покупке электронного билета на поезд, вложенным купоном на посадку и множеством информационных ссылок (например, на личный кабинет), а так же номерами телефонов техподдержки. За несколько часов до отправления на указанный вами номер телефона приходят смс-напоминания с подробной информацией о поездке (вокзал отправления, время, номер поезда, вагона и места);
  • После приобретения билета, сервис Туту.ру предлагает бесплатные купоны на скидки в различных интернет магазинах.

Обзор актуальных цен на авиабилеты в Крым. Сколько стоят билеты на самолет? Когда дешевле всего лететь на отдых? Сравниваем стоимость билетов в разные месяцы 2019 года.

Ниже мы приведем актуальные цены на авиабилеты в Крым для каждого из месяцев 2019 года. Все билеты на рейсы из Москвы (туда и обратно, перелеты прямые). Для сравнения укажем прошлогодние цены.

Самые дешевые билеты в Симферополь всегда из Москвы. Также недорогие авиабилеты (6000-7500 рублей) есть из южных городов: Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград. Чуть дороже лететь из Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска, Воронежа, Уфы, Казани и Челябинска: цена самых дешевых билетов в Крым из этих городов - 7500-9000 рублей за полет в обе стороны.

Удачи в поисках билетов!

Когда летим?

Стоимость билетов в Крым на весну 2019

Билеты на март

Дешевле всего лететь в Крым в 2019 году весной, а именно в марте. 3980 рублей - за полет в обе стороны! Такие цены предлагает Red Wings, но у других авиакомпаний чуть дороже. Недорогие билеты есть практически на любые даты. Даже на мартовские праздники их можно приобрести всего за 4500 рублей.

Цена билетов в Крым в марте прошлого года: от 3800 руб.

Билеты на апрель

В апреле цены на авиабилеты в Крым повышаются, так как близится сезон отдыха. Минимальная стоимость перелета на апрель 2019 года - 6000 рублей (Vim Airlines, "Аэрофлот", Red Wings и другие).

Цена билетов в Крым в апреле прошлого года: от 5200 руб.

Билеты на май

Середина мая - это начало пляжного сезона в Крыму. Тем не менее на авиабилеты все еще можно найти привлекательные цены - от 6000 рублей за перелет туда-обратно у а/к Nordwind.

Относительно недорогие билеты можно приобрести и на майские праздники. Слетать на короткий отдых в Крым в это время можно от 7800 руб.

Цена билетов в Крым в мае прошлого года: от 5500 руб. Самые дешевые билеты на майские праздники стоили от 7300 руб., а в 2016 - от 8500 руб.

Перед полетом прочитайте нашу статью о - узнайте, какая там погода и чем можно заняться. Также посмотрите вдохновляющий ролик о весне в горах Демерджи - горные крымские пейзажи просто восхитительны:

Арендуйте авто - это лучший способ путешествовать! - надежный и удобный сервис проката авто в Крыму. Выбирайте машину на свой вкус и бюджет - выбор большой. Стоимость аренды авто от 1000 рублей в сутки. Появились вопросы? Русскоязычная служба поддержки вам во всем поможет.

Стоимость билетов в Крым на лето 2019

Билеты на июнь

Цены на авиабилеты в июне 2019 совсем не мартовские, но адекватные для сезона отдыха у моря. В первой половине месяца стоимость билетов в Крым начинается от 7700 руб. (Nordwind с багажом), во второй половине - от 8500 рублей (тоже Nordwind с багажом).

Цена билетов в Крым в июне прошлого года: от 7000 руб.

Билеты на июль

Июль - разгар сезона в Крыму, поэтому цены на полеты максимальные. Самые дешевые билеты находятся у "Аэрофлота" на начало месяца - от 9350 рублей. В июле 2019 есть недорогие билеты у а/к Nordavia - можно купить билеты из Москвы в Крым от 11000-13000 рублей (с багажом). У других а/к цены начинаются от 13000 рублей.

Цена билетов в Крым в июле прошлого года: от 9500 руб.

Билеты на август

Август, как и июль - пик сезона. Но в то же время ближе к 1 сентября большинство туристов уже возвращается домой, поэтому разброс цен на авиабилеты в Крым в августе самый сильный.

Дешевле всего лететь на полуостров во второй половине месяца и возвращаться в начале сентября. На эти даты можно приобрести билеты из Москвы от 9800 рублей (с багажом). Дороже стоят билеты при возвращении в последних числах августа - от 12500.

Однако для первой половины августа таких недорогих билетов в Крым уже не найти - их стоимость начинается от 14000 рублей.

На заметку путешественникам и любителям длительного отдыха: авиабилеты в Крым с вылетом в августе, а возвратом в октябре можно купить всего от 6700 рублей, с возвратом в сентябре - от 8800 руб.

Цена билетов в Крым в августе прошлого года: от 8300 руб.

Стоимость билетов в Крым на осень 2019

Билеты на сентябрь

Сентябрь - бархатный сезон и один из самых приятных () месяцев для отдыха в Крыму. Жара спадает, сезон отпусков закончился, отдыхающие вернулись на работу или учебу - соответственно, цены на билеты, отели и еду снижаются. Благодать!

В сентябре 2019 года цены на билеты в Крым стоят от 9800 рублей. Совсем дешево можно полететь в конце месяца с возвратом в начале октября - билеты стоят от 7800 руб.

Цена билетов в Крым в сентябре прошлого года: от 7800 руб.

Билеты на октябрь

В октябре авиабилеты в Крым дешевеют. Лучшую цену сейчас предлагает Nordwind - 7300 рублей.

Цена билетов в Крым в октябре прошлого года: от 5500 руб.

Билеты на ноябрь

Ноябрь - не самый популярный у туристов месяц для отдыха на полуострове, тем не менее и в нем есть свое очарование, которое привлекает немногочисленных туристов. Авиабилеты из Москвы в Крым в ноябре 2019 года стоят почти столько же, сколько и в октябре - 7800 рублей (а/к Globus).

Цена билетов в Крым в ноябре прошлого года: от 5500 руб.

Зима 2018-2019

Бывалые туристы всегда заранее планируют свой летний отдых и уже сейчас бронируют авиабилеты и отели (совершенно верная тактика). Но вершина стратегического планирования туристической поездки - забронировать билеты на новогодний отдых почти за год вперед! Да, именно сейчас самое время это сделать, потому что на пиковые даты стоимость авиабилетов всегда будет расти обратно пропорционально оставшемуся до их наступления времени.

Так, например, сейчас можно приобрести билеты из Москвы в Симферополь - 2019 всего за 9000 рублей! Не упустите момент, стоимость перелета не всегда будет столь низкой.

Цена билетов в Крым на Новый год - 2019: от 5500 руб.

Источник вступительного изображения: © Mourner / flickr.com.

/ Крым

Крым располагается в северной части Черного моря, с северо-востока омывается Азовским морем, входящий де-факто в состав Российской Федерации Республика Крым и Севастополь.

Город Симферополь является центром Крыма.

Название: Крым (Crimea)

Лететь из Москвы в Крым: ≈ 1200 км, 1.5 ч

Язык общения: русский

Валюта: российский рубль (RUB)

Местное время: московское

Как добраться до Крыма

Главный аэропорт Крыма находится в Симферополе. Авиаперелет из Москвы в Крым займет примерно 2 часа. На поезде около суток.

Доступные аэропорты из Москвы: Домодедово, Шереметьево и Внуково

Чтобы посетить Крым, виза не нужна. При себе необходимо иметь только паспорт РФ.

Цены на авиабилеты в Крым из Москвы (туда и обратно) 2019 году

Воспользуйтесь календарем, введя свой город вылета.

В среднем цена в 2018-2019 году составляет:

На от 1 830 рублей.

На от 1 830 рублей.

График изменения стоимости на дешевые авиабилеты Москва - Крым - Москва по месяцам:

Стоимость авиабилетов в Крым из других городов

от 1 915 руб. от 4 320 руб.
от 4 200 руб. от 4 320 руб.
от 3 350 руб. от 3 909 руб.
от 6 250 руб. от 9 700 руб.
от 3 350 руб. от 9 342 руб.
от 4 500 руб. от 9 900 руб.
от 6 250 руб. от 3 200 руб.
от 3 280 руб. от 7 750 руб.
от 9 000 руб. от 6 430 руб.
от 3 650 руб. от 7 125 руб.
от 3 600 руб. от 2 250 руб.

* Окончательная цена билета подтверждается во время поиска и может изменятся в зависимости от числа оставшихся мест на рейс по данному тарифу. Найти и купить субсидированные или льготные авиабилеты в Крым дешево, Вы можете с помощью формы поиска, размещенного выше.

Маршрут перелета Москва - Крым

Растояние перелета на самолете из Москвы в Крым составляет 1225 километров (761 миль), а самое быстрое время перелета составило 1 ч. 47 мин.

Крым - источник вдохновения

Очень сложно встретить человека, который не восхищался бы Крымом. С давних времён Крымская природа привлекала писателей и поэтов. Она становилась для них источником вдохновения. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, например, считал, что Гурзуф - это самое прекрасное место, где он бывал.

Первое название Крымского полуострова - Таврида. Оно закрепилось за полуостровом ещё с античных времён. После XIII века полуостров получил своё современное название - Крым.

Крым находится на юге России и омывается двумя морями: Чёрным и Азовским. С континентом Крым соединяется на севере. Учёными доказано, что впервые люди появились на полуострове в каменном веке.

Климат и температура моря

Крым занимает небольшую территорию, но отличается разнообразным климатом. Крымский полуостров располагается в трёх климатических поясах: умеренном, умеренно-континентальном и субтропическом. Черты субтропического климата - на юге Крыма.

Летом (в середине июля) дневная температура воздуха достигает +35…+37 °C в тени, ночью до +23…+25 °C. Климат преимущественно сухой, преобладают сезонные суховеи.

Чёрное море в летний период прогревается до +25 °С. Азовское море до +27…+28

Уникальность Крыма

В Крыму протекает 257 рек, что довольно много для такой территории.

Самое большое население в Севастополе. Второе место по густоте населения занимает столица Крыма - Симферополь. На третьем месте город-герой Керчь.

Все города Крыма соединяются автобусными маршрутами. Нет никаких сложностей в том, чтобы попасть в другой населённый пункт. Между некоторыми городами проведены троллейбусные линии. Кроме того, существуют также морские маршруты и железнодорожные линии.

В городе Керчь находится паромная переправа через Керченский пролив. Благодаря этой переправе осуществляется связь между Россией и Крымским полуостровом.

Крым - это многонациональный край, родина большого количества культур. Здесь проживают люди разных национальностей: славянские народы, греки, римляне, татары, армяне, болгары.

В XIX веке началось развитие Крымского полуострова как курортной зоны. Благодаря развитию транспортных связей, жители Российской империи получили возможность отдыхать в Крыму. Крымский полуостров называли здравницей, так как люди приезжали сюда в санатории.

После 1991 года ситуация изменилась. Туристы стали отдавать предпочтение отдыху у моря на пляже. Санатории стали менее популярными.

Крымские годы и лесистые местности находятся под охраной. Создано большое количество заповедников.

В Крыму развит горный туризм.

Если вы ещё не были в Крыму, не упускайте шанс посетить его! С помощью нашего сайта Вы сможете найти самые выгодные цены на авиабилеты в Крым из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов!

На сайте и в кассах АО "ФПК" в период курортного сезона можно оформить "Единые билеты" для проезда в Крым.

Оформление талона на получение услуги по организации перевозки автомобильным транспортом начинается за 90 суток до начала железнодорожной перевозки и заканчивается за 24 часа до момента отправления автобуса.

1. На поезде вы следуете от любой станции до ст. Анапа или Краснодар.

Все рейсы состыкованы по времени отправления. Организована служба поддержки пассажиров с багажом при пересадке.

"Единый билет" состоит из двух частей: 1) билет на поезд и 2) билет (талон) для проезда на автобусе.

Для приобретения электронного билета на сайте вам нужно:

  1. Выбрать маршрут от станции вашей посадки в поезд до городов Судак, Феодосия, Симферополь, Ялта, Севастополь, Евпатория или Керчь;
  2. Нажать на ссылку "Маршруты с пересадками" . Оформление электронных билетов на поезд и автобус производится пошагово сначала на поезд, далее - на автобус;
  3. Для посадки в поезд/автобус вам нужно из Личного кабинета на сайте распечатать 2 билета (посадочных купона) на бумаге (формат А4).

Маршруты и тарифы (автобус)

Маршрут Тариф Маршрут Тариф

Анапа - Керчь

Краснодар - Керчь

Анапа - Феодосия

Краснодар - Феодосия

Анапа - Судак

Краснодар - Судак

Анапа - Симферополь

Краснодар - Симферополь

Анапа - Евпатория

Краснодар - Евпатория

Анапа - Севастополь

Краснодар - Севастополь

Анапа - Ялта

Краснодар - Ялта

Доставка пассажиров прибывших в Анапу или Краснодар осуществляется на автобусах:

Трансфер автобусом от железнодорожного вокзала г. Краснодар или г. Анапа до выбранного на территории Крыма города.

Электронный билет на автобус можно приобрести только одновременно с билетом на поезд. При покупке в кассе талон на автобус оформляется одновременно с билетом на поезд или к ранее приобретенному.

Оформление "Единого билета" производится не позднее чем за 1 час до отправления поезда со станции посадки пассажира и не позднее, чем за 24 часа до начала перевозки автомобильным транспортом.

Время действия "Единого билета"

В "Едином билете" места указаны только для поезда, в автобусе - свободная рассадка.

В случае опоздания поезда пассажир может выбрать другой автобус, следующий в течение текущего дня (до 23:59), при наличии свободных мест.

Возврат

Внимание! Оформление и возврат талонов в автомобильном сообщении производится одновременно с оформлением и возвратом проездного документа на железнодорожную перевозку.

Возврат денежных средств за неиспользованный талон осуществляется не позднее, чем за 12 часов до момента отправления автобуса. При возврате неиспользованного талона с пассажира удерживается сбор за операцию возврата в размере 54 руб. 60 коп. Возврат железнодорожных билетов осуществляется в соответствии с правилами железнодорожных перевозок.

Те, разумные люди, которые используют Telegram и подписаны в нем знают, что всю прошлую неделю я был в Крыму. Более того, они могли регулярно читать путевые заметки и смотреть фотографии оттуда. Для тех же странных людей, которые почему-то до сих пор не в телеграме, я попытаюсь сейчас делать какую-то краткую выжимку. Но, вообще, вы зря. Телеграм – это удобно.

Да, сразу скажу, что ездил я туда по делам, поэтому туристических задач себе не ставил. Ездил на машине, выходные туда, неделю там, выходные обратно. Тем не менее, некоторые наблюдения могут быть интересны и тем, кто рассматривает Крым в качестве места для проведения отпуска.

1. Дорога

Я ехал из Воронежа в Ялту (не в саму Ялту, в поселок рядом, но это не принципиально). Ехал через Тимашевск – это не самый популярный маршрут, многие едут по более длинному, но и более накатанному пути через Краснодар. Возможно, в сезон так будет и лучше – дорога шире. Про М4 рассказывать неинтересно – наступил на газ и стараешься не уснуть. Ну, кроме Лосева и еще пары интересных мест, где она из шестирядки вдруг превращается в козью тропу. Летом там люди часами дохнут в пробках, но в межсезонье это легкая досадная задержка, не более. На пути два раза собирают деньги, но, поскольку у меня в машине транспондер, то два раза туда и один раз обратно пролетел без малейшей задержки. Последний раз таки попал на не умеющего читать дятла на «мерседесе», который вперся в зеленый коридор без транспондера, встал перед шлагбаумом и начал на него быдлить. Шлагбауму было пофиг, но остальным пришлось ждать, пока он перестанет орать на железяку и выедет оттуда задним ходом. Обычное дело в зеленых коридорах.

Некоторое разнообразие начинается, когда с М4 уходишь.

Когда после Кущевской поворачиваешь направо в сторону Тимашевска, начинается довольно приличная, но все же двухполоска. Это вполне переживаемо, пока машин относительно немного – ну придется подергаться, пообгонять фуры, но ничего страшного, раньше только так и ездили. Я прекрасно помню, как вся М4 имела вид куда как хуже, это уже «сами-знаете-кто до чего страну довел», что там теперь шестирядка. Едешь, конечно, медленнее, чем по федеральной трассе, но зато вокруг красоты Кубани.

Извините за качество фоточек, мой основной смартфон работал всю дорогу навигатором и сервисом предупреждений ( в фоне под Яндекс.Навигатором). Это весьма и весьма рекомендуется, потому что камерами Кубань просто утыкана.

Однако, как мне кажется из дорожных наблюдений – летом эта дорога может превратиться в ад. Каждая узость станет многочасовой пробкой. Если сейчас переезд в Тимашевске съел 15 минут, то это было, извините на минуточку, пробка из пяти машин. А если их будет 50?

2. Навигация

Яндекс-навигатор в режиме голосового управления общается сам с собой. Слово»километр» является ключевым, и, сказав его, он переключается в голосовой режим и ждет команды. Услышанное не понимает, огорчается, переспрашивает… Так что этот режим лучше сразу отключать. Несмотря на предзагруженные карты (какие-то чудовищные гигабайты), при пропадании мобильной связи теряется, не видит ни себя, ни окружающего мира, ошибается в маршрутах, мучительно пытается понять, кто он, где он, и каково его место в этой Вселенной… К счастью, по дороге до Крыма это случается редко – вся М4 накрыта без разрывов, а в богатой Кубани кое-где вообще прорезывался неожиданный LTE.

Билайн радует. Жаль только, что Крым для него — не Россия…

А вот Мегафон захотел денег еще не доезжая Ростова.

3. Кубань

На Кубани жирно живут, жирно. Едешь через деревни местные и все «Великие», «Радостные», «Обильные» и прочая позитивно-самодовольная топонимика. Не то что у нас в Черноземье – Грязи, Дрязги да великое село ХренОвое. Ну, то есть, местные, конечно, уверяют, что оно ХреновОе, ну да пусть кому другому заливают. Никогда не мог понять, что за топонимический мазохизм – жить в каких-нибудь Дрищах или Говнах. Уж лучше тогда «Совхоз имени Лопе Де Вега» — хотя бы звучит на «** твою мать» похоже.

Уже по домам заметно, что топонимическое колдунство пошло кубанцам на пользу – даже в самых мелких деревеньках все ухоженное, дома кирпичные, крыши крыты модно, окна пластиковые. Возле каждого дома машина, и чаще всего – не «жигули». Наличие достатка у крестьянина легко заметить по изобилию мелкого украшательтства — красивые заборчики, резные наличники, разнеможной пошлости флюгерок… Ну да, китчевато, но позитивно, ярко и главное – показательно. Нормально все у людей, есть досуг и есть средства.

Дороги здесь, в глубине Кубани, тоже неплохи – разметка, асфальт, заправки. Двухрядка, но двухрядка приличная и есть где обогнать. Правда, Лукойл, зараза, перепрятал все заправки! Ехал туда – весь Лукойл слева, через сплошную без разворотов. Еду обратно – та же фигня! Как он успели за неделю все заправки на другую сторону дороги переставить? Какое-то подлое колдунство, не иначе… А ведь как только от отчаяния заправишься на какой-нибудь «Роснефти» — и все, Лукойлы пойдут гнездами, как грибы, и все, как издеваясь – на твоей стороне! Кстати, на Лукойле продают складные карманные топоры. Для маленьких Раскольниковых.

Не, я ничего не имею против Роснефти, но в вопросе солярки для «комонрейл» предпочитаю Лукойл. Уж больно, знаете, форсунки дороги… Ну и лучшие сортиры по всей дороге у Лукойла. Рекомендуем.

А так да, Кубань живет жирно. На фоне ее и Воронежская область выглядит бледновато, а уж степной сельскохозяйственный Крым – вовсе полная нищебродь. Да что там говорить – тут даже леденцовые петушки вырастают размером с ладонь! И это я еще его, поди, недозревшим сорвал…

3. Мотель

В совхозе Ольховский есть мотель, который можно забронировать через букинг и в котором бесплатный вайфай в номерах.

В совхозе, Карл!

А вот в Европе иной раз даже в дорогущем отеле в центре Вены никакого вайфая, одна розетка в стене, ну а если он есть – то непременно изволь пару евров на бедность подать. Да и скорость говно, если честно.

Мотель стоил полторы тыщи рублей за двухместный номер с раздельными кроватями (я с дочкой ездил) и был из категории «небогато, но чистенько».

В номере душ, сортир и электрический чайник – а что еще нужно человеку, чтобы переночевать в дороге? Кровать, правда, адски скрипучая, а холодильник лучше не включать – он тарахтит, как дизель под тягой.

Но главное – бронь через букинг сработала, в обе стороны. Цивилизация! Выбирал мотель по километражу – 800 км от Воронежа, 300 км до парома. Как раз по времени удобно – к вечеру доехал, переночевал, утром подскочил к парому – и в Крым.

4. Паром

Тех, кто умный, и оплатил паром онлайн, в первый накопитель не загоняют. Но – обязательно должна быть бумажная распечатка. Никакое «покажу на экране смартфона» не прокатывает. (Когда заказывал на обратную дорогу, пришлось поискать в Ялте принтер). Так что едешь мимо основной очереди и чувствуешь себя самым хитрым.

Правда, недолго. На косе (через 10 км) стоит пост ГАИ, успешно создающий пробку на ровном месте.

Там выборочно проверяют документы на машину и ОСАГО. Туда ехали – проверили, обратно – нет. Но стояли в обоих случаях.

Затем очередь во второй накопитель, окончательный. Перед ним – досмотр, как на таможне – с проходом пассажиров через рамки, пропусканием сумок через рентген и осмотром машины с зеркальцем на ручке.

Правда, в обе стороны нас пропустили, глянув весьма формально. Видимо потому что мы с дочкой не были похожи на отчаянных укро-шахидов, которые прогрызут днище парома назло москалям. Да, обязательно должны быть паспорта на взрослых и свидетельство о рождении ребенка.

В последнем накопителе набирают машины по числу мест на пароме, выстраивая их рядами.

На пароме есть теплый (летом – кондиционируемый) салон, где продают кофе и бутерброды, но можно и в машине сидеть, если охота. А можно выйти и пофотать море и наглых чаек.

Да, все пытаются увидеть строящийся мост – но нет, он в другом месте, с парома его не видно.

Паром идет быстро, буквально полчаса – и начинается выгрузка со стороны, противоположной погрузке, так что выезжать удобно.

Вот и всё, вот и Крым.

5. Крым. Дороги.

Дорога от Керчи до Ялты через Симферополь местами ужасна, местами уже новая – но везде по одной полосе в каждую сторону. Сейчас, не в сезон, это преодолимо без особого напряга – ну, небыстро, ну, трясет, ну грузовики собирают хвост… Но страшно представить, что будет летом, когда на эту узенькую дорожку ломануться тысячи отдыхающих.

Бензин и солярка тут +2 рубля к Воронежу, стабильно. Есть развесистые местные сети, но был обнаружен и прячущийся в кустах от санкций Лукойл. Мой нежный коммон-рейловый турбодизель съел в общей сложности бак местной солярки и не поперхнулся.

Дороги вокруг Ялты таковы, что две машины не везде разъезжаются. Несколько раз приходилось пятиться задом по почти вертикальным серпантинам деревенских проездов, чтобы пропустить встречного. В Ялте постоянные пробки, в центре тоже очень узко, движение интенсивное, перекрестки часто нерегулируемые и сложные для проезда. Однако ездит народ как-то спокойнее, чем у нас, пропускает со второстепенной, дает развернуться, не сигналит истошно и не рвет себе сердце.

Парковки в центре практически все платные (сто рублей) и даже при этом свободного места фиг найдешь. И это март-апрель! Страшно представить, что будет летом.

6. Крым. Реалии.

Про Крым можно рассказывать много, но все это впечатления сумбурные и между делом. Первое впечатление — засрат до неимоверности. Нет, реально, помойка какая-то. Мусор-мусор-мусор.

Позже я понял причину — в нашем местопребывании, чтобы вынести мусор в контейнер, надо было фигачить с мешками по лестнице несколько километров вверх. Примерно, как этаж на десятый без лифта. Знамо дело, доносят не все…

С коммунальными службами тут хреновенько, но, поскольку санатории в округе без особого шума стали ведомственными у различных российских силовиков, то они интенсивно реконструируются и есть шанс, что и окрестности почистят, и вывоз мусора наладят. Не знаю, как к этому относиться – с одной стороны, при х*хлах все они превратились в руины и кучи говна, а с другой – почему именно и только ведомства?

Бывший Дворец Паниной, он же бывший детский санаторий «Ясная Поляна» теперь принадлежит Таможенной Службе РФ. Это их флаг.

У побережья парк Мисхора уже вылизан, вычищен и подстрижен.

Первые робкие весенние баблоотсосы уже выползли погреться на солнышко, призывно блестя яркой мишурой. Тучный турист вскоре, жужжа, налетит, аки шмель, неся на лапках пыльцу баблеца…

И не скажешь, что ста метрами выше адский срач и под каждым кустом мусор. Здесь скоро будут стричь туриста! Турист же нежен и пуглив. А зря — идешь такой по Алупкинскому шоссе вниз – слева за забором ФСБ, справа ФСО. Идешь вверх – слева ФСО отгородило себе кусок Мисхора, ФСБ справа заняло парк Чаир. Чувствуешь – Родина рядом!

Приятное ощущение безопасности, да не простой – государственной!

Забавно, что при хохлах за теми же заборами были те же ФСБ и ФСО, только украинские. А при СССР — советские. Скорее всего, даже те же люди в тех же будках сидели. Флаги только поменяли – и всех забот.

Правительства приходят и уходят, спецслужбы остаются. И Золотой Ленин следит с горы недреманым оком…

И повсюду один и тот же портрет Темнейшего, с необычайно хитрым выражением лица…

Еще одна местная беда – оголтелая застройка всего многоэтажками. Везде, куда не кинь взгляд, торчит какое-то свежее литье по бетону. Пандемия бетонного литья. Их впихивают на каждый свободный клочок почвы, отчего они иной раз имеют довольно причудливую форму. Это при хохлах развилось, но и российская администрация не спешит наводить порядок. Разумеется, при полном отсутствии дорог и еле живых коммуникациях это превращается в настоящее бедствие, не говоря уже о том, что от реликтовых парков местами почти ничего не осталось.

Изначально Мисхор и Гаспра выглядели как-то так — халупки из местного дешевого ракушечника.

Но потом хохлоолигархи, «новые украинские», понастроили себе дворцов везде, где было достаточно квадратных метров плоского пространства.

Оставшиеся пятачки поделили кто как смог, воткнув евросарайчики причудливых форм, нависающие над склонами. Крымская архитектура — когда построить негде, но очень хочется…

Такое ощущение, что через несколько лет все побережье превратится в огоромный ульевый конгломерат, где крыша одного дома будет переходить в фундамент другого.

Пока не видно политической воли, которая должна этот остановить, а властная пауза заполняется сплошными жуликами от недвижимости. Все столбы и заборы обклеены рекламой услуг экстремального межевания и бескомпромиссного землеотвода.

Но это все, скажу я вам, полнейшая фигня на фоне величия природы. Какая, нахрен, разница, кто там в очередной раз переприватизировал приватизированное или перепограбил награбленное, когда тут такие горы? И такое море? А воздух тут такой, что можно жрать горстями с обеих рук, запихивая в себя этот запах цветущего всего, сладкий до одурения.

7. Крым. Быт.

Крым отчасти застрял в 90-х. Таких блошиных рынков в центре города я давненько не видел…

Между тем, магазины полны продуктов. Основные производители – Воронеж, Кубань, Белоруссия. Цены – как у нас.

В непродовольственных – такое же изобилие и тоже Воронеж присутствует:

Ну а ассортимент местных вин не поддается вообще никакому описанию…

Свет – таки да, отключают. Примета времени – везде генераторы.

Мы тоже почувствовали себя настоящими крымчанами — посидели без света. Всего два часа в сутки, плановое отключение, но уж очень неудобное время – в 20.30 до 22.30. Самое, когда он нужен. Кроме того, в нашем тамошнем жилье электрическое было все – от отопления, до подачи воды. Так что приходилось просто и без затей ложится спать, даже чаю не попивши. За неделю втянулись, став заядлыми жаворонками – поскольку со светом пропадал и весь интернет, включая мобильный, то оставалось только отбиваться в девять вечера.

Больше всего с непривычки напрягала необходимость везде платить наличкой, я как-то больше картами обычно. Тем не менее, в крупных магазинах уже начинают принимать кредитки, я один раз платил.

В Крыму даже есть свой Жан-Жак, правда без смузи и митболов:

Так что хипстерам найдется, чем себя развлечь…

Ялтинский лук — красный и плоский. У нас тоже продается, но, похоже, это китайцы свой красят и плющат. А ялтинский сла-а-дкий…

Еще одно интересное наблюдение – несмотря на неразвитость и некоторую топорность сервиса, уровень доброжелательности тут необычно высокий. Люди не номер отбывают, а реально кидаются тебе помочь, выходя за рамки служебных обязанностей. Так, например, парковщик выскакивал на проезжую часть и становился, раскинув руки, поперек движения, чтобы мы могли вырулить в нужную сторону (там было одностороннее), работники супермаркета разыскивали нам оберточную бумагу, чтобы упаковать бокалы… Ну и так далее. Нет, ничего сверхъестественного, но достаточно, чтобы обратить на это внимание.

8. Крым. Интернет.

То, что здесь пытается себя выдавать за «мобильный интернет» по нашим меркам не тянет даже на издевательство. Сто килобит с попутным ветром, размахивая мобильным роутером с балкона. Три джи? Нет, не слышали. Но еле-еле edge кое-как выдавливается.

Чуть лучше в центре Ялты, но это тоже не 4G ни разу.

Надо сказать, что телеграм при дохлой связи сдаётся последним.

Два оператора – МТС и ТЕЛЕ2 позволяют пользоваться в Крыму интернетом как дома.

Билайн и Мегафон наоборот — снимут с вас последнюю рубашку, как будто вы не в России, а в Гондурасе каком-нибудь.

Проводной интернет, впрочем, доступен — стомегабитный стоит 440 рублей в месяц и подключили его в день обращения (провода в квартире уже были). Хотя для обращения все-таки пришлось запереться в центр Ялты, а подключиться и оплатить в один день никак — сначала интернет, потом оплата. Удивительно, что не наоборот. Неудобство – интернет здесь нельзя оплатить онлайн и проверить в личном кабинете. До этого пока местный сервис не дошел, хотя, казалось бы… Интернет раздражающе нестабилен даже на проводах – то и дело пропадает в непредсказуемом ритме, работать крайне тяжело. Все списывается на отключения света.

Да, презабавный фокус – покупать в Крыму СИМ-карты МТС. Не знаю, как тут обходятся местные, но для туристов продают симки МТС Краснодарского края с тарифом Супер МТС. Одно бы и ничего, но звонок с такого тарифа в Воронеж на любого оператора, кроме МТС стоит абсурдных 12 рублей в минуту, что дороже, чем с воронежского Билайна, который игнорирует тот факт, что Крым - это Россия и считает себя в международном роуминге.

Но это еще не самое смешное. Дело в том, что на купленной симке нельзя сменить тариф ни через USSD, ни через ЛК, и нельзя перекинуть на другой номер опрометчиво закинутые на нее деньги, потому что, несмотря на «полное оформление с паспортом», договор оказывается не на тебя, а на некое «юридическое лицо». В ЛК оно значится как «Уважаемый абонент».

Кстати, ту же симку предлагают купить без оформления, но на сто рублей дороже, хотя в обоих случаях она оказывается не на вас. В общем, без лохА жизнь плохА.

Не знаю, бывают ли тут симки МТС с другими тарифами (эту не я покупал). Но, в любом случае, скорее всего оформлены они будут через ту же жопу, потому что МТС делает вид, что его тут как бы нет, и это как бы вовсе не они, а как будто бы настоящий роуминг. В общем, самый правильный способ мобильной связи в Крыму – это купить симку МТС с тарифом от Смарт до Смарт+ в своем домашнем регионе. Так дешевле всего звонить из Крыма домой.

Попал я и под международные санкции – в Крыму у меня не получилось обновить приложения смартфона через GooglePlay. Мне это, в общем, пофиг, я их и так стараюсь обновлять пореже, чтобы не засирать память. Просто узнал, что в новых яндекс-картах перешли с растра на вектор и решил посмотреть, как это выглядит.

Однако местным андроид-пользователям это, наверное, доставляет некоторые неудобства. Да, практически всё можно найти и поставить мимо гуглплея, или использовать ВПН, но это ж лишние телодвижения. Забавно, что айпад при этом обновился без проблем.

Уже чисто из спортивного интереса установил впн-сервис ZenMate (там до 500 мб можно порезвиться бесплатно), сменил страну на США, и все установилось.

Пока не могу сказать, что Яндекс-карты стали принципиально лучше с переходом на вектор, но объемы загрузки определённо стали меньше.

А вот Яндекс.Навигатором, который в этой поездке был за главного, я не очень доволен – все время норовил завести меня в какие-то мрачные гребеня (широкие прямые дороги – не для него, он обожает срезать маршрут через какие-нибудь дворы) и, при пропадании тухлого местного мобильного интернета, забывал кто он, и где находится. Предупреждение о камерах в нем вообще никакое, совсем сырой сервис – начинает орать «камера!», когда ее уже давно проехал. Но, в целом, я ни разу нигде не заблудился, так, блуканул несколько раз, не более.

8. Выводы.

Не знаю, чего тут выводить… Ну да ладно:

1. Съездить в Крым на машине в межсезонье просто, быстро и недорого. Особенно, по сравнению с другими способами. Летом, подозреваю, будет много хуже, но я таки планирую в июне мотнуться уже с целью искупать детей в прибое. Да, на машине будет тяжеловато, но это 15-20 тысяч на дорогу туда-обратно на четверых, а на самолете прямым рейсом – 80 тыщ, через Москву – 40 тыщ, но со стыковкой в 15 часов. Есть за что пострадать. (Возможно, летом будут более дешевые прямые рейсы лоукостеров, но пока их заказать нельзя).

2. Жить (в смысле питататься) в Крыму в межсезонье не дороже, чем в Воронеже (за вычетом жилья), думаю, что в сезон это не изменится.

3. В целом, мне в Крыму понравилось, несмотря на некоторые вещи, которые бесят. Но такие вещи есть везде. Надеюсь, их станет меньше.

4. Любые рассуждения о политике в комментариях считаю крайне неуместными, на бытовые вопросы отвечу – но многого не ждите, я был там недолго, видел мало и был сильно занят делами, по которым приехал.

5. Переходите на Telegram, я все больше буду уходить туда из других пабликов. Это, как выяснилось, очень экономит время, которого у меня сейчас отчаянная нехватка. Публикация в ФБ или ЖЖ съедает остаток дня комментами и дискуссиями, а в телеграме выложил – и забыл. Красота!

 

Возможно, будет полезно почитать: