Как называется мечеть в медине. Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби). Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке

Масджид ан-Набави мечеть пророка Мухаммада в Медине. Она была построена пророком Мухаммадом и его сподвижниками сразу после хиджры (переселения) мекканских мусульман в Медину. Эта мечеть является третьей святыней Ислама после «Запретной» мечети (Масджид аль-Харам) в Мекке и мечети «Отдаленнейшей» (Аль-Акса) в Кудсе (Иерусалиме), к которой в шариате разрешено паломничество. После переселения пророка Мухаммада в Медину, он некоторое время оставался в пригороде города Куба, где по его распоряжению была выстроена мечеть. Затем он выехал оттуда и прибыл в Медину. Там многие люди стали приглашать его к себе домой. Однако пророк отказался и объявил о том, что он остановится в том доме, у которого остановится его верблюд. После этого он отпустил животное. Оставшись без наездника, верблюд прошел некоторое расстояние, остановился и сел на землю недалеко от дома Абу Аййуба аль-Ансари, где временно и остановился Мухаммад. Место остановки верблюда же принадлежало мединцам Сахлю и Сухайлю, которые готовы были подарить эту землю пророку. Однако тот не согласился и выкупил у них эту территорию за символическую сумму в 10 динаров. Деньги были выплачены Абу Бакром. После этого мусульмане, под руководством пророка Мухаммада, принялись за строительство на этом месте мечети, которая была выстроена в самые кратчайшие сроки. В связи с тем, что первоначально кибла была обращена в сторону Кудса, михраб мечети был установлен на северной стороне мечети. Спустя шесть месяцев, после изменения направления киблы в сторону Мекки, михраб был установлен на южной стороне здания. В мечети также был установлен минбар, с которого пророк читал народу проповеди. Однако купол сооружения отсутствовал. После завершения строительства, пророк Мухаммад поселился в этой мечети. На ее восточной стороне были построены две комнаты для его жен Аиши и Сауды. Однако эти комнаты оставались вне основного здания. Также возле мечети было обустроено место, названное Суффой, где собирались нуждающиеся мусульмане и путники для молитв и обучения основам религии (См. Асхаб ас-Суффа). Количество комнат, принадлежащих пророку, первоначально было семь, затем их стало девять. Мединская мечеть имела исключительное социальное значение в жизни ранней мусульманской общины. Она превратилась в общественный и просветительский центр, в котором решались все бытовые, экономические и политические проблемы мусульман. Отсюда пророк Мухаммад управлял государством, принимал различные посольские делегации, вместе со своими сподвижниками решал задачи военного характера, создавал правовой механизм общества, обучал народ Корану. Помимо него здесь преподавали Коран, а также арабскую письменность и грамматику другие его образованные сподвижники. После завоевания Хайбара в 628 году, пророк Мухаммад распорядился расширить территорию мечети. А после его смерти в 632 году, он был похоронен в комнате его жены Аиши. Там же, рядом с ним, были похоронены первые Праведные халифы - Абу Бакр и Омар. В период правления второго Праведного халифа Омара, мечеть была еще более расширена. Первая основательная реконструкция мечети была проведена в период правления третьего Праведного халифа Османа в 650 году. Слабые кирпичные стены сооружения были заменены на основательные, каменные. Был построен купол, для поддержания которого были добавлены колонны. В период наместничества омейяда Омара ибн Абд аль-Азиза в 707-711 годах Мечеть пророка была перестроена заново и настолько расширена, что комнаты жен пророка оказались внутри здания. В связи с тем, что могила Мухаммада находилась в комнате Аиши, внутрь мечети была введена только ее часть. Стены, сооружения и колонны были возведены из камня и кирпича и облицованы мрамором. Тогда же были выстроены первые четыре минарета мечети пророка. В 778-781 году Аббасидский халиф аль-Махди провел очередную реконструкцию мечети, значительно расширив ее в северном направлении. Аналогичные работы проводились и в 817 году в период правления Аббасидского халифа аль-Мамуна. В 1180 году халиф ан-Насир построил на территории мечети специальную комнату, куда собрал сохранившиеся от пророка Мухаммада и его сподвижников одежды, предметы обихода. В 1256 году в период правления последнего Аббасидского халифа аль-Мутасима, по вине одного из служителей, в мечети произошел крупный пожар. Огонь уничтожил почти все здание. В следующем году халиф распорядился срочно восстановить мечеть. В том же году он послал в Медину лучших мастеров и архитекторов, которые восстановили мечеть пророка. В этом деле принимали участие также правитель Йемена Музаффар и правитель Египта Нур ад-Дин Али ибн Муиз. Вместо сгоревшего при пожаре минбара пророка, там был установлен новый минбар, изготовленный в Йемене. Однако ремонтные работы не были завершены по причине нашествия на Багдад монголо-татар, которые уничтожили Аббасидский халифат. Они были продолжены и завершены только в 1295 году по инициативе мамлюкского султана Египта Бейбарса. Он распорядился привезти из Египта новый минбар, которым он заменил предыдущий. Второй крупный пожар случился в мечети пророка в 1481 году, когда один из минаретов поразила молния. Оттуда огонь распространился по всему зданию. После этого мечеть была восстановлена мамлюкским султаном Египта Ашрафом Кайтабаем, который послал в Медину лучших мастеров. В это же время, возле мечети было построено медресе Махмудийа. В период правления Османских султанов, Мечеть пророка неоднократно ремонтировалась. Однако самые фундаментальные работы были произведены султаном Абд аль-Маджидом в 1849-1861 годах, когда здание фактически было выстроено заново по частям. То есть старые стены заменялись новыми, более фундаментальными. Последние фундаментальные восстановительные работы в мечети были произведены властями Саудовской Аравии в 1953 году.

Построенная самим Посланником Аллаха (с.г.в.) Масджид ан-Наби общепризнана в качестве второй по значимости мечети в мусульманском мире.

Её особенный статус подчёркивает, прежде всего, то, что намаз в ней многократно превосходит молитвы в других «Домах Аллаха». Кроме того, возле неё расположено захоронение Мухаммада (с.г.в.), а также ближайших его сподвижников - Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.) и Умара ибн Хаттаба (р.а.).

История мединской мечети

Она была построена после из Мекки в Медину. Первоначально этот земельный участок принадлежал двум сиротам.

После выполнения хиджры Пророком (с.г.в.) каждый ансар хотел, чтобы Мухаммад (с.г.в.) поселился именно в его доме. Осознавая это, Милость миров (с.г.в.) произнёс слова: «Дайте дорогу моей верблюдице, так как она следует по пути, который велит ей Аллах». Спустя некоторое время верблюдица подошла к стойлу, владели которым двое сирот. И тогда Божий Посланник (с.г.в.) вознамерился выкупить это место. Узнав об этом, юноши заявили, что они хотят подарить его Пророку (с.г.в.). Однако он отказался принять такой дар и заплатил им 10 динаров (хадис приводится в своде Бухари).

В дальнейшем на этом самом месте и была построена первая мечеть в Медине - Масджид ан-Наби, сооружённая по велению Пророка (с.г.в.). После возведения она неоднократно расширялась самим Посланником Аллаха (с.г.в.), а также во времена правления Абу Бакра, Умара и Усмана (р.а.). В более поздний период Мечеть Пророка реконструировалась в эпоху правления династий Омейядов и Аббасидов. В 1256 году здесь произошёл крупный пожар, охвативший все помещения и нанёсший большой ущерб. Сразу же началось восстановление храма, и мечеть обрела свой новый облик.

После завоевания Медины османским султаном Селимом I Грозным началась новая эпоха в истории Аравии, и Мечеть Пророка не стала исключением. Турецкие правители уделяли колоссальное внимание Масджид ан-Наби, благодаря чему она обрела современный вид.

В наши дни это уже крупный комплекс общей площадью 360 тысяч квадратных километров. На её территории расположено 10 минаретов. Ежегодно во время хаджа мечеть вмещает до миллиона верующих.

Достопримечательности Масджид ан-Наби

1. Рауда

Название этого места в переводе означает «райский сад». Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Между домом и минбаром находится ар-Рауда - один из садов Рая» (Бухари, Муслим). Мусульманские богословы комментируют данный хадис по-разному, но все они сходятся в том, что это место несёт в себе благодать. Одни утверждают, что верующий, совершающий намаз в Рауда, испытывает особую внутреннюю гармонию и покой. Другие же полагают, что сама молитва в данном месте может привести к райским садам. Третьи выдвигают версию, что Рауда в мире ином станет одним из райских мест.

Известная всем достопримечательность - место захоронения Посланника Аллаха (с.г.в.), а также первых двух праведных халифов - Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.). Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) его дом находился с мечетью. Однако из-за постоянного расширения Масджид ан-Наби могила Пророка (с.г.в.) оказалась на территории комплекса.

Места захоронения ограждены двумя стенами. Это сделано для того, чтобы мусульмане не принимали могилы за места поклонения и не выполняли там молитву. При посещении мечети верующие приветствуют Божьего Посланника (с.г.в.) и возносят за него дуа.

3. Дом Али ибн Абу Талиба и Фатимы аз-Захра (р.а.)

Так же на территории Масджид ан-Наби со временем оказался и дом, в котором жили (с.г.в.) Фатима (р.а.) и его зять, четвёртый праведный халиф Али (р.а.).

4. Большая исламская библиотека

В мечети хранится большая коллекция редчайших книг по истории ислама, праву, вероучению и таухиду. К сожалению, многие экземпляры были утеряны во время пожара 1256 года, но, тем не менее, некоторые всё же удалось спасти.

Достоинства Мечети Пророка

  • Большое вознаграждение за намаз. Молитва в Масджид ан-Наби в 1000 раз превосходит ту, что совершается в любой другой мечети, кроме Заповедной. На это указывает хадис, который приводят в своих сборниках Бухари и Муслим. Т.е. за один фард-намаз в Мечети Пророка (с.г.в.), на который у нас уйдёт не более 15 минут, мы можем получить награду как за полгода регулярной коллективной молитвы.
  • Мечеть богобоязненности. Однажды один верующий задал вопрос Пророку (с.г.в.) о том, какая мечеть основывается на богобоязненности. И тот ответил: «Это мечеть Медины!» (Муслим).
  • Место получения знаний. Считается, что верующий обретёт дополнительные блага, если он посетит Масджид ан-Наби с целью получить образование. В одном из хадисов, приводимых Альбани, сказано: «Кто посетил эту мечеть для получения знаний или обучения других, тот подобен тому, кто сражается на пути Господа».

Основные моменты

Считается, что первый храм на этом месте появился еще при жизни пророка – здание было заложено в 622 году. Мечеть Пророка имеет открытый прямоугольный двор и угловые минареты. Примечательно, что этот принцип планировки в дальнейшем был использован для всех мусульманских храмов, которые стали возводить по всему миру.

Могила пророка находится под Зеленым куполом. Точная дата постройки этой части мечети не известна, но упоминание о куполе можно найти в старых рукописях XII века. Кроме могилы Мухаммеда, в Мечети Пророка расположены погребения двух первых мусульманских халифов – Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, что зеленый цвет купол приобрел 150 лет назад, а до этого он несколько раз менял цвета и был белым, фиолетовым и синим.

Мечеть Пророка всегда играла исключительно важную роль в жизни мусульманской общины. Как это принято в исламе, здесь регулярно совершались религиозные обряды. В храме учили студентов, работал суд, а также проходили общественные собрания и праздники.

Каждый новый правитель считал своим долгом внести посильную лепту в расширение и благоустройство святыни. В 1910 году Мечеть Пророка в Медине стала первым местом на Аравийском полуострове, где было использовано электрическое освещение. Последние масштабные работы по реконструкции мечети провели на средства правительства Саудовской Аравии в 1953 году.

Сегодня Масджид ан-Набави – действующая мусульманская мечеть и место массового паломничества для приверженцев ислама со всего мира. Мусульмане верят, что произнесенная здесь молитва стоит 1000 молитв, совершенных в других местах. Одновременно внутри Мечети Пророка могут находиться до 600 тысяч верующих, а во время хаджа их количество доходит до 1 млн человек. Следует иметь в виду, что в мечети могут побывать исключительно мусульмане.

Особенности архитектуры

Современный размер Мечети Пророка превышает первоначальное строение примерно в сто раз. Сегодня Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

Огромная мечеть является настоящим шедевром инженерной мысли. Она имеет 10 минаретов, высота которых доходит до 105 метров. Полы и стены архитектурного памятника украшены разноцветным мрамором. В наши дни комплекс включает 27 молитвенных залов-двориков, каждый из которых покрыт раздвижным куполом. Все они оснащены автоматическими системами управления, и открытие куполов происходит практически бесшумно.

На территорию Мечети Пророка можно попасть через 89 входов. Она оснащена необычной системой решеточного кондиционирования. В прямоугольные основания тысяч колонн вставлены специальные металлические решетки. Прохладный воздух сюда поступает от станции кондиционирования, расположенной в 7 км от мечети, поэтому даже в самый знойный день внутри никогда не бывает жарко.

По вечерам Мечеть Пророка красиво подсвечивается. Ярче других иллюминированы четыре исторических минарета, которые стоят по углам Масджид ан-Набави.

Как добраться

Мечеть Пророка находится в центре Медины. От аэропортов «Mohammad Bin Abdulaziz» и «Янбу» к центру города паломников возят специальные автобусы.

Мечеть Пророка в Лучезарной Медине можно, без сомнения, назвать одним из «чудес света». Она является вторым по величине исламским местом поклонения в мире, и вправе называться одним из шедевров архитектуры с точки зрения эстетики.

Заложена мечеть была еще самим Пророком, вскоре после совершения хиджры в Медину в 622 г н.э. Первая мечеть представляла собой нечто вроде открытой веранды с навесом из пальмовых листьев, посередине которой было возвышение для чтения Корана. Сооружение было прямоугольным со сторонами 30Х35 метров и высотой более двух метров с требя дверями, именовавшимися «баб-ар-Рахман». Ваб-Джибрииль и Баб ан-Ниса. Внутри была также возвышающаяся платформа, известная, как «суффа». Она и ныне находится здесь, сразу за оградой могилы Пророка. В те годы образовалась группа сподвижников Пророка, посвятивших себя исключительно изучению ислама и пророческой традиции, проводивших все свое время с Пророком и впоследствии распространявшие ислам. Они и собирались на свои встречи, сидя на «суффе» Члены этого своеобразного братства даже не имели семей, и если кто-то из них и обзаводился таковой, то, по негласному правилу, должен был покинуть этот джамаат. Среди «сахабов суффы» был известный передатчик хадисов Абу Хурайра, знавший около 8 тыс. этих назидательных историй. Остальные знали, наверное, не меньше.

Семь лет спустя площадь мечети увечилась вдвое, а крыша поднялась до 3,5 метров, поддерживаемая 35 деревянными колоннами. Во времена праведного халифа Умара бин Хаттаба площадь мечети выросла до 3500 кв.м, увеличилось и количество колонн.

В центре мечети Пророка имеется совсем небольшое по площади, но очень знаменательное место, именуемое «Рияд аль-Джанна» (Райский сад). Оно простирается от могилы Пророка («рауда») до его минбара. Паломники непременно стараются войти в пределы этого места – ведь, согласно традиции, оно считается частью рая здесь, на Земле. Абу Хурайра передает в одном из хадисов: «Место между моим домом и моим минбаром – один из небесных садов. Молящийся и читающий здесь Коран получает благословение, как если бы он молился в садах рая».

При халифе Аль-Валиде ибн Абд аль-Малике из династии Омейядов (707-715 гг) была полностью изменена и расширена структура строения, включившая в себя также и могилу Пророка. Теперь мечеть занимала площадь 84Х100 кв.м., имела каменный фундамент, а крыша поддерживалась каменными колоннами. К зданию были пристроены также 4 минарета. Аббасидский халиф Махди еще более расширил площадь мечети, добавив двадцать новых дверей, по восемь с восточной и западной стороны и четыре – с северной.

Во времена Османской империи, при султане Абдул Маджиде мечеть Пророка была полностью реконструирована. Площадь молельного зала удвоилась, расширившись к югу и за счет нового михраба для имама. Стена, указывающая киблу, была инкрустирована выполненными глазурью каллиграфическими цитатами из Корана. Также пол мечети покрыли гранитом и мрамором, а с запада был пристроен еще один, пятый минарет, названный «аль-Маджидийя».

Король Абдул Азиз (1932-1953 гг.) приказал снести постройки вокруг мечети, чтобы освободить место для строительства новых крылья здания к востоку и западу от молельного зала, в основе которых лежала система бетонных колонн и стрельчатых арок. Более старые колонны сооружения были укреплены бетоном и усилены медными кольцами в верхней части. В пристройках были сформированы два открытых внутренних дворика, над которыми позднее возникло механически управляемое покрытие из тефлона. В двориках имеются отгороженные колоннами террасы в восточной и западных частях, верхняя часть колонн покрыта золотистой краской, и, при освещении электрическими лампочками, создается замечательный эффект.

К западной стене мечети была пристроена библиотека, хранящая уникальные рукописи Корана и других исторических книг.. Еще два минарета появились с северо-восточной и северо-западной стороны.

Генеральный план по значительному расширению мечети был принят при короле Фахде в 1985 г.

Это грандиозное расширение началось к северу от старой османская мечеть, расширив соовсе сооружение в западном и восточном направлении. Еще одним грандиозным архитектурным решением стали новые входы с эскалаторами на восточной и западной сторонах. В целом мечеть расширилась на 400,327 кв.м. Таким образом, после расширения в северном, восточном и западном направлениях, мечеть может вмещать до 1 млн верующих одновременно.

Мечеть – настоящий шедевр архитектуры и инженерной мысли. В прямоугольных основаниях тысяч ее колонн имеются железные решетки. Колонная система связана со станцией кондиционирования, находящейся в 7 км. от мечети. Колонны как бы «излучают» холодный воздух, и это позволяет поддерживать прохладу внутри мечети даже в самые жаркие месяцы. Полы и стены мечети украшены мрамором и разноцветными камнями.

Сегодня комплекс мечетей включает 27 основных площадок, каждая из которых покрыта открывающимся движущимся куполом, причем никакого шума момент их открытия или закрытия не создает.

Медина (Мадинат Ан-Набий, Мадина Мунаууарра) – так в наше время называется один из городов в западной части Аравийского полуострва, который раньше носил название Ясриб.

Своей всемирной известностью город обязан тому, что в него из Мекки переселился Пророк Мух аммад, мир Ему, заложив основу современной Исламской Уммы (Общины), объединив тех мусульман, которые переехали в Медину (муhаджиров), с теми верующими, кто жил в этом городе (ансарами). В трудную минуту ансары приняли своих единоверцев из Мекки, оказав им бескорыстную помощь, желая лишь получить благо в мире следующем. В Медине Пророк Мух аммад, мир Ему, прожил 10 лет, призывая людей к Единобожию. Многие отозвались на Его призыв. Умер Посланник Аллаhа также в Медине, в возрасте 63 лет, в этом городе Он и похоронен.

Мечеть Пророка была постороена сразу, как только Посланник Аллаhа, мир Ему, переехал из Мекки в Медину. Когда Он умер, то был похоронен в комнате своей жены - ‘А`иши, дочери Абу Бакра.

Первое расширение мечети было осуществлено во времена Халифа ‘Умара ибн Аль-Хатт аба, который присоединил к мечети часть земли с северной стороны и застроил ее. Халиф Уалид ибн ‘Абд Аль-Малик расширил и перестроил мечеть, внеся новые архитектурные элементы, такие как балконы, минареты, ниши (михрабы). При жизни Пророка Мух аммада, мир Ему, минаретов не строили. Поэтому это считается нововведением, которое было одобрено Шари‘атом (бида‘ х асана). В это же время к мечети были присоединены комнаты жен Пророка, мир Ему. Кардинальные архитектурные изменения мечеть претерпела во время правления Султана Мах муда II.

Над комнатой Пророка Мух аммада, мир Ему, был построен большой купол зеленого цвета сделанный из свинца. Османский Султан ‘Абд Аль-Маджид I полностью перестроил мечеть за исключением комнаты Пророка Мух аммада, мир Ему. В настоящее время возле мечети возвышается десять минаретов, шесть из которых высотой 99 метров построены недавно. Мечеть насчитывает 2104 колонны, которые образуют ряд галерей и внутренних двориков. Над ней имеется 27 куполов, образующих 27 открытых дворов. Купол автоматически открывается, позволяя в хорошую погоду проветривать помещение. Все постройки мечети сооружены в Исламском архитектурном стиле, придавая мечети неповторимый восточный колорит. Отделка новых построек сделана так, чтобы максимально сохранить внешний вид мечети, характерный для первого расширения здания. Окна, перила и двери украшены тонкими искусными узорами, которые сочетаются с мрамором самых изысканных оттенков. Все это придает мечети Пророка, мир Ему, особо торжественный вид.

 

Возможно, будет полезно почитать: