Почему кипр поделен на две части. Турецкое вторжение на кипр. ООН и кипрская проблема

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года . Юридическим оформлением предоставления независимости стали цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничившие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек. ("Договор о союзе"). Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири. Также она обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

July 13th, 2017

В свете вчерашних требований Кипра о выводе турецких войск, а так же вчерашнего же прозрачного намёка премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма грекам-киприотам о нежелательности одностороннего использования углеводородных ресурсов, залегающих вокруг острова, - интересно проследить историю греко-турецкого, «кипрского конфликта».

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года. Юридическим оформлением предоставления независимости стали цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничившие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек. ("Договор о союзе"). Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири. Также она обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов.

Сразу после освобождения на Кипре были созданы все предпосылки для неразрешимого конфликта. По новой конституции, в тексте которой легко угадывалось влияние Лондона, две основные этнические общины острова - греческая и турецкая - получали права, пропорциональные числу представителей. А поскольку большинство населения - около 80% - составляли греки-киприоты, то 18 -процентная община турок-киприотов получала весьма урезанные возможности. Естественно, с первых же дней существования независимой республики на Кипре турки категорически отказывались мириться с положением дел.

В течение нескольких лет отношения между греками-киприотами и турками-киприотами обострились настолько, что стороны едва удерживались от прямых столкновений.

Первое серьезное обострение отношений между турками и греками на Кипре произошло в конце 1963 года, когда в результате беспорядков, спровоцированных попыткой греческого патруля проверить документы у двух турок, началась стрельба. В итоге, по неофициальным данным, с обеих сторон погибли около 500 человек и несколько сотен пропали без вести. Столкновения едва не привели к началу военной операции Турции на острове. Остановило Анкару лишь прямое вмешательство СССР и США: Москва весьма жестко повела себя в ООН, а Вашингтон прямо предупредила турок, что не будет поддерживать их в случае агрессии одного члена НАТО против другого.

К началу 1964 -го напряжение несколько ослабло, но с этого момента турецкая община Кипра перешла к прямому игнорированию участия в политическом урегулировании. В ответ на движение энозиса (воссоединение под эгидой Афин всех греческих земель) турки-киприоты при недвусмысленной поддержке из Анкары начали движение таксима, то есть всемерную поддержку идеи разделения острова на две части по этническому принципу. В отстаивании интересов обе общины не гнушались самыми жесткими методами убеждения, и в итоге к 1967 году турецкое население Кипра было почти полностью сосредоточено в анклавах на севере острова и в прилегающих районах.

Это, увы, самым негативным образом сказалось на развитии ситуации: почувствовав возможность додавить противника, греческие националисты перешли к откровенно агрессивным действиям. Так был спровоцирован второй кипрский кризис, вновь едва не приведший к войне. Избежать ее удалось только за счет того, что греческую сторону вынудили сократить военное присутствие на острове, удалить оттуда наиболее одиозных политиков-националистов и подтвердить приверженность договоренностям, на которых киприотам предоставлялась независимость.

Но этих мер хватило ненадолго. В том же 1967 -м к власти в Афинах пришла военная хунта , опиравшаяся на антикоммунистические настроения, а наибольший вес на кипрской политической сцене имели именно коммунисты из АКЕЛ , то есть Прогрессивной партии трудового народа Кипра. Формировавшееся под ее влиянием кипрское правительство быстро потеряло поддержку с материка, а его основной оппонент - националистическое подполье ЭОКА-Б, сформированное в 1971 году террористическое крыло Национальной организации освобождения Кипра, - напротив, обрело полную свободу действий. Настолько полную, что 15 июля 1974 -го организовало переворот при поддержке Нацгвардии, отстранив от власти президента Кипра архиепископа Макариоса и поставив на его место националиста Никоса Георгадиса по прозвищу Самсон , представителя греческой подпольной организации EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции - энозис. Путчисты захватили столичный аэропорт, радиостанцию, президентский дворец, ряд административных учреждений в Никосии и установили свою власть.

Лучшего повода для начала турецкой агрессии и придумать было нельзя, и Анкара , где давно и пристально следили за все более выгодным для нее развитием событий на острове, немедленно этим воспользовалась:
- под предлогом невозможности мирного урегулирования конфликта и защиты турецкой общины, турецкое правительство ввело на Кипр свои войска.

Турецкая армия в день вторжения на север Кипра. Фото: AP

На рассвете 20 июля около 30 турецких десантных кораблей и катеров, совершив переход из турецкого порта Мерсин, начали высадку морского десанта в районе 5-7 км западнее города Кирения, а в районах южнее Кирении были высажены турецкие воздушные десанты. К исходу дня на Кипр было переброшено до шести тысяч военнослужащих, а в последующие несколько дней численность турецкого корпуса была доведена до 40 тысяч человек. На вооружении у них было 300 танков, тысяча БТР и много другой боевой техники. Развивая наступление на Кирению и Никосию, турецкие войска вели напряженные бои с частями национальной гвардии Кипра, широко применяли танки, артиллерию и авиацию. Корабли ВМС Турции блокировали южные порты острова - Лимасол и Пафос, воспрещая переброску морем греческих войск. Греческие корабли, десантные и транспортные суда 21 июля в районе Пафоса были атакованы турецкой авиацией и кораблями и в ходе морского боя понесли тяжелые потери. К исходу 21 июля турецкие войска овладели Киренией, установили контроль над дорогой Кирения - Никосия, захватили столичный аэропорт и начали боевые действия на северной окраине Никосии.

20 июля Совет Безопасности ООН потребовал восстановить суверенитет и территориальную целостность Кипра, конституционное устройство и законное правительство республики, прекратить огонь сторон и вывести с острова иностранные войска, призвал Грецию, Турцию и Великобританию начать мирные переговоры по Кипру.

22 июля 1974 года положение о прекращении огня вступило в силу. В Женеве 25-30 июля и 8-14 августа безрезультатно прошли две конференции по Кипру. 14 августа турецкие войска в целях расширения захваченной территории возобновили наступление из района Никосии на восток и запад, авиация нанесла удары по войскам, радиостанции и другим важным объектам греков-киприотов в столице. К исходу 16 августа турецкие войска вышли на так называемую линию "Аттила", предложенную турецким правительством в качестве границы между турецкой и греческой частями острова. Они взяли под контроль города Фамагуста, Богаз, Морфу и др.

В результате этих событий турецкие войска оккупировали около 37% территории острова, что привело к его фактическому расколу на две обособленные части, сохраняющемуся до настоящего времени. Была дезорганизована экономика страны, полностью нарушены связи между общинами. По данным ООН, общее число перемещенных греков-киприотов составило 198 тыся ч человек, турок-киприотов - 37 тысяч человек. В 1974-1975 годах состоялся "обмен" населением: турки-киприоты практически полностью переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты - на юг острова.

13 февраля 1975 года руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое "Турецкое федеративное государство Кипр", "первым президентом" которого был избран .

15 ноября 1983 года законодательная ассамблея "Турецкого федеративного государства Кипр" провозгласила в одностороннем порядке так называемое независимое турецко-кипрское государство, которое называется "Турецкая республика Северного Кипра" (ТСРК). ТСРК до сих пор не признана никем, кроме Турции. ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая "Зеленая линия" - Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). "Зеленая линия" проходит и через исторический центр островной столицы Никосии — туристическую и торговую улицу Ледра.

Совет Безопасности ООН в резолюции 541 (1983) осудил данный шаг и призвал все страны-члены ООН "уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр", "не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр". Эта позиция была подтверждена в резолюции СБ ООН 550 (1984), содержавшей призыв "не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию" на севере острова Кипр.

С 1975 года Генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него Советом Безопасности миссию "добрых услуг" по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах мирного урегулирования кипрской проблемы.

P.S.
Последнее предложение по решению проблемы было провалено на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 24 апреля 2004 года:

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…


  • Маленькая девочка плачет по СССР: В Советском Союзе все было настоящее


  • Тупики капиталистической экономики

    Кризис - самое время избавляться от иллюзий, рожденных в период стабильности, когда казалось, что все действительное разумно, а все…

Кипр – красивый курорт, известный своими теплыми пляжами, древними археологическими памятниками и офшорной зоной. Однако мало кто знает, что за всем нынешним благополучием острова лежит конфликт, поделивший его на 2 государства почти 45 лет назад. Именно тогда окончилось полувековое кровавое противостояние между местными общинами греков и турков, которые претендовали на остров.

Конфликт между греками и турками на Кипре начался еще в 16 веке, после захвата острова Османской империей. Тогда турки начали постепенно переселяться на родину Афродиты, где выгоняя, а где пытаясь ассимилировать коренное греческое население. Бытовые связи греков-киприотов с переселенцами были очень ограниченными, формировавшиеся общины жили довольно замкнуто. Османские власти оценивали местных христиан как людей второго сорта, облагая их большими налогами и поборами, что привело к недовольству населения. Напряжение вылилось в бунт 1821 года, который был жестоко подавлен и завершился резней киприотов-христиан.

В 1869 году открылся Суэцкий канал и значение Кипра в Средиземном море возросло. Если раньше торговым кораблям приходилось огибать всю Африку на пути к Индии и Китаю, то теперь можно было попасть в Индийский океан прямо через Египет. В 1878 году Великобритания заключила с Турцией тайный договор, по которому Кипр отдавался в ее распоряжение – через него она могла контролировать торговые пути в свои колонии. После того, как турки утратили доминирующее положение, этнополитическая обстановка на острове резко изменилась, господствующее положение перешло к более многочисленному и экономически сильному греческому населению. Лозаннский мирный договор, принятый в 1923 году, окончательно закрепил протекторат Великобритании над Кипром. Так местных турков поставили перед выбором: либо стать подданными Великобритании, либо уехать в Турцию.

1920-1950-е годы: рост напряжения

С этого времени противоречия и напряженность между общинами стали активно расти. Экономическое развитие региона и появление доступного образования постепенно отодвинуло религиозные противоречия, однако рост национализма в “материнских” государствах оказал на общины огромное влияние. Греки-киприоты, как и греки в самой Греции, активно поддерживали лозунг энозиса – объединения всех островов и земель с греческим христианским населением в единое государство. Лозунг появился с независимостью Греции от Османской империи, но наиболее актуален был в межвоенные годы, особенно после греко-турецкой войны (1919−1922) и геноцида греков.

В свою очередь, турки-киприоты попали под влияние турецкого национализма, который был одной из основ революционной программы Кемаля Ататюрка – отца современной светской Турции. Принципы национализма и секуляризма уменьшали роль ислама в жизни турок, но подчеркивали их национальную идентичность, что непременно закрепляло разделение и вело к разногласиям между общинами. Турецким ответом на энозис стал лозунг таксима – разделения острова на северное турецкое и южное греческое государство, либо создание внутренней турецкой автономии. Стоит отметить, население Кипра в период с 20-х до 50-х годов возросло с 300 до 500 тысяч человек. Большую часть составляли греки (80%) и турки (17%), армяне были национальным меньшинством.

1950-е годы: борьба партий

Видя культурные и назревающие идеологические противоречия местного населения, Великобритания руководствовалась принципом “разделяй и властвуй”, то есть поддерживала вражду между общинами, чтобы сохранить над ними власть. Противясь английским властям, киприоты стали основывать партии, боровшиеся против протектората и за обретение независимости. В середине 50-х появляется партия Национальная организация кипрских бойцов, греческий акроним ЭОКА. Она, в отличие от трудовой партии Кипра, АКЕЛ, боролась за независимость с последующим присоединением острова к Греции. АКЕЛ, в то время влиятельная социалистическая партия, предпочитала забастовки и протесты, ЭОКА вела борьбу насильственными методами. Тогда же начались скрытые поставки оружия для партии из Греции. После Стамбульского погрома, ЭОКА начала свою деятельность против турков. В ответ на это английские власти стали набирать в полицию местных турок. В противовес ЭОКА в 1958 году появилась Турецкая организация обороны (TMT), которая тоже активно вооружалась с помощью Турции. Местные турки воспринимали её как единственную возможность отстоять свои права и национальную самоидентификацию.

1960-1970-е годы: автономия и переворот

Теряя свое влияние и видя, к чему ведет ситуация на Кипре, Великобритания решила дать острову автономию. Так шестидесятые стали временем обретения независимости не только Африки, но и Кипра. В 1959 году в Цюрихе и Лондоне были подписаны договоры, гарантировавшие независимость и неизменность статуса острова и общин. Греция и Турция обязывались поддерживать на острове порядок своим ограниченным контингентом войск, а Великобритания оставляла за собой территории двух баз ВМС. Годом позже, без участия представителей местных общин была составлена конституция новой страны, в которой турецкая и греческая община определялись как основные.

Президентом нового государства стал Макариос III, ранее активный борец за независимость острова. Еще в 50-х для греков-киприотов он стал так называемым этнархом – такое прозвище напрямую отсылало к правителям Древней Греции. Прозвище состоит из двух греческих слов, в переводе означающие “отец нации”. Однако Макариос не пользовался популярностью у турецкого населения, потому что так же являлся патриархом кипрской православной церкви. Турки вдвойне не любили его: за духовный сан и за греческое происхождение. Внутренняя политика была противоречивой, ведь должность вице-президента страны закреплялась за турком-киприотом, который, как и Макариос, мог накладывать вето на принимаемые законы. Ситуацию подогревала конституция, которая обязывала содержать на руководящих должностях не менее 30% турецкого населения Кипра, при 18% проживавших тогда на острове. Взаимные убийства, насилие и погромы в это время стали обыденностью. В 1963 году напряжение вылилось в этнический конфликт, тогда же на острове появились миротворческие силы ООН.

Поводом для начала военной операции Турцией стал государственный переворот на Кипре, подготовленный хунтой Черных Полковников, находившихся тогда у власти в Греции. 15 июля 1974 года на место Макариоса к власти пришел лидер националистов Никос Сампсон. Он, в отличии от прошлого президента, был радикальным сторонником энозиса, а цель переворота состояла в аннексии острова Грецией.

Операция “Атилла”

В ответ на это утром 20 июля 1974 года Турция высадила десант. Войска рассчитывали высадиться на острове в 5 утра, однако задержались на 2 часа: десантные корабли перепутали место высадки и приплыли к скалистому берегу. На пляже Пентемили (около города Кирения) было высажено 3 тысячи солдат, которые, преодолевая сопротивление активистов ЭОКА и греческого контингента, стали расширять плацдарм. В последующие дни турецким солдатам начали помогать активисты TMT, численность группировки возросла до 30 тысяч солдат и трехсот танков. Противостояли им местная кипрская гвардия из 12 тысяч человек, 32 танка Т-34-85, члены ЭОКА и 2 тысячи греческого контингента войск.

С этим конфликтом связан случай самого тяжелого дружественного огня в современной истории. После начала операции 20 июля несколько греческих кораблей приготовились к отправке десанта из Родоса в кипрский Пафос. Днем ранее на остров отплыл десантный корабль “Лесбос”. Передвижения были замечены воздушной разведкой и локационными радарами, командование Турции решило уничтожить эти корабли до их прибытия на Кипр. Предполагалось, что первой ударит авиация, а затем флот. Локационный мониторинг велся только днем. Греческая разведка знала, что ее каналы связи прослушиваются, и спровоцировала Турцию сообщением об успешном прибытии кораблей в Пафос. Ночью греческий десант вернулся на Родос.

В итоге, 21 июля 48 самолетов F-100 и F-104 вылетели в район Пафоса, где уже находились 3 турецких эсминца. Пилоты приняли красные флаги с полумесяцем за военную хитрость греков и все равно нанесли удар. Плюс к этому, Греция и Турция закупали флот у Франции и Великобритании, поэтому их флотилии были практически идентичны. Один эсминец был потоплен, два повреждены, погибло 70 моряков. Потери авиации – 2 F-100, 1 F-104. В тот же день в турецких газетах появилось сообщение о сокрушительной победе над греческим флотом, однако позже эти сообщения исчезли из прессы.

Сразу после начала вторжения ООН резко осудила действия Турции и 25 июля было заключено временное перемирие с защитниками острова – в ход пошла дипломатия. До 14 августа в Женеве между Великобританией, Турцией и Грецией проходили переговоры о прекращении агрессии и предоставлении автономии турецкой общине. Турция требовала 34 процента территории Кипра, а Греция, естественно, этих требований не одобряла. 15 августа Турция приступила ко второй фазе наступления, в первую очередь на восточную и западную часть.

Помимо ООН, НАТО также осудило решение проблем союзников силовым методом и то, что Турция ведет войну предоставленными Альянсом средствами. Особенно экспертов возмутила неподготовленность и провалы в операции: потери от союзного огня, сложности в сборе войск и проблемы со снабжением. Оснащенные европейским оружием турецкие войска с трудом противостояли устаревшим Т-34 и скромной кипрской армии, дополненной необученным местным ополчением и активистами ЭОКА. Тогда Альянс всерьез засомневался в возможностях Турции противостоять “красной угрозе”.

Последствия конфликта

На оккупированной турками территории была основана Турецкая Республика Северного Кипра, которую до сих пор признает только одно государство – Турция. С ее территории на юг было перемещено 198 тысяч греков, 37 тысяч турок наоборот, с южной территории переселились в ТРСК.

Оставленные греками поселения на севере были почти сразу разграблены, а район Фамагусты Вароша, в котором также проживало греческое население, сегодня является популярным местом среди путешественников. Вароша – один из самых больших населенных пунктов, ныне покинутый людьми. Турецкие солдаты никого туда не пускают, исследовать самостоятельно можно только окраины заброшенного района.

Два государства разделяет зеленая линия – это нейтральная зона под контролем ООН. На данный момент это – самая безопасная граница из тех, которые охраняются войсками ООН. Несмотря на вражду в прошлом, сейчас турки-киприоты и греки-киприоты живут относительно мирно, при общем потеплении отношений Турции и Греции в 2000-2010-х годах. Пересечь границу туристы могут через пост в Никосии, для местных такие перемещения практически не имеют препятствий. (Северный Кипр не требует виз практически для всех граждан планеты, кроме Нигерии и Армении) Кстати, сама Никосия – единственный город, который официально является столицей сразу двух государств.

После вступления Кипра в ЕС и Еврозону началось обсуждение потенциального объединения острова. В 2004 году на референдуме был рассмотрен план Аннана, предполагавший создание Объединенной Кипрской Республики с греческой и турецкой автономией и возвращением греков на покинутые ныне места проживания. В итоге, 75% греков высказались против, при 65% положительных голосов от турок. С приходом Никоса Анастасиадиса на пост президента этот вопрос начал обсуждаться снова, но серьезные шаги не были предприняты до сих пор.


Кипр – третий по величине остров в Средиземном море, площадью 9251 км², островное государство в Средиземноморье. Именно здесь возник острый территориальный конфликт между греко-киприотами и турко-киприотами по отношению к острову Кипр – Кипрский конфликт.

Когда остров Кипр в 1878 г. перешел в руки англичан и Кипр оказался вне границ Османской империи, здесь одновременно проживали общины греков и турок, при этом положение последних коренным образом изменилось: они утратили политическую власть и оказались в положении меньшинства по отношению к более многочисленной и экономически сильной греческой общине.

В сложившихся условиях турки-киприоты сделали ставку на сотрудничество с колониальной администрацией как на единственное средство ограничения влияния греков-киприотов.

Главной национальной программой греческой общины был лозунг энозиса. Проведенный в январе 1950 г., без разрешения колониальных властей, плебисцит по вопросу объединения с Грецией показал, что более 95 % его участников высказались за осуществление энозиса.

В подобных обстоятельствах община турок-киприотов выступила активным союзником колониальной администрации в подавлении национальных устремлений греков-киприотов. В середине 1950-х годов численность турок-киприотов в местной полиции резко возросла и превысила 70 % ее обшей численности. Турецкие полицейские принимали активное участие в разгонах антиколониальных демонстраций, проводили обыски в греческих кварталах, арестовывали активистов движения за национальное самоопределение. Все это вело к усилению враждебности между общинами.

С обеих сторон началось формирование военизированных формирований. Греческие вооруженные формирования были слиты в единую Национальную организацию кипрских бойцов (ЭОКА), которая выступала за присоединение Кипра к Греции, что стало бы, по мнению ЭОКА, последним этапом освобождения и воссоединения греков, начатого в 1821 г. восстанием против Османской империи. С 1956 г. ЭОКА втянулась в террористическую деятельность против английского присутствия.

С целью нейтрализации террористической угрозы Великобритания начала обострять противоречия между Грецией и Турцией, что должно было поглотить «энергию террора» против англичан и активно поддерживать турецкую версию самоопределения - «таксима», на которую категорически не соглашались Афины, - разделение острова с последующим присоединением соответствующих частей к Греции и Турции.

В 1960 г. Кипр получил независимость от Великобритании. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные вблизи городов Акротири и Декелия.

Гарантами существования нового государства, в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях, стали Великобритания, Греция и Турция.


Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой (80 % населения острова) и турецкой (18 % населения острова). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвало недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

В 1963 г. постепенно нарастающее напряжение взорвалось многочисленными этническими чистками с обеих сторон. До крайности обострились отношения между греками-киприотами и турками-киприотами. В 1964 и 1967 гг. наблюдались вспышки межэтнической розни между турками и греками, и обстановка на острове оставалась достаточно напряжённой. Такое положение длилось 11 лет, вплоть до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные столкновения. Несколько раз Турция и Греция оказывались на грани войны, особенно во время инцидента в городе Коккина, а также в 1967 г., когда греки атаковали турок на юге острова.

С целью попытки урегулирования ситуации уже в 1964 г. на острове был размещен миротворческий контингент ООН, который оставался на Кипре ещё ​​десять лет.

15 июля 1974 г. на острове произошёл военный переворот, в ходе которого был свергнут архиепископ Кипрский Макариос III, президент Кипра. Контроль над островом перешёл к группе радикалов, возглавляемых Никосом Сампсоном, представителем террористической организации греков-киприотов EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции (энозис).

Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили войска на острове (операция «Атилла», 20 июля – 17 августа 1974 г.).

Турецкое вторжение на Кипр произошло в последние дни правления в Греции хунты «чёрных полковников» при попустительстве США и Великобритании, выступавших гарантами ранее заключённого соглашения о разделе полномочий между греческой и турецкой общинами Кипра.

Турция обосновала свои действия Договором о гарантиях независимости Кипра 1960 г., согласно которому гарантами независимости выступали Греция, Турция и Великобритания.

Остров Кипр в результате оказался разделённым на Север, контролируемый турками-киприотами (а, в действительности, - Турцией), и Юг, контролируемый греками-киприотами.

Высадка турецких войск и последовавшая вслед за этим этническая чистка, привели к де-факто разделу острова на две части, населенные турками и греками соответственно, и, уже во вторую очередь, к реставрации правительства Макариоса. Хотя турки воспользовались именно отстранением Макариоса для своей интервенции, после высадки они перестали признавать его президентом Кипра.

Пока Кипр был британской колонией, турецкие власти не интересовалась ни островом, ни его турецкой общиной. Считается, что правящие круги Турции использовали проблему турецкого меньшинства на Кипре как политический громоотвод от сложных внутренних проблем страны. Однако, из-за реакции международного сообщества, кипрское регулирование стало наиболее острой внешнеполитической проблемой Турции.

К 1975 г. Кипр был разделён на южную греческую часть и северную – турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зелёной линией» - буферной зоной ООН. Линию, разделяющую остров на два сектора, охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). Страна была пронизана рубежом, что создало физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В 1983 г. северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра. Этот акт был осуждён в Резолюции Совета Безопасности ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в её состав до 1974 г.

В начале XXI века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля 2004 г. был проведён референдум, на котором греческая община высказалась против так называемого Плана Кофи Аннана, который подготовила британская дипломатия, считая, что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 75 % греков-киприотов выступили против этого плана. 65 % турок-киприотов выступили за этот план.

План Кофи Аннана был инициативой ООН по урегулированию кипрского конфликта между двумя разделенными народами Кипра. Заключался в создании нового государства Объединенная Кипрская Республика. План был назван в честь тогдашнего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который внес наиболее значительный вклад в его составление.

План Кофи Аннана предусматривал следующее:

Создать на Кипре единое государство Объединенную Кипрскую Республику, состоящую из двух автономных частей – греческой и турецкой, которая бы объединяла весь остров (за исключением британских военных баз).

Создание президиума из шести человек, которые по очереди занимают пост премьер-министра. Смена на посту президента и вице-президента - каждые 10 месяцев. Соотношение греков и турок в президиуме следующее: 4 грека и 2 турка.

Уменьшение территории турецкой части острова до 28,5% (против 37%, которые занимает ТРСК), а также возвращение 85 тысяч греческих беженцев в прежние места проживания.

24 апреля 2004 г. на Кипре был проведен референдум об объединении острова. Около 75 % греков-киприотов и 35% турок-киприотов высказались против Плана Кофи Аннана.

Греческую общину не устроило в этом плане то, что он не содержал обязательств для турецкой стороны вывести из Кипра войска, а также разрешал проживание на острове переселенцам из Турции, что ставило под вопрос возможность возвращения греческих беженцев, ведь многие из их домов давно обрели новых хозяев - переселенцев из Турции (т.о. для возвращения беженцев потребовалось бы выселить около 100 тысяч турок).

В том же 2004 г. Кипр стал членом Евросоюза, однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. Евросоюз также признаёт её суверенитет над всей территорией, считая, что север острова находится временно вне контроля законного правительства. В 2005 г. Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в ЕС потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.

В 2008 г. на президентских выборах победил Димитрис Христофиас, который ещё в ходе предвыборной компании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 г. в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры Димитриса Христофиаса с Мехмет Али Талатом, лидером турок-киприотов. 3 апреля 2008 г. на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь ещё в 1960 г. в присутствии многочисленных представителей как греческой, так и турецкой общины.

Позже, в 2008 г. был проведён ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня 2008 г. была назначена ​​принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре 2008 г. президент Республики Кипр Д. Христофиас призвал к демилитаризации Никосии. На протяжении осени – зимы 2008 г. согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.

В настоящее время, на Кипре размещены Вооружённые силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) – контингент миротворческих сил ООН на Кипре, находящийся там с 1964 г. для поддержания мира между греками-киприотами и турками-киприотами. Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

В 2004 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан рекомендовал Совету Безопасности ООН продлить мандат этих сил, но сократить на треть численность их военного компонента – с 1230 до 860, укрепив при этом политический и гражданский компоненты миссии.

На сегодняшний день на острове Кипр проживает около 80 процентов греков и 20 процентов турок. После образования Республики Кипр сформировалось смешанное правительство, однако в результате разночтений положений Конституции ни одна сторона не повиновались указаниям, исходившим от министров противостоящей общины. В 1963 году вспышки насилия с обеих сторон стали реальностью. С 1964 по 1974 гг. на острове для предотвращения конфликта был размещен контингент ООН. Однако в 1974 году была предпринята попытка правительственного переворота, в результате чего Президент Макариос был принужден к ссылке. В ответ на попытку переворота Турция направила на Кипр 30-тысячный военный корпус. Сотни тысяч греческих киприотов бежали на юг острова под жестким наступлением турецкой армии. Насилие продолжалось несколько месяцев. К 1975 году остров был разделен. В результате раздела одну треть острова на севере контролируют турецкие войска, а южную часть - греческие. Под наблюдением ООН был осуществлен обмен населением: турки-киприоты были перемещены на север, а греки-киприоты - на юг. «Зеленая линия» развела конфликтующие стороны, и в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра; однако ее признала только Турция. Греческая сторона требует возвращения территории, греки-киприоты, жившие на севере, надеются вернуться в свои дома и считают, что север оккупирован турецкими захватчиками. С другой стороны, контингент турецких войск на севере Кипра постоянно увеличивается, и ни те, ни другие киприоты не отказываются от «образа врага». Фактически контакты между севером и югом острова сведены на нет.

До окончательного решения конфликта еще далеко, поскольку ни одна сторона не готова идти на уступки.

2.3. Конфликты на Балканах

На Балканском полуострове существует несколько культурных регионов и типов цивилизации. Особо выделены следующие: византийско-православный на востоке, латино-католический на западе и азиатско-исламский в центральных и южных областях. Межнациональные отношения здесь так запутаны, что трудно ожидать полного улаживания конфликтов в ближайшие десятилетия.

При создании Социалистической Федеративной республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения. Этот важнейший фактор впоследствии и был использован идеологами национальных движений и способствовал распаду федерации. В Боснии и Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%. В Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9 % составляли хорваты, в Сербии 65,8 % - сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия. Без них же в Сербии сербы составляли 87,3 %. В Словении словенцев - 87,6 %. Таким образом, в каждой из республик проживали и представители этнических групп других титульных национальностей, а также значительное количество венгров, турок, итальянцев, болгар, греков, цыган и румын.

Еще один немаловажный фактор – конфессиональный, причем религиозность населения определяется здесь этническим происхождением. Сербы, черногорцы, македонцы - это православные группы. Однако и среди сербов есть католики. Католиками являются хорваты и словенцы. Интересен

конфессиональный срез в Боснии и Герцеговине, где проживают католики-хорваты, православные - сербы и славяне-мусульмане. Есть и протестанты - это национальные группы чехов, немцев, венгров, словаков. Имеются в стране и иудейские общины. Значительное число жителей (албанцы, славяне-мусульмане) исповедуют ислам.

Лингвистический фактор также сыграл немаловажную роль. Около 70 % населения бывшей Югославии говорило на сербско-хорватском или же, как принято говорить, хорвато-сербском языке. Это в первую очередь сербы, хорваты, черногорцы, мусульмане. Однако он не был единым государственным языком, в стране вообще не было единого государственного языка. Исключение составляла армия, где делопроизводство велось на сербско-хорватском

(на основе латинской графики), команды также подавались на данном языке.

Конституция страны подчеркивала равноправие языков, и даже при выборах

бюллетени печатались на 2-3-4-5 языках. Существовали албанские школы, а также венгерские, турецкие, румынские, болгарские, словацкие, чешские и даже украинские. Издавались книги, журналы. Однако в последние десятилетия язык стал предметом политических спекуляций.

Нельзя не учитывать также экономический фактор. Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и автономный край Косово - отставали в экономическом развитии от Сербии.. Это приводило к различиям в доходе различных национальных групп и усиливало противоречия между ними. Экономический кризис, многолетняя безработица, жесточайшая инфляция, девальвация динара усиливали центробежные тенденции в стране, особенно в начале 80-х годов.

Причин распада югославского государства можно назвать еще десятки, но так или иначе к концу 1989 года произошла дезинтеграция однопартийной системы, и после проведения парламентских выборов в 1990-1991 гг. начались военные действия в Словении и Хорватии с июня 1991 года, а в апреле 1992 года в Боснии и Герцеговине разгорелась гражданская война. Она сопровождалась этническими чистками, созданием концентрационных лагерей, грабежами. На сегодняшний день «миротворцы» добились прекращения открытых боев, но ситуация на Балканах сегодня по-прежнему остается сложной и взрывоопасной.

Очередной очаг напряженности возник в крае Косово и Метохия - на исконных сербских землях, колыбели сербской истории и культуры, на которых в силу исторических условий, демографических, миграционных процессов доминирующим населением являются албанцы (90 - 95 %), претендующие на отделение от Сербии и создание самостоятельного государства. Ситуация для сербов усугубляется еще и тем, что край граничит с Албанией и населенными албанцами регионами Македонии. В той же Македонии существует проблема взаимоотношений с Грецией, которая протестует против названия республики, считая незаконным присвоение имени государству, совпадающего с название одной из областей Греции. Болгария имеет претензии к Македонии по причине статуса македонского языка, рассматривая его как диалект болгарского.

Обострены хорвато-сербские отношения. Это связано с положением сербов в

Хорватии. Сербы, вынужденные оставаться в Хорватии, меняют национальность, фамилии, принимают католицизм. Увольнение с работы по этническому признаку становится обыденным делом, и все чаще говорится о «великосербском национализме» на Балканах. По разным данным, от 250 до 350 тысяч человек были вынуждены покинуть Косово. Только за 2000 год в там было убито около тысячи человек, сотни раненых и пропавших без вести.

 

Возможно, будет полезно почитать: