Поезд 21 скорый или пассажирский. Категории пассажирских поездов. Вагоны с местами для сидения

Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.

Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.

При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.

Классификация поездов по номерам

  • 001-150 — скорые поезда, которые есть в расписании круглый год (в том числе и )
  • 151-298 — скорые поезда сезонного или разового назначения (пускают в праздничные дни, или только летом, или только зимой и т.п.)
  • 301-450 — пассажирские круглогодичные поезда
  • 451-598 — пассажирские поезда сезонного или разового назначения
  • 701-750 — скоростные поезда (средняя маршрутная скорость с учётом стоянок —91 км/ч и более; например, «Ласточки»)
  • 751-788 — высокоскоростные поезда (от 161 км/ч; например, « », «Аллегро», « »)

Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали .

  • Если номер чётный, то поезд идёт на север или восток.
  • Если номер нечётный, поезд идёт на юг или запад.

Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001-7628) и специальные поезда:

  • 901-920 — служебные поезда
  • 921-940 — туристические поезда (комфортабельные экскурсионные составы для туристов)
  • 941-960 — людские поезда (когда в составе грузового поезда есть ещё и вагоны с людьми, перевозимыми по грузовым документам)
  • 961-970 — грузопассажирские поезда
  • 971-998 — почтово-багажные поезда.

Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.

Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.

Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.

Что означают буквы в номере поезда

Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:

  • А — Октябрьская
  • Г — Горьковская
  • М — Московская
  • Н — Западно-Сибирская
  • Э — Дальневосточная

…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.

Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.

У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.

Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.

Приятных путешествий!

Мы продолжаем рассказывать о необычных вещах и на очереди устройства, ценность которых тяжело переоценить – поезда!

История поездов в целом это гимн скорости и надежности, проходящий через интриги и огромное количество денег, но нас интересуют 10 самых быстрых поездов современности.

Мир поездов выглядит на сегодняшний день необычно, связано это с тем, что с 1979 года к классическому рельсовому поезду присоединились их высоко технологические братья, машины из будущего – «Маглевы» (от англ. magnetic levitation - «магнитная левитация»). Гордо парящие над магнитным полотном и движимые последними достижениями в области сверхпроводников, именно они могут стать транспортом будущего. Ввиду этого для каждого мы будем указывать тип поезда и в каких условиях был получен рекорд, ведь где-то на борту экспресса не было пассажиров, где-то даже машинистов.

1. Shinkansen

Мировой рекорд скорости принадлежит Японскому составу маглев, 21 апреля 2015 года на спец участке во время испытаний в префектуре Яманаси состав смог развить скорость 603 километра в час, на борту был только машинист. Это просто невероятная цифра!

Видео ролик испытаний:

К безумной скорости можно прибавить удивительную бесшумность этого суперпоезда, отсутствие колес делает поездку комфортной и удивительно плавной.

На сегодняшний день Shinkansen является одним из быстрейших поездов на коммерческих маршрутах, его скорость составляет 443 км/час.

2. TGV POS

Первым по скорости среди рельсовых поездов, но вторым в абсолютном зачете, на планете (на 2015 год) является французский TGV POS. Удивительным является то, что в момент фиксации рекорда скорости, поезд разогнали до впечатляющей цифры в 574,8 км/ч, при этом журналисты и обслуживающий персонал были на борту!

Но даже с учетом мирового рекорда, скорость поезда при движении по коммерческим маршрутам не превышает 320 км/час.

3. Shanghai Maglev Train

Далее, у нас третье место, отданное Китаю с их Shanghai Maglev Train, как понятно из названия, этот поезд играет в категории волшебников висящих в мощном магнитном поле. Этот невероятный маглев удерживает скорость в 431 км/час в течение 90 секунд (за это время он успевает проглотить 10,5 километр!), что до максимальной скорости этого состава, то во время испытаний его смогли разогнать до 501 км/час.

4. CRH380A

Еще один рекорд родом из Китая, занявший почетное четвертое место поезд с невероятно благозвучным названием «CRH380A». Максимальная скорость на маршруте как понятно из названия 380 км/час, а максимально зафиксированный результат 486,1 км/час. Примечательно, что данный высокоскоростной поезд собран и выпушен полностью опираясь на Китайские производственные мощности. Поезд перевозит почти 500 пассажиров, а посадка реализована как в самолете.

5. TR-09


Локация: Германия – максимальная скорость 450 км/час. Название TR-09.

Пятый номер из страны самых быстрых дорог – автобанов, и если по скорости на дорогах Германию действительно можно отнести к быстрейшей стране, то поездам до номера 1 далеко.

На шестом месте поезд из Южной Кореи. KTX2, именно так называют корейский поезд пулю, смог разогнаться до 352 км/час, но на данный момент максимальная скорость на коммерческих маршрутах ограничена 300 км/час.

7. THSR 700T

Следующий герой хоть и не является самым быстрым поездом на планете всё-таки заслуживает отдельных аплодисментов, причиной тому впечатляющая вместимость 989 пассажиров!, а если прибавить к этому скорость в 335 км/час, то «THSR 700T» из города Тайбей что на Тайване может считаться одним из самых вместительных и быстрых видов транспорта.

8. AVETalgo-350

Прибываем к восьмому месту и остановка производится в Испании мы на борту AVETalgo-350 (Alta Velocidad Española) по прозвищу – «Утконос». Прозвище проистекает из аэродинамического вида ведущего вагона (ну вы сами видите), но как бы забавно ни смотрелся наш герой, скорость в 330 км/час дает ему право участвовать в нашем рейтинге!

9. Eurostar Train

9 место Eurostar Train – Франция, поезд не так быстр 300 км/час (не далеко от нашего Сапсана), но вместительность поезда впечатляет 900 пассажиров. Кстати, именно на этом поезде участники знаменитого телешоу Top Gear (ныне почившего, если любите его как я, большой палец вверх!) в 4 сезоне 1 серии соревновались с изумительным Aston Martin DB9.

10. Сапсан

На 10-е место, конечно, нужно поставить Итальянский «ETR 500» с его неплохими 300 км/час, но хочется поставить наш, вполне себе быстрый Сапсан. Хотя современная эксплуатационная скорость этого поезда ограничена 250 км/час, его модернизация (и скорее модернизация путей следования) позволит составу идти со скоростью в 350 км/час. На данный момент - это невозможно по множеству причин, одна из них вихревой эффект, который способен сбить взрослого человека с ног на расстоянии в 5 метров от путей. Также Сапсан ставит один забавный рекорд – это самый широкий скоростной поезд в мире. Хотя поезд построен на платформе компании Siemens, за счет более широкой колеи используемой в России 1520 мм, против европейской в 1435 мм, стало возможным увеличить ширину вагона на 300 мм, это и делает Сапсан самым “пузатым” поездом пулей.

Рассмотрим все существующие категории российских поездов и типы вагонов, а также узнаем, чем отличается четный номер поезда от нечетного, зачем ставят букву в номер состава, какие самые комфортабельные вагоны курсируют по отечественным железным дорогам.

Назначение и категории пассажирских поездов

Поезд пассажирский - состав из пассажирских вагонов, служащий для перевозки людей, а также багажа, почты и некоторых грузов. Кроме междугородних, существуют также пригородные пассажирские поезда (электрички, экспрессы) и внутригородские (метрополитен, трамваи).

Классификаций категорий пассажирских составов несколько:

  1. По частоте движения:
  • по требованию;
  • сезонные;
  • круглогодичные.

2. По периодичности:

  • каждодневные;
  • следующие по четным или нечетным числам ;
  • следующие по определенным дням недели;
  • следующие по конкретным числам.

3. По дальности:

  • пригородные (до 200 км);
  • дальние.

4. По скорости:

  • пассажирские: до 50 км/ч;
  • скорые: не менее 50 км/ч;
  • скоростные: 100-200 км/ч, в зависимости от участка.

5. По уровню сервиса:

  • фирменные (фирменным называется скоростной пассажирский поезд, имеющий свой стиль, свое название);
  • повышенной комфортности;
  • без дополнительных услуг.

Нумерация поездов

Поезд пассажирский нумеруется, в зависимости от своей категории:

Многим, наверное, в голову приходил вопрос о том, почему поезд пассажирский в одну сторону идет под нечетным номером, а в другую - наоборот? Объясняется все просто - если состав движется с севера на юг или с востока на запад - он нечетный, а если с запада на восток или с юга на север - четный. Если весь маршрут не выстраивается целиком по этим нормам, тогда его нумерация меняется по пути в соответствии с преодолениями этих направлений. Под это правило не попадают только составы из российской северной столицы - из города следуют в основном нечетные поезда.

Можно также заметить, что к трехциферному номеру состава прибавляют еще и букву. Делается это лишь оттого, что комбинаций из трех цифр на все курсирующие поезда не хватает. Притом, чтобы избежать путаницы и неразберихи среди пассажиров, поездам, встречающимся друг с другом на пути, не дают обозначения, различные только в одной букве, к примеру, 222а и 222г.

Типы пассажирских вагонов

Самая большая и важная часть пассажирского поезда - это вагоны. Они тоже имеют свою классификацию:


Мы будем рады, если статья помогла вам освежить свои знания, или, если вы с ее помощью узнали про поезд пассажирский что-то новое для себя.

Трудно в наше время найти человека, который бы не видел поезда, но не все смогут ответить на вопрос: «Что называется поездом» На железных дорогах поездом принято называть сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, с установленными сигналами.
Как только к составу прицепляют прицепляют поездной локомотив - он (состав) превращается в поезд. Каждому поезду присваивают номер. Номер - это «лицо» поезда. Если говорят поезд № 21, то железнодорожнику понятно, что речь идет о скором пассажирском поезде, и он движется с востока или севера.
Пересекая границы, поезда и вагоны советских железных дорог устремлялись на юг и север, запад и восток. Везут они пассажиров во все концы нашей необъятной Родины. И не только! Поезда и вагоны советских железных дорог курсировали по территории 25 государств Европы и Азии - в Улан-Батор, Пхеньян, Пекин, Ханой. Не останавливают их ни различная ширина колеи, ни водные преграды. На перестановочных пунктах пограничных станций вагонам просто меняли тележки, а водные преграды они преодолевали на паромах. Плавали наши вагоны по водам Северного моря от порта Германской Демократической Республики Росток до шведского порта Мальме, следуя в Стокгольм и Осло и возвращаясь оттуда домой.
А что же с нумерацией пассажирских поездов? За 150 летнюю историю железных дорог она менялась не однократно. Так, с 15 мая 1929 года Народным комиссариатом путей сообщения (НКПС) была установлена следующая нумерация пассажирских поездов: курьерским поездам присвоены номера с 1 по 8, скорым с 11 по 38, почтовым с 41 по 58, пассажирским -с 61 по 78, товарно-пассажирским - с 81 по 85, пригородным -с 101 по 895 и трудовым - с 901 по 988.
В 1970-е годы нумерация поездов была следующей: скорые номера имели номер 1-98; 101-298 - пассажирские дальние, круглогодичного обращения; 301-498 - пассажирские дальние, назначаемые в летний период; 501-598 - пассажирские дальние разового назначения; 601-698 - пассажирские местные; 6001-6998 пригородные; 801-898 туристско-экскурсионные; 901-948 почтово-багажные; 951-968 грузопассажирские (по билетам); 971-998 людские (по грузовым документам).
С введением между Москвой и Ленинградом скоростных поездов ЭР-200 и "Аврора" нумерация была немного изменена: номера 1-99 отведены для скорых поездов, курсирующих круглый год; 101 - 149 - скорые летние; 151-169 - скоростные пассажирские; 171-299 - пассажирские дальние, курсирующие круглый год; 301-399 - пассажирские дальние летние; 401 - 499 - пассажирские разового назначения (вывозные); 501-599 - пассажирские разового назначения (пунктирные); 601-699 - пассажирские местные; 6001-6999 пригородные; 801-899 туристско-экскурсионные. Нумерация почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов не менялась.
Современная нумерация более сложная. Как не похожа она на нумерацию 90-летней давности!

Пассажирские поезда:
Скорые:
- круглогодичного обращения 1-148
- сезонного обращения 181-298
Скоростные круглогодичного и сезонного обращения 151-168
Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения 171-178
Дальние (кроме скорых)
- круглогодичного обращения 301-398
- сезонного обращения 401-498
- разового назначения, вывозные (пунктирные) 501-598
Местные (кроме скорых) 601-698
Служебного (специального) назначения 701-748
Скорые дальние составами дизель- и электросекций:
- повышенной комфортности 801-848
- без предоставления дополнительных услуг 851-898
Почтово-багажные, грузо-пассажирские и людские поезда:
- почтово-багажные 901-948
- грузо-пассажирские 951-968
Туристско-экскурсионные 971-988
Пригородные 6001-6998
Скорые пригородные 7001-7398
Пригородные служебного назначения (по билетам) 7481-7498

Нечетные номера имеют поезда, путь которых лежит с востока на запад и с севера на юг, а четные - курсирующие с запада на восток и с юга на север. Номера поездов не только помогают различать категорию и направление движения поездов, но главное - руководить их продвижением на всем пути от начальной до конечной станции.
Движение всех пассажирских поездов регламентируется графиком и расписанием их отправления и прибытия. В соответствии с Уставом ж. д. правила пассажирских перевозок и перевозки багажа по ж. д. определены действующим Тарифным руководством, в котором установлены общие условия перевозки пассажиров, их ручной клади, багажа, грузобагажа и почты; указаны основные положения по продаже билетов, сроки их годности; определён порядок оформления остановки пассажиров в пути следования, возможное изменение маршрута следования пассажира; приведены все виды пассажирских, багажных и других тарифов и сборов за услуги, оказываемые пассажиру; установлены условия бесплатного проезда пассажиров различных категорий; приведены правила перевозки туристов и др. массовых людских перевозок; указан порядок аренды пассажирских вагонов и т. п. Составы пассажирских поездов значительно короче и весят меньше по сравнению с составами грузовых поездов. Водят пассажирские составы специальные пассажирские локомотивы, которые могут развивать более высокие скорости, чем грузовые.
Парк пассажирских вагонов подразделяется на пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, вагоны-рестораны и специальные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные и купейные), мягкие, мягко-жёсткие и с сидячими местами (межобластные).
Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньшую массу и населённость поезда, следуют с более высокими скоростями, безостановочно 200-300 км с минимальной затратой времени на остановки. Фирменные скорые поезда обычно следуют между столичными городами, крупными промышленными и курортными центрами. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности, чем скорые, имеют большую массу и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки. Пригородные поезда имеют меньшую массу, чем дальние и местные, и, как правило, большую населённость и частые остановки в пригородных зонах.
Туристско-экскурсионные поезда формируются из вагонов одной категории и могут следовать в любом сообщении. Грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов. Людские поезда предназначаются для перевозки пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих для этого необходимое оборудование.
В составе пассажирских поездов вагоны располагаются в строго определенном порядке: почтовый и багажный вагоны всегда следуют в голове поезда и обычно не имеют порядкового номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей категории располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут находиться как в головной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирские поезда международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумерация вагонов в составе обычно идёт от локомотива к хвостовой части поезда. Счёт мест в вагоне ведётся от служебного отделения проводника. Нижние спальные места имеют нечётные, а верхние - чётные номера. В составе поезда могут выделяться вагоны, предназначаются для отдельных категорий пассажиров (например, военнослужащих, пассажиров с детьми). В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана и электромеханика поезда.
Организация пассажирских перевозки осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются перспективными, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых устанавливаются объёмы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров по видам сообщений, числу перевезённых пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира. Существенную роль в пассажирских перевозках играют специальные обследования потока пассажиров по отдельным узлам и направлениям.

О фирменных поездах

Фирменные поезда - это поезда высоким уровнем сервиса, дизайном, комфортом, дополнительными услугами.
Вагоны каждого фирменного поезда должны окрашиваться в цвет отличающий поезд от другого. Некоторые фирменные поезда одной железной дороги могут иметь общую цветовую окраску, но отличаться надписями - наименованием поезда. Примером могут служить поезда "Жигули" и "Ульяновск" Куйбышевской железной дороги. Кроме внешнего оформления фирменный поезд имеет свой внутренний дизайн. На полу должны быть постелены ковровые дорожки, на окнах – занавеси-шторы с фирменной символикой.
Каждый поезд имеет индивидуальное название. Некоторые из них знакомы не один десяток лет. Это "Красная Стрела" (Санкт-Петербург - Москва), "Россия" (Москва-Владивосток). Название пишется на боковых стенках вагона или маршрутном указателе, и занавесях-шторах купе. Бригада фирменного поезда состоит из лучших проводников дороги, прошедших аттестацию на право работы в фирменных поездах.
На железных дорогах имеется давняя традиция провожать свой фирменный поезд под музыку. Так в Самаре фирменный поезд № 9/10 "Жигули" в сообщении Самара - Москва отправляется с вокзала под гимн города.


Фирменный поезд «Енисей» № 55/56 сообщением Красноярск-Москва формирования Красноярского вагонного депо. Расстояние в 4044 км преодолевает за 65 часов 22 минуты со скоростью до 120 км/час. В начале 20 века поездка от Москвы до Красноярска занимала 11 суток.
Состав фирменного поезда сформирован из комфортабельных вагонов – это 4 купейных вагона, 4 плацкартных, 3 вагона повышенной комфортности экономического класса, 1 вагон СВ бизнес-класса, 1 вагон-ресторан и штабной вагон.
Вагоны бизнес-класса – это купейные пассажирские вагоны с кондиционерами и видеодвойками. Мест в купе – 2. В стоимость проезда включены: Предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор коньяк, водка, пиво, безалкогольные напитки, минеральная вода, печатная продукция, предметы личной гигиены.
Вагоны эконом-класса с 4-х местными купе с кондиционерами. В стоимость проезда включены: предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор /чай, кофе, безалкогольные напитки, минеральная вода/, печатная продукция, предметы личной гигиены
В каждом вагоне радушный проводник предложит Вам постельное белье, горячий чай или кофе, кондитерские изделия. В пути Вас ждут интересные встречи, веселые попутчики, яркие впечатления и, конечно же, внимательный сервис. К Вашим услугам – удобные купе, вагон-ресторан с оригинальной сибирской кухней, свежая пресса.


>Фирменный скорый поезд «Саяны» № 65/66 сообщением Абакан - Москва формирования Абаканского вагонного депо назначен в августе 2003 г. Отправление из Абакана 1 раз в неделю по четвергам. Время в пути следования 73 часа 30 минут. В составе 4 вагона повышенной комфортности экономического класса. Поездная бригада имеет высокий уровень аттестации, что гарантирует Вам качественное обслуживание.
В пути следования Вам будет предложено чистое белье, кофе, чай и чайная продукция в любое время суток, прохладительные напитки, журналы, газеты и книги. В вагоне-ресторане Вам предложат горячий завтрак, обед или ужин. В каждом купе имеется информация, где подробно указано, какие услуги пассажир оплатил в билетной кассе при приобретении проездного документа, что он может приобрести за дополнительную плату и чем может воспользоваться бесплатно в пути следования. Чтобы присвоить номер тому или иному поезду, нужно сначала понять его категорию. Каждой из них выделен свой диапазон номеров:

1. Номера с 001 по 148 выделены скорым поездам круглогодичного обращения. Таковых большинство и они ходят постоянно и по всей стране. К примеру, поезд номер 31/32 "Вятка" сообщением Москва-Киров-Москва или поезд 001/002 "Россия" сообщением Москва-Владивосток-Москва.

2. Номера с 151 по 178 даются скоростным поездам. Проще говоря, речь здесь идет о "Сапсанах" и "Ласточках".

3. Номера с 181 по 298 также принадлежат скорым поездам, но тем, которые ходят не круглый год, а только по определенным сезонам. Как правило летом или перед новогодними праздниками.

4. Номера с 301 по 398 присваиваются пассажирским поездам круглогодичного обращения в дальнем сообщении.

5. Номера с 401 по 498 принадлежат также пассажирским поездам сезонного обращения в дальнем сообщении.

6. Номера от 501 до 598 присваивают поездам, аналогичным с предыдущей категорией, при разовом назначении поездов, в том числе для организованных групп пассажиров. В пути они следуют с большим количеством остановок и продолжительными стоянками на них. Те самые, не раз воспетые народным фольклором, "500-веселые".

7. Номера от 601 до 698 даются так называемым "местным" поездам с маршрутом следования до 700 км. В качестве примера можно привести поезд №603 сообщением Москва-Смоленск. Номера от 701 до 748 присваивают поездам служебного назначения.

8. Номера от 801 до 848 дают ускоренным поездам /составами электро- и дизель-поездами/, курсирующим в дальнем и местном сообщении, но имеющим повышенную комфортность. Под нумерацией этого диапазона ходит, в частности, экспресс из Москвы в Орел №825, делающий за четыре с небольшим часа в пути всего три остановки в пути.

9. Номера от 851 до 898 присваивают ускоренным поездам дальнего и местного сообщения /составами электро- и дизель-поездами/, где в пути следования пассажирам не предоставляются дополнительные услуги. Среди таковых можно выделить поезд номер 853/854 Москва-Тверь.

10. Последний диапазон - номера от 901 до 998 - выделен для почтово-багажных /901-948/, грузопассажирских /951-968/, людских /991-980/ и туристических поездов /971-988/ .

Здесь, наверное, стоит сделать небольшую ремарку и рассказать тем, кто не знает об этом подвижном составе подробнее. Так, грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов, а людские поезда предназначаются для перевозки людей пассажирскими вагонами, включенными в состав грузовых поездов. Туристические же поезда формируются из пассажирских вагонов любого типа. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Для обычных пригородных поездов выделены номерные емкости от 6001 до 6998, для скорых пригородных - от 7001 до 7398 и для пригородных служебного назначения - от 7481 до 7498. Тех, кто уже утомился, спешим обрадовать: с первым этапом нумерации поездов мы разобрались.

Теперь давайте посмотрим как определить какому поезду в конкретной категории присвоить номер. Здесь железнодорожники руководствуются несколькими правилами. Во-первых географический фактор - если состав следует с юга на север или с запада на восток, то номер у него должен быть четным. К примеру: №032 Москва-Киров, №030 Москва-Кемерово, №226 Адлер-Мурманск, №140 Адлер-Новосибирск. Если же состав следует с севера на юг или с востока на запад, то нумерация у него будет нечетная. К примеру: № 001 Владивосток-Москва, №009 Иркутск-Санкт-Петербург, №029 Москва-Калининград. Но не всегда географический фактор может быть определяющим в нумерации поезда. Иногда бывает так, что поезд в пути следования может поменять направление. В таком случае для нечетного поезда нумерация может меняться в процессе поездки на ближайший номер в сторону увеличения. К примеру, был №001 - стал №002, для четного в обратном направлении.

Номера поездам присваиваются таким образом, чтобы ни на одной станции поезда одинакового номера, но разных направлений никогда не встретились. В противном случае, возникла бы настоящая путаница. Если же углубиться в историю, то можно констатировать, что за годы существования железных дорог порядок нумерации поездов менялся неоднократно.

Так, в 1929 году Народным комиссариатом путей сообщения был принят первый порядок присвоения номеров пассажирским составам. Посмотрите, как он разительно отличался от нынешнего:

1. Номера с 001 по 008 давались курьерским поездам, то есть поездам, маршрутная скорость которых превышала 100 км/час и которые формировались только из мягких вагонов.

2. Номера с 011 по 038 полагались скорым поездам Номера с 041 по 058 присваивались почтовым поездам.

3. Номера с 061 по 078 - пассажирским.

4. Номера с 081 по 085 - товарно-пассажирским Номера с 101 по 895 получали пригородные составы.

5. Номера с 901 по 988 имели так называемые "трудовые" поезда, формировавшиеся для доставки рабочих к месту службы и обратно. Затем порядок номеров вновь изменился. В него включили уже сезонные пассажирские, местные пассажирские, туристические, грузопассажирские составы, а когда появились "Эр-200" и "Аврора" отдельный диапазон появился для скоростных поездов.

На этом с цифрами, пожалуй, все. Но если бы на железных дорогах для идентификации поездов использовались только цифры, то никаких трехзначных номеров не хватило бы. Поэтому в системе "Экспресс-3" для каждого поезда назначаются еще и литеры, обозначаемые четвертым символом после номера. Рассмотрим два поезда - №002А Москва-Санкт-Петербург, №002М Москва-Владивосток и №002Й Москва-Казань. Буквы "А", "М" и "Й" означают филиал Федеральной пассажирской компании, которая сформировала поезд.

Иногда "родных" букв может не хватать и тогда для конкретизации поезда железнодорожники могут использовать и "чужие" литеры. Стоит отметить, что точного соответствия всех литер поездов буквам, закрепленным за железными дорогами нет. Исключение в данном случае имеют лишь поезда, следующие с Украины: при выборе буквы для поезда украинского формирования, обязательно ставится одна из "украинских" букв "К", "Д", "Л", "О", "Ш", "П". Для поездов, следующих на Украину ставится любая другая буква.

Таким образом, представленный ниже "алфавит" носит, скорее всего, примерный характер. Итак, буквы для идентификации поездов: А - Октябрьская /РЖД/ Б - Белорусская /Беларусь/ В - Юго-Восточная /РЖД/ Г - Горьковская /РЖД/ Д - Донецкая /Украина/ Е - Свердловская /РЖД/ Ж - Приволжская /РЖД/ И - Восточно-Сибирская /РЖД/ Й - Куйбышевская /РЖД/ К - Юго-Западная /Украина/ Л - Львовская /Украина/ М - Московская /РЖД/ Н - Западно-Сибирская /РЖД/ О - Южная /Украина/ П - Приднепровская /Украина/ Р - Латвийская /Латвия/ С - Северо-Кавказская /РЖД/ Ц - Казахстанские /Казахстан/ У - Южно-Уральская /РЖД/ Ч - Забайкальская /РЖД/ Ш - Одесская /Украина/ Ы - Красноярская /РЖД/ Ь - Молдавская /Молдова/ Э - Дальневосточная /РЖД/ Я - Северная /РЖД/.

 

Возможно, будет полезно почитать: