Бушприт на шхунах монтаж крепление. Особенности конструкций парусных кораблей. Типы парусных судов

Бушприт

дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь судна (снасть, служащая для этой цели, называется Б.-выстрел), или уборный, т. е. поднимаемый кверху, для свободного действия тараном на броненосцах. Конец Б., входящий в судно, называется шпором и утверждается в особенно сделанном месте, называемом партнерсом; другой же конец называется топом и на него надевают эзельгофт.

1. Бушприт. 2. Бушпритный эзельгофт. 3. Утлегар. 4. Форштевень. 5. Натяжной бугель. 6. Скоба. 7. Ватер-бакштаги. 8. Ватер-штаги. 9. Фок-штаги. 10. Откидной бугель. 11. Шпор утлегар.

Б., как и мачты, делают из смолистых хвойных пород леса; на больших судах Б. не однодеревка, а составной, преимущественно из 4 штук, скрепляемых бугелями и болтами (см. Мачты). Б. служит для удаления некоторой части парусности от центра тяжести корабля, и дает возможность этим увеличить вращательную силу передних косых парусов; кроме того, Б. служит для поддержки фок-мачты спереди, для чего его усиленно скрепляют с форштевнем.

Б. в счет мачт не идет; так, двухмачтовый корабль имеет две вертикальные мачты и Б.; трехмачтовый - три мачты и Б. и т. д. Б. ставится на место или краном, или же стрелами и утверждается в своем положении ватер-вулингами, скобами или обоймами, ватер-штагами и ватер-бакштагами. При определении уклона Б. принимают во внимание место общего центра парусности. С увеличением уклона Б. центр парусности приближается к носу, что, содействуя рулю, особенно выгодно во время свежих ветров, при которых большая часть судов носит руль на ветре и тем уменьшает ход. На Б. поднимаются фок-стаксель и фор-стеньги-стаксель. Оба эти паруса уравновешивают действие задних парусов и служат для уклонения носа судна под ветер.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бушприт" в других словарях:

    Судна Falls of Clyde Бушприт, бугшприт (нидерл. boegspriet (от boeg нос и spriet пика, в … Википедия

    - (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

    БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

    Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

    - (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

    И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

    Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

    М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…

Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:[email protected]
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители: Петр Михайлов, Иван Немцов

Исполнение

Бушприты судов по исполнению были подобны мачтам. Их изготовляли составными, по меньшей мере из двух штук. Врезанные друг в друга стволы деревьев делали сначала восьмиугольными, затем 16- угольными и наконец круглыми. Тросовые вулинги скрепляли бушприт. Их число соответствовало числу вулингов нижней мачты. Угол возвышения бушприта, по разным данным составлял от 30 до 36 градусов.

Длина и диаметр бушприта . По Д. Стилу суда, с количеством пушек менее 80 имели длину бушприта в 3\5 длины грот-мачты. Диаметр бушприта для судов, с количеством пушек менее 50, был равен диаметру грот-мачты. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти 60\61, на середине 11\12, на третьей четверти 4\5, на конце 5\9. Шпор бушприта имел 6\7 его диаметра.

УТЛЕГАРЬ

В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Длина утлегаря составляла от 7\10 до 5\7 длины бушприта. Диаметр - 7\8" на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т.е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в первой четверти 40\41, во второй 11\12, в третьей четверти 5\6 и на ноке 2\3 диаметра. После 1735 г. шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики (стоп) для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное утоньшение, повёрнутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя "кливер- ринга". Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора находилось ещё одно горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.

Бушпритный эзельгофт . Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина- 2 диаметра утлегаря + 1\2 диаметра гюйс-штока, толщина-4\9 ширины. В нём имелись четырёхугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3\4 превосходило его диаметр, чтобы его можно было оббить кожей.

Виолина . Позади эзельгофта помещалась виолина. Она представляла собой диски, закреплённые по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку. В первые 40 лет английские виолины в каждом полукружии имели по отверстию. Через отверстия проводили стропы фор-стень и фор-стень-лось-штагов. Щеки виолины находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок, вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине виолины +1".

Размер виолины . Длина виолины должна была равняться длине эзельгофта. По Д. Стилу длина: 2,1\4 диаметра бушприта, ширина: 1\2 наибольшего диаметра. Толщина досок из вяза для изготовления виолины составляла 1\4 диаметра и наружу уменьшалась до 3\4 или 4\5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов виалины на 1\4 её длины.

Виолин-блок . Имели длину 7\9 длины виолины, ширина их составляла 2" на каждый фут длины и толщина 7\8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2\7 длины блока и находились от его концов в 1\7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырёхугольные и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1\4 их длины. Эти блоки были "ванген"- щёковыми блоками и соединялись с бушпритом болтами, одновременно болты являлись осями для шкивов блока.

"Сёдла" и обоймы . К дальнейшему оснащению бушприта относились сёдла для утлегаря и ракс- бугеля блинда- рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. Седло утлегаря имело высоту в 1\6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. Для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1\3 длины утлегаря. Седло должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившемся под ним седлом ракс- бугеля блинда- рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна седлу для ракс- бугеля (охватывала бушприт наполовину, высота и ширина её равнялись 1\8 диаметра бушприта), находилась перед вулингом бушприта и имела ряд горизонтальных отверстий для проводки части бегучего такелажа.

Вулинг-клампы . Это были рейки, принайтовленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1\2 диаметра бушприта, высота и ширина 1\4 этой длины.

Парусное вооружение

БЛИНД

Четырехугольный парус из парусины №2(№3) висел на блинда-рее. Его ширина от 9 дюймов внутрь от нок- клампов. Все шкаторины были прямыми.

Риф-банты . Два риф- банта шириной 8 дюймов располагались крестообразно. На английских судах они начинались сверху на кромке первого или второго полотнища и заканчивались на боковых шкаторинах на 27 дюймов выше шкотового угла.

Нашивки . Отсутствовали.

Ватер-гаты . На английских судах два ватер-гата диаметром 4-6 дюймов находились на втором полотнище, считая от внешнего угла, между риф-бантом и нижней шкаториной.

Кренгельсы . Риф-кренгельсы на нижних концах риф-бантов и два гордень-кренгельса на нижней шкаторине были удалены друг от друга на 1\3 ширины паруса.

Ликтрос . На судах первого ранга использовали ликтрос толщиной 3,1\4 дюйма по нижней и боковым шкаторинам и 1,3\4 дюйма по верхней; на судах 6- ого ранга- 2 дюйма и 1,1\2 дюйма.

Величественно рассекающего морские волны - поистине завораживающее зрелище. Сейчас увидеть его воочию можно, разве что на параде парусных кораблей в Амстердаме, проходящего раз в пять лет. Несколько столетий назад наблюдать за парусником было привычным делом среди прибрежных жителей. Чем массивнее корабль, тем большее количество парусов необходимо для его быстрого и плавного хода. У парусника сложная конструкция, и каждая мачта на нем имеет свое предназначение. Рассмотреть строение парусного корабля можно с самой передовой его детали.

Брус в авангарде парусника

В дословном переводе с голландского языка бушприт - это "наклонный шест". Конструкция представляет собой вынесенный вперед носовой брус парусного судна. Иными словами, бушприт - это рангоутный брус, являющийся продолжением носа корабля и выступающий за форштевень. Он играет роль передней мачты и устанавливается наклонно под углом 30-36 градусов. Изначально он состоял из одной секции. В последствии на больших кораблях он стал составным: в качестве его продолжения устанавливался утлегарь, а за ним следовал бом-утлегарь. Как у любой мачты, заднее основание бушприта называется шпор. Передний конец именуется ноком, как у гика, гафеля или рея.

Предназначение конструкции

Основной целью бушприта является вынос вперед передних косых треугольных парусов - кливеров. За счет данной конструкции увеличивается парусная площадь корабля, что способствует лучшей управляемости и более высокой маневренности. Кроме того, бушприт частично используется для крепления фок-мачты. На этом функции его не заканчиваются, т.к. он также необходим для крепления и подъема носового якоря. Таким образом, бушприт корабля - это многофункциональная мачта плавательного средства.

Размеры передней мачты

Для кораблей разного профиля длина бушприта была различной. Как правило, на купеческих судах длина передней мачты была равна трем пятым длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к восьми девятым длины фок-мачты. В диаметре носовой брус был сопоставим с диаметрами фок- и грот-мачт средних размеров. При этом толщина бушприта уменьшалась от основания к ноку почти в два раза.

Иногда нос корабля украшался гальюнной (или носовой) фигурой, которая обычно располагалась над бушпритом и изображала, чаще всего, русалку, привлекательную девушку или голову льва. Примечательно, что с другой стороны на том же свесе размещались уборные для экипажа.

Даже самая небольшая современная яхта имеет довольно сложное устройство. Конструктивно любой парусник разделяется на две большие части – корпус и парусное вооружение. В свою очередь, парусное вооружение состоит из собственно парусов, рангоутного дерева и такелажа. Рассмотрим подробнее, что представляет собой .

Виды такелажа парусников

Морским термином такелажем обозначается вся совокупность имеющихся на яхте снастей, предназначенных для крепежа рангоутного дерева, для управления парусным вооружением и для произведения различных погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, весь такелаж судов подразделяется на стоячий и бегучий. Каждый из этих типов имеет своё предназначение и свои особенности.

Стоячий такелаж

К нему относятся снасти, находящиеся в неподвижном состоянии во время движения парусника. Отсюда и произошло его название – «стоячий». Предназначается он для расчалки рангоута – каркаса, на который крепятся паруса. К стоячему относится такелаж мачты , служащий для её распорки и удержания в вертикальном положении. Так, от падения вперёд или назад мачту удерживают передний штаг (форштаг) и задний (ахтерштаг). Во избежание заваливания мачты в бок, она раскрепляется вантами через краспицы – поперечные перекладины. Помимо удержания рангоута на месте, во время движения яхты, стоячий такелаж берёт на себя часть ходовых нагрузок, передавая вместе с мачтой движущую силу ветра от парусов корпусу судна.

Стоячий такелаж парусников прикрепляется к корпусу яхты посредством путенсов. Путенсы представляют собой металлические крепежи: скобы, штыри, цепи, прочно соединённые с корпусом яхты. Ванты крепятся к вант-путенсам, а штаги, соответственно, к штаг-путенсам. Регулировка степени натяжения стоячего такелажа производится посредством талрепов, специальных приспособлений в виде резьбовых стяжек.

Изготавливают стоячий такелаж судов обычно из оцинкованных стальных тросов диаметра, соответствующего размерам мачт и площади парусов. Покрытие из цинка делает металлические снасти более устойчивыми к агрессивному воздействию морской сырости. На больших парусниках для стоячего такелажа применяются стальные тросы толщиной до 50 мм, а в исключительных случаях – используют даже стальные цепи для фиксации особо массивных элементов. Для большей гибкости цепи, служащие в качестве стоячего такелажа, состоят из укороченных звеньев. На небольших парусных лодках для изготовления стоячего такелажа допускается использование синтетических или натуральных (пеньковых) тросов. Для долговечности и устойчивости к сырости их просмаливают.

Бегучий такелаж

Бегучим такелажем парусника называется оснастка, предназначенная для произведения различных такелажных работ. Это могут быть постановка и уборка парусов, а также управление ими во время движения судна, установка рангоута, погрузочно-разгрузочные работы, спуск на воду и подъём шлюпок. Кроме того, при помощи бегучего такелажа, пропущенного через клотик мачты, производится подача морских сигналов путём поднятия определённых сигнальных флагов.

Своё название бегучий такелаж судов получил из-за возможности своего свободного перемещения по мере необходимости. Один конец тросов при этом неподвижно крепится к предмету, которым следует управлять (парусу, рангоуту, грузу). Второй же конец, именуемый «ходовым», остаётся свободным, пропускается через блок или временно фиксируется узлами в необходимом положении. В зависимости от своего предназначения, бегучий такелаж разделяется на такелаж паруса и такелаж рангоута.

На крупных парусных судах оснастка бегучим такелажем представляет собой весьма и весьма сложную систему, включающую порядка сотни разных тросов и фалов, каждый из которых выполняет свои задачи. На небольшой парусной яхте всё гораздо проще. Оснастка наиболее распространенного на сегодня вида парусника – бермудского шлюпа, который состоит из шкотов и фалов.

Фалы предназначаются для постановки парусов яхты и перевода рангоутного дерева из нерабочего состояния в рабочее, и наоборот. Грота-фал на «бермудской» яхте предназначается для постановки грота. Стаксель же поднимается, соответственно, стаксель-фалом. Шкотами на яхте управляются паруса и подвижные части рангоутного дерева непосредственно во время движения.

Стаксель-шкоты управляют стакселем, грота-шкот натягивает нижний край (шкаторину) грота, а гика-шкот служит для управления рангоутным деревом — гиком. Проводка грота-шкота идёт поверх гика. В его верхней части находится паз, вдоль которого перемещается ползун, сквозь который и проводится данный шкот. Данный механизм позволяет снизить затрачиваемое усилие на постановку паруса. Одним концом шкот прикрепляется к нижнему углу грота, и с его помощью при постановке парус вытягивается из рулона, и растягивается вдоль гика.

Гика-шкот относится к такелажу рангоута и управляет гиком. Его проводка находится с нижней части гика, в отличие от грота-шкота, движущемуся по верхней части гика. Топенантом именуется снасть, перекинутая через топ, и удерживающая гик в горизонтальном положении как при движении, так и во время стоянки. Например, топенант не даёт упасть гику при порыве грота-фала или его стравливании.

Перед тем как поставить грот, при помощи топенанта — выставляют горизонталь гика. А уже после постановки паруса топенант ослабляют с тем, чтобы грот свободно работал на ветру. В качестве «противовеса», или балансира, топенанту используется оттяжка гика. Она оттягивает рангоут вниз и работает в паре с топенантом или гротом, предотвращая задирание гика вверх силой ветра на полных курсах.


Источник: Центральный морской клуб ДОСААФ РСФСР. Издательство ДОСААФ. Москва, 1987

§1. Рангоут.

Рангоутом называется все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту на парусном корабле относятся: мачты, стеньги, реи, гафеля, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты и выстрела.

Мачты.

Салинги и эзельгофты, в зависимости от их места, принадлежности к той или иной мачте также носят свои названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый. фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Бушприт.

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна, и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII века бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой (), на которых на блинда-рее и бом-блинда-рее ставились прямые паруса блинд и бом-блинд.
С конца XVIII века бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря (), а паруса блинд и бом-блинд на нем уже не ставятся. Здесь он служит уже для выноса штагов фок- мачты и её стеньг и для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей, которые улучшали ходкость и поворотливость корабля. Одно время треугольные паруса сочетались с прямыми.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX век) и цепей. Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т.д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали посередине поперечными шлагами. От сползания шлагов и штагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок - бис ().
Буштриты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.

Реи.

Рей - это круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно суживающееся к обоим концам, называемым ноками ().
У обоих ноков делаются заплечики, вплотную к которым наколачиваются огоны пертов, стропы блоков и т.п. Служат реи для крепления к ним прямых парусов. Реи своей серединой крепятся к мачтам и стеньгам таким образом, чтобы их можно было поднимать, опускать и поворачивать в горизонтальном направлении для постановки парусов в наиболее выгодное положение относительно ветра.
В конце XVIII века появились добавочные паруса - лисели, которые ставились по бокам основным парусов. Их крепили к маленьким реям - лисель-спиртам, выдвигаемых к бортам судна по основному рею через бугеля ().
Реи также принимают названия в зависимости от принадлежности их к той или другой мачте, а также от места расположения на мачте. Так, названия реев на различных мачтах, считая их снизу вверх, следующие: на фок-мачте - фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей; на грот-мачте - грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей; на бизань-мачте - бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.

Гафели и гики.

Гафель - это специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты (сзади неё) и поднимаемый вверх по мачте. На парусных судах служил для крепления верхней кромки (шкаторины) косого паруса - триселя и косой бизани (). Пятка (внутренний конец) гафеля имеет деревянные или металлические обшитые кожей усы, придерживающие гафель около мачты и охватывающие ее наподобие ухвата, оба конца которого соединены между собой бейфутом. Бейфут может быть из растительного или стального троса, обшитого кожей или с надетыми на него шариками, так называемыми ракс-клотами.

Для постановки и уборки парусов на судах с косым вооружением и косого паруса бизани гафель поднимается и опускается при помощи двух снастей бегучего такелажа - гафель-гарделя, поднимающего гафель за пятку, и дирик-фала, поднимающего гафель за нок - внешний тонкий конец ().
На судах с прямым вооружением косые паруса - трисели подтягиваются (при их уборке) к гафелю гитовыми, гафель же не опускается.
Гики служат для растягивания нижней шкаторины косых парусов. Гик подвижно скреплен пяткой (внутренним концом с мачтой при помощи вертлюга или усов, как и у гафеля (). Внешний конец гика (нок) при поставленном парусе поддерживается парой топенант, укрепленных с одной и другой сторон гика.
Гафели и гики, вооруженные косым парусом на бизани, начали употребляться в русском флоте примерно со второй половины XVIII века, а в петровские времена на бизани подвешивался наклонно латинский рей (рю), для несения латинского треугольного паруса. Такой рей подымался в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран вверх, а другой опущен почти до самой палубы ()
Ознакомившись с каждым рангоутным деревом в отдельности, теперь перечислим все рангоутные деревья согласно месту их нахождения на парусном корабле, с полным их наименованием ():
I - княвдигед; II - гальюн; III - крамбол; IV - фальшборт, поверх него - матросские койки; V - фока-руслень и вант-путенсы; VI - грота-руслень и вант-путенсы; VII - бизань-руслень и вант-путенсы; VIII - правая раковина: IX - балконы; X - майн-вельс-бархоут; XI - чанель-вельс-бархоут: XII - шир-вельс-бархоут; XIII - шир-стрек-бархоут; XIV - перо руля.

Рис. 9. Рангоут трёхдечного 126-пушечного линейного корабля середины XIX в.
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафели; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-брам-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-брам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 -фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота- рей; 42 - грота-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 -топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт: 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 -крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель: 67 - кормовой флагшток.

§2. Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей.

Длина грот-мачты определяется длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Длина фок- мачты 8/9, а бизань мачты 6/7 длины грот-мачты. Длина топов грот- и фок-мачт 1/6, а топа бизань-мачты 1/8-2/13 их длины. Наибольший диаметр мачт находится у опердека и составляет у фок- и грот-мачт 1/36, а у бизань-мачты 1/41 их длины. Наименьший диаметр находится под топом и составляет 3/5-3/4, а у шпора 6/7 наибольшего диаметра.
Длина грот-стеньги равняется 3/4 длины грот-мачты. Длина топов стеньг составляет 1/9 всей длины стеньги. Наибольший диаметр стеньг приходится у мачтовых эзельгофтов и равняется для грот и фор-стеньг 6/11 диаметра грот-мачты, а для крюйс-стеньги 5/8 диаметра бизань-мачты. Наименьший диаметр под топом - 4/5 наибольшего.
Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгами и их флагштоками (или топами), составляется из: длины брам-стеньги, равной 1/2 своей стеньги, бом-брам-стеньги - 5/7 своей брам-стеньги и флагштока, равного 5/7 своей бом-брам-стеньги. Наибольший диаметр брам-стеньги у стень-эзельгофта - 1/36 ее длины, бом-брам-стеньги - 5/8 диаметра брам-стеньги, а наименьший диаметр флагштока - 7/12 диаметра брам-стеньги.
Длина бушприта - 3/5 длины грот-мачты, наибольший диаметр (у фальшборта над форштевнем) равен диаметру грот-мачты или меньше него на 1/15-1/18. Длины утлегаря и бом-утлегаря - 5/7 длины бушприта, наибольший диаметр утлегаря - 8/19, а бом-утлегаря -5/7 диаметра бушприта находится на 1/3 от их нижних концов, а наименьший - у ноков - 2/3 наибольшего диаметра.
Длина грота-рея равна ширине корабля, умноженной на 2 плюс 1/10 ширины. Общая длина обоих ноков 1/10, а наибольший диаметр - 1/54 длины рея. Длина грот-марса-рея 5/7 грота-рея, ноки - 2/9, а наибольший диаметр - 1/57 длины грот-марса-рея. Длина грот-брам-рея 9/14 грот марса-рея, ноки - 1/9 и наибольший диаметр - 1/60 этого рея. Все размеры фока-рея и фор-марса - рея составляют 7/8 величины грота и грот-марса-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею, но длина его обоих ноков - 1/10 длины рея, крюйсель-рей равен грот-брам-рею, но длина его обоих ноков - 2/9 длины рея, а крюйс-брам-рей равен- 2/3 грот-брам-рея. Все бом-брам-реи равны 2/3 своих брам-реев. Блинда-рей равен фор-марса-рею. Наибольший диаметр реев - на их середине. Реи от середины к каждому концу разделяются на четыре части: на первой части от середины - 30/31, на второй - 7/8, на третьей - 7/10 и в конце - 3/7 наибольшего диаметра. Бизань-гик равен длине и толщине фор- или грот-марса рея. Его наибольший диаметр - над гакабортом. Бизань-гафель длиной 2/3, а толщиной 6/7 гика, его наибольший диаметр у пятки. Длина мартин-гиков 3/7, а толщина 2/3 утлегаря (их было до второй четверти XIX века два).
Грот-марс имеет длину 1/4 длины грот-стеньги, а ширину 1/2 ширины корабля. Фор-марс равняется 8/9, а крюйс-марс 3/4 грот-марса. Грот-салинг имеет лонго-салинги в 1/9 длины его стеньги, а краспицы - 9/16 ширины марса. Фор-салинг равняется 8/9, а крюйс-салинг - 3/4 грот-салинга.

§3. Стоячий такелаж рангоута.

Бушприт, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Ранее его делали из толстого растительного троса, а на современных парусных судах - из стального троса и цепей.
Вантами называются снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги c боков и несколько сзади. В зависимости от того, какое рангоутное дерево ванты удерживают, они получают дополнительные названия: фок-ванты, фор-стень-ванты, фор-брам-стень-ванты и т.д. Ванты служат также и для подъема личного состава на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга укрепляются пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывались к вантам выбленочным узлом () на расстоянии одна от другой 0,4 м.

Нижние ванты (пеньковые) делались на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр на линейных кораблях достигал до 90-100 мм, Стень-ванты делались тоньше, а брам-стень-ванты ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Фордуны также называют по мачтам и стеньгам, на которых они стоят. Например, фор-стень-фордуны, фор-брам-стень-фордуны и т.д.
Верхние концы вант и фордунов крепятся на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы мачт, стеньг и брам-стеньг (). Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты делаются парными, т.е. из одного куска троса, который затем складывается и делается огон по толщине того топа, на который он накладывается. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последняя ванта к корме, в том числе и фордуны, делаются разбивными (). Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа, при помощи которого набивают (натягивают) ванты и фордуны (). На современных парусных судах такелаж обтягивается металлическими винтовыми телрепами.
В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укреплялись мощные деревянные площадки - руслени ().

Рис. 11. Обтягивание вант юферсами.

Раскреплялись ванты вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепился к борту, а к их верхним концам крепились юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленям.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками) (). Коренной конец талрепа крепят в отверстие вант-юферса при помощи талрепного кнопа, а ходовой конец талрепа после обтяжки вант, сделав несколько шлаков вокруг них, крепят на ванте при помощи двух-трех бензелей. Основав талрепы между всеми юферсами нижних вант, привязывали к ним поверх юферсов железный прут - ворст (), который не давал юферсам перекручиваться, удерживая их на одном уровне. Ванты стеньг оборудовали так же, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья (мачты и стеньги), в диаметральной плоскости спереди, называют штагами, которые, как и нижние ванты, делались из толстого троса. В зависимости от того, к какому рангоутному дереву относятся штаги, они имеют также свои наименования: фока-штаг, фор-стень-штаг, фор-брам-штаг и т.д. Огоны у штагов делают такими же, как и у вантов, но размеры их больше (). Набивают штаги талрепами на штаг-блоках ().
К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях (см. ), на которые встают матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец пертов крепится к ноку рея, а другой посередине. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.

Теперь посмотрим, как будет выглядеть стоячий такелаж полностью на парусном 90-пушечном двухдечном линейном корабле конца XVIII и начала XIX веков с полным его наименованием (): 1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фор-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15-грот-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22-ватер-бак-штаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27-фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень- фордуны.

§4. Порядок накладывания, места тяги и толщина пенькового стоячего такелажа.

Ватер-штаги толщиной 1/2 бушприта проводятся в отверстие в передней кромке княвдигеда, крепятся там и поднимаются к бушприту, где тянутся тросовыми талрепами, основанными между юферсами. Ватер-бакштаги (по одному с каждого борта) закладываются гаками за обуха, вбитые в корпус под крамболами, и тянутся у бушприта подобно ватер-штагам.
Затем накладываются ванты, которые делаются парными, толщиной в 1/3 их мачты. Каждый конец, назначенный на пару вант, складывается пополам и у сгиба при помощи наложения бензеля делается сгон. На топ мачты надевается сначала огон передней правой, потом передней левой пары вант и т.д. Если количество вант нечетное, то последняя делается разбивной, т.е. одинарной. Тянутся ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, и юферсами, скрепленными у русленей с вант-путенсами. Фока- и грот-штаги делаются толщиной 1/2, бизань-штаги - 2/5 своих мачт, а лось-штаги - в 2/3 своих штагов, (пеньковые тросы измеряются по окружности, а рангоутные деревья - по наибольшему диаметру).
Надеваются они на топы мачт так, что охватывают огонами лонго-салинги. Фока-штаг и фок-лось-штаг тянутся тросовыми талрепами на бушприте, грота-штаг и грот-лось-штаг - на палубе по сторонам и впереди фок-мачты, а бизань-штаг разветвляется на лапки и крепится на палубе по бокам грот-мачты либо проходит через коуш на грот-мачте и тянется на палубе.
Стень-ванты толщиной 1/4 своих стеньг тянутся на марсовой площадке талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с путенс-вантами. Стень-фордуны толщиной 1/3 своих стеньг тянутся на русленях подобно вантам. Стень-штаги имеют толщину 1/3, а лось-стень-штаги - 1/4 своих стеньг, фор-стень-штаг проводится в шкив с правой стороны бушприта, а фор-лось-стень-штаг - с левой. Грот-стень-штаг и грот-лось-стень-штаг проводятся через шкивы блоков на фок-мачте и тянутся гинцами на палубе. Крюйс-стень-штаг проходит через шкив блока на грот-мачте и тянется на марсе.
Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря делается толщиной 1/4 своих рангоутных деревьев. Каждый мартин-штаг проводится последовательно в отверстия своего мартин-гика (их два), где удерживается кнопом, затем в шкив блока на ноке утлегаря, в шкив на мартин-гике и на бушприте и тянется на баке. Утлегарь-бакштаги (по два с каждой стороны) привязываются серединой конца за нок утлегаря, их концы проводятся в коуши близ ноков блинда-рея и тянутся на баке. Также накладываются и тянутся бом-утлегарь-бакштаг. Мартин-штаг от бом-утлегаря крепится серединой конца за нок бом-утлегаря. и пройдя через шкивы на мартин-гике и бушприте, тянется на баке.
Брам-ванты и брам-фордуны делаются толщиной 2/5, а брам-штаги - 1/2 своих брам-стеньг. Брам-ванты проводятся через отверстия в краспицах салинга, подтягиваются к стеньге и спускаются по стень-вантам на марс, где и тянутся талрепами через коуши на их концах. Фор-брам-штаг проводит в шкив у нока утлегаря и тянется на баке, грот-брам-штаг проходит в шкив на фор-стеньге, а крюйс-брам-штаг - в шкив на топе грот-мачты и оба тянутся на палубе.
Бом-брам-такелаж проводится и тянется подобно брам-такелажу.

§5. Бегучий такелаж рангоута.

Бегучим такелажем рангоута называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняются работы, связанные с подъемом, выбиранием, травлением и поворачиванием рангоутных деревьев - реев, гафелей, выстрелов и т.п.
К бегучему такелажу рангоута относятся гардели, драйрепы. фалы, брасы, топенанты, шкоты и др.
На кораблях с прямым парусным вооружением гардели служат для подъема и спуска нижних реев с парусами (см. ) или гафелей (его пятки); драйрепы для подъема марса-реев, а фалы - для подъема брам-реев и бом-брам-реев, а также косых парусов - кливеров и стакселей.
Снасть, с помощью которой поднимается и поддерживается нок гафеля, называется дирик-фалом, а снасть, которая поднимает гафель за пятку по мачте, называется гафель-гарделем.
Снасть, которая служит для поддержания и выравнивания ноков реев, называется топенантами, а для поворачивания реев - брамсами.
Теперь познакомимся со всем бегучим такелажем рангоута, с его полными наименованиями, согласно его места нахождения на корабле ():

Снасти, служащие для подъема и спуска реев: 1 - гардель фока-рея; 2 - фор-марса-драйреп; 3 - фор-марса-фал; 4 - фор-брам-фал; 5 - фор-бом-брам-фал; 6 - гардель грота-рея; 7 - грот-марса-драйреп; 8 - грот-марса-фал; 9 грот-брам-фал; 10 - грот-бом-брам-фал; 11 - гардель-бегин-рея; 12 - крюйс-марса-фал; 13 - крюйс-марса-драйреп; 14 - крюйс-брам-фал; 15 - крюйс-бом-брам-фал; 16 - гафель-гардель; 17 - дирик-фал.
Снасти, служащие для поддержания и выравнивания ноков реев: 18 - блинда-топенанты; 19 - фока-топенанты; 20 - фор-марса-топенанты; 21 - фор-брам-топенанты; 22 - фор-бом-брам-топенанты; 23 - грота-топенанты; 24 - грот-марса-топенанты; 25 - грот-брам-топенанты; 26 - грот-бом-брам-топенанты; 27 - бегин-топенанты; 28 - крюйс-марса-топенанты; 29 - крюйс-брам-топенанты; 30-крюйс-бом-брам-топенанты; 31 - бизань-гика-топенанты; 31а - шкентель бизань-гика-топенантов.
Снасти, служащие для ворочания реев: 32 - блинда-трис (брам-блинда-рея); 33 - фока-брасы; 34 - фор-марса-брасы; 35 - фор-брам-брасы; 36 - фор-бом-брам-брасы; 37 - грот-контра-брасы; 38 - грота-брасы; 39 - грот-марса-брасы; 40 - грот-брам-брасы; 41 - грот-бом-брам-брасы; 42 - бегин-брасы; 43 - крюйс-марса-брасы; 44 - крюйс-брам-брасы; 45 - крюйс-бом-брам-брасы; 46 - эринс-бакштаги; 47 - завал-тали; 48 - бизань-гика-шкот.

§6. Проводка бегучего такелажа, показанного на .

Фока и грота-гардели основываются между двух или трехшкивными блоками, два укрепляются под марсом и два - около середины рея. Бегин-гардель основывается между одним трехшкивными блоком под марсом и двумя одношкивными блоками на рее. Ходовые концы гарделей крепятся на кнехтах.
Фор- и грот-марса-драйрепы крепятся серединой конца за топ стеньги, их ходовые концы проводятся каждый в свои блоки на рее и под салингом, а в их концы вплесниваются блоки. Марса-фалы основываются между этими блоками и блоками на русленях. Их лопари тянутся через бортовые кнехты. Крюйсель-марса-драйреп берется коренным концом за середину рея, а ходовой проводится через шкив в стеньге под салингом и в его конец вплеснивается блок марса-фала, который основывается мантылем - на левом руслене крепится коренной конец, а на правом - тали.
Брам- и бом-брам-фалы берутся коренным концом за середину своего рея, а ходовым проводятся в шкив своей стеньги и тянутся гинцами: брам-фалы на палубе, а бом-брам-фалы на марсе.
Гафель-гардель основывается между блоком на пятке гафеля и блоком под крюйс-марсом. Дирик-фал коренным концом крепится за топ крюйс-стеньги, а ходовым проводится через блоки на гафеле и топе мачты. Их ходовые концы крепятся на кнехтах.
Блинда-топенанты основываются между блоками на обеих сторонах бушпритного эзельгофта и на ноках блинда-рея, а их лопари тянутся на баке. Фока и грота-топенанты основываются между трех- или двухшкивными блоками, а бегин-топенанты - между двух- или одношкивными блоками на обеих сторонах мачтового эзельгофта и на обоих ноках реев. Их ходовые концы, проведенные через «собачьи дыры» крепятся на кнехтах. Марса-топенанты серединой конца крепятся за топ стеньга, а ходовые концы, взятые полуштыком за передние стень-ванты, проводятся в блоки на ноках рея, в нижние шкивы комель-блоков. через «собачьи дыры» и крепятся рядом с нижними топенантами. Брам- и бом-брам-топенанты надеваются очком на ноки рея и, проведенные через блоки на своих стеньгах, тянутся: брам-топенант на палубе, а бом-брам-топенанты на марсе. Гика-топенанты берутся серединой конца за нок гика, проводятся с обеих его сторон, как показано на рисунке, и тянутся хват-талями у пятки гика.
Фока-брасы крепятся серединой конца за топ грот-мачты, проводятся, как видно на рисунке, и тянутся на кнехтах грот-мачты. Грота-брасы основываются между блокам у борта на юте и на ноках грота-рея и тянутся через бортовые кнехты. Грот-контра-брасы основываются поверх фока-брасов между блоками на фок-мачте и ноках рея и тянутся у фок-мачты. Бегин-брасы коренными концами берутся за задние грот-ванты, а ходовые проводятся через блоки на ноках рея и на задних грота-вантах и крепятся на кафель-планке у борта. Марса-брасы крепятся серединой конца за топ стеньги, проводятся в вантах, как показано на рисунке, и тянутся на палубе. Фор- и грот-брам-брасы крепятся серединой конца за брам или бом-брам-стеньгу и проводятся в блоки на ноках реев и в блоки подле коренного конца и тянутся по палубе. Крюйс-брам-брасы и все бом-брам-брасы надеваются очком на ноки своих реев, проводятся, как показано на рисунке, и тянутся на палубе.

 

Возможно, будет полезно почитать: