Ла-Рошель: что посмотреть, как доехать и многое другое. Открыть левое меню ла-рошель Ля рошель франция культурная жизнь

При словах «осада Ла-Рошели» первым делом вспоминается великий французский писатель Александр Дюма-отец. В самом деле, кто не помнит совет д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса в бастионе Сен-Жерве? А происки коварного Ришелье и безумства герцога Бэкингема? Но, как ни странно, подробностей самой этой осады не знает почти никто. Между тем история осады Ла-Рошели не менее интересна, чем приключения четвёрки отважных мушкетёров. Здесь нашлось место и предательству, и ненависти, и глупости, и самопожертвованию. Причём при ближайшем рассмотрении герцог Бэкингем предстаёт не галантным кавалером, а тщеславным и воинствующим глупцом, а кардинал Ришелье, в свою очередь, - умелым администратором и полководцем.

Истоки конфликта

Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1572 года разделила Францию на два непримиримых лагеря - католиков и протестантов. Началась эпоха долгих и кровопролитных религиозных войн, охвативших периоды царствования Карла IX, Франциска II и Генриха III. Конец братоубийственной войне смог положить только Великий Беарнец - Генрих IV, который принял Нантский эдикт. Согласно этому документу, протестанты получали несколько городов на территории Франции и имели право содержать свои войска.

После убийства короля религиозным фанатиком Равальяком хрупкое перемирие в одночасье разрушилось. Теперь кальвинисты стали «пятой колонной» в государстве. Они получали поддержку от Испании и Англии, которые были заинтересованы в ослаблении Франции. Получилось, что протестантские религиозные общины образовали государство в государстве.

В начале 1611 года в Сомюре собрались лидеры протестантов. На конференции стоял вопрос: что делать дальше? Партия «осторожных» во главе с любимцем Генриха IV Дюплесси-Морнэ считала, что необходимо признать новую власть и сотрудничать с королём. «Непримиримые» под руководством герцога Анри де Рогана выступали за прямой конфликт с государством.

В 1616 году виконство Беарн, небольшое феодальное образование в предгорье Пиренеев на юго-западе Франции, населённое преимущественно протестантами, было провозглашено личным владением короля Людовика XIII. Таким образом, Беарн потерял свою независимость. Совет виконтства, состоящий сплошь из «непримиримых», отказался ратифицировать это решение. В 1620 году Людовик вошёл в Беарн с 20-тысячным войском, разогнал Совет, а на его месте создал Парламент, состоящий сплошь из католиков.

Протестанты посчитали это нарушением Нантского эдикта и начали военные действия. Вскоре запылал Лангедок, а затем восстала и Ла-Рошель.

Король Франции Людовик XIII

В апреле 1621 года Людовик XIII подошёл к протестантским крепостям Сомюр и Туар, которые сдались без сопротивления. Армия двинулась дальше. Город Сен-Жан д’Анжели оказал королевским войскам сопротивление, но через две недели был взят. За неповиновение король лишил город привилегий и приказал разрушить стены. Вскоре Людовик подошёл к Монтобану, который также отказался открыть ворота. Началась осада, которая была прервана из-за эпидемии в королевской армии. Войска поспешно покинули окрестности города.

Вследствие этого герцог де Роган остался хозяином Лангедока. Он устроил свою штаб-квартиру в крепости Андюз, откуда управлял всем краем. Герцог де Субиз, ближайший сподвижник де Рогана, обосновался в Ла-Рошели - оплоте протестантов на атлантическом побережье, откуда протестантские отряды несколько раз совершали грабительские походы к городам Пуату.

Такое положение вещей, разумеется, не устраивало короля Людовика. Королевская армия выбила протестантов из Гиени, захватив все принадлежавшие им города. У стен Монпелье «непримиримые» пошли на переговоры. Согласно решению ассамблеи, король обязал протестантов срыть все укрепления своих городов и даровал им амнистию. Но мир, заключённый в Монпелье, оказался лишь передышкой.


Кардинал Ришелье

В 1624 году королевский совет, в который вошёл новый первый министр Франции Жан-Арман дю Плесси, кардинал де Ришелье, - постановил захватить Кастр в Лангедоке и остров Рэ, находившийся на выходе из гавани Ла-Рошели. Отряд герцога де Субиза, пытавшийся помешать королевским войскам под командованием Жана де Сен-Бонне, маркиза де Туара, высадиться на острове, был разбит наголову. 15 сентября 1625 года французский гарнизон занял крепость Сен-Мартен-ля-Рэ, захватил острова Рэ и Олерон. Французскому флоту под командованием герцога Монморанси удалось захватить несколько кораблей протестантов, но герцог Субиз сумел бежать в Англию.

Англичане, уже давно поддерживавшие протестантов, решили открыто вмешаться в конфликт. Этому поспособствовал французский губернатор Гиени, герцог д’Эпернон, который захватил в Бордо британский торговый флот с годовым запасом кларета (красное полусладкое вино) на борту. В ответ разъярённый Карл I приказал арестовать все французские корабли, многие из которых были захвачены англичанами в Ла-Манше.

Остров Рэ

В начале 1627 года Англия объявила себя защитницей французских протестантов. В марте началась подготовка экспедиции в Ла-Рошель, которую возглавил любимец короля Карла I герцог Бэкингем. Планировалось выбить французский гарнизон с островов Рэ и Олерон, деблокировать Ла-Рошель и захватить плацдарм на побережье Франции. Герцог Субиз принимал активнейшее участие в разработке операции.

27 июня 1627 года армада из 15 кораблей и 50 транспортов покинула Портсмут и отправилась к Ла-Рошели. Главой экспедиции был назначен герцог Бэкингем. В состав военной эскадры входили «Триумф» (флагман, флаг герцога Бэкингема), «Рипалс» (вице-адмирал лорд Линдсей), «Вэнгард» (сэр Джон Бург), «Виктори» (контр-адмирал лорд Харви), «Рейнбоу», «Уорспайт», «Нонсач», «Эспиранс», «Лайон» и шесть малых судов. На торговые суда было загружено 8000 солдат.

Около Дюнкерка к отряду присоединилась голландская эскадра из 10 кораблей. По замыслу Бэкингема, он должен был выгрузить войска в Ла-Рошели и проследовать в Бордо, где всё ещё стоял арестованный флот торговых судов. Но эти планы нарушились. Мэр Ла-Рошели Жан Гиттон не дал англичанам высадить войска в городе, сообщив, что поддержит их только тогда, когда те возьмут Рэ и Олерон.

Утром 20 июля 1627 года флот Бэкингема появился у острова Рэ. В цитадели Сен-Мартен-ля-Рэ занял оборону гарнизон из 1000 солдат с 12 орудиями под командованием маркиза Туара. Солдаты были рассредоточены между двумя бастионами: собственно Сен-Мартеном и Ля-Пре. Последний ещё не был готов к осаде, на нём велись строительные работы.


Герцог Бэкингем

21 июля англичане обстреляли бастионы и высадили 2000 человек на восточной части острова, у Сбалансо, расположенной ближе всего к Ла-Рошели. Маркиз де Туара, обладавший слишком малыми силами, не смог воспрепятствовать десанту. Шесть дней кровопролитных боёв заставили де Туара сосредоточить оставшиеся войска (800 человек) в Сен-Мартене, отдав остальной остров противнику. В Ля-Пре заперся небольшой отряд французов из 30 человек.

На один день стороны заключили перемирие, чтобы похоронить убитых, среди которых оказался и родной брат де Туара. Гарнизон на острове оказался блокированным как с суши, так и с моря, практически без провизии и боеприпасов.

В отчаянной попытке получить помощь от короля французский генерал отправил вплавь через пролив трёх добровольцев, которые должны были добраться до лагеря французской армии, подошедшей к Ла-Рошели, и сообщить о бедственном положении гарнизона. Доплыл лишь один: остальные были либо убиты, либо взяты в плен.

Ришелье, извещённый о том, что де Туара ещё держится, срочно снарядил небольшой отряд из пятнадцати пинасов с продовольствием. Тринадцати из них 7 сентября удалось прорваться к бастиону с помощью высокого прилива. Англичане, совсем не ожидавшие таких действий, не смогли помещать французам.

Тем временем осаждающие выгрузили пушки и установили батареи напротив Сен-Мартена. Ошибкой Бэкингема стало то, что он вначале запретил своим подчинённым рыть траншеи, усмотрев в этом трусость, из-за чего от пуль французских солдат погибло много англичан.

12 сентября к герцогу прибыло подкрепление из Англии - 1500 ирландцев под командованием Ральфа Бинглея. В конце концов было решено снять с кораблей дополнительно 500 матросов и общими силами атаковать форт Ля-Пре. Однако почему-то приказ был отменён, хотя на тот момент, как мы помним, в Ля-Пре находилось всего лишь 30 французских солдат. Англичане также начали испытывать проблемы с продовольствием, из-за сезона штормов суда с припасами не могли выйти из портов.

7 октября французы решили ещё раз послать подкрепление и провизию на остров. В этот раз англичане смогли перехватить их и захватили 10 мелких судов из 35. Ришелье и маршал Шомберг, прибывшие в расположение французской армии под Ла-Рошелью, понимали, что де Туара вряд ли продержится до конца года, поэтому в их голове созрел хитрый план: перебросить с Олерона 6000 пехотинцев и 300 кавалеристов при 6 пушках на остров Рэ и ударить по англичанам с тыла.

Узнавшие об этих планах британцы не на шутку испугались. На военном совете все требовали уйти обратно в Англию, объясняя это тем, что помощь из Портсмута и Амстердама так и не вышла. Утром 6 ноября Бэкингем решил предпринять генеральный штурм Сен-Мартена. 3000 солдат и 700 матросов пошли на приступ. У де Туара было около 1200 человек, из которых 600 - ветераны осады.

Солдаты Бэкингема смело преодолели простреливаемое пространство и ринулись к стенам форта, держа в руках лестницы. Но все осадные лестницы оказались очень короткими, растерявшиеся войска сгрудились около стен, расстреливаемые со всех сторон бойцами де Туара. Потеряв около 500 человек, британцы побежали.


Ла-Рошель, вид крепости и города на 1628 год

Ночью 8 ноября Шомберг с 3000 солдат высадился на севере острова Рэ. К своему величайшему удивлению он обнаружил, что англичане покидают остров, и атаковал их отходящие части. Как писал Александр Дюма в романе «Три мушкетёра», потери войск Бэкингема составили

« более 2000 солдат, среди которых: 5 подполковников, 3 полковника, 250 капитанов, 20 родовитых дворян, 4 мортиры и 60 флагов, которые были привезены в Париж Клодом де Сен-Симоном и с гордостью повешены в сводах собора Парижской Богоматери».

Сообщая эти данные, великий романист был абсолютно точен.

Осада Ла-Рошели

Королевская армия подошла к городу в августе 1627 года. 30 тысяч человек при 48 орудиях под номинальным командованием Гастона Орлеанского, брата короля (фактическое командование осуществлял герцог Ангулемский), охватили Ла-Рошель плотным кольцом из 11 деревянных башен и 18 редутов.

Главным руководителем осады был кардинал Ришелье. Первый министр привлёк к осаде маршалов Луи де Марийака, Бассомпьера, Шомберга. Ришелье требовал максимально эффективного управления войсками и вспомогательными отрядами, на места администраторов и квартирмейстеров он, пользуясь своей церковной властью, широко привлекал способных священнослужителей. К примеру, широко известный духовник короля отец Жозеф наладил эффективнейшую разведывательную службу, от которой он знал даже малейшие подробности жизни в осаждённой крепости.

По плану королевского архитектора Метезо было решено отрезать Ла-Рошель от моря. Поперёк гавани, вне досягаемости городских орудий, французы начали строить полуторакилометровую дамбу из булыжников, скальной породы, старых кораблей, вооружённых пушками, стоящими на прикреплённых к дамбе плавающих платформах. По плану дамба должна была иметь один небольшой, но сильно защищённый вход, способный пропустить только малоразмерные суда.

Для постройки дамбы было привлечено 4000 парижских рабочих, которым посулили большое вознаграждение. К январю сооружение было построено, и Ла-Рошель оказалась отрезанной от моря. 10 января из Парижа к осаждённому городу приехал Ришелье, получивший чин «генерала армии короля при Ла-Рошели и в окружающих провинциях» .


Кардинал Ришелье на дамбе, ограждающей Ла-Рошель с моря

С продовольствием в городе становилось туго, и Жан Гиттон решил выпустить из крепости женщин, стариков и детей, чтобы они не испытывали больше мук осады. Королевские войска не разрешили им покинуть кольцо окружения, в результате чего те бродили между противоборствующими сторонами, побираясь и постепенно умирая от случайных пуль и голода.

12 марта 1628 года была предпринята попытка сделать пролом в крепостной стене у ворот Порт-Мобек, через которые в осаждённый город проходили лодки с солью. 5 тысяч человек были готовы после подрыва ринуться на штурм, но группа подрывников заблудилась в темноте, и приступ был отложен. Это склонило Ришелье и маршалов к мысли, что ла-рошельцам лучше «подохнуть с голода, а не от пуль» .

В начале мая к городу подошёл английский флот из более чем ста судов, но все его действия ограничились перестрелкой с батареями дамбы. Ничего не добившись, англичане ушли домой 18-го числа.

Протестанты возлагали большие надежды на новый флот, который готовил к выходу Бэкингем, но 23 августа герцог был убит Джоном Фельтоном. Тем не менее 28 сентября к Ла-Рошели подошёл английский отряд из 114 кораблей, который завязал перестрелку с дамбой. Боевые действия продолжались до 4 октября, когда разразился шторм и англичане отступили.

К этому времени Ла-Рошель уже полностью исчерпала возможности для обороны, от голода и обстрелов умерло не менее 13 тысяч её горожан. 28 октября 1628 года город сложил оружие, протестанты согласились на безоговорочную капитуляцию. В момент сдачи в городе находилось не более 150 солдат, способных носить оружие, и всего 5400 жителей из прежних 28 тысяч.


Сдача Ла-Рошели

По статьям соглашения, заключённого с горожанами, Ла-Рошель становилась католическим городом, а крепостные стены должны были быть срыты. Впрочем, после утверждения королевской власти в Ла-Рошели Ришелье отменил уничтожение укреплений. «Нам ещё не раз понадобятся крепкие стены этого города» , - убеждал кардинал Людовика XIII.

Заключение

В тот момент, когда Ришелье осаждал Ла-Рошель, в Лангедоке войска принца Конде сражались с Анри де Роганом. В сентябре 1628 года де Роган, терпящий одно поражение за другим, начал тайные переговоры с Испанией о помощи. В результате с молниеносной быстротой возникла антифранцузская лига в составе Англии, Испании, Савойи и Лотарингии.

Быстрое падение Ла-Рошели помешало этому протестантскому конгломерату начать активные боевые действия против Людовика XIII. 1 ноября король торжественно вошёл в покорённый город, а 10 ноября, убедившись, что осада закончилась поражением протестантов, уплыл домой английский флот. 20 мая 1629 года был подписан мир с Англией.

14 мая Людовик XIII осадил Прива, первую крепость гугенотов в Лангедоке. 19-го туда прибыл Ришелье, а 21-го крепость капитулировала. Далее шли Юзес, Кастр, Ним, Монтобан. Видя, что дело проиграно, герцог де Роган согласился начать переговоры о мире.

28 июня 1629 года в Але был подписан эдикт о примирении. Он предусматривал всеобщую амнистию, но все укрепления и стены протестантских городов должны были быть разрушены жителями за собственный счёт, в города возвращались католические миссии. Де Роган получил 300 тысяч ливров в возмещение ущерба, но на некоторое время был отправлен в ссылку.


Кардинал Ришелье на Роне

Королевская власть на территории Франции упрочнилась.

Послесловие: кардинал Ришелье как отец французского флота

В январе 1626 года Ришелье добился того, чтобы его назначили генеральным суперинтендантом по торговле и министром по морским делам. В октябре этого же года кардинал настоял на снятии с должностей герцогов Монморанси и Гиза, допустивших многочисленные беззакония в управлении вверенными им эскадрами. Ещё в 1625 году у Франции не было ни одного корабля (кроме десяти галеонов в Средиземном море), но уже на следующий год началось усиленное строительство торговых судов, имевших небольшое вооружение.

После осады острова Рэ было принято решение отдельно строить и военный флот. В начале 1627 года Ришелье разместил заказы на постройку восемнадцати военных кораблей на верфях Нормандии и Бретани. Вскоре ещё 6 линкоров было заказано в Голландии. В конце года заказ был пересмотрен в сторону увеличения: требовалось уже 12 кораблей. Во время осады Ла-Рошели военный флот Франции насчитывал уже 35 кораблей, правда, пока ещё не боеготовых. А к 1635 году Франция обладала тремя боеспособными эскадрами (52 корабля) в Атлантике и Канале.

31 марта 1626 года при ярой поддержке Ришелье четырьмя торговыми компаниями было создано «Морбианское товарищество», получившее государственную монополию на торговлю с Восточной и Западной Индией, Канадой и Левантом. Был заново отстроен торговый порт Сен-Мало, где быстро создали большую (в 45 кораблей) китобойную флотилию.

Таким образом, кардинала Ришелье с полным правом можно считать отцом-создателем французского военного и торгового флотов. Осада Ла-Рошели показала, что, пока Франция не будет обладать сильным флотом, её побережье всегда будет уязвимо для атак англичан и голландцев. Великий кардинал выбил из Генеральных штатов увеличенный бюджет на флот. Ришелье приглашал из Голландии капитанов и корабельных мастеров, посылал на учёбу в Англию и Нидерланды французских волонтёров, привлекал инженеров и архитекторов к разработке новых кораблей. Вообще, действия кардинала очень напоминают действия русского царя Петра I. Разве только заграницу переодетым он не выезжал.


Кардинал Ришелье рассматривает проекты кораблей

К сожалению, Жану-Арману дю Плесси не удалось в полной мере насладиться результатами своих трудов. Французский военный флот достиг своего расцвета в 1680-х годах. Многие историки считают, что в этом только лишь заслуга Кольбера. Ничуть не умаляя заслуг этого министра Людовика XIV, можно сказать, что всё же базу для столь внезапного и блистательного появления французского флота на исторической сцене подготовил именно Жан-Арман дю Плесси, кардинал де Ришелье, первый министр Франции.

Литература:

  • Леви, Э. «Кардинал Ришелье». - М.: АСТ, 2007.
  • Tulot J.L. «Correspondance de Frederic de La Tremoille (1602–1642)». - Paris, 1848.
  • Baudier M. «Histoire du Mareschal de Toiras, ou se Voyent les Effets de la Valeur et de la Fidélité : avec ceux de l"Envie et de la Jalousie de la Cour, ennemies de la Vertu des Grands Hommes. Ensemble une bonne partie du Règne du Roy Louis XIII». - Paris, 1644.
  • Bloomfield, P. «Uncommon People. A Study of England"s Elite.». - London: Hamilton, 1955.
  • Delafosse M. «Petite histoire de l"île de Ré». - Paris: Éditions Rupella, 1978.
  • Miquel P. «Les Guerres de religion». - Club France Loisirs, 1980.

В этот день мы посетили аж 4 города: Ванн, Нант, Ла-Рошель и Рошфор. В последний, правда, мы приехали уже поздно вечером, поэтому практически сразу отправились в отель. В принципе. это так изначально и планировалось, так как ничего особо интересного в Рошфоре нет.
А вот Ванн (Южная Бретань) достоин отдельного внимания, уж больно красив! Старинные улочки, фахверковые домики, крепостные стены… Всё, что нужно! Город небольшой, здесь проживает около 50 тысяч человек, но от этого он становится только уютнее и милее. Будете в Бретани, не пропустите мимо! Это один из самых красивых городов за всю нашу поездку. Да что говорить, смотрите сами!


Замок Эрмин (Château de l’Hermine). Ну не чудо ли?

Старый город окружен крепостной стеной, которая хорошо сохранилась со времён Средневековья

Несмотря на небольшие размеры туристов здесь достаточно много.

Женщина аж рот раскрыла от такой красоты.

Как же я люблю эти старинные фахверковые домики!

А сейчас я вам лично представлю месье Ванна и его жену… Вон они, на фасаде дома… сейчас подойдём поближе…

Скульптура выполнена из гранита и раскрашена, специалисты относят её к 16 веку. Жалко только, что руки не сохранились. Конечно, на самом деле эта парочка вовсе не носит фамилию Ванн, так их назвали уже лет через 300 романтичные жители города.

На этот день у нас запланирован насыщенный маршрут, поэтому, к сожалению, мы вынуждены покинуть Ванн и ехать дальше. А как хотелось погулять по нему ещё хотя бы пару часиков! Но плотный график не позволяет, и мы перемещаемся в Нант, до которого из Ванна около 110 км. Город тоже интересный, здесь есть где погулять и что посмотреть, хотя после Ванна он выглядел несколько бледно. Это достаточно крупный город, шестой по величине во Франции, бывшая столица Бретани, формально больше не являющаяся её частью.

Наверно, самая интересная достопримечательность Нанта - это замок бретонских герцогов (Chateau des Ducs de Bretagne), построенный двумя последними правителями независимой Бретани, Франциском II и его дочерью, герцогиней Анной, родившейся здесь в 1477 году.

Как и положено, в сердце города - готический собор, в которм находится усыпальница Бретонских герцогов. На его фоне наша взятая в прокате машинка, на которой мы проехали по Франции более 2000 км, Fiat 500L. Кстати, неожиданно очень понравилась в управлении и в динамике (я до этого не ездил на турбодизельных)

По пути в отель на пару часов заезжаем в Ла-Рошель, который до этого у меня ассоциировался исключительно с романом Дюма…
В далеком прошлом здесь была достаточно крупная рыбацкая деревня, но вследствие удачного расположения она в скором времени превращается в портовый город. Период расцвета приходится на XI век, когда он получает звание крупнейшего торгового центра Атлантического побережья.
В настоящее время город сумел сохранить свой портовый статус.

В Старом Порту сохранились три башни крепостной стены, построенные в XIV веке, а в настоящее время признанные объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Между двумя башнями на фото раньше была проброшена цепь, с помощью которой можно было перекрывать вход в порт для нежелательных гостей.

Набережная в Старм Порту Ла-Рошеля - прогулочная зона, здесь множество кафешек и ресторанов, где можно вкусно пообедать.

Отель у нас был забронирован в соседнем с Ла-Рошелем городе Рошфоре (30 км), куда мы и отправляемся на ночь. Завтра нас ждёт не менее насыщенный день!

Где находится : регион Пуату-Шаранта, департамент Приморская Шаранта, расстояние до Парижа составляет примерно 480 км.
Как добраться :
- на поезде : ж/д станция «La Rochelle» находится на bd Joffre. Из Парижа от вокзала Монпарнасс (Gare Montparnasse) 5 раз в день отправляются поезда TGV. Время в пути – 3 часа, цена билета 75 евро. От вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) 2 раза в день. Время в пути 5 часов, цена билета 55 евро.
Из Нанта ходят поезда 5 раз в день. Время в пути 1 ч 45 мин.
Из Пуатье (Poitiers): 9 раз в день, 30 минут, 22 евро.
Из Бордо (Bordeaux): 6 раз в день, 2 часа, 27 евро.

История города

Ла-Рошель – город и порт на побережье Бискайского залива, административный центр департамента Приморская Шаранта, столица древней провинции Онис. Это оживленное место, часто посещаемое художниками. Оно хранит легкую ауру таинственности, так характерную для тех городов Франции, которые строились по классическим канонам.

Ла-Рошель в римские времена.

Основанная в Х веке на скалистом плато среди болот рыбацкая деревушка, носившая уютное название «Маленькая скала», Ла-Рошель вскоре стала важным портом и крепостью, контролировавшей бухту Эгюйон. Этому способствовало географическое положение города: залив, в котором он разместился, был заболочен и надежно защищен от ветров запада скалистым островком Ре. Однако постепенно, с развитием добычи соли, виноделия и налоговыми льготами, предоставленными королевой Алиенорой Аквитанской, Ла-Рошель превратилась в мощный торговый пункт Атлантики.

В XII и XIII веке была важным городом в сети ордена тамплиеров, которые построили в ней большой порт. По сегодняшний день в Ла-Рошели существует rue des Templiers, улица Тамплиеров.

Ученые до сих пор теряются в догадках, для чего использовались корабли, принадлежавшие тамплиерам. Ведь для контактов с Англией вполне было достаточно тех портов, которыми владел Орден близ Ла-Манша, тем более, что они располагались гораздо ближе к столице. Для связи с Португалией более надежен был сухопутный путь, тем более для тамплиеров, державших все основные дороги-артерии в это государство под своим контролем. Тем не менее, в Ла-Рошели располагалась одна из крупнейших резиденций храмовников, а семь «дорог тамплиеров», сходящиеся в городе-порту, вели сюда из всех уголков страны, обеспечивая быстрый и удобный доступ в случае внезапной нужды. Главная дорога, ведущая из Парижа, была как следует защищена и оборудована специальными пунктами для быстрой смены лошадей. Тамплиеры как будто ждали подвоха со стороны властей и как следует подстраховались. И, как мы помним, не зря. Когда 13 октября 1308 года Филипп Красивый отрыл беспрецедентную охоту на рыцарей Ордена, именно сюда, в Ла-Рошель, тамплиеры успели переправить свои сокровища. Здесь их уже ждали корабли, готовые в любую минуту отчалить от негостеприимных берегов Франции. Что и произошло в самом скором времени.

До XV века город оставался самым крупным портом Франции на атлантическом побережье. В течение многовекового, почти бессменного английского правления через порт осуществлялся экспорт соли и вина.

Ла-Рошель – одно из первых мест во Франции, куда проникли идеи Реформации: открыто приняв идеи, город стал цитаделью гугенотов, «атлантической Женевой». В 1570 году по завершении третьей религиозной войны город (один из четырех в стране) получил статус крепости, в которой разрешалось селиться протестантам. Здесь им была гарантирована свобода вероисповедания, что подарило городу непродолжительный период процветания и мира. После Варфоломеевской ночи в 1572 году Ла-Рошель стала центром протестантского сопротивления. В 1573 году герцог Анжуйский осадил город, однако взять его не сумел, поскольку английский флот под командованием Монтгомери захватил Бель-Иль. В конце концов Ла-Рошель почетно капитулировала.

Подписание Нантского эдикта принесло в Ла-Рошель несколько десятилетий мирной жизни. Однако приверженность горожан к протестантизму, тесные торговые и культурные связи с англичанами (герцог Бекингем разбил укрепленный лагерь на острове Ре) и после того, как солдаты Ла-Рошели 10 сентября 1627 года выступили в бою против королевских французских войск, король Людовик XIII приказал начать осаду Ла-Рошели. Кардинал Ришелье лично руководил операцией.

Анри Мотт (Henri Motte) «Кардинал Ришелье на осаде Ла-Рошели», 1881

Город взяли в блокадное кольцо, для чего вдоль всех его сухопутных границ возвели укрепления длиной 12 км, а в море насыпали дамбу (арх. Метезо), перекрывшую вход в порт. Пятнадцать месяцев мучительного голода заставили город покориться. Ришелье въехал в Ла-Рошель 30 октября 1628 года, а через два дня там появился Людовик XIII. В ходе осады погибло 23 000 человек. 5 000 выживших пощадили, хотя руководители повстанцев, в том числе мэр Жан Гитон, были вынуждены покинуть город на несколько месяцев. Торговля порта была разрушена, а крепостные укрепления срыты.

Начались новые преследования гугенотов, достигшие свой высшей точки отменой Нантского эдикта Людовиком XIV. Многие гугеноты бежали из страны и основали в 1689 году в Северной Америке город Нью-Рошель.

Ян Люикен (Jan Luiken, 1649-1712) «Бегство из Ла-Рошели 300 протестантских семей в ноябре 1661 года»)

Как всякий старинный портовый город, Ла-Рошель знаменита капитанами, исследователями и первопроходцами. В XV веке отсюда отплывали корабли с колонистами в Канаду, а Жан де Бетанкур отправился открывать Канарские острова. Уроженец Ла-Рошели Деласаль стал в 1681 году первым европейцем, кто прошел от истоков Миссисипи до Мексиканского залива. Жил здесь и Р. Галье – первый европеец, вернувшийся живым из Тимбукту.

Судовладельцы из Ла-Рошели получали большие прибыли, торгуя с Канадой и Луизианой, а больше всего с Вест-Индией. Они сделали свое состояние на трехсторонней торговле, включая продажу тканей и покупку рабов в Западной Африке, транспортировку и продажу рабов в Америку и выгодное возвращение домой с большими грузами колониальных товаров.

В 1890 году в Ла-Паллисе построили новый глубоководный порт, работа которого не зависела от уровня приливов и отливов.

Во время Второй мировой войны немцы разместили в Ла-Рошели базу подводных лодок, которую часто бомбили союзники. В результате авианалетов город сильно пострадал. Его освободили 8 мая 1945 года, после капитуляции Германии, – последним из французских городов.

По городу

Частью богатого исторического наследия города являются его средневековые дома фахверковой архитектуры, богатые каменные фасады со скульптурной резьбой XVI-XVII веков, строгие и благородные особняки судовладельцев XVIII века. Даже во время проливного дождя можно спокойно гулять по старинным пешеходным улочкам, не опасаясь промокнуть – многие из них укрыты аркадами, в свое время защищавшими от непогоды уличных торговцев.

В Ла-Рошели несколько портов: Старый порт (Vieux Port), заложенный еще Алиенорой Аквитанской; глубоководный торговый порт, построенный в конце XX века; туристский порт Миним, самый большой на атлантическом побережье с 3 000 прогулочных яхт; рыболовецкий порт.

В Старом порту на набережной Вален (quai Velin) стоит маяк. Фарватер западного мыса бухты Старого порта довольно узкий, поэтому в XIV веке для защиты порта по обеим сторонам его створа поставили специальные башни: на западной стене – Ла-Шен (Tour de la Chaine, Цепная) и на восточной – Сен-Николя (Tour St-Nicolas).

Башня Сен-Николя отличается характерным наклоном. Причина его – в свайных опорах, на которых покоится это громоздкое сооружение: за прошедшие века они немного просели, что слегка подкосило башню. В массивной восьмигранной Цепной башне располагался подъемный мост, позволявший протягивать цепь от башни Сен-Никола, перекрывавшую вход в порт. Говорят, именно этими цепями удерживали в колыбели Гаргантюа. На первом этаже башни Ла-Шен ныне размещается небольшая выставка, знакомящая с историей местной протестантской общины, а на крыше устроена смотровая площадка.

Также можно подняться на пятигранную башню Сен-Николя, которую за ее грозный вид и мощные стены называют крепостью.

Крепостная стена, идущая на запад от башни Ла-Шен, приведет к еще одной башне – самой высокой (70 ми) башне Лантерн (Tour de la Lanterne, Маяковая), построенной в XV веке в стиле пламенеющей готики.

Некогда она играла роль маяка: до появления электричества в стеклянном фонаре на верхушке ее пирамидального шпиля зажигали огромные свечи, чтобы указать путь подходившим к гавани кораблям. Затем маяк превратился в тюрьму – в XVII-XIX веках здесь томились испанские и английские моряки, которые оставили на стенах надписи, и рисунки, которыми изобилуют помещения тюрьмы. Тур Латерн называют также башней Четырех Сержантов (Tours des Quatre Sergents): в 1822 году здесь казнили сержантов гарнизона, замысливших свержение только что восстановленной монархии.

Все три башни и Музей Орбиньи-Бернон можно посетить по единому билету, который продается в башнях Ла-Шен и Ла-Лантерн.

Основание готической башни Грос-Орлож (Tour de la Grosse-Horloge, Часовая) сохранилось с XIV века.

Пройдя башенными воротами, оказываемся на rue de Palais – главной торговой улице Ла-Рошели. К востоку от нее параллельно идет rue des Merciers. Между двумя этими улицами сохранилась традиционная для портового города застройка. Средневековые дома с навесными карнизами из шифера и аркадами для защиты от дождя, ренессансные особняки, каменные здания XVIII века, водостоки в виде горгулий.

Восточную гавань Старого порта занимает квартал Ле-Габю. С юга к нему примыкает гавань Фло (Bassin a Flot), переходящая в гавань Шалютье (Bassin des Chalutiers), где на вечном приколе стоит исследовательское судно Жака-Ива Кусто «Калипсо».

Как часто бывает во Франции, старина запросто соседствует здесь с ультрасовременными постройками. Совершенно новый город вырос между морем и исторически центром города, воплощая передовые технологии. Его основная тема – «Человек, море и вода».

Вдоль побережья Ла-Рошели раскинулись многочисленные пляжи, оборудованные современными курортными возможностями, в том числе и бальнеологическими.

Из Ла-Рошели через ажурный 3-хкилометровый мост (платный) можно попасть на остров Ре (Ile de Re).

В прежние времена основным занятием обитателей этого плоского, причудливо изрезанного острова было рыболовство и добыча соли. Остров очаровывает белыми рыбачьими поселками, узкие улицы которых заросли мальвой, песчаными пляжами у подножия невысоких дюн и традиционными портами с изящными прогулочными яхтами.

События

Ла-Рошельцы – творческие люди, и в городе часто проходят культурные мероприятия и праздники. В июне здесь проводится международный кинофестиваль, в июле – фестиваль французской песни «Франкофолия». В сентябре местных жителей и гостей города развлекает самое большое европейское морское шоу Гран Павуа. В этом городе также проводится международный фестиваль фильмов и живописи на морские темы.

Ла-Рошель в искусстве

Город известен благодаря роману Александра Дюма «Три мушкетера» , герои которого участвуют в осаде Ла-Рошели (глава IX). В советской экранизации в роли Ла-Рошели «снималась» крепость в городе Хотин (Украинская ССР).

Порт Ла-Рошели послужил местом съёмки фильмов "Das Boot" («Лодка») Вольфганга Петерсена и «Искатели утраченного ковчега» Стивена Спилберга.

В Ла-Рошели происходит действие романа Жоржа Сименона «И всё-таки орешник зеленеет».

Осада Ла-Рошели также описана в повести Проспера Мериме «Хроника времен Карла IX»

Французский город Ла-Рошель (регион Пуату-Шаранта)

Ла-Рошель (La Rochelle) – это наиболее привлекательный и неиспорченный войнами приморский город Франции. Благодаря дальновидности мэра Мишеля Крепо в 1970 годах центр города был освобождён от застройщиков и транспорта на радость пешеходам.

В то время эта политика вызвала шок и ужас, а сегодня она стала стандартной практикой для сохранения старинных центров по всей стране – оказавшись куда успешнее плана Крепо.

Французский город Ла-Рошель может похвастаться долгой историей, что и следовало ожидать от подобного укреплённого порта на Атлантике. В 1199 году Элеонора Аквитанская даровала городу хартию, избавлявшую его от феодальных повинностей, и он быстро превратился в крупный порт, торгуя солью и вином и умело используя англо-французские столкновения.

Однако религиозные войны оказались для Ла-Рошели особенно разрушительными. Город стал протестантским и благодаря своей стратегической важности навлёк на себя гнев безжалостного кардинала Ришелье, который осадил Ла-Рошель в 1627 году. К великому смятению горожан, утверждавших, что никто не сможет организовать эффективную блокаду таких бывалых моряков, как они, Ришелье удалось закрыть все подходы к гавани с помощью дамбы.

Англичане выслали на помощь герцога Бэкингема, но его спящий отряд застали врасплох на острове Ре и разбили в пух и прах. К концу 1628 года голод вынудил горожан сдаться Ришелье. Из населения, составлявшего 28 тысяч человек до осады, выжило лишь 5 000. Стены города снесли, и все привилегии у него отобрали. Позднее Ла-Рошель стал основным портом, через который велась торговля с французскими колониями на Антильских островах в Карибском море и в Канаде. Мало того, многие поселенцы (в особенности, в Канаде) родом из этой части Франции.

Прибытие и сведения о городе Ла-Рошель

Сориентироваться в Ла-Рошели будет несложно. Прибыв на изысканно украшенный железнодорожный вокзал на бульваре Жоффра (boulevard Joffre), перейдите на проспект Де Голля (avenue de Gaulle) напротив, чтобы попасть в центр города.

Подойдя к береговой линии, вы увидите слева туристическое бюро (адрес: quai de Gabut; апрель-июнь и сентябрь), где можно приобрести превосходные карты и пропуск в музеи за 6,60 €, куда включён музей Нового Света, музей Орбиньи-Бернон и Музей изобразительных искусств.

В дополнение в Молодёжном центре CDIJ (адрес: 2 rue des Gentilshommes) имеется информационная служба для молодёжи. Большая часть достопримечательностей , на которые стоит посмотреть, находится за береговой линией – то есть между портом и площадью Верден (Verdun), где расположен автовокзал.

    Транспорт в Ла-Рошели

Автобусный терминал (эффективной системы общественного транспорта) также расположен на площади Верден. Сложив багаж, для осмотра города можно воспользоваться велосипедом: вас ждут два бесплатных муниципальных велосипедных парка – наследие первоначальной схемы Мишеля Крепо, согласно которой удостоверение личности не требуется, никаких ограничений нет, а велосипед можно взять или оставить в любом пункте.

Один парк расположен на площади Верден (адрес: place de Verdun; открыт круглый год) y автовокзала, второй – на набережной Вален (адрес: quai Valin; только май-сентябрь) возле турбюро. Отдав любое подобие удостоверения личности, вы можете два часа пользоваться велосипедом бесплатно – время сверх этого стоит всего-навсего 1 € в час. Взять напрокат велосипед можно и на железнодорожном вокзале, и в Motive Location, напротив Морского музея.

Прокат автомобилей обеспечивает Ada (адрес: 19 avenue de Gaulle) и Rent-a-car (адрес: 29 avenue de Gaulle). В городе также функционирует остроумная система такси с фиксированными тарифами на поездки в пределах Ла-Рошели с круглосуточной системой вызовов. Всю систему городского транспорта координирует RTCR.

Ла-Рошель – морской транспортный узел: вас ждут лодочные экскурсии по городу, а также переправы на остров Ре, остров Олерон, остров Экс и в форт Бойяр. Морские перевозки обеспечивают транспортные компании Navipromer и Intereles. Стоимость поездок и расписание варьируются в зависимости от сезона, погодных условий и течений, которые порой также влияют на работоспособность переправы.

Размещение в городе Ла-Рошель

Размещение в городе Ла-Рошель порой составляет проблему, поэтому с мая по середину осени номера (и даже места на площадке для кемпинга) следует обязательно бронировать заблаговременно. Хотя в центре города имеется несколько недорогих (нередко довольно шумных) отелей , в целом, рассчитывайте на курортные цены в большинстве заведений, особенно на пике сезона.

Альтернативой отелям могут стать съёмные квартиры, которых здесь много, особенно в районе Миним (Les Minimes). В турбюро имеется служба по размещению в съёмных квартирах; там же за небольшую плату для вас забронируют номер в отеле .

    Отели Ла-Рошели

1). Отель Le Bordeaux – Комфортабельный гостеприимный отель на характерной пешеходной улочке между железнодорожным вокзалом и портом. Закрыт в декабре. Адрес гостиницы: 43 rue St-Nicholas;

2). Отель Comfort St-Nicolas – Очень привлекательный модернизированный отель на красивой улице, в двух минутах ходьбы от порта. Во всех номерах есть кондиционер и телевизор. Адрес гостиницы: 13 rue Sardinerie;

3). Отель Fasthotel – Маленькая тихая гостиница, состоящая из современных бунгало, возле порта Миним и пляжа. Адрес гостиницы: 20 rue Alfred-Kastler, Les Minimes;

4). Отель De France-Angleterre et Champlain – Комфортабельный отель, расположенный неподалёку от обширного парка. Старая, почтенная его часть носит название Le Champlain, а новая пристройка сети Great Western – France-Angleterre: в обоих вас ждет всё, чего вы ожидаете от старомодного и современного трёхзвездочного заведения. Адрес гостиницы: 20 rue Rambaud;

5). Отель Francois I – Хорошо организованный отель в старинном здании, с двориком, окружённом стенами, комфортабельные номера. Адрес гостиницы: 15 rue Bazoges;

6). Отель Henri IV – Превосходная и очень популярная гостиница в самом центре города, на площади Кай (place de la Caille), в десяти минутах ходьбы от побережья с портом. Адрес гостиницы: 31 rue des Gentilhommes;

7). Отель De l’Ocean – Комфортабельный двухзвёздочный отель с завидным расположением и кондиционерами в номерах – из многих комнат открывается вид на порт. Адрес гостиницы: 36 cours des Dames;

8). Отель Le Printania – Приятное, непретенциозное заведение в центре города, на тихой улочке. Адрес гостиницы: 9 rue Brave-Rondeau;

9). Отель Le Tour de Nesle – Большой, комфортабельный старинный отель в самом сердце Ла-Рошели. Адрес гостиницы: 2 quai Louis-Durand.

    Хостел и кемпинги Ла-Рошель

1). Хостел Hi – Большой современный хостел с видом на пристань порта Миним, в 10 минутах ходьбы от пляжа, магазинов и ресторанов – и с обеденным заведением самообслуживания и баром. Сядьте на автобус № 10 от площади Верден до Ле-Миним или пройдите туда от вокзала, следуя указателям слева. Адрес хостела: Avenue des Minimes;

2). Camping municipal de Port-Neuf – В северо-западной части города. Ухоженный кемпинг в тени деревьев, примерно в 40 минутах ходьбы от центра города. Сядьте на автобус № 20 от площади Верден, направление: Port-Neuf. Открыт круглый год;

3). Camping Le Soleil – Очень удачно расположен рядом с хостелом и по соседству с пляжами – его нередко заполняют молодые отдыхающие. Сядьте на автобус № 10 от площади Верден до Ле-Миним. Закрыт с октября по май. Адрес кемпинга: Avenue Michel Crepeau.

Достопримечательности Ла-Рошель

В целом, центром Ла-Рошели считается Старый порт (Vieux Port), где перед двумя впечатляющими башнями, охраняющими вход в гавань, ровными рядами пришвартованы прогулочные яхты. Улица Пале (rue du Palais), ведущая на север от ворот Грос-Орлож (Porte de la Grosse Horloge), достигает собора и нескольких музеев на улице Тьер (Thiers).

Между гаванью и портом Миним (Port des Minimes) – новой пристанью для яхт, в 2 километрах к югу от центра города, находятся несколько превосходных детских музеев и большой фрегат (постоянно пришвартованный к берегу), где можно узнать много нового о мореходном прошлом Ла-Рошели.

Над внутренним портом возвышаются тяжёлые готические ворота Грос-Орлож (Porte de la Grosse Horloge) – вход в Старый город. Набережные перед ними заполнены судами и потому не располагают к прогулкам – для этого лучше пройти вдоль тенистого двора Дам (cours des Dames) по направлению к Цепной башне (Tour de la Chaine) XIV века. Своё название башня получила в честь тяжёлой цепи, которой она некогда соединялась с противоположной башней Сен-Николя (Tour St-Nicholas), чтобы закрывать порт по ночам.

Сегодня в ночное время в город вторгаются разве что яхтсмены с другого берега Ла-Манша, чьих судёнышек здесь гораздо больше, чем рабочих кораблей, которые, в основном, представляют собой ярко раскрашенные траулеры. Ступени за башней ведут вверх, на улицу Сюр-ле-Мюр (rue Sur-le-Murs), которая следует поверху старого волнолома к третьей – Фонарной башне (Tour de la Lanterne), или Башне четырёх сержантов.

Её назвали так в честь четырёх сержантов, заключенных туда и казнённых за отказ признать Реставрацию монархии в 1822 году (те же часы работы и стоимость, что и в Цепной башне). Можно подняться и выше, на то, что осталось от городских стен, засаженных зеленью. Дальше расположен пляж – с казино, киосками с хот-догами и развлекательными павильонами на заднем плане, вместе с обширным и по-настоящему красивым парковым поясом, который протянулся вплоть до западной окраины городского центра и вдоль бульвара Мэл (avenue du Mail) за пляжем, где первую приморскую деревеньку построили богатые ларошельцы.

    Улица Пале и окрестности

Истинное очарование Ла-Рошели ждёт вас на главной улице, полной магазинов – Пале (du Palais), ведущей от Старого порта на площадь Верден. Вдоль неё выстроились особняки XVIII столетия: одни фахверковые, другие – из серого камня, с характерной ла-рошельской черепицей в форме рыбьей чешуи, а фасады магазинов расположены в глубине за крытыми пассажами на первых этажах.

Среди самых красивых: Биржа (Hotel de la Bourse) – на самом деле Торговая палата – и Дворец правосудия (Palais de Justice) с колоннами на фасаде (оба особняка находятся на левой стороне). Пройдя ещё несколько метров, вы увидите на улице Августен (des Augustins) другое грандиозное здание, построенное для богатого ла-рошельца в 1555 году – так называемый особняк Генриха II (Maison Henri II) с лоджией, галереей и крытыми черепицей башенками, где расположены офисы регионального турбюро.

Сама по себе площадь Верден со скучным, горбатым классическим собором XVIII века на углу, неинтересна. Единственное, что там подкупает: чудесное, роскошно украшенное кафе De la Paix с массой зеркал, позолоты и плюшевой мебели, куда состоятельные ла-рошельские леди приходят попить чаю с лимоном и изящным жестом отправить в рот парочку сладких пирожных – по соседству также находится соблазнительная колбасная лавка и рыбный магазин.

К западу от улицы Пале (в особенности, на улице Эскаль (rue de l`Escale) мощёной гранитными булыжниками, которые привозились из Канады в качестве балласта на грузовых судах Ла-Рошели) вы увидите сдержанные резиденции кораблевладельцев и свечных фабрикантов XVIII века, скрывавших свои богатства за высокими стенами и классически строгой архитектурой.

Куда менее скромный джентльмен построил свой особняк на углу улицы Фроментен (Fromentin): этот врач XVII века украсил фасад своего дома статуями знаменитых медиков – Гиппократа, Галена и других. На улице Сен-Ком (St-Ceme), ближе к городским стенам, расположен музей Орбиньи-Бернон (Musee d’Orbigny-Bernon) с обширным отделом, посвящённым местной истории, серьёзными собраниями местного фаянса, китайского и японского фарфора и красивой мебелью.

К востоку от улицы Пале, начиная с площади Пти-Банк (place de Petits-Bancs), улица Тампль (du Temple) приведёт вас к ратуше Ла-Рошели (Hotel de Ville), защищённой декоративными, но всерьёз укреплёнными стенами. Её строительство началось примерно в 1600 году, в период правления Генриха IV, чьи инициалы, переплетённые с инициалами Марии Медичи, вырезаны в галерее на первом этаже. Это прекрасный образец итальянского стиля, изменённого во французском вкусе: здание украшено нишами, статуями и кессонными потолками – и всё это выполнено из камня цвета спелого ячменя.

Если вам захочется погрузиться в тишине в атмосферу тех, казалось бы, куда более благородных времён, лучшего места, чем терраса Cafe de la Poste (прямо по соседству с почтой, на маленькой пешеходной площади снаружи), не найти. Более свободная местная архитектура (почти столь же старинная) ждёт вас дальше, на улице Мерсьер (des Merciers) – ещё одном районе для шопинга ; пройдите по ней до тесной и шумной рыночной площади, неподалёку от которой вы увидите музей Нового Света (Musee Noveau Monde), вход в который расположен на улице Флерио (rue Fleuriau).

Необычно то, что этот музей разместился в бывшей резиденции семейства Флерио, богатых торговцев и кораблевладельцев, которые, как и многие другие ла-рошельцы, нажили своё состояние на торговле рабами, а также сахаром, специями и кофе с островов Карибского моря. Вас ждёт прекрасное собрание гравюр, картин и фотографий старых плантаций в Вест-Индии; карты Америки XVII-XVIII веков; фотогравюры с изображением индейцев (сделанные примерно в 1900 году) с удивительными именами вроде Пиопио, Максмакс, Валлавалла и Правовед Проколотый Нос. Интересная выставка иллюстраций в технике акватинты к роману Мармонтеля «Инки» – поразительная смесь сентиментальности и нежного сладострастия.

На соседней улице Гаргулло (rue Gargoulleau) расположен Музей изобразительных искусств (Musee des Beaux-Arts), где большая часть экспозиции сосредоточена вокруг работ нескольких ла-рошельских мастеров – тут отслеживается и история искусства, от самого примитивного до современного.

Чтобы вновь вернуться в порт, выбравшись из лабиринта пешеходных улочек вокруг ратуши, пройдите вниз по улице Сен-Савёр (St-Sauveur) с большой и мрачной церковью, через набережные Мобек (quai Maubec) и Луи-Дюран (quai Louis-Durand) к улице Сен-Николя (St-Nicholas) и соседней площади Фурш (place de la Fourche) с большим тенистым деревом и уличным кафе – обе они пешеходные и могут похвастаться несколькими антикварными лавками, букинистическими магазинами и модными бутиками. На обеих улицах по воскресеньям открыт блошиный (антикварный) рынок.

    По направлению к порту Миним

На восточной стороне старой гавани, за башней Сен-Николя, расположен квартал Габю (quartier du Gabut), где когда-то в деревянных домиках и сарайчиках жили рыбаки, а сейчас находится множество баров, магазинов и ресторанных заведений. За ними расположен большой док, рынок и здания для обслуживания старого рыболовецкого порта. Сейчас там построен аквариум. Напротив аквариума вы увидите Морской музей (Musee Maritime), который включает интересное собрание устаревших судов, а также наземных экспонатов.

В десяти минутах ходьбы отсюда вы увидите Музей автоматов (Musee desAutomates; адрес: rue de la Desiree) – удивительное собрание, состоящее из 300 марионеток-автоматов, где вы перенесётесь в чудесный мир фантазий. Некоторые из кукол интересны с исторической точки зрения; другие (как, например, марионетка, способная написать слово «Пьеро») любопытны своей технической конструкцией. Чуть ниже на той же улице вас ждёт Музей уменьшенных моделей (Musee des Modeles Reduits).

Для семей цены кажутся высоковатыми (особенно, если учесть, что вся экскурсия занимает не больше получаса), но посещение этого музея легко совместить с визитом в соседний Музей автоматов. Здесь выставлены уменьшенные модели всех видов и эпох, начиная с автомобилей и заканчивая имитацией обломков судна, потерпевшего кораблекрушение, под водой, и железнодорожным вокзалом Ла-Рошели.

Порт Миним (Port des Minimes) – большая современная гавань, где швартуются тысячи яхт, примерно в 2 километрах к югу от старого порта. Туда можно попасть на автобусе № 10 от площади Верден, а также на куда более интересном «морском автобусе» (bus de mer) – небольшом катере, курсирующем от старого порта до порта Миним – или же просто прогуляйтесь вдоль берега (30 минут). Там находятся магазины, рестораны, бары и жилые апартаменты, а молодые красавцы и красавицы стекаются туда по выходным и летними вечерами, чтобы продефилировать по чудесному пляжу Миним (plage des Minimes).

Где поесть и выпить в Ла-Рошель

Чтобы поесть в Ла-Рошель, попробуйте зайти в район улиц Порт (du Port) и Сен-Савёр (St-Sauver), неподалёку от берега, или на привлекательную улочку Сен-Жан-дю-Перо (St-Jean du Perot), где есть всё, что угодно: от блинных и пиццерий до дорогих ресторанов для гурманов и нескольких заведений экзотической кухни (включая индийскую и китайскую).

Также город Ла-Рошель славится и классической французской кухней . Особое внимание стоит уделить множеству превосходных рыбных ресторанов города. Как в Ernest Le Glacier (15 rue du Port), так и в Olivier Glacier (21 rue St-Jean du Perot) отличное мороженое подают допоздна.

Корабль останавливается не у самого города, а где-то километров в 10 от него.
От корабля в город ходит бесплатный шатл. Я так и не поняла - кто эти шатлы обеспечивает и оплачивает, т.е. в некоторых портах они стоят 15 долларов в день, а в некоторых бесплатно. Так вот именно здесь, в Ла Рошели, хоть и были эти автобусы бесплатно, но организовано все было намного лучше чем в других местах! Ну просто замечательно организовано!
Во первых все девушки - гиды, помогающие и при посадке у корабля, и в городе - носили униформу - было видно у кого спрашивать карту города или время отправления автобуса. И они даже говорили по-английски))). В городе, у места стоянки шатла всегда был один из автобусов - т.е. пока ждешь - то можно посидеть, а не стоять(на корабле ведь много и пожилых людей, не говоря уже о том, что все чувствуют себя уставшими после многочасового хождения по городу). Ну и отправлялись они один за другим - так что ждать по сути и не приходилось. Потом, когда корабль отплывал все эти девушки-гиды, их там было человек 10-12, стояли на пристани и махали платочками)))...
Я, кстати, не удивлюсь, если эту услугу город оплачивает - круизные туристы считаются очень выгодными для экономики городов)))

А теперь - город.

Город оставил очень и очень приятное впечатление.
Ну, во-первых, он мне показался каким-то настоящим, не забитым под завязку туристами. Нет, там не было пусто, совсем нет - много людей в ресторанчиках и в магазинах, но они были явно французкого происхождения, что очень радует)))...
Еще понравились местные улочки - такие чистенькие и уютные - много ресторанов везде, что очень скрашивает жизнь нашему брату-туристу - то тут можно присесть, то - там)))...




У города Ла Рошели довольно интересная история.
Я что-то в этот раз совсем ничего почти не читала без поездкой, хотя информацию кое-какую нашла и даже распечатала. Но прочитала только сейчас - вот так бывает...



Эта цитадель, состоящая из двух башен, когда-то перекрывала вход(для кораблей) в город, в его внутреннюю гавань.
Башня Сен-Николая отличается характерным наклоном. Причина его – в свайных опорах, на которых покоится это сооружение: за прошедшие века они немного просели, что слегка подкосило башню. В массивной восьмигранной Цепной башне располагался подъемный мост, позволявший протягивать цепь от башни Сен-Никола, перекрывавшую вход в порт. Говорят, именно этими цепями удерживали в колыбели Гаргантюа. На первом этаже башни Ла-Шен ныне размещается небольшая выставка, знакомящая с историей местной протестантской общины, а на крыше устроена смотровая площадка.


Город довольно долгое время был основным атлантическим портом Франции - этому способствовало его удачное географическое положение - в частности защищенность от западных ветров островом Ре.
Отсюда отходили судна с солью и вином. Соль, наверное, в основном добывалась на острове Ре.
По крайней мере ее много в местных магазинчиках...


И оттуда же(с острова Ре) продается много дорогущей картошки.
Сначала не могла понять - что это за цены у них такие на картофель, но потом вспомнила, что тамошняя картошка какая-то особенная и очень ценится. Что-то я все равно сомневаюсь, что я бы лично могла почувствовать разницу, хм... Ну картошка и картошка)))...


Так.
Вернемся к истории).
Т.е. я тут просто немного цитат выложу).
«... в Ла-Рошели располагалась одна из крупнейших резиденций тамплиеров, а семь «дорог тамплиеров», сходящиеся в городе-порту, вели сюда из всех уголков страны, обеспечивая быстрый и удобный доступ в случае внезапной нужды. Главная дорога, ведущая из Парижа, была как следует защищена и оборудована специальными пунктами для быстрой смены лошадей. ... Когда 13 октября 1308 года Филипп Красивый отрыл охоту на рыцарей Ордена, именно сюда, в Ла-Рошель, тамплиеры успели переправить свои сокровища. Здесь их уже ждали корабли, готовые в любую минуту отчалить от негостеприимных берегов Франции. Что и произошло в самом скором времени

И дальше...
«Ла-Рошель – одно из первых мест во Франции, куда проникли идеи Реформации: открыто приняв идеи, город стал цитаделью гугенотов, «атлантической Женевой». В 1570 году по завершении третьей религиозной войны город (один из четырех в стране) получил статус крепости, в которой разрешалось селиться протестантам. Здесь им была гарантирована свобода вероисповедания, что подарило городу непродолжительный период процветания и мира. После Варфоломеевской ночи в 1572 году Ла-Рошель стала центром протестантского сопротивления. В 1573 году герцог Анжуйский осадил город, однако взять его не сумел, поскольку английский флот под командованием Монтгомери захватил Бель-Иль. В конце концов Ла-Рошель почетно капитулировала.
Подписание Нантского эдикта принесло в Ла-Рошель несколько десятилетий мирной жизни. Однако приверженность горожан к протестантизму, тесные торговые и культурные связи с англичанами (герцог Бекингем разбил укрепленный лагерь на острове Ре) и после того, как солдаты Ла-Рошели 10 сентября 1627 года выступили в бою против королевских французских войск, король Людовик XIII приказал начать осаду Ла-Рошели. Кардинал Ришелье лично руководил операцией.
Город взяли в блокадное кольцо, для чего вдоль всех его сухопутных границ возвели укрепления длиной 12 км, а в море насыпали дамбу (арх. Метезо), перекрывшую вход в порт. Пятнадцать месяцев мучительного голода заставили город покориться. Ришелье въехал в Ла-Рошель 30 октября 1628 года, а через два дня там появился Людовик XIII. В ходе осады погибло 23 000 человек. 5 000 выживших пощадили, хотя руководители повстанцев, в том числе мэр Жан Гитон, были вынуждены покинуть город на несколько месяцев. Торговля порта была разрушена, а крепостные укрепления срыты.

Начались новые преследования гугенотов, достигшие свой высшей точки отменой Нантского эдикта Людовиком XIV. Многие гугеноты бежали из страны и основали в 1689 году в Северной Америке город Нью-Рошель.
Как всякий старинный портовый город, Ла-Рошель знаменита капитанами, исследователями и первопроходцами. В XV веке отсюда отплывали корабли с колонистами в Канаду, а Жан де Бетанкур отправился открывать Канарские острова. Уроженец Ла-Рошели Деласаль стал в 1681 году первым европейцем, кто прошел от истоков Миссисипи до Мексиканского залива. Жил здесь и Р. Галье – первый европеец, вернувшийся живым из Тимбукту.
Судовладельцы из Ла-Рошели получали большие прибыли, торгуя с Канадой и Луизианой, а больше всего с Вест-Индией. Они сделали свое состояние на трехсторонней торговле, включая продажу тканей и покупку рабов в Западной Африке, транспортировку и продажу рабов в Америку и выгодное возвращение домой с большими грузами колониальных товаров.
В 1890 году в Ла-Паллисе построили новый глубоководный порт, работа которого не зависела от уровня приливов и отливов.»

Честно скажу - я уже и не помню откуда я понадергала цитаты, поэтому ссылку дать не могу, но и авторство себе не приписываю)))...

Так что, как видите, не так чтобы совсем простой городишко - есть и интересные моменты в его истории.

Кстати, насчет последнего утверждения - что порт сделали «более глубоководным»...Хм...
Там какие-то неимоверные приливы-отливы. И на острове Ре мы это заметили, и здесь тоже.
Причем за довольно короткое время вода то пропадает, то снова появляется.
Вот смотрите.
Сначала этот снимок.
Полно так себе воды...



Вон даже рыбы плавают...


А теперь смотрите здесь!



И разница на фото всего-то пара-другая часов...
И знаете. Меня вот очень один вопрос заинтересовал - куда рыба девается во время отливов??? Дело в том, что мы наблюдали за приливом на острове Ре и видели, как там на мелководье копошились рыбешки, причем было такое ощущение, что они «вылазили из ила». Ну вот не видно было, чтобы они приплывали вместе с водой!!! Даже не знаю, что и думать - может там какие-то рыбы особенные?
И вот всякие мидии-устрицы-улитки там тоже на стенках поприклеивались... Тоже ведь как-то приспособились и не погибают без воды...

И насчет устриц и других гадов)))...
Зашли там на местный рыночек.
Вот их цены, может кому-то это интересно(или актуально).

Смотрите какие приятные цены тут))).




И еще с рынка...







Интересный цветок там увидела - похож очень на розу, но не роза...


А вот это, вроеде бы - Большая часовая башня.
«Она служила некогда городскими воротами и была частью крепостной стены, отделяющей Старый порт от города. Первоначально башня была построена в начале 12 века – тогда же, когда средневековый город был обнесен первой крепостной стеной. Тогда она носила название Парро или Перро, поскольку за ней находился квартал с таким названием. В Средние века ворота башни состояли из двух арочных проемов: больший предназначался для проезда повозок и экипажей, а меньший – для пешеходов. Уже во второй половине 17 века они были объединены в одну большую арку, которую мы можем видеть сейчас.

В 1478 году к башне была добавлена колокольня с часами, внутри которой находился колокол, звонивший каждый час. Эта колокольня просуществовала несколько веков и была заменена в 1746 году на нынешнюю изящную конструкцию в стиле Людовика XV, украшенную пилястрами, виньетками и драпировками, которые поддерживают путти. Колокол, находящийся сейчас в башне, является одним из самых тяжелых колоколов региона: его вес составляет более двух тонн».


Пройдя под башенными воротами, оказываешься на rue de Palais – главной торговой улице Ла-Рошели. Здесь и на соседних улочках много интересных средневековых домов. По ним очень чувствуется, что у города было богатое прошлое - мостовые и сейчас в полном порядке, только отполированы за эти годы до блеска...



И очень много арок!
Вот какие молодцы - в жару под ними можно гулять в тени, а в плохую погоду спасаться от дождя!!!
Почему во всех городах это не строят???!!!




Мы там позаходили в разные магазины - есть и интересные, кстати)...
Вот здесь была вкусная нуга(правда показалось дороговато, но мы все равно купили).



А еще я себе купила там обалденное сверкающее мыло с приятным морским запахом!
(обычно я такую ерунду не покупаю)))))





Удивили, в который уже раз это их, французское!!! пристрастие к сардинам в консервах!
И цены на них, естественно - прямо деликатес какой-то, хи-хи...
Ну где вы видели такие специализированные магазины с рыбными консервами???
Я лично - больше НИГДЕ!)))





И даже вот такие магазины попадаются - никогда этого не пойму, кто в этих магазинах покупает? Этот датский мастодонт уже развелся ва всех городах и странах и их торговля, между прочим, очень даже процветает! Особенно кризис в этом случае сказался - народ видимо стал покупать вещи подешевле... И плевать на качество(((...


И еще одна из башен поближе...


 

Возможно, будет полезно почитать: