Сообщение о городе иерихоне. Иерихон – самый древний город на Земле. Панорама современного Иерихона, вид с Горы Искушения

Вконтакте

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15).

История

  • Натуфийская культура - около 10000–9600 г. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500 г. до н. э. –8500 г. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3.6 м и шириной в основании 1.8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в около 1550 г. до н. э.

С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей.

После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают , Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе.

С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

В VII в. после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX в.

Современная история

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э

В Иерихоне открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (период А, 8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги V-VI в.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея (Элиши), по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар .2:19-22).

В 3 км севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX в.).

К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с

Долгое время древний Иерихон «прятался» от археологов - раскопки холма недалеко от Иордана проводились с середины XIX в., но ни Тоблер и Робинсон, ни Уоррен ничего не нашли. Расположенная рядом деревня под названием Эриха недвусмысленно намекала: упомянутый в Танахе город был где-то здесь! Но он скрывался под холмом, и найти хоть что-то - а именно осколки посуды времен Ханаана - посчастливилось лишь немцу Зеллину на самом рубеже двух веков - в 1899 г. Он же нашел «подтверждение» легенды из Танаха - упавшие городские стены! Впрочем, датировка падения этих самых стен до сих пор под большим вопросом.

В 1929 г. английский ученый Джон Герстенг раскопал - глубоко копал! — остатки поселения, относящегося к каменному веку!

В 1953 г. Кэтлин Кеньон нашла крепость, относящуюся к 8 тысячелетию до нашей эры. Именно с этого момента Иерихон обрел статус «древнейшего города на Земле» - более ранние находки не свидетельствовали о том, что здесь был именно город. Крепость же подтвердила: город существовал!

По всей видимости, Иерихон построен людьми эпохи докерамического неолита около 8000 г. до н.э., то есть его возраст более 10 000 лет.

Коллекция чудес

Теперь в Иерихоне можно увидеть следующие исторические достопримечательности:

  • Крепость 8400-7300 гг. до н.э.
  • Натуфийские захоронения.
  • Древние стены города (те самые, условно «библейские»), относящиеся к бронзовому веку.
  • Развалины «зимних» дворцов Хасмонеев и Ирода Великого - можно видеть руины терм и бассейнов, несомненное влияние древнеримской культуры, которую весьма уважал царь Ирод.
  • Архитектурные «фрагменты» города византийского периода.
  • Хеттская постройка - «дом Хилани».
  • То, что осталось от дворца халифа Хишама аль-Малика (рубеж VIII и IX вв. н.э.).

Дворец Хишама (Хирбет аль-Мафджар) - одна из исторических загадок Иерихона. Впервые о нем упомянул американский археолог Фредерик Блисс, но было это в 1894 г. А тогда Иерихон еще не «поддавался» археологам! .Лишь в 1934 (раскопки продолжались 14 лет - до 1948) открылось миру это чудо мусульманской архитектуры. Археолог Гамильтон утверждал, что постройка принадлежит не Хишаму, а правившему после него Валиду II. До сих пор этот вопрос не выяснен, и название «дворец Хишама» можно считать условным.

Это невероятно красивый архитектурный комплекс, пострадавший от времени, но тем не менее до сих пор поражающий воображение: Омейядский халифат, похоже, был богат на художественные таланты. Мозаика «Древо жизни», находящаяся на полу одной из бань - красивейшая из всех известных мозаик Ближнего Востока.

Также в Иерихоне есть ряд достопримечательностей, которые условно можно отнести к культовым:

  • Синагога I в. до н. э..
  • Еще одна синагога - более позднего, византийского времени
  • Источник пророка Елисея.
  • Гора Каранталь и православный монастырь Искушения IV в.
  • Древо Закхея.

Упавшие стены

В Танахе (в Ветхом Завете) Иерихон упомянут более 70 раз. А самая эффектная легенда относится ко времени после смерти Моше, великого пророка, которому Бог дал заповеди на горе Синай. Его преемник, вождь иудейского народа Йешу бен Нун (в русской традиции Иисус Навин) сразу после смерти Моше говорил с Богом, и Творец повелел ему идти за Иордан и завоевать земли от пустыни до Евфрата и моря на западе. На пути евреев стоял Иерихон, и Йешу - к тому времени известный полководец - решил взять город.

Семь дней еврейские войска шли маршем вокруг городских стен (Йешу действительно был очень грамотным военачальником - в результате этих действий осаждаемые решили, что врагов слишком много!). На седьмой день иудейская армия в последний раз семижды обошла вокруг города - впереди шли священники с Ковчегом завета, трубящие в шофары.Затем Йешу приказал всей армии одновременно крикнуть - и этого-то якобы стены города уже не выдержали… Йешу был очень не похож на стереотипного беззащитного еврея из анекдотов - он приказал уничтожить и город, и всех его жителей (включая стариков, женщин, детей и домашнюю скотину). Лишь один дом не подвергся уничтожению - тот, в котором жила Раав, дама легкого поведения. Йешу высоко оценил ее смелость - она прятала у себя еврейских разведчиков, которых он посылал.

Согласно Устной Торе, этим вниманием к блуднице Йешу бен Нун не ограничился - он женился на ней, и она стала праматерью пророчицы Олдамы и пророков Эрмияху и Йэхезкеля.

В городе существует «дом Раав» разумеется, не настоящий, это хеттская постройка, более известная как «дом Хилани».

Иерихон и христианство

В Иерихоне и возле него находится несколько святынь, значимых для всего христианского мирового сообщества.

Гора Каранталь (Сорокадневная, или гора Искушения) - по преданию, то место, где Иисуса искушал Сатана (или дух, ему подчиненный).

На горе располагается монастырь Искушения. Все монастырские помещения - кельи и прочие - вырублены в камне. Есть и келья, ставшая часовней Искушения - якобы та самая, где Иисус 40 дней держал пост. Монастырь можно посетить, если идти в гору пешком (где-то полчаса) или из Иерихона по канатной дороге (и еще 15 минут все же придется пройти). На сегодняшний день монастырь пуст - там проживает единственный монах-грек.

Ключ пророка Элиши (в русской традиции Елисея) - место, где Элиша сотворил чудо (по преданию, вода источника была непригодна для питья, Элиша сделал ее питьевой).

Монастырь св. Георгия Хозевита - один из самых древних монастырей в мире - находится в 5 км от Иерихона, в долине Кельт. Он существует с IV в. н.э. И тоже, подобно монастырю Искушения, расположился на скалах, на некоторые постройки просто страшно смотреть - они на отвесной скале.

Монастырь «начался» с пяти сирийских христианских отшельников, которые стремились к уходу от мира и выбрали местом своего поселения скалу с пещерой, в которой когда-то проживал самый известный и популярный пророк иудейского мира - Элияху. Три года и шесть месяцев Элияху прожил в пещере, никак не заботясь о собственном существовании - но ворон, посланный Господом, приносил ему еду. Вот и пятерых монахов совершенно не испугала жизнь в безлюдной пустыне.

В 480 г. в этот монашеский уголок прибыл из Египта св. Иоанн Хозевит, который, собственно, и превратил скит в монастырь.

Жизнь обители. Закхеево древо

Вскоре новообразованная обитель пополнилась братией самого разного происхождения - сирийской, армянской, грузинской, русской. В конце VI в. настоятелем монастыря стал св. Георгий Хозевит, чье имя обитель носит и теперь. Ему пришлось пережить страшные события: персидский набег 614 г. превратил монастырь в руины и унес 14 жизней монахов, оставшиеся просто сбежали - иначе их бы постигла та же участь.

Георгий пытался возродить монастырь, но у него ничего не получилось.

Того же самого хотели и крестоносцы - но и у них ничего не вышло. На собственном примере рыцари Креста показать ничего не могли, а без духовных образцов никто добровольно не удалится в пустыню.

Монастырь прекращает свое существование до конца XIX в. — а именно, до 1878 г., когда некий греческий монах по имени Калиникос - и с ним другие братья Святого Гроба Господня в Иерусалиме - не обратили внимания на разрушенную пустынную обитель. И не взялись ее восстанавливать.

С 1901 г. монастырь св. Георгия Хозевита воскрес.

Дерево Закхея - это то самое, на которое якобы забрался легендарный библейский мытарь (сборщик податей), чтобы увидеть Иисуса. История Закхея довольно забавна: он, обладая большим богатством и немалым авторитетом среди горожан и других мытарей, был маленького роста. Узнав, что Мессия пройдет через его город, он, чтоб точно увидеть его среди огромной толпы, влез на смоковницу. Тут уже его увидел сам Иисус…

Кстати, почитаемое православными христианами древо Закхея - не смоковница, а сикомор.

Город Иерихон сегодня

История современного Иерихона (Джерико, в современном английском произношении) отражает, словно в зеркале, извечный конфликт Эрец Исраэль и арабского мира. В 1948 г. в ходе войны за независимость Израиля его заняла армия Трансиордании, по завершению Шестидневной войны в 1967 г. сюда пришли победители - Армия обороны Израиля.

В 1993 г. Иерихон вошел в состав свежесозданной Палестинской национальной автономии.

После Интифады Аль-Аксы - с 2000 г. — гражданам государства Израиль запрещено появляться в Иерихоне. Иногда ЦАХАЛ разрешает допуск туристическим группам.

Палестинский оазис православной культуры

В 2011 г. в Иерихоне открылся Российский музейно-парковый комплекс, который возник на земле, называемой Русская Палестина, как бы «вокруг» православной святыни - дерева Закхея. Комплекс включает в себя:

  • Музей.
  • Мемориальный парк.
  • Места проведения археологических раскопок в 1883-1884, 1891 и 2010 гг.

В музее можно ознакомиться с историей археологических исследований XIX и XX вв. и уникальными находками с раскопок - в частности, с образцами христианского искусства 6-17 вв.

РМПК находится по адресу г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева (да, у палестинских властей бедноватая фантазия и великое желание иметь хорошие отношения с РФ).

Часы работы:
с 9:00 до 17:00 (ежедневно);
с 17:00 до 21:00 (посещение музея по предварительной договоренности).

РМПК в сети: адрес сайта Российского музейно-паркового комплекса: http://rmpc-jericho.ru

В кино

Существует американский телесериал, созданный в 2006 г. - «Иерихон. Город обреченных».

В нем рассказывается история о жизни небольшого городка в штате Канзас после того, как его жители увидели в небе в стороне крупного города Денвер ядерный гриб. Все коммуникации в городке вышли из строя, но население успело узнать, что увиденный ими взрыв был не единственным. Люди впадают в панику, так как им кажется, что они - единственные оставшиеся в живых жители Америки. Под влиянием страха смерти из них «вылезают» худшие человеческие качества.

Вообще-то это американская традиция - давать даже маленьким городишкам звучные названия больших городов (вспомним Санкт-Питерсберг у Марка Твена, Салем (Иерусалим) у Стивена Кинга). В этом сериале название «Иерихон» несет символический смысл - имелось в виду, что этот город тоже приговорен к уничтожению, как его знаменитый реальный «тезка».

Как добраться

Прямого транспорта из Иерусалима в Иерихон не существует, добираться в любом случае придется с пересадками. Вариантов несколько:

  • Через Рамаллу, столицу Палестины. Автобусом из Иерусалима от Старого города. Из Рамаллы ходят маршрутки до Иерихона.
  • Через Абу-Дис, путь тот же - маршрутка.
  • Из других городов - Вифлеема и Хеврона, можно доехать маршруткой с пограничного пункта с Иорданией «Мост Алленби».

На автомобиле - если он арендован в Израиле - лучше не стоит ехать в Иерихон. Учтите, израильская страховка не действует на территории ПНА.

Вопросы безопасности пусть беспокоят вас только во время явных обострений политических конфликтов - те, кто посещал Иерихон, отзываются о местном населении как о дружелюбных и не настроенных на агрессию людях.

11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан. Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте. Onliner.by рассказывает об Иерихоне, древнейшем городе земли.

До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22-26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры. В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха - неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности - территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, - вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может - ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина - первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

Сенсационное открытие, сделанное в 1950-е выдающимся британским археологом Кэтлин Кеньон, ошеломило научную и религиозную общественность. Работая в местности Тель-эс-Султан («Холм султана») на окраине современного Иерихона, Кеньон сперва раскопала остатки библейского города. После проведения соответствующего анализа находок выяснилось, что к 1400 году до нашей эры Иерихон, которому будто бы предстояло вот-вот пасть от трубного гласа, уже как минимум 150 лет лежал в руинах. Но даже не это развенчание очередного мифа шокировало больше всего.

Продолжив работу, Кеньон открыла планете город, восходящий к самому началу неолита, периоду, когда и речь еще, казалось бы, не может идти о человеческих поселениях современного типа.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2-3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500-8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, - возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, - сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных синагог на планете (70-50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Город
араб. أريحا ‎, ивр. ‏יריחו ‏‎
31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.
Администрация Палестинская национальная администрация
Статус столица провинции
Провинция
История и география
Основан прибл. XCVI век до н. э.
Площадь
  • 59 км²
Высота центра −275 ± 1 м
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население
Население 20 416 человек (2006 )
Национальности палестинские арабы
Официальный язык арабский язык
Цифровые идентификаторы
Телефонный код (+970) 02
jericho-city.org

Иерихо́н , А́риха (араб. أريحا ‎, Ариха ; ивр. ‏יְרִיחוֹ ‏‎, Yeriḥo; греч. Ίεριχώ , Иерихо́ ) - город на территории Палестинской национальной администрации (ПНА), на Западном берегу реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от .

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, по мнению ряда исследователей, древнейший из них. Многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‏‏‎Ир ха-Тмарим ) (Втор. 34:3, Суд. 3:13, 2Пар. 28:15).

Пригороды Иерихона

Достопримечательности Иерихона

  • Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тысячелетию до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о «иерихонских трубах», руины зимних дворцов (англ. Hasmonean royal winter palaces ) династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. На территории дворцового комплекса находится одна из старейших синагог Израиля (англ. Wadi Qelt ), датируемая I веком до н. э., неподалёку найдена синагога византийского периода с хорошо сохранившимся мозаичным полом. У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. 2:19-22). Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с Долиной царей в Египте.
  • В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).
  • К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения , гора Каранталь ), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный Монастырь Искушения.
  • В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу. На месте где, согласно преданию, находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии.

Монастырь Искушения около Иерихона

Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)

После смерти Моисея в пустыне Иисусу Навину явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан - в Обетованную землю: «Всякое место [в Обетованной земле], на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею […], и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя […], ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»

Войдя в Обетованную землю, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. Сначала Иисус посылает в город двух юношей-разведчиков, чтобы «высмотреть землю» (Нав. 2:1). Они останавливаются в доме блудницы Раав. Поняв, что они разведчики враждебной армии, Раав укрывает их и просит сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда армия войдёт в город. Разведчики дают такое обещание и отправляются в обратный путь. Погнавшиеся за ними представители иерихонских властей ищут их, но терпят неудачу.

Разведчики возвращаются в свой стан, после чего армия выходит на атаку Иерихона. Для этого ей нужно было перейти Иордан, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (Нав. 4:18).

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13-15) и даёт указания как взять город (Нав. 6:1-4). Получив этот знак поддержки Небесных сил, армия в течение семи дней окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).

Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

  • Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта: «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город»
  • Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его.»

Перед взятием города, Иисус накладывает на него заклятие: приказывает истребить всё его население, а серебро, золото, медь и железо, обнаруженные в городе должны были быть переданы в будущую храмовую сокровищницу. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём вторая часть заклятия Иисуса запрещала восстанавливать город (Нав. 6:25).

Один из воинов еврейской армии, по имени Ахан «взял из заклятого», и этим заклял весь еврейский народ, поэтому в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, наученный Богом, выявил этого воина. У мародёра были обнаружены золотые и серебряные предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр и его дети были казнены, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере, которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

  • Натуфийская культура - около 10 000-9600 гг. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500-8500 гг. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3,6 м и шириной в основании 1,8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В среднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. В конце среднего бронзового века (около 1550 года до н. э.) город был разрушен. Согласно Библии, разрушение Иерихона было одним из эпизодов завоевания Ханаана древними евреями.

Согласно Библии, в царствование Ахава (IX век до н. э.) некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66-73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и другие. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёный Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. Немецкий археолог Эрнст Зеллин в 1899 году изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха.

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Первооткрывателем считается Зеллин. При своих раскопках В 1907 году он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). В 1908 году Германским восточным обществом были организованы серьёзные раскопки, руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909 году к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235 тысяч квадратных метров. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях - остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой:

  1. мусульманский, самый поздний, представленный могилами;
  2. византийский слой;
  3. позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи;
  4. древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи (дом над древней стеной);
  5. израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене), могилы, лестницы и внешняя городская стена;
  6. позднеханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика);
  7. древнеханаанейский (остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами);
  8. первоначальный слой (тоже разделяющийся на несколько периодов), к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе.

Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен - наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский - было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни.

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия.

Двойная крепостная стена Иерихона - исключение для . Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера. Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI-IX веками до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена.

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава. Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян.

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода - ранний и поздний - прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укреплённым, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и . Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Седекии вавилонским царем Навуходоносором, напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

До середины II века до н. э. маккавейский город находился в 2-3 км на северо-запад от холма. С конца II века Иерихон опять оживает, правда, тоже не на холме, а у Вади-Кельт. Здесь он и был разрушен в 70 годах I века н. э. Веспасианом.

Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё «живы» были развалины «Хилани», которые почитались, как «дом Раав». И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю.

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа - исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении и тот совершил чудо - слепец прозрел.

Город существовал и в VII-IX веках. С XIII века в нём был мусульманский посёлок, который в середине XIX века снес Ибрагим-паша.

Исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали. Наружная - наружу, внутренняя - вовнутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда? Возможно, что на рубеже XIV-XIII веков до н. э. Эта версия не отвергается частью специалистов.

Дальнейшие события были сопряжены с новыми открытиями. Случайно разорвавшаяся на холме в 1918 году граната помогла раскопать древнюю синагогу.

С 1929 года раскопки в Иерихоне вел англичанин Джон Гарстанг. В 1935-36 годах он обнаружил нижние слои поселения каменного века. Люди, не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили сначала в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах. В одном из подобных раскопанных домов обнаружен парадный зал с шестью деревянными столбами - остатки храма. Предметов домашнего обихода ученые здесь не нашли, зато обнаружили много фигурок животных из глины: лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также пластические скульптуры символов плодородия. В одном из слоев доисторического Иерихона обнаружены групповые портреты (скульптуры) мужчин, женщин и детей в натуральную величину (глина на тростниковом каркасе).

Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Кетлин Кеньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мертвого моря.

Древний Иерихон, вероятно, является «родоначальником» традиции отнимать у покойников черепа (похороны без головы). Головы хранились (или хоронились) отдельно от тела. Этот обычай до самых последних лет существовал у самых разных народов земного шара.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Эрнста Зеллина и его коллег в науку в том, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана, уходящий своим началом в 3-4 тысячелетия до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958.

Намерена провести археологические исследования в Иерихоне и работать над сохранением иерихонской смоковницы (дерева Закхея), находящейся на земельном участке, который исторически принадлежал Императорскому Православному Палестинскому Обществу и был юридически оформлен Палестинской администрацией на российское правительство в 2008 году. Открытие российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне, строительство которого закончено в 2011, «стало ещё одной страницей в развитии духовно-культурных связей между Россией и ПНА». Комплекс был торжественно открыт 18 января 2011 года лидерами двух стран Д. А. Медведевым и М. Аббасом. Впоследствии, одна из главных улиц Иерихона была названа «по решению жителей города именем российского президента»

Современная история

В 1948 году в ходе Арабо-израильской войны 1947-1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 году, после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 году в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация и Иерихон вошёл в её состав.

После начала Интифады Аль-Аксы в 2000 году въезд израильтянам в Иерихон запрещён за исключением редких случаев, когда израильская армия даёт разрешение на въезд туристическим группам.

Примечания

  1. Projected Mid -Year Population for Jericho Governorate by Locality 2004-2006 Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS).
  2. Ливан, Израиль, Палестинские территории // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Г. В. Поздняк. - Испр. в 2003 и 2007 гг. - М. : ПКО «Картография»: Изд-во Оникс, 2010. - С. 196. - ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография), ISBN 978-5-488-02507-3 (1-е оформления, Оникс), ISBN 978-5-488-02508-0 (2-е оформления, Оникс).
  3. Иерихон // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра, 1986. - С. 25.
  4. Сохранение евангельской смоковницы - дерева Закхея в Иерихоне
  5. Материалы о деятельности рабочей группы ИППО по спасению библейской смоковницы. Россия возвращается на Святую Землю.
  6. Mithen, Steven (2006). After the ice: a global human history, 20,000-5000 BC (1st Harvard University Press pbk. ed. ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  7. Eric H. Cline. Biblical Archaeology: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2009. - С. 6.
  8. Под смоковницей, видавшей Христа. Ю. А. Грачёв, Л. Н. Блинова
  9. Архиепископ Егорьевский-Марк принял участие в торжественных мероприятиях по случаю десятитысячелетия Иерихона
  10. Улица имени Дмитрия Медведева в Иерихоне. Обзор российских СМИ, 20 января 2012 г.
  11. Иерихон впустил в себя евреев

Основной источник воды в городе – Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древний город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м². Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н. э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города – чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса – исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон – популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Когда приехать

Не пропустите

  • Тулул Абу эль-Алайк - зимний дворец царя Ирода в 2,5 км западнее Иерихона.
  • Греческий православный монастырь Св. Георгия - вытесанный в скалах в пустынном каньоне, окруженный великолепнейшим садом.
  • Греческий монастырь Искушения и виды с вершины Джебель Курун-тул, где Иисус постился и видел дьявола.
  • Мозаики синагоги Нааран IV в.
  • Монастырь ессеев в 20 км южнее Иерихона - место, где были найдены кумранские рукописи.

Следует знать

Западный берег реки Иордан в 8 км восточнее Иерихона - закрытая военная зона. Не удивляйтесь, что в результате интифады Иерихон оказался полузабытым местом.

 

Возможно, будет полезно почитать: