Большая мечеть в Самарре (Самарра, Ирак). "вавилонская башня" в самарре Большая мечеть в самарре

Минарет под названием Мальвия, представляющий собой впечатляющую башню высотой 52 метра со спиральными пандусами, до сих пор напоминает о былом величии Великой мечети в Самарре, которая во времена Аббасидского халифата являлась самой большой мечетью в мире.

По сообщениям иракских СМИ, спиралевидное здание мечети, насчитывающее более тысячи лет, рискует обрушиться из-за многочисленных повреждений, полученных в результате военных атак.

Внешняя лестница мечети неустойчива: в ней отсутствуют несколько камней. Стены минарета, на которых вырезаны имена посетителей, также ненадежные. Находиться там небезопасно. Подтверждением этого стал несчастный случай, который произошел 29 марта 2017 года: молодой человек попытался подняться на минарет, но упал и погиб.

Мальвия известна благодаря своей спиральной структуре; она не похожа ни на один минарет в мире. Мечеть является одной из многих исторических достопримечательностей Самарры, и была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2007 году. Расположенная по обе стороны реки Тигр, в 130 километрах к северу от Багдада, древняя столица Самарра хорошо демонстрирует масштабы Аббасидского халифата, который в VIII веке представлял собой крупнейшую исламскую империю, простиравшуюся от Туниса до Центральной Азии. Сегодня Самарра – единственная из дошедших до нас исламских столиц, сохранивших свой первоначальный план, архитектуру и искусство, в частности мозаику и резьбу.

Издание Al Ahram Gate на своем сайте сообщило, что исследование («Предлагаемые методы по сохранению Большой мечети в Самарре и ее минарета Мальвия»), проведенное в прошлом году Иссамом Хишматом из Университета «Южная долина» в Египте, показало, что мечети на протяжении многих лет был причинен ущерб различного характера. В 2003 году, во время американского вторжения в Ирак, мечеть служила военной базой, а в 2005 году минарет получил повреждения во время теракта, который уничтожил многие элементы архитектуры 1200-летнего памятника.

Махмуд Халаф, мэр района Самарра, сообщил, что некоторые повреждения на здании мечети вызваны погодными условиями и влажностью. В интервью Al-Monitor Халаф сказал, что ремонтные работы на территории мечети уже ведутся. В 2017 году ЮНЕСКО и власти Ирака подписали соглашение о сохранении и управлении старым городом Самарры. Данная работа должна начаться с восстановления Большой мечети и минарета Мальвия.

«Я несколько раз связывался с чиновниками из местных и федеральных органов власти, чтобы получить больше средств для восстановления этого старого памятника, но каждый раз мы получали один и тот же ответ: «Главным приоритетом является война против ИГИЛ (запрещена на территории Российской Федерации – Исламосфера), безопасность и стабильность страны», – сказал Халаф, объяснив, что делегация ЮНЕСКО занимается исследованием мечети, чтобы справиться с ущербом, причиненным влажностью и разрушением кирпичей.

Халаф поддерживает связь с инженером и археологом Джованни Фонтаной Антонелли, членом делегации ЮНЕСКО, который работает над восстановлением этого объекта. «Мы пытаемся оценить состояние мечети и найти соответствующие решения, чтобы пресечь экологические и человеческие риски, а также исправить ущерб, причиненный предыдущими неправильными ремонтными работами, которые проводились во времена баасистского режима в 1990-е годы», – сказал Антонелли Al-Monitor.

«Чтобы решить поставленные перед нами задачи, мы будем выезжать на места и встречаться с местными властями и заинтересованными сторонами», – также сказал он.

По словам Антонелли, «совместный технический комитет следит за качеством работ, которые должны быть выполнены, и за реализацией совместного проекта иракских и международных экспертов по разработке комплексного плана реконструкции».

Al-Monitor взял интервью у алжирского археолога Махмуда Бандакира, который также является членом делегации ЮНЕСКО. «Исторический город Самарра в 2007 году был включен в список Всемирного наследия как памятник, находящийся под угрозой. Поэтому на объекте необходимо провести некоторые реставрационные работы, что является обязанностью правительства».

По его словам, «проблема с безопасностью и нехватка финансирования привела к задержкам в осуществлении ремонтно-эксплуатационных работ. Это означает, что Ирак нарушил решение Комитета всемирного наследия, принятое в 2013 году, в соответствии с которым правительствам было поручено провести надлежащие ремонтно-эксплуатационные работы».

Бандакир заявил: «После консультаций с властями провинции Салахуддин было решено начать работу над восстановлением Большой мечети, так как она имеет самые серьезные повреждения, не говоря о том, что в свое время на этом объекте были проведены ненадлежащие ремонтно-восстановительные работы. К тому же мечеть подвергалась бомбардировкам во время вторжения США в Ирак в 2003 году». Он добавил, что восстановительные работы должны проводиться в соответствии с международными стандартами, как это предусмотрено Венецианской хартией 1964 года.

Глава парламентского комитета по средствам массовой информации и культуре Мэйсун ад-Дамлуджи сказала в интервью Al-Monitor: «В ближайшее время будет проведена реконструкция археологических объектов и памятников и будут созданы инвестиционные проекты. Управление по делам древностей Ирака заявило, что ремонтно-восстановительные работы в мечети будут финансироваться за счет средств Иракского суннитского фонда, полученных от туристов, которые посещали мечеть при режиме Саддама Хусейна».

Халаф заявил, что план реставрации будет включать «строительство инфраструктуры в соответствии с требованиями, которые налагаются на памятники, включенные в список Всемирного наследия. В числе требований – строительство здания для администрации мечети, консультационного центра для гостей и обустройство площадей. Проектные документы были переданы в Центр всемирного наследия, а затем направлены для оценки в Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест».

В заключение он сказал: “Мы готовы обсудить с ними вопросы туризма и культурные инвестиционные проекты, касающиеся Большой мечети и других городских памятников».

Аднан Абу Зейд / al-monitor.com

The Great Mosque of Samarra (Samarra, Iraq)

Самарра - древний город в Ираке, в 124 км к северу от Багдада, на территории которого находится одна из самых высоких спиральных мечетей в мире.

Наиболее известная страница жизни древнего города связана с приходом в эти края мусульман: в 836 году из-за возникших беспорядков халиф абассидов аль-Мутасим был вынужден перенести столицу Халифата, а с ним и всего исламского мира, из Багдада в Самарру, где она оставалась до 892 года, после чего вновь вернулась в Багдад. Такой поворот истории изменил лицо города - он превратился в крупный торговый центр, в котором строились прекрасные дворцы и мечети.

Мечеть начали строить в 848 году и завершили в 852 году уже в период правления его сына - халифа Аль-Мутаваккила.

Сегодня мало что осталось от этого величественного сооружения, а некогда оно потрясало воображение своими исполинскими размерами и монументальностью. Только представьте громадный двор, внушительный молитвенный зал и высоченный минарет за неприступной стеной с полукруглыми башнями и шестнадцатью входами - и все это на территории в 38 000 квадратных метров, на которой без труда размещалось 80000 человек.

До наших дней сохранилась стена мечети и минарет Малвия, прославившийся на весь мир своей высотой и замысловатой формой. На квадратном постаменте со сторонами в 33 метра возвышается конусообразное сооружение со спиралевидной лестницей, обвивающей Малвию по всей ее 52-метровой высоте - от широкого основания к узкой вершине - и ввинчивающейся, кажется, в самые небеса. Мечеть состоит из 17 рядов, стену и другие постройки древнего архитектурного ансамбля украшает стеклянная мозаика в ультрамариновых тонах, тонкая резьба и искусная лепнина.

Ширина лестницы составляет 2,3 м - такое расстояние запросто позволяло аль-Мутаваккилу добираться до высшего витка пандуса верхом на почитаемом белом египетском осле. Оттуда, с вершины, открывается дивная панорама на окрестности города и долину реки Тигр. Название минарета означает «скрученная ракушка», что подразумевает спиральную форму лестницы, вьющейся вдоль стен минарета.

В зависимости от времени суток и под воздействием освещения стены мечети и минарет преображаются, приобретая то соломенный, то янтарный, то кирпичный, а то золотисто-розовый оттенок.

Увы, уникальной постройке, чудом сохранившейся до нашей эпохи, пришлось изрядно пострадать уже в текущем столетии. В апреле 2005 года иракские повстанцы, пытавшиеся устранить американский обзорный пункт, установленный на вершине минарета, организовали взрыв, в результате которого верхняя часть башни оказалась частично разрушена.

Мечеть Ибн-Тулуна в Каире строилась по образцу Большой мечети в Самарре.

Комплекс Большой мечети находится под охраной ЮНЕСКО в числе других древностей Самарры, в совокупности образующих памятник Всемирного наследия.


Спиральный минарет Мальвия, или Аль-Мальвия (в переводе с арабского malwiya - "крученый", или "раковина улитки"), в иракском городе Самарра является частью архитектурного комплекса Большой мечети - одной из самых крупных в мире. Башня была построена в IX веке из обожжённого кирпича, являя собой уникальный образец восточного зодчества: восходящая спираль, издалека напоминающая конус, достигает высоты в 52 метра. Крутой подъем не позволял использовать его по прямому назначению: в отличие от большинства минаретов, призыв к молитве с него не произносился. Ширина основания - 33 метра, тогда как диаметр самой верхней точки не превышает шести метров.

Лестница, опоясывающая минарет, начинает закручиваться против хода солнца от постамента, формируя убывающий силуэт здания. Основание верхней площадки обрамлено арками со стрельчатым верхом - и это единственный декоративный элемент, украшающий фасад; других арабских мотивов ни внутри, ни снаружи башни не встречается.

Минарет Мальвия - визуальная доминанта окружающего ландшафта; конусообразная башня, видимая за несколько десятков километров, была призвана напоминать о присутствии ислама в долине Тигра и Евфрата.






Если вы не планируете поездку в Ирак в ближайшее время, увидеть башню Мальвия можно в Малайзии, в парке Taman Tamadun Islam, где представлены уменьшенные копии главных святынь ислама. На его территории расположено несколько десятков мечетей и минаретов. Парк находится в городе Куала-Тренгану (Kuala Terengganu) на северо-востоке страны, на полуострове Малакка.

Как добраться

Самарра расположена в 132 км к северо-востоку от Багдада. Добраться до города удобнее всего на арендованном автомобиле; лучше брать в прокат машину с водителем. Багдад и Самарру соединяет трасса №1. Время в пути - около трех часов.

Самарра - город в центральной части Ирака, в 120 км к северо-западу от Багдада, лежащий на восточном берегу р. Тигр.

Основан в 836 г. халифом аль-Мутасимом из династии Аббасидов (сыном легендарного Харуна ар-Рашида); ему же, по легенде, принадлежит и авторство названия (от арабск. surra man ra’a, «кто увидит, возрадуется»). В действительности, поселения на месте С. существовали задолго до официального основания города. Одно из них, Сурмаррати, упомянутое в надписи на стеле Сеннахериба (690 г. до н.э.), по-видимому, находилось в местности аль-Хувайш, напротив современной С. Поздние античные источники указывают на существование в окрестностях С. поселения под названием Souma. По свидетельству Аммиана Марцеллина, в 364 г. (отступление римской армии после смерти императора Юлиана) на месте города находился форт Sumere. Современное название, скорее всего, восходит к арамейскому Sumra (деревня в окрестностях С.; топоним зафиксирован в «Хронике» Михаила Сирийского).

Согласно арабским источникам, в 834-835 гг. халиф аль-Мутасим вынужден был вывести из Багдада воинские части среднеазиатских тюрков (из-за их конфликтов с местным населением) и начать поиски места для новой столицы. Путь халифа пролегал на север; во время одного из привалов, аль-Мутасим обнаружил недалеко от своего лагеря христианский монастырь. Сад монастыря, особенно понравившийся халифу, стал местом закладки дворца, известного под названием Дар-аль-Хилафа (836 г.); в последствии монастырь вошел в комплекс дворцовых зданий в качестве сокровищницы.

При сыновьях аль-Мутасима - аль-Уасике (842-847 гг.) и аль-Мутаваккиле (847-861 гг.) - С. не только сохранила статус столицы халифата, но и стала ареной интенсивного градостроительства. В течение 20 лет в городе и его окрестностях было возведено 20 дворцов, разбито несколько парков и огороженных охотничьих угодий; кроме того, были построены треки/арены для проведения скачек. По замыслу аль-Мутаваккиля, город должен был превзойти великолепием все прежние столицы халифата. Например, в 861 г. халиф повелел срубить и доставить в С. кипарис, посаженный Заратустрой в честь обращения царя Гиштаспа; из древнего дерева должны были сделать балки для очередного халифского дворца (к моменту доставки драгоценного ствола аль-Мутаваккиля не было в живых).




Кликабельно 1500 рх, Раскопки дворца халифов в Самарре , на заднем плане мечеть Мутаваккиля и ее минарет Малвия (ракушка).

Один из немногих хорошо сохранившихся памятников градостроительной деятельности аль-Мутаваккиля (848-852). Это грандиозное здание площадью ок. 38000 кв. м вмещало до 80000 молящихся и было самой крупной мечетью мусульманской ойкумены. У северной стены мечети, на уровне ее середины, возвышается псевдо-семиярусный минарет аль-Мальвиййа (букв. «скрученный») - циклопическое сооружение, представляющее собой конус, помещенный на квадратное основание (ныне отсутствующий деревянный павильон, установленный на верхней площадке, был восьмым ярусом). Видимость ярусной конструкции создается внешней спиралевидной лестницей, ведущей от основания вверх, ширина которой (2.3 м) позволяла халифу въезжать на вершину верхом. Высота минарета от основания до верхней площадки составляет 53 м.

В 859 г. аль-Мутаваккиль заложил новый город в 15 км к северу от С., которому он дал свое имя (аль-Мутаваккилиййа). В числе первых было возведено здание, которому архитекторы придали почти полное сходство с большой соборной мечетью в С. Эта мечеть, Абу Дулаф, незначительно уступает своему прототипу по размерам (29000 кв. м.); она также имеет минарет (34 м) на уровне середины северной стены (внешняя спиралевидная лестница минарета Абу Дулаф круче, чем у аль-Мальвиййа, она формирует шесть псевдо-ярусов). Причины, побудившие аль-Мутаваккиля начать строительство города (фактически, реплики С.), не известны. Считают, что завершение работ должно было стать сигналом к перенесению столицы на новое место. Со смертью халифа в 861 г. строительные работы были прекращены.


Вид со спирального минарета на Самарра и мечеть Аль-Акса Ирак.

На протяжении 56 лет, в течение которых С. была столицей, халифский престол занимало восемь человек. Восьмой халиф, аль-Мутамед (сын аль-Мутаваккиля), вернулся в Багдад в 884 г., а с его смертью (892 г.) столица была официально перенесена на прежнее место. К 894 г. город сильно обезлюдел; халиф аль-Муктафи, посетивший С. в 903 г., застал дворец аль-Мутасима сильно разрушенным и запланированное им возвращение столицы не состоялось.

В 848 г. аль-Мутаваккиль призвал в С. десятого имама шиитов, Али аль-Хади («ведущий правильным путем»), жившего тогда в Медине (р. 827 г.), и поселил его на территории бывшего военного лагеря аль-Мутасима (отсюда прозвище аль-Аскари, т.е. «обитатель лагеря», или «пленник лагеря», которое затем перешло к его сыну, одиннадцатому имаму). В дальнейшем Али аль-Хади купил дом недалеко от старой мечети аль-Мутасима, где жил под гласным надзором вплоть до своей насильственной смерти. Шиитское предание приписывает десятому имаму знание многих языков (персидских, славянских, индийских, набатейского), сакральных наук (алхимии), способность предвидеть будущее и совершать чудеса; его перу принадлежит трактат о свободе воли.

В 868 г. Али аль-Хади умер и был погребен во дворе своего дома; имамат перешел к его среднему сыну Хасану (р. 845). По преданию, одиннадцатый имам Хасан аль-Аскари был женат на Нарджис-хатун, происходившей из рода императоров Византии и числившей среди своих предков апостола Петра. Ребенок от этого брака, двенадцатый имам шиитов (считая от Али б. Аби Талиба), должен был, согласно известному пророчеству Мухаммада, явиться в качестве ожидаемого (al-muntazar) Махди (mahdi - «ведомый правильным путем») и Каима (al-qa’im, «восставший с мечом», тж. «поднимающий мертвых», т.е. «воскреситель»). Споря с судьбой, халиф аль-Мутамед усилил надзор над имамом Хасаном и предпринял несколько попыток его умерщвления, чтобы таким образом не допустить появления легитимного претендента на халифат. Шииты, в свою очередь, старались оградить имама и его семью от контактов с посторонними; тем не менее, в 874 г. Хасан аль-Аскари скончался (как предполагают, в результате отравления) и был похоронен рядом со своим отцом. Приписываемый ему тафсир издан в Иране в прошлом веке.


Мечеть ал-Аскари в Самарре .

Аббасиды и их сторонники торжествовали победу, пока не стало ясно, что имам Хасан все же успел оставить наследника. Мальчик, получивший имя Мухаммед, родился в 868 г.; факт его рождения хранился в тайне от всех, кроме самого ближайшего окружения. Таинственного ребенка видели в последний раз спускающимся в подвал во дворе родительского дома за год до смерти его отца. Согласно одной из версий, распространившейся среди шиитов в то время, он был скрыт своим отцом в Медине. С 874 по 941 гг., имам Мухаммад б. Хасан руководил общиной шиитов через четырех посредников (safara; мн. ч.), последовательно сменявших друг друга; этот период получил название «малого сокрытия» (ghaybat al-sughra). В 941 г., за несколько дней до своей смерти, четвертый safir сообщил, что имам объявил ему о начале «большого сокрытия» (ghaybat al-kubra), срок которого определен самим Богом, в связи с чем институт посредничества отменяется, и какие-либо контакты с общиной становятся невозможными.

Согласно вероучению шиитов, «большое сокрытие» продлится до Конца Времен; возвращение Махди произойдет в тот момент, когда в мире восторжествуют зло и несправедливость, люди почти полностью потеряют представление о священном, а все, что связывает человека с Богом, будет близко к исчезновению. В некоторых преданиях говорится, что явление Махди произойдет во времена планетарного триумфа Антихриста (al-dajjal). Финальная битва между воинами Махди, в числе которых будут имам Хусейн и хазрат Иса (т.е. Иисус христинской традиции), и противостоящим им демонизированным человечеством, признавшим над собой власть Антихриста, приобретает явные очертания войны Света и Тьмы, Добра и Зла (букв. Разума, aql, и Невежества, jahl), а сам имам наделяется качествами эсхатологического Спасителя.



Кликабельно 1600 рх Стены Великой мечети Мутаваккиля.

Архитектурный комплекс машхад аль-Аскарийн (букв. «место исповедания веры обитателей лагеря», т.е. имамов Али аль-Хади и Хасана аль-Аскари) состоит из двух зданий: мавзолея-мечети, увенчанного золотым куполом, к которому пристроены два минарета, и святилища, воздвигнутого над входом в sardab (подвал, в котором исчез последний имам в 873 г.), известного под названием maqam ghaybat («место сокрытия»); это второе здание также венчает купол, но выполнен он не золотом, а голубой глазурью. В мавзолее, помимо имамов, покоятся Хакима-хатун, сестра Али аль-Хади, сохранившая для потомков обстоятельства рождения и исчезновения Махди, и Нарджис-хатун. Первые сооружения над могилами имамов, возведенные в 944-45 гг. при хамданиде Насир-ад-Даула, многократно перестраивались, в т.ч. Арсланом аль-Басасири при Буидах (1053-54 гг.) и халифом Насир ли-Дин-иллахом (1209-1210 гг.). Строительство золотого купола над мавзолеем десятого и одиннадцатого имамов было начато шахом Ирана Наср-ад-Дином (1868-1869) и завершено при его преемнике Музаффар-ад-Дине (1905 г.).


Кликабельно 1600 рх, Мечеть ал-Аскари в Самарре

инарет аль-Мальвиййя, ставший своего рода символом С. как столицы халифата Аббасидов, - замечателен не столько своей архитектурной необычностью, сколько связанными с ней символическими коннотациями. Мощное основание, сравнимое по размерам с высотой минарета (квадрат со стороной 33 м), придает постройке сходство с пирамидой, а ярусная конструкция однозначно ассоциируется с тем зиккуратом, который описал Геродот, т.е. с «Домом основания небес и земли», Вавилонской башней (Быт 11:4). Особенно показательно наличие внешней лестницы, связывающей основание и верх минарета; в зиккуратах этот архитектурный элемент наделялся важной сакральной функцией - пути нисхождения божества с небес на землю. Иудейские и христианские экзегеты усматривали в возведении Вавилонской башни мотив богоборчества. В средневековых мидрашах проводятся параллели между ее сооружением и мятежом «сынов божьих» Быт 6:2 (2 Ен 7), вынудившим Бога истребить падшую тварь Потопом, а царь-идолопоклонник Нимрод, начавший строительство, уподобляется падшему ангелу Шемхазаю. В мусульманской экзегетике, особенно в персидских тафсирах, Нимрод - не просто тиран и идолопоклонник, которому противостоит пророк Ибрахим (Авраам), но неистовый супостат Бога; потерпев неудачу в строительстве башни, он пытается взлететь на небо, а в ответ на предложение покаяться вызывает Бога на бой и гибнет. В свете сделанных уточнений придание облика зиккурата минарету столичной соборной мечети не может восприниматься иначе как самоотождествление халифа мусульман с царем-богоборцем.


Минарет аль-Мальвиййя, с которого давно не звучат призывы на молитву, и лежащий у его подножия гигантский прямоугольник большой мечети, опустевшей и заброшенной, являют собой поистине апокалиптическое зрелище, заставляя задуматься о контрасте между ныне необитаемой С. халифов и С. имамов - всегда многолюдным двором мечети аль-Аскарийн, увенчанной сверкающим золотым куполом, и расположившимися вокруг жилыми кварталами.

Если Мекка - символ начала священной истории мусульман (черный камень Каабы - ангел, сопровождавший Адама после изгнания из Рая, а сама Кааба - храм, восстановленный после потопа Авраамом и Исмаилом), С. - провозвестие ее свершения. Новый Вавилон Аббасидов, задуманный как одно из чудес света - город-дворец, за десять с небольшим лет раскинувший на террасах цветущие сады и поднявший в небо громады минаретов-зиккуратов, - стал предостережением о кратковременности и иллюзорности, которыми отмечено торжество светской власти над духовным владычеством. В ослеплении собственной гордыни возводили халифы свою Вавилонскую башню, не в силах провидеть ее грядущее запустение; с сатанинским коварством истребляли имамов из дома Али, не ведая, что их исчезновение с человеческого плана Бытия есть лишь обетование Великого Возвращения. С. халифов - мертвый город, символ ничтожества мирского пред священным, бренного пред вечным, памятник богоборчества и безрассудства. С. имамов продолжает жить, напоминая нам о Божественной справедливости (один из догматов шиитского ислама), о том, что ночь, какой бы длинной она ни была, неизбежно сменится рассветом.



Но самым выдающимся архитектурным бриллиантом, прославившим не только Самарру, но и Ирак в целом, стала Большая мечеть - гигантское здание, в котором без труда размещалось около 80 000 мусульман, регулярно наводнявших площадь святого места для совершения намаза.

Сегодня мало что осталось от этого величественного сооружения, а некогда оно потрясало воображение своими исполинскими размерами и монументальностью. Только представьте громадный двор, внушительный молитвенный зал и высоченный минарет за неприступной стеной с полукруглыми башнями и шестнадцатью входами - и все это на территории в 38 000 квадратных метров.

Стену и другие постройки древнего архитектурного ансамбля украшает стеклянная мозаика в ультрамариновых тонах, тонкая резьба и искусная лепнина. На создание Большой мечети потребовалось почти 4 года - комплекс возводился с 847 по 852 гг, и на момент окончания строительства грандиозного комплекса это была самая большая и незаурядная постройка среди всех исламских сооружений.



Кликабельно

До наших дней сохранилась стена мечети и минарет Малвия, прославившийся на весь мир своей высотой и замысловатой формой.

Ширина лестницы составляет 2,3 м - такое расстояние запросто позволяло аль-Мутаваккилу добираться до высшего витка пандуса верхом на священном белом египетском осле. Оттуда, с вершины, открывается дивная панорама на окрестности города и долину реки Тигр. Название минарета означает «скрученная ракушка», что подразумевает спиральную форму лестницы, вьющейся вдоль стен минарета.

В зависимости от времени суток и под воздействием освещения стены мечети и минарет преображаются, приобретая то соломенный, то янтарный, то кирпичный, а то золотисто-розовый оттенок. Архитектурный объект редкой красоты находится под охраной ЮНЕСКО и занесен в реестр памятников, составляющих Всемирное наследие.

Увы, уникальной постройке, чудом сохранившейся до нашей эпохи, пришлось изрядно пострадать уже в текущем столетии. В апреле 2005 года иракские повстанцы, пытавшиеся устранить американский обзорный пункт, установленный на вершине минарета, организовали взрыв, в результате которого верхняя часть башни оказалась частично разрушена.

Не случись в Багдаде беспорядков, вынудивших халифа абассидов аль-Мутасима задуматься о поисках подходящего места для новой столицы, никогда не возникнуть бы этому городу и никогда не увидеть миру яркого образца мусульманского зодчества, известного под названием Большая мечеть Самарры.

Новый стольный град решено было возвести на расстоянии 124 км к северу от Багдада, и на протяжении многих лет город интенсивно строился и развивался, подтверждая свой столичный статус. На протяжении 56 лет – с 836 по 892 гг. Самарра оставалась столицей халифата, превратившись за это время в оживленный торговый центр, площади которого украшали сказочные дворцы, живописные парки и охотничьи угодья.

Дело отца продолжил сын – халиф аль-Мутаваккил, который вложил в процветание Самарры немало сил и средств. Но самым выдающимся архитектурным бриллиантом, прославившим не только Самарру, но и Ирак в целом, стала Большая мечеть – гигантское здание, в котором без труда размещалось около 80 000 мусульман, регулярно наводнявших площадь святого места для совершения намаза.

Сегодня мало что осталось от этого величественного сооружения, а некогда оно потрясало воображение своими исполинскими размерами и монументальностью. Только представьте громадный двор, внушительный молитвенный зал и высоченный минарет за неприступной стеной с полукруглыми башнями и шестнадцатью входами – и все это на территории в 38 000 квадратных метров.

Стену и другие постройки древнего архитектурного ансамбля украшает стеклянная мозаика в ультрамариновых тонах, тонкая резьба и искусная лепнина. На создание Большой мечети потребовалось почти 4 года – комплекс возводился с 847 по 852 гг, и на момент окончания строительства грандиозного комплекса это была самая большая и незаурядная постройка среди всех исламских сооружений.

До наших дней сохранилась стена мечети и минарет Малвия, прославившийся на весь мир своей высотой и замысловатой формой. На квадратном постаменте со сторонами в 33 метра возвышается конусообразное сооружение со спиралевидной лестницей, обвивающей Малвию по всей ее 52-метровой высоте – от широкого основания к узкой вершине – и ввинчивающейся, кажется, в самые небеса.

Ширина лестницы составляет 2,3 м – такое расстояние запросто позволяло аль-Мутаваккилу добираться до высшего витка пандуса верхом на священном белом египетском осле. Оттуда, с вершины, открывается дивная панорама на окрестности города и долину реки Тигр. Название минарета означает «скрученная ракушка», что подразумевает спиральную форму лестницы, вьющейся вдоль стен минарета.

В зависимости от времени суток и под воздействием освещения стены мечети и минарет преображаются, приобретая то соломенный, то янтарный, то кирпичный, а то золотисто-розовый оттенок. Архитектурный объект редкой красоты находится под охраной ЮНЕСКО и занесен в реестр памятников, составляющих Всемирное наследие.

Увы, уникальной постройке, чудом сохранившейся до нашей эпохи, пришлось изрядно пострадать уже в текущем столетии. В апреле 2005 года иракские повстанцы, пытавшиеся устранить американский обзорный пункт, установленный на вершине минарета, организовали взрыв, в результате которого верхняя часть башни оказалась частично разрушена.

 

Возможно, будет полезно почитать: