Дворцовая площадь и набережная реки невы. Дворцы дворцовой набережной. Где жили Романовы

Застройка Дворцовой набережной начала формироваться одной из первых в Санкт-Петербурге. Её характер определила постройка на этом берегу Невы как летней, так и зимней резиденций Петра I. В связи с близостью к Адмиралтейству здесь, в первую очередь, селилось высшее морское начальство. Чуть далее, выше по течению Невы, поселились корабельные мастера. Среди них - Пётр Михайлов (сам "царь-плотник" Пётр I), Федосей Скляев, Филипп Пальчиков, Гаврила Меншиков.

Первые постройки на Дворцовой набережной, как и во всём городе, были деревянными. Летом 1705 года на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен деревянный дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Такое расстояние от Адмиралтейства требовали правила "фортификационной эспланады". Тем же летом началось возведение деревянных хором для вице-адмирала Корнелия Крюйса. Дом Апраксина задал красную линию Дворцовой набережной, тогда как дом Крюйса располагался чуть дальше от низкого в этом месте берега реки. Промежуток между этими двумя постройками положил начало Средней улице, проходившей параллельно берегу Невы .

Следующей постройкой на Дворцовой набережной в 1706 году стал Почтовый двор . Тогда же (в 1706-1708 годах) ближе к берегу Невы был перенесён деревянный дом шведского майора Коноу, ставший предшественником Летнего дворца Петра I . На участке дома №32 в 1708 году был построен первый Зимний дворец Петра I. К его главному фасаду от дома Апраксина продлили Среднюю улицу. Последняя просуществовала совсем недолго, так как Пётр I не захотел иметь в Петербурге узкие "средневековые" проезды между домами.

В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой, так как на том месте где сейчас расположен Мраморный дворец , находился Почтовый двор. Рядом с ним в 1711 годах был прокопан Красный канал, который соединил Неву и Мойку . Параллельно ему с другой стороны Царицына луга (ныне Марсова поля) была прокопана Лебяжья канавка.

После победы под Полтавой (1709) и взятия Выборга (1710) в Санкт-Петербурге началось активное каменное строительство. Позволить себе возведение дорогого каменного дома могли далеко не все, но жители Дворцовой набережной имели для этого достаточно средств. Дом Апраксина перестраивался в камень в 1712 году, но спустя четыре года адмирал захотел иметь более просторные апартаменты. Новое здание передвинули ближе к реке примерно на 50 метров, что определило современную красную линию набережной. Тогда же приступили к постройке новых роскошных зданий для Рагузинского, Ягужинского, Олсуфьева, Крюйса, Головина. Строительство этих дворцов завершили к 1721 году, когда на противоположном конце набережной началось возведение дворца Дмитрия Кантемира (дом №8). Это был первый проект молодого Ф. Б. Растрелли в Петербурге.

В те же годы строился новый Зимний дворец Петра I, который придвинули к самой Неве. Для этого берег укрепляли деревянными стенками, обустраивали пристани. Таким образом у Невы было "отвоёвано" более 80 метров. В 1718 году от между Невой и Мойкой был прорыт канал, названный Зимней канавкой . Через него в створе набережной инженером Германом ван Болесом был построен деревянный разводной Зимнедворцовый мост .

Застройку берега Невы проходилось регулировать административными методами. 30 января 1720 года вышел указ Петра I:

"Великий государь... указал тем, у кого по берегу Невы реки вниз от Почтового двора построены под кровлею палаты, чтоб конечно, в тех палатах построили к нынешней зиме по 2 или по 3, или по 1 покою и переходили в них жить, для того, что следующую от Почтового двора к Зимнему царского величества дому улицу уже надлежит перегораживать в те дворы, когда повелено будет. А проезд имеет быть по другой улице, следующей от гавани, так как в тех набережных домах близ палат и во дворах должно строить каменное строение. А ежели деревянное строить кому велено будет, уступя от палат во дворы по двадцати и не меньше пятнадцати сажен, и при тех набережных палатах от реки, конечно, все места как надлежит были же помещены и ничем не заняты..." [Цит по: 2, с. 6, 7]

В одном из указов 1721 года перечислены все владельцы участков на набережной [Цит по: 2, с. 8]:

  • 1. Двор Почтовый
  • 2. Г-на князя Волоского
  • 3. Ягана Фелтин, кохмейстера
  • 4. Прокофея Короткого
  • 5. Данило Чевкина
  • 6. Попа Битки
  • 7. Майора Ушакова
  • 8. Майора Волкова
  • 9. Лейб-гвардии писаря Андрея Иванова
  • 10. Майора Корчмина
  • 11. Доктора Арескина
  • 12. Петра Мошкова
  • 13. Поручика Прокофия Мурзина
  • 14. Князя Василия Долгорукова
  • 15. Графа Мусина-Пушкина
  • 16. Гаврилы Меншикова
  • 17. Феодосия Скляева
  • 18. Его царского величества Зимний дом

Фамилия Петра Мошкова, жившего на участке современного дома №20, осталась на картах Петербурга в виде названия Мошкова переулка . Неподалёку жил легендарный Василий Корчмин, по имени которого согласно легенде назван Васильевский остров. Большинство существующих на то время строения были возведены по типовым проектам и походили друг на друга. Особенно выделялись дома Петра I и адмирала Апраксина.

До 1724 года Зимний дворец Петра I расширялся вдоль набережной. В нём император скончался в 1725 году. Тогда же в особняке Апраксина временно были поселены молодожёны: герцог Голштинский и дочь Петра I Анна.

Петербург 1726 года запечатлён в воспоминаниях француза Обри де ла Мотре. О будущей Дворцовой набережной он писал так:

"Вы оказываетесь на набережной длиной 800 шагов и 30 шириной, на которой господствует ряд дворцов. Русские дворяне построили эти дворцы, а также очень много других больших домов и общественных зданий, украсивших Петербург" [Цит. по: 2, с. 12, 13].

Дом Апраксина в 1728 году по завещанию перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву, где умер от холеры. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию Анны Иоанновны. Начинал эти работы Доменико Трезини, продолжал по желанию императрицы Ф. Б. Растрелли. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

В 1729 году художником Х. Марселиусом были созданы два рисунка, которые достаточно подробно передали характер застройки всей Дворцовой набережной. Они стали первым подобным историческим документом.

Первоначально, с 1737 года, набережная называлась Наличной линией . Она заканчивалась у границы города, которой в XVIII веке была Фонтанка. Нумерация домов тогда шла против течения реки. 20 апреля 1738 года магистраль назвали Верхней Набережной улицей (Нижней была современная Английская набережная). Вместе с этим именем существовали и другие: Верхняя Набережная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Верхняя Набережная реки линия, Набережная Невы реки линия, Набережная линия, Набережная улица, Невская набережная или Верхняя набережная. В 1740-1790-х годах набережную именовали ещё и Миллионной. Существовали также и другие названия: Миллионная Набережная линия, Миллионная Набережная улица, Большая Миллионная набережная. Последние два варианта употреблялись вместе с "Дворцовой набережной" вплоть до 1790-х годов.

В 1746 году возник Мошков переулок, выходящий к Неве между домами №20 и 22 по Дворцовой набережной.

Самым заметным зданием на Дворцовой набережной является Зимний дворец , построенный в 1754-1762 годах по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. После начала его строительства оказалось, что от Невы строительную площадку отделяет весьма узкая, неудобная для проезда полоска берега. В связи с этим зодчий предоставил в Канцелярию от строений план и профиль расширенной и дополнительно укреплённой деревянной набережной.

План начал реализовываться вызванным из Москвы плотничным мастером И. Эрихом, который в 1758 году предоставил два проекта укрепления берега, предусматривающие его облицовку камнем. Работы начались в декабре 1762 года, до мая следующего в грунт забивали сваи, а 7 июня бригада каменщиков начала делать фундамент под каменную стенку. Тогда же начался подвоз тёсанного камня для облицовки.

Первый камень лёг на набережную в середине июня 1763 года. Строительные работы производились под руководством каменного дела мастеров Б. Манижотти, Г. Лицени и П. Корти. Сооружение каменной набережной напротив Зимнего дворца завершилось, вероятнее всего, в 1764 году. Но из-за допущенных просчётов в проектировании весьма скоро она начала разрушаться. В сентябре 1765 года в некоторых местах заметно осел берег вследствие того, что фундаменту не дали достаточного времени для осадки. Обнаружившие эти недостатки генерал-поручик Н. Е. Муравьёв и инженер-генерал-майор И. М. Голеницев-Кутузов доложили Екатерине II, что ремонтировать набережную невозможно, нужно переделывать её заново.

Большинство краеведов считают, что Дворцовую набережную строили по проекту Юрия Матвеевича Фельтена . Такое предположение в начале XX века сделал И. Э. Грабарь, не подкрепив это документами. Поэтому авторство Фельтена легко опроверг историк В. И. Кочедамов. Он доказал, что Фельтен упоминается в связанных с каменной Дворцовой набережной документах только через шесть лет после начала её создания, когда уже была сооружена стенка набережной от Литейного двора до Адмиралтейства.

Так кто же на самом деле стал автором проекта Дворцовой набережной? Разными краеведами предлагались такие кандидатуры как Ж. Б. Валлен-Деламот , архитектор С. А. Волков. Автор книги "Санкт-Петербург XVIII века" К. В. Малиновский доказывает, что им является советник Канцелярии от строений Игнатио Росси. Он ссылается на документы, в котором Росси напрямую называется автором проекта Дворцовой набережной и соответствующей сметы. Например, протокол Канцелярии от строений 7 сентября 1762 года: "...господин коллежский советник Игнати Росси которой по способности ево проэкт тому берегов и мостов строению и смету сочинял " [Цит по: 4, с. 379]. 10 сентября он был назначен руководителем "Конторы строения по Неве реке каменного берега".

Первоначальный проект Росси предполагал создание каменной стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков. Мост через Фонтанку проектировался каменным, подъёмным на цепях. Поэтому его центральная часть должна была стать деревянной.

Стоит отметить, что тогда возводилась не только Дворцовая набережная. Проект предусматривал облицовку камнем всего берега Невы от Литейного двора до Галерной верфи. 14 февраля 1763 года в берег стали забивать первые сваи. Уже в процессе этих работ их объём значительно увеличился, так как было решено забивать не один ряд свай, а 13. При этом использовались круглые сосновые брёвна длиною от восьми до десяти метров и толщиной от 20 до 30 сантиметров.

В процессе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 года спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения "для прочности" стали делать полностью каменными. Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж. Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве.

В 1763-1766 годах через Зимнюю канавку вместо деревянного был построен каменный Эрмитажный мост. Для улучшения транспортной связи с Московской стороной набережную продлили за Фонтанку. При этом в 1766-1769 годах навели Прачечный мост через Фонтанку, а в 1767-1768 годах Верхне-Лебяжий мост через Лебяжью канавку. Профиль этих переправ органично введён в силуэт гранитной набережной. Мосты составляют с ней единый архитектурный ансамбль.

Уже в январе 1765 года Екатерина II проверила готовый участок набережной напротив старого Зимнего дворца. 8 февраля было принято решение о повышении минимально допустимой высоты возводимых здесь зданий. 27 апреля 1766 года Комиссия от каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы определила эту высоту равной десяти саженям.

Полностью завершено сооружение Дворцовой набережной было в ноябре 1767 года. В следующем январе "архитектурии помощник" Неелов устанавливал у спусков в Неве связанные железными цепями каменные столбы.

После завершения основной части работ по облицовке камнем левого берега Невы Игнатио Росси подал в отставку. Его сменил архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, которому пришлось заниматься созданием знаменитой ограды Летнего сада . Берег напротив него был вынесен в русло реки на 20 метров.

Дворцовая стала первой из облицованных гранитом набережных в Петербурге. На ней оборудовано семь спусков к воде. Гранитный парапет прерывается лишь у Эрмитажного моста, где выложенный булыжником берег ограждают лишь тумбы со свисающими с них цепями.

Строительство новых зданий на Дворцовой набережной началось одновременно с её облицовкой камнем. В 1762-1769 годах к Зимнему дворцу пристроили здание Малого Эрмитажа (дом №36), а затем и Большой Эрмитаж (дом №34). В 1762-1785 годах на месте старого Почтового двора построен Мраморный дворец. При этом был засыпан Красный канал. Рядом с Мраморным дворцом был возведён служебный корпус (дом №6). В 1784-1788 годах построен дом Салтыковых (№4). Соседний дом Бецкого (№2) построен также в 1780-х годах. В 1783-1787 годах на месте старого Зимнего дворца Петра I архитектором Кваренги был возведён Эрмитажный театр , который был соединён с Большим Эрмитажем аркой.

С 6 октября 1778 года магистраль стала официально называться Дворцовой набережной. В начале XIX века её называли также Большой и Большой Дворцовой. Название "Дворцовая Набережная улица" существовало вплоть до 1822 года.

В 1799 году два здания на месте существующего сейчас дома № были объединены в одно по проекту Кваренги. Это стало подарком императора Павла I своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной к её свадьбе с князем Гагариным.

На рубеже XVIII и XIX веков Дворцовую набережную зарисовал шведский художник Бенджамин Патерсен. Он создал ряд акварелей, на которых с Заячего и Васильевского островов виден левый берег Невы.

В 1803 году Дворцовая набережная была соединена с Петербургской стороной наплавным Троицким мостом . Первоначально он выходил к левому берегу Невы в районе Летнего сада.

Участок между домом Салтыковых и служебным корпусом Мраморного дворца изначально был предназначен для застройки. Но к концу 1810-х годов здесь так ничего и не было воздвигнуто. В 1818 году по предложению архитектора К. Росси участок стал новой площадью, которая соединила Марсово поле с Дворцовой набережной. В её центре установили памятник А. В. Суворову , площадь назвали Суворовской.

В начале 1820-х годов участок набережной у Зимнего дворца представлял из себя строительную площадку. Здесь располагались амбары, сараи, груды камня, кучи песка и штабеля досок, заготовленных для строительства здания Главного штаба . Николаем I было принято решение о благоустройстве этой территории, работа поручена архитектору Карлу Росси. По его проекту здесь был устроен широкий спуск к Неве. Росси планировал украсить его скульптурами Диоскуров (юношей, сдерживающих коней) и чугунными львами, копиями тех, что находятся у Михайловского дворца . Поместить здесь диоскуров император запретил, зодчий заменил их вазами из порфира.

В 1827 году в связи с постройкой первого наплавного Троицкого моста на набережной обновили ограду и фонари. В 1857-1862 годах построен Ново-Михайловский дворец (дом №18), в 1867-1872 годах дворец великого князя Владимира Александровича (№26).

К 1860-м годам застройка Дворцовой набережной разрослась далеко за пределы Фонтанки. В это время "зафонтанную" часть магистрали выделили в отдельную Гагаринскую набережную , которая сейчас носит имя великого русского полководца М. И. Кутузова. Тогда же была введена существующая по сей день нумерация домов.

После возведения первого постоянного моста через Неву наплавной Исаакиевский мост переместили ближе к Зимнему дворцу. Ему дали другое название - Дворцовый.

В 1903 году между Дворцовой набережной и Троицкой площадью был построен постоянный металлический Троицкий мост. В 1915 году в связи с введением в строй постоянного Дворцового моста пристань со львами переместили на Адмиралтейскую набережную. Трасса новой переправы прошла как раз через старую пристань.

Из девятнадцати домов здесь половина принадлежала царской фамилии. Благодаря этому до 1917 года Дворцовая набережная жила по собственному "расписанию". Летом находящиеся здесь дворцы пустовали. Их хозяева уезжали в загородные усадьбы, с ними покидала Петербург и многочисленная свита. В это время фасады домов приводились в порядок, перекрашивались. Ремонтировалась мостовая. Зимой дворцы оживали. Набережная наполнялась роскошными экипажами, гуляющей публикой.

6 октября 1923 года Дворцовая набережная была переименована в "набережную Девятого Января (1905 года)". Год был указан в скобках, поэтому его часто опускали. Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович .

9 сентября 1941 года во время авианалёта одна из бомб упала перед домом №14, уничтожив его фасад и фасады соседних домов №12 и 16. После войны фасады этих зданий были объединены.

В 1944 году набережной вернули прежнее название - Дворцовая.

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Оправдывает свое название: здесь находится почти десяток крупных дворцов, в которых жили важнейшие деятели русской истории XVIII — XIX веков: отпрыски дома Романовых, крупные вельможи, деятели культуры. Мы выбрали самые популярные.

1. Летний дворец Петра Первого

Очень скромный двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках.

Скромность вообще была присуща петровским постройкам. Например, во дворце Марли вовсе не было главного зала, а Летний дворец мало чем напоминал резиденцию императора огромной страны. Роскошь - это у Меншикова. Петр старался избегать излишеств и пользовался только самым необходимым. Вот и получались все дворцы тех времен небольшими и тесноватыми. Формально дворец прописан в Летнем саду, но находится в нескольких метрах от Дворцовой набережной.

Адрес: Летний сад, 2

2. Дворец принца Ольденбургского (Дом Бецкого, Университет культуры и искусств)

До 1770-х годов тут находилось здание театра, в котором постоянно выступала итальянская труппа: на ее выступления, как правило, ходили придворные Елизаветы Петровны. После смерти императрицы и отъезда итальянцев здание работы Растрелли снесли, а в 1784 - 1787 годах тут построили дом для Ивана Бецкого, который тут проводил занятия для воспитанников своих учебных заведений, а также постепенно собирал коллекцию произведений искусства. Там же жил Иван Крылов, который открыл в здании типографию и печатал свои журналы.

Второе название дом получил, когда в него в 1830 году заселился принц Петр Ольденбургский. При нем архитектор Стасов надстроил и реконструировал здание. Его сын, Александр Ольденбургский, продал здание Временному правительству за крупную по тем временам сумму (1,5 миллиона рублей). В 1962 году здесь разместили Ленинградский библиотечный институт, а здание Дома Бецкого соединили с соседним Домом Салтыковых. Теперь тут находится Университет культуры и искусств, знаменитый «кулек».

Адрес: Дворцовая набережная, 2

3. Мраморный дворец

До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, потом здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Потом тут был Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

Адрес: Миллионная улица, 5/1

4. Ново-Михайловский дворец

Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого (после Мариинского и Николаевского). Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма. Кроме того, в строительстве Ново-Михайловского дворца применяли редкие по тем временам металлические конструкции.

Михаил Николаевич не успел сразу насладиться красотой дворца, потому как буквально после заселения в 1862 году был вынужден отправиться наместником на Кавказ. Вернулся он домой только в 1881 году, когда его назначили председателем Государственного совета. В последние годы он обычно никуда не выходил из дворца и задумчиво сидел у окон первого этажа. Прохожие порой замечали его и отдавали честь. После его смерти здание перешло в руки его сына Николая Михайловича. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

Адрес: Дворцовая набережная, 18

5. Дворец Владимира Александровича

Владимир Александрович - третий сын в семействе императора Александра Второго. Архитектором дворца выступил Месмахер, который вскоре построит еще один великокняжеский дворец (будущий Дом музыки на Мойке). Получилось скромное эклектичное здание, из-за своей кладки немного не вписывающееся в ансамбль Дворцовой набережной.

Впоследствии, решением Петроградского совета, дворец великого князя превратили в Дом ученых. Здесь бывал Герберт Уэллс, здесь работал (в качестве председателя совета) академик Вавилов. Во время Блокады тут размещался госпиталь. В настоящий момент здесь находятся десятки разнообразных научных секций по самым разным направлениям.

Адрес: Дворцовая набережная, 26

6. Малый Эрмитаж

Несмотря на то, что это здание работы Фельтена и Валлен-Деламота является самым маленьким в эрмитажном ансамбле, именно тут находятся одни из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа: в том числе, и Павильонный зал, Часы с павлином, а также знаменитые Висячие сады. Сперва там находился «Зимний сад», но потом, когда из домашней резиденции здание превратилось в музей, концепцию пришлось сменить. Смотреть на этот сад можно только из окна.

Адрес: Дворцовая набережная, 30

Главный петербургский дворец, один из важнейших музеев мира, хранилище сотен шедевров художественной культуры - уже пятый по счету. Первый построили при Петре, второй - тоже, третий повелела возвести Анна Иоанновна, четвертый - временный - построил Растрелли, пока возводил новый для Елизаветы Петровны. В нынешний заселилась только Екатерина Вторая: Елизавета не дожила до окончания строительства, Петра Третьего свергли незадолго до сдачи дворца.

Зимний дворец стал свидетелем практически всех главных событий истории России после XVIII века. Вокруг него строились памятники главным военным победам страны, здесь жили почти все российские императоры, именно здесь было совершено одно из самых громких покушений на императора (Халтурин взорвал бомбу прямо под столовой, Александр Второй не пострадал), возле него расстреляли мирную демонстрацию в «Кровавое воскресенье», здесь заседало Временное правительство и здесь же его свергли большевики. Наконец, возле Зимнего дворца проходили одни из самых массовых митингов 1991 и 1993 годов за демократию. Теперь рядом с Эрмитажем чаще проходят концерты и фестивали уличных видов спорта.

Адрес: Дворцовая набережная, 32

Дворцовая набережная (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворцовую набережную можно назвать одной из самых красивых и известных набережных Санкт-Петербурга . Именно здесь расположены знаменитые на весь мир достопримечательности Северной столицы: Эрмитаж , Зимний дворец , Русский музей, Дом ученых и многие другие. С этой улицы открывается отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. Расположена Дворцовая набережная на левом берегу Невы от набережной Кутузова и до Адмиралтейской набережной. Ее протяженность - 1300 метров.

На Дворцовой набережной расположены знаменитые на весь мир достопримечательности Северной столицы: Эрмитаж, Зимний дворец, Русский музей, Дом ученых и многие другие. С этой улицы открывается отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.

Дворцовую набережную начали застраивать довольно рано - в самом начале 18 века. Архитектурный тон зданий задавали летняя и зимняя резиденции Петра I. Близкие к царю люди также стали возводить на этой земле свои дома. В 1705 году появился первый деревянный дом генерал-адмирала Федора Апраксина. Здание определило красную линию улицы, и все другие строения стали возводить согласно этой линии.

Дворцовая набережная

Дворцовая набережная имела много названий: Наличная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Миллионная. Часто ее называли Почтовой из-за того, что здесь располагался Почтовый двор. В 1762 году архитектор Растрелли построил здесь царскую резиденцию - Зимний дворец. После этого набережную, площадь и мост, расположенные поблизости, стали называть дворцовыми. Уже при советской власти улицу переименовали в набережную Девятого Января. Но в 1944 году ей вернули старое название.

Чтобы перевезти основную часть Александровской колонны, вес которой 600 тонн, использовали специальный причал на Дворцовой набережной. Инженер Гласин разработал особый бот, способный поднимать грузы до 1100 тонн. Для того чтобы выгрузить монолит, даже построили новую пристань.

Постепенно набережная становилась все лучше и лучше: ее одели в гранит и сделали удобные спуски к реке. Кстати, до середины 18 столетия все петербургские набережные были деревянными. Дворцовая набережная стала первой каменной улицей. Тем не менее в 20-х годах 19 века территория вокруг Зимнего дворца оставалась неухоженной. Здесь планировалась постройка здания Главного штаба и поэтому везде лежали рабочие материалы, груды песка и досок, а также располагались всевозможные склады и амбары. Николай I поручил архитектору Карлу Росси привести это место в порядок. Росси разработал проект красивого спуска к Неве, украшенного скульптурами Диоскуров и львами. Но императора не впечатлили скульптуры юношей, сдерживающих коней, поэтому их заменили на порфировые вазы. Впоследствии в связи с постройкой Дворцового моста пристань со львами перенесли на Адмиралтейскую набережную.

Дворцовая набережная всегда славилась тем, что здесь жили известные и влиятельные люди: династия Романовых, поэт Иван Крылов, граф Сергей Витте.

Дворцовая набережная на Викискладе

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа , Русского музея и пр.

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали

Улицы

Водные коммуникации

Транспорт

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

  • Остановка «Дворцовая набережная» у Дворцового моста :
  • Остановка «Суворовская площадь» у Троицкого моста :

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной . Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную .

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству .

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

В 1761 годy у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы , главным архитектором которой стал Юрий Фельтен . В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену . Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою , местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели ». Из такого же камня выложили «пешеход ». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен ». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом ». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами », тот самый, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности

Известные жители

  • Представители правящей династии Романовых - Летний дворец Петра I , Зимний дворец Петра I , Зимний дворец , великокняжеские дворцы.
  • И. И. Бецкой - дом 2
  • И. А. Крылов (1791-1796) - дом 2
  • Принц Пётр Ольденбургский - дом 2
  • C. Ю. Витте - дом 30
  • Тарле, Евгений Викторович (01.1933 - 1955) - дом 30, кв. 4
  • Джакомо Кваренги - дом 32
  • Иосиф Орбели - дом 32
  • К. Е. Маковский - дом 30 (дом Г. Ф. Менгдена)

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот , названный «святой Николай» , грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев , который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Напишите отзыв о статье "Дворцовая набережная"

Примечания

Литература

  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 106-107. - 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 71-72. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 40. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .

 

Возможно, будет полезно почитать: