Петропавловский собор. Часы нашей жизни Часовая башня Выборга

Мне казалось, что ничего уже не может удивить из залазов на высотные сооружения. То лето было насыщенным, были посещены почти все самые значимые доминанты исторического центра Санкт-Петербурга (Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, Зимний дворец и т.д.), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

1. Вид в сторону Васильевского острова

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне собора. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.

Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.

2. Кадр вниз

После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.

3. В сторону Троицого моста

16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх. Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.

5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.

Если говорить о самом соборе в современности: высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.

7. Начинаем спускаться вниз

Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г. В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман. Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.

9. За окнами циферблат со стрелками

10. Часовой механизм

На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам. Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.

В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.

14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)

21. На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.

Спасибо за внимание!

4 утра, белые ночи, мосты разведены, я сижу с друзьями на крыше, снимаем городские виды, а еще у нас собой бутылочка красного вина… На улице тихо, и вдруг я слышу красивую мелодию; колокольную и старинную. Минут пять соображал, что это и понял - до меня доносятся ноты мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе». Ага, вспомнилась фамилия композитора - Бортнянский, а значит, я слышу часы Петропавловского собора. Пожалуй, ради этого стоило лезть ночью на крышу – снимать красивые виды под мелодичный колокольный звон, неожиданно услышанный в ночи. В общем, дело оставалось за малым, - попасть на колокольню и посмотреть на часы, старинные колокола, башню и шпиль.

Сказано – сделано, и вот мы вместе с часовым мастером курантов Петропавловского собора, Андреем Александровичем Кудрявцевым, поднимаемся на колокольню. Там - 131 колокол, часть так называемого русского звона, часть – европейского. Русские колокола не настраиваются, ведь они изначально отливаются определенного звучания, а европейские после отливки растачиваются - настраиваются до нужного звука.

При помощи колоколов европейского звона можно набирать нотный ряд и исполнять мелодии по нотам. Поэтому на курантах Петропавловского собора – старинные европейские колокола, отлитые в Голландии и привезенные в 1760 году в Петербург. На современном корильоне тоже колокола, сделанные голландской фирмой, а вот колокола, звонящие во время церковных служб - отечественные. Звуки боя курантов доносятся с высоты 62 метров. Этой высоты как раз хватало, для того, чтобы в XVIII веке слышать бой часов в старых границах города. Да и шума в Петербурге того времени было явно меньше чем сейчас.

Часы звучат каждые 15 минут и каждый час. Два раза в день - в 12 и 18 часов исполняется гимн Российской империи – «Боже Царя храни». В 1937 году предпринималась попытка набрать на часах мелодию «Интернационала», но ничего не получилось, и только в 1952 году удалось набрать мелодию Гимна Советского Союза, которую часы играли до 1989 года.

Вообще мне было интересно не только посмотреть часы и башню, но и пообщаться с хранителем. Андрей Александрович отвечает за эти часы с 1998 года. Именно тогда, после трагической гибели предыдущего мастера, ему, как человеку лучше всех знакомому с устройством старинного механизма, предложили эту работу. С тех пор он в любое время готов преодолеть 280 ступеней лестницы в колокольне и оперативно устранить любую неисправность, если она возникнет в механическом сердце Петербурга. Спустя 16 лет работы мастер может определить отклонения в работе часов даже по слегка изменившемуся звуку звона курантов и сразу же прийти на помощь. Кроме ежедневных забот по чистке механизма, замене смазки, и прочих трудов по обслуживанию сложного «сердца», мастеру необходимо быть еще немного и музыкантом. Именно он в 2002 году набрал на специальном музыкальном барабане, при помощи колков, две мелодии – «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже Царя храни». Работа была непростая – на большом музыкальном барабане 120 рядов (120 нотных тактов) из 100 отверстий для колков, всего их - 12 000. Но, вооружившись старинными нотами 1858 года, до сих пор хранящимися в архиве, и применив знания, полученные еще в детстве в музыкальной школе, Андрей Александрович справился с этой задачей.

После осмотра часов мы поднялись выше - в звонницу, а после нее – еще выше – в шпиль! Построенный в 1858 году по проекту военного инженера Дмитрия Журавского, ажурный металлический шпиль покрыт позолоченными листами металла и прикреплен к каменному зданию колокольни 16 тяжами. В колокольне хранится весьма увесистый ключ для подкручивания огромных гаек этих тяжей - ведь в штормовой ветер амплитуда движения шпиля доходит до 160 сантиметров.

Но, по словам часового мастера, ключ этот еще ни разу не пригодился.

Внутри шпиля идет изящная металлическая лестница, заканчивающаяся площадкой и небольшим люком наружу. Именно через него во время Блокады на внешнюю лестницу шпиля выходили альпинисты, работавшие над маскировкой шпиля Петропавловки. Им, ослабевшим от голода, было очень непросто сделать это – например, залезть под отрицательным углом на «яблоко» и к фигуре ангела удалось только после 3 дней безуспешных попыток. Внутри фонарика под шпилем можно увидеть георгиевские ленточки - их повязал участник того восхождения на шпиль, знаменитый альпинист Михаил Михайлович Бобров.

Находясь в фонарике, я не расставался с ощущением полета. Высокие окна, кругом небо, солнце и облака, тонкие металлические стенки шпиля, винтовая лестница «как будто в небо» - просто не хотелось уходить оттуда, было желание просто отложить камеру в сторону и смотреть на город, на эти облака, плывущие над ним, меняющиеся состояния природы. Я почувствовал, что нахожусь в сердце города, в историческом месте, где он начинался, и там где его иррациональное начало, метафизика очень хорошо ощущается. Но надо было спускаться вниз – это был тот самый случай, когда спуск дается труднее, чем подъем. Но мне кажется, что я ещё вернусь туда. Обязательно.

Какую мелодию исполняют часы - куранты на Петропавловском соборе название и кто автор?

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов - «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Изготовил и привез в Петербург куранты и набор колоколов известный голландский часовой мастер Бернард Оорто Красс в 1761 году. Правда, увидеть свое творение в действии мастеру так и не пришлось. Строительство каменной колокольни Петропавловского собора, взамен сгоревшей деревянной, превратилось в долгострой. Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги и через несколько лет умер в нищете. Запустили куранты только в 1776 году.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, - механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й - гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки. Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели - отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

04.01.2017

Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал "ПД" о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.

До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.

С первых дней

В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.

Пожар 1756 г. уничтожил колокольню и часовой механизм. В 1760 г. новые куранты изготовил и доставил в Петербург знаменитый голландский мастер Баренд Оорт Красс. При этом их сборка была завершена лишь в 1776 г., тогда же установили четыре циферблата диаметром 2 м. Куранты прослужили до 1853 г., когда механизм пришел в негодность. За ремонт главных часов столицы взялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне. Они восстановили ход поврежденных часов Петропавловского собора и частично модернизировали механизм. На циферблатах появились ранее не существовавшие минутные стрелки. Отремонтированные музыкальные куранты до октября 1917 г. исполняли две мелодии: "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже, царя храни". После революции куранты надолго замолчали. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить их на исполнение "Интернационала" не увенчалась успехом. Куранты заиграли вновь только в 1952 г., но на этот раз гимн СССР. Лишь в 2002 г., после 85‑ летнего перерыва , с колокольни Петропавловского собора снова зазвучали "Коль славен наш Господь в Сионе " и "Боже , царя храни ". Как рассказал Андрей Кудрявцев , он восстановил музыкальный механизм курантов по сохранившимся в архивах докум ентам.

Снова успех

Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы "Фридрих Винтер". Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.

Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).

"Петербургский дневник": Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?

Андрей Кудрявцев: Прежде всего резкие температурные колебания и повышенная влажность. Все‑ таки механизм фасадных часов – устройство внушительных размеров с большим количеств ом металлических деталей. Только большой музыкальный барабан курантов Петропавловского собора имеет диаметр 2 м и весит 1,2 тыс. кг. Впрочем, часы могут отстать от бега времени или вовсе остановиться, просто уловив что‑ то негативное от человека . За свою до лгую жизнь они были свидетелями многих исторических событий и обрели собственный дух, характер. Каждый механизм по‑ своему уникален .

"Петербургский дневник": Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?

Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.

"Петербургский дневник": Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?

Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.

"Петербургский дневник": Как часто вам приходится проверять механизмы?

Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.

Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.

"Петербургский дневник": А какими часами пользуетесь вы?

Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.

Текст: Андрей Сергеев

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

 

Возможно, будет полезно почитать: