Иоанно-Предтеченский женский монастырь (фотоочерк). Иоанно-предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Описание:

История

История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт.

В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из .

В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г.

Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.).

Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.).

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

В самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Китай-города, на высоком холме близ улицы Солянки расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

11 сентября (29 августа по ст. ст.) в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна одна из древнейших московских обителей отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте и сугубой молитве проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и пиршеством людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня.

Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют сегодня нам небесной красотой и неземным величием.

Собор Иоанна Предтечи
В обители особо ощущается незримое присутствие проповедника покаяния - пророка Иоанна, который возвестил явление Спасителя в мир. Наиболее известной святыней монастыря является древний чудотворный образ Иоанна Крестителя с обручем. Церковное почитание св. Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы. Однако Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться - изменить образ мыслей, всё сознание и жизнь человека устремить ко Христу. 11 августа 2000 г. накануне торжественного прославления новомучеников и исповедников Российских ХХ века Священный Синод принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей обители назначена игумения Афанасия из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии.

Исторические предания чаще всего связывают основание обители с рождением первого русского царя - Иоанна Васильевича IV . Иван Грозный родился 25 августа и праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Близость к Кремлю и связь с царским домом определили судьбу монастыря, который, с одной стороны, постоянно принимал щедрую царскую милостыню, но нередко использовался и как место заточения особ царского рода. Московские пожары и смуты разоряли монастырь, но на восстановление его жертвовались средства из царской казны.

Особенно часто посещали и щедро одаривали монастырь первые цари из династии Романовых. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, прося её молитв о благополучном разрешении при родах.

Почитаемая ещё при жизни царской четой, как духовная старица схимонахиня Марфа (+1/14 марта 1638 г.) и по смерти почиталась, как святая. Молитвенница за царствующий Дом Романовых, она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. В Х I Х веке при перестройке собора были обретены св. мощи блж. Марфы и положены в новой мраморной гробнице по благословению свт. Филарета (Дроздова). После революции 1917 года св. мощи ее утрачены. Блаженная Марфа прославлена в Соборе Московских святых. Память её Православная Церковь совершает 1/14 марта и в воскресение перед 26 авг./ 8 сентября.

Другая подвижница Ивановского монастыря, известная своей прозорливостью, затворница монахиня Досифея (+ 4/17 февраля 1810 года) была по преданию дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического, но законного брака с графом А.Г. Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье тетки В.Г. Дараган и получила в просторечии фамилию Тараканова. По повелению Екатерины II она была пострижена в Ивановском монастыре. Известна она своей духовной помощью и наставлениями братьям Путиловым - будущим настоятелям: C аровской пустыни - игумену Исайе II и Оптиной пустыни - прп. Моисею.

В 1812 г. обитель подверглась разорению и была упразднена. По завещанию богатой вдовы Е.А. Макаровой-Зубачёвой и при деятельном участии святителя Филарета , митрополита Московского, стараниями М.А. Мазуриной она была полностью перестроена в 1860-1879 гг. по единому проекту М.Д. Быковского, создавшего шедевр европейской архитектуры в сердце Москвы. Окончание строительных работ по восстановлению обители было поручено настоятелю Николо - Угрешского монастыря, ныне прославленному в лике святых прп. Пимену (Мясникову). Первой настоятельницей возобновленного монастыря стала игумения Рафаила (Ровинская), переведенная сюда из Аносиной пустыни, а первыми насельницами стали аносинские сестры. В сонме небесных покровителей монастыря: святитель Николай Чудотворец , придел которого находится в монастырском соборе, преподобная Елизавета Чудотворица , игумения Константинопольская (V в.), во имя которой в обители освящён домовый храм.

В 1918 г. монастырь был закрыт и превращён в концлагерь ВЧК-НКВД. Крестный путь новомучеников и исповедников Российских стал судьбой последних монахинь и священников обители. Монастырские храмы действовали до 1926 - 1927 гг. Последние сестры, проживавшие на монастырском хуторе около станции Марк Савеловской ж/д, в 1931 г. были арестованы и отправлены в ссылку. Некоторые из них вернулись к своему духовнику и старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), служившему в подмосковном селе Виноградово. 4 июля 1938 года под Москвой на Бутовском полигоне НКВД был расстрелян священник Иоанно-Предтеченского женского монастыря Алексий (Скворцов). В 2004г. священномученик Алексий прославлен в соборе Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал головную боль. У одних она пульсирующая, у других – давящая с разных сторон, третьи жалуются на острые «кинжальные» боли, а кто-то в момент приступа вспоминает дрель, молоток и другие столярно-слесарные инструменты.

Даже если боль непереносимая – не спешите глотать таблетки! По мнению медиков, для лечения хронической головной боли медикаменты малоэффективны – в лучшем случае они лишь купируют приступ. К тому же передозировка анальгетиков может подавить защитные мозговые центры и вызвать «лекарственную» головную боль. Страдания и болезни можно значительно уменьшить с помощью молитвы и веры. По древнерусскому обычаю об исцелении от головной боли молятся Иоанну Предтече.

Предтеча - значит предшествующий

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн почитается Православной Церковью как самый великий святой после Девы Марии. Его родители, священник Захария и праведная Елизавета, дожив до старости, не имели детей. Однажды Захарии в храме явился архангел Гавриил, который предсказал ему скорое рождение сына: «Наречешь его именем Иоанн. Он еще во чреве матери исполнится Святого Духа, обратит людей к Богу и подготовит их к пришествию Мессии». Пророчество архангела сбылось, и в положенный срок на свет появился Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Через шесть месяцев волхвы возвестили о Рождестве Господа Иисуса Христа, и иудейский царь Ирод Великий повелел умертвить всех младенцев младше двух лет. Елизавете с сыном пришлось покинуть родной дом и скрыться в пустыне. Захария вскоре был убит воинами Ирода за то, что отказался назвать место, где скрывался младенец Иоанн с матерью. Праведная Елизавета умерла, когда Иоанн еще был отроком. Хранимый ангелом, он вырос в пустыне, которая стала его домом, – большую часть жизни Иоанн провел в строгом посте, молитвах и уединении.

Когда сыну Захарии и Елизаветы исполнилось тридцать лет, голос Божий велел ему оставить свое убежище ради служения – наступило время пришествия Мессии. На многолюдных берегах реки Иордан Предтеча призывал людей вести праведный образ жизни: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Он переосмыслил существовавший в Иудее обряд омовения, установив покаянное крещение в Иордане. Иоанн проповедовал, что это лишь подготовка к встрече с Мессией, который примет на себя все грехи мира. И вот в один из дней Иисус пришел из Галилеи, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Духом Святым Иоанн понял, что перед ним Мессия, и назвал Его истинным Сыном Божьим и Спасителем мира.

Непродолжительное земное служение Иоанна Крестителя было прервано мученической смертью пророка. Ревнитель правды и благочестия, он обличал грешников, невзирая на звания и сановитость. «Не должно тебе иметь жену брата твоего», – так во всеуслышание святой праведник осуждал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконное сожительство с Иродиадой, женой его родного брата. Справедливые слова вызвали лютую ненависть со стороны Иродиады, которая задумала погубить пророка любой ценой. Так и вышло: по приказу Ирода Иоанн был брошен в темницу и казнен, а его голову принесли на блюде жестокой Иродиаде.

Отсеченную главу пророка захоронили на Елеонской горе, а тело – в городе Севастии. Последующие чудесные обретения многострадальной главы Иоанна Предтечи подарили верующим надежду на неотложную помощь этого святого при головной боли.

История, похожая на сказку

Невозможно перечесть всех тех, кого после молитв перед образом святого пророка Иоанна Предтечи перестали мучить головные боли. Вот как рассказывает о своем чудесном исцелении 70-летняя пенсионерка из Москвы Надежда Петровна Кузнецова.

– Несколько лет назад у меня начались сильнейшие приступы головной боли. Сначала боль приходила два раза в месяц. В эти дни я была совершенно недееспособна. Приступы были настолько сильными и болезненными, что у меня темнело в глазах, подкашивались ноги. Я с трудом добиралась до дома, где лежала без движения в темноте, пока не проходила боль. Потом приступы участились и стали повторяться несколько раз в неделю. Каждое новое утро проходило в мучительном ожидании: вернется ли боль сегодня? Всевозможные обследования ничего не показали, а врачи разводили руками: «Видимо, это старость, особенности организма. Пейте таблетки, избегайте стрессов, и, возможно, все нормализуется». Огромное количество лекарств лишь временно снимало боль, не избавляя меня от этих страшных приступов. Жизнь моя превратилась в кошмар, и оставалось одно – смириться и молиться Богу. Я всегда была верующим человеком, старалась жить по заповедям Христовым, помогала, как могла, ближним, ходила в церковь. Но за себя никогда не просила – все больше за родных и близких. Пришел момент, когда мне самой понадобилась помощь. Я узнала, что в Москве есть монастырь, где находится чудотворный образ Иоанна Предтечи с обручем. Эта икона обладает силой исцелять головные болезни. Многим, наверное, мой рассказ покажется розыгрышем и фальсификацией, но все мои слова – правда. После того как я посетила Иоанно-Предтеченский женский монастырь и прочитала молитву под обручем, все прошло. Приступы головной боли… исчезли безвозвратно. Вот уже целый год я живу нормальной полноценной жизнью.

Обруч Иоанна Крестителя

…Говорят, свежий воздух и движение – главные враги головной боли. Решив прогуляться до Иоанно-Предтеченского женского монастыря, я объявила настоящую войну своей мигрени. На календаре – воскресенье (не простое, а Вербное), на лицах прохожих – ожидание праздника (до Пасхи осталась всего неделя), в воздухе пахнет весной. Дорога от дома до Китай-города заняла около часа: Старый Арбат, Воздвиженка, Александровский сад, Красная площадь, Солянка – и вот передо мной Иоанно-Предтеченский, или просто Иванов, монастырь. Его главной святыней является древняя чудотворная икона с частицей мощей Иоанна Крестителя, способная врачевать болезни головы.

Иоанно-Предтеченский монастырь известен с начала XVI века. Обитель была заложена в ранние годы правления Ивана Грозного, который почитал Иоанна Крестителя как своего небесного покровителя. Близость к Кремлю сделала монастырь популярным среди московской знати – сюда приходили за молитвенной помощью, здесь устраивали фамильные захоронения, а в XVII веке он стал местом пострига попавших в опалу женщин царской семьи. Обитель не раз пострадала от пожаров и разорения, но неизменно восстанавливалась. После октябрьских событий атеистические власти закрыли Иванов монастырь, и лишь в 1992 году его возвратили Церкви, а еще через десять лет была восстановлена женская обитель.

…Перебирая в памяти полезную информацию с сайта Иванова монастыря, я вхожу в часовню Иоанна Предтечи. Здесь ощущается незримое присутствие святого праведника – его икона доминирует над окружающим пространством во всем величии и красоте. Внизу под стеклом образ украшает множество драгоценностей, нанизанных на ленту, – эти золотые цепочки, крестики, серьги и браслеты приносят верующие в благодарность за исцеление. К иконе прикреплен обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Народу в часовне не много, но пока я тихо молюсь перед иконой пророка, надев на голову металлическую святыню, позади меня образуется небольшая очередь. Воистину – свято место пусто не бывает, и мне почему-то долго не хочется отсюда уходить…

И только на улице я понимаю, что голова моя уже не болит. Слава Богу!

Цифры и факты

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, еще примерно на 15% – от генетики (наследственности), а все остальное зависит от самого человека. Многолетние исследования американских ученых из Христианского медицинского товарищества (CMF) доказали, что верующие люди живут в среднем на 14 лет дольше атеистов.

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь.

В блокнот паломнику:

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Адрес: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2

Проезд: станция метро «Китай-город» (выход к ул. Солянка), далее 5 минут пешком.

Часовня Святого Иоанна Предтечи и собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

Ирина Лазарева,

11 сентября (29 августа по ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей – недавно вновь возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь – отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи, и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием. Невольно вспоминаются в день убиения великого Праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточаемые здесь невольницы царского рода в XVI–XVIII веках, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням Русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря были изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его – расстреляны или погибли в лагерях.

11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.

Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи – праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.

В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.

В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы – небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества – кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители.

Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х – начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя – прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.

К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.

Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой – молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа / 8 сентября.

После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известна судьба иерея Алексия Скворцова, бывшего прежде диаконом в монастыре. Отец Алексий был дважды арестован. Приговором тройки при УНКВД СССР по Московской области 7 июня 1938 года он был осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. Мученический венец о. Алексий принял на Бутовском полигоне 4 июля 1938 г. Документы его находятся в настоящее время в Комиссии по канонизации. Другой священник монастыря, протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 г. полковым священником, по некоторым данным погиб в лагере.

Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм прп. Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны. О. Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне в Свято-Пантелеимоновой обители по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра о. Иларион значится как «архимандрит Ивановского монастыря», так он и остался на все годы гонений старцем и окормителем Ивановских изгнанниц. В 1929 г. отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию. Хуторское хозяйство советская власть задавила налогами. В 1931 г. сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме прп. Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины 15 марта 1951 г. Перед войной, в конце 30-х годов, о. Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Отец Иларион некоторое время был братским духовником вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к о. Илариону собрались после ссылки «ивановские сироты», здесь образовался небольшой «монастырек»: одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были здесь похоронены.

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира.

С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече.

Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми насельницами, обрела своих прихожан.

8 сентября 2002года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения. Спустя 76 лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Литургия, приносится Бескровная Жертва.

Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II великим постом 2003 г. в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей свт. Николая Чудотворца, владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.

Сразу по приезде матушки Афанасии 19 января 2002 г. монастырю были возвращены его главные святыни – иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы – святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в монастырской часовне, каждый день открытой для богомольцев. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. Возможно обруч был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Многие чудеса и исцеления явила благодать Божия у сего образа по молитвам Проповедника покаяния уже в наше время после возвращения святыни в обитель. Неслучайно не иссякает в монастырскую часовню поток паломников, страждущих душевными и телесными недугами.

Много проблем и скорбей у такой древней и вновь молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 г. находился концлагерь ВЧК-НКВД, затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский Университет МВД России. Другая проблема – нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII–XIX вв. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.

Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 924-0150.

По понедельникам 17.00 совершается молебен св. Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием, кроме навечерий больших праздников. Часовня Иоанна Предтечи и Собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

 

Возможно, будет полезно почитать: