История мятежного «Баунти»: как это было (20 фото). Рай на земле или история жестокости: мятеж на «Баунти За хлебным деревом

История одного бунта

«Баунти» (англ. Bounty – щедрость) – небольшой трехмачтовый корабль, ставший известным благодаря лишь одному своему плаванию.

Судно было построено для торговых целей в 1784 году на верфи в английском городе Кингстон-апон-Халле (Гулле) и носило имя «Бетиа» (“Bethia”). Длиной оно было девяносто футов, шириной - двадцать четыре, водоизмещением 215 тонн. В 1787 году его купило адмиралтейство за 1 950 ф.ст. Корабль был перестроен и переименован в «Баунти» . В процессе реконструкции днище «Баунти» обшили медными листами, борта выше ватерлинии были покрашены в синий с двумя желтыми полосами, мачты, реи, стеньги и бушприт стали коричневыми. Носовая фигура изображала амазонку. Корабль был вооружен четырьмя пушками – его готовили для долгого и ответственного плавания.

Начало плавания было запланировано на конец ноября, но только 23 декабря 1787 года корабль с командой из 43 человек отправился из Портсмута на Таити за саженцами хлебного дерева, чтобы в дальнейшем доставить их на Ямайку (Антильские острова). Считалось, что плоды хлебного дерева будут употребляться в пищу рабами на плантациях Вест-Индии, где выращивали сахарный тростник, что будет значительно дешевле, нежели кормить их обычным зерновым хлебом. Автором проекта по разведению хлебного дерева на Ямайке был известный британский биолог Джозеф Банкс, принимавший участие в плаваниях Джеймса Кука по Тихому Океану. «Мой корабль «Баунти» будет настоящим плавучим садом» – говорил Банкс. На борт корабля планировалось взять около тысячи саженцев хлебного дерева в цветочных горшках, плоское днище «Баунти» и достаточно большая грузоподъемность способствовали предохранению ценного груза в процессе плавания от рифов, которых было великое множество близ берегов Вест-Индии.

Капитан “Баунти” Уильям Блай

Корабль достиг берегов Таити спустя почти год – 26 октября 1788 года. А спустя еще полгода 4 апреля 1789 года отправился из Таити к берегам Ямайки. Командовал кораблем капитан Уильям Блай. По свидетельствам современников он часто бывал груб с командой, не гнушался телесными наказаниями, к тому же в плавание на судно была закуплена некачественная провизия, и члены экипажа испытывали ощутимый недостаток пресной воды, тогда как перевозимые растения обильно и часто поливались. Все это спровоцировало мятеж на корабле, 28 апреля 1789 года неподалеку от острова Тофуа на борту судна произошел бунт по предводительством Флетчера Кристиана. Капитан «Баунти» и верные ему 18 членов команды были высажены в море на семиметровый баркас с небольшим запасом еды и воды и отправлены на все четыре стороны.

Капитан Блай вместе со своими спутниками провел в море почти семь недель, маленький баркас преодолел за это время 6700 километров (более трех тысяч морских миль). Несмотря на все лишения и тяготы, Блаю и его команде удивительно повезло: за все время странствий они потеряли только одного человека – мичмана Джона Нортона, который был убит обитателями Острова Тофуа, где изгнанники хотели пополнить запас провизии. После всех странствий баркас причалил к острову Тимор, и уже оттуда лейтенант Блай и его сторонники вернулись Великобританию. 15 марта 1790 года Английское Адмиралтейство узнало о случившемся на «Баунти» мятеже.

А сам «Баунти» и оставшиеся 25 членов экипажа отправились обратно на Таити, где часть мятежников осталась на постоянное проживание. Но главные заговорщики понимали, что однажды их все же настигнет британское правительство, и им придется отвечать за совершенный поступок перед судом. Поэтому самые решительные и отчаянные отправились на «Баунти» искать остров, где их никто не сможет настигнуть.

Четырнадцать из шестнадцати оставшихся на Таити членов экипажа были арестованы в 1791 году, когда их обнаружил британский корабль «Пандора», специально отправленный на поиски пропавшего «Баунти» . По пути в Англию в проливе Энтерпрайз «Пандора» потерпела кораблекрушение, в результате которого погибли 35 матросов «Пандоры» и четверо членов экипажа «Баунти». Прибыв в Англию, оставшиеся в живых мятежники предстали перед судом, троих приговорили к смертной казни, повесив на реях корабля «Бруствик».

Между тем на борту «Баунти» отправились искать свое счастье в океане девять бывших членов экипажа (Флетчер Кристиан, Джон Адамс, Уильям МакКой, Исаак Мартин, Джон Миллс, Мэтью Квинтал, Джон Уильямс, Эдвард Янг, Уильям Браун), а так же восемнадцать обитателей острова Таити: шесть мужчин, одиннадцать женщин и один ребенок. В плавание беглецы взяли также несколько видов домашних животных и семена различных растений.

Остров, на котором они решили поселиться, называется Питкэрн . Этот небольшой остров (площадью 4,6 кв.км.) в юго-восточной части Тихого океана был обнаружен английским шлюпом «Суоллоу» в 1762 году и назван по имени матроса, который первым его заметил. 23 января 1790 года мятежники с «Баунти» и их таитянские спутники стали первыми жителями этого острова, организовав колонию. С корабля были снято все, что можно было бы использовать в хозяйстве, вплоть до досок обшивки, после чего корабль, проживший совсем недолгую жизнь, был сожжен и затоплен.

Но жизнь на острове оказалась несладкой, помимо того, что поселенцам пришлось с нуля обустраивать быт, распахивать землю, строить жилища, в скором времени между ними начались разногласия, возникшие преимущественно из-за женщин, а так же из-за статуса рабов таитянских мужчин. Ссоры постепенно перерастали в кровавые распри, в результате которых спустя четыре года с момента высадки на остров в живых остались только четверо английских мужчин, трое из которых так же в последствии погибли (один был убит, один погиб от астмы и один отравился алкоголем). И общиной, состоящей только из женщин и успевших родиться к тому времени детей, стал управлять единственный мужчина Джон Адамс, называвший себя Александром Смитом. Во многом благодаря ему, колония выжила, преодолев все трудности. Адамс стал отцом для детей, учителем и правителем острова.

Спустя 10 лет, в 1808 году к острову прибыл английский фрегат «Топаз», чтобы пополнить запас тюленьих шкур, и обнаружил там общину. В 1814 году на остров прибыли 2 английских фрегата с целью расследования истории, произошедшей на «Баунти». Увидев общину, познакомившись с Александром Смитом, судьи очень впечатлились и простили последнего из мятежников. Постепенно население острова Питкерн росло и уже в 1856 году часть островитян переселилась на остров Норфолк, а в дальнейшем потомки первых поселенцев Питкерна расселились по всем островам Океании. Сейчас на острове Питкэрн проживает около семидесяти человек. Остров имеет свой флаг и гимн, но принадлежит Великобритании. Основной доход островитяне получают от экспорта почтовых марок, посвященных мятежу на «Баунти» .


События, произошедшие на «Баунти» , известны во всем мире. Память о моряках, когда-то поднявших бунт против насилия и давших жизнь маленькому острову, жива по сей день.

Истории корабля и команды посвящены сотни книг и десятки сотен статей. Наиболее полно мятеж на знаменитом паруснике был исследован шведским ученым Бенгтом Даниельссоном, который в середине двадцатого века написал книгу «На «Баунти» в Южные моря».

Помимо него о «Баунти» писали Жюль Верн, Марк Твен, Дж. Г. Байрон, Джек Лондон и многие другие.

В 1916 году в Австралии был снят первый фильм, посвященный событиям на «Баунти» . В 1935 году на экраны вышел американский фильм о паруснике с Кларком Гибблом в главной роли. В 1962 году снята новая лента о «Баунти» , где главную роль сыграл знаменитый Марлон Брандо. А спустя двадцать лет, в 1984 году в США на экраны вышла очередная картина «Баунти» с Мелом Гибсоном. Реплики корабля «Баунти», построенные для фильмов 1962 и 1984 годов, сохранились до наших дней и находятся в Массачусетсе США и австралийском Сиднее соответственно. Американская реплика «Баунти», построенная по чертежам из архивов британского Адмиралтейства, до недавнего времени была одной из самых старых реплик парусных кораблей в мире. Из-за того, что во время съемок фильма, на борту судна нужно было устанавливать громоздкие камеры, его размер отличается от оригинала примерно на треть. В 2003 году во Франции сняли документальный фильм «Спасшиеся с Баунти».

Все, что осталось нам от легендарного парусника – это Библия и штурвал. Библия хранится в лондонском историческом музее, а штурвал в музее Фиджи.

29 октября 2012 года , попав в ураган Сэнди, американская реплика знаменитого парусника затонула у берегов Новой Каролины (США). 14 членов экипажа были эвакуированы, капитан судна погиб.

"Баунти" в нашем сознании прочно связано с райским наслаждением, свободой и покоем. Но мало кто знает, каким на самом деле было путешествие парусника "Баунти" и чем оно закончилось.

История похода английского военного корабля «Баунти» за саженцами хлебного дерева, перипетии этого драматического плавания не потерялись даже среди бурных событий XVIII века, богатых на мятежи, географические открытия и прочие увлекательные приключения.

Британский военный корабль «Баунти» 3 апреля 1789 года (по некоторым источникам, 4-го апреля) под предводительством капитана Блая отплыл от берегов Таити в сторону Карибского архипелага с ценным грузом на борту. Саженцы хлебного дерева, плодами которого предполагалось кормить рабов на плантациях сахарного тростника английских колонистов на островах Вест-Индии, однако, цели не достигли: на корабле вспыхнул мятеж, в результате которого пострадали не только растения.
В результате этого мятежа и последующих событий был открыт неизвестный доселе остров, написаны романы, сняты кинофильмы, а благодаря усилиям копирайтеров драматический поход «Баунти» в южные моря намертво связан теперь в общественном сознании с райским наслаждением.

В канун Рождества 1787 года из английской гавани Портсмунд вышла трехмачтовая шхуна «Баунти». О том, куда и зачем направляется это судно, слухи ходили давно, но курс и официальную цель экспедиции морякам объявили уже в открытом море. У корабля был экзотический пункт назначения: не в Новый свет, не в дикую Африку, не в сказочную, но уже даже привычную Индию, не к берегам Новой Голландии (Австралии) и Новой Зеландии - путь лежал на райский остров в Южных морях, как тогда именовали тропическую область Тихого океана.

Миссия, действительно, была уникальной: не в поисках новых земель и не на войну с туземцами, и даже не за чернокожими рабами или несметными сокровищами отправилась шхуна британского Королевского Флота. Команда «Баунти» должна была достичь райского острова Таити, найти и доставить в Англию чудо-растение, с помощью которого планировалось совершить экономическую революцию. Целью дальнего путешествия были саженцы хлебного дерева.

В конце XVIII века в результате Войны за Независимость США Британская империя потеряла свои богатейшие северо-американские колонии. Ущемление политических амбиций – ничто по сравнению с экономическим поражением, которое потерпели английские бизнесмены. Конечно, на Ямайке и в Сент-Винсенте по-прежнему собирали хороший урожай сахарного тростника, продажа которого приносила дельцам и государственной казне приличный доход, но… Дело в том, что этот самый тростник выращивали чернокожие рабы из Африки, которых кормили ямсом и бананами, а зерно и хлебную муку для них привозили с американского континента.

Независимость Соединенных Штатов Америки больно ударила по карману британских рабовладельцев. Теперь за зерно американцам нужно было платить совсем другие деньги или же ввозить его из Европы. И то, и другое было недешево и значительно снижало доходы от продажи всего, что вырастили на плантациях рабы.Увеличение расходов на содержание невольников, мягко говоря, огорчало английских бизнесменов. Нужно было как-то спасать ситуацию - искать дешевый хлеб. Тогда-то и вспомнили, что побывавшие в Таити путешественники часто описывают некий «хлебный фрукт». Эти плоды растут на ветвях деревьев, имеют приятный сладкий вкус и восемь месяцев в году являются основной пищей местных жителей. За этой манной небесной и отправилась шхуна «Баунти».

Знаменитый английский путешественник капитан Кук писал, что в Полинезии, на Таити, хлеб растет на деревьях. Это была не метафора - речь шла о растении из семейства тутовых, дающем питательные и вкусные плоды величиной с кокосовый орех. Когда наиболее продвинутые английские плантаторы с островов Вест-Индии прочитали путевые заметки Кука, где в том числе говорилось о хлебном дереве, они поняли, что философский камень, во всяком случае в масштабах одной плантации, найден. Их светлые головы осенила блестящая бизнес-идея: перевезти с Таити саженцы хлебного дерева и его плодами кормить рабов, сэкономив таким образом кучу денег на покупке настоящего хлеба. По подсчетам, прибыль с каждой плантации должна была увеличиться от этого нововведения вдвое.

Люди, осваившие в те времена заокеанские колонии, были решительными и бесстрашными, поэтому не боясь гнева вышестоящего начальства, послали прошение королю Англии Георгу III поспособствовать с распространением хлебного дерева в местах их поселений. Король нуждами колонистов проникся и выдал приказ адмиралтейству: снарядить на Таити корабль, чтобы собрать и доставить плантаторам Вест-Индии побеги удивительного растения.

У британского военного флота не нашлось подходящего корабля, способного вместить, помимо команды и запасов провизии, сотни саженцев, за которыми в пути нужен был специальный уход. Строить же новое судно было слишком долго. Адмиралтейство купило у частного судовладельца за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый парусник «Бетиа», который переделали, оснастили пушками и ввели в состав королевского флота под названием «Баунти» («Щедрость»). Относительно небольшие размеры корабля (водоизмещение 215 тонн, длина по верхней палубе 27,7 метра и ширина 7,4 метра), свойственные прочим парусным судам того времени, компенсировались его большой грузоподъемностью и превосходными мореходными качествами, а его плоское днище должно было предохранить от катастрофических столкновений с рифами.

Если хоть на минуту представить себе жизнь на военных парусных кораблях XVIII века, то удивляться частым бунтам на них не приходится. У капитанов была никем и ничем не ограниченная власть над командой, даже над офицерами - что уж говорить о нижних чинах, которых за непокорность и в устрашение остальным могли просто вздернуть на рее без лишних проволочек. Наказание в виде порки были тоже обычным явлением. На небольших, как правило, судах царила невероятная скученность, воды часто не хватало, экипаж страдал от цинги, уносившей многие жизни. Жесткая дисциплина, самоуправство со стороны капитанов и офицеров, нечеловеческие условия жизни не раз провоцировали кровавые столкновения на кораблях. В Англии было мало охотников добровольно служить в королевском флоте, процветал насильственный набор: специальные отряды ловили матросов торгового флота и скованными доставляли на королевские корабли.

Командиром «Баунти» был назначен молодой, но опытный мореплаватель лейтенант Уильям Блай. К своим 33 годам он уже успел поплавать в Южных морях на кораблях знаменитого Кука, побывал в Полинезии, хорошо знал и Вест-Индию, куда должен был доставить саженцы хлебного дерева. К сожалению, кроме хорошего опыта в мореплавании, Блай обладал скверным характером и неуравновешенностью, а лучшим способом общения с командой считал грубое насилие.

Уильям Блай в 1792 году

29 ноября 1787 года «Баунти» с командой в 48 человек покинул Англию, чтобы пересечь Атлантический океан, обогнуть мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, идти на остров Таити. Целью обратного пути был остров Ямайка - через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды. Плавание было рассчитано на два года.

Из-за задержки по вине адмиралтейства корабль отправился в путь с опозданием, когда у мыса Горн свирепствовали жестокие штормы. Не справившись со свирепыми ветрами, Блай вынужден был повернуть и идти к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику в бурных южных широтах. Пройдя южную оконечность Африки, «Баунти» впервые в истории мореплавания пересек Индийский океан в «ревущих сороковых» и благополучно достиг острова Тасмания, а затем - Таити.

Пять месяцев экипаж жил на Таити, постепенно обзаводясь друзьями и романтическими отношениями с прекрасными таитянками. Описывая этот период, историки отмечают, что моряки стали столь же смуглыми и почти столь же свободолюбивыми, как коренные жители острова, поэтому когда корабль с саженцами хлебного дерева, заботливо выкопанными и тщательно подготовленными к долгому пути, отправился к цели назначения, команда недолго смогла выдержать самодурство капитана, унижения, которые он без счета придумывал для экипажа (по некоторым свидетельствам, он подверг порке даже офицера!), скудный рацион и отсутствие свежей воды. Особенно всех возмущало то обстоятельство, что капитан экономил на воде для людей в пользу растений, требовавших полива. (Впрочем, сохранить в целости груз для капитанов всех времен дело чести, а люди - легко пополняемый ресурс).

28 апреля на «Баунти» вспыхнул мятеж во главе которого стоял первый помощник Флетчер Кристиан к которому деспот Блай проявлял особую неприязнь. Захваченный в постели восставшими матросами, связанный по рукам и ногам, прежде чем он смог оказать какое-нибудь сопротивление, Блай в одной рубахе был выведен на палубу где состоялось некое подобия суда, на котором председательствовал лейтенант Флетчер Кристиен.

Хотя остальные офицеры корабля остались на стороне капитана, но проявили себя трусливо: они даже не пытались противостоять мятежникам. Восставшие матросы посадили Блая вместе с его 18 сторонниками в барказ, снабдили водой, продовольствием и холодным оружием и оставили в море в виду острова Тофуа… А «Баунти» после недолгого блуждания по океану вернулся на Таити. Здесь среди мятежников произошел раскол. Большинство собиралось остаться на острове и наслаждаться жизнью, а меньшинство прислушивалось к словам Кристиана, который предсказывал, что однажды на остров явится британский флот и повстанцы попадут на виселицу.

Экипаж баркаса во главе с капитаном Блаем с минимальным запасом продовольствия и без морских карт совершил беспрецедентный переход в 3618 морских миль и спустя 45 дней достиг острова Тимор, голландской колонии в Ост-Индии, откуда уже можно было без проблем возвратиться в Англию. Во время плавания капитан не потерял ни одного человека, потери были лишь во время стычек с туземцами.

«Я предложил моим спутникам высадиться на берег, - рассказывает Блай. - Некоторые едва могли передвигать ноги. От нас остались лишь кожа да кости: мы были покрыты ранами, наша одежда превратилась в лохмотья. В этом состоянии радость и благодарность вызвали слезы на наших глазах, а жители Тимора молча, с выражением ужаса, удивления и жалости смотрели на нас. Так с помощью Провидения мы преодолели невзгоды и трудности столь опасного путешествия!»

Портрет Уильяма Блая в 1814 году

Оставшиеся на Таити мятежники в 1791 г. были схвачены капитаном Эдвардсом, командиром «Пандоры», которую английское правительство послало на поиски бунтовщиков с предписанием доставить их в Англию. Но «Пандора» налетела на подводный риф, погибли 4 мятежника и 35 матросов. Из десяти бунтовщиков, доставленных в Англию вместе с потерпевшими кораблекрушение моряками «Пандоры», трое были приговорены к смертной казни.

По возвращению в Англию он продолжил службу на флоте, и вскоре опять был послан за злополучными саженцами хлебного дерева. На этот раз ему удалось их привезти на Ямайку, где эти деревья быстро прижились и стали плодоносить. Но негры-рабы отказались есть плоды этого дерева. Впрочем, к капитану Блаю этот казус уже не имел отношения. По возвращении в Англию его ждал холодный приём в Адмиралтействе. В его отсутствие прошло судебное заседание, где бывшие мятежники выдвинули обвинения против капитана и выиграли дело (при отсутствии Блая). Главным свидетельством событий на корабле стал дневник Джеймса Моррисона, который был помилован, но жаждал смыть позор мятежника с имени семьи. Дневник противоречит записям корабельного журнала и написан после событий. Эти записи стали основой романа.

В 1797 году Уильям Блай был одним из капитанов кораблей, команды которых взбунтовались в ходе мятежа в Спитхеде и Норе. Несмотря на выполнение некоторых из требований матросов в Спитхеде, другие жизненно важные для матросов вопросы не были решены. Блай снова оказался одним из капитанов, которых коснулся мятеж - на этот раз в Норе. В это время он узнал, что его прозвище на флоте было Тот Ублюдок с Баунти (англ. that Bounty Bastard).

В ноябре того же года, в качестве капитана HMS Director принимал участие в сражении при Кампердауне. Блай вел бой с тремя голландскими кораблями: Haarlem, Alkmaar и Vrijheid. В то время как голландцы понесли серьёзные потери, на HMS Director только 7 моряков были ранены.

Уильям Блай принимал участие под командованием адмирала Нельсона в битве при Копенгагене 2 апреля 1801 года. Блай командовал HMS Glatton, 56-пушечным линейным кораблём, который был в качестве эксперимента вооружён исключительно карронадами. После сражения Блая лично поблагодарил Нельсон за его вклад в победу. Он провёл свой корабль благополучно между банками, в то время как три других корабля сели на мель. Когда Нельсон сделал вид, что не заметил сигнал 43 от Адмирала Паркера (прекратить бой) и поднял сигнал 16 (продолжить сражение), Блай был единственным капитаном, который мог видеть конфликт двух сигналов. Он выполнил приказ Нельсона, и в результате все корабли позади него продолжали стрельбу.

Карикатура на арест Блая в Сиднее в 1808, изображающая Блая трусом

Блаю предложили назначение на пост губернатора Нового Южного Уэльса в марте 1805 года, назначив жалование в 2000 фунтов стерлингов в год, вдвое больше, чем у прежнего губернатора Филипа Гидли Кинга.

Он прибыл в Сидней в августе 1806 года, став четвёртым по счёту губернатором Нового Южного Уэльса. Там он пережил ещё один мятеж (Ромовый бунт), когда 26 января 1808 года, Корпус Нового Южного Уэльса под командованием майора Джорджа Джонстона арестовал его. Он был отправлен в Хобарт на корабле Porpoise, не имея поддержки, чтобы получить обратно контроль над колонией и оставался фактически заключенным в тюрьме до января 1810 года.

Из Хобарта в Сидней Блай вернулся 17 января 1810 года, чтобы формально передать пост следующему губернатору, и доставить майора Джорджа Джонстона в Великобританию для суда. На корабле Porpoise он вышел из Сиднея 12 мая 1810 года и прибыл в Англию 25 октября 1810 года. Трибунал уволил Джонстона из Морского Корпуса и британских вооруженных сил. Впоследствии Блаю было присвоено звание Контр-адмирала, а 3 года спустя, в 1814 году, он получил новое повышение и стал Вице-адмиралом.

Блай умер на Бонд-стрит в Лондоне 6 декабря 1817 года и был похоронен на семейном участке у церкви Святой Марии в Лэмбете. Эта церковь - теперь Музей Истории Садоводства. На его могиле изображён плод хлебного дерева. Мемориальная доска установлена на доме Блая, в одном квартале на восток от Музея.

А что же случилось с «Баунти» дальше?

Кристиан собрал команду из восьми единомышленников, заманил на «Баунти» шестерых таитян и одиннадцать таитянок и уплыл искать новую родину. В январе 1790 года на затерянный в безбрежных просторах Тихого океана необитаемый остров высадилось девять мятежников, двенадцать таитянок и шесть полинезийцев с Таити, Раиатэа и Тупуаи и ребенок.

Это был в прямом смысле слова край земли - на четыре тысячи миль к юго-востоку от острова никакой суши, бескрайняя океанская пустыня. Южная часть Тихого Океана - один из самых безлюдных и далеких от цивилизации регионов планеты, неслучайно именно сюда сбрасываются отработавшие свое космические станции.

Выгрузив имевшееся на «Баунти» продовольствие и сняв все снасти, какие могли пригодиться, моряки сожгли корабль. Так была основана колония Питкерн.

Между тем колонисты какое-то время были вполне довольны жизнью, поскольку даров природы на острове хватало всем. Пришельцы построили хижины и расчистили участки земли. Туземцам, которых они увезли или которые сами добровольно последовали за ними, англичане милостиво предоставили обязанности рабов. Два года протекли без особо крупных ссор. Однако был один «ресурс», запасы которого на Питкерне были весьма ограничены,- женщины. Из-за них-то и началось…

Полинезийская часть мужского населения требовала равноправия. В первую очередь не поделили женщин. У каждого из девяти моряков была своя «жена», а на шестерых туземцев приходилось лишь три дамы. Недовольство ущемленных переросло в заговор.

Когда в 1793 году у одного из мятежников умерла таитянская жена, белые поселенцы не придумали ничего лучше, чем отнять жену у одного из таитян. Тот обиделся и убил нового мужа своей подруги. Мятежники убили мстителя, а оставшиеся таитяне подняли мятеж против самих мятежников. Кристиан и четверо его людей были убиты таитянами. Казалось бы, все, но на этом смертоубийства не закончились. Таитянские жены моряков пошли мстить за убитых мужей и перебили восставших таитян. Все мужчины-полинезийцы были уничтожены. Теперь на острове осталось четверо моряков (гардемарин Янг и матросы Маккой, Куинтал и Смит) с несколькими женщинами и детьми.

На некоторое время наступило затишье. Поселенцы обустраивали свои дома, возделывали землю, собирали батат и ямс, выращивали свиней и кур, ловили рыбу, рожали детей. Но если Янг и Смит жили мирно, то два закадычных приятеля Маккой и Куинтал вели себя агрессивно. Они научились гнать самогон и регулярно устраивали пьяные дебоши. В конце концов, Маккой в алкогольном угаре погиб, прыгнув в море. А Куинтал, потеряв жену (она разбилась, собирая птичьи яйца на скале), озверел окончательно: стал требовать жен Янга и Смита, угрожал убить их детей. Закончилось все тем, что Смит и Янг, сговорившись, зарубили Куинтала топором.

Этому человеку, много размышлявшему о своей прежней беспорядочной жизни, совершенно переродившемуся в результате раскаяния, пришлось исполнять обязанности отца, священнослужителя, мэра и короля. Своей справедливостью и твердостью он сумел завоевать неограниченное влияние в этой странной общине.

Необыкновенный наставник морали, который в дни своей молодости нарушал все законы, для которого раньше не существовало ничего святого, проповедовал теперь милосердие, любовь, согласие, и маленькая колония процветала под кротким, но в то же время твердым управлением этого человека, ставшего под конец жизни праведником.

Таково было моральное состояние колонии на Питкэрне в то время, когда у его берегов острова появился корабль Уильяма Бичи, чтобы пополнить на нем свой груз тюленьих шкур.

В 1808 году остров Питкерн обнаружило промысловое судно «Топаз». Они заприметили что остров был заселён жителями необычной расы. Как выяснилось позже, это были дети Александра Смита, одного из бунтовщиков «романтического» корабля. Сам Смит, оказалось, был на острове священником и обучал грамоте.

Капитан считал остров необитаемым; но, к величайшему его изумлению, к борту корабля подошла пирога с тремя юношами-метисами, довольно хорошо говорившими по-английски. Удивленный капитан стал их расспрашивать и узнал, что их отец служил под начальством лейтенанта Блая. Одиссея этого офицера английского флота в то время была известна всему миру и служила предметом вечерних бесед на баках кораблей всех стран.

Первых визитеров поразил маленький народ, живущий на забытом богом островке, и атмосфера доброжелательности и мира, царящая в колонии. На всех огромное впечатление производил патриарх Питкэрна - Джон Адамс. Когда встал вопрос о его аресте, английские власти простили бывшего мятежника и оставили в покое. Умер Адамс в 1829 году, в возрасте 62 лет, в окружении многочисленных и горячо любящих его детей и женщин. В его честь назван единственный поселок на острове - Адамстаун.

Питкэрн стал частью Британской Империи, английской колонией в Южных морях. В 1831 году Лондон принял решение переселить островитян на Таити. Это закончилось трагически: несмотря на теплый прием, питкэрнцы не смогли жить вдали от родины, и в течение двух месяцев 12 человек умерли (в том числе и Четверг Октябрь Кристиан, первенец Флетчера Кристиана). 65 островитян вернулись домой.

В 1856 году было предпринято второе переселение жителей - на сей раз на необитаемый остров Норфолк, бывшую английскую каторгу. Но и опять многие из питкэрнцев захотели вернуться на родину. Так наследники «Баунти» разделились на два поселения: Норфолк и Питкэрн.

Сегодня на Питкэрне по-прежнему живут прямые потомки мятежников. Колония является уникальным политико-экономическим и социально-культурным образованием в Тихом Океане. У острова есть свои герб, флаг и гимн, но Питкэрн - не независимое государство, а «заморская территория Соединенного Королевства», последний осколок некогда великой Британской Империи. Островитяне говорят на странном наречии - смеси староанглийского языка и нескольких полинезийских диалектов. Здесь нет телевидения, канализации, водопровода, банкоматов и отелей, зато есть спутниковый телефон, радио и интернет. Главная статья доходов местных жителей - экспорт почтовых марок и продажа доменного имени.pn.

Питкэрн административно подчиняется британскому правительству в Окленде, расположенном приблизительно в 5300 км от острова. В 1936 году на Питкэрне жили до 200 человек, однако с каждым годом количество жителей уменьшается, так как люди уезжают на работу или на учебу в Новую Зеландию и больше не возвращаются. В настоящее время на острове живут 47 человек.

Среди немногих реликвий Питкэрна главной считается«Библия Баунти» самого Флетчера Кристиана, бережно сохраняемая в стеклянном ящике в церкви. Она была украдена (или потеряна - до сих пор неизвестны подробности её исчезновения) в 1839 году, но возвращена острову в 1949 г. Якорь «Баунти», обнаруженный экспедицией Национального Географического общества, красуется на постаменте у стен здания суда, а несколько далее вниз по дороге установлены орудия с «Баунти», поднятые со дна моря. Среди достопримечательностей острова Вам обязательно покажут якорь с судна «Акадия», потерпевшего крушение на острове Дюси, а на другом берегу Баунти-Бей - могилу Джона Адама, единственную сохранившуюся из могил мятежников.

Остров стал британской колонией в 1838 году. В настоящее время Верховный комиссар Великобритании в Новой Зеландии является по совместительству и губернатором Питкэрна. На острове действует местный орган самоуправления - Совет острова, который состоит из мирового судьи, 5 членов, избираемых ежегодно, 3 членов, назначаемых на один год губернатором, и секретаря острова.

История мятежников продолжается и по сей день. Осенью 2004 года беспрецедентный скандал вокруг острова Питкэрн выплеснулся на первые полосы многих западных газет: в Адамстауне прошел судебный процесс над несколькими мужчинами острова, обвиненными в многочисленных изнасилованиях и сексуальных домогательствах к малолетним девочкам.

Вспоминая «Баунти»

Драматическая история плавания «Баунти» была впоследствии растиражировано писателями, художниками, кинематографистами, в XX веке она стала особенно популярной благодаря фильмам (их было снято четыре, первый - в 1916 г., последний, с Мэлом Гибсоном и Энтони Хопкинсом, в 1984-м, различным путевым очеркам и роману Мерля «Остров». А уж когда компания «Марс» назвала именем «Баунти» свой шоколадный батончик с кокосом, стало понятно, что всепланетная слава мятежному кораблю досталась, видимо, не зря.

Первым значительным писателем, заинтересовавшимся историей «Баунти», был Жюль Верн - его повесть «Мятежники с «Баунти» вышла в 1879 году. Материал о бунте на английском корабле писатель собирал, работая над своей «Историей великих путешествий и великих путешественников».

Самое подробное исследование плавания мятежного корабля сделал участник знаменитой экспедиции Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» Бенгт Даниельссон в книге «На „Баунти“ в южные моря».

У разных авторов по-разному получался главный двигатель сюжета капитан Уильям Блай (Жюль Верну, например, он виделся благородной жертвой обстоятельств), по-разному они живописали и эпизоды счастливой стоянки на Таити, и подробности бунта. Но благодарная публика всегда с неизменным и не гаснущим интересом, разумно эксплуатируемым индустрией развлечений, воспринимала эту далекую историю, до сих пор поражающую воображение не только жестокостью нравов и экзотической составляющей, но и стремлением человека к свободе.

Кстати, до сих пор в специализированных изданиях можно найти чертежи сгинувшего корабля, инструкции с описанием сборки моделей. Люди с увлечением играют в эту игру: построй свой собственный «Баунти».

Осенью 2012 года у побережья Америки был шторм. Тропический шторм «Сэнди», который сформировался в западной части Карибского бассейна, начал набирать силу после прохождения Ямайки. Он был переквалифицирован в ураган первой категории опасности по шкале Саффира-Симпсона вечером в среду. После Кубы ураган прошел над Гаити и направился в сторону Багамских островов. В дальнейшем синоптики прогнозируют его путь вдоль восточного побережья США.

Вот один из пострадавших.

Вид сверху на затонувший парусник (Tim Kukl/AFP/Getty Images)

На пути урагана «Сэнди» в Северной Каролине затонул легендарный парусник Bounty, который использовался в съемках популярной серии «Пираты Карибского моря».

Судно, на котором находились 16 человек, перестал выходить на связь в воскресенье ночью. В понедельник утром береговая охрана начала поиски парусника. Когда спасатели, обследующие район с воздуха, обнаружили парусник, экипаж уже покинул тонущее судно и перебрался в спасательный плот. Несмотря на сложные погодные условия, вызванные ураганом «Сэнди», - ветер, достигавший 65 километров в час и волны высотой более трех метров - спасатели смогли поднять мореплавателей на борт вертолета.

Однако позже выяснилось, что спастись удалось не всем. Как рассказал владелец судна Боб Хансен, во время посадки на плот троих моряков волной смыло в воду. Одному из них удалось добраться до плота, еще двоих, в том числе капитана судна Робина Волбриджа, унесло течением

Парусник также совершал туристические круизы по Карибскому морю.

Парусник «Баунти», спущенный на воду в канадском Луненберге в 1960 году, является копией исторического корабля, сожженного в результате мятежа команды в 1790 году. Новое судно прославилось после того, как его использовали на съемках фильма «Мятеж на ‘Баунти’» с Марлоном Брандо.Чаще всего судно использовалось как учебное.

Реплика HMS Bounty в Свиноуйсьце, Польша, 2012 год. (REUTERS/HMS Bounty Organization LLC/Handout)

В канун Рождества 1787 года из английской гавани Портсмунд вышла трехмачтовая шхуна «Баунти». О том, куда и зачем направляется это судно, слухи ходили давно, но курс и официальную цель экспедиции морякам объявили уже в открытом море. У корабля был экзотический пункт назначения: не в Новый свет, не в дикую Африку, не в сказочную, но уже даже привычную Индию, не к берегам Новой Голландии (Австралии) и Новой Зеландии - путь лежал на райский остров в Южных морях, как тогда именовали тропическую область Тихого океана.


Зачем? Миссия, действительно, была уникальной: не в поисках новых земель и не на войну с туземцами, и даже не за чернокожими рабами или несметными сокровищами отправилась шхуна британского Королевского Флота. Команда «Баунти» должна была достичь райского острова Таити, найти и доставить в Англию чудо-растение, с помощью которого планировалось совершить экономическую революцию. Целью дальнего путешествия были саженцы хлебного дерева.

В конце XVIII века в результате Войны за Независимость США Британская империя потеряла свои богатейшие северо-американские колонии. Ущемление политических амбиций – ничто по сравнению с экономическим поражением, которое потерпели английские бизнесмены. Конечно, на Ямайке и в Сент-Винсенте по-прежнему собирали хороший урожай сахарного тростника, продажа которого приносила дельцам и государственной казне приличный доход, но... Дело в том, что этот самый тростник выращивали чернокожие рабы из Африки, которых кормили ямсом и бананами, а зерно и хлебную муку для них привозили с американского континента.

Независимость Соединенных Штатов Америки больно ударила по карману британских рабовладельцев. Теперь за зерно американцам нужно было платить совсем другие деньги или же ввозить его из Европы. И то, и другое было недешево и значительно снижало доходы от продажи всего, что вырастили на плантациях рабы.Увеличение расходов на содержание невольников, мягко говоря, огорчало английских бизнесменов. Нужно было как-то спасать ситуацию - искать дешевый хлеб. Тогда-то и вспомнили, что побывавшие в Таити путешественники часто описывают некий «хлебный фрукт». Эти плоды растут на ветвях деревьев, имеют приятный сладкий вкус и восемь месяцев в году являются основной пищей местных жителей. За этой манной небесной и отправилась шхуна «Баунти».

Предчувствие беды

К столь экзотической миссии нужно было долго и тщательно готовиться: выбрать подходящее судно, набрать команду. В ту пору Англия готовилась к войне с французами, потому корабли Королевского Военного Флота нельзя было использовать. Для путешествия решено было купить небольшое торговое судно. Выбор пал на угольную шхуну, которую переоборудовали, превратив, по сути, в плавучую оранжерею, где комфортно чувствовали бы себя растения, но не люди. Все функциональные помещения: матросские кубрики, каюты офицеров, камбуз, гальюн – располагались в нижних трюмах, где явно ощущался недостаток свежего воздуха и дневного света.

Перед отплытием в знак благодарности королю Георгу III, соблаговолившему помочь страждущим плантаторам, шхуну переименовали, дав ей имя «Баунти» («Щедрость»). Бывалые моряки знают, что менять имя кораблю перед походом – плохая примета.

К кадровому вопросу организаторы экспедиции подошли со всей ответственностью, но весьма странно: еще неясно, кто возглавит это плавание, но основные специалисты-ботаники уже на месте. Кандидатуру капитана по сути не выбирали, а назначили по рекомендации главного инициатора экспедиции сэра Джозефа Бэнкса. Он предложил место капитана лейтенанту Уильяму Блаю, мужу племянницы крупнейшего вест-индского плантатора и судовладельца Данкана Кэмпбелла. Весь офицерский состав команды набирали по принципам, мало работающим на слаженность коллектива – протекционизм и кумовство стали основой выбора «подходящих» кандидатур. Матросов набирали на добровольной основе, и, тем не менее, за время подготовки судна к отплытию 14 человек, а это треть экипажа, дезертировали. Это тоже плохая примета.

В конце концов «Баунти» вышла в море с опозданием. Планировавшийся маршрут пришлось изменить. Капитан корабля Блай оставил попытки пройти в это время года через шторма у мыса Горн, вынужден был повернуть к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику в бурных южных широтах. Шхуна прошла южную оконечность Африки, впервые в истории мореплавания пересекла Индийский океан в «Ревущих сороковых», благополучно достигла острова Тасмания и затем без приключений оказалась на острове Таити. Первая половина путешествия прошла очень удачно, оставалось теперь успешно вернуться домой с чудо-растением.

Бунт на корабле

В течение пяти месяцев команда готовила саженцы хлебного дерева к длительной перевозке. За это время большинство членов экипажа сблизилось с местным населением, моряков покорили таитянские женщины. Многие, казалось, нашли личное счастье в этом райском уголке и не хотели расставаться со своими возлюбленными. Капитан Блай очень негативно отреагировал на любовные увлечения почти половины экипажа. Он часто награждал членов своей команды весьма обидными эпитетами. «Мерзавец», «негодяй», «подлый вор», «собака» - самые ласковые из них. Для наказания провинившихся капитан часто использовал линьки. Высокомерный характер капитана, его грубое и деспотичное обращение с членами экипажа настроило против него большую часть команды корабля. Назревал конфликт, нужен был только организатор. У заговорщиков появился лидер – помощник капитана Кристиан Флетчер. Через несколько дней после отплытия шхуны в обратный путь на корабле вспыхнул мятеж.

Перед восходом солнца, когда «Баунти» находилась невдалеке от Тофуа, взбунтовавшиеся матросы ворвались в каюту капитана, связали Блая по рукам и ногам, прежде чем он попытался оказать сопротивление, в одной рубахе выволокли на палубу и учинили некое подобие суда. Капитана обвиняли в жестокости и несправедливости. Блая и 18 сохранивших ему верность членов команды бунтовщики посадили на баркас, снабдили небольшим количеством пресной воды и провианта и бросили среди океана на произвол судьбы.

Судьба мятежников

Кристиан Флетчер и его сообщники выбросили за борт саженцы хлебного дерева и в поисках беззаботного существования решили вернуться на Таити. На острове счастья рядом с любимыми рискнули остаться лишь те, кто принимал в мятеже не самое активное участие. Было ясно, что, если Блай и его сторонники выживут, то возмездия за содеянное не миновать – из Британии прибудут те, кто осуществит наказание. Заговорщики-активисты забрали своих женщин, пополнили трюмы едой и водой и отправились на поиски безопасного убежища – некоего необитаемого острова, пригодного для жизни.

Прошло 20 лет, прежде чем стало известно о судьбе Кристиана и тех, кого он повел за собой. В 1808 году американское торговое судно пристало к берегам острова, который считался необитаемым. К величайшему изумлению капитана и членов его команды к борту корабля подошла пирога с тремя юношами-метисами, сносно говорившими на английском языке. Они рассказали, что их отец служил на корабле «Баунти». Среди моряков историю похода за хлебным деревом и бунта на шхуне знали многие - сам Блай, добравшись-таки до родных берегов издал книгу, в которой рассказал свою версию произошедшего. Теперь американскому капитану посчастливилось услышать эту историю из уст человека, бывшего на стороне мятежников.

Оказывается, Кристиан направился к югу от архипелага Туамоту к острову Питкэрн, к оторый привлек внимание мятежников своей удаленностью от торговых путей. Когда Кристиан Флетчер и его сообщники высадились на Питкэрн, «Баунти» сожгли, чтобы, во-первых, скрыть следы и, во-вторых, чтобы никто из мятежников не мог покинуть остров.

Пришельцы расчистили землю, построили хижины и занялись хозяйством. Однако мечты о безбедной жизни в раю на земле сбылись не сразу. Туземцам, которых англичане взяли с собой, отвели роль рабов. Между белыми мужчинами и туземцами произошел раскол. Полинезийская часть мужского населения требовала равноправия. В первую очередь не поделили женщин. У каждого из девяти моряков была своя «жена», а на шестерых туземцев приходилось лишь три дамы. Недовольство ущемленных переросло в заговор. Туземцы учинили на острове кровавую резню, в результате которой пятеро моряков погибли.

Через несколько дней оставшиеся в живых белые мужчины и верные им женщины нанесли ответный удар. Все мужчины-полинезийцы были убиты. На острове осталось четверо моряков с «Баунти» и несколько женщин и детей. Мирное сосуществование длилось недолго. Находка растения, из которого можно было гнать что-то вроде водки, предопределила жизнь маленькой общины. Один из моряков прыгнул в море в пьяном угаре и утонул. Его приятель-пьяница потерял свою жену, которая погибла, сорвавшись со скал, когда собирала яйца птиц. Он стал посягать на женщин двух других мужчин и угрожал смертью их детям. Закончилось тем, что его зарубили топором.

Наконец на острове воцарился мир. Двое взрослых мужчин почувствовали ответственность за будущее своих семей. На острове было организовано обучение и регулярные чтения Библии. В 1800 году один из мужчин умер от астмы. В итоге в живых остался лишь один англичанин Смит. В его общине было 10 женщин и 19 детей, старшим из них едва исполнилось 8 лет. Смит взял себе новое имя – Адамс - и решил организовать жизнь в своей маленькой общине по христианским законам. На острове наконец наступил мир.

В 1808 году изоляция острова Питкэрн закончилась. Когда встал вопрос об аресте бывшего мятежника, английские власти проявили снисхождение и оставили его в покое. Питкэрн стал частью Британской Империи, английской колонией в Южных морях. Островитян переселили на Таити, но питкэрнцы не смогли жить вдали от родины: некоторые из них заболели и умерли в течение нескольких недель, остальные вернулись назад. Питкэрн и сейчас населен исключительно потомками мятежников со шхуны «Баунти».

Возмездие за жадность

Экипаж баркаса во главе с капитаном Блаем с минимальным запасом продовольствия и без морских карт совершил беспрецедентный переход в 3618 морских миль и спустя 45 дней достиг острова Тимор, голландской колонии в Ост-Индии, откуда уже можно было без проблем возвратиться в Англию. Во время плавания капитан не потерял ни одного человека, потери были лишь во время стычек с туземцами.

Вернувшись в Британию, Блай позаботился о том, чтобы на розыски мятежников был отправлен корабль «Пандора». Многих мятежников удалось найти, заковать в цепи, чтобы доставить для суда на родину. До Питкэрна судно с людьми, охотящимися за преступниками, не добралось. По пути в Британию «Пандора» потерпела крушение, из-за которого многие утонули. Мятежников, оставшихся в живых, привезли в Англию, судили и троих из них повесили.

Капитан Блай продолжил службу на флоте и несколько лет спустя все же осуществил доставку хлебного дерева на Ямайку, где деревья прекрасно прижились и стали давать обильные плоды. Но негры-рабы отказались потреблять их в пищу. Они подняли хлебный бунт. Таким образом, усилия, потраченные на это чудо-растение, оказалось напрасными. Даже дети знают истинную цену легкого хлеба – дерево, на котором растут булки, принесло людям лишь распри и кровь.


Хлебное дерево (Artocarpus) в Полинезии, высотою 30- 45 фут., с очень толстым стволом, овальн. лопастн. листьями, круглым, с детск. голову, плодом. В последнем мучнист. питательная мякоть, употребл. варен. или растерт. в муку и запеченная в виде хлеба. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Елена Соколова

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.


Другие новости

Среди старинных морских хроник, с их известными эпизодами, удивительными и нередко драматическими приключениями, определенное место занимает происшествие с британским военным транспортом под названием «Баунти », что в переводе означает «щедрость».

В конце XVIII века восстания команд на британских военных кораблях случались довольно часто. Жестокая дисциплина, издевательство со стороны капитанов, а также нечеловеческие условия для жизни на не раз являлись причинами кровавых событий. В те времена дальние плавания неизбежно сопровождались большими потерями людей, главным образом из-за цинги. Из-за этого на британских парусных судах было очень мало желающих добровольно служить, поэтому процветал насильственный набор матросов.

Капитана на Таити стало вызывать интерес у купцов к «хлебному дереву», дающему вкусные плоды величиной с капусту. Этим также заинтересовались английские плантаторы на островах Вест-Индии. Они поняли, что если этими плодами заменить настоящий хлеб, их прибыли увеличатся вдвое. Письмо от фермеров было вручено королю Англии Георгу III, который распорядился снарядить на Таити судно и доставить побеги этого удивительного растения.

капитан парусника «Баунти» Вильям Блай

Адмиралтейство приобрело за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый корабль , который вскоре получил название «Баунти». Парусник «Баунти» отличался прекрасными мореходными качествами. Командиром был назначен лейтенант Вильям Блай . Судно отправилось в путь 29 ноября 1787 года. Плавание оказалось чрезвычайно трудным, но парусник без особых приключений добрался до острова Таити. На протяжении пяти месяцев команда готовила саженцы для длительной перевозки в Англию.

После стоянки 4 апреля 1789 года парусник «Баунти» с грузом на борту вышел в море. В жизни рядового экипажа снова начались ненавистные будни. Накопленная за время плавания ненависть к командиру выплеснулась 28 апреля, когда судно было уже на расстоянии 1300 миль от Таити.

Утром повстанцы ворвались в каюту капитана, связали его и вытащили на палубу для суда. Стараясь обойтись без кровопролития, штурман Флетчер Кристиан, ставший объектом придирок со стороны капитана , убедил мятежный экипаж посадить Блая и 18 человек на баркас и отправить с парусника «Баунти» на все четыре стороны. На судне осталось 18 мятежников, 4 сторонника капитана и два человека не участвовавших в событиях.

Мятеж произошел на расстоянии около 30 морских миль от острова Тофуа, на котором Блай и хотел высадиться для пополнения провизии. Но туземцы Тофуа забросали баркас камнями, в результате чего погиб мичман Джон Нортон. Оставшись ни с чем и опасаясь местных каннибалов Вильям Блай принимает решение отправится к острову Тимор, находящемуся на расстоянии 3618 морских миль (6710 км) от Тофуа. Как ни странно, но после 47-дневного странствия на 7-ми метровом баркасе команда добралась до цели. Лейтенант Блай вернулся в Великобританию и 15 марта 1790 года сообщил в Адмиралтейство о мятеже.

Впоследствии Вильям Блай, будучи уже в звании капитана, совершил вторую экспедицию за хлебными деревьями и ботаническими образцами флоры, которая завершилась успехом. Позже Блай получил звание вице-адмирала, а в 1808 году был назначен губернатором Нового Южного Уэльса.

с парусника «Баунти» высадили неугодный экипаж

Между тем мятежники на паруснике «Баунти» отплыли на остров Тубаи, где и попытались обосновать колонию, но через три месяца, после нападения туземцев, вернулись на Таити. Оставив там 12 мятежников и 4-х лояльных капитану Блаю человек, Флетчер Кристиан, восемь матросов, шесть таитянских мужчин и 11 женщин (одна с ребенком) отплыли на паруснике «Баунти» в надежде укрыться от британского Королевского флота. Таитянцев не предупредили об отплытии, так как основной целью было похищение женщин. Мятежники прошли Фиджи и острова Кука. 15 января 1790 года парусник «Баунти» причалил к островам Питкэрн. Судно разгрузили и 23 января 1790 года сожгли в одной из лагун. (Камни балласта судна видны в водах лагуны Bounty Bay до сих пор).

карта скитаний парусника «Баунти»

залив Bounty Bay

Колония начала новую жизнь. Флетчер Кристиан стал признанным лидером этой маленькой общины и следовал на острове политике справедливости и равноправия. Но в 1793 году на острове разразился конфликт между мятежниками и таитянскими мужчинами. Четыре матроса (Джек Уильямс, Исаак Мартин, Вильям Браун, Джон Миллс) и сам Флетчер Кристиан были убиты таитянцами. Все шесть таитянских мужчин тоже были убиты (некоторых убили вдовы матросов). Из мужчин на острове остались четыре мятежных моряка.

Несколько раз на острове вспыхивали женские мятежи. Причиной их были вечные пьянки мужчин, производивших алкоголь из местных растений. Вскоре один из мятежников умер от алкогольного отравления, еще один был убит Джоном Адамсом и Нидом Янгом. После этого в общине воцарился покой.

В 1800 году Нид Янг умер от астмы и Джон Адамс остался единственным взрослым мужчиной на острове. Он организовал регулярные воскресные службы и взял на себя ответственность за воспитание молодежи. В это время кроме него на острове проживали девять таитянских женщин и больше десятка детей.

В 1808 году к потерянному в океане острову подошло британское промысловое судно «Топаз». К удивлению моряков остров Питкэрн был обитаем. Лишь тогда выяснилось, что его населяли потомки злополучной команды морского « Bounty » . Последний из мятежников Джон Адамс (называвший себя Александр Смит), исполнял обязанности священника и учителя.

В 1825 году Джон Адамс был амнистирован а столицу острова назвали в его честь — Адамстаун. 30 ноября 1838 года, острова Питкэрн (в том числе необитаемые острова Хендерсон, Дюси, Сэнди и Оэно) были включены в состав Британской Империи. В 1856 году население островов достигло популяции в 193 человека и британское правительство предоставило для переселения питкэрнцам остров Норфолк.

остров Питкэрн из космоса

Адамстаун — столица островов Питкэрн

жители острова Питкэрн в 1916 году

На данный момент острова Питкэрн являются Британской Заморской Территорией с населением 67 человек (англо-полинезийские метисы по переписи 2011 года), которая управляется британским верховным комиссаром в Новой Зеландии. Основным памятным днем островитян считается 23 января в ознаменование сожжения парусника «Баунти». Общая площадь островов Питкэрн — 47 км², из них самый большой — Хендерсон (37,3 км²). Площадь единственного обитаемого острова Питкэрн — 4,6 км², размеры — в среднем 3×1,5 км. На необитаемых островах отсутствуют источники пресной воды.

«Таити, Таити… А нас и здесь неплохо кормят!» — заявляет кот в мультфильме «Возвращение блудного попугая». А вот экипажу английского корабля «Баунти», отправившегося в конце XVIII века на Таити за саженцами хлебного дерева, остров так полюбился, что матросы не захотели его покидать. Вместо этого они устроили бунт, пустили капитана в свободное плавание по океану, а сами захватили пару таитянок и колонизировали островок Питкэрн. О знаменитом мятеже, похожем на сюжет приключенческого романа, расскажет Екатерина Астафьева.

Хлеб — всему голова

Конец XVIII века, Война за независимость США. Британская империя теряет огромные колонизированные территории в Северной Америке. Остаются, конечно, несколько колоний, например, на Ямайке и Сент-Винсенте, где выращивают сахарный тростник. Но объемы уже не те, да и доходы все уменьшаются. Дело в том, что чернокожих рабов из Африки, работающих на плантациях, нужно было чем-то кормить, и с провозглашением Америкой независимости были перекрыты пути дешевой поставки зерна.

Корабль «Баунти» должен был доставить саженцы на Ямайку


А платить американцам или ввозить его из Европы — удовольствие не из дешевых. Английские дельцы призадумались, полистали путевые заметки Джеймса Кука и нашли лекарство от своих болезней: хлебное дерево. Путешественник писал, что для жителей Таити эти крупные плоды с сытной мякотью большую часть года составляют основу рациона. Постановили: высадим на Ямайке хлебное дерево и сэкономим на настоящем насущном.

Тиран на борту

Решено было снарядить экспедицию за саженцами хлебного дерева к загадочному и манящему острову Таити. Капитаном корабля был назначен Уильям Блай, который сопровождал Кука в его последнем плавании. Молодой, но опытный моряк, по отзывам современников, был строг и иногда даже без повода жесток. Поговаривали, что он бил своих матросов без видимых на то причин. Но бортовые журналы показывают, что капитан прибегал к наказаниям не чаще, чем-то было положено уставом. К тому же он заботился о своей команде: на борту был большой запас средств, спасающих от морской болезни и цинги. Все подопечные Блая были простыми матросами: из-за небольших размеров судна офицеров на нем больше не было.

Копия корабля «Баунти»

Все круги океана

В декабре 1787 года трехпарусник «Баунти» вышел из Портсмута. Важно отметить, что по вине адмиралтейства судно отправилось с задержкой и упустило удобное для путешествия время. «Баунти» направился к мысу Горна, но именно в этот сезон там бушевали жестокие штормы.

Капитан Блай с остатками команды переплыл океан на лодке без компаса


Тогда судну пришлось повернуть к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику. Затем путь лежал через Индийский океан по опасным сороковым широтам к Тасмании, и, наконец, Таити. Здесь пришлось остановиться на 5 месяцев: плоды на деревьях еще не созрели в необходимом для саженцев количестве. Команда, уставшая после долгого плавания, предалась всем радостям жизни, которые им мог предложить экзотический остров Таити: принялись есть фрукты, купаться в море и волочиться за таитянками.


Поль Гоген «Таитянские пасторали», 1893

Бунт на корабле

Когда пришло время возвращаться в Британию, команда явно была не в духе. Взятые на борт саженцы требовали неусыпного внимания, к тому же их нужно было регулярно поливать пресной водой. Матросы ворчали, что о растениях на «Баунти» заботятся лучше, чем о людях. Да и воспоминания о прекрасных островитянках бередили душу. 27 апреля 1789 на корабле вспыхнуло восстание во главе с помощником капитана Флетчером Кристианом. Уильяма Блая обезоружили и посадили в шлюпку с небольшим запасом пищи, секстантом и карманными часами. Нескольких матросов, оставшихся верными капитану, отправили вместе с ним. Всего на лодке было 7 человек.

Мятежники с таитянками основали поселение на острове Питкэрн


Блай и остатки его команды совершили невероятное путешествие: они проплыли почти 7000 километров без карт, лишь по памяти, умудрившись за 47 дней пути не умереть. Блай прибыл к Тимору, где его встретили британцы, потеряв лишь одного матроса при нападении туземцев. «Я предложил моим спутникам высадиться на берег, — рассказывает Блай. — Некоторые едва могли передвигать ноги. От нас остались лишь кожа да кости: мы были покрыты ранами, наша одежда превратилась в лохмотья. В этом состоянии радость и благодарность вызвали слезы на наших глазах, а жители Тимора молча, с выражением ужаса, удивления и жалости смотрели на нас. Так с помощью Провидения мы преодолели невзгоды и трудности столь опасного путешествия!» Капитан Блай вскоре все-таки доставил на Ямайку саженцы хлебного дерева.


Роберт Додд «Мятежники высаживают из «Баунти» капитана Блая и часть команды в шлюпку»

Голову с плеч

Мятежники же отправились обратно на Таити. Кристиан взывал к своим товарищам, пытаясь уговорить их покинуть остров: в любой момент мог нагрянуть британский корабль, и за свержение капитана их обязательно отправили бы на виселицу. Некоторые матросы предпочли остаться на Таити, в чем потом, наверное, раскаялись: все произошло так, как предсказывал Кристиан. В 1791 на остров прибыл британский корабль «Пандора». Мятежников захвалили и отправили в Англию, но по дороге большинство из них погибло в кораблекрушении. Троих выживших приговорили к смертной казни.

Рай на земле

Но небольшая кучка бунтарей из девятерых человек успела заблаговременно покинуть остров, захватив с собой 12 таитянок и 6 таитян в качестве рабов. Они приплыли на остров Питкэрн, сожгли корабль, и, как сперва казалось, нашли свой рай на земле. Все проблемы начались из-за женщин. Когда у одного из моряков умерла жена-таитянка, англичане не придумали ничего лучше, чем отнять женщину у туземца. Тот убил нового друга своей возлюбленной, моряки отомстили за товарища. Таитяне убили пятерых белых, но женщины отправились мстить за своих английских мужей и перебили всех туземцев. В итоге на острове не осталось ни одного таитянина, лишь четверо моряков, несколько женщин и детей.

Кадр из фильма «Мятеж на Баунти», 1935

Тут-то бы, пожалуй, и успокоиться. Но двое моряков научились гнать самогон, принялись пить и дебоширить, так что один спьяну упал в море, а разъяренного второго товарищи зарубили топором. Оставшиеся Смит и Янг стали жить в мире и согласии. Страдающий астмой Янг перед смертью научил Смита читать, и люди на острове регулярно устраивали чтения Библии и богослужения.

На острове Питкэрн говорят на смеси английского XVIII века и таитянского


В 1808 году остров обнаружило британское судно. Смит был все еще жив и считался единоличным правителем Питкэрна. Атмосфера на острове была крайне доброжелательной. В 1829 Смит умер, а в 1831 правительство Англии предприняло попытку переселить всех его отпрысков Таити. Но вдали от дома 12 человек погибли, так что 65 островитян вернулись на Питкэрн. Позже часть из них переселилась на остров Норфолк.

Сейчас на острове Питкэрн все так же живут потомки тех самых мятежников с корабля «Баунти». Около 50 человек говорят на странном языке, смеси английского языка XVIII века и таитянского. Остров считается заморской территорией Великобритании, обладает демократической системой управления и живет в основном за счет туризма и продажи почтовых марок.

 

Возможно, будет полезно почитать: