Какие тайны скрывает остров Пасхи? Где находится остров Пасхи? Остров Пасхи: фото Остров пасхи южная америка

Данный вопрос интересует многих. Место это экзотично и окутано целым ворохом легенд и поверий. Однако добраться туда будет очень непросто.

Где находится остров Пасхи: координаты

Маленький клочок суши, аннексированный Чили в начале двадцатого века, расположен в 3600 км от южноамериканского континента. До ближайшей островной группы - 2075 км на восток. Нетрудно догадаться, что из всех обитаемых мест Земли остров Пасхи является одним из наиболее удаленных. Площадь этого уникального памятника рапанийской культуры составляет 163,6 км2. Именно небольшим размером и очень далеким расположением от материковой земли обусловлены вопросы о том, где находятся острова Пасхи. К слову сказать, данное сочетание абсолютно некорректно, так как остров в том регионе один, а считать за острова небольшие клочки каменистых отмелей - вряд ли правильно. Тем удивительнее, что подобный затерянный далеко в водах приютил на своих небольших землях удивительную нацию Рапа-Нуи, которая, предположительно, воздвигла удивительные каменные изваяния.

Историческая справка

Безусловно, мало знать, где находится остров Пасхи. Его история не менее интересна, чем локация.

Остров возник стандартно для многочисленных архипелагов и атоллов самого большого океана планеты: благодаря вулканическому извержению. Постоянные извержения и буйства ветров сделали берега труднодоступными для швартовки кораблей: есть лишь два места, где можно ступить на побережье с лайнера, не разбившись предварительно о скалы.

Первые колонисты достигли этого затерянного клочка земли 1300 лет назад. Они заприметили большие пальмовые рощи, которые тотчас были пущены на строительство жилищ и лодок. Позже маленькой цивилизации пришлось несладко: постоянные нападки перуанских пиратов уменьшали каждый год. Кроме того, католические проповедники уничтожали артефакты народа с острова Пасхи, чем нанесли непоправимый урон уникальной культуре Рапа-Нуи. В настоящее время остатки древних сооружений находятся под защитой Юнеско.

Каменные истуканы Моаи

Как Рапа-Нуи создали знаменитые каменные изваяния, не известно до сих пор. Они представляют собой блоки, вес которых составляет до 14 тонн, а высота может достигать 4 метров. Любопытно, что истуканов можно встретить всюду: в местах, где остров Пасхи встречается с океаном, либо в глубине, вблизи гор и вулканов. Иными словами, культ Моаи имел большое значение для населения эпохи возведения каменных идолов. Предположительно, они были сооружены для того, чтобы отметить смерть соплеменника: чем больше статуя, тем больше почета умершему. Однако возникает вопрос: "Как каменные глыбы перемещались из одной точки острова в другую?"

Ответ на него найти, скорее всего, будет уже невозможно. Однако найденные неоконченные прототипы будущих статуй наталкивают на мысль, что идолы сначала выдалбливались из каменной породы, а потом на бревнах или тросах перевозились из одной части острова в другую.

Как добраться?

Казалось бы, зная, где находится остров Пасхи, достичь его берегов не составит проблем. К сожалению, это не так. Можно попытать счастья и сесть на один из лайнеров, которые отчаливают от берегов Австралии или Южной Америки, направляясь покорять просторы Океании, тем более что первые жители достигли острова на ветхих суденышках. Однако наиболее адекватный вариант - долететь самолетом.

Но не все так просто и с летающим агрегатом: долететь до вожделенного места можно лишь из Чили и Таити. Для жителей России даже Австралия очень далека, а ведь это лишь перевалочный пункт на пути. Всего же, полет до берегов знаменитого острова займет несколько суток, а также съест изрядную порцию финансов. Стоит также помнить, что на острове лишь один город, так что осмотр памятников Юнеско - единственная радость, доступная туристу.

Когда посещать?

Несмотря на удаленность того места, где находится остров Пасхи, это довольно популярный туристический регион, имеющий свои периоды наплыва и спада активности приезжих. Учитывая тот факт, что данный клочок земли находится недалеко от экватора, то встретить сугробы снега здесь невозможно в любое время года. Однако высокий сезон начинается летом: с января по март. Далее следует уменьшение туристического потока, хотя температурные условия все еще не очень жестокие: около 17 градусов в самые холодные месяца. Таким образом, если хочется насладиться красотами острова Пасхи без галдящих толп, лучше приезжать в период с апреля по ноябрь.

Остров Пасхи является уникальным местом. Здесь можно полюбоваться вулканом, видимым даже из космоса, уникальными каменными изваяниями. Кроме того, население острова может многое поведать путешественникам, так как местные предания передавались из поколения в поколение. Так что теперь известно, где находятся острова Пасхи, и что они, а вернее он, собой представляют.

Так как выше уже пытаются понять, зачем этот Моаи решил утонуть, отвечаю. Работники обоих дайв–центров этого района рассказали, что конкретный экземпляр пытались увезти на корабле. Но что–то пошло не так, и судно перевернулось.
Эта версия вполне правдива, потому что:
- он действительно сделан из камня и очень похож на тех, что остались на суше
- лежит на глубине 28 метров. Для потех дайверов корабли и прочее топят в районе 15–18, чтобы нырнуть смогли и не AOWD
- истуканов вывозили очень много. Вполне реально, что в очередной раз тонну камня плохо закрепили. Никаких легенд вроде «Дух камня не позволил покинуть остров» нет. Просто в очередной раз не повезло. Десятки других Моаев были вывезены и находятся в музеях мира. Самый искусно сделанный с наличием жопы (чуть ли не единственный с этой частью тела) выставляется в Лондонском музее (в каком именно не помню)

Моаи под водой - это необычно. Но самый сюр и пронизывающий до яиц вид - это гора–вулкан, где этих Моаи выдалбывали из камня. Видеть разбросанные под разными углами многотонные каменные морды - это круто.

Остров из себя представляет чертово ничего. Выше на фотографиях типичная растительность. Не хватает только деревьев, они все–таки представлены на этом клочке суши в некоторых низменных местах. Полезных ископаемых нет. Море тоже не блещет.
Зачем люди решили там поселиться около тринадцати столетий назад? На самом деле вопрос в другом, зачем люди, которые там поселились, отчалили и поперлись в открытый океан? В этом районе не было глобальных катаклизмов, чтобы можно было говорить о перешейке до материка или наличию других островов тысячу лет назад. Просто по неизвестной причине один авторитетный чел сказал «Давайте попремся туда» и показал под девяносто градусов к берегу своей родины. А другие сказали «А давай!» Что заставило авторитета поднять сколько–то людей с насиженных мест и поплыть вникуда, ученые до сих пор не в курсе. Зато отлично понятно, почему эти люди решили поселиться на острове «чертово ничего». Это очень просто - когда пропрешься в лодках по Тихому океану пару–тройку тысяч километров (тогда паровых машин не было даже в Европе), будешь рад чему угодно.

Итак, пришла вторая волна иммигрантов, которые вроде как приплыли без женщин. На что надеялись, непонятно. Но им свезло - женщины были у первой волны. И первые мигранты ими поделилсь по–дружески. Все зажили счастливо и назвали себя Rapa Nui.
Но ресурсов мало, настолько мало, что не хватало даже той горстке людей, что паслась на этом острове. К тому же приплывшие последними были слегка поразвитие. И случился парадокс: понаехавшие стали насяльника, а понаостававшиеся превратились в почти бесправных гастарбайтеров.

Как гастарбайтеры завоевывали почет и уважение я не знаю. Но вот у крутых решалось все по–взрослому. Гугл подсказывает, что в лучшие времена на острове жило около десяти тысяч человек. Сколько было кланов, не знаю, но они точно были. И более развитые поселенцы не придумали ничего лучше в качестве доказательства крутизны, чем клепать из камня истуканов. Под сырье приспособили вулкан Rano Raraku. Хочешь для своего клана почет и уважение - выдолби каменную морду весом в несколько тонн и оттаракань ее на свою территорию. У кого каменных морд больше, тот и круче. Каждый истукан символизирует связь с предками и наделяет клан маной. Когда случались войны, враги старались расхерачить как можно больше Моаи противника, тем самым деморализовав его.
Второй вопрос без ответа - это как тащили Моаи от вулкана. Остров хотя и невелик, но для перетаскивания таких грузов нужны очень веские основания и какие–нибудь технологии. Первого было хоть отбавляй, а вот со вторым проблемы. Не уверен, что рапануйцы использовали хотя бы лошадей. С очень большой вероятностью тащили вручную. Тут как раз кстати были менее развитые гастарбайтеры. Кто–то считает, что каменные морды весом в несколько тонн катили на бревнах, кто–то считает, что перекатывали со стороны на сторону. Но как–то их доперли даже до противоположного побережья. Хотя, как показывают фотографии, очень много и даже скорее бОльшая часть так и осталась на холме.
Самый большой Моаи, который все–таки утащили до места назначения, высотой метров в пять и 75 тонн весом. Самый большой, которого не успели доделать, высотой около двадцати метров и 270 тонн.

Крутые, кстати, назывались длинноухими, а гастарбайтеры короткоухими.
И последним такое положение дел не нравилось. Таскай Мауи они, а почет и уважуха тем, кто заставлял их таскать. Свершилась революция. И хотя длинноухие были развитие, но короткоухие явно знали жизнь. Как ни крути развивать надо было не таскание какой–то хуйни через весь остров, а хотя бы каменные топоры апгрейдить. В общем, длинноухих всех или почти всех порешили.
На этом производство Мауи завершилось. Тем, что уже были установлены в святых местах, продолжали поклоняться, но новых таскать перестали. Официальная версия вроде как говорит, что короткоухие умом не доросли до такого венца человеческого гения, как выдолбить несколькотонную морду и оттарабанить ее за пять километров. Лично я считаю, что они как раз мозг включили на полную и пришли к выводу, что в этом мире, даже в их мирке есть гораздо более интересные, а главное намного более полезные занятия.

Долбить скалу ради поднятия самооценки короткоухие перестали. Старые истуканы, конечно, никуда не делись, но то цунами накатит, то вулкан слегка долбанет. Камень камнем, но постепенно Моаи разрушались, забирая с собой ману. Да к тому же не оставаться же всем кланам на одном и том же уровне крутизны. Если новых Моаев не делать, то откуда взять дополнительный почет?

И в какой–то момент почитание Моаев начинает переплетаться с почитанием человеко–птицы, что–то вроде полубога или типа того. Старые верования и богов не отменяют, но постепенно уходят к обрядам и приобретению власти без материальных доказательств вроде глыбы в десяток тонн. Теперь человек–птица стал главным по острову. Он является наместником бога, и его почитают как бога. Чтобы им стать, надо в означенный день и час выполнить задание первым. Для этого рядом с чертовым ничего острова Пасхи находится сраное ничего в виде острова Моту–Нуи. На нем кроме камней есть только гнезда морских чаек. Итак, чтобы стать богом, надо спуститься по очень крутому каменистому склону вулкана, доплыть километр до Моту–Нуи, забраться по его крутому склону, найти яйцо морской чайки и по уже протоптанной дорожке вернуться с ним для подношения главному жрецу. Разбить, конечно, нельзя. Куда они его засовывали, чтобы сохранить во время обратной дороги, история умалчивает. А может и не надо было тащить, может джентельменам верили на слово.

Теперь еще одно подтверждение моей теории, что короткоухие были не такими уж и тупыми. По крайней мере некоторые из них. Итак, какой–то крендель справился. Но главным становится не он, а тот, кого он представляет. Не всякому же говну главным становится, правильно? Теперь тот, кого представлял герой–яйцеискатель, молодец, он теперь бог. Его бреют во всех местах. включая брови. Дают новое имя. Подновляют жилище в пещере после предыдущего бога. В этой пещере представитель героя проведет ближайший год, издавая законы и разрешая конфликты. Он не может готовить себе еду - это делает за него жрец. Он не может стричь волосы или ногти, это тоже ответственность жреца. Он не может не то, чтобы поговорить с кем–нибудь, никто не имеет права посмотреть на него. То есть, бог живет отшельником. Его единственное средство связи с подвластным ему народом - верховный жрец, который и передает указы человека–птицы. Неглупо, правда? Жрец при этом каждый год ради своего титула не напрягается, ну кроме попрыгать, помахать местным кадилом и принести пожрать «повелителю» (что–то я сомневаюсь, что хоть один жрец сам напрягался ради готовки). Что там этот крендель из пещеры сказал на самом деле, через год не вспомнит даже сам крендель. Если и вспомнит, то на момент его общения с другими людьми богом то он уже не будет. А значит наезжать на верховного жреца чревато потерей уже своих яиц, а не птичьих. Да и с готовкой тоже неплохое пространство для действий. Если человек–птица попутает берега, то подмешать нужное снадобье и делов с концом. Боги к себе призвали, настолько крут был, что тут еще сказать. А пока яиц нет, я тут побуду главным. Ну или прямо сейчас пиздуйте на Моту–Нуи, если так хотите, но без яиц не возвращайтесь. Птиц с яйцами нет? Ваши проблемы.
Хотя на самом деле основная власть была у военных вождей, полагаю.

Остров Пасхи - крохотный клочок лавы, своими очертаниями напоминающий наполеоновскую треуголку, на тысячи миль вокруг объят океаном, небесным простором и тишиной. Если, разумеется, не брать в расчет крики чаек и монотонный ритм океанского прибоя.

Как писала неутомимая исследовательница острова Кэтрин Раупледж, "живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя и сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами нашего восприятия".


Повсюду на острове следы ушедшего прошлого - в длинных коридорах бесчисленных пещер, усыпанных осколками обсидиана; на склонах вулканов, покрытых остатками исчезнувшей культуры; в глазницах каменных великанов, одни из которых лежат, уставившись в зенит, другие же возвышаются над островом, устремив взгляд в неведомую даль.



Кто-то из известных математиков заметил, что жизнь на земле представляет собой необъятное царство приблизительных величин. Кажется, этот тезис достаточно убедительно демонстрирует наши представления об острове Пасхи.


Так что когда заходит речь о происхождении острова, истоках его древней цивилизации, о назначении таинственных каменных колоссов и о многом другом, что составляет многочисленные его загадки, всегда полезно помнить об относительности тех знаний, которыми научный мир на сегодняшний день располагает.


Интерес к этому крохотному вулканическому образованию, затерявшемуся в океанском безбрежье, со временем ничуть не ослабевает. И число публикаций об этом месте растет год от года. Трудно сказать, становимся ли мы от этого ближе к истине, но несомненно другое: остров Пасхи умеет озадачивать и удивлять.


Подобное ощущение возникло у Тура Хейердала перед лицом волнующей неизвестности, когда он изучал загадочный остров, где жители "не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекообразные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество из них через горы и долины, и устанавливали на мощных террасах во всех концах острова..."


Неутомимая тяга древних жителей острова к вытесыванию огромных каменных фигур, самая большая из которых высотой с семиэтажный дом и весом 88 тонн, принесла свои плоды: на острове их насчитывается многие сотни. Говорят примерно о тысяче маои (местное название изваяний). Но очередная археологическая экспедиция всякий раз открывает все новые и новые статуи.

Один из исследователей острова Пьер Лоти так описывал свои впечатления о каменных великанах: "К какой же человеческой расе относятся эти статуи, с чуть вздернутыми носами и тонкими выпяченными губами, выражавшими не то презрение, не то насмешку.

Вместо глаз лишь глубокие впадины, но под аркой широких благородных надбровий они, кажется, смотрят и мыслят. По обеим сторонам щек выступы, изображавшие или головной убор, похожий на чепец сфинкса, или оттопыренные плоские уши длиной от пяти до восьми метров. На некоторых надеты ожерелья, инкрустированные кремнем, другие украшены высеченной татуировкой".


Статуи, которые описал Пьер Лоти, ряд исследователей острова относят к наиболее древним. Но помимо этих, существуют изваяния иного рода. "Каждый день мы находим статуи другого стиля - других людей, - писал Франсис Мазьер, посетивший остров с научной экспедицией в середине 60-х годов прошлого века. - Обращенные спиной к морю, поставленные на гигантские погребальные платформы из камня - аху, они как бы следят за жизнью острова. У них и только у них открытые глаза. На головах этих статуй огромные красные цилиндры из красного туфа".


Экспедиция Тура Хейердала обнаружила бородатую фигуру в сидячей позе. Она не была похожа на прочие островные изваяния, вызвав массу размышлений по поводу своего происхождения.


Французский же исследователь Франсис Мазьер стал обладателем человеческой фигурки из дерева, которая по характеру исполнения разительно отличалась от всего виденного им на острове ранее. Это подвигло исследователя высказать предположение, что данная фигурка не имеет никакого отношения к полинезийским традициям и принадлежит иной расе.


Сюрпризы поджидают исследователей в лабиринтах островных пещер. В одной из них обнаружены наскальные фрески. Одна из них напоминает пингвина с хвостом кита. Другая изображает голову неизвестного существа. Это голова бородача с глазами насекомого. На его черепе ветвятся оленьи рога. Островитяне называют его "человек-насекомое".


Но какие народы создавали безглазых великанов у подножия вулкана Раку-Рараку? Кто является творцом исполинов, что стоят вдоль побережья? Чья рука нарисовала в одной из пещер голову "человека-насекомого"? "Местные жители не могут объяснить ничего, - писал Франсис Мазьер. - Они рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда ничего не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов".


Современному туристу, посетившему остров, как правило, в качестве "экзотического блюда" преподносят историю о войне двух островных племен - "длинноухих" и "короткоухих".


Еще в ходу легенда о прибытии на остров Хоту-Матуа - вождя предков нынешних островитян. "Земля, которой владел Хоту-Матуа, называлась Маори и находилась на Хиве... Вождь заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и стариков и посадил на две большие лодки. Когда они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой ее части, называемой Маори, ушла под воду".


В этих историях, возможно, сохранились отзвуки каких-то давних событий. Их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории острова. Даже назначение статуй не ясно.
Джеймс Кук полагал, что каменные истуканы сооружены в честь погребенных правителей и вождей острова. Профессор Метро думал, что изваяния изображают обожествленных людей. Американский ученый Томсон считал, что статуи являются портретами знатных людей, а другой исследователь острова, Максимилиан Браун, - что они изображают своих творцов.


О том, что каменные фигуры - это изображения богов, говорила Кэтрин Раупледж. Адмирал Роггеван, не высказываясь определенно, заметил лишь, что местные жители перед статуями разводят огонь и, садясь на корточки, склоняют головы.


Среди западных исследователей бытует "соревновательная" версия о назначении статуй. Согласно ей, племена, жившие на острове, враждавали между собой за право быть первыми. И якобы престиж в этой неустанной борьбе завоевывался в том числе и количеством статуй, вытесанных каждым племенем-соперником. Таким образом, статуи по этой версии даже не цель, а лишь средство самоутверждения людей.


Вряд ли с подобной трактовкой согласился бы "абориген" острова старик Веривери, некогда поведавший Франсису Мазьеру, в знак особого доверия, следующее: "Все маои (статуи) Раку-Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Именно поэтому острову и дали название Те-Пито-о-те-Хенуа, или Пуп Земли... Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров..."


Остров Пасхи, Пуп Земли.... Но это не единственные названия острова. Наш соотечественник Миклуха Маклай записал следующее местное название - "Мата-ки-те-Ранги". Джеймс Кук зафиксировал сразу несколько: "Ванху", "Тамареки", "Теапи". Полинезийцы именовали остров "Рапануи", а островитяне и до сих пор называют его "Те-Пито-о-те-Хенуа".


Многие, кто посещал остров, обращали внимание на режущую глаз диспропорцию между гигантскими статуями, каменоломнями, имеющими поистине циклопический размах и скромных размеров жилыми постройками местных жителей.


"В глаза бросалась явная непропорциональность аху с низвергнутыми статуями по сравнению с остатками домов. Статуи возвышались над деревней, устремив на нее свой взгляд. Обращенные спиной к морю эти великаны, казалось, призваны были поддерживать мужество людей-пленников затерянной в океане земли". Так писал Франсис Мазьер.


Ему же принадлежат и эти строки:
"Стены каменоломни, выдолбленные в форме кратера, расположены на очень крутом склоне, и надо было проделать огромную работу, не только для того, чтобы изготовить из него цилиндры (головные уборы маои. - Прим. авт.). И здесь, как и всюду на острове, кажется, будто обычные человеческие масштабы не устраивали тех, кто работал в этом карьере".


Между тем Рапануи трудно назвать идеальной обителью для реализации титанически энергоемких фантазий. Начать с того, что пищевые и водные ресурсы на острове ограничены. Пресная вода, основным источником пополнения которой на протяжении веков являются дожди, лишена многих необходимых организму минеральных солей - это результат фильтрации воды во время ее прохождения сквозь губчатые вулканические породы острова. Употребление такой воды, по мнению специалистов, приводило к серьезным заболеваниям.

Само добывание пищи требовало, судя по всему. огромных энергозатрат. И ее, конечно же, не хватало. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на острове относительно недавно был развит каннибализм. Жертвами людоедов, как донесли свидетельства, стали даже два перуанских купца.
Большинство ученых пришли к выводу, что первая, неизвестная нам цивилизация, являвшаяся творцом маои, других колоссов, была впоследствии уничтожена и ассимилирована второй миграцией, закат которой наблюдается на Рапануи по крайней мере последние триста лет.


"На острове можно обнаружить следы доисторического народа, - делает выводы Франсис Мазьер, - присутствие которого мы начинаем все больше ощущать и который заставляет пересмотреть все данные о времени и этике, навязываемые нам сейчас наукой..."


Вернемся в наши дни. В начале 60-х годов минувшего века мощной приливной волной, проникшей на 600 метров в глубь острова, некоторые маои были отброшены на расстояние до 100 метров. Работы по восстановлению статуй начались сравнительно недавно - не было соответствующей подъемной техники.
Лишь после того, как японская компания Tadano пожертвовала 700 000 долларов и доставила на остров мощный кран, дело пошло. В этом году были подняты многие опрокинутые цунами маои. Но возникает вопрос: каким образом древние жители острова передвигали каменных великанов, самый маленький из которых весит не менее 35 тонн?


Все гипотезы, возникшие вокруг этой проблемы, можно условно разбить на три категории. Фантастические апеллируют к инопланетному могуществу. Рационалистический подход уповает на использование островитянами всякого рода веревок, воротов, лебедок, катков... Существует даже версия, согласно которой статуи передвигались по дороге в несколько километров, покрытой пюре из батата, что делало ее скользкой.


Имеется также гипотеза мистического характера. По мнению островитян, статуи передвигались посредством духовной силы-маны, которой обладали вожди их далеких предков. "А что, если в определенную эпоху, - задается вопросом Франсис Мазьер, - люди умели использовать электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленным бататом".


Разумеется, можно предполагать что угодно, но перед лицом колосса высотой в 22 метра обычная логика становится бессильна.

Остров Пасхи иногда сравнивают с осколком лавы, на которой без переходных ступеней возникло самое оригинальное искусство и самая таинственная в мире письменность. Последнее - факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых.
И тем не менее, большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие. Так что даже крохотный остров Пасхи заимел своего Герострата.
Тем не менее, какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей.
Равно как и попытка объяснить назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия - еще одно название острова - их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

Рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. На нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. "Как люди могли соорудить аху с маои там, - размышляет Франсис Мазьер, - куда мы не можем подойти даже на лодке? Там, куда невозможно подняться по скале? Какая масса перенесла сюда этих многотонных великанов? Здесь равно бессильны и теория использования подстилки из батата, и теория деревянных катков!"

Был ли остров Пасхи когда-то частью более обширной территории суши? Вокруг этого вопроса в научном мире и по сей день не утихают споры. Во второй половине XIX века уже хорошо известные в то время ученые Альфред Уоллес и Томас Гексли выдвинули гипотезу, что население Океании, к нему относятся и жители острова Пасхи, является остатком "океанической" расы, жившей на ныне потонувшем континенте.

Академик Обручев, в целом поддерживал данную теорию. Он считал, что когда континент начал постепенно уходить под воду, население возвышенных территорий стало высекать каменные статуи и расставлять их в низинах, в надежде, что это умилостивит богов и остановит наступление моря. Иногда этот континент фигурировал в научных гипотезах как Пацифида, порой как Лемурия.

Современный научный мир, за небольшим исключением, такого рода гипотезы воспринимает с большой долей скепсиса. Но с другой стороны, история знает немало примеров, когда, на первый взгляд совершенно безумная идея на поверку оказывалась истинной. Вспомним хотя бы классический случай с гипотезой о "камнях, которые падают с неба".
В 1790 г. в Гасконии упал метеорит. Был составлен протокол, подписанный тремястами очевидцами, который и был отослан во Французскую академию наук. Но "высокий ареопаг" назвал все это глупостью, поскольку науке было хорошо известно, что камни с неба падать не могут. Но это так, к слову.

В последнее время наибольшее распространение имеют две гипотезы: гипотеза американского происхождения полинезийцев и полинезийской культуры (к которой ряд ученых относит и цивилизацию Рапануи) и гипотеза заселения островов Полинезии с запада. Тур Хейердал доказывал, что Полинезия была заселена двумя миграционными волнами.
Первая прибыла с южно-американского побережья Тихого Океана (местоположение современного Перу). Переселенцам андского происхождения Полинезия и обязана появлением каменных статуй и иероглифического письма. Вторая волна пришла в начале нашего тысячелетия с северо-западного побережья Северной Америки. Одно время на слуху была версия о викингах, приплывших в незапамятные времена на остров Пасхи и обосновавшихся там.

В некоторых версиях историю цивилизации острова пытаются трактовать с позиции этногенеза: якобы первопоселенцы, обладавшие высоким уровнем пассионарности, единственные во всей Полинезии знали письменность. Но постепенно, век за веком, шло рассеивание изначального уровня пассионарности, что в конечном итоге привело к угасанию культуры...

Станут ли наши знания об острове Пасхи более точны? Во всяком случае, ряд исследователей, например наши соотечественники Ф. Кренделев и А. Кондратов, уповают на это в своей книге "Безмолвные стражи тайн". "Загадки острова Пасхи - это одна из самых животрепещущих и актуальных проблем современной геологии, - пишут они. - Можно надеяться, что данные, полученные геофизиками, геологами, океанологами, вулканологами и другими представителями точных наук, смогут по-новому осветить давно известные факты и помочь найти решение проблем, над которыми безуспешно бились этнографы, археологи, историки".

Надо сказать, сегодня "точные науки" привнесли ряд интересных данных в проблематику эволюции острова. Рапануи расположен в уникальном, с точки зрения геологии, месте. Под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана. К острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов. Что дает лишний повод задуматься о символическом названии острова. Это действительно своеобразный "Пуп Земли".

Сегодня основным богатством жителей Рапануи, безусловно, является таинственное прошлое их маленького островка. Именно оно привлекает сюда ученых со всего света, именно поэтому два раза в неделю в местном аэропорту приземляются самолеты с туристами. В такие часы жизнь острова, неспешная и монотонная, как океанский прибой, оживает. Небольшое здание аэровокзала наполняется разноязычным многоголосьем: кто-то ищет гида, кто-то предлагает машину в аренду, кому-то нужна гостиница... Но проходят считанные часы, и снова над островом воцаряются тишина и покой. Количество автомобилей здесь можно сосчитать на пальцах. И они тоже подчиняются общему ритму неспешного существования. В этих краях скорость 50 километров в час выглядит как непростительное лихачество. Вдоль дорог время от времени встречаются знаки, ограничивающие скорость до 30 километров.

Остров Пасхи не слишком торопится в будущее. Современность - авиасообщение, интернет, телефонная связь - имеет здесь ограниченную сферу влияния. Истинными хозяевами острова по-прежнему являются безмолвные каменные стражи, прочно удерживающие свои тайны в надежно сомкнутых устах.

В основу публикации легли российские и зарубежные материалы об острове Пасхи.
Автор публикации

Ориентируясь по названию острова. Но остров был создан задолго до того, как возникло понятие Пасхи, а аномальности в нём намного больше, так что узнаём новые знания в сразу после конца света 🙂

Остров Пасхи — это остров в Тихом Океане, наиболее отстоящий от суши из всех известных островов (вследствие чего туризм на этот остров — дело дорогое). Остров имеет вулканическое происхождение и находится на пересечении нескольких литосферных плит (под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана; острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов). Ну а самая известная достопримечательность — каменные статуи:

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы:

  1. Рано-Као (324 м)
  2. Пуа-Катики (377 м)
  3. Теревака (539 м — высшая точка острова)

Начнём наш осмотр острова Пасхи с каменных статуй. Все каменные статуи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Древние мастера вырубали «моаи» — каменные статуи на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров.

На голове у статуй красовались шапки из красной пемзы, а глаза были раскрашены:

Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные статуи устанавливались на каменные "аху" — платформы-постаменты, которые достигали 150 метров в длину и 3 метров в высоту, и состояли из кусков весом до 10 тонн из той же пемзы.

По другой версии, каменные статуи острова Пасхи оцениваются намного тяжелее: говорят, их вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн.

Всего на острове Пасхи имеется 997 397 каменных статуй моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Подробно карту расположения каменных статуй, а также других достопримечательностей, можно посмотреть на этом рисунке (кликните для увеличения):

Также говорят, что на острове есть два вида статуй:

  1. Первый вид, без "шапок" (45% от общего количества) — это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах — это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с "шапками". То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на "карликовых" 4-х метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют "шапок" и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.
  2. Второй вид — это маленькие 3-4-метровые статуи (32 процента от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Возведение статуй на острове Пасхи — это камень преткновения среди "рационалистов" и "потусторонщиков". Первые уверяют, что все статуи могли быть установлены на острове обычными людьми с применением обычных земных средств. Тогда как "потусторонщики" приводят в качестве сил установки статуй что угодно — от магии-маны до инопланетян.

Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок.

Кто бы ни был прав, верно одно: все статуи делались на этом самом острове, в каменоломнях. И уже оттуда транспортировались на место установки. Как это выяснили? Очень просто: множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При взгляде на них создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

На фотографии — одна из неоконченных каменных статуй:

А вот ещё несколько неоконченных статуй на склоне вулкана:

Остановимся на ещё одном необЪяснимом пока что явлении, которое, конечно, проигрывает по масштабности, но идёт ноздря в ноздрю по загадочности.

Это таинственная письменность острова Пасхи. Можно сказать, что это — самая таинственная письменность в мире. Последнее — факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Кстати, исследования последних лет еще раз подтвердили, что на дощечках кохау ронгоронго каждый знак передает только одно слово, причем на них записан не весь текст, а только ключевые слова , остальные читались рапануйцами по памяти.

Существует на острове и ещё один занимательный факт. Так, на первой картинке в статье изображены головы статуй с подземными туловищами. Так вот, это изображение недалеко от правды. Так, если взять и хорошенько покопаться вокруг некоторых статуй, можно выкопать очень интересные штуки:

То есть, некоторые из статуй намного больше, чем кажется. Причём как они оказались под землёй — неизвестно: то ли сами по себе, то ли их изначально засыпали.

Ещё одна загадка острова — назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия — еще одно название острова — их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

И напоследок, козырь, разбивающий аргументы "рационалистов". Так, рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. Остров на карте:

Так вот, на нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. И возникает вопрос — как? Как рационально можно доставить туда каменные статуи? Никак. Лишь с помощью неведомых сил.

Что, кстати, вызывает вопрос: зачем? Если рационалисты обосновывают устройство каменных статуй хотя бы приемлемо — для защиты от наводнения либо же для защиты от чего-либо ещё, либо как обЪекты поклонения и т.д., то сторонникам "потусторонней" гипотезы установки статуй сказать просто нечего. Подумайте сами: зачем люди, которые владеют сверхЪестественными способностями и могут переносить многотонные глыбы на огромное расстояние, будут этим заниматься? Ведь не поклонялись же они им: действительная сила и суеверия не идут рука об руку…

Так что и гипотеза "потусторонников" также пропадает втуне. Что же остаётся? Остаются факты:

  • остров Пасхи, отдалённый от населённых земель на многие сотни километров
  • огромные многотонные статуи (некоторые более чем наполовину вкопаны в землю)
  • нерасшифрованная письменность
  • дороги непонятного назначения
  • отутствие внятных теорий того, как это всё делалось.

И получается, что Остров Пасхи — это загадка, которую ещё не удалось разгадать.

И не удастся, если завтра случится конец света 🙂

По материалам http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=16-3/16-3.html и http://www.ufo.obninsk.ru/pashi.htm

Текущее время на Острове Пасхи:
(UTC -4)

Остров Пасхи — единственный остров в Тихом океане, где была разработана собственная система письменности — ронго-ронго. Пиктограммы на деревянных дощечках представлены различными графическими символами, изображениями людей, животных, частей тела, домов, лодок и т. д. Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этим вопросом занимались многие лингвисты. В настоящее время существует множество научных гипотез о происхождении и смысле рапануйского письма. Некоторые ученые полагали, что письмо острова Пасхи пришло из Индии через Китай , другие — что через Новую Зеландию. Тур Хейердал пытался доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности, так и всей культуры острова.

Как добраться до острова Пасхи

Попасть на остров можно из Сантьяго регулярными рейсами чилийской авиакомпании LAN. С декабря по март перелеты осуществляются семь раз в неделю, в остальные месяцы — два раза в неделю. Перелет занимает пять часов, а стоимость билета составит приблизительно 350 — 400 долларов США при условии заблаговременной покупки билетов на сайте этой авиакомпании. В последнее время на остров можно попасть и из столицы Перу Лимы, откуда LAN осуществляет три рейса в неделю. Как правило, в аэропорту Матавери самолет делает просто промежуточную посадку, а затем летит дальше на Таити.

Поиск авиабилетов
на Остров Пасхи

Поиск попутчиков
на BlaBlaCar

Поиск авиабилетов на Остров Пасхи

Мы сравниваем все доступные варианты перелётов по вашему запросу, а потом направляем вас для покупки на официальные сайты авиакомпаний и агентств. Стоимость авиабилета, которую вы видите на Aviasales - финальная. Мы убрали все скрытые услуги и галочки.

Мы знаем, где купить авиабилеты дешево. Билеты на самолет в 220 стран мира. Поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

Мы сотрудничаем с Aviasales.ru и не берем никаких комиссий - стоимость билетов абсолютно такая же как и на сайте.

Поиск попутчиков на BlaBlaCar

Куда вы хотите поехать?
Пара кликов – и можно отправляться в путь прямо с порога.

 

Возможно, будет полезно почитать: