Последний бой у мечети кул шариф. Мечеть Кул Шариф: все о ней. Назначение накануне курултая

Какие ассоциации у вас возникают при слове «Казань»? Татары, Кремль, пышно отпразднованное тысячелетие столицы, уникальная по своей архитектуре и необычной истории мечеть Кул Шариф. Город, вмещающий в себя не только многовековую историю и годы кровавых баталий, но и нерушимую интернациональную дружбу и межконфессиональное единение. Все это в себе соединила мечеть Кул Шариф, которой в этом году исполнилось десять лет. По ней мы с вами и совершим сегодня виртуальную экскурсию и узнаем несколько тайн, ранее покрытых мраком.

Историю создания самой значимой и узнаваемой татарстанской мечети не знает разве что ленивый.

Вернемся в трагический 1552 год, когда Иван Грозный войной пошел на Казань. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожженная до тла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена, а сам город лежал в руинах, пожары не прекращались. Лишь на исходе XX века было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. И вот, в 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год.

Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты. С этого дня целый народ начинает жить легендарными образами дорогой сердцу мечети. Зимой 1996 года и был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладываются фундамент мечети. Ближайшие три года идет проектирование интерьера. И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года.

Новая мечеть стала чем-то особенным. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы. Это не просто место для поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира. В памяти народа еще живы воспоминания о героической обороне мечети и ее разрушении. Архитекторы старались воссоздать всю красоту и уникальной мечети, вернуть ее в культуру, в историю. В основе реконструкции были заложены две идеи. Во-первых, воссоздание легендарной мечети было важным моментом для Татарстана, вновь обретшего свою государственность. К тому же это память о защитниках Отечества. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь еще сильней привлекают взор и завораживают.

11 символов и тайн, окутавших мечеть Кул Шариф

1. Главный символ – место, выбранное для реконструкции мечети, словно с подсказки Всевышнего. Двор Юнкерского училища стал новым домом для Соборной мечети. Как оказалось позднее, мечеть обошла все провалы, разломы и оползни, изобилующие в другой части Кремля. Весь комплекс с поразительной точностью ориентирован на Мекку. К тому же училище, воинский плац и казарма символизируют военную силу. Теперь же здесь возвышается мечеть Кул Шариф, как символ смены эпох.

2. Это единственная мечеть, имеющая 4 минарета , против традиционного одного для татарских религиозных учреждений. Однако команда архитекторов, трудившаяся не один год над воссозданием комплекса Соборной мечети постаралась приблизить его художественный образ к татарской архитектуре. Купол мечети имеет форму, напоминающую образ коронный ханов Казани.

3. Кул Шариф представляет собой не одну только мечеть , но целый комплекс, включающий в себя мечеть, памятный камень и административное здание.

4. Внутри мечети с 2006 года действует Музей исламской культуры , один из стендов которого посвящен пяти столпам ислама, а именно: Вера в Аллаха и что Мухаммад – его посланник, намаз, ураза, закят и хадж.

5. Интересна и сама планировка мечети . План представлен в виде двух квадратов, пересекающихся под углом в 45 градусов и являющих собой известный мусульманский знак, означающих «благословение Аллаха».

6. Мечеть украшают восемь полумесяцев , что соответствует количеству минаретов разрушенной в XVI веке мечети.

7. В оформлении мечети можно найти традиционный для ислама и для татар элемент художественного украшения – тюльпан , который так органично влился в концепцию реконструкции. Этот цветок является древнебулгарским символом возрождения и процветания. В форме тюльпана прорезаны окна на куполе.

8. На внутреннем куполе мечети арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас» , а на стенах написаны все 99 имен Всевышнего, на шамаилях – имена пророков.

9. Внутреннее убранство и оформление Соборной мечети уникально по своей сути . Здесь посетители смогут найти и панно из керамики, и росписи, выполненные по технологии XVI века, и римскую мозаику, и ручную резьбу по дереву и камню. Радуют глаз уникальные по манере исполнения витражи и цветные стекла, позолотные работы и золотое шитье.

10. Стоит отметить, что в строительстве главной татарстанской мечети принял участие, пожалуй, весь мир. Возводили Кул Шариф строители из Турции, ковры, устлавшие пол мечети (протяженностью в 2000 квадратных метров) подарило иранское правительство, гранит и мрамор для украшения восьмиминаретного собора привезли из Урала, цветная люстра – из Чехии.

11. Открытая летом 2005 года мечеть Кул Шариф стала не просто рукотворным памятником истории и мастерству татарских зодчих , но и воплотила в себе идею межконфессионального единства в Татарстане. Через архитектурные элементы выразилась идея мира между двумя конфессиями республики – мусульманской и православной общин.

В этом году вновь возведенной мечети Кул Шариф исполнилось десять лет. На протяжении этого времени она радовала глаз не только жителей республики, но и гостей столицы. По истине, по одной этой мечети можно проследить и прочитать как в книге историю Казанского ханства.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Основные моменты

Внутри мечети Кул Шариф одновременно может находиться полторы тысячи человек, а на примыкающей к ней площади и того больше – 10 тысяч. И даже если предположить, что по каким-то причинам не сможете попасть внутрь, разочарованными вы отсюда не уйдете. Это культовое сооружение настолько красивое и выразительное, что, увидев его хотя бы раз, никогда больше не забудете.

Мечеть представляет собой симметричную композицию. В центре двора находится собственно здание Кул Шариф, а по бокам – два павильона. Они связывают между собой комплекс мечети и здание, в котором когда-то находилось юнкерское училище, придавая всему ансамблю общегородскую значимость и, тем самым, обогащают панораму историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».

В Кул Шариф проводятся некоторые обряды религиозного характера. Здесь можно проконсультироваться и по богословским вопросам, но при этом следует помнить, что имамы практически не располагают свободным временем, поэтому не всегда могут уделить верующим должное внимание. Многих это обстоятельство огорчает, но отчаиваться все же не стоит. В мечети Кул Шариф время от времени проводятся встречи-лекции, охватывающие различные сферы ислама, на которых вполне можно получить ответы на вопросы, которые вы хотели бы задать имаму на личной консультации.

Тут ежегодно организуются встречи с известными деятелями ислама, представляющими разные страны. Такие мероприятия обычно имеют широкий резонанс и собирают большое количество участников не только из числа мусульман. Это удивительное место, в котором бьется духовное сердце татарского народа, может посетить любой человек, записавшись на индивидуальную или групповую экскурсию.

История мечети Кул Шариф

2 октября 1552 года хорошо вооруженные отряды Русского царства под командованием Ивана Грозного ворвались в Казань. Этому событию предшествовала длительная оборона, названная историками героической. И не случайно: ведь огромной 150-тысячной московской армаде противостояли только 30 тысяч воинов, а также конница. Казанский правитель Едигер-Хан и глава местного духовенства всеми силами вдохновляли и воодушевляли горожан, даже не допуская мысли о сдаче своей столицы. Однако царь Иван Васильевич, который в популярном советском фильме «меняет профессию», в те далекие годы оставался верным своей наступательной стратегии, используя новейшее на то время техническое оснащение. Благодаря этому русские воины смогли пробиться в горящий город.

Огнем было охвачено всё и вся. Полностью сгорела и мечеть столицы Казанского ханства. Она являлась центром религиозного просвещения и научного прогресса Среднего Поволжья в XVI веке и также была известна своими величественными минаретами. У ее стен отчаянно сопротивлялись казанцы, предводителем которых был Сеид Кул Шариф. В последней схватке погибли все защитники города, включая самого предводителя, и Казань предстала перед Иваном Грозным полностью поверженной. В жестокой осаде уцелели городские укрепления и многие красивейшие дворцы, которые московский правитель рассматривал с удивлением и восхищением. Однако прекрасная многобашенная мечеть уже больше не возвышалась на холме.

Прошли годы, десятилетия, столетия. Не стало Русского царства, а затем и Российской империи. В Советском Союзе, образованном после распада последней, во второй половине 80-х годов прошлого века развернулись демократические процессы, и общественность стала поднимать вопрос восстановления легендарной мечети Кул Шариф. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиевич Шаймиев не мог оставить без внимания такие настроения, ведь о возрождении мечети татарский народ мечтал на протяжении долгих столетий. И вот осенью 1995 года глава республики издал указ, которым предписывалось восстановить знаменитую обитель – буквально с нуля.

Конкурс на лучший проект был объявлен уже зимой, в качестве места, где будет находиться святыня, определили территорию бывшего юнкерского училища. Затем был заложен памятный знак, и весной 1996 года власти объявили о завершении конкурса. Летом того же года место строительства мечети посетил российский президент Борис Ельцин, пообещав выделить некоторые средства из федерального бюджета. С того самого времени и казанцы, и весь татарский народ прониклись легендарным образом этой обители и личностью героического предводителя защитников города Сеида Кул Шарифа.

Фундамент мечети Кул Шариф был заложен весной 1997 года. Проектирование интерьеров храма было начато архитекторами И. Сайфуллиным, Ш. Латыйповым, С. Шакуровым, А. Саттаровым и другими в 1998 году, и все работы по нему финишировали в 2001 г. В том же 1998 году был отстроен цокольный этаж и отлит из бетона монолитный каркас. В 1999 году были изготовлены купола и металлические конструкции башен (минаретов). И к лету 2001 года шпили и купола наконец-то установили. В общей сложности на строительство было затрачено около 400 миллионов рублей, пожертвованных 40 тысячами граждан и многими организациями.

Выбор места строительства оказался без преувеличения удачным: верующие даже не сомневаются, что его подсказал сам Всевышний. Если принять во внимание, что Кул Шариф каким-то необычным образом оказался в стороне от геологических разломов, провалов и оползней, которыми в большом количестве изобилует остальная часть Казанского кремля, невольно начинаешь верить в такое предположение. А еще комплекс мечети, благодаря спутнику, с потрясающе высокой точностью ориентирован на Мекку.

Архитектура и внутреннее убранство

Мечеть Кул Шариф, облицованная гранитом и мрамором, возводилась на протяжении долгих девяти лет, с 1996 по 2005 год. Архитектурный облик святыни повторяет соборную мечеть XIII века Аль-Кабир – символ мусульман Поволжья. Она находилась в городе Булгар и много столетий назад оказалась разрушенной. В архитектурный облик мечети Кул Шариф органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.

План пятиэтажного здания, в отделке которого также применялись мраморный оникс и серпентин (змеевик), имеет вид двух квадратов 22 на 22 метра. Они пересекаются под углом 45 градусов в виде «Благословения Аллаха» – так называется один из знаков в исламе, широко известный не только последователям этой религии. Вестибюль главного входа в мечеть находится недалеко от помещений, которые занимает имам. Молельный зал и балкон-галерея для женщин тоже находятся поблизости. Стилобат здания образуется центральным этажом, где сосредоточены комнаты для омовения, отдельный вестибюль для представительниц прекрасного пола и гардеробная. Отдельно следует сказать о Музее ислама: он находится на этом же этаже, однако был открыт несколько позже, 21 февраля 2006 года. Под музей отведено два зала, их общая площадь – 566 квадратных метров.

Мечеть Кул Шариф украшена восемью полумесяцами – по количеству минаретов в старинной обители-предшественнице, датированной XVI веком. Очень красиво смотрится купол мечети, находящийся на высоте 36 метров и напоминающий шапку-корону – она больше известна как «Казанская шапка». Ее диаметр – 17,5 метров. Такое сходство не является случайным, подобные головные уборы в свое время носили казанские ханы. Нечто похожее можно увидеть и в Москве, а именно на знаменитом соборе Василия Блаженного: его, как известно, Иван Грозный построил в честь взятия Казани. Корону средневековых правителей города можно видеть на экспозиции Оружейной палаты. По одной из версий, она подлинная и была вывезена в Первопрестольную после падения столицы ханства. По другой теории, это копия, изготовленная по приказу царя Ивана Васильевича восточными мастерами уже после того, как непокорный татарский город был взят.

В купольном здании Кул Шариф можно видеть четыре главных минарета, расположенных по углам – всё это великолепие является сердцем задуманной архитекторами композиции. Наличие минаретов имеет глубокий символический смысл: они показывают, что строилась не просто мечеть, а восстанавливался упомянутый выше Аль-Кабир – старинный поволжский символ мусульманской религии. Высота каждого основного минарета составляет примерно 57 метров, и в столице Татарстана убеждены, что их мечеть является самой высокой в Европе. Благодаря тому, что они выкрашены в бирюзовый цвет, образ обители предстаёт светлым, возвышенным, радующим взор и побуждающим к чистоте помыслов и дел.

К основной части примыкает полуцилиндр, имеющий два этажа, где находятся псевдоминареты. Они подчеркивают вход, над которым находится второй этаж. Последний словно нависает, опираясь на несколько круглых колонн. Здание пожарной части располагается к югу от мечети, однако она является составной частью ее комплекса, так как оба здания между собой связаны единым стилем. Он, например, просматривается в форме и цвете купола, отделке обоих зданий мрамором.

Архитекторы мечети Кул Шариф – они, к слову, представляли фирму «Татинвестгражданпроект» – поставили перед собой задачу отразить посредством современных методов традиции татарского зодчества, насчитывающие целое тысячелетие. Идея воплотилась в очень красивых, эксклюзивных конструкциях стрельчатых арок. Они обрамлены уникальным орнаментом – косичками и аятами из Корана. Обращает на себя внимание сходство арок с конструкцией юрт. И это тоже не случайно, ведь они очень давно были для турок-кочевников «переносными мечетями». Кстати, мечеть возводилась строителями из Турции.

Внутреннее убранство Кул Шариф по своей отделке также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ. А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает посетителей и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр – 5 метров, а вес около 2 тонн.

  • Кул Шариф представляет собой «содружество» трех зданий, место для возведения которых выбирали 86 (!) экспертов, пока не остановились на территории бывшего юнкерского училища.
  • Комплекс собственно зданий мечети раскинулся на 18946,8 м², а общая площадь отведённого под нее участка составляет 19 тысяч квадратных метров.
  • Открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года, когда Казань отмечала юбилейный День рождения – 1000-летие со дня основания. Из всех объектов, когда-либо построенных к круглым датам в истории города, этот является самым крупным.
  • Несмотря на то, что духовный символ Казани и всего Татарстана позиционируется как самая крупная мечеть на Старом континенте (об этом было объявлено даже на церемонии открытия), на самом деле она таковой не является ни по площади, ни по высоте минаретов, ни по другим показателям.
  • Главный зал Кул Шариф одновременно является хранилищем книг, в которые вписаны фамилии всех жертвователей на строительство. Здесь же можно увидеть подарочные экземпляры Корана, изданные на различных языках мира.
  • Оформлением потолка занимались мастера из Государственного художественного фонда Татарстана. Технология была следующая: рисунки сначала выполнялись на холстах, а затем их поднимали на потолок.
  • Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота.
  • Внутренняя облицовка мечети Кул Шариф мраморная, этот природный материал доставляли из Челябинской области. А вот все без исключения двери мусульманской обители изготовили на месте, но из краснодарского дуба.
  • В Музее ислама посетители могут видеть интересный и познавательный стенд. Он посвящен пяти столпам мусульманской религии: вере в Аллаха и тому, что Мухаммад – его посланник, обязательности совершать намаз (молитву) пять раз в день, необходимости соблюдать пост в месяц Рамадан, обязательности Закята – годового налога в пользу нуждающихся и бедных и на распространение мусульманства, а также паломничеству в Мекку, больше известному как Хадж.
  • На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» – одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети. Имена пророков ислама можно прочитать на шамаилях.

Как добраться

Мечеть Кул Шариф расположена по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Казанский Кремль, 13.

Пешим ходом можно добраться от вокзала Казань-1, направляясь по улице Бурхана Шахиди. Дойдя до улицы Чернышевского, сворачиваете налево. На улице Кремлевской делаете ещё один поворот, и тоже налево. Весь путь займет у вас примерно 25 минут.

От столичного вокзала №2 и Северного автовокзала можно доехать на метро. Остановку делаете на станции «Кремлёвская».

Также до мечети Кул Шариф можно добраться на автобусе. От Центрального автовокзала отправляется автобус №6, едете до остановки «Центральный стадион». На автобусе №22, отъезжающим от Южного автовокзала, доезжаете до остановки «ул. Батурина», а номером 37 едете до остановки «Центральный стадион».

А вот от восточного автовокзала придётся добираться с пересадкой. Сначала садитесь на автобус №63 или №71, доезжаете и до остановки «Абжалилова» и пересаживаетесь на автобус №83, которым едете до остановки «ул. Батурина».

До поездки в Казань я мало что знал об этом городе. И слово Казань у меня ассоциировалось исключительно с Кремлем. Как-то так и получилось, что самым красивым для меня местом и оказался этот уникальный объект.

Кремлевский холм, с трех сторон окруженный водой, идеально подходил для возведения крепости. Первые укрепления булгарских племен появились здесь, на высоком берегу реки Казанки, на рубеже Х‒ХI веков. Потом была Золотая Орда, Казанское ханство, которые возводили свои укрепления. До наших дней ни одно из ханских сооружений не сохранилось.

Когда в середине XVI века Казанский кремль стал русской крепостью, православные церкви строились на местах «средоточия неверности», то есть буквально на руинах мусульманских построек.

Фотографии и текст Антона Петруся

1. После завоевания Казани Иван Грозный отправил в город псковских зодчих. Они начали застройку кремля. Сначала основная часть сооружений - башни и храмы - возводилась из дерева. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины - в 1596 году на месте деревянного храма.

Из волжского известняка псковичи соорудили стену длиной в 300 саженей. Она охватывала Спасские ворота, северо-восточную часть Кремля до поворота к востоку и часть северо-западной стены. Остальные 578 саженей остались дубовыми и уже позже были заменены камнем. Эти же мастера построили кремлевские башни с круглыми бойницами и зубчатыми стенами.

2. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины - в 1596 году на месте деревянного храма.

3. За долгую историю храм пережил множество реконструкций. В мае 1836 года собор посетил Николай I. После императорских распоряжений собор был расширен и превращен в зимний. Его посещали Пётр I, Екатерина II и почти все члены императорского дома, а также Радищев, Пушкин, Рахманинов. Не раз здесь пел в церковном хоре Федор Шаляпин.

4. А вот Казанская Пизанская башня - падающая башня Сююмбике. Существует красивая легенда, согласно которой Иван Грозный предложил выйти за него замуж царице Сююмбике. Та в ответ пообещала сделать это в обмен на башню, с которой она в последний раз хотела попрощаться с любимым городом. Башню построили за 7 дней (в день по ярусу, всего у башни 7 ярусов), после чего царица забралась на башню и скинулась с неё. В ту сторону куда она упала, и наклонена башня. Легенда, но красивая).

5. Комплекс пушечного двора.

6. В дни нашего приезда в Казань частенько лил дождь. Зато какие он нам дарил сюжеты с отражениями)

8. Мечеть Кул Шариф. Построена мечеть на территории Казанского кремля, торжественное открытие состоялось 24 июня в 2005 году, как раз к 1000-летнему юбилею Казани. Это был наиболее крупный объект, построенный к юбилею города. На момент открытия мечеть была объявлена как самая крупная мечеть в Европе, однако, на самом деле она не являлась таковой. Это скорее музей и символ ислама.

9. Деньги на строительство мечети, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций. Высота четырех больших минаретов - 57 метров, есть еще два малых, центрального купола мечети - 39 метров, его диаметр - 17,5 метров, основание мечети - 22×22 метра. Общая площадь участка, который занимает мечеть - 19 тысяч квадратных метров. Купол мечети напоминает шапку-корону, «Казанскую шапку». Такие шапки раньше носили казанские ханы. По этому же принципу были спроектированы купола не менее знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь взятия Казани.

10. Мы попали в Кремль на День города, народу была просто тьма. Очень приятно, что на территорию Кремля можно заходить свободно в любое время суток. И при этом абсолютно бесплатно.

11. Спасская башня - главная башня Казанского Кремля. Первоначально она и передняя часть стены, что показана на фото, были построены раньше всех псковскими мастерами. Первоначально там находилась церковь. Долгое время перед ней был большой ров, который засыпали в XVIII веке.

12. Вот это красивое здание - Министерство сельского хозяйства Республики Татарстан. Очень хорошо просматривается со смотровой площадки, позади Благовещенского собора. Перед днем города там монтировали сцену.

13. Традиционный ракурс на собор и мечеть. Две религии в одном флаконе.

15. Центральный выход (он же и вход) в Кремль - Спасская башня.

16. - одно из самых красивых мест в Казани, которое нам удалось посетить. Архитектура мечети воссоздает разрушенную много веков назад соборную мечеть аль-Кабир (13 век), которая находилась в городе Булгар.

Комплекс мечети Кул-Шариф стал не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

17. Мечеть строилась на спонсорские, бюджетные средства и пожертвования граждан. Имена всех жертвователей, как частных лиц, их более 35 тысяч человек, так и организаций, более 600, занесены в 5-томную книгу Памяти. Мечеть открыта для посетителей постоянно.

18. В главном молельном зале просто невероятно красиво. Светло, дышится легко. Он поражает своими размерами.

19. Мечеть может вмещать в себя около 1 500 человек, а на площади могут разместиться до 10 000 человек. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.

20. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. Стоит отдельно упомянуть, что ковры ручной работы. Две тысячи квадратных метров!

21. Потолок в мечети оформляли художники из Художественного Фонда Республики Татарстан. Рисунки, выполненные на холстах, впоследствии были подняты на потолок.

22. В мечети хранится часть кисвы - традиционное покрывало Каабы из чёрного шелка с узором золотыми нитями, закрывающее стены Каабы.

23. Окна в зале высокие и узкие, на концах - стрельчатые арки, которые заполнены цветными витражами.

24. На куполе внутри мечети арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас», а на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена пророков.

25. Все осветительные приборы, в том числе и огромная люстра, которая висит под куполом (вес люстры - 2,5 тонны), изготовлены в Чехии (это то самое знаменитое чешское стекло) по эскизам татарских художников. При ее изготовлении использовано цветное стекло и хрусталь, некоторые лепестки позолочены.

Мечеть Кул-Шариф в Казани воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году войсками Ивана Грозного. Ее открытие приурочили к 1000-летию города в 2005 году.

Свое имя (тат. Кол Шәриф мәчете, англ. The Kul Sharif mosque) она получила в честь последнего имама города Кул Шарифа — потомка Мухаммеда, воина, поэта и мыслителя. Считается самой большой в Европе и мире, ее вместимость 1500-1700 человек. Очень красивая внешне и внутри. Функция мечети заключается в представлении татарского Ислама в мире.

Экскурсия по мечети Кул Шариф в Казани

Мы посетили Казанский Кремль и мечеть Кул Шариф с индивидуальной экскурсией “ ”. Гид Сергей — профессиональный историк и замечательный рассказчик! Слушать его интересно и увлекательно. Это не монотонная скучная лекция, а продуманное и приятное погружение в историю старой Казани. На сайте Tripster более 260 положительных отзывов о его экскурсии, и мы также поставили ему пятерку!

У Сергея есть около семи вариаций данной экскурсии. Мы выбрали обзорную по Казанскому Кремлю с посещением двух главных храмов: Благовещенского собора и мечети Кул-Шариф. Дополнительно оплачивается вход на территорию Казанского Кремля: 100 руб./чел. для взрослых, 70 руб. для школьников. Если пойдёте в Кремль без экскурсовода, то вход бесплатный. Бесплатный вход на территорию Кремля, в т.ч. для групп, после 20:00.

Есть и групповые обзорные экскурсии по Кремлю с посещением казанской мечети. Стоят они дешевле, цены от 600 рублей, но людей в группе будет больше. Проводят их другие гиды, не Сергей. На таких экскурсиях вы узнаете краткую историю Кул Шариф и сделаете фото внутри мечети.

Адрес мечети и где находится

Кул Шариф находится в самом центре Казани, в западной части Казанского Кремля и видна из многих точек города. Добраться можно на общественном транспорте до остановок «Центральный стадион», «Дворец спорта», «ЦУМ» автобусами: 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 74а, 75 и др. Или на метро до станции «Кремлевская».

Адрес мечети Кул Шариф: ул. Шейнкмана, Казань, Респ. Татарстан, 420014.

Часы работы

Мечеть открыта для посещения с 9:00 до 19:30. При заказе вечерней экскурсии (только в сопровождении экскурсовода) можно посетить до 20:30.

Часы работы мечети Кул Шариф в Новогодние праздники:

  • 31 декабря с 8:00 до 18:00 (с 17:30 на выход);
  • 1 января с 10:00 до 20:00 (с 19:30 на выход);
  • 2-8 января - в обычном режиме.
  • Цена билета в Кул Шариф: бесплатно.

Кул-Шариф строилась и проектировалась в наши дни архитекторами Ш. Х. Латыповым, М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Мечеть представляет собой симметричное сооружение, в основании которого, пересекаются под углом 45 градусов, два квадрата — Исламский символ Бисмилла — “Во Имя Аллаха”.

Стены сооружения представляют собой восемь стрельчатых арок. Окна декорированы витражами. Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Венчают мечеть восемь полумесяцев, все они обращены в сторону Мекки. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — здание пожарной части.

Мечеть в цифрах

  • Высота минаретов: 55 м (в некоторых источниках 58 м);
  • Высота купола в форме Казанской шапки (короны ханов): 36 м;
  • Диаметр купола: 17,5 м;
  • Вместимость мечети: 1500-1700 человек;
  • Вместимость площади перед мечетью (места для молящихся указаны зелеными квадратами): 10 000 человек;
  • Количество этажей: 5.

Правила посещения мечети Кул Шариф

На входе в мечеть дают платочки и юбки. Обувь снимать не надо. Внутри организовано большое фойе, зона для туристов со скамейками. Также есть смотровые балконы, откуда можно увидеть молельные залы.

В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира.

Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

У Бога 99 имен, вообще их 100, но сотое сокрыто и явится только в судный день праведникам. Только они узнают сотое имя.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Макет мечети — произведение современного ювелирного искусства из золота и серебра, в традициях древнего татарского искусства, созданное русскими мастерами. Условный макет мечети Кул-Шариф в масштабе 1:80. Использовалась техника скани — создание из тонкой серебряной проволоки замечательных по красоте и сложности узоров. Комбинирование с финифтью — цветными эмалями, чаще всего бирюзой. Также во внешнем облике, белый камень с бирюзовым куполом и шатрами минаретов.

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное. Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные.

Тюльпан пришел в татарскую культуру и тюркский мир из древней степной истории. В степях живут не только барсы, а до сих пор цветет дикий тюльпан. На Новый год — Навруз, в день весеннего равноденствия, люди дарят друг другу луковицы тюльпана, как залог богатства, счастья, успеха и пожелание здоровья. Турки видели тюльпан, а к казанским татарам он пришел из сказок и легенд, поэтому так ярко выражен в искусстве и архитектуре.

Балкон


С балкона открывается вид на мужской молельный зал вместимостью 800 человек, а галерея чуть выше — для женщин на 300 человек. Мужчины и женщины молятся отдельно. Это забота о комфорте женщины. Для мулы специальный коврик и дальше рядами располагаются верующие. На ковре узор, который указывает места для молитвы.

Купол мечети

У мечети Кул Шариф очень красивый купол, тексты все коранические. И все короткие тексты, которые мы видим — это часть 99 имен Бога. Тексты подлиннее, например в основании купола, в центре — это важнейшие суры Корана, произносимые на Намазе. Мотив тюльпана хорошо виден на боковых поверхностях купола.

В центре — люстра в форме цветка лотоса из богемского стекла — хрусталя. Диаметр более 5 метров, общая масса вместе с креплениями около 1800 кг.

С правой стороны от михраба лесенка-возвышение минбар — место проповеди.
В христианстве день проповеди воскресенье, а у мусульман пятница. Проповедь читается на языке понятном общине, в Казани это современный татарский. Имам поднимается наверх, но никогда не встает на последнюю ступеньку.
Помимо самой мечети, в комплекс входят музей Исламской культуры, библиотека, издательский центр, экскурсионное бюро и управление имама. Мусульманские праздники широко отмечаются в Казани, это выходные дни.

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Мечеть Кул Шариф в Казани является главной для мусульман Татарстана. Такое необычное название появилось в честь духовного лидера и великого деятеля Кула Шарифа. Он жил еще во времена ханства, в 16 столетии. Данный человек являлся государственным советником хана. Это был потомок Мухаммеда. Личность уважали и почитали. На территории крепости хана всего было 5 обителей. Кул Шариф являлся имамом мечети хана, которая славилась богатой библиотекой.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Посещение может выполнено самостоятельно так и в рамках групповой экскурсии. Для осмотра территории потребуется несколько часов. Удобно добираться на метро. Выход — станция «Кремлевская». На автобусе необходимо ехать до остановки «ЦУМ» (номера 22 и 89).

История

В 1552 году началось осаждение Казани Иваном Грозным. Оборону по защите крепости возглавил Кул Шариф. Войска царя безжалостно атаковали стены. Духовный лидер погиб вместе со своими бойцами. С того момента, как приняли решение построить на территории мечеть, прошло около 400 лет. Только в 1995 году началось строительство святыни на территории Казанского Кремля. Известно, что примерно на этом же месте находилась ханская мечеть. Однако точные координаты являются неизвестными. Прошлое строение отличалось величественностью и восхищало своим великолепием. Но описания являются скудными. Поэтому, полностью воссоздать общую картину было проблематично. Тогда в 1995 году объявили конкурс проектов. В нем принимали участие не только российские архитекторы, но и специалисты со всего мира. Задача была непростая, желающих проявить свое мастерство было много.

Будущая обитель должна была объединять в себе несколько символов. Предполагалось ее возвести в форме шатра. Такой тип строения был характерен для кочевых народов. Купол должен быть небесно-голубого цвета и напоминать по внешнему виду Корону Великого Хана. Сегодня головной убор хранится в столице, в Оружейной палате.

Результат превзошел все ожидания. Облицовку здания выполнили с использованием белого мрамора, его привезли из Челябинской области. На строительном материале высекли суры. Так называли специальные надписи из Корана.

Архитектура

Святыня получилась многоминаретной. Она состояла из четырех крупных минаретов и двух небольших. Также присутствовало 2 псевдоминарета. Самые высокие минареты в высоту достигали 57 метров. Само здание делилось на несколько частей. Нижний ярус был выделен под музей Исламской Культуры. Также тут же были предусмотрены помещения для омовения. На втором этаже был вход в обитель и раздевалка для посетителей. Третий ярус – зал для молитв. Четвертый этаж был предназначен для женского посещения. А пятый был отдан под смотровую площадку. Также тут находятся красивые балконы, которые пользуются у туристов повышенным спросом.

Внутреннее убранство

Попадая в вестибюль, вы сразу видите перед собой макет обители. Он изготовлен из серебра и драгоценных камней.

Это достаточно просторное помещение и светлое. Потолки имеют эффектный растительный и геометрический орнамент. Благодаря этому зал смотрится достаточно динамично. На стенах много интересных надписей на арабском языке. Много букв, которые выполнены в форме какого-то предмета.

Само здание стоит в направлении Мекки. В вестибюле много символичных мозаичных панно, отражающих данную тематику. На них изображается два города. На первой картине присутствует Мечеть Аль-Харам из Мекки. В ее центральной части есть Кааба. Так называли самую великую мусульманскую святыню. В переводе данное слово обозначает куб. Он накрыт покрывалом (кисва) темного цвета. На покрывале четко прослеживаются узоры из Карана. Каждый год кисва заменяется на новую. Части старого покрывала по частицам передаются верующим людям. Один из фрагментов кисвы находится у Шаймиева. Панно с двух сторон имеют символичные надписи — Аллах и Мухаммед.

Изображение города Мекка неслучайно. Именно в этом городе родился пророк Мухаммед. Из этого поселения еще в 7 веке пошло распространение Ислама. В 922 году религия дошла и до Волжской Булгарии. Изображение города представлено схематически. Святыня со всех сторон обнесена каменными постройками. На тот момент город считался развитым, инфраструктура необходимая для жизни была налажена. Была своя армия, народ занимался различными ремеслами. Экономика процветала. Сегодня в поисках достоверной исторической информации ученые проводят археологические раскопки. Находятся многие архитектурные памятники древних Булгар, которые по крупицам восстанавливаются. С 2014 годы все находки внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельного внимания заслуживают своды ниши здания. Их отличает красивый небесно-голубой цвет. Выбор данной цветовой гаммы неслучаен. Он обозначает небо, место, куда обращаются молитвы мусульман. Одна из них выполнена в другой палитре. Она отличается наличием броского и яркого орнамента. Эту нишу называют Михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Примечательно, что мусульманами поклон совершается именно в данном направлении. Под стеклом у основания лежит небольшая часть кисвы. Она была подарена королем Саудовской Аравии в 2008 году. Если вы поднимите взор еще немного выше, то увидите надписи, выполненные в виде открытой книги. Так дизайнеры изобразили суры. Над текстом установлены медальоны.

С правой стороны от Михраба стоит кафедра со ступеньками. Отсюда зачитываются исповеди по пятницам и праздникам. Мусульмане отмечают два больших праздника — Курбан Байрам и Ураза-Байрам. Внутри минбара, прямо под куполом, вы заметите посох. Он выступает в роли символического напоминания о пророке Мухаммеде. При чтении исповеди пророк становился на определенную возвышенность. По традиции самой высокой точкой считается место Мухаммеда. Посох является своеобразным напоминанием этого. Имам произносит свою исповедь, становясь на один ярус ниже. Молитвы же произносятся на полу мужского молельного зала.

Пол в мечети имеет ковровое покрытие. Поэтому, как только вы заходите в зал молитв. Важно не забыть снять обувь. Напольное покрытие украшено дорогими персидскими коврами, которые сделаны вручную. Изделие было привезено в качестве подарка из Ирана для Республики.

Мужской молельный зал отличается богатым убранством. Стены украшены красивыми коричневыми медальонами, на которые написаны имена почитаемых Исламских пророков. А на стенах женского зала выбиты имена четырех праведных Халифов. В подкупольном пространстве красуется огромная люстра восхитительной красоты. Ее изготовили из высококачественного богемного стекла. Изделие создавалось по эскизам художников Казани. Светило укрепляется прямо под куполом. На нем есть надпись из Корана – Искренность.

В самом основании купола было сделано изображение сура из Корана. Данные слова по приданию произносили древние Булгары во время принятия ислама в 922 году. Так, в здании комбинируются корни духовного и мусульманского происхождения. Всего же в Исламе существует 99 имен Аллаха, которые раскрывают религию с разных сторон. Все имена золотыми буквами написаны на стенах. Они есть на витражах, куполе, окнах.

Музей исламской культуры открылся в 2006 году. Он является частью подразделения «Казанский Кремль». Для того чтобы попасть вовнутрь, необходимо воспользоваться цокольным этажом. Это единственный музей в России, который собрал в себя всю информацию об истории и культуре Ислама. Здесь вы сможете поближе познакомиться с тем, как жил тюрко-татарский народ Поволжья. Татары внесли большой вклад в ислам. Религия является источником культуры, образования, традиций. Экспозиция музея включает в себя три больших раздела. Они раскрывают особенности книжной культуры, эпоху реформаторства, цивилизацию всего Поволжья. Экспонаты дополняются различными мультимедийными вставками. Отдельного внимания заслуживает компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль».

Экскурсия по выставочным залам будет интересна, как взрослым, так и детям. Все информация представлена в доступной и познавательной форме. Главным экспонатом выступает интерактивный «Листающийся Коран». Он рассказывает о «Казанском издании» Корана, которое прославилось тем, что стало первой публикацией, сделанной мусульманами. Здесь вы сможете услышать сур Корана, узнать много интересных современных книг, рассмотреть поближе уникальные рукописи. Складывается ощущение, что вы на мгновение попадаете в прошлое, пронизанное тайнами и загадками.

Расположение музея символично. Оно находится прямо на территории Кремля, в главной обители Татарстана. Сама мечеть также выступает в роли основного материала памяти людям, которые погибли, сражаясь за город. Кремль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Место пользуется повышенным спросом у туристов. Каждый стремиться побывать тут, чтобы поближе познакомиться с культурой.

Мечеть 1996-2005 гг. возведения в плане выглядит как два квадрата, расположенных на пересечении под углом 45 градусов. Это известный во всем мире мусульманский знак, который обозначает благословение Аллаха. По углам монтированы четыре минарета.

Центральный вход осуществляется с главной молельной площади. Немного правее вы увидите цокольный этаж. Это и будет вход в музей. Возле двери будет висеть табличка.

Экспозиция музея поражает воображение. Общая площадь двух больших залов составляет 566 квадратных метров. Это единственный в мире крупный музей о тюрко-татарском народе. Основная цель работы музея заключается в распространении информации о религии, научно-исследовательской работе, в просвещении подрастающего поколения. Вся информация о культуре Поволжья и Исламе сгруппирована по темам. Процесс изучения покажется увлекательным. Раскрываются тонкости татарского восприятия религии. После экскурсии становится понятным, что татары внесли большой вклад в культуру и имеют богатую письменную традицию.

Музей работает каждый день, без выходных. Цена взрослого билета – 200 рублей. Дети, школьники и пенсионеры могут посетить выставку за 80 рублей. Для организованных групп стоимость ниже – 150 рублей для взрослых. Собираются группы по 15-20 человек.

Красотой культурного наследия хочется наслаждаться бесконечно долго. Мечеть стала главным украшением города. Здание уникально по своей архитектуре и имеет необычную архитектуру. Город хранит в себе многовековую историю — баталии, интернациональную дружбу, победы, потери, межконфессиональное единение. Все это соединяет в себе мечеть удивительным образом. Здание, действительно, является нечто особенным. Величие архитектуры трудно передать словами. Для того чтобы ее понять, необходимо все увидеть своими глазами.

Место поклонения и связи с Всевышним притягивает людей со всего мира. Народ до сих пор помнит героические подвиги хана и его вклад в историю. Архитекторам удалось воплотить всю полноту картины. Разрушенное когда-то здание вернули людям. Легендарное сооружение стало важнейшим для Татарстана, хранит память о защитниках Отечества. Символичная необычная форма сразу притягивает внимание. Мастерство татарских зодчих потрясло мир. Объект сумел объединить мусульманскую и православную общины. Внутреннее убранство полностью соответствует внешнему оформлению. Здесь есть мозаика, панно, росписи, ручная резьба, мрамор, дерево и т.д. Витражи и стекла создают ощущение тожественности. В концепцию украшения входит традиционный элемент — тюльпан.

 

Возможно, будет полезно почитать: