Церкви и храмы амстердаме. Прогулка по Амстердаму. Знаковая архитектура - монументы, замки, храмы и дворцы. Национальный монумент, Амстердам

(нидерл. Amsterdam) возник в конце XII века, когда местные рыбаки воздвигли деревянную дамбу на реке Амстел, чтобы обезопасить своё небольшое рыбацкое поселение от регулярных наводнений. Это событие принято считать началом истории Амстердама, название которого так и переводится - «дамба на Амстеле» (нидерл. «dam» - дамба). Вскоре оказалось, что в результате постройки дамбы устье реки преобразовалось в удобную естественную гавань. Неожиданное преимущество позволило Амстердаму быстро превратиться в важный морской порт и торговый центр. Развитие города проходило стремительными темпами. Например, уже в 1489 году император Максимилиан I в благодарность за денежные займы даровал право украсить городской герб императорской короной.

В 1585 году Антверпен (крупнейший порт–конкурент Амстердама) в ходе военных действий был взят испанцами, что привело к массовому переселению антверпенских торговцев и ремесленников (бежали от испанской инквизиции), а также всех евреев (опасались действия Альгамбрского декрета, запрещающего евреям проживать на испанских территориях) в Амстердам. Именно в это время еврейские ювелирные мастера принесли технику огранки алмазов, чем и объясняется вот уже более чем 400-летнее лидерство Амстердама на рынке бриллиантов.

В 1602 году ведущие нидерландские купцы (с целью исключения взаимной конкуренции и совместного противостояния португальской, испанской и английской торговле) основали Ост-Индскую компанию, крупнейшую коммерческую организацию своего времени, первое акционерное общество в мире. В свою очередь, компания открыла в Амстердаме первую фондовую биржу для торговли ценными бумагами. Объединив возможности богатейших купцов, Ост-Индская компания развернула деятельность колоссальных масштабов и монополизировала торговлю с землями Тихого и Индийского океанов. По сути, она стала государством в государстве, а Амстердам - городом, где расположена её штаб-квартира и через который, соответственно, проходят главные финансовые потоки. Это было время рассвета и процветания. Компания существовала вплоть до конца XVIII века, превратив Нидерланды в передовую морскую и колониальную державу Европы.

Конец 300-летнему стремительному развитию Амстердама наступил во времена французской оккупации 1795–1813 годов, когда ограничительная торговая политика Наполеона и континентальная блокада стали серьёзным ударом по экономике и торговле.

Главной особенностью современного Амстердама являются четыре водных канала в форме концентрических кругов, которые и создали особый архитектурный облик исторического центра города. Первый из каналов - Сингел (Singel) - был построен в середине XV века как оборонительный ров. В этом качестве он использовался до 1585 года, затем по причине быстрого разрастания города был преобразован в судоходный канал. Новая транспортная артерия продемонстрировала высокую эффективность, поэтому в начале XVII века с целью осушить болотистую местность вокруг города построили сразу три новых канала - Херенграхт (Господский канал), Кейзерсграхт (Императорский канал) и Принсенграхт (канал Принцев). Огромные объёмы добытого грунта использовали как насыпь, чтобы поднять общий уровень земли. Подробней об истории амстердамских каналов можно узнать, посетив специализированный .

Вероятно, знакомство Петра I с Амстердамом и его системой каналов (во время поездки 1697 года) оказало существенное влияние на историческое решение российского царя приступить к осушению болот в дельте Невы для постройки будущего Санкт-Петербурга.

Главные достопримечательности Амстердама

(нидерл. Koninklijk Paleis) - одна из главных исторических достопримечательностей Амстердама. Сооружение возвели в 1655 году в качестве городской ратуши. В XVII веке в связи с успешным развитием Ост-Индской компании Амстердам был в расцвете своего величия, поэтому здание ратуши спроектировали с целью подчеркнуть роскошь и великолепие столицы. Однако в городе каналов монументальное строительство сильно затруднено, поэтому, чтобы получить устойчивый и надёжный фундамент, при постройке использовали 13,5 тысячи свай. Стены из жёлтого песчаника, купол с флюгером, богатые интерьеры и отделка мрамором сделали сооружение прекрасным образцом архитектуры классицизма.

В начале XIX века ратуша настолько понравилась Луи Бонапарту, что он распорядился превратить её в свою личную резиденцию. Следующим владельцем достопримечательности стала Оранская династия (правящая и по сей день династия Нидерландов), представители которой закончили начатые Луи Бонапартом обновления интерьеров и внутреннего убранства, превратив достопримечательность в великолепный королевский дворец. Например, появились полотна таких голландских художников, как Рембрандт, Йорданс, Ливенс и Боль. В наше время король Виллем-Александр периодически проводит здесь официальные приёмы и мероприятия, и, несмотря на это, дворец открыт для туристов.

Мёйдерслот (нидерл. Muiderslot) - хорошо сохранившийся и отреставрированный замок эпохи позднего Средневековья, расположенный в 15 км от Амстердама. Точная дата и обстоятельства строительства неизвестны. Первое письменное упоминание относится к концу XIII века, как уже о полностью построенном и функционирующем замке, при котором находится пункт сбора налогов с торговых лодок, следующих по реке Вехт к городу Утрехту, важному торговому центру того времени.

Внешне Мёйдерслот представляет собой замок из красного кирпича, словно сошедший со страниц рыцарских романов - небольшой и изящный, оборудованный бойницами и башнями. В начале XVII века фортификационные функции отошли в прошлое, и он превратился в особняк дворцового типа, в котором его владелец Питер Хофт создал изысканный литературный салон, где собирались литераторы, художники, композиторы и просто высокообразованные люди. Рядом с замком разбили сады. Это было время расцвета Мёйдерслота.

Однако пережил замок и трагические времена - в конце XVIII века его использовали в качестве тюрьмы, а в период Наполеоновских войн здесь находились французские казармы. Сады, конечно же, уничтожили. Восстановительные работы за неимением средств смогли начать только в XX веке - сооружение отреставрировали и разместили в нём филиал Государственного музея. Сегодня в Мёйдерслоте находится экспозиция оружия и доспехов эпохи Средневековья, коллекция живописи, мебели и предметов быта. Также периодически в замке проводят фестивали исторической реконструкции и устраивают соколиную охоту. Благодаря духу старины, который тщательно восстановили в этих стенах, Мёйдерслот во многом превосходит другие достопримечательности Амстердама.

Музеи Амстердама

(Hermitage aan de Amstel) является филиалом санкт-петербургского Эрмитажа. Выбор Амстердама неслучаен, поскольку Пётр I был частым гостем в столице Нидерландов, а его дочь стала супругой короля Виллема II. Музей расположен в здании Амстелхоф на реке Амстел, построенном ещё в XVII веке. Считается, что сам Пётр I бывал в нём, осматривая приют для пожилых женщин, который в то время находился в Амстелхофе.


Официально Эрмитаж на Амстеле открыли в 2009 году королева Беатрикс и Дмитрий Медведев. Здесь проводятся только временные тематические экспозиции из запасников российского Эрмитажа. Их длительность - от четырёх месяцев до двух лет. При музее работает ресторан «Нева». Из стоимости билета 1 евро перечисляется на счёт российского Эрмитажа.

(Amsterdams Historisch Museum) представляет обширную экспозицию, иллюстрирующую историю столицы Нидерландов от эпохи Средневековья до наших дней. Собрания музея насчитывают около 80 тысяч экспонатов, в которые входят картины, скульптуры, мебель, предметы обихода, украшения, книги, текстиль и ремесленные изделия (керамика, фарфор, стекло). Также можно ознакомиться с археологическими находками, увидеть экипаж XVII века, галерею с портретами почётных горожан, иллюстрацию развития города от небольшой рыбацкой деревни до столицы мирового уровня и, конечно, полотна известных голландских художников. Часть музейных фондов уже оцифрована и доступна для просмотра на официальном сайте.

(Scheepvaartmuseum) посвящён истории мореходства Европы в целом, и Нидерландов в частности. Даже музейное здание относится к Золотому веку, периоду, когда столица была важнейшим торговым морским узлом. Экспозиции включают вооружение, навигационные инструменты, предметы обихода моряков, карты морских путей, художественные полотна на военно-морскую тему и даже модели кораблей. Рядом с музеем находится копия грузового корабля XVIII века в натуральную величину. Здание музея, его коллекция и этот корабль - интереснейшие достопримечательности Амстердама. В XVII веке в этом здании находился адмиралтейский арсенал, где хранились оружие и боеприпасы.

(Diamond Museum) в столице Нидерландов не только роскошь, но и часть истории города. Вот уже более 400 лет Амстердам - центр алмазной промышленности. Посетителей музея подробно знакомят с процессом создания бриллианта из алмаза, рассказывают об оценочной стоимости и многом другом. Специальный видеосюжет показывает, как происходит добыча алмазов непосредственно в карьерах. Видео демонстрируется на английском и нидерландском языках, также выдают письменный перевод на русском. Самой интересной экспозицией можно назвать зал, где представлены копии всемирно известных бриллиантов или ювелирные украшения с ними.

Туристам, которые заинтересовались бриллиантовой тематикой, советуем посетить алмазную фабрику Gassan Diamonds или Coster Diamonds, где акцент сделан на практические и наглядные экскурсии. Они совершенно бесплатные, однако будьте осторожны: подобный маркетинговый шаг иногда приводит к дорогим незапланированным покупкам.

Центр науки и технологий, яркая достопримечательность Амстердама. Оригинальное здание музея спроектировал итальянский архитектор Ренцо Пиано, который является одним из основателей стиля хай-тек. Благодаря его замыслу внутри можно увидеть вентиляционные трубы, стальные перекрытия и другие функциональные детали. Со ступенчатой крыши музея, на которую можно выйти через четвёртый этаж, открывается прекрасный панорамный вид на старый город. Это лучшая обзорная площадка Амстердама.

«Энерджайз» - экспозиция о том, как получают и используют энергию. «Мир Формы» демонстрирует, что такое геометрия и геодезия. Здесь можно создать многогранники и другие фигуры, узнать больше о перспективе и симметрии, увидеть, как математика становится инструментом для трансформации материального мира. Экспозиция «Удивительные конструкции» расскажет о самых интересных инженерных сооружениях (мосты, небоскрёбы, скоростной лифт). «Поиск жизни» посвящён теме происхождения жизни на Земле, изучает историю Вселенной от Большого взрыва до отдалённого будущего. В «Лаборатории НЕМО» можно надеть белый халат учёного, безопасные очки и приняться за любопытные несложные эксперименты. «Путешествие разумом» - изучение нашего мозга в действии. Выставка включает головоломки, информационные тесты, которые позволяют больше узнать о себе. «Интеллектуальные технологии» демонстрируют возможности современной науки: экономия энергии, уменьшение углекислого газа в атмосфере и многое другое. «Водный мир» и «Сила воды» расскажут о питьевой воде, об использовании силы водных потоков для мельниц, плотин, о создании водной, «зелёной» энергии. Одна из необычных экспозиций - «Факты о подростках», где объясняют, как и почему меняется тело и мозг подростка. Это весёлая и увлекательная выставка, которая объясняет многое о половом созревании.

(Tassenmuseum Hendrikje) относится к тем достопримечательностям Амстердама, которые по праву можно отнести к уникальным. Всего в мире существует три подобных музея, но именно в столице Нидерландов находится наиболее богатая коллекция. Она появилась благодаря Хендрикье Иво, которая собирала редкие дамские сумки и решила сделать своё собрание доступным для широкой публики.

Музей насчитывает 3500 сумок и кошельков, старейшие из них были созданы в XVI веке. Ценнейший экспонат - мужской кошелёк времён Золотого века Голландии, выполненный из козьей кожи. Конечно, большинство посетителей амстердамского музея составляют женщины, интерес которых к антикварным редкостям умножается на интерес к очаровательным аксессуарам. Также представлены изделия современных дизайнеров, в том числе Hermes и Chanel.

(Museum Van Loon) - образец голландского купеческого (дворянского) дома XVI–XIX веков. Назван в честь семьи ван Лон, которая владела домом с XIX века. Последний из представителей рода превратил часть дома в музей. Таким образом, особняк является фактически свидетельством жизни семьи Ван Лон на протяжении двух столетий. В музее хранятся картины, старинная мебель, посуда, гобелены, разные предметы интерьера и быта, характерные для богатого дома XVI–XIX веков. Также периодически проводят временные выставки произведений искусства, а в саду с розарием, который устроен вокруг дома по аналогии с садами XVI века, можно увидеть уникальную достопримечательность - садовый домик «Храм Аполлона».

(Museum Willet-Holthuysen) - роскошный особняк, который был передан Амстердаму с целью превращения его в музей, сохранения внешнего облика и исторических интерьеров. Построенный в XVII веке дом Виллет-Голтгейзенов к тому времени уже давно напоминал музей: последние владельцы, Луиза Голтгейзен и её супруг Абрахам Виллет, собрали уникальную коллекцию антикварных предметов, гравюр, картин и статуй. Немногие музеи в Амстердаме могут похвастаться такой богатой экспозицией, принадлежавшей одной семье. Коллекция включает не только произведения живописи и скульптуры, но также различные изделия из керамики, серебра и стекла, мебель, украшения и даже библиотеку. Помещения особняка наполнены таинственностью и загадочностью. Роскошная отделка банкетного зала XIX века, который считается одним из лучших в стране, зимний сад, античный зал и антиквариат повсюду - вот что могут увидеть туристы, посетив эту интересную достопримечательность Амстердама.

(Pijpenkabinet) - единственная музейная достопримечательность, где не борются с курением, а поощряют его. Здесь действительно можно курить, а ещё здесь собрана самая большая в мире коллекция трубок для курения. Как и многие оригинальные музеи, он начался с собрания частного коллекционера. Сегодня в запасниках хранится до 20 тысяч экспонатов, а постоянная экспозиция включает около трёх тысяч. Кроме курительных трубок, в музее представлены разнообразные приспособления, которые человек когда-либо использовал для процесса курения.

(Heineken Experience) - достопримечательность Амстердама, которую можно попробовать «на вкус». Точнее, можно отведать целых три кружки знаменитого пива, рецепт которого не менялся уже 150 лет - и совершенно бесплатно. В придачу музей демонстрирует, как и из чего изготавливается этот продукт. Посетители могут принять участие в аттракционе Bottle Ride, который позволяет ощутить себя бутылкой пива. Аттракцион включает просмотр видеоролика об изготовлении пивной бутылки. Вы стоите на подиуме, при этом создаётся эффект движения по конвейеру. В музее есть и другие интерактивные экспонаты и развлечения. В здании, где расположен музей, ещё не так давно находились работающие пивоварни - их закрыли только в 1988 году.

(Madame Tussauds) - коллекция восковых фигур знаменитостей, первый филиал одноимённого лондонского музея. Поскольку музей расположен в Амстердаме, акцент сделан на известных личностях Нидерландов. Рембрандту, например, посвящён целый зал. Отдельная экспозиция отведена для политических деятелей - королева Беатрикс, Джон Кеннеди, Бен Гурион, Индира Ганди, Барак Обама и многие другие. Ну и, конечно, есть здесь звёзды шоу-бизнеса: Мадонна и Анжелина Джоли, Элтон Джон и Брэд Питт, Паваротти и Мэрилин Монро. Также у посетителей есть возможность побывать в небольшой мастерской, где изготавливают восковые фигуры для музея.

(Hash, Marihuana & Hemp Museum) - уникальная достопримечательность Амстердама. Специфика местного законодательства позволяет употреблять и приобретать лёгкие наркотики в специальных магазинах - кофешопах. Поэтому появление музея, в котором рассказывается об истории выращивания конопли, - это вполне естественный результат.

Помимо использования в «медицинских» целях, конопля давным-давно известна в промышленности. В частности, кораблестроение до XIX века не обходилось без пеньки (это волокна стеблей конопли), отлично подходившей для изготовления морских канатов. Благодаря своей прочности пенька использовалась и в качестве дешёвых стёганых доспехов вплоть до появления огнестрельного оружия. Конечно, пеньковый доспех не помогал полностью избежать ран от холодного оружия, но, по крайней мере делал её менее глубокой, а в некоторых случаях и вовсе незначительной.

(Museum Het Grachtenhuis) рассказывает об истории постройки . Ежегодно речные трамвайчики перевозят около трёх миллионов туристов, многие из которых приезжают в Амстердам исключительно для того, чтобы полюбоваться на эти каналы. Музей находится в оригинальном особняке XVII века. Экспозиция посвящена созданию каналов и охватывает историю за четыре столетия.

(Tulpenmuseum) рассказывает, как выращивают и селекционируют тюльпаны, какие существуют старинные и современные технологии культивирования цветов. Для настоящих эстетов и любителей прекрасного в музее есть художественная выставка картин с тюльпанами. Мало кто знает, что настоящей родиной тюльпанов является Турция, или тот факт, что в середине XVII века редкие сорта тюльпанов стали причиной обвала фондовой биржи, после того как длительный спекулятивный рост цен поднял их стоимость в сотни раз. Событие вошло в историю под названием «тюльпаномания», его часто считают одним из первых классических (в современном понимании) мыльных пузырей на бирже. Настоящий масштаб ущерба и вовлечённость населения в «тюльпаноманию» до сих пор является предметом экономического изучения, из-за чего всё произошедшее обросло разного рода легендами.

Музей эротики (Sex Museum) подчёркивает репутацию самого толерантного города Европы. Здесь можно увидеть как интересные с исторической точки зрения и познавательные экспонаты, так и сугубо развлекательные. Более скромные посетители удовольствуются совместным фото с манекенами Мэрилин Монро и Маты Хари, а для любителей провокаций есть всевозможных размеров гениталии. Важные экспонаты - старые эротические фото, античные скульптуры, китайские рисунки и европейские гравюры. В музее оформлены тематические выставки, названные в честь известных личностей - от Оскара Уайльда до маркиза де Сада.

Киномузей функционирует в целях сохранения нидерландских фильмов. Коллекции музея содержат около 37 тысяч кинолент, 60 тысяч плакатов, множество фотографий и книг. Самые первые материалы относятся к 1895 году. Архив основали сразу после Второй мировой войны. Ранее Киномузей находился в парке Вондела, но в 2009 году переехал в новое современное сооружение, где стал частью проекта под названием Институт кино EYE . Последний включает несколько выставочных помещений и четыре кинозала. Главная цель проекта - оцифровка и сохранение фильмов.

Галереи Амстердама

(Rijksmuseum) - художественная галерея, в которой выставлены шедевры нидерландской и европейской живописи XV–XIX веков. Основан Луи Бонапартом, братом Наполеона I, в 1808 году. В основе художественной коллекции - полотна Рембрандта, Вермеера, Халма и Рёйсдала. Современное музейное здание было построено в конце XIX века, а вначале XX его главный зал специально перестроили, чтобы разместить шедевр Рембрандта «Ночной дозор». Также в Государственном музее представлены скульптуры, археологические находки, рисунки, фотографии и гравюры.

(Stedelijk Museum) - первая в Амстердаме галерея современного искусства, где представлены все его направления. Здесь находится крупнейшее собрание картин Малевича (за пределами России), которое в своё время не было возвращено СССР после выставки в Берлине. Также в Городском музее выставлены Шагал, Кандинский, Пикассо, Моне, Ренуар, Сезанн, разные художественные группы, представители видеоарта, поп-арта и многие другие.

(Museum Het Rembrandthuis) представляет собой прекрасно восстановленную историческую достопримечательность, в которой великий художник проживал с 1639 года вплоть до момента своего банкротства в 1656. Если это ужасное событие стало печальным этапом жизни для Рембрандта, то для ценителей его творчества банкротство значимо тем, что в результате был создан важный архивный документ - нотариальная опись, составленная для продажи имущества с аукциона. Именно на её основе в начале XX века и была воссоздана обстановка дома, интерьеры жилых комнат, а также мастерская.

Новообразованный музей не мог позволить себе приобрести хотя бы несколько картин великого мастера, поэтому начал собирать гравюры, которые известны как «офорты Рембрандта». Сегодня их собрано уже около 260 из 290 существующих в мире. Также благодаря частным меценатам появилось несколько шедевров Рембрандта, однако основную часть художественной коллекции музея составляют работы его учеников и современников.

(Van Gogh Museum) - художественная галерея, в которой хранится крупнейшая коллекция работ Винсента Ван Гога и художников, работавших в тот же исторический период (Гогена, Пикассо, Сёра, Моне, Тулуз-Лотрека). Постоянная музейная экспозиция рассказывает о жизни и творчестве художника-постимпрессиониста. Периодически проходят временные выставки по истории искусства. В 2002 году из музея похитили две картины Ван Гога, которые так и не были найдены.

Церкви Амстердама

(Sint-Nicolaasbasiliek) - главная католическая церковь Амстердама. Возведена в конце XIX века, когда был снят запрет на проведение католического богослужения в Нидерландах. В архитектурном плане базилика соединила в себе стиль Возрождения, элементы неоренессанса и необарокко. Фасад образован двумя башнями с окном-розой посередине и барельефом с изображением Христа и евангелистов. В базилике находится коллекция фресок, а над алтарём установлена корона Максимилиана I. Часто проходят концерты классической музыки.

(Oude Kerk) - церковь в готическом стиле, старейшая достопримечательность в Амстердаме (название так и переводится - «старая церковь»). Заложенная в 1213 году как деревянная капелла, в XIV веке Аудекерк была перестроена в грандиозное по размерам сооружение из красного кирпича. Епископ Утрехтский освятил её в честь святого Николая. В 1556 году кальвинисты, последователи иконоборчества, уничтожили богатые интерьеры, поэтому и по сей день внутреннее убранство выглядит аскетично. Несколько реконструкций придали церкви черты Ренессанса. Аудекерк часто посещал Рембрандт, здесь он крестил всех своих детей. Любопытно, что достопримечательность находится в Де Валлен, наиболее известном из . Недавно на крыше церкви была возведена специальная смотровая площадка.

(Nieuwe Kerk) - церковь, построенная в XV веке, когда Аудекерк уже не вмещала всех прихожан. Её название так и переводится - «новая церковь». Частые пожары привели к нескольким реконструкциям и появлению неоготических элементов. Ньивекерк используется для проведения коронаций (последняя - коронация Виллема-Александра в 2013 году) и королевских бракосочетаний. Сегодня Новая церковь не является приходской. Для широкой публики здесь проводятся выставки и органные концерты.

(Westerkerk), или Западная церковь, отличается самым высоким шпилем в городе (его высота составляет 85 метров). Наверху шпиля - корона Австрийской империи. Здесь был похоронен Рембрандт и многие другие известные голландцы. В интерьере стоит обратить внимание на огромный орган в стиле барокко, створки которого искусно расписаны де Лерессом. Это кальвинистская церковь, поэтому инструментальная музыка долго оставалась под запретом. Летом здесь дают еженедельные концерты.

Зюйдеркерк (Zuiderkerk) или Южная церковь - первый протестантский храм Амстердама, построенный в начале XVII века. Стиль сооружения - голландский ренессанс. Зюйдеркерк представляет собой псевдобазилику с готическими интерьерами. С каменной колокольни высотой 80 метров открывается прекрасный панорамный вид на город. Местные жители утверждают, что легендарный шедевр «Ночной дозор» Рембрандт написал именно в Зюйдеркерк, поскольку огромное полотно не помещалось в мастерской. Также здесь похоронены трое его детей. Сегодня в церкви не проходят службы - достопримечательность работает как музей и информационный центр.

(Ons" Lieve Heer op Solder) - тайная церковь, которая появилась как протест купца Яна Хартмана против запрета проведения католических богослужений в Нидерландах (действовал с конца XVI века до XIX века). Церковь была устроена на верхних этажах и чердаке, откуда и происходит её название. Она выполняла религиозные функции около двух столетий. Несмотря на секретность, в этот период католики даже нашли возможность расширить и реконструировать свою тайную церковь. Сегодня она уже не является действующей, а функционирует в качестве Музея Амстелкринга (Museum Amstelkring), который, кроме самой церкви, включает и жилые комнаты (спальня, столовая, кухня, кабинет) хозяина дома. Музей назван в честь группы историков, которые в XIX веке отстояли и сохранили эту важную достопримечательность Амстердама.

Что ещё посмотреть в Амстердаме

Мельница Слотен (Molen van Sloten) - действующая ветряная мельница, которая уже более 150 лет перекачивает воду. Дело в том, что уровень воды в отличался от уровня Северного моря, из-за чего подобные мельницы работали по всему городу до начала XX века, когда была построена дамба Афслёйтдейк и реализован проект «Зёйдерзе». При мельнице действует Музей бондарства (Kuiperijmuseum), где можно увидеть настоящие инструменты, которыми пользовались бондари для производства бочек. Необходимо уточнить, что на протяжении многих столетий бочки были единственной надёжной упаковочной тарой - в них хранили и перевозили сыр и масло, пиво и вино. Экспозиция дополнена рисунками и манекенами, которые демонстрируют рабочий процесс изготовления бочек. Также здесь можно увидеть небольшую выставку, посвящённую Рембрандту, ведь он родился в многодетной семье состоятельного владельца мельницы. При входе установлена скульптура «Рембрандт и Саския ван Эйленбюрх».

Монтелбансторен

(Waag) - старейшая постройка Амстердама (если не считать церкви). Её возвели в XV веке в качестве городских ворот. В XVII веке ворота перестроили в обычное здание и разместили службу весов, которая осуществляла взвешивание товаров для рынка. Верхний этаж отдали для представительств нескольких ремесленных гильдий. Здесь находились «офисы» каменщиков, кузнецов, художников и хирургов, причём последние предлагали публике любопытную и познавательную забаву - анатомический театр. Какое именно действо происходило в рамках этого театра, можно увидеть на картине Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Сегодня отреставрированное здание занимают кафе и медиа-организация.

В Амстердаме есть множество любопытных мест, которые подарили столице Нидерландов славу не только космополитического города, но и самого толерантного. Едва ли не самая известная достопримечательность - Квартал красных фонарей , который ещё с XIV века является центром бурной ночной жизни. Амстердам в первую очередь был портовым городом, поэтому только что прибывшие матросы сразу же направлялись именно сюда на поиск лёгких развлечений. Прошли векá, но ничего не изменилось - каждый вечер при свете огней местные красавицы в окнах-витринах ждут посетителей. Здесь всегда много праздных любопытствующих, поэтому можно спокойно прогуливаться по Кварталу и просто смотреть по сторонам. А для любителей приключений есть пип-шоу, стриптиз и обычные бордели.

Один из популярных вариантов «отдыха» - посещение кофешопов , которые можно узнать издалека по растаманскому флажку. В них можно приобрести пирожки с начинкой из грибов и гашиша. Но при такой либеральности к лёгким наркотикам есть строгие правила - курение даже обычных сигарет в публичных местах под запретом, а канабис (единственный разрешённый лёгкий наркотик) не подлежит вывозу и продаётся не более 5 грамм в одни руки. В смартшопах можно купить лекарственные трáвы, обладающие лёгким ненаркотическим воздействием на организм человека, например, валериану, которая вызывает седативный эффект.

Аудекерк - самое старое из сохранившихся зданий столицы Нидерландов. От внешнего вида церкви буквально веет средневековьем

Церковь Аудекерк была возведена ещё в начале XIV столетия на месте деревянной капеллы и освящена в 1306 году епископом Ульрехтским


Изначальный вид храма постоянно видоизменялся, готическое сооружение начало приобретать архитектурные элементы эпохи Возрождения. Первые реконструкции были произведены уже спустя полвека с момента строительства

В 1556 году римско-католическая Старая Церковь лишилась всего внутреннего великолепия, пав жертвой кальвинистов-иконоборцев, а впоследствии, в 1578 году - и вовсе была преобразована в кальвинистскую церковь, коей является до сих пор


В XVI веке храм был неоднократно разграблен, не уцелел даже уникальный алтарь, над росписью которого работали Ян ван Скорель и Маартен ван Хеемскерк. Нетронутой осталась лишь роспись на потолке, до которой вандалы просто физически не могли добраться


В 1681 году хор церкви был закрыт медной пластиной, надпись над которой гласила о том, что ложная вера была изгнана из этого святого места в 1578 году


Старая Церковь была излюбленным местом Рембрандта, здесь он крестил обоих сыновей и здесь же с 1782 года покоится его супруга в небольшом личном склепе


Благодаря удачному стечению обстоятельств, Аудекерк просуществовала до наших дней в том состоянии, в котором она находилась, когда здесь прогуливался сам Рембрандт. Это единственное здание Амстердама, дошедшее до нас в нетронутом виде


Церковь занимает площадь около 3300 квадратных метров. Для фундамента была создана искусственная насыпь, которая считается самой твердой почвой в этой болотистой местности


Крыша Аудекерк является крупнейшей средневековой цельнодеревянной крышей в Европе. Эстонские балки, датированные 1390 годом, считаются одними из лучших с точки зрения акустики в Европе


Пол церкви буквально состоит из надгробий. Причиной тому - тот факт, что возводился храм прямиком на кладбище, где местных жителей продолжали хоронить вплоть до 1865 года. В итоге сегодня Аудекерк стоит на 2500 могилах, под которыми находятся ещё 10 тысяч более ранних захоронений


В Старой Церкви установлено целых три органа - старый орган 1658 года, второй, "кабинетный" орган 1767 года и третий, созданный немецкими мастерами Ватер в 1724 году и считающийся одним из лучших барочных органов в Европе. Во время реставрации церковной башни в 1738 году орган был демонтирован и в его первоначальную конструкцию были внесены изменения другим немцем - Каспером Мюллером. Музыкальный инструмент стал намного мощнее и был назван органом Ватер-Мюллера

Сегодня в Аудекерк проводится множество концертов, церемоний и других важных мероприятий, по сути храм является центром религиозной и культурной жизни Амстердама


В окнах домов прямо напротив церкви можно увидеть девушек, легально предоставляющих услуги интимного характера. Также на площади перед храмом есть бронзовый рельеф с изображением руки, ласкающей грудь. Кто вмуровал его вместо пары камней прямо в мостовую - до сих пор неизвестно


В марте 2007 года здесь же, около Аудекерк, была установлена бронзовая статуя Белль, в честь проституток всего мира


Ночной вид на Старую Церковь


Аудекерк - самое старое из сохранившихся зданий столицы Нидерландов. От внешнего вида церкви буквально веет средневековьем Церковь Аудекерк была возведена ещё в начале XIV столетия на месте деревянной капеллы и освящена в 1306 году епископом Ульрехтским
Изначальный вид храма постоянно видоизменялся, готическое сооружение начало приобретать архитектурные элементы эпохи Возрождения. Первые реконструкции были произведены уже спустя полвека с момента строительства
В 1556 году римско-католическая Старая Церковь лишилась всего внутреннего великолепия, пав жертвой кальвинистов-иконоборцев, а впоследствии, в 1578 году - и вовсе была преобразована в кальвинистскую церковь, коей является до сих пор
В XVI веке храм был неоднократно разграблен, не уцелел даже уникальный алтарь, над росписью которого работали Ян ван Скорель и Маартен ван Хеемскерк. Нетронутой осталась лишь роспись на потолке, до которой вандалы просто физически не могли добраться
В 1681 году хор церкви был закрыт медной пластиной, надпись над которой гласила о том, что ложная вера была изгнана из этого святого места в 1578 году
Старая Церковь была излюбленным местом Рембрандта, здесь он крестил обоих сыновей и здесь же с 1782 года покоится его супруга в небольшом личном склепе
Благодаря удачному стечению обстоятельств, Аудекерк просуществовала до наших дней в том состоянии, в котором она находилась, когда здесь прогуливался сам Рембрандт. Это единственное здание Амстердама, дошедшее до нас в нетронутом виде
Церковь занимает площадь около 3300 квадратных метров. Для фундамента была создана искусственная насыпь, которая считается самой твердой почвой в этой болотистой местности
Крыша Аудекерк является крупнейшей средневековой цельнодеревянной крышей в Европе. Эстонские балки, датированные 1390 годом, считаются одними из лучших с точки зрения акустики в Европе Пол церкви буквально состоит из надгробий. Причиной тому - тот факт, что возводился храм прямиком на кладбище, где местных жителей продолжали хоронить вплоть до 1865 года. В итоге сегодня Аудекерк стоит на 2500 могилах, под которыми находятся ещё 10 тысяч более ранних захоронений В Старой Церкви установлено целых три органа - старый орган 1658 года, второй, "кабинетный" орган 1767 года и третий, созданный немецкими мастерами Ватер в 1724 году и считающийся одним из лучших барочных органов в Европе. Во время реставрации церковной башни в 1738 году орган был демонтирован и в его первоначальную конструкцию были внесены изменения другим немцем - Каспером Мюллером. Музыкальный инструмент стал намного мощнее и был назван органом Ватер-Мюллера Сегодня в Аудекерк проводится множество концертов, церемоний и других важных мероприятий, по сути храм является центром религиозной и культурной жизни Амстердама
В окнах домов прямо напротив церкви можно увидеть девушек, легально предоставляющих услуги интимного характера. Также на площади перед храмом есть бронзовый рельеф с изображением руки, ласкающей грудь. Кто вмуровал его вместо пары камней прямо в мостовую - до сих пор неизвестно
В марте 2007 года здесь же, около Аудекерк, была установлена бронзовая статуя Белль, в честь проституток всего мира Ночной вид на Старую Церковь

Раз уж решили прикоснуться к святыням Амстердама, то пропустить древнейшую церковь города - Аудекерк было бы просто грехом. Аудекерк была построена в начале XIV века на месте старинной деревянной капеллы. В 1306 году церковь была освящена епископом Ульрехтским.


За время своего существования внешний вид храма постоянно видоизменялся. Первоначально готическое сооружение стало постепенно приобретать элементы эпохи Возрождения. Что примечательно: первые видоизменения были осуществлены уже спустя 50 лет с момента строительства. Следующим этапом изменений стал 1556 год, именно тогда Старая Церковь понесла внутренние изменения, виной чему стали кальвинисты-иконоборцы, которые лишили церковь всего великолепия. Другим важным этапом преобразования церкви стал 1578 год, когда церковь была трансформирована в кальвинистскую церковь, которой является и в наше время.


Сквозь многие изменения прошел и храм. Так, например, в XVI веке он был несколько раз разграблен и разрушен жутчайшим образом так, что даже уникальный алтарь не уцелел. Уникален он тем, что над его росписью работали Маартен ван Хеемскерк и Ян ван Скорель. Тогда уцелела лишь роспись потолка церкви. В 1681 году настали трудные времена для церкви, так как вход в нее был перекрыт медной пластиной, на которой была надпись о том, что ложная вера была навсегда изгнана из святой церкви в 1578 году.


Сегодня церковь занимает площадь 3300 метров квадратных, и встречает посетителей такой, какой встречала самого Рембрандта, любившего здесь прогуливаться, и крестившего здесь двоих сыновей, более того, похоронившего здесь свою любимую супругу.


В наши дни храм является не только религиозным местом, но и тем местом, где можно насладиться искусной органной музыкой, так как здесь установлено 3 органа, а именно: старый орган, датирующийся 1658 годом, второй известный как "кабинетный" орган, датируется 1767 годом, и напоследок третий, к творению которого приложили руку немецкие мастера Ватер в 1724 году.

Я отметила, что в сказочном Амстердаме представлены развлечения на любой вкус: от небанальных до очень пикантных, а для ценителей архитектуры и истории это многочисленные музеи, исторические достопримечательности и, конечно же, церкви и соборы.

Как мы узнали из интернета, большинство церквей в Амстердаме протестантские и древние, и связано это с тем, что в эпоху Реформации протестантизм обрел максимальное количество сторонников именно в Королевстве Нидерландов. Кстати, вдобавок к высокому числу протестантов в последние века здесь в общей массе насчитывается более 40% агностиков (атеистов), которые повлияли на толерантность и свободу нравов (ведь в Господа они не верят и заповедей не придерживаются), и прославили Королевство как одну из самых свободомыслящих стран вследствие лояльного отношения к однополым бракам, употреблению наркотиков и т.д. Есть в Амстердаме и классический католический собор – базилика, и православный приход. О каждом из этих памятников архитектуры и истории я расскажу вам подробнее, а также предоставлю актуальные сведения о возможности бесплатного посещения и проводимых мероприятиях.

Церковь Святого Николая (Sint Nicolaaskerk)

Потайная церковь на чердаке (Ons lieve heer op solder)

Одна из самых популярных туристических достопримечательностей, по моему мнению, Потайная церковь. Она находится в самом сердце Квартала Красных Фонарей и это, кажется, одна из самых необычных церквей, что я видела на своём веку. Называется она Церковью нашего возлюбленного Господа на чердаке (адрес: Oudezijds Voorburgwal 38) и расположена также посреди Квартала красных фонарей.

Как эта церковь появилась? Из-за гонений на католиков в период Реформации в XVII веке Потайная церковь буквально спряталась в трёхэтажном жилом доме благодаря стараниям сметливого купца.

Сейчас это и церковь, и музей. Мы смогли детально рассмотреть архитектуру здания изнутри, интерьер, а также быт нидерландцев 16 века.

В музее действует аудиогид (есть на русском, бесплатный), а на входе выдают пару специальных тапочек, которые защитят раритетный пол от износа ногами посетителей. В воскресенье проходит служба и церковь открывается в 13.00, будьте внимательны! Для прихожан действует отдельный вход. Посещение музея-церкви обойдется в 10 EUR.

Как сэкономить на посещении храмов и соборов?

Способов выгодно сходить в церкви с платным входом немного, но они есть. Конечно, я не учитываю личное знакомство, ведь мы берём за основу то, что в городе вы гость и турист, как и я. На данный момент мною открыты и опробованы эти два:


***

Помню, как в то солнечное сентябрьское утро мне отчаянно хотелось попасть в церковь и покаяться во всех своих грехах! Но я не знала, куда конкретно пойти, а у вас есть уникальная возможность воспользоваться моим обзором и опытом и заранее подобрать себе и туристический объект, и место для исповеди. В городе моряков и гуляк, где царит атмосфера всеобщего веселья, очень важно найти, если того потребует душа, место чистое, неиспорченное, и именно церковь будет таким местом.

 

Возможно, будет полезно почитать: