Переправы через горные реки. Переправы через горные реки Переправа по соннику современной женщины

В условиях дикой природы человек может столкнуться с необходимостью переправиться через реку или ручей по воде вброд. Рассмотрим основные моменты при разрешении данной задачи. На что обратить внимание? Как обеспечить безопасность?

Разведка

Прежде начинать переправу через реку, следует осмотреть подступы к ней, разведать местность района переправы, обследовать водную преграду, чтобы решить, каким способом передвигаться вброд или вплавь - и какие подручные средства использовать, если есть необходимость. Обследуют реку или отыскивают брод двое хороших пловцов. Один из них переходит реку по воде с охранением веревкой и исследует дно палкой.

Он устанавливает глубину и характер дна (твердое, вязкое, каменистое), определяет, имеются ли ямы, препятствия (проволока, коряге и т. п.). Второй держит конец верёвки и оказывает передвигающемуся помощь. Обследовать переправу можно и без страховки. Место переправы через реку, брод и выход на противоположном берегу, в случае надобности, обозначаются ясно видимыми знаками. Лучше всего переправляться там, где река расширяется и образует рукава и протоки.

При отыскивании брода через реку и определении возможности переправиться вброд пользоваться следующими признаками: конец дороги у одного берега реки и продолжение ее на другом указывают начало и конец брода: небольшая рябь на поверхности медленно текущей реки и выступающие из воды камни являются признаками мелкого места: на порожистых реках брод обычно бывает на перепадах, указывающих на переход от мелких мест к глубоким, в местах, где много осоки, камыша, тины, кустов, всегда бывает топкое дно, мало пригодное для передвижения вброд. При отсутствии внешних признаков брода рекомендуется искать его на участках с пологими спусками к воде.

Переправа вброд

Использование бродов является основным способом переправы через мелководные реки и ручьи. Переправу вброд производить в обуви, надетой на босые ноги, чтобы не поранить их о камин и сохранить сухими носки или портянки. При переходе вброд смотреть вперед, на место выхода, а не на воду, передвигаться медленно, ощупывая дно реки ногами. При скрытном и бесшумном переходе вброд передвигаться по камышам, густому кустарнику медленно, раздвигая руками камыш, кусты; ноги из воды не вынимать, а передвигать их в воде.

Переход через горные реки и ручьи

Через горные реки и ручьи переходить - в первой половине дня или под утро, так как во второй половине дня они становятся более полноводными. При переходе через ручей (если нет возможности перепрыгнуть через него) переправляться по выступающим на воды камням, выбирая наиболее узкие и скрытые места. Реки с быстрым течением переходить вброд, наискось по течению, парами или группами из 3-5 человек, крепко взявшись за руки. Бурные реки переходить вдоль веревки, перекинутой через реку наискось по течению и закрепленной на другом берегу.

Передвижение в воде

Способ передвижения зависит от задачи, обстановки, глубины водного рубежа и растительности, находящейся в воде или около воды. Передвижение в полный рост или пригнувшись производить небольшими шагами; при глубине воды по грудь и выше делать руками под водой плавательные движения одноименные или разноименные (левой, затем правой рукой). Иногда можно передвигаться и под водой с помощью трубки из камыша пластика или любого металла.

Переправа вплавь без подручных средств

Переправу через реку вплавь в одежде без применения подручных средств производить при условии полного отсутствия предметов, которые могли бы облегчить переправу. Перед переправой снять сапоги, развязать тесьму брюк, вывернуть карманы брюк, расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике. Сапоги заложить за пояс, закатать голенища, чтобы в них не проникла вода. Вещевой мешок, закрутив горловину, уплотнить до предела. Оружие надеть за спину. Плавание и переправа вплавь без подсобных средств производятся стилем на боку без выноса рук или брасс.

Переправа вплавь с подручными средствами

Для переправы через реку вплавь с подручными средствами можно пользоваться вещевым и обычным мешками, плащ-палаткой, рубашками и т. п., которые набиваются сеном, соломой, хворостом, камышом, пустыми пластиковыми бутылками и другими плавучими материалами. Также успешно могут быть использованы для переправы бревно, доска, автомобильная камера, вязанки хвороста, соломы и другие подручные материалы.

Для переправы плохо плавающих можно использовать веревку, перекинутую через реку и закрепленную за колья, вбитые в землю, или за дерево. Переправлять плохо плавающих можно при помощи веревки, которую тянет один человек или группа.

Для переправы тяжёлого груза, боеприпасов,правианта раненых подготавливаются самодельные плотики из подручных материалов или из плащ-палаток, связанных веревками. Наиболее распространенная форма плотиков - трёхугольная, требующая меньше скреплений. Для достижения большей грузоподъемности под углы плота подвязывают бревна или плащ-палатки, набитые сеном, хворостом или другим плавучим материалом.

Всем доброго времени суток!
В этом посте хочу рассказать о способе наведения переправы через реку при помощи полиспаста. Надеюсь, информация окажется полезной))
Немного теории из Википедии
Полиспаст - (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы.
У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку.
Полиспасты по большому счету можно мастерить по разному (в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом


Полиспаст можно тянуть из сдвоенной верёвки, для этого есть специальное оборудование и «мудрёные» способы вязки.
Если нет роликов, желательно использовать титановые или стальные карабины поскольку они создают наименьшее трение (титановые лучше), Они должны иметь овальную или грушевидную форму.
Желательно когда между верёвками полиспаста маленький угол, так удобнее тянуть и больше выигрыш в силе.
Удобство наведения переправы при помощи полиспаста состоит в том, что при натяжении можно использовать схватывающие узлы которые будут за вас держать веревку в натяжении и не дадут ей ослабнуть. Для нормального прусика надо чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14мм, а репшнур 6-7мм.


Прусик можно заменить узлами Бахмана (нужен карабин), Гарда (два карабина), австрийским схватывающим.



Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с «агрессивными» кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему.
Я снял подробное видео по созданию системы полиспаст при переправе через реку, отдельно отснял все основные узлы и моменты. Надеюсь, материал будет полезен!

В натяжении веревки учувствовало 3ое парней по 12-14 лет, их силы хватило, чтобы натянуть 60ти метровую веревку до состояния струны. Тянули и вязали примерно час.Выигрыш в силе на видео примерно 2,5 раза (плохие ролики и карабин), в идеале-3,4 раза.
СОБСТВЕННО САМА ПЕРЕПРАВА
1. Один человек из группы вяжет основную вревку на противоположном берегу. Желательно использовать узлы типа «штык» (проще будет развязать)


2. На берегу отправления команда натягивает переправу полиспастом, и концы веревок крепит вокруг дерева узлом «удавка» или же как показано на видео.


3. Вся команда переправляется на другой берег. Человек прикрепляется с помощью обвязки карабина и ролика (можно ролик не использовать), а можно обойтись и без всяких систем (если позволяет физическое состояние)
4. Последний должен не забыть пристегнуть конец реп шнура к карабину удавки - это делается для того чтобы переправу можно было снять. (сдернуть)


Как переправиться через горную реку? Одним из главных условий для преодоления рек это, конечно же, выбор безопасного места для переправы. Для начала нужно оглядеться и поискать верные признаки более менее вменяемого брода, а именно: перекаты и расширение реки, деление ее на рукава и прочие похожие признаки. Ну и, само собой, нужно по возможности правильно оценить скорость течения реки и глубину в месте переправы. Учебники по туризму рекомендуют такие цифры для переправы:

  • Если скорость течения реки меньше 1 метра в секунду, для безопасной переправы глубина реки должна быть до 90 сантиметров, если же река в этом месте глубже – это уже не безопасно.
  • При скорости течения до 2 метров в секунду, глубина реки должна составлять не более 70 сантиметров в месте переправы, иначе вы рискуете уплыть вместе с течением.
  • Ну и если скорость течения 3 метра в секунду, глубина в месте брода должна быть не более 50 сантиметров. Если же скорость выше 3 метров в секунду, даже на такой относительно не большой глубине в пол метра, переправа через реку представляет определенную опасность и стоит потратить время и поискать другие способы или места для того чтобы перебраться через реку.
После того как мы определились с местом нашей переправы, стоит провести разведку брода. Делается это просто: убеждаемся, что сила потока реки здесь, в случае непредвиденного падения, не потянет вас по течению и вы сможете самостоятельно подняться на ноги. После чего берем двух метровый шест для подстраховки и проходим переправу в одну и в другую сторону. Если вода достигает отметки выше бедра – ищем другое место. Кроме всего, нужно обратить внимание на окружающий пейзаж – если вдруг ниже нашей переправы вблизи оказался водопад или просто сужение русла с одновременным усилением потока, нужно искать места для переправы метров на тридцать выше по течению.

Переправляться через реку нужно ТОЛЬКО в ботинках! И ни как иначе. Бывают правда в группе упертые бараны, на которых никакие увещевания не действуют и они считают, что намочить ботинки это неисправимое зло, и которые не понимают, что в горной реке отнюдь не мягкий песочек, и убить ноги или оказаться сбитым с ног, одевши шлепанцы – это запросто, но к счастью, таких людей в походы ходит не очень много, и, как правило, здравый смысл преобладает.

Переправляться нужно под углом против течения, лучше если у вас есть шест, который вы ставите выше себя по течению. Дабы снизить давление воды на вас, передвигаться следует вполоборота, делая мелкий шаг и тщательно выбирая, куда поставить ногу. Точек для опоры должно быть все время две – две ноги, или шест – нога, нельзя переставлять шест и одновременно с этим делать шаг. Шест должен перемещаться практически по дну, его нельзя вынимать из воды, иначе течением его попросту снесет, и может получиться так, что в этот момент вы как раз будете искать точку опоры на него. ЕЩЕ раз повторюсь – шест должен ставится выше по течению! Только в этом случае он является средством страховки.

В случае если переправляться по одному опасно (вдруг скорость течения 3 метра в секунду, а глубина реки выше бедра при этом), применяется переправа стенкой. Способ демонстрируется на рисунке ниже.

а - правильно, б - неправильно; F1, F2 - силы воздействия потока на переправляющихся

В этом случае всю силу потока на себя принимает тот, кто стоит выше всех по течению, являясь своеобразным волнорезом, соответственно и стоять здесь должен самый сильный турист. При этом остальной народ в шеренге должен придерживаться не хитрых правил: не выдвигаться вперед, не задерживаться и стараться максимально выдерживать параллельность стенки потоку – снижая тем площадь воздействия потока реки на стенку и давление воды, соответственно. Ну и само собой – главное это слаженные коллективные действия. Отсюда вытекает, что при переправе стенкой должно быть не больше четырех человек.

Ну собственно все основные моменты о том как переходить

На пути у альпинистов часто встречаются горные реки, которые представляют серьезные препятствия. Берега горных рек крутые, дно каменистое, с движущимися под водой валунами, вода очень холодная со скоростью течения 5-8 м в 1 с. Характерным для горных рек является резкое суточное колебание количества воды Самый высокий ее уровень бывает во второй половине дня, самый низкий - ночью, рано утром. Кроме того, уровень и скорость потока горной реки зависят от погоды и времени года. В ясную погоду, когда происходит обильное таяние снега и льда, паводки очень интенсивные, после ясной ночи утром вода спадает. Дожди и фены (теплые ветры) могут быстро увеличить мощность потока. С похолоданием уровень воды падает. С наступлением осени и зимы таяние ледников и снега уменьшается, уменьшается и количество воды в реках. В зимнее время переправиться через горные реки можно без особого риска. В летние месяцы переправы сложны и опасны.

СПОСОБЫ ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

В практике применяются три вида переправ: над водой, вброд и вплавь при помощи плавательных средств. В зависимости от глубины, скорости потока, ширины реки и крутизны берегов выбирают тот или иной вид и способ переправы.

Переправа над водой самая надежная. К такого рода переправам относится переход по камням, находящимся на недалеком расстоянии друг от друга, со страховкой с берега или при помощи перил (рис. 115, 116).

Переходить через реку можно и по бревну (рис. 117). Этот способ надо проводить с применением перил и самостраховки, так как бревно может быть узким, шатающимся и скользким.

Переправа вброд. Существует несколько способов переправы вброд: в одиночку, групповой с опорой и без опоры. Выбор способа переправы зависит от все тех же особенностей горной реки. Спокойные не очень глубокие реки (до пояса) целесообразно преодолевать по одному с опорой на шест (выше по течению реки) (рис. 118) или с применением перил.

При переправе по перилам, закрепленной веревке, используется карабин или короткая петля, идущая от страховочного пояса. Схватывающий узел применять нельзя. Переправляющийся должен находиться ниже перил вниз по течению реки (рис. 119).

При подготовке переправы вброд необходимо соблюдать максимум мер предосторожности. Следует использовать не менее двух видов страховки, а при особо сложпых ситуациях следует организовать пост перехвата, ниже по течению, с надежной страховкой перехватывающих.

В зависимости от условий - ширины реки, ее глубины и силы потока, переправу вброд можно осуществлять переходом, опираясь на ледоруб, двойками, тройками и четверками (рис. 120).

При групповой переправе переправляющиеся руками крепко держат товарища за ткань штормовки. Штормовые брюки внизу должны быть растегнуты, в противном случае вода, наполнив брюки, придаст упавшему в несколько раз большую массу, а следовательно, увеличит нагрузку для страхующего. Во всех случаях следует переправляться в горной обуви.

Если берега реки высокие и крутые, или каньон - веревку надо закрепить за вбитые в скалы крючья или завязать ее за ствол дерева, чтобы организовать подвесную канатную переправу. В этом случае основная сложность переправы заключается в том, чтобы доставить первого на противоположный берег для организации страховки последующих. Обычно это делает самый опытный, физически подготовленный альпинист. Для его переправы делают кладки из бревен от камня к камню или набрасывают камни. Переправляющийся на страховку перепрыгивает с камня на камень или по кладке к другому берегу. Если переход через реку чрезвычайно труден и опасен, то 2-3 человека налегке поднимаются вверх по течению в поисках лучшего места перехода на противоположный берег, после чего спускаются по нему до уровня группы, перебрасывают веревку к товарищам для подвесной переправы. Делать это всей группе нецелесообразно, так как займет много времени.


Для переправы группы и грузов натягивают двойную веревку, по которой в “беседке” (подвешенной карабином к веревке) скользит альпинист. К карабину “беседки” прикрепляют веревку и тянут переправляющегося (рис. 121). Применение блока, вместо карабина, облегчает переправу (рис. 122). Переправляющийся способствует своему передвижению, перебирая руками по канату. При наклонном положении веревки скольжение идет вниз “самоходом”, без посторонних усилий.

Если река широкая и глубокая, нет стремительного течения и опасных пороговых препятствий, переправу можно осуществлять на плоту по воде. Для этого используют надувные или поролоновые матрацы, связанный хворост или плот, сбитый из жердей и бревен, и др. При такой переправе следует учитывать скорость течения воды, возможности причала, обеспечение страховки плота и людей. Страховку можно организовать с одного или обеих берегов с тем, чтобы плот не ушел по течению. Плот можно перемещать как паром, перетягивая с берега на берег. Этот способ переправы требует много времени, зато он надежен.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

1. Перед организацией переправы необходимо произвести тщательную разведку берегов, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, учесть наличие материалов и снаряжения для проведения переправы.

2. Установить способ переправы, учитывая возможности группы.

3. Определить место и время переправы.

4. Установить место для наблюдения и руководства переправой, с которого просматривается вся переправа и откуда можно давать указания.

5. Ниже по течению, в наиболее удобном месте создать пункт перехвата, подобрав двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных спортсменов, способных в любой момент броситься на перехват.

6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.

7. Руководителю группы проверять правильность действий с веревкой, обвязкой и карабинами.

8. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок и карабинов.

9. Произвести инструктаж в группе о последовательности действий и точности выполнения приемов.

10. Выпускать на переправу первым наиболее опытного альпиниста, который показывает правильные приемы переправы.

11. При переправе вброд двигаться наискось вверх по течению, с обязательной страховкой с двух точек (“усы”), страхующие должны располагаться выше и ниже по течению реки. В случае падения альпиниста в воду страхующий выше по течению закрепляет и стравливает страхующую веревку, а страхующий снизу по течению подтягивает упавшего в воду к берегу.

12. При переправе с опорой на шест упираться шестом следует выше по течению.

13. При переправах с организацией для страховки перил двигаться следует сбоку перил ниже по течению.

14. Не употреблять при переправе петли со схватывающим узлом.

15. Не допускать к переправе одновременно двух и более альпинистов.

16. При больших расстояниях между берегами применять для перил только сдвоенные веревки.

17. На подвесной переправе скользить по веревке на карабине или на блоке, сидя в “беседке”, только ногами вперед, с тем, чтобы не удариться головой о противоположный берег.

18. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы и другое снаряжение транспортируется отдельно, альпинисты переправляются налегке.

19. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы. Каждому альпинисту до вызова к переправе находиться в безопасном месте.

Для того чтобы торговать или перевозить строительные материалы, человеку были нужны хорошие пути сообщения. Их учились строить еще в древности: самую старую мощеную дорогу обнаружили в Египте, ей около двух с половиной тысяч лет. По ней доставлялись трехтонные блоки для постройки пирамид. Но это на ровной местности. А что делать, если на пути встречались такие препятствия, как река или гора? Пришлось овладевать умением строить туннели и мосты.

Самый простой мост — плавающий настил. Вы, может быть, встречали на реках понтонные мосты — сооружения из пустотелых, плавающих на поверхности воды “баллонов”, по которым прокладывают дорогу с берега на берег.

Но такое сооружение мешает судоходству и вообще неприменимо на быстрых реках. Лучше всего перекинуть через них мост, под которым и суда могли бы свободно двигаться, и течению реки ничего бы не препятствовало. Но это требовало особой прочности от идущих в дело материалов.

Давным-давно стали строить деревянные и каменные мосты. Дерево довольно легкое, но больших нагрузок не выдерживало, камень прочен, но его собственная тяжесть мешала удлинению пролетов между опорами. В конце XVIII века на помощь пришел чугун, а позже, когда по мостам помчались тяжелые поезда, перешли на стальные конструкции.

Из чего бы ни изготовлялся мост, его сооружение требовало специальных знаний. Только наука могла помочь строителям, создав целую систему расчетов, благодаря которым стало возможным возводить вроде бы легкие ажурные конструкции, выдерживающие немыслимые ранее нагрузки.

Недаром создатели древнеримских акведуков, прежде чем начать строительство этих сложных сооружений, камень за камнем складывали их на земле в горизонтальной плоскости, словно рисуя чертеж в натуральную величину. А древние греки делали чертежи непосредственно на поверхностях каменных плит, из которых возводили храмы.

Много похожих задач возникло и при сооружении туннелей. Подумайте, какое огромное давление приходится выдерживать их сводам, если они проложены внутри огромных гор? И здесь были разработаны удивительно эффективные методы строительства. Теперь туннели прокладывают и в горах, например, на Кавказе и в Альпах, и под землей, причем не только для метро, но и для соединения сухопутных транспортных линий под дном морских проливов.

Что нужно для того, чтобы здание прочно стояло на земле? Конечно, скажете вы, надежный фундамент. Действительно, если наше сооружение не будет как следует укреплено в самом низу, под поверхностью земли, его верхняя часть окажется неустойчивой. Потому-то и роют котлованы, кладут в их основание тяжелые и широкие плиты либо забивают глубоко в землю сваи, а потом…

А могут ли современные строительные материалы позволить возвести сооружения, которые стали бы новыми “чудесами света”? Что ж, вполне. Заметим только, что строительство такого рода не ведется ради рекордов, уж очень дорого они обходятся. Почему же строят небоскребы? Ведь это дело трудное, нужно решить множество проблем, возникающих при расчете прочности перекрытий, подаче на большую высоту воды,…

Устремленная в высоту архитектура современных городов во многом определялась необходимостью собрать вместе большое количество людей. Это, в каком-то смысле, пережиток индустриальной эпохи. Когда создавались крупные предприятия, требовалось поселить работающих на них людей поблизости. И далее выросшие скорости транспорта не позволяют жить в большом удалении от места работы. Сейчас в мире наметилось направление, которое архитекторы называют…

В те дни, когда дописывалась эта книга, прозвучало сообщение, что наконец принято решение о строительстве новой международной орбитальной станции, поскольку срок работы орбитальной станции “Мир” подходит к концу. Переговоры о ее создании велись не один год, ведь трудности, с которыми приходится сталкиваться на Земле, часто отвлекают от космических дерзаний. В настоящее время ни одно из…

Самая древняя из обнаруженных дорог была построена в Англии 6000 лет назад и представляла собой деревянные мостки, проложенные для пешеходной переправы через болото. Сохранившиеся сооружения древней цивилизации инков сложены из огромных каменных блоков, настолько тщательно подогнанных друг к другу, что между ними не проходит лезвие ножа. Такой точности добивались, обрабатывая блоки лишь каменными молотками. Транспортировали…

Единый Город скроет шар земной. Как в чешую, в сверкающие стекла. Чтоб вечно жить ласкательной весной, Чтоб листьев зелень осенью не блекла… В. Брюсов Одна из самых первых потребностей человека — нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие…

Не стоит относиться к древним строителям пренебрежительно, считая их творения примитивными. Скорее, нам следует удивляться, как скромными средствами, из подручных материалов они умудрялись возводить вполне пригодные для обитания жилища. В ход шло все — и дерево, и камни, и песок, и глина, и даже… снег. Да-да, тот самый, из которого мы лепим снежки и снежных…

Когда говорят о диковинах древности, то обязательно упоминают знаменитые сооружения, имевшие циклопические размеры. Это те самые “семь чудес света”, вошедшие в поговорку. Заметьте, что все они — достижения строительства. К сожалению, почти все “чудеса” были разрушены либо во время нашествий врагов, либо землетрясениями. Однако по описаниям можно восстановить внешний облик этих поразительных сооружений. Например, около…

Мостостроение, как вы убедились, оказалось не изолированным от других направлений зодчества. Найденные при постройке мостов решения были использованы при возведении иных гигантских сооружений — таких, как небоскребы и устремленные, словно иглы в небеса, телебашни. Вот, скажем, проблема колебаний. Помимо собственной тяжести и веса движущегося транспорта, мосту приходится испытывать нагрузки, связанные с ветром. Дело в том,…

 

Возможно, будет полезно почитать: