Северный Кавказ: секреты успешного путешествия. На свой страх и риск. Как я была туристом на Северном Кавказе

Кавказ – это одно из лучших мест для отдыха в нашей стране. Здесь одновременно можно вдохнуть горный и морской воздух, получить невероятные эмоции от созерцания величественных вершин и насладиться солнцем и морем на пляже.

Любителям осмотреть достопримечательности тоже скучать не придется.

Для тех, кому нравится горный отдых, лучшим местом станет приэльбрусье. Эльбрус , имеющий две вершины, – это самая высокая точка России . Его высота более 5500 метров . Но не только альпинистам нравится это место. Здесь можно заняться горнолыжным спортом, сноубордом, организуются конные туры, прогулки по зимнему лесу, экскурсии.

Основные вершины Кавказских гор :

  • Эльбрус — двуглавая вершина, высота более 5642 метров.
  • Дыхтау, высота 5204 метра.
  • Пик Пушкина, высота 5100 метров.
  • Казбек 5034 метра.

У любителей зимнего отдыха в горах Кавказа также большим спросом пользуются Домбай , Архыз , Красная поляна . По отзывам горнолыжников кавказские трассы не уступают европейским по уровню безопасности и сервиса. Здесь прекрасно себя будут чувствовать дети и начинающие горнолыжники, т.к. они отделены от потока подготовленных горнолыжников. На склонах гор есть кафе, места для отдыха, кое-где можно даже позагорать на специальных лежаках. В нескольких десятках метров от подъемника можно разместиться на отдых в отеле.

В летнее время Северный Кавказ привлекает возможностью отдохнуть на своих удивительных пляжах. На побережье Черного моря приглашают пляжи в городах:

  • Анапа
  • Геленджик
  • Адлер
  • Туапсе

Не стоит также забывать про Джугбу, Гагры, Пицунду. На берегу Каспийского моря расположены курортные города Дагестана. Разнообразие пляжей поражает воображение. Здесь найдутся и оборудованные пляжи для тех, кто любит комфорт и сервис, и дикие уголки морского побережья, нетронутые наплывом туристов, где можно насладиться великолепным видом лазурного моря, скалистыми утесами, да и просто отдохнуть в уединении. Множество развлечений для любителей активного отдыха предлагается в этих краях. Различные водные аттракционы, аквапарки, зоопарки, дельфинарии, океанариум, прогулки на катерах и катание на гидроциклах не оставят равнодушными ни детей ни взрослых.

Экстримальный отдых

Не стоит обходить вниманием и такой вид отдыха, как экстрим . Например, экстримальной достопримечательностью адлерского района является Скайпарк . Здесь можно пройти по подвесному мосту, протянутому через глубокое ущелье между горами, покачаться на гигантских качелях, которые расположены на высоте, прыгнуть с моста на веревке, подняться по скалодрому. На Северном Кавказе любители экстримальных видов отдыха найдут себе развлечения на любой вкус.

Стоит особо отметить организацию экскурсионных туров по Северному Кавказу . Например, поездка в Чегемское ущелье, которое расположено Кабардино-Балкарии порадует незабываемыми впечатлениями.

Здесь можно увидеть знаменитые Чегемские водопады , которые хороши не только летом, но и зимой. Замершие ледяные потоки напоминают гигантские свечи.

Завораживают своей красотой и знаменитые Голубые озера, самым глубоким из которых является Нижнее озеро.

Его приблизительная глубина составляет 368 метров. На этом озере расположен дайвинг-центр.

Знаменитый водопад «Девичьи косы» расположен чуть в стороне от дороги в обсерваторию » Пик Терскол». Свое название этот водопад получил из-за необычной формы, которая напоминает распущенные волосы девушки. Эту достопримечательность часто посещают туристы и альпинисты, которые тренируются перед восхождением на главную кавказскую вершину — Эльбрус. Порыбачить и поймать эйзенамскую форель можно на озере Казеной-Ам, которое расположено в горной местности на границе Дагестана и Чеченской республики. Это уникальное по своей красоте озеро, овеянное множеством мифов и легенд.

Казбек

В Республике Северная Осетия-Алания самой знаменитой достопримечательностью является гора Казбек. Казбек привлекает альпинистов со всего мира. Но, не обязательно быть альпинистом, чтобы насладиться горными пейзажами, все это доступно и простым не подготовленным людям. Кроме этого, в этой части республики экскурсионные маршруты проходят через памятник Уастырджи, Давгасский некрополь, святилище Мыкалгабырта, Дзивгисскую пещерную крепость, Мидаграбинские водопады.

В республике Дагестан также предлагается насыщенная экскурсионная программа. Нельзя не посетить песчаный бархан Сары-Кум, Сулакский каньон, который по своей глубине занимает второе место в мире, село Гуниб, знаменитое тем, что во времена Кавказской войны здесь пленен знаменитый имам Шамиль.

Дербент

Отдельно хочется сказать про Дербент — самый древний город России. Это одна из главных достопримечательностей Северного Кавказа.

Этому городу насчитывается более 2000 лет. Любителям старины придется по вкусу экскурсия в крепость Нарын-Кала — главную достопримечательность Дербента. Она построена в VI веке нашей эры.

Очень часто в Дербент приезжают с важной миссией — покачать древнюю каменную люльку. Женщины, которые хотят иметь ребенка съезжаются сюда из соседних республик и городов. Она находится на кладбище Кырхляр среди саркофагов. Особенный дух Дербента передают его магалы. Старинные кварталы очень колоритны. Здесь запросто можно стать свидетелем или участником какого-нибудь кавказского обычая, по отзывам туристов это оставляет самые благоприятные впечатления.

Республику Ингушетия можно проехать целиком всего за несколько дней, зато положительных эмоций и энергии, полученной здесь хватит на несколько месяцев вперёд. Здесь расположены средневековые крепости и башни: Вовнушки, Цори, Фуртоуг, Эрзи, Таргим, Эгикал, Хамхи. Если оказаться в Ингушетии в начале июля, то можно посетить тутовую рощу, которая как раз плодоносит в это время.

В Чеченской республике красивейшим местом является Аргунское ущелье. По этому ущелью в старину проходили караваны из Чечени в Грузию. На перекрестках основных дорого здесь расположены сторожевые башни, которые строились обитателями ущелья в целях защиты от набегов кочевников. Сейчас территория ущелья является заповедником, в котором кроме исторических башен X-XVIII веков сосредоточена уникальная флора и фауна, здесь расположены пещерные гроты, грунтовые могильники, замковые комплексы и родовые склепы, древние стоянки и усыпальницы. Экскурсии по Аргунскому ущелью проводят по склеповым жилищам X-XV веков: Хойский, Химойский, Пакочский, Маистинский и Цекалойский. Экскурсии по горам Чечни это увлекательное и незабываемое путешествие.

На правом берегу реки Аргун находится башня Гучан-кале, высотой в 17 метров. Один из полководцев Тамерлана назвал её «крылатой» за свою неприступность и отдалённость.

Помимо природных и исторических достопримечательностей отдельного внимания заслуживает и столица Чеченской республики город Грозный. Здесь расположен и комплекс высотных зданий «Грозный Сити» и мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата-хаджи Кадырова, которая стала одним из лидеров интернет-голосования «Россия-10», в котором россияне выбирали 10 лучших достопримечательностей нашей Родины.

Не стоит забывать и о том, что Северный Кавказ является одним из лучших мест для лечебного и восстановительного отдыха, ведь не зря же в недавнем прошлом эти места называли «всесоюзной здравницей». Те, кто прошёл курс лечения в клиниках Кавказских минеральных вод оставляют только положительные отзывы, ведь состояние здоровья у людей серьёзно улучшается после комплекса всех процедур.

Ессентуки

Курорт Ессентуки знаменит своими питьевыми источниками. Знаменитая минеральная вода с одноименным названием известна по всему миру, благодаря своим целебным свойствам. Здесь расположены несколько бальнеологических клиник, где специализируются на лечении расстроЙств желудочно-кишечного тракта и обмена веществ.

Пятигорск и Железноводск

Горячие источники и ключи привлекают отдыхающих в санатории Железноводска, большая часть которых специализируется на лечении мочевыводящей и пищеварительных систем. К многопрофильным курортам относят лечебницы Пятигорска, здесь лечат почти что от всех болезней. Не зря это место с восторгом описывал великий русский поэт Михаил Лермонтов. В этом городе увековечили его память построив мемориал на месте его дуэли с Николаем Мартыновым на северо-западном склоне горы Машук.

Кисловодск

Ещё одним городом эколого—куротного района Кавказские минеральные воды является Кисловодск. Местные лечебницы специализируются на лечении эндокринной, дыхательной, мочеполовой, сердечно-сосудистой, нервной и костно-мышечной систем организма. В общем, для тех, кто хочет отдохнуть с пользой для своего здоровья Кавказские минеральные воды это лучшее место.

Кавказская кухня

На Северном Кавказе для туриста не встанет вопрос от том, где можно хорошо покушать. Кавказская кухня здесь представлена во всём своем разнообразии. Множество ресторанов и маленьких кафе, часто являющихся семейным бизнесом, предлагают аппетитные блюда в любое время суток. Побывав один раз на Северном Кавказе и увидев величие его горных вершин хочется возвращаться сюда снова и снова.

Были в Сочи зимой. Катали на Красной поляне. Всё понравилось, склоны подготовленные, обслуживание на высоте, цены такие же как в Европе.

Путешествие по Северному Кавказу - это лучшее, что может с вами случиться. Если ваш разум свободен от мифов и стереотипов, дерзайте! А мы поможем вам сделать все красиво, четко и безопасно. Читайте наш путеводитель.

- - - - - - - - - -

#НашКавказ

Как только я получил права и купил своей первый автомобиль в 2016 году, я отправился в путешествие на Северный Кавказ. Моя история проста: пришел, увидел, полюбил. Полюбил автопутешествия, полюбил Кавказ. И вот теперь каждый год (а то и не по разу) я собираю команду друзей и отправляюсь в автоэкспедиции в самые красивые места России.

Осенью 2018 года я снарядил очередную поездку в горы под лозунгом #НашКавказ . Мы поехали ломать стереотипы и открывать этот уголок нашей страны широкой публике. За месяц мы проехали все республики Северного Кавказа, посетили самые красивые места и доказали, что наши южные регионы - безопасное и безмерно интересное для путешествий место.

Хотите убедиться? Читайте наши советы о путешествиях по Кавказу!

Наша команда путешественников:

Рената Мукминова и Алексей Синицын.
Азат Аглеев

Зачем ехать на Северный Кавказ

  • Любоваться фантастическими по красоте пейзажами.
  • Увидеть самые высокие и величественные горы России - ни Урал, ни Алтай даже рядом не стояли.
  • Насладиться красивейшими горными дорогами.
  • Дышать чистым воздухом, жить и гулять на природе.
  • Развеять миллион мифов и убедиться, что на Кавказе живут самые добрые, культурные и приятные люди в России.
  • Хорошо сэкономить! Здесь вам не Грузия, не Альпы и не Новая Зеландия - те же красоты отдаются почти даром.

Софийское седло, Архыз, КЧР.
Сторожевая башня в Чечне.

Путешествие по Кавказу на машине

Для путешествий по Кавказу вам нужна машина. Идеальный вариант - ехать на своем авто. Только так вы сможете увидеть все красоты, доберетесь до самых удаленных и секретных мест, будете мобильны и свободны в прокладывании любых маршрутов. Без машины вы не увидите и половины.

Лучше всего ехать на внедорожнике - в горах есть множество мест, куда проедет только полноприводное авто на пониженной передаче. Нет своего вездехода? Не беда - отправляйтесь в поездку на обычном автомобиле, а на месте при желании берите экскурсии на джипах до труднодоступных мест в горах. Будет не так интересно, но это лучше, чем ничего.


Гора Тогузкёльбаши, КЧР.

Дороги на Кавказе преимущественно хорошие, на всех основных трассах лежит идеальный асфальт. Много плохих, разбитых грунтовок в Дагестане между мелкими селами в горах, но всегда найдется альтернативная хорошая дорога.

Бензин . Проблема с некачественным бензином есть только в Дагестане - там нет настоящих заправок известных брендов, а только бесконечные "Ликойлы", "Луккойлы", "Русьнефти" и прочие "мутанты", мимикрирующие под них. Увы, есть реальная опасность залить в бак своего авто паленое топливо, которое вмиг выведет ваш двигатель из строя. Как избежать проблем и найти добротный бензин, я расскажу в отдельном отчете про Дагестан.

ДПС . На Кавказе много полиции и прочих силовиков. Приготовьтесь, что почти на каждом посту (а их здесь немало) у вас будут проверять документы и спрашивать о маршруте. В остальном: не нарушил - не остановят.

Наш опыт . Оба путешествия по Северному Кавказу мы совершили на УАЗ "Патриоте" - на нем я путешествую по всей России. Это идеальная машина для поездок по горам: суперпроходимость и огромная вместительность. Было лишь одно место, куда я не смог проехать на этом автомобиле из-за низко висящих проводов.


Однажды мы все-таки застряли - сели днищем, соскользнув по грязи в колею на плато Бермамыт, КБР.

Когда ехать

В горах красиво и хорошо в любое время года, но все же лучший период для путешествий по Кавказу - середина весны или осени.

В пору золотой осени я провел обе наши экспедиции: деревья горят золотыми и багровыми красками, солнце греет будь здоров, а туристов мало даже в самых попсовых местах вроде Приэльбрусья или Домбая. В общем, у поездки в сентябре-октябре одни плюсы.

Весной природа будет совсем другой. Хотите увидеть зеленый Кавказ, приезжайте в мае.

Летом будет много туристов и слишком жарко, зато можно смело ночевать в палатке.

Зима в горах теплая, но в это время все дороги до труднодоступных мест будут засыпаны снегом, треккинг невозможен и есть опасность схода лавин.


Золотая осень на Северном Кавказе, урочище Джилы-Су, КБР.
Даже осенью можно мерзнуть! Стою на Софийском седле, ветер сильный и очень холодный.

Безопасность

Республики Северного Кавказа - на мой взгляд, самые безопасные регионы России. Неожиданно, правда? Но мой опыт, мнение местных жителей и рейтинги, которые мне довелось найти в интернете, доказывают этот факт.

Хорошие новости:

  • Уровень преступности на Кавказе низкий, оставлять машину в горах и уходить в поход можно спокойно. Проверено неоднократно, местные жители уверенно заявляют то же.
  • Люди в горах отзывчивые, внимательные и гостеприимные. Особенно в Дагестане: у каждого горца взаимопомощь прокачана до 80 уровня. У вас проблема? Любой прохожий сделает все, чтобы ее решить.
  • В Чечне, Ингушетии и Дагестане очень много силовиков и постов на дорогах. Эти люди не штаны просиживают, а реально поддерживают безопасность, поэтому в этих республиках чувствуешь себя очень спокойно. Если у вас есть вопросы, смело задавайте их военным или полицейским - они помогут советом.

Но есть и плохие новости . Увы, с безопасностью на Кавказе не все так хорошо.

  • Главная проблема - ваххабиты . Экстремисты прячутся в лесу и представляют угрозу, в первую очередь, для местных. Конечно, вероятность встречи невысока, поэтому отказываться от поездки на Кавказ из-за ваххабитов глупо.
  • Дураки на дорогах . Лихачи на Кавказе есть, но слухи о них сильно преувеличены. Тут хоть и нарушают, но делают это не ради понтов, а для собственного удобства. Нарушают в основном аккуратно и опасности на дороге не создают. Почти. Уж поверьте, в сравнении с кубанцами и крымчанами, кавказцы - идеальные водители.
  • Дикие звери . Медведей и волков на Кавказе много и встретить их можно запросто. Местные жители за свою жизнь встречают медведей не по разу, зверь порой даже в поселки заходит, но ведет себя хорошо и не буянит. Мы хищников не встречали, но находили в горах свежайший медвежий след (быстренько оттуда слиняли, чего уж скрывать).

Но итог все равно положительный! Смело утверждаю: на Кавказе я чувствую себя спокойнее и безопаснее, чем в Перми, Питере или Москве.


След медведя в горах, КЧР.

Что посмотреть на Кавказе

Мы посмотрели десятки достопримечательностей Северного Кавказа - будет большой отчет-список с фото, координатами и картами.

Самые красивые места Кавказа:

  • Урочище Джилы-Су (КБР),
  • Домбай с его подъемниками и четырьмя живописнейшими ущельями вокруг него: Алибек, Аманауз, Гоначхир и Домбай-Ульген (КЧР),
  • Гора Тогузкёльбаши (КЧР),
  • Софийское седло (КЧР),
  • Зеленчукские храмы (КЧР),
  • Плато Бермамыт (КЧР),
  • Плато Лаго-Наки (Адыгея),
  • Город мертвых Даргавс (Северная Осетия),
  • Башенные комплексы Эгикхал, Таргим и Вовнушки (Ингушетия),
  • Горные дороги восточнее озера Кезеной-Ам (Дагестан),
  • Карадахская теснина (Дагестан),
  • Салтинский подземный водопад (Дагестан),
  • Высокогорные села Дагестана,
  • Заброшенное село Гамсутль (Дагестан),
  • Дербент - древнейший город России (Дагестан).

Как видите, бесспорные лидеры по красоте пейзажей - Дагестан и Карачаево-Черкесия.

Если вы поклонник творчества Лермонтова и большой любитель "Героя нашего времени", вам будет любопытно посмотреть карту маршрутов Печорина и Лермонтова на Кавказе.


Наша прогулка на склонах Эльбруса на высоте 3700-4100 метров над уровнем моря, КБР.

Салтинский подземный водопад, Дагестан. Сможете найти на фото человека?
Поднялись на машине к горе Тогузкёльбаши на высоту более 3000 метров, КЧР.

Где жить

Палатку в обе наши экспедиции мы прокатали вхолостую - лишь пару раз пришлось ночевать в машине, все остальные ночи мы проводили в гостиницах. Проблем с жильем на Северном Кавказе нет. Почти нет. В популярных и заезженных туристами КЧР, КБР и Адыгее жилья хоть отбавляй: любые варианты за любые деньги, все есть на . В Осетии, Чечне и Дагестане с жильем уже сложнее, а в Ингушетии - просто труба. Но выкрутиться можно, дам советы по каждой республике:

КЧР, КБР и Адыгея : все жилье бронируем на . Большой выбор турбаз, гостевых домов, отелей, квартир.

Северная Осетия : проще всего остановиться на окраине Владикавказа и совершать ежедневные выезды в горы.

Ингушетия : на всю республику всего 5-7 вариантов жилья и ни одного приличного. Мы посмотрели всю республику за один день, а ночевали в в Назрани (так себе место).

Чечня : рекомендую остановиться в мотеле на трассе, а не в Грозном - дешевле и не нужно тратить время на передвижение по городу. Из мотеля можно ездить в горы. На озере Кезеной-Ам проживание стоит дорого: от 2500 рублей за номер на двоих.

Дагестан : в Дербенте, Махачкале и других городах на берегу Каспийского моря выбор жилья очень большой, в горах - крайне скудный. Для изучения горного Дагестана удобно остановиться в Гунибе и ездить по окрестностям. Не нашли жилье или не успели вечером вернуться в цивилизацию? Не беда! Любая семья в горных селах вас с радостью приютит и накормит. В Дагестане уровень гостеприимства просто зашкаливает.

Очень не рекомендую снимать квартиры напрямую у частников (например, через Авито). Вам либо подсунут клоповник, либо будут ломать мозг всякой ерундой - даже не пробуйте! Запомните: Букинг, мотели или вписки - только так и ни какой самодеятельности.


Гостиница на озере Кезеной-Ам, Чечня.

Одежда и экипировка

Еще не были в горах или автотрипах? Нет проблем, научу вас собирать чемодан за полчаса. Здесь я дам лишь самые главные советы, подробные списки смотрите по ссылкам:

Запомните главное правило в горах: много флиса не бывает! "Декатлон" вам в помощь: берите флисовые штаны и кофты разной плотности, ветровки, шапку и кепку, побольше термоносков, трусов и футболок.

Вместо тяжелых, неудобных и недышащих трекинговых ботинок лучше взять трейловые кроссовки - это лучшая обувь, какую изобрело человечество. В походах вам очень пригодятся треккинговые палки.

Свой чайник или кипятильник, набор кружек, чай, кофе, каша в пакетиках и всякие печеньки - этот незамысловатый набор скрасит вашу поездку, согреет, взбодрит и насытит вас каждое утро и вечер.



В горах горячий чай из термоса всегда кстати.

Питание

Перед путешествием на Северный Кавказ мы по старой традиции скупили полсупермаркета: консервы, паштеты, галеты, крупы, сухофрукты, орехи, батончики и прочие припасы. Во время любого автотрипа мой багажник выглядит как продуктовый шкаф в бункере на случай ядерной войны. Если на Алтае продукты резво прыгали в наш походный котелок - только успевай пополнять, то на Кавказе мы питались преимущественно в кафе.

  1. кормят вкусно,
  2. кормят дешево,
  3. сэкономите время,
  4. рацион будет разнообразный,
  5. кафе найти не проблема.

Поесть на человека в среднем можно за 200-300 рублей, в Домбае и Терсколе - дороже, эти места избалованы туристами. Во Владикавказе можно поесть вкуснейший шашлык за 600 рублей за кг - просто фантастика. В Дагестане в любой деревне вас от души бесплатно накормит любая хозяйка.


Едим хинкал в Дагестане.

Но небольшой набор продуктов все же берите:

  • консервы, крупы и запас воды на случай ЧП;
  • орехи, мюсли, шоколад, сухофрукты для перекуса в походах или в поездке;
  • кашу в пакетиках, чтобы быстро завтракать в гостинице.

Наша кухня и стол в вагончике на источниках Джилы-Су, КБР.

Сколько нужно денег на поездку

Мало! Если сравнивать с расходами, которых требует поездка в Европу или даже на курорты Краснодарского края, то путешествие на Северный Кавказ обходится недорого.

В этой экспедиции нас было трое. Мы провели на Кавказе ровно месяц, плюс на дорогу из Перми (почти 3000 км) ушло по 3-4 дня в одну сторону.

Расходы на одного человека за месяц:

  • Жилье - 17300 руб.
  • Питание в кафе - 9800 руб.
  • Продукты - 6500 руб.
  • Мобильная связь - 300 руб.
  • Недостающие лекарства в аптечку - 1000 руб.
  • Достопримечательности и подъемники - 2700 руб.

Расходы на автомобиль (сумма целиком):

  • Бензин на Кавказе - 15000 рублей.
  • Бензин на дорогу туда-обратно - 25000 рублей.
  • Ремонт и обслуживание авто в путешествии - 1100 руб.

Конечно, были еще расходы по подготовке к путешествию : обслуживание автомобиля, покупка одежды и экипировки - но все эти траты относятся не только к этой поездке, поэтому их не считаем, но при планировании бюджета в уме держим.

Самое дорогое в этой поездке - бензин. Но если у вашего авто расход не 13-20 литров на сотню и вам не нужно ехать до Кавказа 6000 километров туда и обратно, то ваше путешествие будет значительно дешевле.


Туманы в горах Домбая, КЧР.
У озера Кезеной-Ам, Чечня.

Культурная программа

Есть категория отдыхающих, которые приезжает на Кавказ (да и куда угодно) только ради трех вещей: бухло, шашлык и баня. В основном такие едут на Домбай, чуть меньше в Архыз и Приэльбрусье, в других местах почти не встречаются. Надеюсь, ваши интересы, так же как и наши, шире этого списка. Если так, то берите на заметку полезные книги, фильмы и статьи, которые помогут вам лучше узнать культуру народов Северного Кавказа.

  1. "Герой нашего времени". М. Ю Лермонтов.
  2. "Кавказкий пленник". Л. Н. Толстой.
  3. "Хаджи-Мурат". Л. Н. Толстой.
  4. "Кавказ". А. Дюма (путевые заметки).
  5. "Письма из Дагестана". А. А. Бестужев-Марлинский.

Посмотрите также список книг в этой заметке на ЖЖ и в комментариях к ней.

Список книг о Кавказкой войне смотрите на Арзамасе .

Что послушать:

Отменный материал о традиционной музыке кавказских народов подготовил Арзамас .

Что посмотреть:

  • "Кавказский пленник" 1996, Сергей Бодров (старший).
  • "Ашик-Кериб" 1988, Сергей Параджанов (по мотивам поэмы Лермонтова и азербайджанской сказки).

Из документальных фильмов могу посоветовать ленту Антона Ланге "Хребет. Каказ от моря до моря". Не скажу, что фильм вышел отменным, но ничего лучше на Ютубе о Кавказе вы не найдете.

Мне, как психотерапевту, лучше других известно, что в нашей жизни каждый человек может быть неадекватен. Но я никогда не думал, что мы с женой, профессиональным психологом, как чокнутые способны на бесконечный ряд сумасшедших поступков. Короче говоря, судите сами.

История нашего переезда из Сибири на Кавказ настолько сумбурна, что изложу ее не в хронологическом порядке, а по ходу прихода отрывочных воспоминаний. Оставлю пока без описания 3 года рабства; 3,5 года жизни без паспорта и то, как бывшая моя ученица, молодая и красивая преподавательница универа, отказывается от защиты кандидатской, покидает кафедру и становится моей женой. Не расскажу, как получил американские водительские права раньше, чем российский паспорт, причем - бесплатно.

Жили мы с женой Светланой на окраине в небольшом домике, который мне удалось приобрести, несмотря на то, что я был бесправен. Меня тянуло очень сильно на Кавказ, на Родину. Бывшие мои пациенты-грозненцы, отыскав меня по Интернету, подарили маленький домик в маленькой станице на Ставрополье.

Продал я свой дом под Кемерово, если это можно назвать продажей: отдал документы на дом покупателю, пообещавшему в мае месяце рассчитаться. Естественно, я и собирался уехать в мае на своем «Москвичонке - 412». Увы, мечте не было суждено вовремя сбыться, т.к. постоянно и хорошо мой покупатель бегал от меня до ноября, пока мне не дошло, что я – лох и «ждать погоды с моря бесполезно».

Что бы на нашем месте делал нормальный человек, оставшийся без денег. Он распродал бы имущество, отправил контейнер по месту назначения и спокойно сел в попутный поезд. Но нам было не суждено избежать нелегких приключений, т.к. я решил в ноябре ехать на своей машине-трудяге, упакованной только летней резиной, не любящей больших оборотов и жрущей бензин, как японский грузовичок.

Надо еще сказать о том, что у нас две собаки: одна – Дина, пегая гончая была мне подарена, будучи маленьким щенком. Второй – Рыжик, похожий на лисенка, бросил своих хозяев и тихой сапой переселился в наш дом, предварительно подружившись с Диной. Естественно, что собак мы не могли предать и оставить.

И вот 3 года тому назад, решив отъезжать, днем мы упаковали свой «Москвич»: на крышу были загружены 2 компьютера и 2 монитора. Чтобы не побить их вокруг и между «железом» уложили постельное белье, одежду, обувь и остальные шухры-мухры. Накрыли мы, получившуюся над машиной, пирамиду полиэтиленом, обтянули скотчем и затянули веревками. Получилось что-то карикатурно напоминающее микроавтобус «Субарик». Из багажника я выкинул все запчасти, заполнив его важными вещами, по мнению жены.

Путешествие началось около десяти часов вечера, в полной темноте. Завелся мой «Москвич» легко, несмотря на ноябрьский мороз. Собаки расположились на заднем сидении, жена уселась рядом, и закрутились колеса в сторону Юрги, подальше от «тулеевского ханства».

Я рад – прощай Кемерово!

Проехав Юргу, я обрадовался, что выскочил из Кемеровской области. Колеса моего авто вертелись, унося меня дальше от холодных краев в сторону кавказского солнца, а мысли в голове ушли к воспоминаниям, к тому, что мое водительское удостоверение, полученное в США, не являлось документом, разрешающим езду по России.

Был приказ господина Нургалиева, звучавший, примерно так: «Если человек является гражданином РФ, прописан в ней более двух месяцев, то он должен ездить с национальными правами». Меня дважды останавливали ГАИшники и штрафовали по 1000 рублей, указывая в протоколе: «Ехал без водительского удостоверения». Затем отпускали – езжай дальше. Им был не интересен старик и его «Москвичонок». Как мне было не обрадоваться и не вспомнить Америку и Канаду, где я беспрепятственно брал машину напрокат с помощью старых российских прав, похожих на потрепанную бумажку. Я спокойно пересекал границы, и никто меня не останавливал.

Так, за ночь я добрался до развязки, ведущей меня в сторону Омска. Радость моя была велика настолько, что я на гололедке не вписался в поворот и мой «Москвич-412» пролетел мимо, а когда я тормознул, он исполнил танец на льду, крутанувшись вокруг своей оси, раз пять. От аварии спасло лишь то, что ранним утром не было встречных фур.

Пережив небольшой стресс, малость отдышавшись, въезжаю на виадук и жму на газ. До Омска тысяча верст. Машина бежит вперед, наматывая километры. Дорога скользкая, но я почему-то не озабочен и еду на больших оборотах. Стрелка спидометра бегает между 100 и 120 километрами. По дороге много постов ДПС. Но они не хотят меня тормозить, демонстративно отворачиваются, видя марку машины, ее несуразную укомплектованность и понимая, что там старик, на которого зря потратишь нервы и не наваришься.

Так я пролетел еще километров 600, с двумя остановками на перекус и собачий туалет. Чувствую – устал и сейчас отрублюсь. Давлю на газ, чтобы преодолеть еще сотенку км. Но здесь не выдержал мой «конь», – лопнула прокладка под головкой блока. Встал. Поспали пару часов. Голосую, чтобы взяли на буксир, но машины пролетают мимо, не притормаживая. Бросил голосовать, чертыхаясь. Мороз начал доставать. Едет «Мерседес» - микроавтобус. Я стою с безнадежно опущенными руками, думая, что буржуины, на таких тачках, не обращают внимания на нуждающихся в помощи. «Мерс» затормозил, сдал назад и оттуда вылезает черноволосый молодой парень: «Доставай трос. А жена пусть садится ко мне в кабину, отогревается».

Протащив меня километров 150, до кемпинга, он помог затолкать моего калеку в мастерскую автосервиса. Я, договорившись с мастерами о замене прокладки и масла, вошел в гостиницу. Парень, назвавшийся Миколой, стоял рядом со своей женой и они о чем-то говорили с моей половиной: «Устроитесь в номере, спускайтесь вниз через полчаса, вместе поужинаем», сказал он.

Мир не без добрых людей

Не знаю, о чем они говорили в теплой кабине «Мерса» пока я мерз, в своем авто. Но, скорее всего, жена нарассказала обо мне, что я закончил львовский мединститут, знаю польский и украинский языки и еще много чего, в распрекрасных тонах. Это мне стало ясно, когда мы спустились вниз и уселись за столик в кафе: стол был накрыт.

Посредине красовался графинчик с пол-литрой водки, а мой спаситель заговорил со мной на западно-украинском диалекте. Он рассказал, что они торопятся домой, т.к. им позвонили, что заболел ребенок; его жена – молдаванка и ездили в Сибирь навещать ее родственников.

За ужин с водкой он оплатил заранее. Пить Микола не стал, и я оприходовал весь графинчик. От его отзывчивости и гостеприимства на меня пахнуло родным Грозным, где я, как и мои друзья, мог пригласить их в ресторан и незаметно расплатиться с официантом; где я мог войти в любой дом и меня обязательно накормят; где мои дети носились с толпой сверстников и они всем гуртом опорожняли сверху донизу мой и любой другой холодильник.

Проснувшись утром, мы с женой, не завтракая, пошли в автосервис. Я завел машину и поехал на трассу. Только повернул на дорогу - машина заглохла. Провозившись с ней минут 10, я понял, что не заведу и направился в сервис. Там увидел насмешливое отношение, нежелание что-либо делать, понял, что говорить бесполезно. Вернувшись к непригодной для продолжения пути своей тачке, решил голосовать, надеясь на буксир. В это время, мои спасители, позавтракав, сели в свою машину и выехали на трассу. Микола, видимо сразу догадавшись, что произошло, тормознул и со смехом мне сказал: «Давай трос. Здесь километров 150 до Омска. Движок не заводи, я тебя дотащу до поворота в город, там останется километров 15. От поворота рвану в сторону дома». Погнали мы вперед, к продолжению приключений.

Остановившись на повороте в Омск, я горячо поблагодарил ангелов-спасителей и мы распрощались, чтобы никогда больше не встретиться, но помнить о приключении и друг, о друге.

Долго голосовать на повороте не пришлось. На взмах моей руки остановился ЗИЛ, взял меня на буксир, жена вновь отправилась в теплую кабину. И снова, благодаря красочным повествованиям моей жены, на нашем пути оказался добрый человек. Он дотащил меня до дома, где жила теща, а от денег отказался.

Тесть и теща, мои ровесники, приняли нас отлично. Они переговорили с соседом. Тот съездил в автомастерскую, затем зацепил мое «ведерко» за свою «Тойоту» и мы приехали к месту ремонта. Там согласились за 6 тысяч отечественных рублей перебрать движок за двое суток, т.к. масло оказалось в картере, и провернулся вкладыш. Ремонт затянулся до десяти дней. Тесть и теща приняли нас отлично, немного поделились деньгами, собак поселили на балконе.

Через десять дней мы выехали в сторону Урала, к новым впечатлениям. Я не сделал выводов из прошлых похождений и все также давил на газ. Закончилось тем, что перед Златоустом, вновь оказалась пробита прокладка, тосол начал заливать один цилиндр. Чихая и кашляя мой «Москвич» к темноте дотянул до города. Поставил я машину напротив вокзала и пошел искать ночлег. Увидев отделение милиции, заглянул туда, попросил помочь с ночлегом, т.к. на вокзале сказали, что в гостинице мест нет, а вокзал на ночь закрывается. Посмотрел я на зверьков, которые проверив у меня документы, начали хамить. Мои выдержка и спокойствие все же привели к тому, что мне с женой разрешили перекантоваться на вокзале. Утром я нашел таксиста, который отвез нас на стоянку автомастерской. Сторож созвонилась с хозяином и нам выделили помещение для ночлега. Единственно, что попросили – это хорошенько протопить помещение, что я с радостью и сделал. Были какие-то праздники, и нам пришлось ждать 3 дня, чаевничая со сторожем.

Когда появился хозяин, то я ему сказал, что на ремонт не могу выделить более тысячи рублей. Он вызвонил мастера и на следующий день, утречком я выехал в сторону Башкирии, дав себе клятву больше не газовать и не насиловать движок.

Приключения в Башкирии

Дорога бежала по равнине. Скорость я держал не более 100 км. Целый день ехал, не уставая, и остановился в «веселом» автокемпинге. Поставил машину среди фур, а сам пошел к администратору насчет ночлега. Кругом было полно пьяных: кто-то горланил песни, кто-то уговаривал подругу дать ему, кто-то выяснял отношения кулаками.

Заплатив 500 рублей, мы с женой направились в купейный вагон, стоявший на фундаменте. В коридоре лежала малопроходимая грязь, в некоторых купе двери были выбиты. Из-за одной двери слышался скандал, заканчивающийся ласками с поцелуями и клятвами в верности, а затем вновь превращающийся в ор с отборной бранью. Этот бесплатный концерт неутомимо продолжался до утра.

Утром машина не захотела заводиться. Водители фур еще не проснулись, некого было просить о помощи. Вдруг из дверей администратора вывалила компания, человек шесть. Среди них был в форме и с жетоном старший лейтенант ДПСник. Я подошел и спросил: «Ребята, поможете завести мою тачку?» Они начали разговор с вопроса – откуда и куда я еду. Когда сказал, что из Сибири на Кавказ, зауважали, говоря, что чтобы на такой технике решиться преодолеть пять с половиной тысяч километров – это надо быть героем. Поговорив, парни с неистовой силой стали толкать «Москвичонка». Будучи с похмелья и проделав кругов десять по стоянке, капитально выдохлись и хотели бросить эту затею. Но старлей заявил, что он никуда не пойдет, пока не заведет машину. Передохнув, ребята вновь стали катать меня и моя техника, пару раз чихнув, довольно заурчала, собираясь продолжать путь.

Поблагодарив парней, я выехал на трассу и погнал вперед, мечте навстречу. Не превышая скорость выше ста километров в час, проехал километров триста и попал в Башкирию. Задумавшись о своем, не заметил, как на дорогу вышел ДПСник и махнул мне своим жезлом, приказывая остановиться. Резко тормознув, я покатил прямо в кювет. Вылезая из машины, подумал: «Ну, все! Труба – дело!»

Ко мне подошли два лейтенанта и спросили, куда так тороплюсь. Подал одному из них документы и сказал, что сильно устал, т.к. добираюсь издалека, домой, на Кавказ. Они посмотрели на меня, на машину, покачали головами и предложили сесть за руль. Один из них, подогнав патрульную машину ближе к моей, вытащил свой трос. Второй – полез под мою тачку и закрепил его там. Вытащив меня из ямы, они отдали, не глядя, мои американские права, ПТСку и техпаспорт, сказав при этом, чтобы я поспал пару часиков возле них, а потом продолжил путь дальше.

Прошло с полчаса. Заснуть я не смог. Выйдя из машины, направился к офицерам и сказал, что не смогу заснуть, лучше поеду дальше. Ребята не возражали, лишь попросили меня быть осторожнее. Поблагодарив их, я рванул дальше, не предполагая, какая «радость» ждет меня впереди.

Зря я клялся. «Бесплатный цирк»

Зря я клялся, что не буду больше газовать. Начались такие уральские крутые спуски и подъемы, что на малых оборотах не было возможности подняться на эти бугры. Кроме того закрутила сильная метель, и я уже не видел по какой стороне еду. Навстречу мчалась фура, и она проехала мимо. – Фу! – Выдохнул я, - Слава Богу, пронесло! Поднимаюсь на очередной перевал. Мотор начал чихать и заглох почти у самой вершины. Ручной тормоз не хотел держать на крутом подъеме. Вывернув руль, я сдал назад и подпер машину боковым ограждением дороги.

Мы с женой немного поспали. Затем почувствовали, что начинаем замерзать. Машина не заводилась. У нас с собой были три газовых баллончика, стали жечь их. Это ненадолго помогало. Когда холод начинал одолевать, сжигалась очередная порция газа. Благо, к утру метель прекратилась, мороз начал ослабевать. Дождавшись рассвета, мы решили забрать вещи, которые сможем унести, а машину бросить вместе с компьютерами и остальными причандалами.

Выпущенные собаки убежали далеко гулять. Вооружившись ножом, начали резать веревки и скотч. Содрали с машины полиэтилен. Сняли компьютеры и процессоры, аккуратно поставив их в снег за ограждением. Рядом с ними положили коробки с CD/DVD дисками – кому-нибудь пригодится. Вслед за этим стали перебирать остальные вещи – нужное складываем в пакеты, «ненужное» кидаем за ограждение.

По встречной полосе подъезжает машина ДПС и из нее выходят два офицера. Они не приближаются.

Двадцать лет служу в милиции, а такое вижу впервые?!? Убирай машину с дороги! – Закричал один милицай.

Мои нервы были натянуты так, что мне все равно на ком отыграться, и я ему отвечаю:
- Спускайся вниз, тормози движение. Я сейчас ее столкну, и она на повороте улетит за ограждение.
- Ты что, с ума сошел? – возмущается он.
- Все возможно, - отвечаю я.

В это время подъезжает «поливайка», обрабатывающая дорогу, от обледенения. Офицер тормозит ее и говорит водителю:
- Возьми их на буксир, дотащи до заправки. Там мы разберемся.

Милиционеры садятся в машину, разворачиваются и уезжают.
- Вам это не нужно??? Можно взять? – спрашивает водитель «самоходной бочки», глядя на компьютеры.

Он быстро стал размещать наши вещи у себя в кабине. Там места не хватило, и он начал пристраивать их возле цистерны.Я позвал собак, прицепил своего горе-«Москвича» к его «ЗИЛу» и мы поехали. По дороге моя машина завелась. На вершине я умышленно резко тормознул, трос оборвался. Обгоняю «поливайку» и вскоре заезжаю на автозаправку, где ждет меня ДПС. Как ни в чем не бывало, спрашиваю их, как доехать до населенного пункта. Они сказали, чтобы я ехал за ними, и тронулись в путь. Далеко обогнав меня, остановились на перекрестке. Один из них вылез из машины, а когда я подъехал, показал мне жезлом, чтобы ехал направо. Так они избавились от непонятных людей, отправив их в соседнюю от Башкирии Татарию.

Прощай, мой друг, «Москвичонок». Дальше еду на поезде

Мысленно благодарю милиционеров за то, что они направили меня не налево, в Абдуллино, откуда шли поезда на Кавказ, а в Бугульму. Моя машина резво бежала в сторону Бугульмы, чихая, кашляя, но не останавливаясь. Проехав километров 25, я оказался в центре города, где - на перекрестке, мой верный друг, заглох и окончательно умер. Подошли люди с предложением своей помощи. Я попросил их помочь убрать машину с дороги, и они вытолкали ее на обочину.

Подошел ко мне парень, лет двадцати восьми-тридцати. Поговорили с ним. Звали его Виктором. Он позвонил по сотовому и, вскоре подъехала «Газель». Мою машину взяли на буксир, и мы оказались на привокзальной площади. Парень сказал, что у него стоянка и автомастерская за городом, а эвакуатор освободится только вечером. Узнав, что мне надо уехать, он вместе с моей женой отправился за ветеринарной справкой на право проезда собак в поезде. Через 15 минут справки были у меня в руках. Я спросил его, сколько это стоит. Он засмеялся и махнул рукой, мол – ничего.

Давай так, предложил мне Виктор: ты оставляешь машину у меня, я тебе оставляю адрес, приедешь, заберешь. Отремонтирую так, что она хоть до Владивостока добежит. Я ответил, что для меня она хорошо послужила и умерла.
- Ладно, как хочешь. Подожди здесь минут двадцать, я подъеду.

Приблизительно через полчаса он вернулся с мужиком на иномарке. Отведя меня в сторону, сказал, что этот человек, по имени Михаил, отвезет нас в Абдуллино. Платить ему ничего не надо, только – заправить машину. Я отдал Виктору ПТС, техпаспорт и не стал снимать номера. Виктор, показывая на «Москвич», произнес: «Ты сними номера и забери ПТС. Возможно, передумаешь и заберешь ее». Я в ответ лишь отмахнулся. В пути мне Михаил сказал, что Виктор местный авторитет.

Часа через полтора мы были в Абдуллино, на вокзале. Я поблагодарил водителя и пошел в билетные кассы. Купил билеты. Выхожу из здания. Подходит ко мне милиционер и мальчик-побегушник приблатненного вида. Проверили документы. Отдали. Увидели сколько у нас сумок и снова подошли: «Пройдем в линейный отдел».

До отхода поезда десять минут. На крыльцо выходит капитан, смотрит документы, спрашивает, куда я еду. Объяснил ему все и сказал, что если не уеду, пусть с прокурором объясняется. Посмотрел он на нас, на собак и отдал документы, отпуская с Богом.

Побежали мы к поезду. Зная, что по правилам перевозят собак в первом тамбуре от локомотива, бегу к первому вагону. Проводница, толстая, глупая и злая тетка уперлась: «Не пущу, и все!» Благо, начальник поезда отвел нас к восьмому вагону и приказал молодым проводникам посадить.

С собаками мы дежурили по очереди в тамбуре. Пассажиры оказались нормальные люди и не устраивали скандалов, не смотрели косо, хотя Дина была зла и мало кого не облаяла. Так мы доехали до , где земляки нас радушно встретили и отвезли в станицу.

Я многое прошел в жизни: работал в Москве и за рубежом; отдыхал на лучших курортах; оставил в кабаках столько денег, что хватило бы не на одну иномарку. Но мы с женой можем смело сказать, что не променяем свой маленький домик у кладбища ни на какие блага. Прожив три года в станице, четко оценили, насколько приятнее ухаживать за козами и птицей, чем жить в социуме и изображать из себя что-то!!!

Корреспондент Medialeaks провел две недели на Кавказе в одном из самых популярных зимних курортов, успев насладиться всеми прелестями внутреннего туризма. Пережив поборы, воровство и чуть ли ни став невольным соучастником преступления, ОЛЬГА ХОХРЯКОВА рассказывает, к чему нужно быть готовым, отправляясь отдыхать вместо Египта и Турции на Северный Кавказ.

На Кавказ приезжает две категории людей: катающиеся (сноубордисты и лыжники) – их большинство – и просто туристы, которым нравится дышать свежим воздухом и просыпаться с видом на горы за окном.

Наша небольшая компания относится к первой категории. И вот уже не первый год мы путешествуем по самым разным уголкам России, изучаем страну практически каждые праздники. Например, в прошлом году зимние каникулы мы провели за полярным кругом - под Мурманском, где тоже есть горнолыжные курорты. А в этом году решили попробовать классику горнолыжников - Кавказ.

Отдыхали мы в известном курорте Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская республика), что в 200 км от аэропорта Минеральных Вод. Здесь есть два курорта – у поляны Чегет и у поляны Азау. Между ними 5 км пути. Жили мы на Чегете, а катались в основном в Азау - это более крупный курорт с трассами разного уровня сложности.

Будьте готовы к поборам

Две недели на Кавказе в Новый год обошлись нам примерно в 70 тысяч с человека, включая билеты, проживание, ски-пассы (карта, которая дает право проходить на подъемники) и еду. А также непредвиденные расходы, к которым стоит готовиться финансово, выезжая на Кавказ.

С первых дней начинает складываться ощущение, что из тебя на каждом шагу вытягивают по сотке. Здесь вообще все стоит по 100 рублей (и кратно им). И платить здесь нужно за все - так устроена система.

Во-первых, такси. Общественного транспорта здесь нет, не было и видимо не будет, хотя курорт существует не первое десятилетие. Все поделено между частниками, у которых установлены железные цены, ниже которых они не возят. Вот например, сколько стоит проехать 5 км от одного курорта до другого? 300 рублей с машины. В Москве за эти деньги легко можно договориться доехать от Китай-Города до Останкино.

К перевозке пассажиров со сноубордами, лыжами и палками здесь оборудован багажник каждой отечественной легковушки (а других машин нет, разве что несколько частных микроавтобусов). Я так и не поняла, как они закрепляют оборудование в багажнике, но однажды наш водитель даже не стал его закрывать. Всю дорогу ехала, поглядывая, назад, тем более что это был хэтчбек.

Если кто сюда приедет и повезет людей дешевле, ему тут быстро по голове настучат и выгонят с поляны, - рассказывал наш таксист, с которым мы подружились.

А когда после Нового года поток туристов увеличился, на пути появился пост ДПС, который разделил дорогу на две части. Так что платить пришлось 200 до поста, потом идти с лыжами через пост, собирать народ на большую маршрутку и еще по 50 рублей с человека.

Если вы хотите съездить куда-нибудь кроме склонов, расценки такие: от Приэльбрусья до Чегемских водопадов - 3000 рублей с машины. Если захватить еще термальный источник у Нальчика - 5000 рублей. Доехать до Грозного и обратно - 8000 рублей.

И к хамству

С того момента, как вы заплатили деньги, вам больше никто ничего не должен.

Промолчим, что цены на ски-пасс на Азау выросли в 2,5 раза - с 900 рублей до 2200 в сутки. Здесь надо помнить, что в любой момент могут повесить волшебную табличку на кассу любого содержания.

Например, мы купили ски-пасс еще до Нового года, а за него (за саму карточку) отдается в залог 100 рублей. А когда пришли кататься спустя пару дней - после Нового года - увидели табличку «Карты старого образца не принимаются».

А залог вернете?

Нет конечно, - безапелляционно сказала кассирша.

Нет, она не шутила. Нам не просто не отдали залог, карту отказались менять на новую, так что пришлось платить еще 100 рублей в качестве залога за новую карту. И вроде ну их, эти сто рублей, но такое происходит на каждом шагу.

А как так получается, что вы берете залог, а потом не возвращаете его?

Надо было раньше сдавать карту.

Конечно, никто нас не предупреждал, что карты вдруг могут поменяться. Более того, за пару дней до этого я спрашивала кассиров, когда вырастут цены, а они говорили «не знаем». И ничего не сказали про то, что карты лучше сдавать, а то потом не примут. И таблички-то не было.

Зато была другая табличка, которая говорит: если что, все ваши проблемы. Купили ски-пасс, а канатная дорога закрылась из-за погодных условий? Деньги не возвращаются - вы сами должны следить за прогнозом и оценивать ситуацию (деньги возвращаются только если закрывается весь курорт).

А продают ски-пассы всегда и на все канатные дороги, даже на те, которые закрыты.

До станции Гарабаши работает канатная дорога?

А вчера вы мне сказали, что до Мира тоже работает. А она была закрыта.

Кто вам такое сказал? - вылупилась кассирша.

Вы лично мне и сказали.

Продать ски-пасс вам могут до любой точки, говоря, что она работает. А вот как на самом деле - узнаете только там.

Не забывайте платить дань

Ваш таксист хочет въехать на территорию поляны Чегет в разгар дня, когда много желающих? Тут же появляется мужчина, который встает перед въездом с пачкой денег и собирает с каждого, кто хочет проехать.

Нужен детский подъемник? Выглядит он примерно так, хотя это фото не с Приэльбрусья:

А он бесплатный в Европе, под Мурманском, да везде. Здесь же стоит дяденька и собирает по 20 рублей за подъем. Никаких чеков и касс.

Скажите, а вон тот детский подъемник платный?

Не знаю, - недовольно огрызается кассирша.

Как не знаете, он что к вам не относится?

Нет, - и закрывает окно.

Да, это еще одна особенность Кавказа - если обычно «один курорт - один владелец - один ски-пасс», то тут кто успел тот и сел.

Туалеты - это тоже отдельный бизнес, потому что трудно найти кафе на какой-либо из станций, где он будет. Да и зачем, если можно поставить его отдельно, тогда людям придется идти по морозу и платить еще по 20-30 рублей.

Не ждите качества за ваши деньги

Казалось бы, за 2200 в сутки уровень должен быть не ниже постолимпийского сочинского, где ски-пассы в этом сезоне продавались за 2500. Но отдыхая на курортах Северного Кавказа надо помнить - здесь за ваши деньги вам не гарантируют ничего. Но здесь:

Очереди на покупку билетов в 3 окна, в которых заспавшимся приходится стоять час, превращаются в однородную массу;

Очередь в кабинку на канатной дороге тоже никак не регулируется, хотя там стоит специальный человек, который мог бы пускать через проходную рамку определенное количество людей. Несколько раз на наших глазах чуть не случились драки, но специального человека это не очень волновало - он следил за тем, чтобы двое не прошли по одному билету;

Здесь не заботятся о безопасности

Это стало понятно еще два года назад, после резонансной истории с зорбом на еще одном популярном горнолыжном курорте Кавказа - Домбае. Где туристам, заплатившим 300 рублей, предлагали прокатиться в зорбе. Однажды он вылетел за пределы склона. Один из туристов погиб, второй был госпитализирован.

Зорб в Приэльбрусье не предлагают, но и до безопасного катания здесь далеко. На Азау практически нигде нет ограждений. На Чегете, который считается одной из самых опасных гор, я вовсе не видела ни одного. И именно там каждый год гибнут люди. Трагедия случилась и в этом.

Слышали, на Чегете лавина сошла.

Об этом говорили в кабинке на канатной дороге. Когда мы спустились, до нас дошли детали - под лавиной погибли трое.

Еще через полчаса, уже в номере, мы отвечали на многочисленные пропущенные звонки родителей и объясняли, что сегодня катались не там. Хотя еще пару дней назад…

В новостях передали, что две девушки из Москвы 1990 и 1991 года рождения и мужчина из Санкт-Петербурга 1973 года рождения катались в неположенном месте. Ну то есть, мол, сами виноваты.

«Южные склоны Чегета закрыты для катания. Трасса промаркирована, и есть четкие указания, что там кататься нельзя. Люди игнорируют предупреждения и в результате происходит трагедия», - цитировал ТАСС руководителя пресс-службы Северокавказского регионального центра МЧС.

Правда, он не уточнил, о каких указаниях идет речь. Скорее всего потому, что их там на самом деле нет. Я была на трассах и выходила на фрирайд, на Чегете я не видела ни одной сетки, ни одного ограждения, ни одной таблицы или знака, который показывал бы, где трасса начинается, где заканчивается. Остается лишь ориентироваться на других.

Более того, Чегет официально позиционируется как трасса для фрирайда и билеты там продают для тех, кто любит его крутые склоны вне трасс. Вот к примеру карта Чегета с официального сайта «Курорта Эльбрус»:

Фиолетовым обозначены зоны для фрирайда. Обозначены. И как видно, их большинство. Зато и тут на кассе висит волшебная табличка, на которой написано, что в связи с погодными условиями катание не рекомендуется. На этой табличке, судя по всему, и заканчивается ответственность курорта. А в Швейцарии работают специальные пушки, которые взрывают лавиноопасные места, чтобы никто случайно не вызвал сход.

Говорится в описании и про южные склоны, которые якобы, по словам местного МЧС, не предназначены для катания.

Более того, в МЧС сообщали, что тела погибших искали 28 сотрудников службы, правда на видеоролике «Первого канала» не видно ни одного, зато есть ребята, похожие на простых лыжников и сноубордистов.

«Всех троих погибших извлекли из лавины на Чегете. В поисковых работах на конусе выноса лавины длиной около 100 метров, шириной 30-40 метров и с высотой снега до 10 метров участвовали 28 спасателей», - цитировал «Интерфакс-Юг» руководителя пресс-службы СКРЦ МЧС России Кантемира Давыдова.

А еще МЧС сообщало, что «сотрудники МЧС проводят инструктажи и беседы, раздают буклеты и памятки о лавинной опасности, правилам поведения в горах (в том числе на английском языке), доводят прогноз погоды на предстоящие сутки и напоминают о едином номере вызова экстренных служб «112».

Правда ни я, ни кто-либо из моих знакомых такого не видел.

Будьте готовы к неожиданной подставе

За две недели мы уже почти привыкли к хамству и поборам, тем более, что Кавказ - это часть России, в которой все мы выросли. Но то, что произошло дальше, уже выходило за пределы даже российского отдыха.

На Новый год в одном из баров поляны Чегет у нас украли телефон. Он был в кармане, мы фотографировались, а потом, после веселья на танцполе, его просто не стало. Впечатления от праздника были подпорчены, пришлось смириться. Были ли виной тому группы кавказцев, которые все в черном заходили время от времени в бар, стояли у выхода, не раздеваясь, а потом также уходили, или еще кто - неизвестно.

Но через 6 дней нам позвонили. А точнее отцу владельца украденного телефона. Звонил некий Джамал, сказал, что в его угнанной машине, которую нашли в Нальчике, обнаружили iPhone. Сначала правда он сказал, что белый, но потом исправился, потому что наш то был черный. Что хотел, непонятно, но намекал, что «если бы он думал, что угнали машину мы, то мы бы уже сидели».

Владелец телефона перезвонил, как только узнал о Джамале. Но трубку взяла женщина, представившаяся его женой. Она крайне грубо разговаривала, вопрошала с намеками, откуда это наш телефон в их угнанной машине и всем видом показывала, что обсуждать она ничего не желает. В этом разговоре выяснилось одно - они живут в нескольких километрах от нас, в Приэльбрусье. Больше они не звонили, на смс не отвечали, трубку она при следующем звонке сбросила.

Так мы и остались наедине с мыслями, что хорошо, что телефон не нашли на месте убийства. И с дурацким чувством, что кто-то, кто знает, что телефон украден и даже знает владельца, ухом не ведет, чтобы его отдать.

После этого стало дискомфортно, как никогда. Вдруг стало четко ясно, что здесь ты действительно сам по себе. Что-то подобное испытываешь, просто проезжая на машине по республикам: из Кабардино-Балкарии через Северную Осетию и Ингушетию в Чечню, в Грозный. Где стоит стелла «Грозный - центр мира», где проспект Владимира Путина перетекает в проспект Ахмата Кадырова, где на самом деле было куда спокойней, чем в той же Ингушетии, хотя мы ее видели из окна автомобиля. Где на каждой границе республики машину останавливают вооруженные ДПСники.

Какие выводы? Когда мы приземлились в Домодедово, вся наша компания с облегчением выдохнула. На Кавказ возвращаться больше не планирует никто. Потому что за последние годы там не изменилось ничего, да и чтобы что-то поменялось, нужно не просто вливать туда деньги, а следить, заниматься, вникать.

Казалось бы, для чего же еще правительство распорядилось создать в 2010 году компанию «Курорты Северного Кавказа», которая управляет горнолыжными курортами на юге России?

«Общая стоимость проекта туристического кластера, в том числе в области развития смежных с туризмом отраслей экономики, предполагает привлечение в регион свыше 450 млрд. руб. инвестиций. Из них 60 млрд. руб. - это инвестиции государственные, 390 млрд. - средства частных инвесторов», - говорится на сайте компании.

Ос­нов­ные ак­ци­о­не­ры КСК - го­су­дар­ство в ли­це АО «Осо­бые эко­но­ми­че­ские зо­ны», сре­ди учре­ди­те­лей также «Сбер­банк» и «Вне­ш­эко­ном­банк», говорится на сайте.

На открытие 3 очереди на Азау приезжал сам полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, правда после того, как он уехал, ее сразу же закрыли.

Так что же на деле изменилось за последние 10 лет: на одном из самых опасных курортов Чегет - ничего. На Азау действительно появились новые склоны, построены 3 очереди новой канатной дороги. Но самое главное - на курорте по-прежнему есть ощущение, что ничего не контролируется, что это какой-то местный кавказский бизнес, а не стратегически важное направления для правительства. Что здесь думают не о безопасности отдыхающих, а только об их деньгах.

Правда, воздух на Кавказе действительно потрясающий, и природа, и ее дары. И люди приятные, конечно, встречаются.

 

Возможно, будет полезно почитать: