Что такое воздушная яма в самолете. Воздушная яма. Стоит ли паниковать

В результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком (срыва потока с крыла).

В условиях нормального обтекания крыла потоком воздуха создается достаточная подъемная сила и самолет ведет себя устойчиво. При нарушении нормального обтекания крыла подъемная сила резко падает и самолет «сваливается с потока» - самопроизвольно меняет углы тангажа и крена (опускает/задирает нос, наклоняется вбок). Сваливание с большой вероятностью может перейти в штопор .

К сваливанию приводит превышение максимально допустимых углов атаки , что может произойти в результате падения скорости самолета, работы рулями, изменения плотности и направления потока воздуха и т. п. Эффект сваливания используется при выполнении фигур пилотажа на спортивных и военных самолетах. В гражданской авиации сваливание относят к аварийным ситуациям и принимают меры к его избежанию (особая конструкция крыла, сигнализация АУАСП, предупредительная тряска штурвала и т. п.).

В непрофессиональной среде сваливание более известно как «воздушная яма».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Воздушная яма" в других словарях:

    Резкое падение курсов ценных бумаг после информационного сообщения негативного характера. По английски: Air pocket См. также: Информационная асимметрия Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Англ. air pocket резкое падение курсов ценных бумаг после негативного сообщения неэкономического характера. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (Pocket air, air lock) термин для обозначения предполагаемых ям, в которых наблюдается внезапное падение самолета вниз, не зависящее от управления самолетом. В действительности это падение объясняется вертикальными воздушными течениями,… … Морской словарь

    воздушная яма - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN downdraftDD … Справочник технического переводчика

    воздушная яма - Резкое изменение плотности воздуха, вызывающее неожиданный бросок самолета в полете … Словарь по географии

    - (англ. air pocket) (сленг.) резкое падение курсов ценных бумаг после информационного сообщения негативного неэкономического, например политического, характера … Энциклопедический словарь экономики и права

    Жарг. бирж. Неустойчивое положение, в котором оказываются фондовые ценности с внезапным падением их курса. БС, 32. /i> Из авиационной терминологии … Большой словарь русских поговорок

    акция воздушная яма - Акция, цена которой имеет тенденцию резко падать в результате появления на рынке негативной информации, например об ожидаемом снижении доходности ценных бумаг. Владельцы акций стремятся освободиться от скомпрометированных ценных бумаг и находят… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    ЯМА, ямы, жен. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. «Вырыта заступом яма глубокая.» И.Никитин. Картофельная яма (для хранения картофеля). Угольная яма (для жжения древесного угля). Помойная яма. Выгребная яма. 2. Специально… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ямы, чему? яме, (вижу) что? яму, чем? ямой, о чём? о яме; мн. что? ямы, (нет) чего? ям, чему? ямам, (вижу) что? ямы, чем? ямами, о чём? о ямах 1. Яма это большое углубление в земле. Глубокая,… … Толковый словарь Дмитриева

Мгновения, которые пришлось пережить пассажирам авиарейса Москва-Бангкок, можно назвать без преувеличения жуткими. Самолет попал в ловушку - то, что летчики называют «турбулентность ясного неба». Переломы, ранения - у людей было ощущение, что самолет начал падать. 27 человек травмированы, 15 из них остаются в больницах Бангкока.

Первые минуты после тряски. В салоне самолета - жуткая картина. Окровавленные пассажиры лежат в проходах, сидят у аварийных выходов. Многих просят не вставать - неизвестно, насколько серьезны травмы. Как выяснится потом, переломы, сильные ушибы.

«С одной стороны лежала женщина, стонала, ей было очень больно. И мужчина стонал. Ему было, видимо, вдвойне больнее. Девушка, когда уже все закончилось, ходила по салону, у нее был глаз подбит, щека вся разодрана. Таких людей было много, которые очень сильно пострадали. Почти никто не был пристегнут и не успел пристегнуться», - рассказывает пассажирка Елена Трегубец.

Самолет еще не начал снижение, поэтому табло «Пристегните ремни» не горело. Люди спокойно гуляли по салону - разминались в проходах после девятичасового перелета. Рейс Москва-Бангкок подходил к концу. За 40 минут до посадки - резкие толчки. 300-тонный "Боинг-777" провалился в воздушную яму почти на 250 метров.

«Сильно нас качнуло раза два-три. И как-то я сразу интуитивно начала пристегиваться. И буквально пара секунд, и как будто начали мы падать. И пассажиры вверх полетели до потолка, и с грохотом все упали вниз», - рассказывает Елена Трегубец.

В аэропорту самолет встречали медики. Всего на борту было 313 человек. 27 - среди них и россияне, и иностранцы - сразу отправили в местный госпиталь. Там некоторым пострадавшим пришлось делать операции. Для помощи россиянам в больницу отправили сотрудников посольства и переводчика.

Погода в небе над Таиландом не сулила ничего плохого. По словам специалистов, лайнер попал в так называемую турбулентность ясного неба.

«Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью. И ее не фиксируют приборы. Основная опасность в том, что у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости пристегнуться. Эта ситуация крайне опасна для пассажиров, которые остаются не пристегнутыми ремнями безопасности», - пояснили в авиакомпании «Аэрофлот».

Такая болтанка случается и в небе над Россией, но куда слабее, чем в тропических широтах.

«В тропических широтах оно более развито и характеризуется очень большими градиентами, то есть, мощностью и непредсказуемостью. Избежать этого было невозможно. Хотя надо держать ухо востро», - комментирует ситуацию командир авиационной эскадрильи, пилот Сергей Матросов.

В идеале, нужно быть пристегнутыми весь полет, как экипаж этого рейса. Должностная инструкция. За штурвалом был опытный летчик Александр Рузов, налет свыше 23 тысяч часов. Второй пилот Артем Унанов - налет больше 10 тысяч. Они вывели машину из зоны турбулентности, посадили в штатном режиме. По их словам, тряска усилилась из-за действий автопилота.

«Автопилот не смог вовремя правильно среагировать, поэтому и получились такие броски самолета. Поэтому после попадания в воздушную яму мы отключили автопилот и плавненько самолет вывели в горизонтальный ровный полет», - рассказал Александр Рузов.

Путешественники отметили работу бортпроводников. Они оказывали помощь и делали все, чтобы избежать паники. Хотя им самим изрядно досталось.

«По ним видно было, что они с травмами, они тоже поцарапанные, они тоже были не готовы к этому. Они давали обезболивающие таблетки тем, кто очень сильно пострадал, накладывали жгуты», - рассказывает Елена Трегубец.

Подобные случаи в гражданской авиации - не редкость. Каждый год в мире фиксируют почти 750 таких происшествий. На рейсе компании Etihad Airways из Абу-Даби в Джакарту травмы получили 30 человек. А это кадры с перелета из Лимы в Буэнос-Айрес - досталось даже членам экипажа. Но, пожалуй, самый громкий случай - в небе над Гонконгом. В августе 2013 года в зону турбулентности попали сразу два авиалайнера. Один из пассажиров тогда пробил головой пластиковую обшивку салона. Больше пятидесяти человек увезли в больницы.

Пассажирам рейса Москва-Бангкок продолжают оказывать помощь в тайских клиниках. Их жизни ничто не угрожает. Для родственников открыли горячую линию - по телефону +66904033645 можно узнать всю последнюю информацию о состоянии пострадавших. Тем временем, стало известно, что все пострадавшие получат компенсации. Кроме того, им оплатят лечение, переоформление билетов и гостиниц.

При этом после посадки службы аэропорта проверили сам «Боинг», попавший в воздушную яму. Никаких повреждений не обнаружено. Самолет сразу же отправился обратно в Москву.

19.02.2018, 12:56

Передвигаясь на земле большинство людей чувствуют себя спокойно и уверено. Заметив яму на дороге можно оценить ее размер, глубину, предугадать опасность, которую она представляет, принять необходимые меры предосторожности. В воздухе ситуация иная, люди испытывают тревогу. Наиболее пугающими кажутся воздушные ямы при полете, так как неизвестность и отсутствие контроля над ситуацией основные факторы страха. Что это за явление воздушные ямы, откуда они берутся, их особенности и насколько глубоко можно провалиться в них расскажем подробнее. Турбулентность

Пассажиров пугает когда самолет внезапно начинает подбрасывать и трясти - это физическое явление называют турбулентностью. Она абсолютно неопасна. Существуют различные виды турбулентности. При прохождении воздушного судна через некоторые виды облаков может ощущаться лёгкая тряска. Это и есть воздушные ямы. Эти явления абсолютно неопасны. Скопления грозовых туч могут подвергнуть лайнер более серьезным нагрузкам. Однако подобные зоны легко выявляются локатором. Пилот не полетит в область с грозовыми тучами, он их постарается обогнуть. Перед каждым рейсом летчик в обязательном порядке проходит брифинг и узнает сводку погоды. Также другие воздушные суда рассказывают по рации о зонах болтанки, так летчики между собой называют воздушные ямы и турбулентность, и экипаж вносит коррективы в маршрут.

Как влияет профессионализма экипажа на комфортность перелета?

Тряска и ее сила не зависят от навыков, опыта или квалификации пилота. Большую часть перелета судно пилотирует автопилот. Повлиять на силу болтанки могут размеры и скорость самолета. Так пассажиры больших авиалайнеров в меньшей степени ощущают турбулентность и воздушные ямы.

Стоит ли бояться воздушных ям, зон турбулентности?

Влияние турбулентности и воздушных ям в обязательном порядке учитывается при конструировании самолётов. Конструкция воздушного судна успешно справляется с нагрузками подобного рода. Поэтому, несмотря на неприятные ощущения, описанные явления неопасны для людей, находящихся на борту.

Меры предосторожности

Турбулентность и воздушная яма в самолете неопасны. Несмотря на болтанку и потерю высоты все технические системы судна будут работать в штатном режиме. Однако во время тряски люди могут терять равновесие, падать, травмироваться. Это основная угроза, которую несут ямы в воздухе. Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности и выполнять команды экипажа. Обязательно выполняйте распоряжения «Вернитесь на место», «Пристегните ремни безопасности». Во время болтанки оставайтесь на своём месте. Эти простые предосторожности помогут избежать проблем.

При попадании самолета в воздушную яму пассажиру кажется что лайнер падает. На самом деле это обман собственного организма, в реальности самолет смещается меньше чем на метр. Ощущение глубоко провала возникает по причине того, что вестибулярный аппарат человека не приспособлен к полетам и не может корректно реагировать. Так же из-за скорости все движения ощущаются особенно сильно, как например, по-разному ощущается пересечение «лежачего полицейского» на скорости в 10 и в 80 км/час. То есть размер препятствия не меняется, меняется скорость, и она меняет ощущения.

Подводя итоги

Готовясь к полету, помните о том, что современные самолеты - безопасный транспорт. Их конструкция учитывает все возможные внешние нагрузки. Поэтому бояться тряски не стоит. Воздушные ямы, турбулентные потоки - естественные широко распространенные явления, не несущие ни малейшей угрозы лайнеру и здоровью пассажиров.

На вопрос Что такое "воздушные ямы" ,в которые попадают самолеты при полете? заданный автором *@ Екатерина @ * лучший ответ это Термик - восходящие потоки воздуха в атмосфере Земли, вызванные нагреванием приземного слоя воздуха под воздействием лучей Солнца или других факторов.
Как известно из школьного курса физики, воздух при нагревании расширяется, сохраняя при этом свою массу. плотность воздуха при этом уменьшается и нагретый воздух под действием Архимедовой силы поднимается вверх. Солнечные лучи, проходя через воздух, частично поглощаются молекулами составляющими воздух. В результате этого поглощения воздух нагревается, но величина этого нагрева не идет ни в какое сравнение с нагревом поверхности Земли солнечными лучами. Чем темнее поверхность, тем большую часть солнечного света она поглотит, и тем больше она нагреется. По этому сильнее всего нагреваются пашня и асфальтовая дорога, чуть меньше нагреются скалы и здания, а лес и вода нагреются значительно слабее. Снег и лёд практически не нагреваются, отражая почти весь солнечный свет.
Получается следующая картина - солнечные лучи нагревают поверхность Земли, поверхность Земли нагревает приземный слой воздуха, нагретый слой воздуха поднимается вверх, на место нагретого воздуха притекает холодный воздух и все повторяется. Но поверхность Земли неоднорона и нагревается она по разному, соответственно и воздух нагревается по разному - где-то сильнее, где-то слабее. Более прогретый воздух быстрее поднимается вверх и образует область восходящего потока.
Утром, когда первые лучи солнца нагрели участок поверхности Земли с большей поглощающей способностью, например скалу в поле, вокруг него начинает нагреваться слой воздуха. Через некоторое время эта часть воздуха взлетит вверх в виде пузыря теплого воздуха. По форме он в точности напоминает пузырёк воздуха в воде, всплывающий вверх.
Когда солнце хорошо прогрело учаcток Земли, воздух начинает прогреваться очень быстро и пузыри воздуха сливаются в одну непрерывную струю воздуха, направленную вверх. Получается невидимая труба, в которой воздух поднимается на высоту от нескольких сотен метров до нескольких километров. На этой высоте воздух значительно холоднее, чем у земли, и поднявшийся теплый воздух перемешиваясь с холодным быстро остывает. Это вызывает образование тумана - конденсацию водяного пара, что мы видим в виде появившегося в чистом небе облака.
Остывший на высоте воздух теряет плавучесть и начинает опускаться вниз, образуя вокруг восходящего потока воздуха кольцевой слой нисходящего воздуха. Опустившись, холодный воздух опять нагревается. Получился воздушный насос на солнечной энергии, перекачавающий воздух от земли вверх и обратно. Причем работает он и после захода Солнца, до тех пор пока участок земли остается нагретым.
Данное явление, работающее на явлении воздушной конвенкции, в авиации получило название ТЕРМИК. При попадании самолета в термик самолет испытывает воздействие аэродинамических сил, которые создают перегрузку. Пассажирами эта перегрузка воспринимается как толчки вверх и вниз, которые им объясняются наличием в воздухе «воздушных ям» .
Птицы и пилоты планеров используют термики в качестве своеобразного лифта, поднимающего их вверх без затрат энергии. Для этого всего лишь надо найти в воздухе невидимую струю воздуха, определить где у неё центр и начать кружиться вокруг этого невидимого центра струи.

Путешествия

Что такое воздушная яма? Полет на самолете

20 января 2016

С земли может казаться, что облака - это сгустки ваты. Но в такое могут поверить только дети. На самом же деле облака образуются благодаря скоплению миллионов капель воды. Иногда даже самая безобидная, казалось бы, облачность вызывает сомнения у пилотов.

Раньше полет на самолете был полностью подвластен интуиции, удаче и опыту капитана. Сегодня же безопасность полетов вышла на более высокий уровень, благодаря развитию авиапромышленности. Однако ни один, даже самый опытный, пилот не может застраховать самолет от попадания в грозовые тучи, где его, как правило, ждет и молния, и град, и воздушная яма. Что же это за явление и стоит ли его бояться?

Что такое турбулентность?

Пилоты называют это явление «болтанкой». Некоторые говорят, что это воздушная яма. Самолет шатает из стороны в сторону, а иногда складывается такое впечатление, что он как-будто подпрыгивает и размахивает крыльями.

Удивительно, но турбулентность может возникнуть, не только когда самолет попадает в облачную зону. Существует такое понятие, как турбулентность ясного неба. Но если погода безветренная, давление и влажность в норме, то температура равномерно распределяется в воздухе. Это идеальные условия для безопасного полета. А если на небе есть облака, то это уже показатель того, что существуют перепады температуры. Восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Особенно воздушная яма, точнее попадание в нее, ощущается во время полета над горами, океанами или морем. Но сильно бояться этого явления не стоит, так как современные самолеты изначально спроектированы с учетом всех этих моментов.

В чем опасность турбулентности?

«Болтанка» - явление не из приятных, но для самолета она абсолютно безопасна. Практически все летчики в этом убеждены. Но тем не менее, попадая в зоны турбулентности, они тут же стремятся покинуть их. Как правило, случайного захода в зону «болтанки» не бывает. Пилоты заранее готовятся к возможным сложностям в полете. Поэтому у них в запасе всегда имеется пара дополнительных маршрутов обхода.

Следует знать, что это явление самолету не может причинить никакого вреда. Он не поломается, не развалится и не взорвется. А вот пассажирам в такой обстановке приходится нелегко. Особенно могут пострадать те, кто по тем или иным причинам не пристегнул ремни. В таком случае можно даже серьезно травмироваться.

Истина или миф?

Большинство пассажиров считают, что попадание в зону турбулентности полностью зависит от мастерства пилота. Но, к сожалению, ни навыки, ни опыт, ни квалификация последнего никак на это не могут повлиять. На степень тряски оказывают влияние исключительно атмосферные условия, а также вес самого самолета. Тяжелые машины в большей степени защищены от этого явления. Точнее сказать, тряска в них ощущается не так сильно.

Пассажирам следует знать, что экипаж самолета всегда действует по нормативу. Иногда принимается решение о вынужденной посадке самолета. Однако это совсем не означает, что судно неисправно. По правилам безопасности, экипаж имеет право посадить самолет из-за неблагоприятных метеоусловий.

Правила поведения в самолете

Поскольку турбулентность - естественное явление во время полета, и воздушные ямы при полете также часто встречаются, то лучше знать, как правильно действовать, чтобы не травмироваться. В некоторых случаях на ситуацию повлиять невозможно, но минимизировать риски получения серьезных увечий все же можно.

  1. Не стоит покидать посадочное место при вхождении в зону турбулентности.
  2. Багаж, находящийся на верхних полках, должен быть хорошо закреплен.
  3. Отстегивать ремни безопасности во время тряски строго запрещено.
  4. Следует выполнять все указания персонала.

Воздушная воронка - что это такое?

Иногда турбулентность возникает от того, что самолет попадает в область пониженного давления. Чем же опасны подобные явления?

Конечно же, понятие «воздушная яма» носит абстрактный характер. Почему? В воздухе не может быть ям. Но тем не менее от резких перепадов давления самолет начинает внезапно падать вниз. Однако это только так ощущается. На самом деле самолет попадает в нисходящий воздушный поток, который своей силой тянет его вниз. При этом происходит снижение скорости подъема. Затем происходит обратный процесс. Самолет попадает в восходящий поток воздуха, который выталкивает его вверх. Ощущения от всего происходящего крайне неприятные. Однако избежать подобного явления практически невозможно, так как природу нельзя контролировать. Единственное, что могут сделать люди, так это повысить прочность конструкции, тщательно проверить крепления и механизмы, чтобы самолет достойно справился с непростой ситуацией.

Что делать, если самолет попал в воздушную яму?

Для начала, не стоит впадать в панику. Явление это распространенное, без него не обходится ни один полет над горами или Тихим океаном. Однако пассажиры должны к нему внутренне подготовится. Не следует перед полетом и во время него употреблять алкогольные напитки. По возможности следует отказаться от приема лекарственных средств. Во время полета не стоит ничего читать. Лучше пить воду с лимоном, чтобы справится с чувством тошноты. Самолет при попадании в воздушную яму особо не пострадает, так как по всем правилам к полету допускаются только полностью исправленные летательные аппараты. В мире известно только несколько случаев авиакатастроф из-за попадания самолета в воронку, однако они все же есть. В таком случае лучше с молитвой преодолевать воздушные ямы. Катастрофы иногда удается избежать, как утверждают очевидцы. Но не всегда пилот может справиться с управлением, и случается настоящая беда.

Как минимизировать риски при полете?

Поскольку попадание в воздушную яму в некоторой степени связано с погодными условиями, то, прежде чем совершить полет на самолете, лучше изучить, как можно минимизировать риск возникновения некомфортных условий.

  1. Осуществлять полет лучше всего в начале дня. Как правило, ветер, буря, гроза или град в утреннее время маловероятны.
  2. По возможности следует выбирать рейсы без промежуточных посадок.
  3. Нужно изучить прогноз погоды в тех местах, через которые будет пролетать самолет.
  4. Узнайте номера гостиниц в тех городах, через которые будет совершаться полет на самолете. Если вдруг будет вынужденная посадка, можно быстро забронировать номер в ближайшем отеле.
  5. Крупные самолеты менее опасны. Даже при сильной тряске внутри них находиться достаточно комфортно. Поэтому перед полетом следует изучить, какие типы самолетов предлагают те или иные авиакомпании.
  6. Следует выбирать рейсы, которые часто летают по нужному маршруту. В этом случае более вероятен благоприятный исход, если что-то пойдет не так.

 

Возможно, будет полезно почитать: