Доберутся ли россияне до египетских курортов в этом году. Закрытое небо между Россией и Украиной: что делать авиапассажиру

Новые санкции США из-за отравления Скрипалей могут затронуть крупнейшую российскую авиакомпанию «Аэрофлот». Фактически это означает, что к началу зимы Россия и США могут остаться без прямого авиасообщения впервые за последние 30 лет. Что это будет означать для самой компании и для пассажиров?

О том, что Вашингтон готовит новые санкции в отношении России в связи с «делом Скрипалей», Госдепартамент США сообщил вечером 8 августа.

В рамках первой волны мер, которые вступают в силу 22 августа, США запретят выдачу лицензий на экспорт в Россию товаров, имеющих отношение к национальной безопасности.

Вторая волна санкций предполагает возможность лишения права на посадку в США самолетов любой авиакомпании, которая контролируется правительством России.

Под это описание подпадает «Аэрофлот» — она на 51,2% принадлежит государству, еще 3,5% контролируется госкорпорацией «Ростех». Она же единственная напрямую летает из России в США.

Это произойдет в том случае, если Россия за три месяца после введения первой волны санкций не предоставит гарантии, что больше не будет производить и использовать химическое оружие.

На фоне новостей о возможных санкциях после открытия Московской биржи «Аэрофлот» оказался среди лидеров падения. На некоторое время цена акции авиакомпании опускалась до уровня начала 2008 года, правда к концу дня бумаги компании частично отыграли падение.

Прибыльное или нет?

«Аэрофлот» отказался от комментариев. Полеты в США для этой компании — прибыльное направление, отмечает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Но в итоге объем продаж авиабилетов туда-обратно из России в США в первые 7 месяцев 2018 снизился почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показывают данные сервиса Biletix.

«Конкурентоспособным на этом рынке может быть только «Аэрофлот». У него есть достаточно провозных емкостей и мощная сеть продаж, в том числе и в Штатах. Вот это позволяло ему последовательно выдавить с российского направления американских перевозчиков, потому что «Аэрофлот» был более конкурентоспособным,» — отмечает Пантелеев.

В марте 2018 года, к примеру, с направления между Россией и США ушла американская компания Delta. Для американских перевозчиков домашние перелеты выгоднее, чем полеты через океан в Россию, отмечает эксперт.

Как « Аэрофлот « раньше затрагивала политика?

  • В марте 2018 года самолет «Аэрофлота», который прилетел из Москвы в Лондон, обыскала британская таможенная служба. МИД России и сама компания заявили, что британские власти не назвали причины обыска и провели досмотр, не выпуская командира судна из кабины. Представитель МИД России Мария Захарова назвала досмотр провокацией, которая потребовалась британским властям, чтобы «спасти свою репутацию, капитально подорванную в связи с делом Скрипалей».
  • В 2014 году лоукост-«дочка» «Аэрофлота» — «Добролет» через 2 месяца работы попала под санкции Евросоюза из-за полетов в Крым. C компанией отказались работать контрагенты, в том числе немецкая Lufthansa Technik. В итоге «Аэрофлот» ликвидировал « дочку « . Новый лоукостер получил другое название — «Победа» и новый сертификат эксплуатанта.
  • В 2003 году «Аэрофлот» вынужден был на время поменять маршруты своих пролетов над Канадой и сократить число рейсов в Торонто. Конфликт разгорелся из-за того, что авиакомпани я Air Canada попросила бесплатно летать из Торонто в Дели над российской территорией , но ей отказали . В итоге правительство Канады установило ограничения на транзитные полеты самолетов « Аэрофлота « .
  • В декабре 1981 года «Аэрофлоту» запретили летать в воздушном пространстве США после введения с оветских войск в Афганистан. В сентябре 1983 -года , после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines , авиасообщение между Россией и США было фактически заблокировано. Позже блокаду сняли, но до 1986 года были закрыты представительства «Аэрофлота» в Нью-Йорке и Вашингтоне и запрещены контакты американских авиакомпаний с «Аэрофлотом».

Если все-таки отменят

Высокопоставленный представитель Госдепартамента сообщил агентству Рейтер, что планируемые Вашингтоном санкции в отношении России не затронут напрямую «Аэрофлот», но теоретически могут распространяться на экспортируемые Соединенными Штатами товары, которые закупает российская авиакомпания.

Запреты на полеты могут быть введены в отношении «Аэрофлота» на второй стадии санкций, если Москва не выполнит условий Вашингтона, в частности не разрешит проведение международных инспекций.

По мнению Пантелеева, цены на перелеты в США вырастут, но незначительно, так как выбор рейсов с пересадкой очень велик. По данным Biletix, сейчас более 95% проданных в этой системе авиабилетов в США приходится на рейсы с пересадками. При этом после пересадки в европейских аэропортах российские пассажиры чаще всего летят в США рейсами иностранных авиакомпаний.

По мнению Пантелеева, если «Аэрофлоту» де-факто запретят летать в США, ответные меры России могут оказаться очень жесткими — в качестве одного из вариантов могут быть пересмотрены соглашения, по которым американские перевозчики пользуются маршрутами над территорией России.

Сложности, связанные с распределением «арктических» маршрутов, возникали и раньше. В мае министерство транспорта США обязало три российские авиакомпании предоставить информацию о будущих полетах в Штаты для проверки соответствия рейсов американскому законодательству. Власти США называли это ответом на действия России, которая не предоставила американским грузовым перевозчикам коридора для пересечения своего воздушного пространства.

Представитель МИД Мария Захарова 9 августа заявила, что ответные меры будут прорабатываться, «исходя из тех действий, которые будет предпринимать американская сторона».

«Будут меры — будем принимать решения на основе того, что на этот раз придумают американские законодатели и политические лоббисты, — сказала Захарова. — Все очень просто. Ничего не придумают [США] — ничего не будем делать, придумают — будем отвечать, придумают что-нибудь экстра — будем отвечать в том же духе. Правила игры никто не отменял».

По мнению Пантелеева, российские авиационные власти в любом случае не дадут американским авиакомпаниям заменить «Аэрофлот» на прямых рейсах.

Правообладатель иллюстрации Sergei Bobylev/TASS/Getty Images

Новые санкции США из-за отравления Скрипалей могут затронуть крупнейшую российскую авиакомпанию "Аэрофлот". Фактически это означает, что к началу зимы Россия и США могут остаться без прямого авиасообщения впервые за последние 30 лет. Что это будет означать для самой компании и для пассажиров?

О том, что Вашингтон готовит новые санкции в отношении России в связи с "делом Скрипалей", Госдепартамент США сообщил вечером 8 августа.

  • Опасны ли новые “драконовские санкции” для России и зачем они Трампу?
  • "Историю они плохо учат". Российские политики и чиновники оценили новые санкции США
  • СМИ России: запрет на рейсы "Аэрофлота" в США - безумие

В рамках первой волны мер, которые вступают в силу 22 августа, США запретят выдачу лицензий на экспорт в Россию товаров, имеющих отношение к национальной безопасности.

Вторая волна санкций предполагает возможность лишения права на посадку в США самолетов любой авиакомпании, которая контролируется правительством России.

Под это описание подпадает "Аэрофлот" - она на 51,2% принадлежит государству, еще 3,5% контролируется госкорпорацией "Ростех". Она же единственная напрямую летает из России в США.

Это произойдет в том случае, если Россия за три месяца после введения первой волны санкций не предоставит гарантии, что больше не будет производить и использовать химическое оружие.

На фоне новостей о возможных санкциях после открытия Московской биржи "Аэрофлот" оказался среди лидеров падения. На некоторое время цена акции авиакомпании опускалась до уровня начала 2008 года, правда к концу дня бумаги компании частично отыграли падение.

Прибыльное или нет?

"Аэрофлот" отказался от комментариев. Полеты в США для этой компании - прибыльное направление, отмечает глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Но в итоге объем продаж авиабилетов туда-обратно из России в США в первые 7 месяцев 2018 снизился почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показывают данные сервиса Biletix.

Правообладатель иллюстрации KIRILL KUDRYAVTSEV/AFP/Getty Images

"Конкурентоспособным на этом рынке может быть только "Аэрофлот". У него есть достаточно провозных емкостей и мощная сеть продаж, в том числе и в Штатах. Вот это позволяло ему последовательно выдавить с российского направления американских перевозчиков, потому что "Аэрофлот" был более конкурентоспособным," - отмечает Пантелеев.

В марте 2018 года, к примеру, с направления между Россией и США ушла американская компания Delta. Для американских перевозчиков домашние перелеты выгоднее, чем полеты через океан в Россию, отмечает эксперт.

Как " " раньше затрагивала политика?

  • В марте 2018 года самолет "Аэрофлота", который прилетел из Москвы в Лондон, обыскала британская таможенная служба. МИД России и сама компания заявили, что британские власти не назвали причины обыска и провели досмотр, не выпуская командира судна из кабины. Представитель МИД России Мария Захарова назвала досмотр провокацией, которая потребовалась британским властям, чтобы "спасти свою репутацию, капитально подорванную в связи с делом Скрипалей".
  • В 2014 году лоукост-"дочка" "Аэрофлота" - "Добролет" через 2 месяца работы попала под санкции Евросоюза из-за полетов в Крым. C компанией отказались работать контрагенты, в том числе немецкая Lufthansa Technik. В итоге "Аэрофлот" ликвидировал " дочку " . Новый лоукостер получил другое название - "Победа" и новый сертификат эксплуатанта.
  • В 2003 году "Аэрофлот" вынужден был на время поменять маршруты своих пролетов над Канадой и сократить число рейсов в Торонто. Конфликт разгорелся из-за того, что авиакомпани я Air Canada попросила бесплатно летать из Торонто в Дели над российской территорией , но ей отказали . В итоге правительство Канады установило ограничения на транзитные полеты самолетов " " .
  • В декабре 1981 года "Аэрофлоту" запретили летать в воздушном пространстве США после введения с оветских войск в Афганистан. В сентябре 1983 -года , после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines , авиасообщение между Россией и США было фактически заблокировано. Позже блокаду сняли, но до 1986 года были закрыты представительства "Аэрофлота" в Нью-Йорке и Вашингтоне и запрещены контакты американских авиакомпаний с "Аэрофлотом".

Если все-таки отменят

Высокопоставленный представитель Госдепартамента сообщил агентству Рейтер, что планируемые Вашингтоном санкции в отношении России не затронут напрямую "Аэрофлот", но теоретически могут распространяться на экспортируемые Соединенными Штатами товары, которые закупает российская авиакомпания.

Запреты на полеты могут быть введены в отношении "Аэрофлота" на второй стадии санкций, если Москва не выполнит условий Вашингтона, в частности не разрешит проведение международных инспекций.

По мнению Пантелеева, цены на перелеты в США вырастут, но незначительно, так как выбор рейсов с пересадкой очень велик. По данным Biletix, сейчас более 95% проданных в этой системе авиабилетов в США приходится на рейсы с пересадками. При этом после пересадки в европейских аэропортах российские пассажиры чаще всего летят в США рейсами иностранных авиакомпаний.

Правообладатель иллюстрации Marina Lystseva/TASS/Getty Images

По мнению Пантелеева, если "Аэрофлоту" де-факто запретят летать в США, ответные меры России могут оказаться очень жесткими - в качестве одного из вариантов могут быть пересмотрены соглашения, по которым американские перевозчики пользуются маршрутами над территорией России.

Сложности, связанные с распределением "арктических" маршрутов, возникали и раньше. В мае министерство транспорта США обязало три российские авиакомпании предоставить информацию о будущих полетах в Штаты для проверки соответствия рейсов американскому законодательству. Власти США называли это ответом на действия России, которая не предоставила американским грузовым перевозчикам коридора для пересечения своего воздушного пространства.

  • США требуют от российских авиакомпаний отчитываться о полетах

Представитель МИД Мария Захарова 9 августа заявила, что ответные меры будут прорабатываться, "исходя из тех действий, которые будет предпринимать американская сторона".

"Будут меры - будем принимать решения на основе того, что на этот раз придумают американские законодатели и политические лоббисты, - сказала Захарова. - Все очень просто. Ничего не придумают [США] - ничего не будем делать, придумают - будем отвечать, придумают что-нибудь экстра - будем отвечать в том же духе. Правила игры никто не отменял".

По мнению Пантелеева, российские авиационные власти в любом случае не дадут американским авиакомпаниям заменить "Аэрофлот" на прямых рейсах.

Запрет на прямые рейсы между Россией и Украиной вступил в силу. РБК посмотрел, как иностранные авиакомпании готовятся к выходу на рынок, на котором российские и украинские перевозчики зарабатывали 7–8 млрд руб. в год

Пассажиры в зале ожидания аэропорта «Борисполь» в Киеве (Фото: REUTERS 2015)

Только в обход

Суббота — последний день, когда у лететь из Москвы в Киев и обратно можно было прямым рейсом. C 25 октября прямые перелеты между двумя странами запрещены, а продажи закрыты. О введении запрета стало известно в конце сентября, и в октябре многие воспользовались последним шансом удобного перелета — сервис онлайн-продажи билетов Biletix зафиксировал рост продаж прямых по направлению Москва — Киев на 11% к прошлому году, Москва — Одесса — на 4%, рассказал РБК гендиректор компании Александр Сизинцев.​

Кто обслуживал прямые рейсы на Украину

«Аэрофлот» совершал 35 вылетов в неделю в Киев, 21 вылет в Одессу и 14 — в Харьков.

«Трансаэро» выполняла 23 рейса в неделю в Киев, один раз в Одессу.

S7 еженедельно осуществляла семь рейсов в Киев и один в Одессу.

«ЮТэйр» 14 раз в неделю летала в Киев и семь раз в неделю — во Львов и Одессу.

«Международные авиалинии Украины» (МАУ) осуществляли прямые рейсы из Киева в Москву — 20 вылетов в неделю, в Санкт-Петербург — 14 вылетов в неделю, Калининград — три вылета в неделю. Из Одессы у МАУ было четыре рейса в неделю в Москву и один в Санкт-Петербург.

«Днеправиа» совершала семь рейсов в неделю из Днепропетровска в Москву.

Источник: данные авиакомпаний на конец сентября 2015 года, данные Росавиации

С этого понедельника долететь на Украину можно только с пересадкой. До запрета перелет Москва — Киев занимал в среднем полтора часа. Теперь самый короткий перелет займет не меньше 4-4,5 часа (Air Moldova с остановкой в Кишиневе). Остальные варианты еще дольше — 4-8 часов (Вelavia с пересадкой в Минске) или 7,5-9 часов (AirBaltic с пересадкой в Риге), сообщает Onetwotrip.​​ По данным Aviasales, 25 октября самый дешевый рейс в один конец с часовой стыковкой Air Moldova будет стоить 5952 руб., Вelavia — 8276 руб. (стыковка — полтора часа), AirBaltic — 9453 руб. (стыковка — пять часов).

На рейсы с пересадкой всплеска продаж пока не наблюдается — ранние продажи авиабилетов на Украину после 25 октября практически равны нулю, сообщает туристический сервис Tutu.ru. «Мы наблюдаем повышение спроса, но скачка нет», — подтверждает вице-президент AirBaltic ЯнисВанагс. Он считает, что клиенты до последнего ждали, будет ли реализован запрет.

По данным аналитиков Onetwotrip, до запрета авиасообщения между Россией и Украиной выгоднее было покупать прямые рейсы: текущие цены на билет туда и обратно с пересадкой примерно равны ценам на прямые билеты, действовавшим раньше, или даже выше. По расчетам Onetwotrip, 28 сентября — 25 октября средняя цена прямого билета в Киев составляла 11 312 руб., в Одессу — 14 098 руб. 25 октября — 22 ноября средняя цена перелета, по которой продаются билеты из Москвы в Киев, составляет 12 931 руб., в Одессу — 13 621 руб.

Перелеты — иностранцам

Киев продолжит входить в рейтинг десяти наиболее популярн ых внешних направлений из России вне зависимости от политической ситуации, считает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев. «Конфликт не распространяется на авиакомпании третьих стран, которые возьмут на себя это направление», — говорит он.

Рейс Москва — Киев был одним из самых частых запросов среди пользователей онлайн-сервисов по продаже билетов, в месяц на это направление приходится порядка 100 тыс. пассажиров, говорит Янис Дзенис из Aviasales. По данным Росавиации, за три квартала 2015 года на украинском направлении были перевезены 800 тыс. человек.

По подсчетам аналитиков Tutu.ru, доля иностранных авиаперевозчиков на украинском направлении — Вelavia, Turkish Airlines, LOT — Polish Airlines, Air Baltic — составляла до последнего времени менее 1% от общего количества купленных билетов. За последние дни их доля по дате продажи выросла почти до 14%, по дате вылета — до 25%.

Эти перевозчики разделят 7-8 млрд руб. в год, в такую сумму в начале октября министр транспорта Максим Соколов оценил общую выручку российских и украинских компаний от прямых рейсов. Причем две трети потерь придется на российские авиакомпании: по данным Министерства инфраструктуры Украины, национальные перевозчики обслуживали только 30% пассажиров на российском направлении.

Список из 20 российских авиакомпаний, которым Украина запретила полеты в страну с 25 октября, был опубликован в середине сентября. В него попали «Аэрофлот» и его «дочки» («Россия», « Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»), « Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и другие более мелкие перевозчики. Все они оказались в списке, потому что игнорируют запрет украинских властей на полеты из России в Крым. Российские власти приняли ответные меры 28 сентября.

Около 10 млн россиян посетили Украину в 2013 году, согласно данным Ростуризма. В 2014-м этот показатель сократился до 2,7 млн. В первом полугодии 2015 года — до 800 тыс. человек.

Россия и Египет будут стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее время возобновить чартерное авиасообщение на популярные египетские курорты. Об этом на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Египта заявил Президент РФ Владимир Путин.

Подробности - в материале «Вестника АТОР».

«Мы обсудили вопрос о полноформатном авиасообщении и туристических обменах. В апреле возобновлены прямые рейсы по маршруту Москва - Каир. Мы обсудили проблематику возобновления чартерных полетов на популярных у россиян туристических направлениях - Хургаду и Шарм-Эль-Шейх. Отметили, что наше египетские друзья делают все необходимое, чтобы повысить уровень безопасности. Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время возобновить чартерные перевозки по этим маршрутам», - заявил Владимир Путин.

По данным источников АТОР, очередные инспекции египетских аэропортов уже включены в график Минтранса РФ. Это подтвердил сегодня российским СМИ и глава Минтранса РФ Евгений Дитрих. По его словам, Россия и Египет договорились об отправке российских экспертов в эту ближневосточную страну для проверки вопросов безопасности, связанных с проблемой возобновления прямого авиасообщения с курортами Хургада и Шарм-эль-Шейх. Вместе с тем он воздержался от ответа на вопрос, когда такая группа сможет направиться в Египет.

По сообщениям египетских СМИ, российских экспертов готовы принять в Хургаде и Шарме. Об этом заявили источники в Минавиации АРЕ. В общей сложности за последние три года с момента приостановки авиасообщения РФ провела в Египте 12 проверок воздушных гаваней АРЕ. При этом в Минавиации АРЕ настаивают, что «Египет выполнил все просьбы российской стороны по повышению мер безопасности и готов принять российских экспертов в то время, когда они сочтут это возможным».

По данным АТОР, ряд российских перевозчиков имеет допуски на полеты в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. При снятии ограничения на чартеры в Египет авиакомпании могут заявить о постановке программ на курорты через 15 дней после их согласования с Росавиацией. По расчетам экспертов, в зимнем сезоне на египетских направлениях можно поставить около 600 чартерных завозных рейсов в месяц. Это более 30% от примерного объема чартеров, которые уже запланированы на предстоящую зиму (около 2000 рейсов в месяц).

В 2017 году в Египте побывало 94 тысячи россиян, которые приехали в страну самостоятельно. Максимальным для российского рынка по объемам выдался 2014 год: тогда в Египте, по данным Росстата, отдохнуло 2,6 миллиона россиян. При восстановлении чартеров в Египет Страна пирамид может рассчитывать на 2,5-3 млн российских туристов в год. Альтернатив Египту в сегменте бюджетного отдыха, особенно в низкий сезон, нет.

Эксперты АТОР говорят, что в случае получения разрешения на прямое чартерное сообщение с курортами Красного моря в Египте турпоток наберет силу в течение месяца.

 

Возможно, будет полезно почитать: