Колесный пароход чертежи. Модель речного колесного парохода "богемия".судомоделизм. юный моделист-конструктор. Описание парохода “богемия”

Чешский журнал "АВС"

Предлагаемая сегодня вниманию судомоделистов тема, думается, заинтересует копиистов самых разных уровней, начиная школьниками, строящими контурные резиномоторные “прямоходы”, и кончая опытными спортсменами-радистами. Дело в том, что мы предлагаем для воспроизведения в миниатюре пароход с гребными колесами - о “вкусности” такой работы моделистам-корабелам подробно рассказывать не нужно.
В качестве прототипа для копирования выбран один из элегантнейших речных пароходов прошлого века - “Богемия” чешской постройки, созданная в 1841 году. Вместе с эффектностью внешнего вида для этого корабля характерна и сравнительная простота, которая отнюдь не идет во вред копийному варианту модели.

Копия “Богемии” может быть выполнена не только для использования в различных спортивных классах, но и в разных конструктивных исполнениях. Так, например, корпус довольно большого удлинения с разнохарактерными обводами носовой, центральной и кормовой частей хорошо воспроизводится как в классическом варианте со шпангоутным набором и обшивкой из точно подогнанных липовых или бальзовых реек, так и в скорлупном, изготавливаемом из стеклопластика на болванке. Не грех вспомнить и о таком варианте, как выполнение целого корпуса из единого блока древесины с последующим выдалбливанием до получения толщины стенки 2-3мм, с последующей установкой редкорасположенных шпангоутов. Несмотря на утрированность такой технологии, характерной скорее для школьных судомоделей, при копировании “Богемии” с ее широким низким корпусом подобный прием вполне оправдан, даже в случае создания высококачественной модели.
Определив масштаб копирования, необходимо вычертить основные проекции модели в натуральную величину и скомпоновать “начинку” корпуса. В помощь тем, кто задумает заняться подобным микропароходом, мы приводим компоновку наиболее сложного варианта - модели длиной всего 720 мм, с радиоуправлением. Как видно на рисунках, даже при столь небольших размерах все узлы размещаются в корпусе достаточно свободно, поэтому при создании более крупной копии проблем вообще возникнуть не должно.
При данном масштабе палубу легче всего сделать цельносъемной, выклеив для нее заготовку из отдельных сосновых или липовых реек сечением 2х4 мм. Привод модели - от обычного нефорсированного электродвигателя на напряжение 3-4,5 В - по мощности вполне достаточен для масштабной скорости хода. Шестеренчатый редуктор в отличие от прототипа лучше все же разместить внутри корпуса. Он должен иметь передаточное отношение порядка 1:10. Единый вал гребных колес выполняется из стальной проволоки диаметром 4 мм и на копии проходит через два бронзовых подшипника, установленных в бортовых бобышках непосредственно под палубой.
Материалы для изготовления самих гребных колес могут быть самыми различными. Назовем лишь два основных варианта: цельнодеревянный, с использованием фанерных “ободьев”, реек и пластин, и цельнометаллический. В последнем случае, кроме стальной или латунной проволоки, вам понадобится найти еще подходящие листовые заготовки для гребных плиц. Точно так же различные исполнения допустимы и при работе над рулем поворота и над его приводом.
Надстройки и все узлы, находящиеся на палубе, лучше всего смонтировать намертво. Основным материалом для объемных надстроек нужно признать целлулоид, хотя ненамного хуже получатся “коробки” и из фанеры, текстолита или даже картона (последний придется пропитывать насквозь теплой олифой). Ограждения и стойки тента делаются из проволоки и собираются на пайке. Для мелких деталей наиболее простую работу и хороший внешний вид обеспечит использование твердой древесины. Окончательный внешний эффект будет зависеть от качества отделки, лакировки и окраски. Корпус в долбленом варианте пропитывается олифой либо жидким двухкомпонентным паркетным лаком, после чего окрашивается.
Ходовые качества миниатюрной “Богемии” весьма хорошие. Правда, надо признать, что для подобной копии все же лучше иметь поверхность акватории с малой волной. После старта модель быстро разгоняется и, несмотря на большое удлинение корпуса, достаточно “резво” отзывается на отклонения руля. При указанном масштабе копирования масса полностью укомплектованной модели должна находиться в пределах 1000-1100г.

ОПИСАНИЕ ПАРОХОДА “БОГЕМИЯ”

Корабельный корпус разделен переборками на следующие отсеки (начиная от носа): открытый носовой отсек длиной 5,35 м, камбуз - 1,5 м, салон второго класса - 6,3 м, каюты экипажа и складские помещения - 3,3 м, машинное отделение и котельная - 5,85 м, каюты экипажа - 1,5 м, дамская комната (каюта) - 3,6 м, пассажирский салон первого класса - около 10,6 м. Туалеты размещались в надстройках, расположенных непосредственно перед кожухами гребных колес. Палуба служила для прогулок пассажиров - при необходимости на ней устанавливались скамейки. Задняя часть палубы могла быть закрыта полотняным тентом, натягиваемым на бортовые стойки.
Корпус парохода, надстройки и кожуха гребных колес выполнены из дерева: из железных угловых профилей изготавливались лишь боковые и днищевые шпангоуты. Как видно из приведенных рисунков, “Богемия” имела необычно удлиненный корпус с почти прямоугольным сечением в центральной его части и скругленными обводами в носу и корме. Коэффициент полноты водоизмещения равен 0,65. Передняя часть киля элегантно изгибалась вверх, образуя в конце основание для установки носовой фигуры - окрашенного серебряной краской чешского льва с золотой королевской короной на голове. Общая длина носовой фигуры равнялась примерно 0,9 м. Кормовая часть корпуса отвесная. Она несла подвешенную на трех петлях-шарнирах пластину руля поворота длиной 1,6 м.
“Богемия" оборудовалась двухцилиндровой паровой машиной с цилиндрами качающегося типа, вертикально расположенными. Диаметр цилиндров равен 0,525 м, а ход - 0,725 м. При 40 об/мин двигатель развивал мощность 37,5 кВт (51 л. с.). Паровая машина снабжалась конденсатором пара и системой реверсирования хода. Изготовлена она была в Англии и являлась для своего времени весьма совершенной. Интересно, что после “Богемии” эта машина длительное время служила еще на одном пароходе, и существуют предположения, что она работает до сегодняшнего дня на пароходе “Дизбар”.
Паровой котел изготовлен той же фирмой, которая строила и паровую машину. Рабочее давление пара равно 1,33 атм. Внутри котла с тремя топками с площадью горения около 35 м 2 было размещено 165 медных трубок диаметром 54 мм, соединенных в три связки. Продукты горения топлива проходили между этими трубками, нагревали воду и выбрасывались в атмосферу через дымовую трубу высотой около 4,5 м. Конструкция трубы представляла сборку из пяти секций, причем между второй и третьей был разъем, позволяющий наклонять (складывать) верхнюю часть при проходе под низкими мостами. Система опускания и подъема трубы - полиспастная, с использованием блоков и канатов, идущих к также складываемой мачте.
Паровая машина приводила во вращение боковые гребные колеса через шестеренчатую передачу с передаточным отношением 1:1,5, причем шестерни привода были расположены вне корпуса в объемах кожухов гребных колес. Железные обода гребных колес имели внешний диаметр около 4,1 м и нижней кромкой равнялись с уровнем нижней точки днища корпуса. К металлическим спицам привертывались 12 гребных лопаток на каждом колесе, их размер 0,35х1,6 м. Кожуха внешним диаметром 2,15 м и шириной 1,95 м имели водонепроницаемые стенки, кроме внешних, которые представляли собою деревянные решетки.
Деревянный руль поворота приводился в действие с помощью тросов, идущих от рулевого колеса через систему шкивов. На оси колеса, поперечник которого был равен 1,5 м, располагался ведущий барабан с тросом. Для рулевого оборудовалась специальная площадка, которая позволяла ему иметь передний обзор акватории.
Якорь адмиралтейского типа длиной около 1,2 м поднимался вручную и в походном положении свободно лежал на правом борту передней части корпуса.
Для несения флага и размещения механизма складывания дымовой трубы в передней части парохода устанавливалась крупная мачта высотой 9 м. Она также складывалась назад, для чего служили два троса, идущие от мачты вперед и к левому борту. Для несения кормового флага в задней части корпуса устанавливался жесткий флагшток, высота которого равна 3,3 м.
Задний пассажирский салон (первого класса) освещался с помощью пяти иллюминаторов с каждого борта, передний (второго класса) - двумя парами иллюминаторов. Каждый из них представлял собою трехсекционный проем со стеклами общим размером 0,6х1,8 м. Два окна были расположены на передней стенке корпуса для осветления камбуза; световые люки устанавливались над машинным отделением и каютами экипажа. Капитанский мостик с жесткими поручнями смонтирован между кожухами гребных колес - к нему с палубы вел трап. Впереди палубы размещалась скамья кондуктора, перед которой на изогнутом кронштейне подвешивался колокол. Там же рядом выходила дымовая труба из камбуза и трубка отвода пара от предохранительного клапана котла.
Бортовая обшивка корпуса была предохранена четырьмя накладными планками. Самая нижняя располагалась практически над ватерлинией; следующая проходила по нижней кромке иллюминаторов, а по верхней их кромке - еще одна планка. Четвертая, последняя, шла по кромке палубы.
Во время переходов по чешской территории на кормовом флагштоке поднимался красный флаг с узкими белыми горизонтальными кромками и с серебряным чешским львом посередине. На территории Венгрии флаг заменялся красно-бело-красным с изображением щита. Мачта несла длинный бело-красно-белый вымпел с белой надписью названия парохода. На внутренних стенах кожухов гребных колес располагалась небольшая венгерская эмблема (двуглавый орел со щитом).
Днище корпуса и нижняя часть порта, включая нижние накладные планки, были темно-коричневыми. Полоса между иллюминаторами, рамы иллюминаторов, палубные ограждения входов, кожуха гребных колес (исключая решетки), свесы, ограждения, мачта, флагшток, корпуса световых люков окрашивались белым. Красные: верхние три ряда накладных планок и гребные колеса. Черными были якорь, верхний надпалубный кожух парового котла, все дымовые трубы и части шпангоутов, видимые в открытой передней части корпуса. Палуба, капитанский мостик, скамейка кондуктора, рулевой механизм с мостиком и перо руля имели цвет природного, пропитанного олифой, дерева. Решетки гребных колес и полосы сверху и снизу иллюминаторов окрашивались темно-зеленым.

Предлагаем вниманию судомоделистов модель колесного парохода «БУРЛАКЪ» - подобные товаро-пассажирские суда в конце XIX века были широко распространены на реках Сибири. Длина этого парохода составляла 48 м, ширина - 8,25 м и осадка с полным грузом - 1,25 м.

Гребные колеса , приводимые во вращение паровой машиной мощностью 120 л.с, обеспечивали пароходу скорость движения около 10 верст в час. Корпус судна набирался из прямоугольных шпангоутов со скругленными скуловыми частями. В задней части корпуса располагался руль, состоящий из деревянного пера, закрепленного в кованой стальной раме. К кринолину перо крепилось цепным сорлинем.

В носовой части судна устанавливался ручной якорно-швартовный шпиль, использовавшийся для выборки шеймы (якорной цепи) и швартовных канатов. Якоря адмиралтейского типа со стальными штоками крепились на пароходе по-походному - на фишбалках с талями и гаками. Там же, перед шпилем, был закреплен кнехт, предназначенный для буксировки судна. Швартовные кнехты располагались по два с каждого борта - в носу и корме судна.

Движителем парохода служили гребные колеса , частично погруженные в воду. Каждое из колес состояло из ступицы, колец и спиц - между последними закреплялись восемь деревянных плиц. На уровне палубы гребные колеса окантовывались обносами; сверху колеса закрывались бортовыми металлическими кожухами. Поверх кожухов устанавливались открытые ходовые мостики. На обносах также сооружались служебные помещения.

В центральной части парохода , между гребными колесами находилось машинное отделение, а позади него - котельный кожух. Пассажирские каюты первого и второго классов располагались на палубе. В передней части парохода, над каютами, была устроена прогулочная палуба; вдоль леерного ограждения на ней были установлены скамейки - по три с каждого борта. Для выхода на прогулочную палубу предназначались два трапа.

Штурвальная рубка располагалась в центральной части судна. За кормовыми каютами находился отсек привода, закрытый сверху деревянной решеткой; штуртросы привода были проведены в рубку по коробам, вдоль правого и левого бортов. Изготовить модель парохода «Бурлакъ» не слишком сложно.

Рекомендуемый масштаб 1:50, при этом длина «колесника» составит 960 мм - этого будет вполне достаточно как для ходовой модели (с радиоуправлением или без него), так и для стендовой. Практически все детали корпуса и надстроек можно сделать из березовой фанеры толщиной от 3 до 5 мм. Из 3-мм фанеры выпиливаются также диски гребных колес, плицы вырезаются из буковых реек, ну а ступицы вытачиваются из березы. Сборка всех фанерных элементов ведется на эпоксидном клее; после его полимеризации и зачистки подготовленные сборочные единицы покрываются паркетным лаком.

В готовый корпус вклеивается палуба, сделанная зацело с обносами из фанеры толщиной 4 мм. В палубе должны быть предусмотрены вырезы под надстройки (через них обеспечивается доступ к силовой установке модели и радиоаппаратуре), а также под гребные колеса.

Защитные кожухи гребных колес вырезаются из листового алюминия толщиной 0,5 мм. На палубе модели закрепляются носовые и кормовые швартовные кнехты, якорное устройство, а также якорно-швартовный шпиль. Позади штурвальной рубки устанавливается дымовая труба - ее корпус лучше всего спаять из белой жести толщиной 0,3 мм.

Из того же материала можно сделать основания вентиляционных дефлекторов, а воздухозаборники для них - из подходящих по диаметру пластиковых шариков от детских игрушек. Силовая установка судомодели выполнена на базе электродвигателя МУ-30 (его рабочее напряжение 27 В, потребляемый ток 5 А, мощность 40 Вт, частота вращения 7500 об/мин). Для привода гребных колес используется самодельный двухступенчатый редуктор с передаточным числом около 20, что обеспечивает частоту вращения гребных колес 375 об/мин.

Разумеется, сделать самостоятельно зубчатые колеса в условиях домашней мастерской затруднительно, поэтому конструирование редуктора придется начать с подбора двух цилиндрических зубчатых пар с модулем 1,5 - 2 мм и с передаточными числами 4 и 5. Детали корпуса редуктора вырезаются из листового дюралюминия, валы стальные, точеные, шестерни и зубчатые колеса напрессовываются на них и фиксируются 1-мм штифтами, что обеспечивает надежную защиту от проворачивания.

В качестве подшипников скольжения используются бронзовые втулки, запрессованные в основание и крышку корпуса. Рекомендуемая окраска модели парохода : корпус ниже ватерлинии, перо руля и гребные колеса - красные; борт выше ватерлинии, фальшборт, кнехты, шпиль, якорные цепи, якоря, вентиляционные дефлекторы и привальные брусья - черные; мачта, надстройки, кожуха гребных колес выше фальшборта, фишбалки, штурвальная рубка, название парохода, спасательные круги, леерное ограждение, тент, тамбур, стойки, стеллаж и пожарные ведра, а также скамейки - белые; трапы, палубы, перекрытия бортовых надстроек, кожухи гребных колес и кранцы - светло-серые; двери, рамы прямоугольных иллюминаторов надстроек и рубки - натуральная древесина.

И.ТЕРЕХОВ

Товаро-пассажирский колесный пароход «БУРЛАКЪ»: 1 - флагшток; 2 - кормовые каюты; 3 - буксирная арка; 4 - переходной трап; 5 - буксирный гак; 6 - дымовая труба; 7 - паровой свисток; 8 - штурвальная рубка; 9 - кожух гребного колеса; 10- спасательный круг; 11 - леерное ограждение; 12- прогулочная палуба; 13- ванты; 14 - мачта; 15 - носовые каюты; 16 - тамбур входа в носовые помещения; 17 - иллюминатор; 18 - штаг; 19 - швартовный кнехт; 20 адмиралтейский якорь; 21 - буксирный кнехт; 22 - якорная цепь (шейма); 23 - якорно-швартовный шпиль; 24 - прямоугольный иллюминатор; 25 - привальный брус; 26 - деревянный кранец; 27 - гребное колесо; 28 - кронштейны обноса; 29 - решетка над румпельным приводом; 30 - перо руля; 31 - открытый мостик; 32 - бортовой огонь; 33 - трап; 34 - вентиляционный дефлектор; 35 - надстройка на обносе; 36 - скамья: 37 - стеллаж с пожарными ведрами; 38 - сорлинь, 39 - фишбалка. Справа - отдельные элементы модели парохода

Силовая установка модели парохода: 1 -электродвигатель МУ-30; 2 - крепление редуктора (болт М5 с гайкой); 3¬¬¬¬¬ ¬¬- корпус редуктора (дюралюминий, лист s4); 4 - крепление крышки редуктора (болт М5 с гайкой); 5 - первичная шестерня редуктора; 6 - зубчатое колесо первой ступени; 7 - шестерня второй ступени; 8 промежуточный вал; 9,17- втулки-подшипники промежуточного вала (бронза); 10 - крышка редуктора (дюралюминий, лист s4); 11,16 - втулки-подшипники гребного вала (бронза); 12- гребной вал (сталь); 13,15- распорные втулки (сталь); - зубчатое колесо второй ступени

Ходовая модель колесного парохода. Модель речного колесного парохода выглядит настолько же выигрышнее, по сравнению с моделью современного пассажирского лайнера, насколько масштабная копия паровоза привлекательнее копии железнодорожного локомотива наших дней. А на воде ходовая модель «колесника» XIX века смотрится просто потрясающе - обилие надстроек» мачты, трубы, дельные вещи - все это создает непередаваемый колорит века пара.

Предлагаем вниманию судомоделистов модель колесного парохода «БУРЛАКЪ» - подобные товаро-пассажирские суда в конце XIX века были широко распространены на реках Сибири. Длина этого парохода составляла 48 м, ширина - 8,25 м и осадка с полным грузом - 1,25 м. Гребные колеса, приводимые во вращение паровой машиной мощностью 120 л.с., обеспечивали пароходу скорость движения около 10 верст в час.

Корпус судна набирался из прямоугольных шпангоутов со скругленными скуловыми частями. В задней части корпуса располагался руль, состоящий из деревянного пера, закрепленного в кованой стальной раме. К кринолину перо крепилось цепным сорлинем.

В носовой части судна устанавливался ручной якорно-швартовный шпиль, использовавшийся для выборки шеймы (якорной цепи) и швартовных канатов. Якоря адмиралтейского типа со стальными штоками крепились на пароходе по-походному - на фишбалках с талями и гаками. Там же, перед шпилем, был закреплен кнехт, предназначенный для буксировки судна. Швартовные кнехты располагались по два с каждого борта - в носу и корме судна.

1 - электродвигатель МУ-30; 2 - крепление редуктора (болт М5 с гайкой); 3 - корпус редуктора (дюралюминий, лист s4); 4 - крепление крышкиредуктора (болт М5 с гайкой); 5 - первичная шестерня редуктора; 6 - зубчатое колесо первой ступени; 7- шестерня второй ступени; 8 - промежуточный вал; 9,17- втулки-подшипники промежуточного вала (бронза); 10 - крышка редуктора (дюралюминий, лист s4); 11,16 - втулки-подшипники гребного вала (бронза); 12 - гребной вал (сталь); 13,15- распорные втулки (сталь); 14 - зубчатое колесо второй ступени

Движителем парохода служили гребные колеса, частично погруженные в воду. Каждое из колес состояло из ступицы, колец и спиц - между последними закреплялись восемь деревянных плиц. На уровне палубы гребные колеса окантовывались обносами; сверху колеса закрывались бортовыми металлическими кожухами. Поверх кожухов устанавливались открытые ходовые мостики. На обносах также сооружались служебные помещения.

В центральной части парохода, между гребными колесами находилось машинное отделение, а позади него - котельный кожух.

Пассажирские каюты первого и второго классов располагались на палубе. В передней части парохода, над каютами, была устроена прогулочная палуба; вдоль леерного ограждения на ней были установлены скамейки - по три с каждого борта. Для выхода на прогулочную палубу предназначались два трапа. Штурвальная рубка располагалась в центральной части судна.

За кормовыми каютами находился отсек румпельного привода, закрытый сверху деревянной решеткой; штуртросы привода были проведены в рубку по коробам, вдоль правого и левого бортов.

Изготовить модель парохода «Бурлакъ» не слишком сложно. Рекомендуемый масштаб 1:50, при этом длина «колесника» составит 960 мм - этого будет вполне достаточно как для ходовой модели (с радиоуправлением или без него), так и для стендовой.

Практически все детали корпуса и надстроек можно сделать из березовой фанеры толщиной от 3 до 5 мм. Из 3-мм фанеры выпиливаются также диски гребных колес, плицы вырезаются из буковых реек, ну а ступицы вытачиваются из березы. Сборка всех фанерных элементов ведется на эпоксидном клее; после его полимеризации и зачистки подготовленные сборочные единицы покрываются паркетным лаком.

В готовый корпус вклеивается палуба, сделанная зацело с обносами из фанеры толщиной 4 мм. В палубе должны быть предусмотрены вырезы под надстройки (через них обеспечивается доступ к силовой установке модели и радиоаппаратуре), а также под гребные колеса. Защитные кожухи гребных колес вырезаются из листового алюминия толщиной 0,5 мм.

На палубе модели закрепляются носовые и кормовые швартовные кнехты, якорное устройство, а также якорно-швартовный шпиль. Позади штурвальной рубки устанавливается дымовая труба - ее корпус лучше всего спаять из белой жести толщиной 0,3 мм. Из того же материала можно сделать основания вентиляционных дефлекторов, а воздухозаборники для них - из подходящих по диаметру пластиковых шариков от детских игрушек.

1 - флагшток; 2 - кормовые каюты; 3 - буксирная арка; 4 - переходной трап; 5 - буксирный гак; 6- дымовая труба; 7 - паровой свисток; 8 штурвальная рубка; 9 - кожух гребного колеса; 10 - спасательный круг; 11 - леерное ограждение; 12 - прогулочная палуба; 13 - ванты; 14 - мачта; 15 - носовые каюты; 16 - тамбур входа в носовые помещения; 17 - иллюминатор; 18 - штаг; 19 - швартовный кнехт; 20 - адмиралтейский якорь; 21- буксирный кнехт; 22 - якорная цепь (шейма); 23 - якорно-швартовный шпиль; 24 - прямоугольный иллюминатор; 25 - привальный брус; 26 - деревянный кранец; 27 - гребное колесо; 28 - кронштейны обноса; 29 - решетка над румпельным приводом; 30 - перо руля; 31 - открытый мостик; 32 - бортовой огонь; 33 - трап; 34 - вентиляционный дефлектор; 35 - надстройка на обносе; 36 - скамья; 37 - стеллаж с пожарными ведрами; 38 - сорлинь, 39 - фишбалка. Отдельные элементы модели парохода

Силовая установка судомодели выполнена на базе электродвигателя МУ-30 (его рабочее напряжение 27 В, потребляемый ток 5 А, мощность 40 Вт, частота вращения 7500 об/мин). Для привода гребных колес используется самодельный двухступенчатый редуктор с передаточным числом около 20, что обеспечивает частоту вращения гребных колес 375 об/мин.

Разумеется, сделать самостоятельно зубчатые колеса в условиях домашней мастерской затруднительно, поэтому конструирование редуктора придется начать с подбора двух цилиндрических зубчатых пар с модулем 1,5 - 2 мм и с передаточными числами 4 и 5. Детали корпуса редуктора вырезаются из листового дюралюминия, валы стальные, точеные, шестерни и зубчатые колеса напрессовываются на них и фиксируются 1-мм штифтами, что обеспечивает надежную защиту от проворачивания. В качестве подшипников скольжения используются бронзовые втулки, запрессованные в основание и крышку корпуса.

Рекомендуемая окраска модели парохода: корпус ниже ватерлинии, перо руля и гребные колеса - красные: борт выше ватерлинии, фальшборт, кнехты, шпиль, якорные цепи, якоря, вентиляционные дефлекторы и привальные брусья - черные; мачта, надстройки, кожуха гребных колес выше фальшборта, фишбалки, штурвальная рубка, название парохода, спасательные круги, леерное ограждение, тент, тамбур, стойки, стеллаж и пожарные ведра, а также скамейки - белые; трапы, палубы, перекрытия бортовых надстроек, кожухи гребных колес и кранцы - светло-серые; двери, рамы прямоугольных иллюминаторов надстроек и рубки - натуральная древесина.

В душе каждого мальчишки живет мореплаватель, поэтому любой дождевой ручеек - уже река, а большая лужа - целое море, зовущее пускать кораблики - от простейших, из щепки или листа бумаги, до специально выструганных, а тем более таких комбинированных, как предлагаемая немецким журналом "Техниум" самоходная модель парохода. Да не обычного парохода, а старинного, двухтрубного, с лопастными колесами по бокам. Какому же ребенку не захочется построить такой, тем более что конструкция его вполне доступна для самостоятельного воспроизведения.

Действительно, все детали настолько простые, что могут быть изготовлены и собраны за один вечер. Судите сами. Модель состоит, в сущности, из двух крупных частей: корпуса с движителем и палубной надстройки. А на какие составляющие они подразделяются - рассмотрим поподробнее.

Корпус

Он представляет собой плоскую дощечку обтекаемой формы. Передний конец имеет традиционное для кораблей и лодок заострение, снижающее сопротивление воды при движении вперед, а кормовая часть корпуса просто обрезана в поперечном направлении. Здесь устанавливается жестяной руль направления движения. Самый простой вариант его крепления - врезанием в предварительно проделанную щель в корме. Подгибая или отгибая его, можно пустить кораблик по кругу или изменить направление.

В передней и задней частях корпуса вбиты по два гвоздика: это опорные штыри, на них устанавливается палуба. По бокам корпуса сделаны широкие вырезы - под лопастный движитель.

Движитель

Он устанавливается на двух прикрепленных в вырезах плоских кронштейнах из жести. Движитель состоит из двух колес с лопастями и оси. Ступицы колес - два деревянных кругляша (или пробки), по окружности которых прорезаны щели под лопасти из жести. Колеса защищены жестяными дугами, прикрепленными в вырезах корпуса.


Рис. 1. Модель колесного парохода (нажмите для увеличения): 1 - палуба; 2-палубная надстройка с трубами и рубкой; 3 - корпус; 4 - опорный штырь (1x25,4 шт.); 5 - ступица лопастного колеса; 6 - лопасть; 7 - резиномотор (L650); 8 - дуга ограждения колеса; 9 - вырез корпуса под движитель; 10 - руль; 11 - шкив резиномотора (2 шт.); 12 - штырь-фиксатор резиномотора (L15); 13 - кронштейн колеса. А - выкройка палубы

Для приведения колес во вращение на корпусе монтируется резиномотор. Для него по средней линии корпуса в его передней и задней частях устанавливаются шкивы (ролики), через которые протягивается тонкая резинка. Один конец ее крепится в передней части корпуса, а второй - на оси лопастного движителя. Вращением последнего резинка наматывается на его ось: так заводится резиномотор. Если теперь отпустить колесо - резинка начнет разматываться, приводя через ось колеса с лопастями во вращение.

Палуба

Она - полая, чтобы накрыть собой все выступающие детали корпуса. Выкраивается из жести. На рисунке 1 приведена выкройка палубы: у вырезанной заготовки заштрихованные места отгибаются - из них формируются носовая и кормовая части палубы.

На помеченных на выкройке пунктиром местах устанавливается собственно палубная надстройка. Она может быть также из жести; но проще собрать ее из деревянных элементов: плоской дощатой площадки, домика-рубки и двух труб (действительно из трубок или отрезков круглого деревянного стержня). В качестве доступного и удобного материала для элементов надстройки может подойти пенопласт. Мачтой способен послужить любой карандаш, а растяжками - суровые нитки черного цвета.

Палуба устанавливается на предназначенные для нее штыри корпуса и дополнительно опирается своими вырезами по бокам на ось лопастного движителя.

Окраска

Деревянную заготовку корпуса модели лучше всего защитит от намокания масляная краска. Нанести ее можно кистью, в два слоя: первый - самый жидкий, для лучшего пропитывания поверхности древесины, а второй - нормальной консистенции, любого цвета: ведь корпус практически не виден из-под скорлупы палубы.

Для окраски остальных элементов модели удобно воспользоваться аэрозольными баллончиками, причем краска может быть разной: кораблик получится наряднее, красивее. Аэрозольное покрытие проще наносится, лучше держится на любом материале - как на металле, так и на дереве, образуя тонкий и ничем не обременительный для маленькой модели легкий красочный слой.


Рис. 2. Схема установка резиномотора (нажмите для увеличения): 1 - кронштейн движителя (2 шт.); 2 - движитель; 3 - ограждение движителя; 4 - резинка; 5 - шкивы (ролики); 6 - ось движителя; 7 - руль

Каждый элемент модели может быть покрыт краской отдельно, по мере изготовления, то есть еще до сборки. Однако если будет решено окончательно окрашивать модель после сборки одним цветом - предварительное поэлементное покрытие деталей можно опустить и воспользоваться аэрозольным баллончиком уже по готовой модели.

Пуск модели

Подготовка к запуску кораблика сводится в основном к натягиванию резиномотора. Для этого не обязательно поднимать палубу: доступ к резиномотору осуществляется снаружи, через лопастный движитель. Достаточно взять модель в левую руку, а указательный палец правой ввести между лопастями движителя и вращать его. Закручивать движитель при любом положении кораблика в руке нужно от его носовой части - тогда резиномотор будет раскручивать лопасти в правильном направлении.

Корпус этой модели парохода представляет собой плоскую дощечку обтекаемой формы. Передний конец имеет традиционное для кораблей и лодок заострение, снижающее сопротивление воды при движении вперёд, а кормовая часть корпуса просто обрезана в поперечном направлении. Здесь устанавливается жестяной руль направления движения.

Самый простой вариант его крепления - врезанием в предварительно проделанную щель в корме. Подгибая или отгибая его, можно пустить кораблик по кругу или изменить направление. В передней и задней частях корпуса вбиты по два гвоздика: это опорные штыри, на них устанавливается палуба. По бокам корпуса парохода сделаны широкие вырезы - под лопастный движитель.

Движитель модели колесного парохода

Он устанавливается на двух прикреплённых в вырезах плоских кронштейнах из жести. Движитель состоит из двух колёс с лопастями и оси. Ступицы колёс - два деревянных кругляша (или пробки), по окружности которых прорезаны щели под лопасти из жести. Колёса защищены жестяными дугами, прикреплёнными в вырезах корпуса.

Для приведения колёс во вращение на корпусе монтируется резиномотор. Для него по средней линии корпуса в его передней и задней частях устанавливаются шкивы (ролики), через которые протягивается тонкая резинка. Один конец её крепится в передней части корпуса, а второй - на оси лопастного движителя.

Вращением последнего резинка наматывается на его ось: так заводится резиномотор. Если теперь отпустить колесо - резинка начнёт разматываться, приводя через ось колёса с лопастями во вращение.

Палуба модели колесного парохода

Она - полая, чтобы накрыть собой все выступающие детали корпуса. Выкраивается из жести. На рисунке 1 приведена выкройка палубы парохода: у вырезанной заготовки заштрихованные места отгибаются - из них формируются носовая и кормовая части палубы.

На помеченных на выкройке пунктиром местах устанавливается собственно палубная надстройка. Она может быть также из жести; но проще собрать её из деревянных элементов: плоской дощатой площадки, домика-рубки и двух труб (действительно из трубок или отрезков круглого деревянного стержня). В качестве доступного и удобного материала для элементов надстройки может подойти пенопласт.

Мачтой для этого парохода способен послужить любой карандаш, а растяжками - суровые нитки чёрного цвета. Палуба устанавливается на предназначенные для неё штыри корпуса и дополнительно опирается своими вырезами по бокам на ось лопастного движителя.

Окраска модели колесного парохода

Деревянную заготовку корпуса модели лучше всего защитит от намокания масляная краска. Нанести её можно кистью, в два слоя: первый - самый жидкий, для лучшего пропитывания поверхности древесины, а второй - нормальной консистенции, любого цвета: ведь корпус практически не виден из-под скорлупы палубы.

Для окраски остальных элементов модели парохода удобно воспользоваться аэрозольными баллончиками, причём краска может быть разной: кораблик получится наряднее, красивее. Аэрозольное покрытие проще наносится, лучше держится на любом материале - как на металле, так и на дереве, образуя тонкий и ничем не обременительный для маленькой модели лёгкий красочный слой.

Каждый элемент модели может быть покрыт краской отдельно, по мере изготовления, то есть ещё до сборки. Однако если будет решено окончательно окрашивать модель после сборки одним цветом - предварительное поэлементное покрытие деталей можно опустить и воспользоваться аэрозольным баллончиком уже по готовой модели.

Пуск модели колесного парохода

Подготовка к запуску кораблика сводится в основном к натягиванию резиномотора. Для этого не обязательно поднимать палубу: доступ к резиномотору осуществляется снаружи, через лопастный движитель. Достаточно взять модель в левую руку, а указательный палец правой ввести между лопастями движителя и вращать его. З

акручивать движитель при любом положении кораблика в руке нужно от его носовой части - тогда резиномотор будет раскручивать лопасти в правильном направлении. Затем, придерживая лопасти движителя левой рукой, опустить модель на воду так, чтобы они оказались погружёнными в воду: можно, отрегулировав руль на нужный курс, отпускать кораблик в первое плавание. Дальность его будет зависеть от степени закрутки резиномотора.

Рис. 1. Модель колёсного парохода: 1-палуба; 2- палубная надстройка с трубами и рубкой; 3 - корпус; 4 - опорный штырь (1x25,4 шт.); 5 - ступица лопастного колеса; 6-лопасть; 7 - резиномотор (L650); 8 - дуга ограждения колеса; 9 - вы- рез корпуса под движитель; 10-руль; 11 -шкив резиномотора (2 шт.); 12--штырь-фиксатор резиномотора (L15); 13 - кронштейн колеса. А - выкройка палубы

Рис. 2. Схема установка резиномотора: 1-кронштейн движителя (2 шт.); 2-движитель; 3 - ограждение движителя; 4 - резинка; 5 - шкивы (ролики); 6 - ось движителя; 7 - руль

 

Возможно, будет полезно почитать: