Командорские алеуты. История, религия и хозяйственная деятельность алеутов. Традиции и обычаи

Алеу́ты (самоназвание - унанган / unangan) - коренное население Алеутских островов. Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).

Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология этнонима спорна. Г. А. Меновщиков объясняет его из алеутского слова аллитхух (команда, община). И. С. Вдовин полагал, что этноним чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэ (те, у кого на голове обод). Отличительной особенностью алеутов в прошлом действительно были их необычные деревянные головные уборы. Наиболее убедительным представляется объяснение происхождения этого названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне).

Помимо общего названия унанган, жители островов имели ещё местные названия: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих - каган, Четырёхсопочных - акагаи (то есть тамошние), жители о-вов Креницыиа и части Уналашки - кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) - каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака - анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-ва Атхи - нигагин.

Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак.

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России - 482 человека (по переписи 2010 года), из них в крае - 401 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).

Алеуты в составе арктической расы занимают особое положение, у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов. Широкое плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой.

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов. Основанием он выставлял сходство, которое имеют, по его мнению, алеутские шляпы из древесной коры со шляпами камчадалов и коряков. Возражая против этого мнения, известный американский исследователь Аляски В. Долл считал невероятным переезд алеутов, при их средствах передвижения, из Азии на острова. Иохельсон также высказывается за американское происхождение алеутов, аргументируя это сходством культуры алеутов с культурой северо-западных индейцев: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приемы украшения. В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии». Грдличка полагал, что ко времени начала нашей эры на Алеутских островах появился народ, который автор называет праалеутами (pre-Aleuts). Они антропологически отличались от алеутов, эскимосов и конягов (кадьякцев) и были сходны с индейцами сиу. В XIII-XIV вв. их сменили пришедшие сюда с востока, со стороны Америки, монголоиды, возможно какая-то ветвь тунгусской семьи народов, перешедшая через Берингов пролив в Америку. Таким образом, по мнению Грдлички, перемещение предков современных алеутов совершалось не вдоль Алеутской гряды, а из Америки, куда и праалеуты, и пришельцы XIII-XIV вв. попали через область Берингова пролива.

Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном - 253 выходца с Атту. Ныне на Командорах живёт примерно 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в 1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.

С 1969 алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Для традиционных верований характерен анимизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Один из алеутов - Пётр Алеут - почитается Православной Церковью в качестве мученика. Бог по-алеутски звучит как Агугум.

Основу хозяйства составлял зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство. Также они собирали морских беспозвоночных: морских ежей, моллюсков, блюдечки и мидий. Охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.

Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей. К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки. Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.

Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были легкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага. Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх неё надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины. Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Традиционной едой алеутов была юкола.

У алеутов наблюдалось социальное расслоение при наличии родового строя. Вождь (тойон или тукукс) возглавлял племя. Имелись и калги - рабы из военнопленных.

Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали, затем сьедали[источник не указан 92 дня], а также из их костей делали погребальные костры.

Самоназвание – алеут, унанган.

Коренное население Алеутских островов, Большая часть живёт в США - юго-запад полуострова Аляска (вплоть до р. Угашика на севере) и некоторых прилегающих к нему мелких островов (около 2 тыс. человек) и в России (482 человек) на Командорских островах (острова Беринга, Медный), где живёт с начала XIX века, на Камчатке и др.

Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи. Диалекты: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный). Родной язык сохранили немногие, перешли на английский, русский языки.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

Этногенез и этническая история: заселение предками алеутов основной части их территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад. Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года. С 1799 года территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая заселила Алеутами необитаемые Командорские и Прибылова острова. Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 году Алеутские острова и Аляска были проданы США.

Основные традиционные занятия алеутов до контактов с европейцами - охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовёсельные байдары, одно-, двух-, трёхлючные байдарки.

В России Командорские острова были выделены (1928) в Алеутский национальный район (с 1932 года в Камчатской области), в середине 1930-х годов ликвидированный, ныне восстановленный. Наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.

К середине XVIII века существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация.

Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших (от 10 до 40 семей) полуземлянок.

Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) - парка - длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка - одежда из кишок морских зверей с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Обувь - торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы - конические или с открытым верхом, с удлинённым большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьим усом, перьями и пр.

Важную роль в морской охоте алеутов играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи

Основная традиционная пища - мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.

Для традиционных верований характерна вера в духов, существовало шаманство.

Р.Г. Ляпунова

По данным Переписи населения 2010 года численность алеутов, проживающих на территории России, составляет 482 человека.

Вся история Америки, так или иначе связана с коренными народами населявшими американский континент до того как туда попали европейцы.

В результате многочисленных изысканий археологов стало известно, что первые люди на Американском континенте появились 25-29 тыс. лет назад.

А ученые антропологи, проводившие исследования в данной области, считают что в Северной Америке в те времена проживали люди монголоидного типа, выходцы из Азии.

Это подтверждается особенностью определенных групп крови, строением скелета, формой зубов и генетическими особенностями, благодаря которым люди этого типа мужчины к старости не лысеют, а женщины не седеют.

Первые американцы люди были сильными и выносливыми. В этих суровых краях они смогли создать себе условия, при которых они смогли не только выживать, но и множиться, со временем заселив практически весь континент. Они строили жилища, изготавливали одежду, создавали орудия для охоты и труда, охотились на зверей, птиц и морских животных, выращивали съедобные растения.

С веками, в силу специфики условий, где обитали отдельные племена; выделились три основные крупные группы: эскимосы, занявшие северные районы, алеуты, обитавшие на побережье и островах и индейцы, заселившие центральные районы Северной Америки. В свою очередь, по мере роста численности, эти группы разделились на отдельные племена, многие из которых сохранились до наших дней. У них сформировались свои языки, обычаи и традиции.

В этом небольшом обзоре мы попробуем освятить основные обычаи коренных народов крайнего севера Америки.


Американские эскимосы и сейчас проживают в американской Арктике, которая простирается от до Берингова пролива. Эскимосы имеют своеобразную внешность: небольшой рост, желтая кожа, узкие глаза, черные жесткие прямые волосы. Самые распространенные языки, на которых говорят эскимосы это: юпик, инупиак и инуктикут. Долгие годы основным промыслом эскимосов была охота на китов, моржей, тюленей. В летнее время эскимосы охотятся на и водоплавающую птицу. Женщины заготавливают щавель, ягоды и различные мхи. На своих маленьких суденышках каяках и умиаках, используя обычный гарпун, отважные эскимосские охотники выходили в открытое море, забивали этих огромных животных и буксировали их к берегу, где потом всем племенем разделывали тушу кита и запасали его мясо и жир на всю долгую арктическую зиму.


Традиционное жилище эскимосов яранга, это сооружение из жердей обтянутое шкурами или обложенное корой. На зиму эскимосы строили более утепленные жилища, так называемые иглу — куполообразные постройки, обязательно из шкур, но снаружи утепленные снежными или ледяными блоками.



Одежда эскимосов так же приспособленная к холодному климату севера. Летняя одежда их одного слоя меха, зимняя из двух слоев, внутренний слой мехом внутрь, верхний — мехом наружу. Обычный наряд это короткая кухлянка из шкуры оленя с капюшоном.


Помимо охоты эскимосы в основном сейчас занимаются оленеводством.


У эскимосов распространено редкое ремесло — резьба из моржового клыка. Их удивительные поделки и всевозможные скульптурки людей и животных известны во всем мире. Фигурки, изображающие эскимосских духов, эскимосы носят как талисманы.


Алеуты — это островной народ, проживающий на островах Алеутского архипелага. Практически это исчезающая нация. Сейчас их существует не многим более 4 тысяч человек. Хотя в середине XVIII века их численность была около 15 тыс.


У островов Алеутского архипелага море практически не замерзает, и поэтому для алеутов долгие годы не было особых проблем добывать себе пропитание. Они охотились на тюленей, морских котиков, морских выдр, дельфинов, уток, гусей. В устьях небольших рек, ловили лососевую рыбу, палтус, треску. В этих местах изобилие рыбы и птицы.


Объединяясь группами по 15-20 человек, иногда выходили на охоту на китов. Благодаря изобретенным ими небольшим суденышкам каякам, сделанным в виде деревянного каркаса, скрепленного китовым усом и обтянутого кожей морских львов, они смело выходили в море даже при сильной волне. На кита охотились с помощью гарпуна, наконечник которого смазывали ядом аконитом. После удачного броска, через пару дней мертвого кита волны выбрасывали на берег. И алеуты приступали к его разделке, заготавливая впрок мясо и жир. Они так же пользовались луком и стрелами, а позднее и ружьями.

Кожаная лодка-каяк, это настоящее искусство инженерной мысли алеутов. Форштевень, раздвоенный по вертикали, при скольжении по воде, рассекает; боковую волну, предохраняя каяк от повреждений, а килевая планка дает возможность корпусу каяка изгибаться на волнах. Такие лодки используются и в наше время. Гребец, сидя в каяке, надевает широкий пояс, верхний край которого затягивается на груди, а другой — поверх люка каяка и вода не может попасть внутрь, даже если лодка перевернется. При любой сильной волне она не потонет и её легко повернуть в первоначальное положение.

Традиционное жилище алеутов — улягам. Это большая полуземлянка; сооруженная на сухом высоком месте в устье реки. Обычно такое жилище вмещало от 10 до 40 семей. Вдоль стен в таком помещении сооружались нары, которые разделялись перегородками или занавесками на секции для каждой отдельной семьи. Посредине устанавливалась печь. Освещение осуществлялось жировыми лампами. В жилище спускались по бревну с зарубками.

Традиционная одежда алеутов состояла из длинной глухой, без разрезов рубахи, называемой паркой. Она изготавливалась из меха морских котиков или каланов. Верхняя одежда — камлейка делалась непромокаемой с капюшоном, обычно для этого использовали кишки морских животных. Все носили штаны из нерпичьей кожи. И парки и камлейки всегда украшали вышивками и бахромой. Между мужской и женской одеждой разницы практически не было. Только женская одежда была более украшена. В качестве обуви использовали торбаса, мягкие сапоги, сделанные из кожи морских животных. После того как русские мореходы начали осваивать эти места, алеуты в повседневной жизни стали носить русскую одежду.


И хотя в нынешнее время алеутов осталось на земле так мало, они ревностно берегут свои старинные обычаи и соблюдают старинные традиции своих предков.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи: они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке. С 1969 года алеуты, в основном, живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Религия алеутов.
Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Хозяйственная деятельность алеутов.

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

АЛЕУТЫ — (самоназвание — унангаи), народ, коренное население Алеутских островов, полуострова Аляска (США) и Командорских островов (Российская Федерация, 644 человека). Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи языков. Верующие — в основном православные.

Расселение

Живут на Алеутских островах, севере полуострова Аляска и соседних с ним островах (8 тыс. чел.). На Командорских островах по данным переписи населения 2002 - 592 чел.

Численность Алеутов в середине XVIII в. - 12–15 тыс. чел. В 1980-е гг. на Алеутских о-вах жили 1815 чел., в т.ч. в г. Уналашка - 178, Сэнд Пойнт - 360, Кинг Коув - 283, пос. Сен-Джордж - 163, Сен-Пол - 450 чел. На Аляске, в г. Анкоридж, - 1512 чел., в Кадьяке - 573 чел.

История народа

По антропологическому признаку Алеуты вместе с эскимосами выделяются в арктический тип тихоокеанской ветви большой монголоидной расы. Язык относится к эскимосско-алеутской семье, предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад. В.И. Иохельсон считал его одним из архаических диалектов эскимосского языка. Диалекты языка алеутов - восточный, или уналашкинский (п-ов Аляска, острова Уналашка, Умнак, Прибылова), западный, или аттовский (острова Атту, Медный) и близкий к нему аткинский поддиалект (острова Атка и Беринга). Первая грамматика алеутского языка была составлена И.Е. Вениаминовым в нач. XIX в. на основе кириллицы. С 1970-х гг. письменность на латинице (на основе восточных и западных диалектов), в школах обучение ведется на родном и английском языках. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747. О возникновении этнонима «алеут» существует ряд версий: по обнаруженному русскими путешественниками-сибиряками сходству островитян с жившими в Томской губернии телеутами, или элеутами (XVIII в.); по имени «алант», какое русские на Камчатке давали всякому безымянному утесу в море (К.Т. Хлебников, 1830–1840); по догадке И.Е. Вениаминова (1840), увидев русских, островитяне спрашивали друг друга: «алик-уая» (сокращенно алиуая) - «что это?». Не имея возможности узнать наст. имени аборигенов, русские стали называть их алиутами (потом алеутами); по мнению Г.А.Меновщикова, этноним возник от чукотских аллитхух (отряд, войско, община); по версии Л.С. Берга (1935) - от чукотского алят - остров, алиют - островитяне. Самоназвание алеут - унанган (восточный диалект) или унангас (западный диалект). Имелись и местные названия для жителей различных островов: сасигнан, саскинан (Ближние острова), кагун (Крысьи острова), акугун (Четырехсопочные острова), кигигун (Креницына и Уналашка), каган таягунгин (Шумагина, полуостров Аляска), унимгин (Унимак), каулянгин, кагулингин (Умнак, Уналашка), нигугин, ниягунгин (Атка), намигун, негбо (Андреяновские острова). История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские исследователи, промышленники, миссионеры собирали данные о культуре алеутов. Особо обстоятельными были исследования Г.А. Сарычева, И.Е. Вениаминова, В.И. Иохельсона. Последний провел на Алеутских островах в 1909–1910 археологические раскопки. С кон. ХIХ в. изучение алеутов все более концентрировалось на проблеме их происхождения.

Долгое время существовали 2 гипотезы. По одной (Стеллер, Вениаминов, Квимби, Коллинз, де Лагуна, Хейзер, Козырева), алеуты пришли с северо-востока азиатского побережья. По другой (Долл, Иохельсон, Грдличка, Сполдинг, Бенк) - с Аляски. Исследования Г.Ф. Дебеца, М.Г. Левина, В. Лафлина, Н.Н. Дикова, Р.С. Васильевского доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры алеутов происходило на их современных территориях 6000–4600 лет до н.э. Согласно одной из точек зрения (Квимби), алеуты составляли южную группу эскимосов, по мнению других (Долл, Иохельсон, Токарева, Грдличка, Бергсланд, Лафлин), алеуты выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. Судя по общей очень редкой группе крови N у эскимосов и индейцев, существуют глубокие этногенетические корни предков эскимосоалеутов и американских индейцев. К сер. ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло собой территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом.

Хозяйство

Тип традиционного хозяйства Алеутов определили природные условия островов. Берингово море богато ластоногими и китами. Изобилие рыбы в морях дополнялось сезонным ходом красной рыбы для нереста в островные речки. Множество скалистых островков с птичьими базарами давали возможность для промысла птиц и яиц. Приливно-отливная зона служила местом сбора моллюсков, морской капусты и т.п. Подсобное значение имел сбор ягод, кореньев и трав. Мясо и рыбу ели в сыром, вяленом или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир (его держали в пузырях из желудков морских животных). Охота начиналась в конце апреля. С мая до осени ловили идущую на нерест рыбу. В середине июля охотились на птиц. Зимой промышляли с берега тюленей. На морского бобра (выдру) охотились в открытом море при помощи легкого неповоротного гарпуна (бобровой стрелки). При охоте на сивучей и нерп использовали тяжелый неповоротный гарпун, который бросали без помощи метательной дощечки. Поворотные гарпуны употреблялись при охоте на лахтаков и др. Сивучей убивали на лежбищах, отгоняя от воды палками (дрегалки) и копьями. Нерпу заманивали на берег манщиком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки. На китов охотились при помощи копья, кончик которого смазывался ядом. Через 2–3 дня умершее животное выбрасывало на берег. Птиц ловили при помощи метательных копий шатин и метат. снаряда бола - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах, который бросали, придав ему вращательное движение, в стаю птиц. Птица при этом запутывалась в ремнях. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук и стрелы. Рыбу ловили уженьем, во время нереста били острогами или ловили сачками, предварительно построив на реке запруду. Важную роль в морской охоте играла байдара – каркасная лодка из сивучьей или нерпичьей кожи. Садясь в круглое отверстие в водонепроницаемой одежде, охотник плотно стягивал его края вокруг пояса. Для страховки от аварии к байдаре привязывали пузыри из надутых нерпичьих шкур или сивучьих желудков. С проникновением огнестрельного оружия распростр. двухлючные байдары; во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие. Многовесельные открытые байдары использовались для перевозки детей и женщин, грузов, а также в военных походах. Изготовлением оружия, орудий труда, каменной и деревянной утвари занимались мужчины. Из камня изготовляли ножи, топоры, крепившиеся к деревянным рукояткам, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы для освещения и обогрева жилища, горевшие на китовом жире (фитиль делался из мха). Женщины шили, вышивали одежду, делали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. У алеутов были развиты все виды тканых плетений из растит. волокон. Алеутское плетение за высокое мастерство наз. шелковым, оно отличалось от эскимосского и индейского. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей. Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек. Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Поселения состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Их строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Внутри вдоль стен сооружали нары. Дом вмещал 10–40 семей. Семья жила на своей части нар, отделенных др. от др. столбами и пологами. Под нарами хранили утварь. На лето каждая семья переселялась в постройку типа шалаша или полуземлянки из китовых костей и плавника (уляк) - такой тип жилищ чаще встречался у восточных алеутов. Уляки служили также хранилищами для пищи и охотничьего снаряжения.

Одежда

Традиционной одеждой алеутов была парка - длинная глухая куртка из меха котика, калана, птичьих шкурок, женская - из шкур морских бобров или котиков мехом внутрь. Поверх нее надевали камлейку - непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. И парки, и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Мужская и женская одежда совпадала по покрою, несколько отличаясь украшениями. Обувью служили торбаса - сапоги из кожи морских животных. Более древний тип торбасов представлял собой широкое голенище с пришитой подошвой. Своей обуви алеуты не изготовляли, выменивали торбаса у эскимосов. Мужчины-промысловики носили также трофейную обувь.

Промысловыми головными уборами были богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами деревянные шляпы конической формы (у вождей-«тоёнов») либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников). Они надевались на капюшон поверх камлейки. По мнению С.В. Иванова, алеутские шляпы восходят к древнейшим зооморфным головным уборам и связаны с охотничьей магией. Г. Коллинз, Т. Матиассен, Т. Дженнесс предполагали связь их орнамента с древнеберингоморской культурой и через нее с предками меланезийцев, айнов, народов Амура. Подобные головные уборы у алеутов особенно распространены в период русской колонизации: их носили при контактах с русскими вожди - для отличия от простых соплеменников. Изготавливались они долблением из цельного куска дерева, который затем распаривали, придавая ему нужную форму. (Позднее - из нескольких кусков дерева, скрепленных внахлест.) Готовую шляпу расписывали белым, черным, красным, синим, зеленым и желтым цветами (орнамент - полосы, линии из точек, кругов, полукружий, штрихов, криволинейные узоры из завитков, парных и сигмаобразных спиралей и розеток; иногда сюжетные рисунки), с боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрич. орнаментом, в к-рый втирали краску. На вершине задней пластинки крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы дл. до 50 см. Количество усов зависело от охотничьих качеств владельца и говорило о числе добытых им моржей.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Головные уборы полагались только мужчинам.

Носили ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха, из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Были распростр. татуировка и раскраска лица и тела. С началом контактов с русскими и принятием крещения они исчезли из обихода.

Объединения алеутов

Территориальные объединения алеутов состояли из родовых групп, считавших свое происхождение от общего предка, возглавлял их вождь, который получал власть либо по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями, военное управление. Экономические преимущества вождь имел только после военных походов и торговых сделок, в повседневной жизни ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя, родовую группу возглавлял совет старейшин. Есть упоминания о родовых общинных домах, существовали элементы тайных мужских союзов с характерными для этого имитациями, ряжением, запугиванием женщин, секретностью. Юношей принимали по представлению дяди со стороны матери или (реже) отца. Были и женские тайные союзы, устраивавшие пляски в полнолуние, запретные для мужчин. Счет родства патри-, матри- и билатеральный. Брак патри- и матрилокальный. Существовали авункулат, кузенные браки, многоженство, сорорат,левират, братская полиандрия. У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах, за храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Предполагается, что рабство у алеутов развилось позднее, чем у индейцев северо-западного побережья Америки (тлинкитов, квакиютль и др.).

Религия

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к сер. ХIХ в. исчезли в основном отработка за жену и калым, многоженство и гостеприимный гетеризм. Для традиционных верований алеутов характерен анимизм, представления о существовании добрых и злых духов. Злые духи главным образом насылали болезни. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева, птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали также деревянные маски, надевавшиеся во время обрядовых плясок. Было распространено шаманство. Шаманская мифология включала представления о разных мирах, о вселении в человека болезнетворных духов. Как и у нек-рых народов Сибири, шаманский костюм символизировал птицу. Существовала также охотничья магия – обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты, ношение амулетов; алеуты верили, что, надев на себя шкуру, человек превращается в соответствующее животное, которое охраняет владельца.

Исчисление месяцев начиналось с марта. Их названия были связаны с локальными особенностями годового хозяйственного цикла и варьировались у разных групп алеутов.

Родовые погребения размещались в небольших углублениях среди скал. Умершим придавали сидячее положение. В погребения клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Знатных алеутов бальзамировали, хоронили (часто вместе с их рабами) в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами.

Один из основных праздников алеутов - зимнего солнцестояния - включал пляски, представления охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачу подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, сопровождались пантомимой и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали обрядовые головные уборы и деревянные маски, изображавшие соответствующих героев.

С кон. ХVIII в. обращенные в православие алеуты испытывали сильное влияние русской культуры. У них распространились обряды сватовства и венчания. Религиозные книги были переведены на алеутский язык, часть миссионеров происходила из аборигенов. Алеуты до сих пор остаются приверженцами православия, ведут службы на русский и алеутский язык. С 1799 территория Алеутских островов и прилегающей к ней части Аляски управлялась Российско-Американской компанией (РАК). Прежние стихийные контакты алеутов с русскими промышленниками были заменены организованным управлением. Основной целью РАК в отношении алеутов было стремление сохранить их традиционное хозяйство как надежный источник получения прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу других инородцев Российской империи, они платили в казну ясак, с 1821 были признаны российскими подданными.

В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. Первоначально их территория находилась под военным управлением, а в 1884 получила статус округа. Алеуты поддерживали контакты с моряками-китобоями и мехоторговцами. С 1887, в связи с открытием на Аляске месторождения золота, началось ее промышленное освоение, резко возросло число пришлых жителей. На Алеутских островах развивалась рыбоконсервная промышленность.

На культуру коренных жителей оказала большое влияние деятельность миссионеров. Ускорилась ассимиляция алеутов, особенно через школы, преподавание в которых велось на английском языке. Все это разрушающе действовало на их традиционную культуру и образ жизни. В 1912 Аляска (с Алеутскими о-вами) получила статус территории с местным самоуправлением. С 1915, как и все коренное население Аляски, алеуты были приравнены в правах к индейцам США и отданы под опеку Бюро по делам индейцев. В 1924 они получили права гражданства. В 1959 Аляска стала штатом США.

 

Возможно, будет полезно почитать: