Ту 154 авиакатастрофа официальная версия. Что случилось над Черным морем . Что мы знаем о пилотах и техническом состоянии самолета

Что случилось с самолетом ТУ-154 из Сочи: теракт или катастрофа? Последние новости о расследовании трагедии над Черное море – что же скрывается за падением лайнера Минобороны? Опубликованные последние слова второго пилота «Закрылки! Командир, падаем! » натолкнули общественность, а также многих экспертов на то, что причина падения самолета – ошибка экипажа. Однако, профессиональные летчики в эту версию верят с трудом. Что же случилось на борту рокового RA-85572? Был ли он сбит из наземного ПЗРК, могли ли туда поместить взрывчатку?


Из-за того, что в новостях за последние годы появилось огромное количество фейков, многие россияне совершенно справедливо не верят в официальные версии. И на то есть справедливые основания. Ведь из-за операции РФ в Сирии уже был сбит Боинг над Синаем, вполне логично, что властям, не очень бы хотелось, чтобы в очередной раз пострадали люди.

Пусть и не совсем гражданские, но все-таки, не имеющие прямого отношения к военным действиям.

Результаты расследования пока не афишируются, что еще больше сгущает краски.

Версия №1: ТУ-154 был сбит или взорван

В пользу этой версии говорит то, что экипаж не доложил на землю о происшествии. В момент катастрофы он находился приблизительно на высоте приблизительно 250 метров, что вполне достаточно для поражения из ручного переносного зенитно-ракетного комплекса.

Кроме того, эксперты отмечают большой разлет обломков. При падении в воду скорость фрагментов фюзеляжа быстро теряется, поэтому крупный радиус разлета может быть только при взрыве в воздухе. Официальные источники говорят о течении, но какое течение может передвинуть крупные части весом в несколько тонн? Да и откуда течение у курортного города?

Также есть записи с камер видеонаблюдения, на которых зафиксирована вспышка в небе в момент крушения ТУ-154. Возможно, конечно, это свет фар переворачивающегося лайнера, но тогда где стробовые и крыльевые огни? А еще фары на Ту-154 выключаются и убираются на 100 метрах, самолет взлетал в сторону моря. Так что – очень сомнительно, что это были фары.

Местное время катастрофы: 5 часов 27 минут. На побережье темно – террористы вполне могли выпустить ракету, а потом скрыться.

Не исключается и версия взрыва, пусть аэропорт и хорошо проверяется, но случаи подрыва самолетов в российском небе уже были.


Версия №2: ошибка пилота

То, что опытный пилот мог перепутать рычаг шасси и закрылков – полный бред. Да, они расположены в Ту-154 рядом, но они обладают разным ходом. Шасси убираются сразу же после отрыва от полосы, при наличии уверенного набора. Закрылки – после, по достижению определенной скорости. Сомнительно, что на высоте 250 метров командир вдруг вспомнил про неубранное шасси, а второй пилот дернул за закрылки. Это надо не только быть в стельку пьяным, но еще и обкуриться спайсов.

Если же перепутаны были закрылки с шасси сразу после взлета, то самолет (который еще якобы был перегружен) никак не набрал бы 250 метров, а сразу бы просел на землю.

Уборка закрылков сопровождается репликой «убираются синхронно», также, как и команда по уборке шасси. То есть, все действия пилотов в кабине контролируются друг другом и дублируются голосом, перепутать что-то крайне сложно.

Еще один довод – ну просто не мог второй пилот так глупо ошибиться . При подготовке летчиков натаскивают до рефлексов на потерю скорости, отказы и так далее. Взаимодействия в экипаже Ту-154 настолько отточены за десятки лет работы, что просто невозможно допустить столь явный фейл.

Самолет, конечно, очень сложный, но на взлете катастроф ТУ-154 по ошибке экипажа не было вообще.

Версия №3: отказ техники

Падение ТУ-154 в Сочи из-за отказа техники вполне вероятно, так как эти машины никогда не отличались большой надежностью. Асинхронная уборка закрылков, например, могла привести к перевороту. Хотя, опять же, экипаж это отслеживает, если закрылки убираются неравномерно, то они сразу же выпускаются обратно, самолет прекращает набор, и возвращается на аэродром вылета.

Могла отказать система АБСУ или другая электроника, как это было с «танцующим» ТУ-154 Минобороны в Чкаловском. Тогда был день, хорошая погода, посадка прошла успешно. Сейчас – ночь, усталость, могли растеряться. Но тогда где доклад на землю?

Более вероятной версией является отказ двигателей при сильной загрузке. Но тут опять же, отказать должны сразу три, например, из-за плохого топлива. И при этом есть шанс посадить самолет на воду, опять же, был бы доклад.

Возможен также теракт ТУ-154 в декабре в Сочи, но не подрывом, а диверсией. Сама по себе машина 1983 года выпуска, но с не таким уж большим налетом.

Все ждут когда будет опубликован полный отчет МАК с причиной катастрофы, но факт в том, что реальных факторов общество может так никогда и не узнать. И что действительно случилось с самолетом ТУ-154 из Сочи навсегда останется в архиве ФСБ.

Утром 25 декабря в Черном море потерпел крушение самолет Ту-154 министерства обороны России, который направлялся из Сочи на базу «Хмеймим» в Сирии. На борту самолета находились 92 человека, среди них были артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты «Первого канала», НТВ и «Звезды» и филантроп Елизавета Глинка. Все они, вероятнее всего, погибли.

Самолет Минобороны направлялся на российскую аваиабазу в сирийской Латакии. Он вылетел из подмосковного аэропорта «Чкаловский» в 01.38 по московскому времени 25 декабря. Дежурный аэропорта сообщил РБК, что перед взлетом у самолета «все было проверено». Утром он приземлился в аэропорту «Сочи» в Адлере для дозаправки. В 05.25 по московскому времени самолет снова взлетел, но через две минуты исчез с радаров.

Официальной причины катастрофы пока . Среди наиболее обсуждаемых версих — техническая неисправность самолета, ошибка пилота, внезапная помеха и террористический акт.

Техническая неисправность самолета

Источник «Интерфакса» в экстренных службах заявлял, что приоритетной является версия «технической неисправности». В пользу этой причины катастрофы приводят срок эксплуатации самолета: разбившийся Ту-154 был выпущен в 1983 году, его общий налет составлял 6689 часов. В службе безопасности полетов Вооруженных сил , что потерпевший крушение лайнер был технически исправен. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, в сентябре того же года самолет прошел плановое обслуживание.

С 2013 года производство самолетов этой модели, которая начала эксплуатироваться в 1960-х годах прошлого века, прекращено. За всю историю Ту-154 в катастрофах именно на этой модификации погибли более трех тысяч человек. При этом опрошенные Дождем эксперты называют Ту-154 одним из самых надежных самолетов.

РИА Новости

Ту-154 не зря так долго эксплуатируется авиацией, говорит майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов. По его словам, самолет этой модификации в случае технической неисправности может спланировать и сесть вдоль береговой черты, даже при неработающих двигателях. Летчик уверен, что самолет развалился в воздухе, иначе бы пилот связался с землей и включил сигнал бедствия.

В то же время авиационный эксперт Владимир Кормузов называет 30-летний Ту-154 «морально устаревшим»: в гражданской авиации эти самолеты уже практически не используют, они эксплуатируются в основном государственными структурами. А у них «очень маленький налет» — разбившийся самолет летал 26 часов в месяц, добавляет Кормузов. При такой пассивной эксплуатации, как у этого борта, возраст самолета практически не имеет значения, отмечает бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. По его словам, главная задача комиссии — выяснить, насколько тщательно следили за самолетом.

Ошибка пилотирования

В качестве одной из версий следствие рассматривает ошибку пилотирования. Первые две минуты после взлета — один из ответственейших этапов полета, говорит летчик Андрей Ламанов, который в 2010 году экстренно посадил Ту-154 на заброшенном аэродроме в городе Ижма, — идет разбалансировка самолета, и пилоты должны постоянно реагировать. По его словам, в случае, если экипаж не был готов технически, могла произойти такая катастрофа. При этом, как отмечает Красноперов, для опытных военных летчиков не составляет проблемы выполнить аварийную посадку на водную поверхность в случае разбалансировки и подать сигнал бедствия.

Разбившимся самолетом управлял летчик первого класса Роман Волков, служивший в 223-м летном отряде Минобороны, который базируется на аэродроме «Чкаловский». Он был летчиком первого класса и налетал более трех тысяч часов, говорится в официальном обращении военного ведомства. В службе безопасности полетов Вооруженных сил заявили, что командир самолета неоднократно выполнял полеты по заданному маршруту. Штурман Ту-154, подполковник Александр Петухов, в апреле 2011 года участвовал в спасении «танцующего лайнера», сообщает Rambler News Service. Тогда самолет такой же модели совершил посадку в аэропорту «Чкаловский» с неисправной системой управления. За это он вместе с коллегами был награжден орденом Мужества.

Летчики называют сочинский аэропорт «сложным» — взлет осложняется тем, что над морем часто возникает облачность, обледенения, грозовые явления. По данным Росгидромета, утром в воскресенье в районе аэропорта Адлера были нормальные метеоусловия, хорошая видимость и слабый ветер.

В 2006 году в нескольких километрах от береговой линии в Сочи из-за ошибки пилотирования потерпел катастрофу А-320 армянской авиакомпании «Армавиа», в 1972 году рядом с Адлером в Черное море упал Ил-18 компании «Аэрофлот», причина до сих пор не установлена.

Внезапная помеха

В числе причин катастрофы рассматривается также попадание птицы в двигатель — рядом с аэропортом находится орнитопарк. Эту версию специалист по безопасности полетов Александр Романов называет маловероятной. «При столкновении с птицей происходят какие-то частичные разрушения, вплоть до того, что стекло лобовое разбивается. Даже при отказе двигателей самолет не падает, а переходит на плавное снижение», — говорит эксперт, добавляя, что «птицы не могли сыграть эту роковую роль».

Террористический акт

Версию теракта власти практически сразу отвергли. Источник в силовых структурах сообщил «Интерфаксу», что теракт среди основных причин катастрофы не рассматривается и такая версия практически исключена.

«Самолет вылетел с аэродрома „Чкаловский“, который представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения. Проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, не представляется возможным. В свою очередь аэропорт в Сочи является аэропортом двойного назначения и охраняется в усиленном режиме. Проникновение посторонних лиц, либо пронос кем-либо из сотрудников несанкционированных предметов исключен», — заявил собеседник агентства.

Военный журналист Александр Гольц, однако, в разговоре с Дождем выступил в поддержку этой версии. По его словам, власти не могут допустить, чтобы теракт произошел на таком высоком уровне. В то же время экс-начальник антитеррористического подразделения ФСБ Александр Гусак утверждает, что «на любой объект можно проникнуть». Он отметил, что «все зависит от подготовки и от возможной помощи проникающему».

По сообщениям источника «Фонтанки», ФСБ отрабатывает версию теракта. По словам собеседника издания, сотрудники ФСБ проверяют всех, кто имел доступ к самолету в военном аэропорту «Чкаловский» и в аэропорту Адлера. Источник Дождя в Федеральном собрании подтвердил эту информацию.

В том, что причина авиакатастрофы — теракт, уверен консультант комиссии Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Шнякин, поскольку Ту-154 направлялся на военную базу «Хмеймим» в Сирии. По его словам, террористические группировки вскоре возьмут ответственность за случившееся.

Первые две версии вполне могли бы быть оправданы погодными условиями. Если бы не одно "но". Дело в том, что метеорологическая обстановка в Сочи и его окрестностях на момент взлета лайнера в 5:20 по московскому времени были вполне приемлемой. Сообщается, что видимость была пределах 10 километров, ветер восточный не более пяти метров в секунду и давление 763 миллиметра ртутного столба. Такие условия вряд ли могут представлять угрозу для самолета.

Не было особых нареканий и по состоянию самого авиалайнера. Несмотря на то, что на момент катастрофы самолет находился в эксплуатации уже 33 года, а его общий налет составлял 6689 часов, в 2014 году он был отремонтирован. Более того, в сентябре этого года машина прошла плановое обслуживание.

При этом стоит отметить, что подобный возраст и количество летных часов вполне нормальны для таких самолетов, как Ту-154. К примеру, американский C-135 Stratolifter, введенный в эксплуатацию более 50 лет назад, до сих пор вполне неплохо чувствует себя в небе и отправляться "на пенсию" явно не собирается. Тем не менее, версия технической неполадки является основной на данный момент.

Также рассматривается версия человеческого фактора, то есть ошибки пилота, повлекшей за собой катастрофу. Однако стоит отметить, что разбившимся самолетом управлял очень опытный экипаж. Прежде всего, это летчик первого класса Роман Волков, за спиной которого более трех тысяч часов в небе. Кроме того, несомненным профессионалом своего дела считался штурман потерпевшего крушение лайнера – подполковник Александр Петухов, показавший в 2011 году чудеса пилотирования при посадке "танцующего самолета" той же модели.

Впрочем, как утверждают специалисты, Ту-154 – достаточно сложная для управления машина, и предъявляет к своим пилотам весьма жесткие требования. И стаж в три тысячи часов налета может быть недостаточен для такого "капризного" самолета. Посему версию человеческого фактора отбрасывать нельзя.

Наконец, нельзя исключать версию террористического акта, особенно в нынешней крайне неспокойной политической обстановке. Катастрофа российского лайнера на Синае в прошлом году была следствием активности тамошних террористических групп, объявивших России "священную войну" из-за ее вмешательство в борьбу с радикалами в Сирии.

При этом ранее эксперты неоднократно сетовали на то, что уровень безопасности на военных пассажирских перевозках гораздо ниже, чем в коммерческом секторе. К примеру, предполетный досмотр сводится к пустой формальности в виде проверки списка пассажиров.

В таких условиях можно допустить, что на борт вполне могло быть помещено взрывное устройство, к примеру,во время погрузки. Именно поэтому спецслужбы после катастрофы начали проверять всех тех, кто мог иметь доступ к самолету в аэропорту Сочи.

Однако помимо всего прочего, спустя несколько часов после крушения лайнера в сети появилась любопытная видеозапись, которая обратила на себя внимание многих пользователей интернета и социальных сетей. На ней демонстрируется запись с камеры видеонаблюдения одного из сочинских аэропортов. Где-то на четвертой-пятой секунде отчетливо видно, как в темном небе внезапно вспыхивает огонек, после чего также быстро гаснет. Предполагается, что запись сделана этим утром, а вспышка на записи – это ни что иное, как катастрофа Ту-154.

При этом специалисты утверждают, что такая вспышка могла бы произойти лишь в том случае, если бы на самолете произошел взрыв или он был бы атакован переносными зенитно-ракетными комплексами с земли. Впрочем, достоверность пленки еще предстоит выяснить компетентным специалистам.

Также появилась версия о том, что российский самолет мог быть захвачен. Эту версию, в частности, озвучил телеканал "Россия-1", который ссылается на точку зрения бывшего начальника смены центра единой организации воздушного движения России Виталия Андреева. “После взлёта и короткого полёта – две минуты – самолёт пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках, что может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация: или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было", – заявил эксперт.

В любом случае, впереди у специалистов огромный массив тяжелой и кропотливой работы по выяснению истинных причин произошедшего. На данный момент нельзя быть более-менее уверенными ни по одной представленной версии. Так или иначе, пролить свет правды на произошедшее поможет только тщательное расследование с привлечением компетентных специалистов.

В то же время необходимо отметить, что следователям стоит со всем вниманием подойти к версии о теракте. На ум вновь приходит катастрофа с российским самолетом на Синае в прошлом году. Тогда первое время расследования версия теракта не была основной, однако вскоре нашла свое подтверждение.

Напомним, катастрофа самолета ТУ-154 произошла в воскресенье утром над акваторией Черного моря. Лайнер держал курс на сирийскую Латакию.

По поступающим сообщениям, на борту самолета были 92 или 93 человека. Среди них Академический ансамбль песни и пляски имени Александрова, журналисты российских телеканалов, известный врач Елизавета Глинка и члены экипажа. Все они погибли.

В деле о катастрофе самолета Ту-154Б-2 на Черном море появилась приоритетная версия еще до обнаружения бортовых самописцев, сообщает Коммерсантъ , по данным близких к расследованию источников. Согласно ей, лайнер, на борту которого находились следовавшие в Сирию артисты и журналисты, мог упасть из-за ошибки пилотов, которые при взлете вывели Ту-154 на закритические углы атаки. Из-за этого потерявшая скорость машина вместо набора высоты опустилась к морю, задела хвостом поверхность воды, после чего развалилась и затонула. Пока, правда, эта версия строится на показаниях единственного очевидца трагедии, который наблюдал развитие катастрофы с моря.

Поисково-спасательные работы, eastnews. ru

В понедельник ФСБ России сообщила о том, что «установлены очевидцы падения авиалайнера». По данным близких к расследованию источников «Ъ», которые сейчас проверяют показания этих свидетелей, одним из них стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся в момент аварии на катере в акватории Сочи. Пограничник рассказал, что ранним утром в воскресенье стал невольным очевидцем ЧП. По его словам, самолет, вылетевший из аэропорта Адлер, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку.

Свидетель отметил, что даже для посадки положение лайнера в пространстве показалось ему странным. Якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом. Очевидец, по словам источника, даже сравнил положение самолета в этот момент с мотоциклом, поставленным его водителем на заднее колесо. Еще через мгновение, по его словам, самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул.

По словам экспертов, к описанной свидетелем картине происшествия могло привести сразу несколько факторов, так или иначе связанных с действиями экипажа самолета. Отрыв от полосы Ту-154 осуществил на штатной, как сообщила в понедельник ФСБ, скорости - 345 км/ч и начал подниматься. Однако уже через несколько секунд машина, по данным экспертов, стала терять скорость и, соответственно, высоту. Произойти это, считают специалисты, могло в первую очередь из-за ошибочных действий пилотов, попытавшихся слишком энергично поднять машину вверх. Таким образом, предположительно, самолет был выведен на закритические углы атаки, что привело к потере скорости и подъемной силы на крыльях и снижению Ту-154 к поверхности моря.


Поисково-спасательные работы, eastnews. ru

«Большая вероятность, что ТУ-154 сбили ракетой со стороны Турции или Грузии. Для турков сбивать российские военные самолеты - не впервой, а грузины могли это сделать по приказу госдепа.

Впрочем, наиболее вероятная версия - это неисправность самого ТУ-154, которому было немало лет, или ошибка пилотов. Катастрофы при взлете и посадке достаточно распространенные. Самолет вылетал ночью, в условиях ограниченной видимости, что еще больше усугубляло риск катастрофы. Напомню, что такой же самолет ТУ-154 с польским президентом под Смоленском разбился в 2010 году при посадке. Возможно, взлет и посадка - это слабые места ТУ-154.

Но мог быть и теракт. В Сочи самолет садился на дозаправку. Возможно, его в Сочи дозаправили некачественным топливом, из-за чего он долго лететь не смог и упал через 7 минут после взлета.

Самое странное, конечно, в этой истории - это дозаправка. Сирия не так далеко, самолету из Москвы не нужна дозаправка. В Таиланд летают без всякой дозаправки».

Публикует мнение заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майора, кандидата технических наук Владимира Попова:

«К авиакатастрофе могли привести несколько трагических случайностей. Первое: трудности взлета и посадки, всегда загруженность экипажа здесь, много очень манипуляций выполняется, технологических процессов. То есть нужно убрать вовремя шасси, закрылки, установить определенный режим набора высоты, изменить работу двигателей. Это второе. Потом проконтролировать работу силовых установок, потом проконтролировать механику силовых агрегатов и т. д. В этот момент очень дефицитно время и нет почти возможности что-то изменить.

Вы представляете аэродром Адлер? Это две полосы под углом друг к другу, взлет и посадка производится только в сторону моря, только со стороны гор, хоть один ветер, хоть другой там будет. Это уже трудности. Второе. Это была ночь. Третье. Экипаж, когда выполнял по технологии отхода, взлета и выхода из района аэропорта, должен был находиться под строгим контролем органов управления воздушным движением. Об этом сообщили, что пропал с радаров, только через 15-20 минут после взлета его. Соответственно, где-то было упущение и того, что он не находился под контролем, наверное, как это требовалось. Почему он не пошел именно вдоль береговой черты? Его нашли аж в районе Хосты, первые обломки обнаружены уже».

"Вариант с закладкой взрывного устройства в самолет представляется маловероятным. Порядок досмотра и подготовки самолета к полету в российских аэропортах один из самых жестких в мире. Но и в техническую неисправность, столь молниеносно разрушающую самолет верится с трудом. Странно, почему не рассматривается атака с земли... Самолет потерпел крушения до набора высоты, фактически во время взлета. Дальность действия ПЗРК и высота поражения около 5 км.

Несмотря на то, что такие версии не рассматриваются, все-таки есть мнение, что вполне вероятным способом уничтожения самолета является применение ПЗРК по взлетающим и садящимся самолетам. Гражданский лайнер полностью беззащитен против такого оружия! Не нужны сложные способы проникновения в зону безопасности самолета, отсутствует риск быть обнаруженным при попытке закладки в самолет взрывных устройств. Все что необходимо злоумышленнику - достать ПЗРК и занять место на траектории взлета или посадки.

Сложно ли достать ПЗРК? Подробностей раскрывать не буду, но очевидно, что это возможно в наше неспокойное время. Стоимость ПЗРК также не является непреодолимым барьером... Сложно ли занять позицию на траектории взлета? В большинстве случаев, нет - не сложно. В т. ч. несложно это и на море, все что для этого нужно - моторная лодка, либо же атака непосредственно с побережья. Сообщается, что обломки самолета расположены не далее 6-7 км от берега. Это вообще говоря, совпадает с радиусом боевого применения ПЗРК. Все это говорит, что версия с ПЗРК является вероятной, а не невозможной.

ПЗРК имеет небольшие массогабаритные показатели, позволяющие скрытно перемещать их в район атаки. В совокупности с малым временем приведения в готовность к стрельбе (не более 30 с) обеспечивается скрытность расположения на местности и внезапность применения этих комплексов. Кроме того, ПЗРК отличаются простотой в обучении и боевом использовании, а также высокой эксплуатационной надежностью в различных физико-географических и климатических условиях".

ФСБ назвала рабочие версии падения Ту-154: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Опрошенные РБК эксперты сомневаются в каждой из них

Жители города у траурной доски погибшим в авиакатастрофе Ту-154 (Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ)

Четыре версии

В понедельник, 26 декабря, Федеральная служба безопасности (ФСБ) перечислила основные версии крушения летевшего в сирийскую Латакию Ту-154. Это попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, а также ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета, уточнили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ сообщение, которое цитирует ТАСС .

Все эти версии входят в список самых распространенных причин авиакатастроф, сказал РБК главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Какая из перечисленных версий наиболее вероятна, в ЦОС ФСБ не уточнили. В воскресенье в качестве приоритетной у властей фигурировала техническая неисправность самолета, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник в экстренных службах. В понедельник «Интерфакс» со ссылкой на знакомый с ситуацией источник , что причиной катастрофы Ту-154 мог стать перегруз и отказ техники.

Что случилось с Ту-154

Принадлежащий Минобороны лайнер вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский в 1:38 мск 25 декабря. Как РБК дежурный аэродрома, перед вылетом самолет прошел предполетную подготовку и «до этого летал». В Адлере борт прошел дозаправку и направился в Сирию.

Самолет взлетел в 5:25, в 5:27 с радара пропала его отметка, сообщал официальный представитель военного ведомства Игорь Конашенков, которого цитирует телеканал «Звезда» ​.

На борту находились 92 человека: восемь членов экипажа и 84 пассажира, в том числе 64 члена ансамбля имени Александрова. Они летели на военную базу Хмеймим, чтобы выступить там на новогоднем концерте.

На борту находилась член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Елизавета Глинка, а также директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова, журналисты телекомпаний НТВ (Михаил Лужецкий, Евгений Толстов и Олег Пестов), «Звезда» (Павел Обухов, Александр Суранов и Валерий Ржевский) и «Первого канала» (Вадим Денисов, Александр Сойдов и Дмитрий Рунков).

Военно-следственным отделом СК РФ по Сочинскому гарнизону по факту крушения возбуждено уголовное дело по ст.351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). По поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина расследование ведет центральный аппарат СКР.

Утром 26 декабря в Минобороны заявили, что обнаружены 11 тел погибших и 154 фрагмента самолета. Тела десяти погибших и 86 фрагментов тел доставлены самолетом в Москву утром в понедельник. Как сообщал ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минобороны, два фрагмента конструкции системы управления подняты со дна, по серийным номерам установлена их принадлежность Ту-154; другие элементы находятся на дне на глубине около 30 м на расстоянии 1,6 км от берега; радиус разброса обломков составил около 500 м.

Также в ведомстве сообщили, что обследовано 100% надводной поверхности района крушения и значительная часть дна (7 из 15 секторов). В поисковой операции задействовано свыше 3,5 тыс. человек, 45 кораблей и судов, 12 самолетов, десять вертолетов и три беспилотных летательных аппарата.

Потеря мощности может произойти при заправке самолета в зимний период «летним» топливом, сказал источник РБК в авиастроительной отрасли. При этом эксперт отметил, что заправка «летним» керосином в случае с Ту-154 не могла привести к отказу всех двигателей, поскольку было не слишком холодно. Даже если бы двигатели и отказали, добавил собеседник, отключение других систем не произошло бы молниеносно. «За выработку электричества на борту самолета отвечает вспомогательная силовая установка, работающая также на керосине. В отличие от двигателей она не привередлива к топливу. И в критической ситуации можно было бы передать сигнал о ЧП на борту», — отметил собеседник РБК.

Несостоятельной версию с топливом считает и почетный президент Международного авиационно-космического салона (МАКС) летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он отметил, что авиационное топливо проходит несколько проверок: при поступлении в хранилище, во время перегрузки в топливозаправщик и непосредственно при заправке. В последней участвуют члены экипажа, а именно бортинженер, подчеркнул эксперт.

Проблема с крылом

Последняя авиакатастрофа, причиной которой официально была названа техническая неисправность самолета, — это крушение гражданского Ан-140 в Иране 10 августа 2014 года. Как сообщал ТАСС , отказало электронное управление двигателем.

Опрошенные РБК эксперты в версию о технической неисправности Ту-154 не верят. Источник РБК в авиастроительной отрасли отметил, что его конструкция за десятилетия его эксплуатации изучена настолько хорошо, что упустить какие-либо неисправности практически невозможно.

На Ту-154 механическая система управления на гидроусилителях. По мнению Толбоева, полный отказ этой системы возможен, только если из нее уйдет вся жидкость. «Отказать эта система может, только если в бак с гидравлической жидкостью, который находится в центроплане, попадет снаряд. Но даже с протечкой бака можно продолжить полет», — заявил эксперт.

Однако он допустил катастрофу вследствие усталостных разрушений в механизации крыла. «При уборке закрылков механизмы на крыльях могли сработать не синхронно — одна секция убралась полностью, а другая нет. Самолет начал вращаться и разрушился», — предположил Толбоев.

При этом ни один из экспертов, опрошенных РБК, не смог выделить какую-либо официальную версию как основную. Окончательные выводы можно будет делать после исследования обломков и расшифровки бортовых самописцев.

При участии Филиппа Алексенко

 

Возможно, будет полезно почитать: