Что такое турбулентность ясного неба. Катастрофа среди ясного неба: насколько опасна турбулентность. Технические науки - Индикатор. «В нашем случае последствия оказались минимальные»

Рейс "Аэрофлота" Москва-Бангкок, на борту которого пострадали непристегнутые пассажиры, попал в "турбулентность ясного неба" - она настолько непредсказуема, что у экипажа не было времени предупредить пассажиров и бортпроводниц.

"Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как «турбулентность ясного неба». Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места",- заявили в "Аэрофлоте".

И действительно, в мировой авиации ежегодно фиксируется более 750 случаев попадания самолетов всех классов и размеров в "турбулентности в ясном небе".

"В 3.38 мск экипаж произвел благополучную посадку в аэропорту Бангкок, пострадавшим оказана помощь",- рассказали в авиакомпании. Консульский отдел посольства России уже сообщил, что "из 313 пассажиров самолета 27 пассажирам понадобилась медицинская помощь, они были доставлены в больницы Бангкока. На данный момет, 11 человек уже выписаны.

Также компания со ссылкой на врачей также опровергла информацию некоторых СМИ о том, что несколько пассажиров получили компрессионный перелом позвоночника, зато подтвердила, что "несколько пострадавших были экстренно прооперированы. "Таиландские медики заверили нас, что угрозы жизни ни одному из пострадавших сейчас нет",- добавили в национальном авиаперевозчике, который обязался оплатить лечение всем пострадавшим.

"Получившие травмы пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности в момент попадания в "воздушную яму", некоторые ходили по салону",- поделились сотрудники "Аэрофлота" . Они также сообщили, что несмотря на ощущения, будто "самолет разваливался", он не понес никакого ущерба и уже вылетел обратно в Москву.

"Чем ближе к хвосту, тем сильнее были удары. Когда мы просили посмотреть, что произошло с людьми в хвостовой части самолета, это было ужасное зрелище: кровь на потолке, на полках, люди со сломанными носами. Все это было видно невооруженным взглядом издалека. Удержаться было практически невозможно. Казалось, если эти толчки не остановятся, то мы просто упадем. К счастью, после пятого-шестого толчка все прекратилось. Это было очень страшное зрелище, такое, что люди просто плакали и теряли сознание от стресса",- рассказала vesti.ru одна из пассажирок.

"Инцидент произошел перед снижением и посадкой, потому многие не были пристегнуты. По ощущениям, лайнер подбросило вверх на 100-200 метров,а над некоторыми креслами были выпущены кислородные маски",- добавляют очевидцы.

"Кровь была повсюду: и на подлокотниках, и на потолке, о который ударялись. Поскольку я связана с медициной, то не могла, конечно, просто так сидеть на месте",- рассказала Life девушка-медик, которая помогла бортпроводникам осмотреть и полечить травмированных. Кабинный экипаж выдал ей аптечку, с которой она "обошла всех травмированных".

"Когда оказала первую помощь и от меня уже ничего не зависело, оставалось ждать посадки и скорую",- скромно поделилась она. Кстати, как выяснилось, Таиланд "протормозил" и после посадки в Бангкоке "на взлетно-посадочной полосе не было ни спасателей, ни врачей, которые прибыли только через час".

Что такое турбулентность чистого (ясного) неба? Есть спокойное, чистое небо и в нем сильнейший восходящий или нисходящий поток. Обычно такие потоки видно радаром по капелькам воды, так как вода (дождь/пар) отражает луч локатора. В данном случае этот поток не виден, так как в нем нет воды. Просто воздух движется с большой скоростью вверх или вниз. Когда самолет влетает в такой поток - он увлекает его за собой",- рассказал авиаэксперт .

"Люди, привыкшие к равномерному прямолинейному движению и не пристегнувшиеся во время сидения в креслах (хотя это рекомендуется), вылетают из них. И чем выше скорость ветра, тем более "качественно" люди вылетают из кресел. Но. такое явление случается крайне редко и в основном в регионах близких к экватору, так как там присутствуют мощнейшие движения воздушных потоков. В северных широтах такого практически не случается",- добавил он.

"Развалиться от такого самолет практически не может, он имеет эксплуатационную прочность и "подготовлен" к подобным вещам плюс запас прочности. Конечно, у них есть пределы, но в истории практически неизвестны случаи, когда турбулентность в ясном небе разваливала самолет - это не в эпицентре грозы полет, в конце концов, вот там смерть",- считает эксперт.

"Ну, а если вы летите, вас трясет, самолет поднимается и опускается по высоте, а болтанка не уменьшается - значит, она на всех эшелонах и нужно потерпеть. Не волнуйтесь, самолет не развалится, а то, что кажется вам падением или подлетом на сотни метров, в реальности является "ямой" или "горкой" на 10-30 метров и это допустимо, самолеты рассчитаны еще и не на такие нагрузки",- рассказал сайт пилот одной из ведущих российских авиакомпаний.

"За все время существования гражданской авиации именно турбулентность "в небе", на эшелоне становилась причиной гибели самолетов исчезающе малое количество раз - это надо было влететь в эпицентр грозы, причем на лайнере, который не может выйти из плоского штопора",- добавил он.

"Пилоты не боятся турбулентности - той, которую боятся пассажиры. Они знают прочностные пределы самолета и в случае турбулентности не паникуют, а включают "пристегните ремни" (кстати, перед вылетом мы на брифинге рассказываем бортпроводникам, будет ли болтанка, какая, где и долго ли) и уводят самолет из этой зоны",- поделился КВС.

"Всегда пристегивайтесь в креслах, пока летите. Когда загорелось табло "пристегните ремни" - не думайте, а срочно садитесь и/или пристегивайтесь. Может тряхнуть или начать болтать, больше всего травм от турбулентности - когда непристегнутые влетают головой в полки при "воздушной яме", калечатся, начиная "летать" по салону. Также, когда табло не горит, а вы в кресле - пристегнитесь. Вам же не сложно, но если внезапно тряхнет (бывает "турбулентность ясного неба"), вы не улетите из кресла и не поломаете шею, руки, ноги или других пассажиров",- советует пилот.

Кстати, ранее журналисты выяснили - чего же пилоты гражданской авиации и как "отжигают" стюардессы различных авиалиний.

В частности, страшнее всего для пилотов даже не отказ двигателя или двигателей (самолеты могут сесть и садились со всеми выключенными двигателями), а пожар в салоне или багажном отсеке. Ну, а стюардессы "развлекаются" не только "разводом" пассажиров на лишние доплаты или воровством дорогого алкоголя, но и сексом с пассажирами и работой на конкурентов.

Действия экипажа российского самолета, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму . Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина .

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова , пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко , пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая , пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма , инструктор авиасимулятора: «Турбулентность — штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он — не всевидящее око.

Илья Кузьма : «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность — спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.

Максим Фетисов
, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец , метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский , заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба» — это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

Обратили на днях внимание на новость о самолете Москва — Бангкок, попавшем в турбулентность?

Примерно за 40 минут до посадки самолет попал в воздушную яму. За 15 секунд самолет сначала подбросило метров на 200. А потом он рухнул на те же метры обратно. В результате те, кто не был пристегнут, были просто выброшены из кресел, подброшены вверх, а затем рухнули вниз.

По некоторым данным 27 человек получили травмы, в том числе — серьезные переломы. Судя по новостям, 10 человек уже были прооперировали в Бангкоке.

Причина происшествия — турбулентность ясного неба . Предсказать ее появление приборы на борту самолета не могут. Но почему в ясном небе?!

Как мы знаем, турбулентность воздуха — это мощное возмущение воздушных потоков, разнонаправленные движения воздушных масс вверх, вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. Основными причинами таких болтанок является неоднородный состав атмосферы, на которую влияют температура, давление, влажность.

Очень часто такие потоки вверх-вниз-вбок образуются не только в грозовой облачности, но и над границами — стыками различных типов земной поверхности: земля-море, степь-лес, равнина-горы и т.п. Это связано с разной степенью прогрева этих поверхностей и воздушных масс над ними, испарений. Вот и идет круговорот — чем больше по площади эти соседствующие поверхности и разница температур, тем и турбулентность над их границей выше.

И еще о ясном небе:

Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать полтысячи километров в час!

И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!

Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с «турбулентностью ясного неба». Это явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.

Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе — даже очень…

1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН - это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT - Clear Air Turbulence.

Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:

Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли - серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек - переломы конечностей.

Голова непристегнутого пассажира превращается в мощную кувалду

Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.

Пристегивайтесь.

Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.

Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой.

Непристегнутый пассажир может поиграть в космонавта и полетать в невесомости по салону.

Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине , там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.

И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф - это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.

Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.

Если вы не пристегнуты, не забывайте уворачиваться от тележек

На сегодняшний день турбулентность является весьма актуальной проблемой для воздушных судов, при этом, человек, к сожалению никак не может контролировать вихревые хаотичные потоки ветра. Как правило, турбулентность представляет серьёзную опасность для самолётов, однако, в большей мере каких-либо негативных последствий для воздушных судов удаётся избегать, но, зачастую при этом страдают пассажиры, получающие ряд травм и ранений из-за сильной тряски самолётов.

Турбулентность после.

Снизить угрозу для жизни и здоровья пассажиров всё же можно, применив на практике весьма интересную идею, основанную на ряде законов гидродинамики. Идея весьма проста и заключается в том, что пассажирские кресла, имеющиеся в салоне воздушного судна должны быть обеспечены гидравлическими демпферами, которые будут срабатывать при малейших колебания пассажирского авиалайнера, тем самым снижая инерцию, и избавляя сотни пассажиров от травм и возможных ранений.

Принципиальная схемы работы демпфирующего пассажирского авиакресла

Как известно, жидкость является несжимаемой средой, и использование гидродемпфера встроенного в пассажирского кресло, позволит избежать тряски пассажирских кресел в случае попадания самолёта даже в зону сильной турбулентности. Хаотичные движения воздушного судна будут гаситься гидравлической средой, то есть, если самолёт резко качнётся вниз, то согласно законам физики, пассажир находящийся в кресле, должен в течении мгновений оставаться в той точке, от которой самолёт отклонился, и на оборот, при резком подъёме, пассажир начнёт вжиматься в кресло. Два рассмотренных случая являются скорее частными, однако, учитывая хаотичное движение самолёта при турбулентности, создастся сильная вибрация, в ходе которой человеком могут быть получены травмы. Использование же гидродемпфера, позволит гасить эти колебания, тем самым минимизирую любой возможный вред, создавая безопасные условия для пассажиров.

Помимо прочего, у текущей разработки имеется и ещё одно весьма интересное назначение – пассажирские кресла, оснащённые демпфирующими элементами крайне эффективны в случае вынужденной или аварийной посадки, например при отказе шасси, при приземлении самолёта на неподготовленной местности и т.д. Гипотетически, используемые кресла позволят также обезопасить пассажиров и в случае падения самолёта, однако, лишь в той ситуации, если не произойдёт последующего возгорания, взрыва и т.п.

Костюченко Юрий специально для сайт

Турбулентность атмосферы

Скорость движения воздуха и зависших в нем частичек изменяется в пространстве и во времени. Упорядоченные и турбулентные движения воздушных масс различаются, прежде всего, масштабами. Крупномасштабное движение считается упорядоченным, а мелкомасштабное - турбулентным. Провести четкую границу между ними невозможно: она является условной и зависит от задания и методов измерений.

Для турбулентного движения воздушных масс характерна неупорядоченность поля скоростей во времени и в пространстве, наличие неоднородностей или турбулентных вихрей, влияющих на поведение самолета. Создается спектр вихрей разных размеров (масштабов). Величина, обратная масштабу, называется пространственной частотой, аналогично тому, как круговая частота ш в радиотехнике является величиной, обратной периоду колебаний. Распределение турбулентной энергии по пространственным частотам, которые называют спектром турбулентности, является ее достаточно полной характеристикой. Величина е, как размерный параметр спектра турбулентности, характеризует ее интенсивность.

Природа турбулентного движения в атмосфере такова, что энергия крупномасштабных вихрей передается вихрям меньшего масштаба - вихри словно дробятся. Это продолжается до тех пор, пока вихри не станут настолько мелкими, что их кинетическая энергия целиком пойдет на преодоление вязкости воздуха и превратится в тепло. Такой процесс турбулентного движения протекает беспрерывно, пока идет энергетическое пополнение крупномасштабных вихрей от атмосферных энергетических источников, связанных с разностью температур и давлений. Преобразование кинетической энергии турбулентности в теплоту называют диссипацией кинетической энергии турбулентности (ДКЭТ). Величина е по своему физическому содержанию является скоростью, с которой превращается в теплоту кинетическая энергия турбулентности минимальных масштабов. Чем больше в, тем выше интенсивность турбулентности.

Турбулентность наблюдается не во всей атмосфере одновременно и не на всех высотах. Она возникает под влиянием термических и динамических факторов. Поэтому принято различать термическую и динамическую турбулентность.

Термическая турбулентность появляется в результате неравномерного нагревания земной поверхности и при больших вертикальных градиентах температуры. Этот вид турбулентности характерен для нижней половины тропосферы (до 3-4 км). Интенсивность ее зависит от времени года, периода суток и устойчивости атмосферы. Наибольшая интенсивность наблюдается днем в теплое время года в холодных неустойчивых воздушных массах, а также в размытом барическом поле - в седловинах и циклонах.

При термической турбулентности в атмосфере возникают как беспорядочные, так и упорядоченные восходящие и нисходящие движения воздуха, создаются кучевые и кучево-разорванные, модно-кучевые и кучево-дождевые облака.

Динамическая турбулентность создается вследствие трения движущегося воздуха о шершавый рельеф земной поверхности и неоднородности воздушных потоков по скорости и направлению.

Трение воздуха о земную поверхность на равнинной и гористой местности обусловливает возникновение динамической турбулентности преимущественно в нижнем слое тропосферы (до 1-1,5 км). В горной местности она может распространяться значительно выше (до 7-9 км).

Динамическая турбулентность возникает в слоях свободной атмосферы с большой изменчивостью характеристик ветра и наблюдается чаще там, где имеются сходимость или расхождение воздушных потоков, искривление их направления, а также на участках струйных течений. Она может возникать также в виде восходящих и нисходящих потоков в результате волновых движений на границе слоев инверсии и изотермии. Интенсивность ее зависит от скорости вертикального и горизонтального сдвигов ветра.

Хотя термическая и динамическая турбулентность создаются в результате действия разных факторов, на характер воздушных потоков они могут влиять как раздельно, так и одновременно, усиливая интенсивность турбулентного состояния атмосферы.

Турбулентность обусловливает в атмосфере перенос теплоты, водяных паров и твердых частиц по вертикали, порывистость ветра. Турбулентный обмен существенно влияет на условия образования, эволюцию и микроструктуру облаков, осадков и туманов, которые создают сложные метеорологические условия для полетов.

Интенсивная турбулентность наблюдается при ясном и облачном небе. Поскольку она является одним из облакообразующих факторов, рассмотрим ее физические характеристики при ясном небе («турбулентное поле»).

Существует несколько видов турбулентности в ясном небе:

    1) механическая турбулентность, обусловленная влиянием неровностей земной поверхности на воздушные течения и иногда усиливаемая ее неодинаковым нагреванием;

    2) горные волны, которые по происхождению являются особой формой турбулентности первого вида (из-за специфического влияния на полеты ВС горные волны рассматриваются отдельно);

    3) турбулентность струйных течений;

    4) турбулентность во внутренних для свободной атмосферы слоях.

Турбулентность в ясном небе относится к опасным для авиации метеорологическим явлениям в силу внезапности влияния на ВС. Некоторые авиационные происшествия происходили вследствие попадания самолетов при безоблачном небе в зоны опасной турбулентности.

Турбулизация воздушных потоков в ясном небе связана с существованием в атмосфере слоев со значительными вертикальными и горизонтальными градиентами скорости ветра и температуры воздуха.

В условиях стойкой температурной стратификации возникновение ТЯН можно объяснить потерей устойчивости (ростом по амплитуде и последующему разрушению) гравитационных или гравитационно-сдвижных волн (над горами - горных волн) и передачей энергии от волновых движений к турбулентным.

В тропосфере вероятность попадания ВС в ТЯН довольно высока, она зависит от географической широты. В средней и верхней тропосферах умеренных широт этот параметр составляет приблизительно 10 % общего налета самолетов, в южных широтах - 15-20 %. В стратосфере такая вероятность значительно меньше и в слое 10-20 км равна приблизительно 1 %.

Попадая в зону ТЯН, самолеты чаше всего подвергаются слабой и умеренной болтанке, интегральная повторяемость которой в тропосфере составляет 95 %, и только в 5 % случаев может наблюдаться сильная болтанка.

Турбулентность видео

Горизонтальные размеры ТЯН изменяются в довольно больших пределах, в особенности в тропосфере, достигая в отдельных случаях нескольких сотен километров. Однако для 80 % случаев в верхней тропосфере умеренных широт длина турбулентных зон не превышает 140 км. В стратосфере зоны ТЯН имеют значительно меньшие горизонтальные размеры. На высоте 10-20 км горизонтальная длина турбулентных зон (80 % случаев) в умеренных широтах территории СНГ составляет меньше 80 км, а в нижней стратосфере над США - до 40 км. Это означает, что при пересечении сверхзвуковым самолетом на крейсерском режиме зон ТЯН болтанка наблюдается на протяжении нескольких секунд или десятков секунд.

Зоны ТЯН могут быть непрерывными (сплошными) и в виде отдельных прерывчатых ячеек с довольно резкими границами. Сплошные зоны ТЯН имеют большую повторяемость.

Толщина зон ТЯН, как и горизонтальные размеры, колеблется в значительных диапазонах в зависимости от географической широты, высоты размещения и аэросиноптических условий. В средних и высоких широтах СНГ (85-90 % случаев) толщина турбулентных зон в тропосфере не превышает 1000 м, а в стратосфере - 350 м., следовательно, зоны ТЯН имеют сильно выраженную пространственную анизотропию. Это плоские образования, коэффициент пространственной анизотропии которых (отношение толщины турбулентной зоны к ее горизонтальной длине) при 80-процентной интегральной повторяемости составляет для верхней тропосферы средних широт.

Турбулентность видео 2

 

Возможно, будет полезно почитать: