Большие усадьбы. Усадьба голицыных большие вяземы. Чисто мужские помещения



Бывшая подмосковная усадьба Большие Вязёмы находится километрах в сорока к западу от Москвы, сразу за Голицыным. С левой стороны шоссе хорошо виден парк и старый усадебный дом.



Находившаяся на старой Смоленской дороге усадьба стала свидетельницей и участницей многих важнейших событий российской истории, она принимала под свой кров Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, Кутузова, Наполеона...


В конце 16-го столетия Большие Вязёмы были загородной резиденцией Бориса Годунова. Когда поместье попало в руки всесильного боярина, точно неизвестно, но первое упоминание об этом факте относится к 1585-му году. Годунов любил свою подмосковную усадьбу и обустроил её красиво и основательно. При нём были отстроены большой деревянный дворец, церковь, многочисленные хозяйственные постройки, разбиты фруктовые сады, выкопан пруд с каменной плотиной на речке Вязёмке.




Деревянный дворец сгорел в 1618-м году, когда к Москве подступали польские войска, а вот великолепная годуновская церковь Живоначальной Троицы, позже переименованная в Преображенскую, сохранилась.




Четырёхстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трёх сторон окружён крытыми двухъярусными галереями.







Стены здания сложены из белого камня, а венчающие части и галереи - из кирпича.




Внутри сохранились фрески конца 16-го столетия.


У восточной стены храма в 1807-м году был похоронен шестилетний Николай Пушкин, младший брат поэта.



Рядом с церковью на высокой террасе стоит совершенно уникальная для Подмосковья звонница.





К середине 19-го века годуновская звонница сильно обветшала, и её уже было вознамерились разобрать. К счастью, владелец Больших Вязём князь Голицын не допустил расправы с историческим памятником, правда, в качестве компенсации он разрешил пристроить к древнему храму новую колокольню. Эту новодельную колокольню разобрали во время реставрационных работ в 1950-хх.


Живописную группу храмовых построек окружает копия ограды 18-го века.








К одному из углов ограды примыкает маленький дом причта.




После смерти Годунова Большие Вязёмы числились дворцовым селом. В 1694-м году Пётр I пожаловал бывшие годуновские владения своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В 1766-м году владельцем поместья стал его правнук Николай Михайлович Голицын, который в 1770/1780-е г.г. отстроил новый усадебный комплекс, с некоторыми изменениями доживший до наших дней.


Первыми в 1771-м году были возведены парные кирпичные корпуса: гостевой и кухонный флигели.






Стоящее чуть поодаль ещё одно двухэтажное, похожее на флигель здание никакого отношения к старой усадьбе не имеет, оно было построено в 1930-х для Школы искусств.




В 1784-м году между флигелями вырос главный усадебный дом, построенный в стиле французского классицизма.






Особенно хорош дом со стороны старого пруда.




Наверху на аттиках - картуши с фамильным гербом Голицыных.




За церковью сохранились некоторые хозяйственные постройки усадьбы. Большой конный двор конца 18-го века был сильно искажён переделками, и сейчас идёт его реставрация.




В главном усадебном доме работает музей. Надо сказать, что музей этот совсем молодой, он возник в конце 1980-х, и своим существованием обязан энтузиастам-подвижникам. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились, и музейным работникам для создания экспозиции пришлось в буквальном смысле собирать с миру по нитке. В залах главного дома музейные сотрудники попытались частично реконструировать голицынские комнаты. В части помещений размещены экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых персонах, так или иначе связанных с ней.


Парадная столовая представляет мебель и посуду 18/19 столетий.











За столовой находится круглая комната-ротонда, из которой был выход в сад.







На старых фотографиях можно посмотреть, как выглядели комнаты в начале 20-го столетия.




Парадная спальня обставлена мебелью светлого дерева.










В доме было две библиотеки. На первом этаже находилось собрание иностранных книг. В 1812-м году в этой большой комнате после Бородинского сражения жил сначала Кутузов, а через день после его отъезда в той же библиотеке, на том же диване спал Наполеон.









На втором этаже при Голицыных находилась библиотека русской литературы.










Во всех залах находятся милые бытовые вещицы, предметы интерьера, портреты.









В бывшей гостиной на втором этаже - постоянно действующая выставка "Мир детства в дворянской усадьбе".
















В одном уже отремонтированном флигеле находится касса музея, киоск с неплохим выбором исторической и краеведческой литературы и выставочные залы.








Также во флигеле размещены переданные в дар музею работы скульптора Нины Конёнковой.




И конечно, часть музейной экспозиции посвящена Пушкину, бывавшему в Больших Вязёмах и проведшему в детстве немало времени в соседнем Захарове.




Расположенное в двух километрах от Больших Вязём сельцо Захарово в 1804-м году купила бабушка будущего поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Каждое лето, с мая по октябрь, в течение шести лет всё семейство Пушкиных проводило в Захарове. Здесь же Пушкины прожили и зиму 1808/1809 г.г.




От усадьбы пушкинского времени сейчас в Захарове остался лишь огромный пруд да несколько вековых деревьев, всё остальное в этом очень юном музее абсолютно новое.








В 1904-м году на фундаменте старого усадебного дома тогдашний владелец Захарова выстроил новое жилище. В 1993-м году при проведении реставрационных работ (!!!) этот дом сгорел. Историкам и реставраторам не удалось найти ни чертежей, ни рисунков, ни даже словесных описаний дома М. А. Ганнибал. Поэтому при воссоздании усадьбы архитекторы взяли за основу типовой проект усадебного дома 18-го века. В 1999-м году к 200-летию со дня рождения Пушкина всего за три месяца в Захарове был отстроен "дом М. А. Ганнибал" и открыт музей.








Очень скромных размеров захаровский дом двухэтажный, второй этаж низкий, антресольный.










В первом этаже дома, в парадных комнатах воссозданы интерьеры пушкинского времени.


Комнаты захаровского дома невелики. В самом просторном помещении, окна которого выходят на террасу с колонным портиком, представлена обстановка Большой гостиной.








Мебель и предметы интерьера, разумеется, никакого отношения к семье Пушкиных-Ганнибалов не имеют, они собраны из различных музейных фондов.











В небольшой угловой комнатке показано, как мог бы выглядеть кабинет хозяйки усадьбы.










В коридоре - небольшая коллекция старых сундуков.





Ещё одно, тоже весьма скромных размеров угловое помещение с альковом представляет собой реконструкцию детской игровой и классной комнаты.



Тут можно увидеть и парту, и наглядные учебные пособия.








Несколько бóльших размеров комната отведена под столовую.









И, наконец, в последнем помещении экспозиции, как дань памяти Арины Родионовны, собраны предметы крестьянского быта.










Конечно жаль, что в экспозиции нет мемориальных предметов. Тем не менее, музей даёт посетителям возможность узнать, как жили небогатые дворянские семейства - а ведь их было несравнимо больше, чем представителей громких аристократических фамилий с огромными состояниями - в своих подмосковных, калужских, псковских, пензенских и прочих имениях.


Конечно, сам Александр Сергеевич считал, что "Отечество нам Царское Село", тем не менее, в 1830-м году накануне своей свадьбы поэт отправился не куда-нибудь, а именно в Захарово. Видимо, накануне кардинальных жизненных перемен душа потребовала совершить сентиментальное путешествие в детство.


Заехал поэт и в Большие Вязёмы, вдохновившие его в своё время и на "Бориса Годунова", и на "Пиковую даму", прототипом героини которой послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, частенько жившая в усадьбе своего сына.


Логично, что ещё в конце 19-го века родилась идея создания пушкинского заповедника в этом уголке Подмосковья, но лишь столетие спустя благодаря группе энтузиастов на территории Больших Вязём и Захарова появился Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Да, в обеих усадьбах очень много новоделов и очень мало подлинно "вязёмско-захаровских" экспонатов, тем не менее, музей дарит ещё одну возможность окунуться в нашу историю. А кроме того, в обеих усадьбах регулярно устраиваются тематические праздники, концерты, лекции, встречи с писателями и художниками.

Усадьба «Большие Вязёмы» - архитектурно-художественный ансамбль XVI—XIX веков, бывшая царская, боярская и княжеская резиденция. Находится в одноименном поселке Одинцовского района, недалеко от города Голицыно. Вместе с усадьбой Захарово она входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, созданный в 1987 г.

Сразу при въезде мы видим вот такой бюст виновнику торжества. В нескольких километрах отсюда находится родовое имение Ганнибалов «Захарово», где юный Саша жил вместе с Ариной Родионовной, так что можно предположить, что он наведывался в эту усадьбу, скажем, воровать яблоки или там подглядывать за купающимися пейзанками, шалопай.

Центральным зданием усадьбы является дворец князей Голицыных, построенный во второй половине XVIII века.

Во время отступления русской армии к Москве Кутузов и Наполеон оба ночевали в этом вот доме, причём в одной и той же кровати, с интервалом ровно в одну ночь. Не в одну и ту же ночь, как кто-то мог бы подумать, а через сутки.

Слово "Вязёмы" скорее всего происходит от слова "вязкий", потому что и речка, и пруд здесь очень илистые.

В конце 1584 года царь Федор I Иоаннович подарил село Никольское-Вяземы Борису Годунову, который начал на этой земле масштабное строительство, и построил первый деревянный дворец.

И как раз в этот месте остановились русская и французская армии после битвы при Бородино.

А в мирное время, кроме А.С.Пушкина здесь останавливались известные литераторы Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, и В.Я.Брюсов.

Вот интересная деталь - солнечные часы. Чтобы полдник не пропустить.

По периметру круга высажено 24 липы, а в центре круга установлен шест, тень от него показывает на дерево, соответствующее определенному часу времени.

В конце 17 века Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну.

Голицыны жили здесть вплоть до революции.

Вот главный из них, генерал-губернатор Дмитрий Голицын, герой Отечественной войны 1812 года и владелец усадьбы с 1813 по 1844 года.

А усадебный дом в Больших Вяземах, дошедший до наших дней, был построен в 1784 году правнуком князя Бориса Голицына полковником Николаем Михайловичем Голицыным.

Единственное кафе рядом.

Голубцы от Арины Родионовны это нечто, вкуснотища!

Наверное, специально для Пушкина везде были расставлены вот такие указатели, чтобы он не напутал, где в усадьбу билеты покупать. Если кому интересно, могу сказать, что туалет здесь очень чистый, и никаких надписей типа "Здесь был Саша" на стенах я не обнаружил.

В конце XVI в. Большие Вяземы принадлежали Борису Годунову, который построил здесь церковь со звонницей псковского типа. По преданию, вяземская церковь построена в один год с колокольней Ивана Великого. Считается, что образцом для церкви в Больших Вязёмах явился Архангельский собор Московского кремля.

В эпоху Смутного времени в усадьбе жил Лжедмитрий и останавливалась со свитой Марина Мнишек.


Какое чудо эта Спасо-Преображенская церковь рядом с усадьбой!

Я больше нигде не видел такой колокольни. Совершенно плоской. Непонятно, как они туда залезали.

Как везде на Руси, на территории храма находятся безымянные могилы.

У храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта. Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, где своей церкви не было, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью.

Ну и под конец несколько фоток внутри усадебного дома. В одной из этих комнат Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая только начала выходить в свет.

Хозяйка усадьбы, Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом старой графини в «Пиковой даме», была посаженной матерью невесты на свадьбе Пушкина и Гончаровой.

Чем всё это кончилось, мы знаем. Так что косвенным образом усадьба «Большие Вязёмы» сыграла роковую роль в жизни Пушкина.

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Недалеко от Москвы на берегу речки Вяземки расположена старинная усадьба. Она знаменита как бывшая царская резиденция и поэтическая родина А. С. Пушкина. На территории имения собрано несколько десятков памятников русской истории и культуры 16 - 19 вв.: дворец, храм, парк, хозяйственные постройки. Усадьба Большие Вяземы хранит богатое культурное наследие.

    С ней неразрывно связана судьба А. Пушкина. Неподалеку от Больших Вязем, в поместье бабушки, проходило детство поэта. Впоследствии прообраз усадьбы неоднократно появлялся на страницах пушкинских сочинений. На территории усадеб Большие Вяземы и Захарово в 1994 году был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.

    Что посмотреть

    В центре усадьбы высится старинная церковь Преображения. Это красивое белокаменное здание, украшенное вертикальными башнями, декоративными проемами и арками. Архитектура церкви Преображения оказалась настолько необычной для своего времени, что дала начало новому типу храмов, именуемых ныне годуновскими. Рядом с церковью сооружена изящная трехпролетная звонница, относящаяся к тому же времени, что и сам храм. Весь комплекс огражден красивой кирпичной изгородью. Церковь Преображения значится в числе наиболее ценных историко-художественных элементов усадьбы Большие Вяземы.

    Напротив церкви разместился уютный парк с выходом на пруд. Небольшие тропинки делят его на ровные аккуратные сегменты. В парке можно посмотреть памятник Александру Пушкину, возведенный к 200-летию со дня рождения поэта. А еще здесь находится памятный камень, заложенный в честь остановки в Больших Вяземах русской и французской армий в 1812 году. На берегу пруда построена маленькая лодочная станция. Стоимость аренды лодки - 220 RUB/час.

    Церковь Преображения значится в числе наиболее ценных историко-художественных элементов усадьбы Большие Вяземы.

    Одновременно с парком был основан дом-дворец князя Голицына. Именно он стал прообразом имения знаменитого повесы Евгения Онегина. Внутри дворца представлена интересная экспозиция. Она повествует о жизни усадьбы в пушкинские времена. Известно, что во дворце содержалась огромная библиотека и архив с редкими документами. Но интерьеры гораздо интереснее осматривать с экскурсоводом.

    Заехали(по дороге)!Как выяснилось-были,последний раз,где то до 1994(когда объединили Вяземы и Захарово). Итоги: Церковь,более-менее "свежая", звонница,еще "свежее", нижняя церковь реставрирована (интерьер полностью новый),верх открыт только раз в году(сказали,на Успение),работы там очень много,и,на гульбище даже НЕ пускают!; Восстановили Конный двор; Дворец, снаружи,выглядит очень хорошо, внутри,уже видны отслоения и протечки,но,в целом неплохо.А вот "наполнение"-значительно лучше, значительно!Особенно,последние залы второго этажа(детские комнаты и вещи),и АЖ две библиотеки!; Парк, НЕМНОГО,облагорожен,и на берегу три смотровые площадки(на мой взгляд -лишние,разве только осень-зима). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    Появилось ДВА бюста Нашего Всего,и памятник в честь лагеря русских/ французов.Билет 200(в составе экскурсии-350),ПАРК-30 ("принудительная" услуга),выставки-100-150,каждая,туалет(у стоянки)-10,попить чай(2-а)+три булки-350!Короче-тенденция понятна-платить ЗА ВСЕ и отдельно.Поэтому фото НЕ брали!Парк НЕ впечатлил,А "берег"-как был прекрасным,так таковым и остался!Можно НЕ брать экскурсию,если получится в будни,а просто примкнуть(не "порицают").Осталось приятное впечатление,но,при такой "тенденции",будет ВСЕ дорожать(почти,беспричинно!).

    Музейный комплекс прекрасный. Здесь можно как заказать индивидуальные экскурсии (почти 2 000 рублей + входные билеты, звонить заранее), так и посетить так называемые "дежурные экскурсии", которые проводятся ежедневно в 12.00 и 14.00, стоимость билета 350 рублей с человека, для детей льгот нет. Мы были как раз на такой "дежурной экскурсии" в субботу в 12.00, народу было меньше 10 человек, продолжительность больше 1,5 часов, посетили конный двор, храм, парк и сам дворец со всеми экспозициями.
    Экскурсия в основном посвящена хозяевам усадьбы - Голицыным, чем Пушкину, который бывал здесь только в детстве. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    Нам очень понравилось.

    путешественник ★★★★★

    (14-01-2017)

    Мне музей однозначно понравился. Как говорит Великий комбинатор "не все гладко, но главное - стулья целы". Если вы хотите получить солнечный удар, то айда во Францию. А здесь Россия и ничего с этим не поделаешь. Спасибо, что хоть что-то восстанавливают. Поклон директору музея, который говорят буквально живет музеем. Зайдите в туалет и вы поймете, что такое хорошо, а что такое плохо..

    Небольшая уютная усадьба. Красивая церковь. Открыт только нижний этаж. Там всё отремонтировано, но как-то тесновато. Их музеев ходили только в основную усадьбу. Текущие выставки во флигели не посещали. Главный усадебный дом восстановлен качественно, работа проделана огромная. Внутри очень понравилось. В одном из залов (библиотеке на 1 этаже) проходят концерты классической музыки. Парк облагораживается и для середины апреля выглядит хорошо, думаю летом будет зелено и красиво. В принципе приветливые сотрудники, но немного удивила ситуация, произошедшая не с нами. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    Сразу за нами в кассу пришла интеллигентная свадебная пара с где-то всего 5 гостями, которая оплатила в кассе фото сессию в залах усадьбы. Когда же они пришли в сам дом, то бабушка на входе минут 15 выносила им мозг, что они должны еще согласовывать это с директором музея, хотя в кассе им ничего такого не говорили. Как-то надо сотрудникам одного музея научится договариваться между собой и не портить людям праздник.

    Церковь и звонница - великолепны, усадебный дом дает приблизительное представление об интерьерах 17-19 вв., т.к. подлинная обстановка не сохранилась. Парк небольшой, пруд совершенно заросший. Два момента показались нам негативными: постоянный шум от дороги и допотопный туалет.

    Были 8 марта, для самостоятельных туристов экскурсии в выходные дни в 12 и 14 часов, примерно 1,5-2 часа стоимость экскурсии 250 рублей/чел, фото 175 руб. или самостоятельный осмотр без экскурсовода. Красивая церковь, но открыт только нижний этаж, второй этаж закрыт, реставрация не идет, и главная изюминка, на данный момент единственная такая оригинальная звонница. Реставрация усадьбы закончилась, открыты 2 этажа, красивые интерьеры, а вот парк не ухоженный, хотя может это в марте так. Рекомендую...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    совместить с усадьбой Захарово.

    Avtodor ★★★★★

    (25-11-2013)

    Однозначно стоит посетить! В 12.00 и 14.00 по субботам и воскресениям проходят дежурные экскурсии примерно на 1,5-2 часа. Рассказ экскурсовода был немного сумбурным, но все равно интересно. Усадебный дом почти полностью отреставрирован, в парке еще ведутся работы по благоустройству. А по поводу закрытия парка: ну если современные люди не могут себя по-человечески вести и устраивают везде срач...калечат деревья, оставляют мусор...там даже объявления на этот счет висят.
    да и зимнее расписание вроде бы говорит о закрытии парка в 20. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    00, что вполне допустимо.

    Константин ★★★★★

    (28-07-2013)

    Побывал тут после 10-летнего перерыва, увидел разительные изменения. Усадьба отреставрирована (работы ещё продолжаются), огорожена, парк аккуратный с красивыми клумбами и новыми памятниками. Есть парковка и чистый туалет. Посещение парка бесплатно. Ходил по главному дому почти 2 часа всё подробно рассматривая. Билет 150 руб, фото 175 (дороговато). На 2м этаже потрясающая выставка артефактов наполеоновских войн (оружие и другие предметы). Во флигеле выставка, посвященная Тарковским, но уже сил не хватило. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    А храм великолепен.

    маргарита ★★★☆☆

    (9-07-2013)

    Живу рядом, но попасть в парк невозможно, т.к. работает он с 9 до 18.
    Даже летом в жару. Приезжаешь с работы и все закрыто. Я всю жизнь прожила рядом с этим парком. Всегда там гуляли, зимой катались на лыжах, а сейчас все закрыто. Парк сейчас ухоженный, но он для сотрудников, а не людей. Сотрудники парка злые, недовольные жизнью и зарплатой. Кому нужна такая красота? Ездим гулять в парк захарово. Совершенно другое отношение к людям, хочется еще приехать.

    Екатерина ★★★★☆

    (18-08-2012)

    Ведутся активные восстановительные работы, готовятся к приезду государственных мужей в дни празднования 200-летия бородинской битвы! Красивый ухоженный парк, усадьба с хорошим содержанием, мощный храм и необыкновенная колокольня - все это можно увидеть в Вяземах. Недалеко располагается усадьба Захарово!

    Усадебный дом сейчас на реставрации, которую обещают завершить к 200-летию наполеоновского нашествия, т.е. к сентябрю 2012 г. Серьёзный недостаток Б. Вязем как места отдыха - постоянный шум от Можайского шоссе. И никуда не денешь влияние растущего города Голицыно, охватывающего заповедник почти уже со всех сторон.
    Представляет интерес для любителей и ценителей русской истории и в меньшей степени - для любителей-пушкинистов.

    Леся ★★★★☆

    (6-12-2011)

    Хорошее место, парк очень понравился. Особенно солнечные часы. Запомнилась маленькая звонница! Почти всё на реставрации, много чего не показывают. Но у нас много мест, которые нуждаются в ремонте, так что можно только порадоваться, что здесь идут восстановительные мероприятия.

    Местные ★★☆☆☆

    (19-11-2011)

    Живу рядом с этим с позволения сказать музээем. Полный новодел и отстой. Ни одного реального экспоната. Бывал ли тут пушкин - большой вопрос. В сознательном возрасте - скорее всего нет.

    Побывали здесь 02.05.10. Красивый отреставрированный дворец, парк, запруда. Подъехали к 12.00 часам, к экскурсии. Экскурсовод понравилась, всё хорошо рассказывала, водила и по парку, и по постройкам. И музейная экспозиция понравилась, много всего, есть что посмотреть любителям старины. Мне очень понравились вещички, вышитые бисером, да и кукольный домик тоже ничего))) Много книг того времени, фарфора. А парк, честно говоря, не очень. Близость насыщенной трассы портит всё вапечатление((И цветочков...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    никаких в парке не было(((Очень бы они украсили усадьбу!

    Красивое место, неплохо сохранившаяся усадьба.
    Экскурсии для неорганизованных туристов по-прежнему в 12.00 и 14.00 по выходным.

    Впечатление подпортили пьяные свадьбы на территории и занудная дама-экскурсовод. Место очень интересное, а вот рассказ про него - не получился.

    Для такого большого дома, все-таки маловато восстановленных интерьеров, но на втором этаже кусочек детской с кукольным домом. Дочь тащили за уши, приклеилась на месте. В остальном все красиво и ухоженно. Только постоянно спрашивают билет на съемку и очень громко смотрительницы обсуждают свои дела и чай почему-то пьют в залах, гремя посудой.Парк небольшой и немного запущенный, что придает ему особое очарование.

    Красивое место. Отреставрированы здания входящие в комплекс усадьбы- музея. Интересна церковь и колокольня. Есть на что посмотреть и внутри музейных помещений. Сравнивать с Захаровым - бессмысленно. В Захарове все восстановлено заново к юбилею Пушкина. ТАм оригинальным оставался только фундамент дома.
    Большие Вяземы хорошее место, чтобы заехать в воскресный погожий день.

    Алёна ★★★★☆

    (4-12-2007)

    Были осенью 2007 года. Хорошо, приятно. Усадьба в отличном сосотоянии, много указателей, правда, не всегда можно найти всё указанное, но, будум считать, что это наша промашка. Берег реки диковат, в бурьяне и следах посиделок. Однако в общем остаётся положительное впечатление от посещения.

    Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

    Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

    Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

    Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

    Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

    Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

    Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

    Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

    Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

    Зал, посвященный неприятелю

    Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

    Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

    Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

    Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

    Столовая, Круглая гостиная и Будуар

    Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

    Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

    Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

    Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

    Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

    Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

    Чисто мужские помещения

    Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

    Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

    Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

    Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

    Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

    Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

    Второй этаж усадебного дома

    Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.




    Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

    Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

    Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

    Библиотека отечественной литературы

    Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.





    Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

    Салон и Галерея

    Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

    Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

    Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.




    Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

    Детская комната и Зеленая гостиная

    Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

    Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

    Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

    Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

    Выход и прилегающая территория

    Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

    Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.




    Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

    Древний храм и кое-что еще

    Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

    Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Великого Новгорода.

    Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

    Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

    Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

    Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

    Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

    Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

     

    Возможно, будет полезно почитать: