Кормят ли в самолетах белавиа. Чем кормят белорусов во время перелетов разные авиакомпании. Спойлер: очень вкусно. Что можно взять для перекуса во время полета

Авиакомпания «Белавиа» по итогам шести месяцев этого года оказалась на пятом месте в десятке авиакомпаний СНГ, предлагающих самую вкусную еду, сообщает издание tio.by. Рейтинг составил российский сервис на основе отзывов 22 тысяч пассажиров. TUT.BY решил посмотреть, как кормят на рейсах не только белорусской авиакомпании, но и других, и собрал фотографии читателей о том, что они ели на борту самолетов во время путешествий в этом году.

Бортпроводник разливает напитки на рейсе «Белавиа» в Брюссель. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Еда в эконом-классе на борту авиакомпании Turkish Airlines 9 августа 2017 года по направлению Стамбул-Минск. Фото: Елена Караагач

А в эконом-классе по маршруту Минск-Стамбул в августе этого года предлагали вот такие наборы. Это котлеты из говядины, рис, тушеный нут в соусе, салат с овощами и сметаной, шоколадный мусс с коричневым сахаром.


Еда в эконом-классе на рейсе Минск-Стамбул 10 августа 2017 года авиакомпании Turkish Airlines. Фото: предоставлено читателями

А в бизнес-классе можно было отведать вот это.


Это тоже блюдо для пассажиров, летающих бизнес-классом.


Еда в бизнес-классе Turkish Airlines по маршруту Стамбул-Минск 10 мая 2017 года. Фото: Людмила Увайна

Еда у авиакомпания Austrian Airlines также отличается в зависимости от класса, которым летит пассажир. В бизнес-классе выбор намного больше.


Еда на борту бизнес-класса Austrian Airlines по маршруту Минск-Вена 15 мая 2017 года. Это ветчина с сыром, омлет с помидорами, свежий хлеб, масло, джем, кофе, сливки, йогурт со свежими фруктами. Фото: читатель TUT.BY Алексей

А это еда в эконом-классе.


Такие блюда также можно встретить, летая Austrian Airlines.

Еда на борту бизнес-класса Austrian Airlines по маршруту Мюнхен-Вена в августе 2017 года. Фото: Алена Есенина
Еда в эконом-классе Austrian Airlines по маршруту Минск-Вена в июле 2017 года. Фото: Вадим Самарин
Еда на борту бизнес-класса Austrian Airlines по маршруту Вена-Мюнхен в августе 2017 года. Фото: Алена Есенина
Вот такими пирожными угощают в бизнес-классе Austrian Airlines. Фото: Алена Есенина

Авиакомпания «Аэрофлот» на рейсах Москва-Гуанчжоу предлагает пассажирам выбрать блюда из меню. Например, наша читательница Надежда Шу ела вот такую низкокалорийную еду.


Низкокалорийный вариант еды (куриная грудка на шпажке) в эконом-классе на рейсе «Аэрофлота» Гонконг-Москва 12 мая 2017 года. Фото: Надежда Шу

Пробовала и такой вариант кошерной еды.


Кошерная еда в эконом-классе на борту «Аэрофлота» на рейсе Москва-Гонконг 22 мая 2017 года. Фото: Надежда Шу

На рейсе Валенсия-Москва «Аэрофлот» угощает вот такими блюдами.


Еда в эконом-классе 27 июля 2017 года на рейсе Валенсия-Москва авиакомпании «Аэрофлот». Фото: Алина Мартинкевич

China Southern Airlines по маршруту Москва — Гуанчжоу в течение девяти часов полета пассажиров кормит дважды.


Еда на борту эконом-класса China Southern Airlines по маршруту Москва — Гуанчжоу в июне 2017 года. Фото: Елена Карпович
Еда на борту эконом-класса China Southern Airlines по маршруту Москва — Гуанчжоу в июне 2017 года. Фото: Елена Карпович
Еда на борту эконом-класса China Southern Airlines по маршруту Москва — Гуанчжоу в июне 2017 года. Фото: Елена Карпович
Еда на борту эконом-класса China Southern Airlines по маршруту Москва — Гуанчжоу в июне 2017 года. Фото: Елена Карпович

Читатели TUT.BY путешествуют по миру не только вышеперечисленными авиакомпаниями. Одни летают Qatar Airways, другие — KLM (Королевскими Голландскими Авиалиниями). И вот что они там едят.

Еда в эконом-классе KLM (Королевских Голландских Авиалиний) по маршруту Амстердам-Катания (Италия) в июле 2017 года. Это вегетарианская паста. Фото: Влад Савельев
Десерт в эконом-классе KLM (Королевских Голландских Авиалиний) по маршруту Амстердам-Катания (Италия) в июле 2017 года. Фото: Влад Савельев
Еда на борту эконом-класса авиакомпании Qatar Airways по маршруту из Москвы в Доху в марте 2017 года. Фото: Ольга Королева
Еда на борту эконом-класса IrAero 2 сентября 2017 года по маршруту Барнаул-Москва. Фото: Михаил Савкин
Еда на борту эконом-класса Royal Flight 22 июля 2017 года на Москва-Реус (Испания). Фото: Анна Алексеева
Еда на борту авиакомпании S7 Airlines 23 августа 2017 года по маршруту Москва-Барнаул. Фото: Михаил Савкин
Еда на борту эконом-класса Georgian Airway по маршруту Киев — Тбилиси в августе 2017 года. Фото: Татьяна Воропай
Еда в эконом-классе ТАР (AIR PORTUGAL) по маршруту Лиссабон-Вена 22 июля 2017 года. Фото: Вадим Самарин

С 1 мая на ближнемагистральных рейсах «Белавиа» не предоставляет питание в виде сэндвичей и горячих напитков. Только леденцы перед взлетом и прохладительные напитки во время полета (соки, морс, воду), пишет vandrouki.by. Вообще, в тексте много интересных отсылок, выводящих на традиционный вывод в духе «все равно будем летать из Вильнюса». В кучу ко всему высокие цены на популярные летние направления. Статью жарко обсуждают в соцсетях. Мы обратились в «Белавиа» за комментарием.

- Изменение рациона питания коснулось лишь пяти рейсов: Варшава, Вильнюс, Паланга, аэропорт Жуковский и Рига, - рассказали в авиакомпании. - Изменения были связаны с тем, что питание на данных рейсах было востребовано у небольшого количества пассажиров и значительная часть сэндвичей оставалась нетронутой. Вместо этого с 1 мая на этих рейсах пассажирам предлагается расширенный ассортимент напитков (вода и соки).

Также vandrouki сообщают о повышении цен: «По данным нашей системы аналитики, в один день цены на большинство „летних“ направлений поднялись на 22-47%. Вероятно, это было чье-то решение. 400 евро за прямые рейсы в Барселону на лето - это что вообще такое? 400 евро от авиакомпании, которая не входит в альянсы, не славится звездами SkyTrax, не предлагает какое-то особенное обслуживание».

Комментарий «Белавиа»:

- В течение нескольких лет «Белавиа» планомерно снижает тарифы на регулярных маршрутах. Так, например, на некоторых направлениях снижение тарифов составило более 20%. Например, тарифы в одну сторону Минск - Москва (Домодедово) снижены на 45% (в 2014 году - 100 евро, в 2017-м - 55 евро), а авиабилеты в а/п Жуковский продаются по тарифам от 35,00 евро в одну сторону; Минск - Тбилиси - на 50% (в 2014 году - 179 евро, в 2017-м - 89 евро), Минск - Лондон - на 42% (в 2014 году - 189 евро, в 2017-м - 110 евро).

Выходим на тему жестких условий для других перевозчиков, которые могли бы создать более дешевое предложение на нашем рынке.

«Turkish Airlines согласились играть по правилам белорусского национального перевозчика, потому что большее количество рейсов в Минск им не согласовали в „Белавиа“ (мы это точно знаем), - пишет vandrouki.by. - Туркам - подвоз пассажиров на дальнемагистральные рейсы, взамен - никаких распродаж и минимальная цена. Два простых примера в подтверждение: Austrian Airlines и AirBaltic. У первой Минск в распродажах - это самое дорогое направление Европы. Доходит до того, что слетать из Минска в Нью-Йорк через Вену дешевле, чем прямые рейсы из Минска в Вену (во время распродажи!)».

Транслируем вопрос «Белавиа». Ответ такой:

- Рейс в Вену осуществляет авиакомпания Austrian, мы же являемся лишь маркетинговым партнером в рамках код-шеринга, австрийский перевозчик самостоятельно устанавливает тарифы на данном направлении без участия «Белавиа». Мы со своей стороны не имеем соглашения с AirBaltic по установлению предельного стоимостного порога.

Недавно компания объявила о расширении флота. В апреле прилетел новый Embraer-175. В рамках данной поставки в мае-июне в Минск также прибудут два Embraer-195. Вышеуказанные самолеты приобретены в собственность за счет средств кредитования Банка развития Республики Беларусь и Бразильского банка развития (BNDES). Кредиты надо выплачивать. Многие считают, это влияет на ценовую политику компании.

- Стоимость билетов не изменилась, - утверждают в «Белавиа». - Идет планомерное обновление флота. Более того, воздушные суда семейства E1 полностью отвечают целям авиакомпании по дальнейшему развитию сети маршрутов и снижению себестоимости перевозок. Данный тип самолета имеет высокую топливную эффективность. «Белавиа» рассчитывает, что увеличение количества воздушных судов данного типа позволит продолжить осуществление стратегии компании по планомерному снижению цен на авиаперевозки. Мы уже отмечали это на презентации нового Embraer-175, прилетевшего из Бразилии.

Вообще, разговоры о ценах белорусского перевозчика недавно вышли на новый уровень. Напомним, в своем апрельском послании народу и парламенту президент заявил: «Не в полной мене используется наш географический ресурс. Это непростительное расточительство. Почему нашим гражданам выгоднее летать из Вильнюса, Киева, Варшавы, но не из Минска? Когда Беларусь станет по-настоящему привлекательным узлом? Правительство должно в этом году положить мне на стол документ, который заставит мир увидеть Беларусь и с этой позиции».

Белавиа предлагает услугу «Предварительный выбор места» на всех регулярных рейсах авиакомпании за исключением рейсов в/из Бейрута, из Амстердама, Караганды, Манчестера и Паланги.

Общие положения о предоставлении услуги

Пассажиры бизнес класса смогут воспользоваться услугой предварительного выбора места в салоне воздушного судна без дополнительной оплаты.

Услугу можно приобрести на сайте сайт в разделе «Статус бронирования» при наличии авиабилета с подтвержденным бронированием на собственный регулярный рейс БЕЛАВИА.. Стоимость услуги установлена в зависимости от категории места, примененного в авиабилете тарифа, статуса участника в программе «Белавиа Лидер», а также других условий и отображается на шаге выбора места.

В рамках оказания услуги пассажиру предоставляется возможность предварительного выбора места одной из следующих категорий:

* места категории 1 предлагаются в случае выполнения рейса самолетом с конструктивно выделенным салоном бизнес-класса. Приобретение места категории 1 не влечет за собой предоставление каких-либо дополнительных услуг (питание бизнес-класса, отдельная стойка регистрации и т.д.)

Услуга может быть оформлена не позднее:

24 часов до вылета рейса для мест категории 5;

3 часов до вылета для мест категорий 1,2,3,4.

За 24 часа до вылета места категории 5 становятся доступны для онлайн-регистрации бесплатно.

Внимание! Приобретение услуги не означает прохождение регистрации на рейс. Пассажир должен пройти регистрацию на рейс удобным для него способом - онлайн, в киоске самостоятельной регистрации (если имеются) или на стойке регистрации в аэропорту в порядке общей очереди.

С условиями предоставления услуги «Предварительный выбор мест» участникам Белавиа Лидер элитных уровней можно ознакомиться .

Оформление, оплата и порядок оказания услуги

БЕЛАВИА оставляет за собой право ограничивать предоставление услуги для различных типов воздушных судов и на различных маршрутах в соответствии с требованиями безопасности полетов и техническими возможностями, а также в зависимости от категории пассажира.

Услуга предоставляется на собственных регулярных рейсах БЕЛАВИА. Плата за услугу взимается за полетный сегмент.

При изменении расписания, замене воздушного судна, изменении компоновки салона в целях сохранения за пассажиром заказанной услуги БЕЛАВИА осуществляет изменение забронированного места в пределах выбранной категории в автоматическом режиме, но не гарантирует сохранение номера назначенного места. БЕЛАВИА предпримет все возможные меры для сохранения совместного размещения пассажиров, забронировавших услугу в одном бронировании. Оформляя услугу, пассажир дает свое согласие на изменение места в пределах оплаченной категории в указанных выше случаях.

Услуга считается оказанной по факту перевозки пассажира на месте забронированной категории при условии оплаты услуги и оформления авиабилета.

В случае технической невозможности предоставить место оплаченной категории, БЕЛАВИА произведет возмещение полной стоимости услуги.

БЕЛАВИА не обязана уведомлять пассажиров об изменениях в услуге, связанных с заменой типа и/или компоновки воздушного судна без изменения расписания движения воздушного судна. О наличии изменений в услуге пассажир может узнать при просмотре подробной информации в разделе «Статус бронирования» на сайте БЕЛАВИА или при самостоятельной онлайн-регистрации.

Обращаем Ваше внимание , что продажа услуги может быть ограничена для некоторых категорий пассажиров. К примеру, пассажир, выбирающий место в ряду напротив аварийного выхода, должен быть не моложе 18 лет, находиться в хорошем физическом состоянии, путешествовать без младенца и понимать английский язык, чтобы помочь экипажу в случае экстренной эвакуации.

В случае, если в процессе приобретения услуги выбрано место категории, к пассажирам которых предъявляются специальные требования, пассажир будет иметь возможность ознакомиться с предъявляемыми авиакомпанией требованиям до этапа оплаты услуги. Покупка такого места означает подтверждение соответствия пассажира предъявляемым требованием и согласия с ними.

Экипаж воздушного судна, несмотря на приобретение места в ряду выхода, имеет право потребовать, чтобы Вы освободили место в ряду выхода, если это будет сочтено необходимым в интересах безопасности или если Вы не отвечаете каким-либо другим требованиям.

При этом стоимость услуги не возвращается!

Изменение услуги, возврат

Возврат денежных средств, оплаченных за услугу, производится по месту приобретения услуги при обращении пассажира за 3 часа до вылета рейса по расписанию.

Изменение пассажиром выбранного места после оплаты услуги не производится. Для изменения места производится возврат и оформление новой услуги.

Способ получения возврата стоимости услуги определяется в соответствии со способом оплаты услуги при покупке.

Авиапассажиры беларуской компании «Белавиа» часто жалуются на то, чем их кормят в полете: еда невкусная, вместо горячего обеда - только сэндвичи, а бутерброды сухие и пресные. Еще беларусы заметили, что на некоторых рейсах кормят горячей едой, а на других, таких же по продолжительности, на столиках опять появляются лишь пресловутые бутерброды-треугольнички. The Village Беларусь разбирался, от чего зависит меню на борту самолетов «Белавиа».

Как было раньше

Пассажиры «Белавиа» неоднократно жаловались на плохую и скудную еду на борту. Вот что писали на форумах:

«При 3–х часовом перелете предлагать ШОКОЛАДКУ 25 ГРАММОВУЮ и 100 грамм растворимого кофе не самого лучшего качества при стоимости билета в 150 евро это позор!»;

«Летели в Марсель через Париж. До Парижа Белавиа. В билете - перекус на борту. Лететь - часа два. Перекус - чай с печенюшкой (пару штук!)»;

«За ту цену, которую гнет «Белавиа» на билеты, пассажиров можно было угощать трюфелями и черной икрой, а не сэндвичами с мортаделлой куриной»;

«Летела раз в Лондон из Минска. Полет около 3–х часов. К сухой ледяной булке накидали лист салата тряпочкой, кусочек куриной грудки, ледяной, сухой и неопределенного цвета. Кучу пакетиков с солью, перцем, каплей кетчупа, вафлю, чай-кофе. Задушилась уже с первого куска».

Служба кейтеринга (ресторанного обслуживания) в минском аэропорту - монополист, и авиакомпании не всегда удается с ней договариваться о качестве и разнообразии меню. Как рассказывал нам заместитель гендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец еще в 2012–м, однажды даже пришлось вообще убрать горячее питание на рейсах в Москву - настолько качество поставляемой продукции не соответствовало статусу титульного авиаперевозчика страны.

Какие произошли перемены

Весной 2012 года на утренних рейсах Минск – Москва пассажирам начали предлагать горячий завтрак и прохладительные напитки, а также чай/кофе, на вечерних рейсах - сэндвичи и напитки. До этого на московском рейсе вообще кормили лишь шоколадкой и напитками.

Два года назад, с 5 января 2017 года, «Белавиа» изменила подход к бортовому питанию: теперь кормить полноценно стали на всех рейсах . Точнее, почти на всех: старое меню из 20–граммовой шоколадки типа «Аленка» и напитка оставили на рейсах в Вильнюс и Будапешт – Белград, где время горизонтального полета составляет 15 минут, и бортпроводники не успевают разнести всю еду и собрать пустую посуду.

Генеральный директор компании Анатолий Гусаров отметил, что этого удалось добиться благодаря снижению цен на топливо и некоторых аэропортовых сборов, поэтому вернуть полноценную еду удалось без увеличения стоимости билетов:

Действительно, у нас было достаточно скромное предложение . Мы посчитали все-таки необходимым и целесообразным урезать расходы по другим направлениям, но организовать более качественное обслуживание по бортовому питанию . И мы уже видим, что пассажиры приятно удивлены.

Новые рационы разделили на две группы: для тех, кто летит не дольше полутора часов, и для более дальних пассажиров. Меню пообещали менять раз в полгода.

Для коротких рейсов (до 1,5 часа) в эконом-классе готовили сэндвичи или мясные/рыбные закуски с овощами. Плюс обычные напитки (вода, соки, чай, кофе). На длинных рейсах (более 1,5 часа) предлагали горячее питание: гарнир с мясом, рыбой или птицей плюс напитки.

В бизнес-классе предлагали горячую еду нескольких видов. В рыбный набор включили красную рыбу, гарнир и закуски - креветки или икру. В мясной набор попали овощи со свининой, говядиной или телятиной. Помимо обычных напитков, в бизнес-классе также подавали и алкоголь.

Сэндвичи с питьем обходились компании в 2,5 рубля, холодные закуски (мясная нарезка с сыром и оливками) с напитком - примерно в 6 рублей, горячая еда с напитками - в 10–12 рублей, мясное меню в бизнес-классе - в 19 рублей, а рыбное - в 22 рубля.

Что было потом

В конце весны 2018–го пассажиры заметили, что на некоторых рейсах перестали давать даже ставшие фирменными треугольные бутерброды. Это произошло на ближних рейсах «Белавиа» в Варшаву, Вильнюс, Жуковский, Палангу и Ригу. Компания объяснила это так:

Данные изменения были связаны с тем, что питание на данных рейсах было востребовано у небольшого количества пассажиров, и значительная часть сэндвичей оставалась нетронутой. Вместо этого, с 1–го мая на этих рейсах пассажирам предлагается расширенный ассортимент напитков (вода и соки)

Что с едой сейчас

«Белавиа», как и прежде, получает бортовое питание у службы «Кэтэринг» Национального аэропорта Минск. Загружать в Минске на борт еду от других поставщиков нельзя. Как правило, заказанного питания хватает на рейс туда и обратно. Но бывают и случаи (на чартерных рейсах), когда пассажиров кормят едой из пункта вылета. Например, на чартере из черногорского Тивата в Минск летом 2017–го кормили бутербродами из семейного подгорицкого ресторана Voda u kršu и другими закусками.

Пассажиры заметили, что и на некоторых дальних рейсах - например, в Грузию - кормят лишь сэндвичами с напитками, в то время, как на рейсе в Стамбул дают горячее, хумус с помидорами и зефир в шоколаде. Что-то опять изменилось?

Пресс-служба «Белавиа» рассказала The Village Беларусь:

На каждом из рейсов питание регулируется в зависимости от длительности полета, времени суток и от обратной связи пассажиров. Уже около года на ночном рейсе Минск – Тбилиси – Минск у нас в меню сэндвичи. На ближних рейсах (Санкт-Петербург, Москва и т.д.) мы даем сэндвичи, а, например, на рейсах в Армению, учитывая ночное время суток, - роллины с брынзой и шпинатом.

Горячие питание предусмотрено, соответственно, для относительно дальних перелетов - таких как Ларнака, Лондон, Тель-Авив, Барселона и т.д. Касалетка состоит из булочки с плавленым сыром, горячим питанием и закуски. На таких длительных рейсах у нас есть два варианта готовых блюд. Всю еду выдают за один раз.

Что касается чартерных рейсов, то решение по питанию принимает заказчик».

Как у других компаний

Большинство авиакомпаний, которые летают в Минск, кормят своих пассажиров без дополнительной платы. В интернете полно подборок фотографий, показывающих, как хорошо (или плохо) кормят на такой-то авиалинии при перелете такой-то продолжительности. Например, треугольные сэндвичи есть не только у «Белавиа», но и у «Аэрофлота» .

Lufthansa, рейс Минск - Франкфурт-на-Майне

Etihad, рейс Минск - Абу-Даби

«Россия», Минск - Санкт-Петербург

Utair, рейс Минск – Москва, платная еда за 6 долларов

«Аэрофлот», рейс Минск – Москва в бизнес-классе

Но летают в Беларусь и перевозчики, которые совсем не дают пассажирам еды за цену билета, а предлагают заказать себе перекус за дополнительную плату.

Авиакомпания «Международные авиалинии Украины», которая летает из Минска в Киев, на этом рейсе (как и на большинстве других) пассажиров, за исключением бизнес-класса, не кормит вовсе. Но любой пассажир компании может заказать еду предварительно (за отдельную плату) и есть, что только меню позволяет. В меню

Авиакомпания Belavia через своих официальных представителей не раз признавалась, что с питанием на борту у нее проблемы. Оно, к слову, и предоставляется далеко не на всех рейсах, а только самых длинных, например, в Казахстан, Францию, Великобританию – на коротких все обходится водичкой и конфетами-сосульками. На прошлой неделе я возвращался из командировки в Шотландию и попал на рейс Belavia, где был положен обед. Конечно же, упустить такую возможность и не снять его для вас я никак не мог. Итак, вашему вниманию: чем кормит единственная белорусская авиакомпания.

Надо отметить, что Belavia уже давно не предоставляет горячие обеды. Во всяком случае, я таковых не встречал достаточно давно, хотя летаю много и в том числе на самом длинном рейсе авиакомпании в Алматы. Поэтому сейчас пассажиры получают только сухпаек, сформированный в удобную раскладывающуюся коробочку. Выглядит она вполне симпатично и дружелюбно:

При ее открытии пассажиру представляется следующая картина:

За основным блюдом прячется вафелька Витебского вафлезавода:

Разложим коробку полностью на составляющие: кетчуп, вафли, влажная салфетка, булочка, основное блюдо, набор столовых приборов и сухая салфетка с ними:

Вот они поближе:

К булочке не положен кусочек масла, хотя он прямо напрашивается сюда. Булочка сама по себе черствая, совершила уже не один рейс или дожидалась своей участи на складе кейтеринга. Куда примостить кетчуп, вообще не представляю, так как ничего подходящего для его добавления в наборе нет. Вскроем основное блюдо:

Мы видим здесь маринованный огурец, несколько оливок и маслин без косточек, кусок простого сыра и несколько ломтиков вяленого мяса.

К маринадам претензий нет, сыр можно было выбрать получше. Мясо жесткое, пластиковым ножом из набора его не разрежешь, приходится пускать в ход зубы. Ну, оно вкусное в ровно той степени, на какое может быть способно вяленая говядина. Жуется тяжело.

Собственно, это и есть весь обед. Конечно, кормежка на борту в некой степени уже атавизм, тем более на рейсе длительностью менее трех часов, но если она до сих пор присутствует, то наше дело на нее пожаловаться. Кормит Belavia плохо, все верно говорят ее представители.

На этом небесный выпуск “Общепита” подошел к концу:) Оставляйте ваши комментарии!

 

Возможно, будет полезно почитать: