Рижский морской порт. Смотреть что такое "Рижский морской порт" в других словарях



Рижский морской порт

торговый, советский порт на Балтийском море, расположен в приустьевой части р. Даугава, в 12 км от Рижского залива. Основан в 1201. Развитию порта способствовало строительство сети железных дорог в России (1861-89), соединивших Ригу с обширными рынками и источниками сырья. В начале 20 в. Р. м. п. по объёму торговли был первым экспортным портом России. В 1875-96 построены таможенная гавань, причалы в Милгрависе, Андреевская гавань, портовый элеватор и др. После 1-й мировой войны 1914-18 и в период существования в Латвии буржуазного режима (1920-40) грузооборот сократился.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 порт подвергся значительным разрушениям. Восстановительные работы были завершены в первые послевоенные годы. К 1960 закончены реконструкция портовых сооружений и насыщение перегрузочными современными механизмами. К 1970 построены новые причалы, склады, производственные и бытовые объекты, морской пассажирский вокзал. Грузооборот в 1974 превысил 6 млн. т различных грузов, порт посетило более 1500 морских и океанских судов, из них более 600 иностранных судов под флагами 26 государств. Перегружаются генеральные грузы (бумага, цемент, хлопок и др.), навалочные (уголь, хромовая и медная руды и др.), металлы, оборудование и т.д.

Порт оснащен кранами, способными перемещать грузы весом до 100 т. Обрабатываются контейнерные суда, суда с горизонтальным способом погрузки и разгрузки, они круглосуточно обслуживаются лоцманами, мощными буксирами, автотранспортом и др. В 1974 комплексно-механизированным способом было перегружено 93% грузов. Р. м. п. - базовый порт Латвийского пароходства. Имеется судоремонтный завод.

В. В. Понятовский.

Лит.: Сколис Я. Я., Жихарев Н. А., Хмелев Н. С., Рижский морской порт, Рига, 1974.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Рижский морской порт" в других словарях:

    Военный порт имени Александра III в Либаве; значимая военно морская база Российской империи в регионе Балтийского моря. Содержание 1 Первый этап строительства базы 1.1 … Википедия

    Год формирования Страна Российская империя Подчинение В составе … Википедия

    Страна Российская империя Тип Военно морские силы Участие в Рус … Википедия

    Рига, столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города Даугава… …

    I Рига столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города… … Большая советская энциклопедия

    - (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора Большая советская энциклопедия

Рижский свободный порт (латыш. Rīgas brīvosta ) - крупный порт на восточном побережье Балтийского моря , расположен в Риге , столице Латвии . Протянулся на 15 километров по обоим берегам реки Даугавы внутри городской черты, площадь территории порта составляет 1962 га , акватории - 6348 га. Навигация осуществляется круглогодично. Большую часть грузооборота составляют транзитные грузы с и на территорию СНГ . Основными объектами грузооборота являются уголь , нефтепродукты , лесоматериалы , удобрения и контейнерные грузы. В то время как Вентспилсский свободный порт и Лиепайский порт специализируются на экспорте , значительной частью деятельности Рижского свободного порта является импорт . В начале 2000-х годов поступающие в Рижский порт грузы составляли 70 процентов от объёма входящего грузооборота всех вместе взятых латвийских портов.

В 2012 году Рижский свободный порт занял 4 место по общему грузообороту среди портов восточной Балтики (после Приморска , Санкт-Петербурга и Усть-Луги) и 3 место по контейнерному грузообороту (после Санкт-Петербурга и Клайпеды). Общий грузооборот порта в 2015 году составил 40,055 млн тонн.

История

Со времени своего основания Рига являлась прежде всего торговым и перевалочным пунктом, поэтому её развитие было непосредственно связано с морской торговлей. Первой гаванью для поселения служило так называемое Рижское озеро - расширение русла реки Риги . В XIII веке город вошёл в Ганзейский союз , и на Рижском озере вырос крупный порт. Основными продуктами экспорта в то время являлись пушнина , древесина , воск , лён и конопля .

В конце XV - начале XVI века главный порт города перемещается на Даугаву. Основу товарооборота в это время составляют ткани, металл, соль и рыба. В следующие полтора столетия город последовательно переходит в руки поляков (1581), шведов (1621) и русских (1710). В Российской империи порт играл важную роль, на начало XX века занимая третье место среди портов государства по объёму внешней торговли и первое - по экспорту древесины. В каждую из мировых войн город попадал в немецкую оккупацию - перед этим портовое оборудование эвакуировалось, а некоторые здания уничтожались. За годы советской власти порт расширился: контейнерный терминал, построенный в начале 1980-х годов на острове Кундзиньсала , на момент введения в эксплуатацию являлся одним из крупнейших в СССР.

С принятием Латвией независимости начинается современная история порта.

См. также

Напишите отзыв о статье "Рижский свободный порт"

Примечания

Отрывок, характеризующий Рижский свободный порт

«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
  • Адрес: Eksporta iela 3A, Ziemeļu rajons, Rīga, LV-1010, Латвия;
  • Площадь территории порта: 1962 га;
  • Грузооборот: 40 млн. тонн;
  • Сайт: rigasosta.lv;
  • Время работы: каждый день с 09:00 до 18:00.

– один из трех крупных латвийских портов на Балтийском море (два других – Лиепайский и Вентспилсский). Это самый большой пассажирский порт в . История порта

Благодаря своему расположению Рига всегда была центром морской торговли. В конце XV в., с началом эпохи массовых морских грузовых перевозок, порт города переместился с реки Ридзене на , и в последующие годы из Риги морем возили ткани, металл, соль и сельдь. В XIX в. были сооружены Западный и Восточный мол. На начало XX в. через порт осуществлялся масштабный экспорт древесины. Пассажирский морской порт был построен в Риге в 1965 г. В начале 80-х гг. на острове Кундзиньсала был сооружен один из крупнейших на тот момент контейнерных терминалов в СССР.

Сейчас морской порт Риги протянулся на 15 км вдоль берегов Даугавы. Площадь территории порта составляет 19,62 км², вместе с акваторией – 63,48 км².


Достопримечательности порта

В морском порту Риги есть что осмотреть. На территории порта находятся 3 заказника: островок Милестибас, заказник Вецдаугавы и заказник Кремери – места гнездования десятков видов птиц, в том числе охраняемых.

На восточном моле расположен Даугавгривский маяк. Нынешний маяк стоит здесь с 1957 г. До этого его дважды взрывали – в ходе Первой и Второй мировых войн. А впервые маяк построили на этом месте в XVI в.


Рядом с молом Мангальсалы в бетон замурованы Царские камни: на одном указано, что 27 мая 1856 г. здесь побывал император Александр II, на втором отмечена дата визита цесаревича Николая Александровича – 5 августа 1860 г.


Туристы любят гулять вдоль берега и фотографироваться на фоне моря – на память остаются красивые снимки.

Грузовые и пассажироперевозки

Рижский порт специализируется на импорте и является пунктом транзита грузов с территории и на территорию стран СНГ. Объекты грузооборота – уголь, нефтепродукты, древесина, металлы, минеральные удобрения, химические грузы и контейнеры.

Грузооборот порта непрерывно рос в 2000-е гг., достигнув максимума в 2014 г. (41080,4 тыс. т), после чего произошло небольшое снижение показателей.

Ежедневно между и Стокгольмом курсирует грузопассажирский паром, перевозку осуществляет эстонская компания Tallink (судна Isabelle и Romantika).


Как добраться?

Пассажирский терминал находится недалеко от центра города. Добраться до него можно несколькими способами.

  1. Дойти пешком. Дорога от памятника Свободы займет не более 20 мин.
  2. Сесть на трамвай № 5, 6, 7 или 9 и прокатиться до остановки «Бульвар Кронвальда».
  3. Доехать на автобусе-шаттле от отеля Tallink Hotel Riga.

07.02.2019

Управление Рижского свободного порта вчера представило программу развития столичной гавани на ближайшие 10 лет. Есть пессимистичный и оптимистичный сценарий. Консультанты Роттердамского порта, которые участвовали в разработки стратегии, считают Ригу перспективными морскими воротами.

Рижский порт установит новые станции для мониторинга качества воздуха 02.08.2018

Правление Рижского свободного порта приобретет две новые станции мониторинга качества воздуха, одна из которых будет установлена в северо-западной части нового мультифункционального терминала на острове Криеву, а вторая - на прилегающей к терминалу территории Болдераи в районе улице Лиелупес.

Рижский порт готов работать с большими судами 07.06.2018

В морских грузовых перевозках используются суда все больших размеров. Стремление грузовладельцев сократить издержки и выполнять перевозки судами большей грузоподъемности в полной мере ощущает и Рижский порт, сообщили в Управлении Рижского свободного порта.

В Рижском порту нашли 17 472 пары контрафактных кроссовок Nike 26.03.2018

Сотрудники Управления таможни Службы госдоходов провели проверку в Рижском свободном порту, где в двух контейнерах нашли контрафактную продукцию: более 17 000 пар китайских поддельных кроссовок Nike. Груз предназначался для России.

21.03.2018

Количество заходов круизных судов в Рижском порту продолжает стремительно расти - о заходе в столичный порт в этом сезоне заявило уже 91 круизное судно, шесть из которых посетят Ригу впервые. Об этом сообщили в управлении Рижского свободного порта.

Аугулис возложил на Россию ответственность за неудачи Рижского порта 20.02.2018

Грузооборот самого крупного порта в Латвии - Рижского - упал, зато растут объемы перевалки в более мелких портах, также в перспективе транзитная отрасль может рассчитывать на развитие за счет грузов из Индии и Ирана, заявил министр сообщения Улдис Аугулис

Руководство Рижского порта: падение грузооборота в январе планировалось заранее 15.02.2018

То, что через Рижский свободный порт в январе прошло на 13,5% меньше грузов, чем за тот же период прошлого годы было запланировано при составлении бюджета предприятия на текущий год. В порту работают аналитики, которые следят за процессами, которые не происходят из воздуха.

Российские грузы уходят из латвийских портов 14.02.2018

В январе 2018 года в латвийских портах было перевалено 5,02 млн тонн грузов. Это на 22,1% меньше, чем в январе 2017 года. Почти наполовину (на 42%) сократился грузооборот Вентспилсского порта, на 13,5% - Рижского. В плюсе (на 9,6%) оказался только Лиепайский порт.

В Рижском порту продолжает падать грузооборот: нефтепродукты уходят 12.02.2018

В Рижском свободном порту в январе этого года перевалено 2,771 млн тонн грузов, что на 13,5% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Наибольшее снижение грузооборота зафиксировано в сегменте наливных грузов. В основном это нефтепродукты, которые поставлялись из России.

В Рижском порту с пограничников собирали по 5 евро на покупку автокресла 02.08.2017

Государственная погранохрана начала проверку обстоятельств случая, когда у сотрудников собрали деньги, возможно, на покупку для служебных нужд подержанного автомобильного кресла. Об этом факте стало известно Латвийскому профсоюзу работников системы внутренних дел.

Америкс: Тем, кто не верит в будущее латвийского транзита, я бы посоветовал не впадать в крайности 16.01.2017

Как Рижский свободный порт готовится к обещанию России прекратить транзит грузов через балтийские порты? Председатель правления Рижского свободного порта (РСП) Андрис Америкс считает, что скептикам не надо впадать в уныние. "Мы работаем по остаточному принципу: то, что вы, россияне, не сможете "съесть", мы поможем вам перегрузить - говорит он. При этом отношение Америкса к проекту нового логистического центра в Елгаве, предусматривающего доставку грузов в латвийские порты на баржах по рекам, крайне скептическое: "Этот логистический проект - утопия. Более реально построить космодром на Луне".

В Рижском порту потерю российских грузов хотят возместить китайскими 14.12.2016

Вице-мэр столицы Андрис Америкс является также председателем правления Рижского порта. По его мнению, потерю российского транзита можно заменить перевалкой грузов из других государств, например, из Китая. Об этом сообщают латвийские средства массовой информации.

14.08.2015

Еще в прошлом году Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС) была вынуждена гарантировать третьим странам, что, несмотря на случаи африканской чумы свиней (АЧС) в Латвии, экспорт кормов через Рижский порт может продолжаться, а в этом году из-за дальнейшего распространения инфекции он может оказаться под угрозой. Об этом заявил агентству ЛЕТА гендиректор ПВС Марис Балодис.

Порты Латвии и Эстонии "теряют" грузы, в Литве - небольшой рост 03.07.2015

Порты стран Балтии за первые пять месяцев 2015 года перевалили в общей сложности 65,776 млн. тонн грузов - на 4,706 тыс. тонн (6,7%) меньше, чем за тот же период 2014 года, сообщили Центральном статистическом управлении Латвии.

Лембергс угрожает организовать референдум против приватизации портов 27.02.2012

Представители "Партии реформ Затлерса" - преступники, их место в тюрьме. Так в интервью радиостанции Baltkom мэр Вентспилса Айварс Лембергс ("Латвии и Вентспилсу") прокомментировал предложение выставить на биржу акции Рижского и Вентспилсского портов.

Журнал: Шкеле – тайный совладелец крупной компании, в ней переплетаются интересы олигархов 02.06.2011

Журнал Ir утверждает, что Андрис Шкеле является тайным совладельцем одного из ведущих предприятий, действующих в Рижском порту. По данным издания в деятельности компании тесно переплетаются интересы Шкеле, мэра Вентспилса Айварса Лембергса и Айнарса Шкеле.

В Рижском порту начала работу новая регулярная судоходная линия контейнерных перевозок китайского холдинга COSCO

В Рижском порту с 2018 года получило статус регулярной судоходной линии новое направление контейнерных перевозок Poland-Finland Express. Маршрут новой линии проходит по Балтийскому морю, связывая Латвию, Финляндию и Польшу — порты Гданьск - Хельсинки - Рига - Клайпеда - Гданьск — с еженедельным возвращением в Рижский порт.

По новому направлению из Риги начали работать шесть контейнерных линий. Новый маршрут с использованием мощностей Рижского порта обеспечивает поставку контейнерных перевозок COSCO Shipping Lines, одной из крупнейших мировых компаний в области морских контейнерных перевозок грузов.

"Приход каждой новой контейнерной линии и нового контейнерного перевозчика в Рижский порт открывает дорогу для новой коммерческой деятельности и возможности наращивать объем контейнеров в порту. Кроме того, это подтверждает, что Рижский порт имеет все предпосылки стать региональным центром балтийского контейнерного транзита, а именно: выгодное местонахождение в центре Балтии, высококачественные услуги порта и терминалов, а также постоянно растущий объем контейнеров", - прокомментировал эту новость управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш.

Экономика вопроса

Руководитель портового оператора Transiidikeskuse AS Владимир Попов признал, что подобное направление контейнерных перевозок для Эстонии малоприятно, поскольку минует эстонские порты.

"Если открывается новая линия — это всегда хорошо для порта, в котором она открывается. Это дополнительная конкуренция", — пояснил Попов.

Кроме того, географически Латвия находится в более выгодном положении, чем Эстония, она ближе к регионам Москвы и Центральной России. Эстония же тяготеет к северной части России, где расположены российские порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, а также финские порты. Все они способны принимать грузы, следующие через Центральную часть России, напрямую.

Как отметил Владимир Попов, Китай везет свои грузы через Россию. Россия — транзитная страна, и в ее силах, как и в ее праве, предложить китайцам выгодные транзитные тарифы. Тарифы могут быть такими, чтобы китайцы могли везти грузы через Россию и попадать в порты стран Балтии, или везти через Россию и попадать в российские порты на Балтике. Внутренний тариф по России и транзитный тариф, которые отличаются между собой и влияют на общую цену перевозки, играют не последнюю роль в решениях китайских партнеров.

Политический аспект

Попов убежден, Россия способна создать все условия, чтобы Китай в большей степени использовал российские порты, что и отражается на грузопотоке эстонских портов.

"В данном случае, я думаю, они выбрали Ригу и Клайпеду, потому что там больше грузовой объем — пул импортных. экспортных и транзитных грузов, которые обрабатывает COSCО", — сказал Владимир Попов. В Рижском порту работают три контейнерных терминала. И каждый год, несмотря на сложные политические условия, Рига показывает прирост контейнерных перевозок.

Руководитель Transiidikeskuse AS объяснил этот факт тем, что Латвия легче получила железнодорожные планы от АО РЖД. Для Эстонии же продолжительное время железнодорожные планы представляются серьезной проблемой. Железнодорожные планы на Латвию касались генеральных грузов, которые уже в Рижском порту перегружались в контейнеры или наоборот, выгружались из контейнеров, но так или иначе шли из России и в Россию. Таким образом, грузооборот в контейнерах в Латвии вдвое больше, чем в Эстонии.

По словам Попова, с момента установления независимости стран Балтии Латвия лидировала в сегменте контейнерных перевозок. Долгое время эстонские порты обрабатывали по тоннажу столько же грузов, что и латвийские порты. Однако в основном через Эстонию проходили нефтеналивные грузы. Что же касалось контейнеров, если Таллинн в свое время обрабатывал 130 тысяч контейнеров, то Рига — 250-260 тысяч. Нефтеналивные грузы из эстонских портов ушли благодаря политическим решениям 2007 года, а контейнерные перевозки, в силу местоположения Эстонии, особо не выросли.

Надежда умирает последней

По словам Владимира Попов, холдинг COSCO запустил по новой контейнерной линии фидерное судно (Небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах. Фидеры встают под перегруз контейнеров, пришедших на линейном судне, и собирают контейнеры по своему маршруту — Ред.). По судозаходу в Таллинн, возможно, уже в этом году в COSCO также может быть принято решение. Пока же грузы в Таллинне, перевозимые в контейнерах COSCO, грузят на чужие суда. "Если у местного офиса холдинга COSCO грузовой базы достаточно, чтобы обеспечить окупаемость судна, которое станет сюда заходить — это уже хорошо. Наличие собственного судна дает больший контроль этой линии", — объяснил Попов.

Решит ли COSCO отказаться в Эстонии от использования чужих судов и пустить свое судно в еще одном направлении контейнерных перевозок, покажет время.

А пока, в 2017 году Рижский порт переработал 4,6 миллиона тонн контейнерных грузов или 446 тысяч контейнерных единиц (TEU), что больше на 13,5 процентов, чем ранее, и является рекордно высоким результатом для порта Рига. Более того, в сегменте контейнерных перевозок Рижский порт увеличил рыночную долю на 9,8 процента.

Компания COSCO Shipping Lines входит в китайский судоходный холдинг COSCO. Флот компании состоит из 361 контейнерного судна общей вместимостью 1,84 млн TEUs. Также компании принадлежат 2,68 миллиона контейнеров.

 

Возможно, будет полезно почитать: