Храм в городе баган мьянма. Древние храмы Багана - лучшее место в Мьянме (Бирме). Проживание и отели в Багане

О, Баган. День первый.

Будучи на озере Инле, в Индейн, мы встретили русских туристов, которые уже завершали свое путешествие по Бирме. И на наш вопрос, что понравилось больше, они в один голос отвечали – БАГАН! Так что же такое – Баган?

Сейчас это руины, занимающие огромную территорию, руины храмов и пагод, руины религиозных сооружений, большинство из которых было построено в период XI-XIII веков, когда Баган был столицей царства. Именно в Багане был Золотой век Бирманской империи. В 1057 король Аноратха овладел столицей монского царства и конфисковал древние рукописи, увёл буддийских монахов, художников и ремесленников, чтобы превратить Баган в культурный центр. Баган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира. Храмы и пагоды строились на протяжении двух веков. Сложно сказать сколько всего здесь было храмов. По некоторым данным до прихода монголов их было около 5 000. В 1287 Баганское царство было занято монголами. Этому предшествовало сражение, в ходе которого бирманская армия выстроила своих мощных боевых слонов. Но монголы начали стрелять из луков по глазам слонов, и те затоптали свою же пехоту. Город был разграблен, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии были украдены. Баган пришел в упадок…

Сейчас Баган как большая деревня, тут очень тихо, спокойно, лениво. После сумасшедшего Мандалая это было особенно заметно. Въезд на территорию Багана стоит 10 долларов с человека-туриста – все-таки это исторический объект.

Немного передохнув в отеле после переезда, мы вышли в свет. Взяли напрокат два велосипеда и поехали изучать Баган. Но сначала три организационных момента: обмен валюты, завтрак и карта.

Карту выдали в отеле, но довольно посредственную, поэтому ее лучше все же купить. Деньги в отеле не меняли, но охотно поменяли в крупном сувенирном магазине Shwe War Thein, с дороги имеется указатель на него. Курс хороший, сам магазинчик тоже неплохой. Позавтракали традиционным чикен-карри в какой-то местной кафешке без названия. Основной туристический центр старого Багана находится в районе храма Ананда – тут есть и кафе-рестораны, магазины типа почти супермаркет, сувенирные лавки и прокат лошадей-велосипедов. Пешком от отеля идти минут 20, на велосипеде – минут 7.

В первый день у нас получился такой маршрут: Gawdapalin Temple - Mahabodi Temple – BuPaya Pagoda – Ananda Temple – Shwe San daw Pagoda.

Храм Gawdawpalin

Этот храм был самым первым от нашего отеля. Поэтому естественно мы начали с него. Gawdawpalin построен в 11-м столетии. Один из древнейших и почитаемых храмов Багана. Храм высотой 60м, квадратной формы, с каждой стороны помещены изображения Будды, всего их в храме 10. Храм имеет два этажа, но вход на второй ярус сейчас закрыт, в связи с тем, что сооружение очень древнее и второй этаж небезопасен. Запреты установили буквально пару лет назад. Раньше лазить можно было везде.

Это был наш первый храм, первые Будды в Багане, поэтому осматривали мы его долго.

Стоит отметить один неприятный момент – огромное количество народа везде! Причем не туристического народа, а именно местного. Хотя и туристического было тоже достаточно. Дело в том, что мы приехали в Баган в период школьных каникул и массовых отпусков, поэтому местных было, наверно, даже больше чем туристов. Их привозили целыми грузовиками, это все создавало толпу в храме, и портило все ощущения загадочности места.

Храм Mahabodi
Этот храм существенно отличается от всех храмов Багана. Он построен по образцу индийских храмов, в 13 веке. Весь украшен статуями сидячего Будды. Хотя некоторые ниши пустые – статуи Будд посбивали монголы во время взятия Багана. Кое-где виден новодел – статуи восстановлены.
На территории храма милая бирманка рассказала нам основные правила поведения в храме: хочешь курить – кури, это можно, хочешь поспать, отдохнуть – ложись и спи, даже выпить можно, если хочешь, главное обязательно перед входом на территорию храма снять обувь и носки и не садиться ступнями к Будде, их надо или убрать под себя, или поставить на пол, а то неуважение получается. А так можно все, Будда не обидится. Хорошая религия – буддизм)

На пути к БуПайя нас застал дождь, от которого мы прятались в этой безымянной пагоде, ну имя у нее наверно все же есть, только на нашей карте его не было. Местные же несмотря га дождь жили своей жизнью и занимались своими делами.

Проехав поворот на БуПайю, мы наткнулись на еще одну «безымянную» пагоду, которая стояла просто посреди огородов. Здесь нас опять застал дождь. Вообще погода в первый день была пасмурной, но с одной стороны это плюс – не было сильной жары. Неизвестная пагода была вся украшена резьбой, по углам мифические животные и никого.

Вернувшись чуть назад мы добрались, наконец, до БуПайи.

БуПайя – старейшая из пагод Багана, первоначально она была построена 1162г, хотя по некоторым источникам сама ступа относится к третьему веку. Расположена она на берегу реки Иравади. Во время «землетрясения 1975 г. ступа рухнула в воду, но была полностью восстановлена. Это место также почитаемо у бирманцев, поэтому их тут было много. Также много было и магазинов, и попрошаек, и типа кафе. Но не все кафе, особенно те, что на самом берегу, вызывали у нас доверие…

На берегу, около ступы, очень много лодочников, которые за вознаграждение катают по реке. Кстати, как вариант на Иравади можно встретить закат.

Решив, что на сегодня нам храмов хватит, мы хотели отправиться в отель, тем более, что опять начинался дождь. Но сначала хотелось пообедать. Обедали в ресторане для туристов, прямо рядом с древними каменными воротами. Обед стоил 10 тысяч кьят на двоих, но ели мы пасту. По факту это оказались просто макароны, но после чикен-карри, макароны были хоть каким-то разнообразием.

После обеда и дождик кончился, и желание смотреть пагоды снова появилось. И мы отправились в храм Ананда, про который нам рассказывал еще в поезде наш знакомый монгол.

Ananda Temple
Как гласит Lonely planet, если у вас совсем нет времени и вы можете осмотреть один-два храма в Багане, то один из этих храмов должен быть именно храм Ананда – самый большой, самый величественный, самый красивый и важный и почитаемый храм Багана. И действительно, это так. Храм занимает первое место в моем рейтинге храмов Багана. И это единственный храм Багана, куда мы приезжали дважды.

Храм построен в 1090г. Он символически выражает бесконечную мудрость Будды. Его квадратный периметр (53 м каждая сторона) окружен стенами. Над ними возвышаются 17 ступ высотой до 51 м. Храм представляет собой классическое религиозное сооружение раннего Багана. На 900-летие храма в 1990 году ступы Ананды были позолочены. С каждой стороны к храму ведет длинная галерея. В центральной галерее, как водится, расположились торговцы сувенирами.

В самом храме сотни статуй Будды: 4 тиковые позолоченные 9,5 метровые статуи в полный рост (только две из четырех статуй подлинные, а две другие всего лишь копии, оригинальные были утрачены во время пожара 1600 года) и сотни маленьких в нишах высоченных стен храма. Входы в храм закрываются огромными тиковыми дверями. Во время землетрясения 1975 года храм сильно пострадал, но был полностью восстановлен. Верхние ярусы храма для посетителей закрыты.

Не смотря на огромное количество народа в храме, во внутреннем дворе людей практически не было. Здесь можно было спокойно посидеть на лавках, разглядывая каменные статуи, украшающие храм, наслаждаться тишиной и созерцать прекрасный мир вокруг. На территории храма предполагается наличие Free WiFi. Как он работает мы не проверяли.

Тишину нарушали только удары в колокол. Кстати об этом. Практически в каждом крупном храме есть колокол (мы прозвали его почему-то бубном), в который надо трижды ударить на удачу или на желание. Поэтому ударить в бубен для нас было своеобразным ритуалом, без которого не обходилось ни одно посещение храма.

Время близилось к закату, а закаты в Багане принято созерцать на вершине какой-нибудь пагоды. Самое популярное и ближайшее к нам место – пагода Shwe San Daw – Швезандо. Одна из немногих теперь пагод, куда можно забраться и посмотреть виды вокруг. Всего лишь 500 метров от храма Ананда до Швезандо. Дословный перевод пагоды – золотые волосы, так как именно волосы Будды были помещены в пагоду в качестве священной реликвии. Считается что это пагода архитектурная прародительница всех дальнейших ступ не только Багана, но и Бирмы.

Когда мы приехали, народу уже было много… Подниматься надо было высоко наверх, по довольно крутой лестнице. Народ лез вверх наперевес с камерами и штативами. Сама терраса пагоды не такая уже и большая и не резиновая… По количеству профессиональной фото-техники да и вообще всяких современных гаджетов можно было устроить целую выставку. Я со своей полупрофессиональной зеркалкой нервно курила в сторонке. Такого количества фотографов в одном месте на одной пагоде я еще не встречала, ну разве что во время встречи рассвета в Ангкор Вате, но там и территория была поболее.

А народ все прибывал и прибывал, на велосипедах, повозках, автомобилях…

Но если отключиться от количества человеко-туристов на квадратный метр пагоды и посмотреть вокруг, то дух конечно захватывало. Пагоды, пагоды, пагоды, храмы, большие и маленькие, близкие и далекие, едва различимые на горизонте – какой-то космический и нереальный пейзаж. С закатом в этот вечер не повезло, весь день было пасмурно и дождливо, поэтому небо было затянуто облаками, солнце через них пробивалось лишь пару раз под восторженные охи-ахи туристов и сотни щелчков затворов фотоаппаратов.

Когда солнце совсем село, все двинулись вниз. Мы же чтобы не создавать толпы, остались еще на вершине пагоды. Внизу стелился какой-то голубой завораживающий туман….

О, Баган. День второй.

На второй день мы решили взять повозку с лошадью и посмотреть дальние для нас храмы. Повозку сторговали за 15 тысяч кьят на весь день (16 долларов), и отправились к пагоде Швезигон, которая находится в пяти километрах от Старого Багана, практически в Ньянг У.

Древние хроники свидетельствуют, что король Аноратха поместил налобную повязку Будды на спину украшенного драгоценностями белого слона и повелел: «Там, где слон преклонит колени, и будет построена ступа для хранения священных реликвий!» Так было определено место. В основании пагоды Швезигон вмурованы зуб, ребро и налобная повязка Будды. Пагода строилась двумя правителями 7 лет и 7 дней. В переводе она означает – Залог победы. Пагода представляет собой огромную позолоченную ступу с различными павильонами и галереями вокруг. Пагода очень почетаема среди местных, к тому же расположена не в археологической зоне, поэтому утром здесь были в основном местные.

Они приносили Будде утренние дары и лакомства, молились и пели песни.

Погода сегодня разгулялась, солнце светило ярко и золото в пагоде просто слепило глаза. Наше внимание привлекла небольшая лужица перед ступой, у которой толпился народ. Местные по очереди вставали на колени и смотрели что-то в этой луже. Как нам объяснили, именно в этом месте в отражении воды хорошо виден шпиль ступы.

К пагоде, как водится, ведет галерея, в которой расположился рынок. Мы пошли по галерее, чтобы немного отдохнуть от солнца, которое сегодня отрабатывало и вчерашний день. В итоге в повозку вернулись с майками, тремя банками танаки, монетами и прочими сувенирами, избежать торговцев нам не удалось).

Htilominlo Temple

Храм расположен между Ньянг У и старым Баганом. Этот большой храм построен в виде ровного правильного квадрата в 1218 году королем, имя которого я не могу даже произнести, – королем Nantaungmya. Король воздвиг этот храм в Багане именно на этом месте, потому что в момент, когда его избрали королем среди других пятерых братьев, он находился именно здесь.

Сняв обувь, мы зашли на территорию храма. Храм примечателен тем, что помимо статуй Будд (по четыре на каждом этаже с каждой стороны света) на его стенах сохранились также и фрески с изображением Будды. Проход на верхние этажи естественно закрыт.

В храме мы застали группу молящихся монахов. Зрелище очень аутентичное и завораживающее.

На внешних стенах храма сохранились резные каменные фигуры, но обойти храм вокруг и рассмотреть их было настоящей пыткой: красный кирпич храма был просто раскален под полуденным солнцем. Поэтому кое-как, проскакав на одной ноге, мы осмотрели лишь одну сторону храма.

Сувениры-сувениры вокруг храма, здесь их было много: куклы, майки, колокольчики, картины….

После Htilominlo Temple мы вернулись в центр Старого Багана, чтобы пообедать. По дороге я наблюдала за жизнью вокруг…. Баган – настоящая деревня, как Кало в Северной Бирме. Непонятные драндулеты, велорикши, повозки с лошадьми, туристы на велосипедах – каждый ехал по своим делам… А вокруг храмы, пагоды и ступы…

Мы же приехали в ресторан Star Beans , основанный поваром, проработавшим 15 лет в отельных ресторанах. То есть по определению ресторан должен быть крутым и очень туристическим. И скоро должен войти в топ Lonely Planet.

Белые скатерти на столах, живые цветы в белых вазах, имеется даже умывальник, где милая бирманка из серебряного кувшина польет вам на руки и предложит белое полотенце, чтобы вытереть руки. Красиво, но… не очень вкусно. Еда сильно европеизирована и пресна. Не смотря на разнообразное меню, ничего толкового, кроме чикен карри там не было. Вообщем,заказали мы по чикен карри втридорога, принесли отварной рис и пресную куриную грудку. И все. Никаких тебе приправ, салатов и закусок. Муж есть это отказался и пошел в свою любимую местную кафешку, я же заказала десерт – запеченные бананы. Красиво, но очень приторно.

Пока муж простаивал очередь с местными, чтобы пообедать, а очередь была приличная, я пошла посмотреть пагоду, которая находилась рядом с Star Beans. К сожалению, названия пагоды я не помню. Но она мне очень понравилась.

Внутри никого не было, только я. Вся пагода резная, какие-то резные орнаменты, цветы и неведомые существа. Будда всего один и к нему вел зеркальный коридор. В пагоде было много тени, поэтому можно было спокойно погулять, без припрыжек)

После нашего обеда, настало время обеда у нашей лошадки, поэтому мы вернулись на полтора часа в отель, прохлаждаться в бассейне.

К середине дня я уже путалась в храмах и их названиях. Поэтому стала просто фотографировать таблички храмов (если они были). После обеда мы поехали к самому большому храму Dhammayangyi Temple. Построен в 1167 году королем Наратху. Храм виден из любой точки Багана, настолько он большой. Внутри храма огромные длинные темные коридоры с высокими сводами. Будды здесь не такие как везде – не золотые, а цветные. В храме много разных резных окошек, входов и выходов. Вообщем, красивый храм.

В одном месте была открыта лестница наверх. Несмотря на запрещающую табличку, мы туда полезли, но ничего интересного, кроме тысячелетнего мышиного дерьма не увидели.. а лезли-то босиком....

Время близилось к закату. Ямщик предложил нам встретить его на пагоде Швезандо, но мы там уже были, поэтому он привез нас в какое-то другое место, название которого я не запомнила…

Мы приехали рано, народ к просмотру заката еще только собирался, поэтому места мы заняли козырные, в партере. Это был двухэтажный мини-храм естественно с Буддами. Чтобы пройти наверх и занять лучшие места надо протиснуться вот в такие узкие башенки.

Наверху местные детишки уже ждали туристов с открытками и «пейнтин». А про «пейнтин» я не рассказывала? Вообщем, это картины из песка: делается набросок на куске ткани, потом покрывается клеем, потом по линиям рисунка посыпается песком и потом добавляют краски. И пейнтин, то есть картина, готова! Мотивы картин одинаковые, как и текст торговцев. Они сначала просят just look, just look, потом рассказывают что в Бирме 8 дней недели, что среда делится на два дня и вот это изображено на картине. Еще показывают пейнтин с чудищами и мутантами слонов и других животных и далее идет рассказ о том, что стоит картина всего 8-10 долларов. Один-два-три раза это послушать можно, но потом «пейнтин» стал напрягать.. Кстати пейнтин мы естественно купили, но до Москвы моя картинка не доехала… где-то я ее потеряла(((

К слову сказать, дети на этой пагоде оказались ненавязчивыми, поняли, что мы уже сами знаем многое про пейнтин, поэтому просто улыбались в камеры.

Тем не менее, солнце медленно садилось, к храму торопились автобусы и сотни повозок, велосипедисты бросали свои велики, толком не припарковав их, снимая обувь на ходу. Все бежали смотреть закат. С закатом сегодня повезло. Как и с видами вокруг.

О, Баган. День третий.

На третий день пребывания в Багане, пагоды, храмы и Будды уже настолько приелись и не вызывали такого дикого восторга, что мы просто взяли велики и катались по Багану без четкого маршрута, заезжая лишь туда, где нам было интересно. Я уже не кидалась от пагоды к пагоде, пытаясь сфотографировать все-все-все храмы со всех-всех-всех сторон, все статуи и каждого Будду. И именно этот день был самым интересным, мы посетили самые красивые пагоды Багана с потрясающими видами.

Храм Татбинью, был последним крупным храмом Багана, который мы не охватили в предыдущие два дня. Надо добить обязательную программу. К храму мы подъехали не с главного входа, а с бокового. У главного было слишком много торговцев. Я только мельком заглянула внутрь храма. В принципе ничего нового, ну кроме статуй Будды. И это была моя роковая ошибка, из храма за мной увязались продавцы драгоценных камней. Ruby, ruby, ruby – как заговор шептали они, преследуя нас, пока мы обходили храм вокруг.

Мне вспомнилась Камбоджа, где тоже торгуют дешевыми драгоценными камнями, в основном сапфирами. Тамошний торговец, чтобы доказать подлинность своих камней по 20 долларов, жег их специальной горелкой. У нас даже сложилось выражение «пойдем стекляшки жечь», значит, пойдем ювелирку посмотрим. Бирманские торговцы предлагали естественно рубины. Но здесь они не имели под рукой газовых горелок, поэтому просто клали камни на кирпич и со всей силы колотили по ним другим кирпичом, доказывая, что это не стекляшки. Так у нас сложилось еще одно выражение «пойдем стекляшки колотить». Стоимость рубинов начиналась от 100 долларов и стремительно падала до 10.

Вокруг Татбинью очень много пагод и ступ. На одну такую ступу можно было залезть, что я и сделала. Как обычно надо разуться, как обычно ступа стоит на солнцепеке и естественно сделана она из красного кирпича. Но виды красивые.

Со ступы очень хорошо виден Татбинью, самый высокий храм Багана между прочим – 61 м. Хорошо видны ярусы храма. К сожалению, храм сильно пострадал во время землетрясения, поэтому, как практически везде, доступ на верхние ярусы в Татбинью закрыт.

Зато доступ открыт в соседнем храме с невыговариваемым названием Shwegugyi, что в переводе значит Большая Золотая Пещера. Храм построен всего за семь месяцев. Внутрь храма мы уже не заходили, ничего кроме Будд, цветов и картин мы бы не увидели. Интересовал нас исключительно второй ярус. И он не разочаровал. Виды вокруг открылись какие-то неземные. Будто с другой планеты. Ступы, пагоды, зеленый ковер из деревьев и кустарников, местами с малиновыми пятнами от цветов. И насколько хватит взгляда, торчат ступы. И как великаны среди этого возвышаются основные храмы Багана, которые мы посетили за эти три дня.

Сам храм красивый, с башенками по углам, украшен декоративными зелеными плитками и каменной резьбой.

Дальше мы решили поехать в сторону Нового Багана. В той стороне, как нам сказали встреченные на одной из пагод русские туристы, находится самая красивая пагода Багана, просто самое-самое крутое место. Как она называется, они не помнили, на нашей карте ее не было, но они показали ее примерное расположение. И вот мы поехали в сторону Нового Багана в поисках неизвестной, но очень красивой пагоды.

По дороге остановились у Manuha temple. Этот храм построен пленным королем монов Манухой. Мануха был пленен во время нашествия Бирмы на королевство монов Татон. Тогда монское королевство было разграблено и уничтожено. Древние буддийские реликвии и рукописи вывезены в Баган, также были вывезены ремесленники и монахи, чтобы построить новый культурный, духовный и религиозный центр. С этой же целью был пленен и сам король монов. Его привезли в Баган на особом положении, и даже разрешили построить храм. Храм интересен тем, что в маленьком помещении лежит огромный Будда. Еле-еле помещающийся в тесное пространство храма.

Перед храмом стоит некий золотой чан, видимо для каких-то своих религиозных целей. Но что это за чан нам, после трех дней полного погружения в пагоды и ступы, было уже неинтересно.

Сразу после храма мы свернули с дороги на грунтовку и поехали по пересеченной местности в поисках пагоды. Ехали долго, часа полтора. На нашей карте были отмечены какие-то дороги, а какие-то не отмечены. Дорогу пытались спрашивать у местных, мол, где тут beautiful pagoda, но так как пагод тут много, местные отсылали кто куда. Но мы упорно ехали дальше.

И вот на горизонте появилась что-то красно-золотое. Подъезжая ближе, это красно-золотое приняло очертания пагоды. Без сомнения, скорее всего это именно та wonderful pagoda, которую мы ищем. Пагода называлась Dhamma-ya-zi-ka.

Разувшись перед входом на территорию, мы прошли. Внутри естественно Будда. Небольшой, скромный, но в цветах.

По крутой, длинной и очень горячей лестнице мы поднимаемся наверх. Это была самая моя сложная лестница. Солнце стояло в зените и нагрело кирпич так, что я скакала мелкими перебежками от тени к тени, потому что только там можно было наступить на кирпичи.

Но, то что открылось нашему взору, когда мы поднялись, стоило всех поисков и потраченных сил. Не передаваемо словами.

Пагода стоит далеко в стороне от всех основных храмов Багана, поэтому с нее нам открылся весь Баган. Все увиденные и посещенные за эти три дня храмы и ступы. Отсюда виден весь масштаб Багана. Везде, куда достает глаз, везде пагоды, пагоды, пагоды. Их действительно тысячи. И хорошо, что мы посетили ее в последнюю очередь, она стала как бы итогом всего Багана.

Баган часто сравнивают с Ангкором в Камбодже. Мне сложно сравнить их. Они разные. Баган поражает своими размерами и количеством храмов и пагод. А Ангкор – своей затерянностью в джунглях. Да и туристический поток поставлен на разных уровнях. Пока добраться в Баган сложнее.

Сама пагода необычна, она красно-золотая, таких в Багане мы не видели. Пагода украшена различными фигурами и мифическими статуями, а вокруг скачут белки. А внизу как ковер растут малиновые кустарники, которых тут в Багане очень много.

Мы довольно долго сидели на вершине пагоды в тени. Отдыхали и наслаждались Баганом. Завтра мы улетаем в Нгапали. И даже если это была не та пагода, о которой нам рассказали соотечественники, то Dhamma-ya-zi-ka без сомнения лучшая из пагод (не храмов), которую просто необходимо посетить.

В Багане есть еще один интересный храм, о котором я не рассказывала. Названия я не знаю, но найти его легко, он находится у дороги с правой стороны прямо перед центром старого Багана, если ехать из Ньянг У. Храм очень примечателен, мимо не проедете. Он украшен статуями обезьян, слонов и Будды.

Третий закат в Багане мы решили смотреть на реке. Мы поехали в сторону пагоды Бу-Пайя, где очень много кафе. В одном из таких кафе, заказав чикен-карри, мы наблюдали за закатом над Ирравади. Подходил к концу еще один этап нашего большого бирманского путешествия. И Баган – его главная жемчужина.

Баган (Паган ) - главная достопримечательность государства Мьянма (Бирма) , которую обязательно нужно посетить, путешествуя по стране. Тысячи старинных буддийских храмов и пагод, словно проросшие семена, рассыпанные в поле с древних времен, предстают взору на многие километры, погружая в таинственный мир и восхищая туристов со всего света. Рай для историков и паломников, позитивная энергия, одно из наиболее интересных и неповторимых мест не только в Мьянме, но и за ее пределами.

История Багана

Баган до недавнего времени был не столь известен в мире, как, например, храмовые комплексы в Камбодже или на индонезийском острове Ява, но по своей художественной ценности находится в одном ряду с ними. В 850 г. князь по имени Пьинбу (этническое происхождение его неизвестно) основал на месте небольшой крепости Паган столицу своего владения. Удачное расположение - на пересечении торговых путей - закономерно дало импульс развитию города. К XI в. под его властью находилась вся территория современной Мьянмы. Когда в 1057 г. король Аноратха (1044-1077 гг.) присоединил к своим владениям соседнее государство монов, Паганское королевство стало одним из крупнейших и влиятельнейших в Юго-Восточной Азии.

Аноратха конфисковал священные буддийские Палийские рукописи, хранившиеся в столице монов - городе Татоне, переселил в Паган буддийских монахов, художников и ремесленников. Буддийское учение Тхеравада стало государственной религией. Затем Аноратха попросил помощи в Шри-Ланке, также придерживающейся Тхеравады, и оттуда тоже прибыли монахи. Анаратха был также большим ценителем всего прекрасного и разумного. Постепенно Паган превратился не только в религиозный центр, но и в один из крупнейших центров торговли, культуры, науки и искусства, в городе были университет и несколько библиотек. Развивались фольклорный театр, этнические музыкальные жанры, живопись, в том числе фресковая, замечательные образцы которой можно увидеть в храмах Пагана. Велись исторические хроники Мьянмы.

При короле Чанзитхе (1084-1113 гг.) Паган переживает расцвет: идет грандиозное храмовое строительство. Каждый новый король считал своим долгом добавить несколько храмов и пагод к уже имеющимся. Приближенные царя, да и просто богатые люди, старались не отставать, каждый хотел построить хотя бы одну ступу, пусть небольшую. Но внутренние распри ослабили страну, с XIII в. начинается период упадка королевства, оно стремительно теряет свои территории и приходит в упадок под ударами пришедших с севера монголов. В 1369 г. паганский король упоминается в исторических хрониках последний раз. Жители столицы постепенно покидают ее.

Давно заросли улицы города, разрушились деревянные строения, но буддийские храмы и ступы сохранились. В течение многих лет Мьянма была закрытой страной по внутриполитическим причинам, и Паган соответственно тоже - terra incognita. Сейчас ситуация меняется, туристов из-за рубежа и паломников здесь становится все больше. К Пагану нет железной дороги, лишь один небольшой аэропорт расположен вблизи него, так что трудности с посещением города есть и у жителей Мьянмы, но тем не менее это сейчас одно из самых почитаемых мест в стране. По некоторым данным (правда, у многих историков они вызывают сомнения), первым европейцем, увидевшем Паган, был Марко Поло (1254-1324 гг.), в его записях есть описания города, войны с монголами, но, возможно, это изложение чужих рассказов.

Затем город выпадает из поля зрения европейцев вплоть до XVIII в., когда до него добрался англичанин Сайме, увидевший уже разрушающийся Паган и зарисовавший его. Английские офицеры и миссионеры начинают посещать город, но не задерживаются здесь. Мьянма (а тогда она называлась Бирма) была самой дальней окраиной Британской империи. В 1885 г. Бирма официально стала английской колонией под названием Британская Бирма. Для Пагана наступила эпоха авантюристов и алчных грабителей, пытавшихся вывезти всё, вплоть до целых фрагментов фресок, а в первую очередь, конечно, золото.

Ученые - археологи, историки, искусствоведы - пришли в Паган только в начале XX в., но настоящее изучение Пагана началось только после обретения Бирмой независимости от Великобритании, и это произошло в 1948 г.

Баган, археологический памятник Мьянмы

Археологический памятник Мьянмы - руины города Паган (Баган) находится в центре страны, в 145 км на юго-запад от города Мандалай , на плато западного, левого берега полноводной и самой крупной реки Мьянмы Иравади , истоки которой находятся на юго-восточных склонах Гималаев. Территория Пагана тянется приблизительно на 13 км вдоль берега реки.

В Пагане не найти и двух одинаковых храмов - каждый по-своему уникален. Почти в каждом крупном храме есть колокол. Если загадать желание и ударить в колокол три раза, то желание непременно сбудется.

Сейчас обжитая часть Пагана - всего лишь небольшая деревня, в то время как храмы и пагоды раскинулись на площади более 40 км 2 . Храмы разбросаны без какой-либо системы. Некоторые заросли кустарником, другие стоят на открытом месте, а иные скрыты под сенью пальм. Большинство их сложено из красного кирпича и белого камня, наиболее значимые - покрыты листовым золотом.

Подходы к наиболее известным храмам заасфальтированы, и вокруг этих ступ всегда много торговцев и людей, желающих быть проводниками: помочь за скромное вознаграждение подняться по лестнице, посветить фонариком. Однако сохранилось огромное количество заброшенных храмов, затерянных в бескрайних полях Багана. Многие из них разрушены, некоторые реставрируются, а некоторые и по сей день представляют собой площадку для археологических изысканий. Ниже приведены фотографии находок, обнаруженных автором этой статьи за время пребывания в этом удивительном городе.

Чаще всего храмы имеют симметричную форму, четыре алтаря и четыре выхода, ориентированных по сторонам света. Есть «губьяучжи» - пещерные храмы с лабиринтами коридоров, покрытых фресками. Из огромного количества пагод и ступ всех размеров и форм самые яркие, крупные, запоминающиеся в Багане — Мануха .

Достопримечательности Багана

Ананда (Ananda Pahto)

Один из первых великих храмов Багана, остается и поныне одним из наиболее привлекательных и часто фотографируемых. Этот шедевр монского архитектурного стиля, с некоторым северо-индийским влиянием, отражает переход от раннего к среднему периоду бирманской архитектуры. Располагающаяся к востоку от старых городских стен, внушительных размеров белая конструкция доминируют над окрестностями. Храм сильно пострадал во время разрушительного землетрясения 1975 г. и тщательно восстанавливался.

Храм был построен в период с 1090 по 1105 г. во время правления короля Чанзиттха (Kyanzittha) и призван символизировать нескончаемую мудрость Будды. Храм вдохновлял и последующих правителей на возведение прекрасных сооружений. Он отличается совершенством пропорций и симметричностью форм. Периметр храма представляет собой квадрат, каждая сторона которого - 53 м.

Основной массив здания состоит из террас с окнами. Центральная башня достигает в высоту 51 м. Здесь самое большое в Багане количество терракотовых изразцов, а также 4 впечатляющие позолоченные статуи стоящего Будды высотой 9,5 метра, изготовленные из тика и направленные к 4 сторонам света. Однако только 2 статуи (направленные на север и юг) - подлинные, и являются ровесниками здания. Две другие - это копии, созданные для замены разрушенных во время пожара ок. 200 лет назад. В западной части святилища установлены статуи основателя и настоятеля храма Ананда. На пьедестале западного портала видны отпечатки стоп Будды. Первоначально, стены храма были украшены настенной живописью и фресками, однако до наших дней сохранилось немного. В январе, 3 дня во время полной луны проводится ежегодный фестиваль (Ananda Paya Festival).

Суламани (Sulamuni Pahto)

Храм был построен в 1181 году по приказу короля Нарапатиситху и являет собой сочетание двух стилей бирманской архитектуры: раннего и средневекового стиля. Для первого характерны горизонтальные и плоскостные объекты экстерьера, для второго напротив вертикальное направление. Такое сочетание желает храм очень необычным и интересным для туристов.

Храм стоит на террасе и имеет два этажа, что придает ему сходство с пирамидой, его кирпичная кладка считается одной из лучших в Багане. Храмовый комплекс окружает высокая стена, когда-то к её внутренней стороне примыкали сотни монашеских келий, но до наших дней они не сохранились. Пагоды находятся по углам основной террасы.

Внутри храм Суламани представляет собой образец декоративных традиций Багана: резные карнизы, фронтоны и расписные стены. Все это сегодня восстановлено мастерами в первозданном виде.

Дхаммаянджи (Dhammayangyi Pahto)

Гигантский, похожий на одну из древних пирамид храм Дхамаянджи - один из крупнейших буддийских храмов Бирмы, крупнейший по площади храм Багана, построен во второй половине XII века.

Храм Дхаммаянджи построен в 1167 г. королем Наратху (1167-1170 гг.), известным своим жестоким нравом - он убил отца и задушил брата. По злой иронии судьбы, в своем храме Наратху и погиб, убитый заговорщиками. Дхаммаянджи виден практически из любой точки Пагана, он напоминает ступенчатую пирамиду и издали кажется мощной крепостью. Внутри его много сумрачных коридоров, и Будды не золотые, как обычно, а раскрашенные в разные цвета.

Швезигон (Shwezigon Paya)

Ансамбль является одним из крупнейших и наиболее почитаемых буддийских комплексов в Бирме. В святилище Швезигона находятся великие реликвии буддизма: лобная кость Будды и его зуб (впрочем, возможно, что это копия священного зуба, хранящегося в храме «Зуба Будды» в Канди). Эти реликвии - дары Швезигону от сингальского правителя Виджаябаху I (1059-1144), усердного защитника учения хинаяны - одного из толкований буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи. По преданию, король Аноратха велел поместить налобную повязку самого Будды на спину белого слона, сказав: «Там, где слон упадет на колени, будет построена ступа для хранения священных реликвий». Слон опустился на колени на том месте, где сейчас стоит Швезигон. Это единственный храм, сохранивший свое золотое убранство с древних времен. Снаружи он светлый и легкий, но внутри слабо освещен, полон таинственности.

Центром храмового ансамбля является Швезигон-четия - ступа, воздвигнутая на трех больших террасах, возведенных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе. Террасы и цоколь золотой ступы первоначально служили для процессий паломников, которые должны были обходить ступу вокруг, поднимаясь и переходя с террасы на террасу. Такие же процессии устраивались и в Боробудуре. Этот обход ступы по часовой стрелке - прадакшина - являлся для буддийских паломников способом выразить почтение к этому месту, посвященному памяти Будды. Специально для этих процессий вокруг Швезигон-четии устроен широкий обход, вымощенный каменными плитами. По углам, на парапетах террас, находятся небольшие кирпичные храмы - уменьшенные копии верхушки ступы. Три террасы опоясаны плитами из покрытой глазурью терракоты, на которых изображены религиозные буддийские сюжеты.

Центральную ступу окружают многочисленные каменные и деревянные постройки, храмы и павильоны различного назначения - для молитв, отдыха и т. д. Деревянные храмы увенчиваются резными многоярусными крышами - пьятта. На территории ансамбля находится множество изваяний демонов-охранителей храма. Предметами поклонения служат 37 статуй натов - древнебирманских языческих божеств, причудливо смешавшихся в Швезигоне с буддийскими святынями.

Татбинью (Thatbyinnyu Pahto)

Массивный и величественный храм Татбинью — это самый высокий храм Багана. Он находится к западу от храма Ананда, в пределах городских стен, к северу от ворот Тог. Высота Татбинью составляет 61 метр, длина каждой стороны – 58 метров. Он был построен около 1150 году в период правления короля Алаунситу. Отличительные особенности храма — многоуровневый архитектурный дизайн в индийском стиле и художественная кирпичная кладка.

В средние века Татбинью был не просто храмом, а целым религиозным комплексом. На первом этаже располагался монастырь, на втором – библиотека. Верхнюю часть здания занимали святилище и ступа. Здание сильно пострадало во время землетрясения в 1979 году, поэтому сейчас вход на верхние террасы для туристов запрещен.

Хтиломинло (Htilominlo Pahto)

Представляет собой храм высотой 46 метров, который имеет сходный архитектурный стиль с Суламани. Он был построен королем Хтиломинло, также известным как Надаунгмьяр. Легенда гласит, что когда король Нарапатиситу задумался о выборе преемника, он решил кинуть жребий, расположив пятерых своих сыновей вокруг белого зонтика в центре. Раскрутив зонтик, он доверился судьбе. Зонтик указал на Хтиломинло, который по и был выбран, став следующим королем.

Храм был построен на месте, где был выбран король Хтиломинло, который, вероятно, выстроил его в знак признательности богам за свое избрание. Снаружи храм покрыт барельефами различных мистических существ. Внутри посетители смогут увидеть четыре больших изваяния Будды, расположенных в каждой стороне храма.

Швезандо (Shwesandaw Paya)

Была построена в 1058 году при короле Аноратха для того, чтобы поместить сюда подаренный королём государства Баго волос Будды. Сама пагода не так архитектурно изыскана, как остальные, но именно с нее открывается потрясающий вид на Баган.

Для того, чтобы увидеть закат с неё, придётся подняться по крутым ступеням вверх. И причём, чем выше, тем круче ступени. Во время заката все стоящие в округе храмы и пагоды окрашиваются в розовато-золотистый цвет, который просто невозможно передать фотоснимками.

Gawdawpalin Pahto )

— один из величайших храмов в Багане, построенный королем Нарапатиситу и завершенный его преемником Хтиломинло. Это двухэтажное здание высотой 55 метров, но несмотря на то, что масштаб храма довольно впечатляющий по сравнению с другими, его архитектурный стиль не столь изыскан.

Существует легенда, что во время царствования король Нарапатиситу, возомнив о себе, самонадеянно провозгласил себя божественной особой, чьи заслуги превосходят заслуги предков. В качестве наказания боги послали ему слепоту, и ему удалось прозреть только после того, как он, выстроив храм, искупил свои грехи.

Самый необычный храм Пагана построен Манухой, пленным королем побежденных монов. Мануха был почетным пленником, ему оставили слуг, часть казны и разрешили построить храм. Он представляет собой три приставленных друг к другу куба, лишенные каких бы то ни было украшений. Но пустоты внутри нет, все пространство занимает статуя сидящего Будды; голова его упирается в потолок, локти - в стены; для того чтобы пройти в следующее помещение, надо протискиваться между стеной и ладонью статуи.

В следующих залах - снова статуи, которым явно мало места. Особенно впечатляет лежащий Будда, и он так стеснен, что кажется, будто комната служит ему гробом. Этот стиснутый стенами Будда - будто бы сам Мануха, выразивший таким образом протест против неволи.


Страницы: 1

Баган - еще одна бывшая столица еще одного царства, когда-то существовавшего на территории современной Мьянмы. У берега Иравади на площади в 40 м2 сохранилось около четырех тысяч буддистских религиозных сооружений: храмов, ступ, рукотворных пещер. Почти все они построены с XI по XIII века в период расцвета царства. Вскоре, когда на эти земли пришли монголы, город был разграблен и пришел в упадок. Сейчас от него осталось лишь несколько деревень, разбросанных в округе. Около деревни Ньяунг-У есть аэропорт, из которого вечером следующего дня мы улетим в Янгон.

В Багане, Мьянма // gur-095.livejournal.com


Поезда

Полтора года назад я уже испытал радость путешествия на поезде в Юго-Восточной Азии. Тогда мы проехали за ночь около 250 километров с востока на запад острова Цейлон. Сейчас предстояло что-то похожее, только вот за 8 часов мы должны покрыть расстояние еще меньшее - всего в 150 километров, разделяющих Мандалай и город храмов Баган. Прикинув среднюю скорость и вспомнив состояние ланкийских вагонов первого класса с засаленными креслами и циклопических размеров тараканами, про мьянмарские вагоны я решил даже не думать, а принять их как необходимость. Альтернатив три - либо лететь самолетом, который преодолеет полторы сотни километров за двадцать минут и опустошит ваш кошелек на 100 долларов, либо ехать на автобусе - часов пять-шесть по бездорожью в тесном салоне. Третий вариант - спуститься на лодке по реке Ирравади. Есть "скоростная" лодка - путь займет около 9 часов и будет стоит долларов 40, и дважды в неделю есть "калоша" для местных - без всяких удобств, с циновками на палубе, зато в колоритной компании - 12 часов и 10 долларов. Поезд, билет на который в высший класс стоил 15 долларов, показался мне самым правильным вариантом. И вообще, я люблю поезда.

Поезд ночной, но спальных вагонов не предусмотрено. Люди здесь привычные к такому времени в пути, и удобно спать им, судя по всему, не полагается. Хотя в поезде Баган-Янгон стальные места есть. Но там-то ехать все девятнадцать часов, а нам всего-то восемь. Вагоны оказались сравнительно неплохими для Юго-Восточной Азии, лучше, чем те, в Шри-Ланке. По два широких мягких сиденья с каждой стороны, с трудом закрывающиеся окна, совсем не закрывающийся туалет вида "дырка в полу", потрепанный обшарпанный столик - вот и весь интерьер. Но в целом чисто.

Вскоре после отправления становишься настоящим буддистом. Осознается, что даже в спальном вагоне уснуть было бы проблематично - вагон уверенно раскачивает во всех плоскостях. Моментами подлетаешь сантиметров на пять, да так, что кажется, точно находишься в седле верхом на лошади. Вправо-влево вагоны раскачиваются относительно друг друга настолько сильно, что если смотреть на дверь следующего вагона, она в какие-то моменты будет перекрываться корпусом нашего вагона почти на треть. Перед самым опасным участком, когда казалось, что вагон вот-вот перевернется, по салонам прошли контролеры и попросили все тяжелые вещи снять с верхних полок. Интересно, какие законы физики нарушаются в Мьянме, что поезд при таких амплитудах остаётся на рельсах. Антон назвал это явление "Мьянмар шейк", чем здорово повеселил наших попутчиков.

С нами в вагоне ехал Эйри из Нью-Йорка, который путешествует по миру уже не первый месяц, и молодая пара из Страны басков. Антон достал бурбон из штата Кентуки, купленный в домодедовском дюти-фри и початый еще в Бангкоке. Эйри оживился, и разговор пошел. Чашка за чашкой наш американский попутчик рассказывал о своих приключениях в Европе и на Ближнем Востоке. Его особенно впечатлил самый высокий небоскреб мира Бурж Халифа в Дубаи, который, по его словам, был "so f*cking tall!".

Вскоре бурбон закончился, и все мы заснули в экстремальных позах. Баск спал в спальнике прямо на полу. Я устроился на два свободных сидения, продлив спальную плоскость своим чемоданом. Поезд медленно влачился сквозь дикую темноту. Ветки деревьев скребли по корпусу вагона и попадали в открытые окна. На редких остановках я слышал сквозь сон, как переговариваются между собой пассажиры, как мальчики на перроне кричат на своем округлом языке повторяющиеся фразы, предлагая купить какую-то снедь. Эти фразы я помнил потом еще долго, так и не зная, что они означают. И до сих пор иногда вдруг всплывают в памяти эти бирманские голоса, подслушанные на неведомых полустанках. В пять утра, когда еще едва светало, поезд прибыл в Баган.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Затерянный мир

Накрапывал мелкий дождь. В полудреме рассвета виднелись силуэты пагод. Их были десятки. Нет, их были сотни вокруг! Перед тем, как пойти смотреть на одно из самых необычных мест в мире, мы решили пару часов поспать в гостинице после ночного переезда. Но я никак не мог уснуть. Мне не терпелось увидеть Баган. А еще я вспоминал Тин Зу и Маа Зи и мальчика Ни-Ни из Инвы. Мне все представлялось, как там они, изо дня в день, на пристани. Наверное, если приехать туда через пару лет, то можно будет без труда отыскать их в деревне, на том же месте. И подарить им фотографии.

// gur-095.livejournal.com


Немного практической информации: остановиться можно либо в новом Багане, либо в Старом. Последний находится в самом сердце археологической зоны, вблизи всех самых интересных достопримечательностей. Новый Баган - поселение в трех с половиной километрах южнее от старого, небольшой поселок, жители которого зарабатывают на туризме и скотоводстве. Гостиниц немного, в сезон спрос превышает предложение, поэтому цены достаточно высоки, а бронировать номер надо заранее - через booking или agoda.com (бюджетных предложений совсем мало), либо через местную турфирму. В старом Багане остановиться дороже, чем в Новом.

// gur-095.livejournal.com


По Багану правильно передвигаться на велосипеде или на повозке. Я уже почти смирился с дождем, но внезапно распогодилось и выглянуло солнце. Было решено брать велосипед. Аренда обошлась в 2 доллара в день. Мне, как большому любителю велотуризма, было очень интересно испытать себя на просторах Мьянмы. Антон не садился на велосипед много лет, и было видно, что сначала он был не очень рад затее, с опаской поглядывая на видавший виды двухколесный транспорт. Байки были и правда древними, с изогнутым рогами рулем и почти нерабочими тормозами. Но пока доехали до Нового Багана, приноровились.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Провинциальный Баган в отличии от шумного Мандалая - рай для туристов. Все, что существует вокруг, сделано по сути для них и для многочисленных паломников, которые приезжают в эти намоленные места со всей буддистской Азии. Туристов много, большинство приехали по элитным индивидуальным турам, но есть и бэкпекеры из Западной Европы и Америки. Соотечественников замечено не было, кроме одного интересующегося местной культурой мужчины в вечернем баре, но тот знал, зачем сюда приехал.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Туризм развивает не самые лучшие черты у местного населения. Такие наивные и искренние люди из Мандалая здесь уже активные дельцы, которые всеми правдами и неправдами пытаются завоевать расположение вашего кошелька и обогнать в этом своих конкурентов. Конечно, до арабских купцов им еще расти и расти, но девушкам, продающим сувениры, уже больше интересны не вы сами, а то, сколько у вас с собой денег. Хотя и здесь на рынках человеческие отношения случаются. Одной девчушке я подарил несколько рублевых монет в качестве сувенира, она улыбнулась, убежала куда-то и принесла мне в ответ открытки из Багана, пожелали друг другу удачи. А вот в самой знаменитой здесь пагоде Швезигон, сплошь позолоченной огромной ступе, мне совсем не понравилось. Уже на подступах к ней идет бойкое соперничество за иностранцев. Женщины-торговки в летах нападают на путника как коршуны, играют в тонкие психологические игры, всучивая ему какую-то безделушку и называя это подарком. Потом чуть ли не силой усаживают напротив из прилавка и предлагают кучу всего ненужного. Отвязаться от них оказалось сложным занятием. А внутри самого двора пагоды тоже орудуют проходимки: представляясь работницами храма, заманивают непонимающих иностранцев в какую-то клетушку с Буддой, якобы посмотреть на статую, делают вид, что совершают некий обряд, после этого требуют за него денег. Были посланы успешно. Да, здесь совсем не те наивные девушки-красавицы и мальчишки с добрыми глазами, которые нам встречались в Мандалае. Недаром чувствую я - массовый туризм, он до добра не доводит. Хотя и хорошо оздоровляет экономику.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Туристы с гидами ходят в основном по проторенным дорогам вокруг самых знаменитых и древних храмов. Но если вы на велосипеде, это дает огромный простор в познании Багана. Просто сверните на любую проселочную грунтовку, удаляясь от основной дороги, и вы увидите все то же великолепие, только вокруг не будет ни души.

// gur-095.livejournal.com


На некоторые ступы можно подняться по ступенькам. С их тесных террас открываются космические виды. Большое туристическое развлечение здесь - наблюдение заката с одной из таких ступ. Про нее написано во всех путеводителях, и обычно вечером она полна желающих увидеть световое представление, что не способствует его правильному восприятию. А ведь таких ступ со ступеньками несколько, стоит просто поискать.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Сейчас тысячи пагод, огромных и совсем крохотных, странными артефактами утопают в траве среди тропического редколесья. Большинство никак не поддерживается и продолжает разрушаться временем и землетрясениями. Некоторые храмы восстанавливают и даже надстраивают, что, на мой взгляд, не всегда идет на пользу атмосфере места. Наверное, стоит их защищать от исчезновения, но никак не подновлять позолотой и мрамором - тогда не потеряется мистическая суть древнего покинутого города.

// gur-095.livejournal.com


И недели не хватило бы, чтобы насладиться этим местом. Осмотрев основные храмы из путеводителей, можно забраться глубже, уехать, куда глаза глядят и найти там не менее интересные храмы: изучать, удивляться, чувствовать себя настоящим первооткрывателем.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Вечером в старом Багане приятно посидеть в каком-нибудь ресторане за тарелкой риса и кружкой пива. Найти в Багане место, комфортное для европейского желудка, труда не составляет. В отличии от того же Мандалая, где в миллионном городе рестораны с европейскими условиями (не говорим даже про еду) можно отыскать лишь при паре-тройке крупных гостиниц, здесь кафе - на каждом шагу. Подают в основном, конечно, местную кухню, но адаптированную - не такую острую, не такую специфичную. Мы попробовали салат из чая - диковинное блюдо, о котором я даже не слышал. Дело в том, что Бирма единственная страна, где чайный лист не только заваривают, но и едят. Никогда бы не подумал, что это даже будет вкусно! Что до пива, то местное Myanmar beer, показалось нам очень похожим на настоящий хмельной напиток: плотное, пенистое, ароматное. С какой бы опаской я не относился к азиатским маркам пива, Maynmar beer - совсем уж неожиданное открытие. То ли колониальные традиции англичан уверенно законсервировались после их ухода, то ли здесь еще не поняли, что пиво можно разбавлять для получения большей прибыли, но качество действительно удивляет. Еще есть менее приятное Mandalay Beer, с необычным сладковатым привкусом.

Просидеть в этих заведениях можно допоздна, вот только если вы на велосипеде и живете в Новом Багане - вам не повезло. Три с половиной километра в кромешной тьме нам дались с трудом. Дороги здесь освещаются только звездами и луной, а в пасмурный день их вовсе не разглядеть. После девяти трафик на дорогах пропадает, и ехать жутковато. На середине пути нами даже заинтересовался полицейский патруль. Справившись о том, кто мы такие и куда держим путь, полицейские пристроились позади, принялись нас сопровождать и освещать путь фарами, пока мы не свернули на проселок к своей гостинице.

// gur-095.livejournal.com


Справедливости ради и для особо сомневающихся надо сказать, что с безопасностью в Мьянме все хорошо. Многие мои знакомые, когда-то что-то слышавшие про Бирму, уверяли, что здесь военное положение, стрельба и бандитизм. Во-первых, надо понимать, что объективной информации оттуда очень мало: большинство западных, да и не только, государств настроено к существующему режиму Мьянмы негативно, поэтому события, происходящие там, будут преподноситься соответствующим образом, в виде раздутого из мухи слона. А во-вторых, все события из недавних весенних сообщений о неспокойствии в Бирме, происходили только в приграничном с Бангладеш штате Ракхайн, и касались межконфессиональных и бытовых трений между буддистами и мусульманами-рохиджья, что не имело никакого отношения ни к туристам, ни к большей части страны в целом. Для правильной оценки актуальной ситуации в стране лучше пользоваться инсайдерскими источниками. Вот, например, блог русского резидента Янгона , который раньше жил в Перьми.

Уровень преступности, особенно по отношению к иностранцам, уверенно стремится к нулю. Карманных краж, пропаж вещей из номеров гостиниц и прочих мелких проблем вовсе нет: для людей, живущих здесь, буддизм - это не просто слово. Большинство из этих людей не будет делать зла другим, дабы не учинять проблемы своей карме. Мы чувствовали себя в Мьянме в абсолютной безопасности, намного безопаснее, чем ощущаем себя в Москве. Но о разумных правилах безопасности, конечно, забывать не стоит.

Летайте самолетами местных авиалиний

Аэропорт находится километрах в семи от Старого Багана, около деревни Ньяунг-У. Во всех расписаниях он так и будет значиться - аэропорт Ньяунг-У. Здание, стилизованное под буддистскую храмовую архитектуру, выглядит серьезно. Я ожидал увидеть здесь нечто вроде ветхого ангара с расположенной рядом старой взлетно-посадочной полосой, который посоперничал бы в убогости с рекордсменом моего личного рейтинга - аэропортом сербского города Ниш, а увидел я живой новый терминал, полный иностранных туристов.

Здание-то новое, но мы в Мьянме. В зале вылета у служащих не видно ни одного компьютера. Хотя с недавнего времени со скрипом работает wi-fi. Расписание рейсов написано маркером на белой доске. За стойками регистрации от руки выписывают посадочные талоны и бирки на багаж. Нам торжественно объявляют, что рассадка в салоне свободная. Чемодан забирает грузчик, а нас отправляют ждать объявления рейса. Работник улыбается во весь рот и, не скрывая эмоций, показывает на новые, видимо, только недавно установленные мониторы LG - наш рейс появится на них!

// gur-095.livejournal.com


Авиация в Мьянме представлена несколькими авиакомпаниями, выполняющими рейсы в основном на старых турбовинтовых самолетах ATR. Маршруты между главными аэропортами страны у всех компаний строятся одинаково - самолет летит из Янгона по кругу - либо по часовой, либо против часовой стрелки - садясь в промежуточных пунктах, высаживая и подсаживая пассажиров и через 15 минут снова взлетая, точно воздушная маршрутка. Янгон-Озеро Инле-Мандалай-Баган-Янгон. Еще самолеты летают на север - в горные провинции у подножья Гималаев; в новую столицу Мьянмы Нейпьидо; на побережье в Нгапали бич и куда-то на юг, в небольшие городки. Но в Мьянме надо быть начеку, рейсы часто отменяют, переносят, поэтому за день до вылета стоит уточнять положение дел в каком-нибудь турагентстве.

// gur-095.livejournal.com


Перед самой посадкой народ загоняют в накопитель перед гейтом. Там пассажиры ждут, пока подъедет автобус, а о готовности посадки объявляет специальный человек с номером рейса в руках. Он бегает по залу, машет табличкой и громко называет пункт назначения и авиакомпанию.

Летели с AirBagan. Самолеты вопреки ожиданиям не убитые, хорошие. Внутри чисто, уровень обслуживания вполне обычный. В пути, правда, попали в грозу и нехилую турбулентность. За окном сверкало. Небольшой самолет, как лодчонку во время бури, швыряло мощными потоками во все стороны, и пришлось понервничать. Но через час с небольшим мы уже приземлились в Янгоне.

gur_095
19/02/2014

Страницы: 1


Баган , Паган , Паганское царство — самое большое скопление храмов (не только буддийских) в мире. Баган — древняя столица одноимённого царства на территории современной Мьянмы. Город находится на сухом плато вдоль восточного берега реки Иравади, 145 км к юго-западу от Мандалая.

В настоящее время на месте древнего города находится археологическая зона с тысячами пагод, храмов, ступ, монастырей. Паган все еще не является объектом всемирного наследия по политическим причинам. Большинство храмов, пагод и ступ были построены во время расцвета Паганского царства в XI-XIII вв. Первый раз столицей Баган стал в конце IX века при короле Пьинбья, а расцвет при повторном переносе столицы в XI в. при великом короле Аноратха. При нем же и была построена большая часть храмов.


Наиболее значимые ступы - Швезигон и Локананда Чаун — хранят зубы Будды и покрыты золотом, к ним с основной трассы ведет асфальт, а вокруг множество торговых павильонов.



Но остальные пагоды красного кирпича и белого камня не покрыты золотом, некоторые требуют реставрации.


Баган находится на очень сухом плато, днем в мае там очень жарко. Паган — это большая охраняемая зона со множеством храмов, разбросанная между небольшими поселениями. Многие храмы находятся в выжженной пустыне между редкими деревьями. В “мокрый” сезон дождей все покрывается бурной растительностью и кажется, что храмы утопают в джунглях, это очень красиво, так что если есть выбор — езжайте сюда, когда здесь еще много зелени.


Во время сухого жаркого периода многие храмы реставрируются, обрастают лесами. При этом высоким сезоном в Багане считаются периферийные месяцы в конце мокрого сезона, когда дождей не так много, но еще не так жарко.

Как добраться

В Ньянг-У, главном городе Пагана есть аэропорт — туда можно добраться на самолете.

Дешевые перелеты NYU

Откуда Дата вылета Дата возвращения Найти билет

Янгон

Бангкок

Пхукет

Сиануквиль

Киев

Санкт-Петербург

Москва

Тем не менее большинство туристов приезжают в Баган на автобусе из Янгона. Это основной способ добраться до храмов. На въезде по основной трассе, а также в аэропорту бдительные сотрудники исторического комплекса возьмут с вас плату в 25$. Избежать этого можно, приехав по второстепенной трассе (например, с Мандалая) на автобусе или автостопом вечером. Данный автомобильный пост не такой строгий, хотя выборочно автобусы могут проверить и также взять с туристов плату за посещение комплекса. Так что автостоп — единственный спокойный способ избежать платы.



Городской транспорт. Как перемещаться по городу и пригородам

Сеть небольших поселков, включая Ньянг-У, не предусматривает какого-либо городского общественного транспорта. Самый распространенный транспорт по Багану — электромопед или велосипед — сеть прокатов есть повсюду, цены примерно везде одинаковые. Обычный мопед для туристов напрокат в Багане не предлагают — во-первых, чтобы вы никуда не уехали на нем, а во-вторых, заботятся об экологии местности. Нередко туристы используют такси или шеринговый такси, чтобы добраться окрестности.

Я брал в аренду электромопед, батареи которого хватает практически на целый день активной езды. Велосипед во многих отелях и некоторых хостелах бесплатен для постояльцев.


Жилье. Отели и хостелы

Вокруг Пагана открыто множество отелей и хостелов — район живет на туристах и проблем с жильем не будет.


фешенебельный отель в Багане Мьянма

Имейте в виду, что в отелях, зарегистрированных на букинге, с высокой вероятностью проверят билет, а если у вас его нет — настоятельно попросят купить. Я же выбрал отель между Ньянг-У и основной территории Пагана (примерно по 2-2,5 км от обеих мест), который мне посоветовали другие путешественники из Испании, которые были здесь ранее, он есть в популярном приложении-карте Maps.me, в нем хоть и висит табличка, предупреждающая, что каждый иностранец должен иметь билет, его на деле не проверяют. Так что общее правило — если отеля нет на букинге, билет не спросят и покупать не заставят. Комната в отеле — от 10$ даже вне сезона. Палатку в этой засушливой местности поставить можно, хотя из-за расположения немного повышается риск встретить скорпиона или сколопендру, особенно во время их особо активного брачного периода (они становятся более ядовитыми и агрессивными, так распорядилась природа).


Еда

В Багане типичная для бирманцев еда — рис с разными видами карри, есть лапша и супы. Крупных супермаркетов нет даже в Ньяунг-У, но есть небольшие магазины, типа Универсама.


еда в Багане

Достопримечательности Багана


Закаты в Багане . Основная, закатная пагода — храм (пагода) Швезигон. Это единственная пагода, где при входе ваш билет проверят, а при его отсутствии вас попросят его приобрести (25$). Так что если вы необилеченны, лучше это пагоду избежать.

Закаты в Пагане также можно посмотреть и с других пагод, их несколько:

Htilominlo Temple



Pyathada Pagoda


закат с Pyathada Pagoda

посетители в Багане пришли посмотреть на закат

Рассветы в Багане . Самое яркое впечатление от Багана можно получить на рассвете с воздушного шара во время сезона дождей или ближе к его концу.


Стоимость — от 120 долларов за 40 минутный полет. Я был в сухой сезон, по утрам над Баганом стоит небольшая дымка, которая немного размывает картинку. К тому же в сухой сезон храмы Паганского царства не так впечатляют, чем когда они возвышаются над верхушками зеленых деревьев. Большинство рассветных являются и закатными пагодами. На карте выше видны все хорошие пагоды и места, куда можно подняться наверх и насладиться закатом или рассветом.


Особенности Багана

В Юго-Восточной Азии очень быстро темнеет. Однажды вечером, в сумерках на электромопеде я решил срезать по второстепенной дорожке, обозначенной на карте maps me, но тут неожиданно дорога кончилась, маломощный мопед завяз в песках, стемнело и пришлось тащить мопед на себе. На более-менее сносную дорогу выбрался уже в глубокой темноте. Так что берите с собой фонарик и старайтесь с наступлением темноты ездить по основным дорогам, чтобы не заблудиться.







Необычные храмы Багана








Все храмы, кроме Швезигон, свободны, никто билеты не спрашивает.

Заброшенный город Баган в переводе означает «языческий» — это неординарная множество древних буддийских святилищ, которые были построены в основном в период с X века по XII век на территории Мьянма (Бирма). Эти храмы Баган находятся на восточном берегу реки Ayerwady, который расположен на 145 километре от района Mandalay.

Это впечатляющий, старинный религиозный центр Баган, которая состоит из 2200 храмов и пагод и занимает площадь 16 квадратных километров. Храмы Баган являются сборником различных архитектурных стилей, сложившейся в этом регионе в течение того исторического периода. Они были построены в стиле «ступа реликтовой в форме купола», «ступа с гробницей в форме купола», «Сингальский стиль в форме ступы», «Северо-индийской модель», «Центрально — индийская модель», «Южно — индийская модель» и «Мон — модель». Тем не менее, большинство зданий комплекса были построены в форме: пагод и храмов.

Оба типа структур имеют свои отдельные предназначения. Пагода была построена как символом поклонения, а храм служит для медитации и поклонения. Чтобы построить такие структуры, строители использовали, в основном, кирпич, песчаник и крупногабаритные лесоматериалы. Так же использовались но не очень широко и другие материалы как некоторые металлы, такие как бронза и железо. Пагоды состоит из кирпича, соединенные песчаником и землей.

Некоторые из самых красивых и важных храмов, которые продолжают стоять в Багане давайте перечислим некоторые из них:

— Dhammayangyi, он был спроектирован и построен знаменитым королем Narathu с 1167 по 1170 годы и он является самым большим храмным комплексом.

— Shwesandaw, это есть один из самых первых построенных храмов, в Багане. Она была построена Anawahta где имеются ступы Будды. Этот храм еще был известен как Ганеша, потому что в углах террасы есть изображение Индуистского Бога.

— Mahabodi является самым точным копией, но в меньших размерах знаменитого храма Бодхи, которая расположена в Индии. Махабодхи была построена королем Nataungmya, в котором есть изображения Будха.

— Amnada является одним из самых красивых храмов, а в 1990 году он получил «золотой позолоту» в честь его 900-летия строительства. На Храме имеются большие четыре золотые статуи Будды.

— Zi Khon, это, один из важных и впечатлительно красивых храмов в Багане. Там имеются несколько костей и волосков самой Будды. Строительство, которого было начато королем Anawrata и закончено его преемником королем Kyanzittha. На этом храме проводятся ежегодный религиозный фестиваль и до сегодняшнего дня является самым важным местом паломничества для верующих.

— Thatbynnyu является самым высоким сооружением в Багане, его высота составляет 61-метров.

История заброшенного города Баган

Большинство зданий в археологическом и религиозном комплексе Баган были построены в период от 1000 до 1200 годах нашей эры. В течение этого времени Баган был уже во второй раз столицей Бирманской империи. Золотой век Баган началась в 1057 году, когда король Аноета завоевал Татон. Аноета был Буддистом, поэтому он вернул в Баган Писания буддизма Тхеравады.

Anawrata инициировал в свое время массовое строительство различных храмов и других культовых зданий в Багане, которые мы сегодня можем видеть и любоваться на них. И его преемники продолжили эту традицию, заложенное ими. Они в течении 290 лет, построили более 10000 храмов и пагод в Багане.

В ходе своего самого апогея Баган был одним из важнейших религиозных и культурных центров Азии, население достигло до 300 000 человек, и там было около 10 00 храмов и пагод, которые существовали в Багане. К сожалению, произошли несколько землетрясений и нападений врагов, которые подвергли разрушению большинство зданий самой древней столицы Бирмы.

А золотой век заброшенного города Баган закончился в 1287 году, когда область захватили монголы, которые все разграбили. Но, тем не менее, по-прежнему он был самым важный центром буддизма, но политическая значимость уже была утрачена навсегда. Город постепенно пришел в запустение и только в наше время, храмы и некоторые археологические останки, которые выжили, начали восстанавливать.

 

Возможно, будет полезно почитать: