Зандан Жуу. В Бурятии находится самая ценная реликвия буддийского мира. Дацаны Бурятии: Эгитуйский дацан. Статуя Сандалового Будды — Зандан Жуу Статуя будды в бурятии

Одним из известных сакральных мест Бурятии становится Эгитуйский дацан, расположенный в местечке Хара-Шибирь, что в Еравненском районе, примерно в 280 км к востоку от Улан -Удэ. Примечателен тем, что в нем хранится Сандаловый Будда, прижизненная статуя Будды Шакьямуни, высотой 2 м 18 см, изготовленная 2500 лет назад по заказу раджи Удаяны из сандалового дерева (на самом деле путем анализа установлено, что дерево - это липа, покрытая сандаловой пастой). Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветленным. Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров высотой.

""Статуя попала на территорию России в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. Сандаловая статуя была куплена ламами дацана во время «боксерского» восстания в Китае. По другой версии зимой 1901 года, после разгрома восстания в Пекине бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию. Тогда же была изготовлена металлическая копия статуи, а оригинал скрыт. До 1935 года статуя находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В период антирелигиозных репрессий статуя была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Национального музея истории Бурятии.""" из истории возникновения статуи на Бурятской земле. В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае. В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды». История ее пребывания в России удивительна. В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен. Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае. Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях. Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане). Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна. Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.
Конечно, возникает вопрос о правообладании статуей. В ответ за возмущенные требования китайцев о возврате статуи бурятские ламы ответили: -Статую конечно отдадим,....когда весь наш народ поклонится ей.
Зандан Жуу – не единственное прижизненное изображение Будды, в литературе встречаются упоминания о его живописных портретах и других скульптурах. Более того, в сиамской и бирманской версиях говорится о сидящем изображении Будды, тогда как в текстах Махаяны речь идет о стоящей скульптуре.

Дорога в Эгитуйский дацан. На пути встретилась пара цапель, что считается хорошим знаком. Объясняется, что божества местности приветствуют наше желание посетить Сандалового Будду.


Птицы практически не пугались проезжающих автомобилей.


Но как только мы остановились их сфотографировать, цапли решили перелететь чуть подальше.


Показались строения дацана


Ступы, ориентированые по сторонам света.


Главный Дуган, в котором хранится статуя Сандалового Будды


Традиционное Колесо Учения и две лани по бокам


Вот он! Знаменитый Сандаловый Будда, мировая реликвия буддистов! Рассказывают, что когда Будда Шакьямуни первый раз увидел эту статую, то статуя сделала к нему шесть шагов. Тогда Будда Шакьямуни произнес пророчество, что статуя окажется далеко в северной стране и будет способствовать процветанию Учения в той стороне.


Говорят, что статуя Сандалового Будды висит в воздухе и под ней можно протащить хадак.
Будда пророчествовал ее перемещение на север: в Китай, Тибет, Монголию. Туда,куда попадал Сандаловый Будда, перемещался и центр буддизма. В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай. После этого последовал взлет буддийской мысли в Китае. В VIII в. непальская жена тибетского царя привезла Сандалового Будду в Тибет. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. В XIII в.,перед распространением буддизма в Монголии, мы снова находим упоминание о появлении там Сандалового Будды. Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье зимой 1901 года является благим предзнаменованием развитию Учения Будды в России.
До 1935 года она находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В смутный период репрессий Зандан Жуу была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Музея истории Бурятии.

25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолетом перевезли в Згитуйский Дацан. В июле 2008 года состоялось открытие Дворца для Зандан Жуу.

Согласно буддистской традиции считается живым Буддой - его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея.

У Зандан Жуу слегка прищурены веки, взгляд устремлен немного вверх, правая рука Сандалового Будды поднята в приветственно-охранном жесте, левая – обращена ладонью вперед, но пальцами вниз. Говорят, что не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают этот мощный энергетический поток, выходят из дацана. А другие, наоборот, через некоторое время обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они уселись напротив Сандалового Будды. Скульптура обладает особой «магнетической» силой, есть много легенд об этой святыне. Старожилы рассказывают о том, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит ему от чистого сердца.





убранство алтаря




внутри красиво и светло


Шатер на потолке


Вход в дуган охраняют снежные львы


везде рассажены цветы


Драконы, обвивающие столбы


Ступы


Молитвенные барабаны с мантрами Ом Мани Падме Хум внутри. Если крутить барабан по часовой стрелке, то мантры Ом Мани Падме Хум возносятся в пространство и радуют всех живых существ.




Дуганчики на территории дацана
























Нам сделали небольшую экскурсию по дацану




История возникновения Сандалового Будды.


Все гости из Индии и Тибета, которые прибывают на землю Бурятии стремятся оказаться у Сандалового Будды. Это действительно мировая святыня. Доктор Нида Чтенатцанг читает пуджу Сандаловому Будде.
Говорится, что тот, кто увидит статую воотчию, тот не переродится в следующей жизни в аду.
Статуя признана памятником федерального значения и, наряду с Атласом тибетской медицины и Нетленным телом Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова, решением большого вселамского собрания (сугунды) Буддийской традиционной Сангхи России от 22 апреля 2003 года утверждена в качестве буддистской святыни.

В далеком бурятском дацане хранится статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира . Речь идет о Сандаловом Будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски Зандан-Жуу . Эту статую можно сравнить с Туринской плащаницей или с Черным камнем Каабы . Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом Бодхи в Бодхгайе или сингальским зубом Будды . Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский Зандан-Жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать «медвежьим углом», богом забытым местом, сведения о котором можно найти только в записках редких путешественников. Эпоха Интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах «раскрутки» брендовых объектов Республики. Почему, в таком случае, Сандаловый Будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, Нетленного тела Итигэлова , паломничество к которому уже приобретает международный размах ?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя Будды, хранящаяся в Эгитуйском дацане . За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша Белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева . Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий Сандалового Будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото . Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами , также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей Цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты» (ссылка).

Операция «Срочная эвакуация».

Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» (ссылка). Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».

Парящая статуя

Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.

Китай требует возврата святынь

Посещая отделы дальневосточного искусства в Лувре или Британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления Запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка). Для правительства КНР дело чести восстановить Запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация

В случае с Сандаловым Буддой – ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о Сандаловом Будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования Белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли Зандан-Жуу остаться святыней местного значения, «внутренним бурятским делом» или когда-нибудь вопрос о Сандаловом Будде войдет в повестку российско-китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя Будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены.

Сандаловый Будда

по-бурятски Зандан-Жуу , Сандаловый Владыка — уникальная и очень древняя статуя, известная реликвия буддийского мира.
Эта скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, около V века до н.э., по заказу раджи Уддияны .

Существует мнение, разделяемое большинством, что она — первая и единственная статуя, сделанная при жизни Будды.

В буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

В настоящее время Сандаловый Будда признан в России памятником культуры федерального значения.

История появления и проделанный путь

О том, как возникло самое первое из изображений Будды Шакьямуни, существуют разные точки зрения и множество легенд. В индийской версии говорится, что его выполнил Вишвамитра, в то время как Будда давал поучение. Он вырезал статую из сандалового дерева, глядя на отражение в воде, так как от самого Просветленного исходило яркое сияние.

Известно также упоминание в истории Будды Шакьямуни, указывающее на существование статуи, возникшей при его жизни и известной как «образ из Уддияны «,статуи, выполненной по просьбе правителя этой удивительной древней буддийской страны.
Говорится, что этот скульптурный портрет излучал «божественный свет».

В поздних сутрах Махаяны о нем написано: «Майдгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала приветствовал Господина Мира» (3). Здесь идет речь о Сандаловом Будде.
По сведениям А.А.Терентьева , согласно китайскому переводу Экоттара-агама-сутры (из Ануттара-никаи), изложенной тохарским монахом Дхармананди (385 г. н.э.), история возникновения статуи Зандан-Жуу такова:
Будда Шакьямуни пребывал на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. В это время раджа Прасенаджит очень сильно захотел увидеть Просветленного Владыку. Тогда ближайший ученик Будды — Маудгальяяна , достигший чудесных способностей, перенес мастеров к Будде, чтобы они могли увидеть его, и по возвращении изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева «гоширша».
Когда Будда Шакьямуни вернулся, статуя приветствуя его, сделала ему навстречу шесть шагов, и это послужило основой пророчества Будды об этой статуе: она будет перемещаться на север, и там где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.
Спустя века статуя Будды действительно покинула Индию .

В китайских источниках упомянуты сведения о ее дальнейшм пути в северном направлении.

Китай

Так в IV веке монах Кумараяна из Кашмира , желая спасти драгоценную статую во время кровопролитных местных войн, увез ее в Центральную Азию . Он обосновался в городе-оазисе Великого шелкового пути под названием Куча, где женился на сестре местного правителя Дживаке и стал духовным наставником. С этого времени там начал процветать буддизм. Сын того самого монаха Кумараджива вырос в обстановке, благоприятной изучению Дхармы, и стал знаменитым буддийским мудрецом. Его слава была столь громкой, что в 384 году в Кучу за ним из Китая были посланы войска с целью захватить Кумарадживу. Вместе с ним в Китай забрали и статую Сандалового Будды. С этого времени Китай стал аккумулировать в себе буддийскую мудрость.

Тибет

Из Китая статуя отправилась в Тибет в начале VIII века. Тогда китайская и непальская принцессы-буддистки вышли замуж за тибетского царя Сронцзангамбо и привезли в Страну Снегов буддийские реликвии, среди которых была статуя Сандалового Будды. Непальская принцесса Бхрикути считалась воплощением Зеленой Тары , а китайская принцесса Вэнь-чэнь — воплощением Белой Тары . Уже при следующем правителе Тибета — Тисрондэцене буддизм стал в этой стране государственной религией.

Монголия

По другим китайским источникам, во время правления Чингиз-хана Сандаловый Будда оказался в Монголии, в то время происходили первые контакты монголов с буддийской философией, увенчавшиеся впоследствии принятием буддизма на государственном уровне.

Из Монголии вновь статуя вернулась в Китай. Она хранилась в провинции Ли, в храме буддийского монастыря, выстроенном специально для нее — Сандан-Сы «Монастырь Сандалового Будды». В XIX веке этот монастырь находился на территории столицы Китая. Все буддийские паломники из Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись чудесной статуе, посещая Пекин.

Россия

Из Китая в 1901 году статуя отправилась в Забайкалье, и с тех пор не покидает Россию.

Произошло это благодаря нашим бурятским казакам, оказавшимся в то время в Китае, а как именно, точно не известно.

Востоковед и буддист В.М.Монтлевич писал: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 году известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, тридцать два года проживший в Китае (с 1916 по 1948 гг.)».

В 1890-1901 гг разразилось Ихэтуаньское восстание в Пекине, когда тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости и согласия» организовало беспорядки в стране, широко известные как Боксерское восстание.

В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен.

На восстание жестко отреагировало мировое сообщество, повстанцы были уничтожены объединенными силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 года. В этих событиях принимали участие и наши бурятские казаки, оказавшиеся в это непростое время в Пекине.

По одной из версий они во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря, и тем самым спасли от гибели, потом зимой 1901 года в качестве трофея доставили в родную Бурятию. По другой версии, сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуйского дацана во время восстания и попала в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью, с огромными предосторожностями вывозивших ее из Китая.Так или иначе, драгоценная статуя Сандалового Будды отправилась еще дальше на север, и оказалась в начале XX века в Забайкалье, в Эгетуйском дацане России. Тогда же предусмотрительно была сделана металлическая копия статуи, которую и выставили на обозрение в специальном храме-дугане, как объект поклонения и почитания, а сам оригинал надежно спрятали.В поисках знаменитой статуи вскоре в Бурятию приехали японские эксперты, до которых дошли сведения, что статуя находится в Эгетуйском дацане. При виде металлической копии их постигло сильное разочарование, они вынуждены были уехать ни с чем. До 1935 года статую надежно скрывали в Бурятии, пока и в России не наступили трагические для буддизма времена антирелигиозной политики, когда дацаны подверглись разрушению, многие ценные реликвии оказались уничтожены, а ламы репрессированы. Но статуя уцелела и в это непростое время. Она попала в число реликвий, которые были переданы в фонды нового Антирелигиозного музея, находившиеся в Одигитриевской церкви г.Верхнеудинска (теперь это Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ) , где она хранилась под стеклом в шкафу на втором этаже. В то же время в огне и без соблюдения должных условий хранения гибло огромное количество замечательных культовых реликвий и произведений.25 сентября 1991 года статую возвратили буддистам, передав в тот же Эгитуйский дацан, где открыто почитали когда-то металлическую копию. Впервые в России только теперь Сандаловый Будда предстал перед людьми. Это расценивается как благое предзнаменование для развития Дхармы не только в Бурятии, но и в целом в нашей стране. Статуя содержит сильное благословение Будды, создавая благоприятные условия для процветания Учения Будды — Дхармы, пробуждая к нему интерес.

Буддийская святыня России

Некоторое время статуя хранилась в храме-дугане Эгитуйского дацана в Бурятии, в небольшом деревянном одноэтажном здании, неприспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В нем невозможно было создать соответствующие условия для хранения мировой буддийской святыни.

Поэтому Буддийская традиционная Сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения статуи с поддержанием постоянного микроклимата. В течение 15 лет шел сбор средств на строительство храма-дворца для Сандалового Будды. Благодаря пожертвованиям прихожан Эгитуйского дацана и отдельным спонсорам, новый храм Зандан Жуу был октрыт 25 июля 2008 года. На церемонию его освящения съехались люди из разных регионов нашей страны. Старшее поколение бурят, движимое желанием поддержать и продолжить традиции своих предков, специально для этого торжества шило новые праздничные национальные костюмы. С полудня до восьми часов вечера неиссякала живая очередь людей, пришедших в дацан, чтобы увидеть Будду.
Долгий путь чудесной статуи Зандан Жуу из Индии через Китай, Тибет, Монголию, в Россию, из страны в страну, в северном направлении на протяжении веков стал свидетельством исполнения пророчества Будды.22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России «утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу,

1901 год. Ночной покров над огромным восточным городом разрывают пожары. Улицы наполнены дымом и пьянящим запахом пороха. Отовсюду слышны выстрелы, крики, стоны

Из горящего монастыря Сандан-Сы несколько военных бережно выносят огромный сверток и укладывают его на подводу. На их скуластых смуглых лицах капли пота и радость, смешанная с тревогой. Это казаки 6-й сотни 1-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска в охваченном боксерским восстанием Пекине претворяют в жизнь предсказание Будды. Предсказание, которому 2 500 лет. Теперь обо всем по порядку.

Надпись на камне

Погружая пытливого путешественника в таинственную атмосферу этих мест, дорога, уже неподалеку от Эгитуйского дацана превратившись в лесной проселок, приводит к загадочному камню, который нашел в тайге один из моих друзей-охотников Владимир Николаевич Сафеев. Как-то раз, преследуя раненного во время охоты изюбря, он присел отдохнуть и с изумлением обнаружил, что сидит рядом с необычным камнем. С одной стороны, обращенной к таежной чаще, он выглядит как обычный валун. С другой стороны, которая смотрит из багульника на лесную дорогу, он будто срезан огромным острым ножом и имеет гладкую матовую поверхность в форме двух полуокружностей, расположенных одна над другой. В центре этой площадки неведомо каким образом нанесен странный знак.

Мой приятель, родившийся и проживший в этих краях всю жизнь, исходивший здешнюю тайгу вдоль и поперек, ничего не слышал об этом камне, как не слышали о нем и другие старожилы.

Как оказалось впоследствии, это знак из санскритского алфавита, читающийся как «ом». Именно с него начинается одна из самых популярных и значимых в буддизме мантр «Ом мани падме хум». Мой приятель стал интересоваться у местных лам, что может означать присутствие здесь этого камня. Ответ он получил такой: «Здесь сильное место».Это означает, что у этих мест очень мощная энергетика и питают ее некие высшие силы. А мне, когда я попытался как-то уточнить у других священнослужителей происхождение надписи на камне, было сказано: надпись нерукотворная. Остальное — загадка, разгадки которой пока нет.

Шесть шагов навстречу

Сам Эгитуйский дацан, имеющий тибетское название «Дамчой Равжелинг», — это старинный архитектурный комплекс на берегу реки Маракты, основанный в 1820 году. Когда-то он состоял из двенадцати построек. Здесь были философский, медицинский и астрологический дуганы.


Фото: anonim03.ru

В них постигали науки более трехсот студентов-хувараков. Говорят, когда они шепотом читали молитву, ее было слышно на расстоянии трех километров. Трудно себе представить, но в этом «медвежьем углу» уже в начале XIX века была собственная типография.

А славился дацан вовсе не этим. Его главной достопримечательностью была и остается до сих пор статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда). Ну вот мы и подошли к главной тайне.История Зандан Жуу началась 2500 лет назад, когда было создано это единственное на сегодня прижизненное изображение Будды. Трудно теперь сказать, как на самом деле появилось на свет одно из первых произведений буддийского искусства, слишком много здесь всего не обычного, но ведь и человеком был необычным этот индийский принц Сиддхартха Гаутама.

Не знаю, чему верить: или тому, что мастера ваяли его с отражения в реке, потому что исходящий от него свет слепил их, или тому, что им пришлось побывать на небесах, где находился в это время Будда... Но, как бы там ни было, изображение его появилось на свет. Говорят, что, когда Будда направился к статуе, чтобы сравнить сходство, та сделала ему навстречу шесть шагов. Говорят, что именно это и побудило Будду сделать следующее пророчество: статуя будет перемещаться на север, и там, где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.

В это можно верить или не верить, но пророчество-то сбылось. И в цепи тех событий, о которых пойдет речь дальше, случайностей нет.

Гвоздь на ноге

За эти 2500 лет статуя не спеша, но уверенно двигалась на север. Сначала, в IV веке, монахи, спасая статую от междоусобных войн, перевезли ее в город Куча в Центральной Азии. Затем попала в Китай. После в качестве подарка перекочевала в Тибет, а во времена Чингисхана — в Монголию. И где бы ни появлялась статуя, везде начинал процветать буддизм. С пребыванием Зандан Жуу в Китае связана вот такая история. Когда священнослужители монастыря уходили на ночь из помещения, где она стояла, ее лицо было обращено туда, куда развернули статую люди, но каждое утро она неизменно смотрела на север.

Она помнила о предсказании Будды. Решили эту проблему очень просто — в ногу изваяния вбили гвоздь.Из Монголии она вновь переместилась в Китай, где находилась до начала тех событий, с которых и начался этот рассказ.

Чудеса сандалового Будды

Когда-нибудь история назовет имена забайкальских казаков, спасших буддийскую святыню от огня, но пока они нам неизвестны. Однако известны имена других людей, рисковавших своими жизнями во имя спасения Зандан Жуу. Это начальник русской почты Гомбоев и лама Эрдэнийн Соржо Эгитуйского дацана.

Статуя надежно была укрыта на подводе, и через две границы — китайскую и монгольскую — привезена в Россию. Когда бесценный груз покидал Монголию, стражники поинтересовались, что это так надежно укутано. И получили от сопровождающих ответ: это родственник, умерший от чумы. Больше вопросов не было.

В 1934 году во времена гонения на дацаны Зандан Жуу была перевезена в Одигитриевский собор Улан-Удэ. Там в то время находились фонды антирелигиозного музея. В начале 80-х годов прошлого столетия именно там мне и довелось впервые увидеть ее.22 сентября 1992 года статуя вновь была возвращена верующим и теперь уже навечно расположилась в Эгитуйском дацане. Так закончились многовековые странствия Сандалового Будды. И только отверстие от гвоздя в ноге статуи напоминает о ее непростой судьбе. Но чудеса на этом не закончились. Один из многоуважаемых лам поведал мне о том, что Зандан Жуу стоит, не касаясь поверхности постамента: между основанием статуи и постаментом свободно проходит нитка. Все может быть в наших необыкновенных краях.

Люди приходят сюда издалека, чтобы поклониться Сандаловому Будде, попросить у него здоровья, долгой жизни себе и своим близким. И статуя помогает. Помогает всем, кто верит.

Небольшой штрих из современной истории Зандан Жуу

В 2012 году мне довелось побывать в местах дислокации бурятских полицейских на Северном Кавказе. Мы проехали Чечню, Дагестан. Так вот, в Каспийске в расположении сводного отряда в так называемом кубрике я увидел в изголовье ряда кроватей вырезанное из какого-то журнала немного помятое изображение Зандан Жуу. В изголовье — там, где обычно находятся иконы, — был прикреплен обычный листок. Но на нем была святыня, у которой парни просили помочь им вернуться домой. И они вернулись целыми и невредимыми.

Дополнение от редакции

Такой описал историю и свои впечатления от Зандан Жуу неизвестный автор. От себя добавим еще один случай. 22 сентября 1991 года, день, когда в дацан возвращали Зандан Жуу, выдался очень холодным. Шел дождь со снегом. Перед дацаном подготовили посадочную площадку для вертолета. Он запаздывал, было опасение, что из-за такой погоды он может и не прилететь. Но промокшие люди терпеливо ждали на пронизывающе холодном ветру. И вот долгожданный вертолет вынырнул из-за туч. После его посадки люди образовали длинный живой коридор. Многие не могли сдержать слез радости. Особенно те, кто был ребенком в страшные годы гонений на религию. Те, на чьих детских глазах разрушали Эгитуйский дацан так яростно, что страницами священных книг была усыпана вся Эгитуйская долина.

Летчики открыли грузовой отсек, и ламы бережно вынесли на еравнинскую землю священного бурхана Зандан Жуу и пронесли в распахнутые двери дацана. Сбылась мечта о возвращении в родной дацан святыни на тот момент Хамбо ламы Мунко Цыбикова. Он пронес эту мечту через годы арестов, этапов и долгой ссылки на Колыме.

— Мы с радостью приняли приказ о доставке Зандан Жуу. Трудно было лететь. Мокрый снег, плохая видимость. Когда летели над Хоринском, земля была покрыта снегом. Мы выбрали низкий летный потолок. Коллеги мои Сергей Бойко, Василий Баюшеев — опытные пилоты. Ответственная миссия завершена. Пусть молитвы, совершенные в вашем дацане, будут услышаны всеми. Да поможет бог всем! — рассказал тогда командир экипажа Ми-8 А.В. Ватулин районной газете «Улан-Туя».

Почти через 14 лет, 20 сентября 2005 года, второй раз вертолет совершил почетный круг и приземлился у Эгитуйского дацана. Каково же было удивление встречавших сельчан, когда они узнали в экипаже тех самых пилотов, что возвращали святыню в экстремальных условиях в сентябре 1991 года. В этот раз их попросил свозить к святыне только знакомившийся с Бурятией Михаил Слипенчук. Увидев восторженное любопытство детишек, облепивших вертолет, он попросил летчиков покатать детвору. Ребятишки с радостными криками набились в салон и впервые в своей жизни облетели по кругу родную долину. А внизу в это время новый гость, впечатленный Зандан Жуу, принял решение помочь в строительстве дворца для святыни.

(от тиб. tsan dan jo bo ), или Сандаловый Будда, это статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней.


Фото © Buryad-Mongol Nom


Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем.
Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.



Представители войск восьми держав коалиции в 1900 г. Слева направо: Великобритания, США, Россия, Британская Индия, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.


В 1900 году возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе восьми других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты».



Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» . Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».


Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты.

Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды.
Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ.

Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 1991 г. прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.




Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. В 2008 году для нее был построен новый храм, оснащенный системой поддержания постоянного микроклимата. ❚



Фото © Buryad-Mongol Nom

 

Возможно, будет полезно почитать: