Опыт работы. Тема: «Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста. Проект «Путешествие по Кунгурской ледяной пещере Исследовательские работы по теме пещера для дошкольников

Научно-практическая конференция исследовательских работ школьников

МБОУ «Жанаталапская ООШ»

Тайны пещеры «Подарок»

Выполнила Куктеубаева Элина

ученица 6 класса

Научный руководитель:

Барсукова Лариса Станиславовна

1. Введение. Происхождение и основные характеристики пещеры «Подарок».

2. Возникновение сталактитов.

3. Экспериментальное исследование

4. Заключение

5. Список используемых источников

Введение

В октябре 2017 года я побывала в очень интересном месте - пещере "Подарок». Это - одна из самых спелеологических достопримечательностей Оренбургской области. Она расположена в полутора километрах к западу от небольшого поселка Дубенской Оренбургской области на конезаводском карстовом поле (Беляевский район ). Пещера является самой глубокой из всех пещер Оренбургской области. Ее общая протяженность составляет 660 метров . Пещера "Подарок" является группой нескольких карстовых галерей и залов, соединенных между собой меандрами и узкими лазами.

Описание пещеры

Вход в пещеру находится в карстовом провале глубиной около трех метров, до недавнего времени спуск туда был возможен только с помощью веревки. Несколько лет назад добрые люди установили железную лестницу, благодаря чему посещение пещеры "Подарок" стало более легким. При посещении пещеры рекомендуются иметь с собой одежду, которую не жалко будет испачкать, а также взять с собой защиту головы (каску). При посещении пещеры необходимо проявлять осторожность, так как гипсовые породы, из которых в основном и состоит пещера "Подарок", подвержены обвалам.

Первый зал пещеры переходит в небольшую галерею, в которую ведут два пути: первый по небольшому коридору с водой, второй же - через узкий меандр, находящийся на небольшой высоте, после которого будет крутой сыпучий склон. Из первой галереи идут два пересекающихся коридора, один из которых переходит в зал с коридором, имеющим круговой проход (тут можно заплутать). Температура в пещере не поднимается выше 12 градусов, на потолке гнездятся летучие мыши. В пещере "Подарок" есть небольшие натечные образования, в некоторых местах образованы небольшие сталактиты и сталагмиты.

Этот совершенно другой необычайно красивый мир, в котором сотни лет царит абсолютная тишина, темнота, подземные воды, пропасти поразил меня. Я узнала, что сталактиты образующиеся в карстовых пещерах, растут очень медленно, со скоростью несколько миллиметров в год. А нельзя ли ускорить процесс образования и роста сталактитов в домашних условиях? На этот вопрос мы решили найти ответ в своей работе.

Цель работы: установить, что скорость роста сталактита в домашних условиях будет больше, чем в естественных условиях пещер.

Объект исследования : кристаллизация минералов.

Предмет исследования : условия, при которых вырастает сталактит.

Гипотеза: предположим, чтосталактит, выращенный в домашних условиях, будет иметь внешнее сходство с природным сталактитом.

Задачи исследования:

Изучить процесс образования сталактитов;

Экспериментально проверить влияние домашних условий для роста сталактита.

Методы:

Поиск информации в литературе и интернет-источниках;

Проведение экспериментов и наблюдений;

Обобщение полученных знаний.

2. Возникновение сталактитов.

Как же образуются украшения пещер? Вода, попадающая в пещеру, испаряясь, оставляет известь. Там, где она постоянно капала с одних и тех же мест, появились тонкие полые трубочки длиной в несколько метров. Эта «соломка» из соды может засориться и превратиться в похожие на сосульки сталактиты, которые свешиваются в виде сосулек, трубок, бахромы с потолков и верхних частей стен карстовых пещер. «Соломка» также образует волнообразную драпировку, ниспадающую со сводчатых потолков.

Если вода капает в маленькие углубления, то песчинки постепенно покрываются мягкой известью и получается блестящий пещерный жемчуг. А в некоторых пещерах образовались еще более изысканные украшения. Это хрупкие пучки игольчатых кристаллов, а также скрученные, похожие на червячков трубочки (геликтиты), которые растут в разных направлениях.

Мельчайшие частички солей различных минералов, растворённые в воде, раскрашивают сталактиты в разные цвета: розовые, желтые, синие, красные, черные и даже радужные.

Сталактиты возникают в результате процесса, который называют – карст (карстовый процесс). Суть процесса заключается в следующем: кальцит, основной компонент известняка, растворяется дождевой водой. Когда известняк обнажается на земной поверхности, вода просачивается по мелким трещинам породы и растворяет её. Со временем эти трещины расширяются, формируя характерный карстовый ландшафт с системой подземных пещер, созданной грунтовыми водами.

Вода, насыщенная известняком, по мельчайшим трещинкам добирается до потолка уже созданной пещеры и повисает на нём. Постепенно, очень медленно, капля испаряется, а известняк оседает на потолке. Через некоторое время в это место приходит следующая капелька и опять откладывает известняк. Постепенно известняк накапливается на этом участке потолка, и образуются большие «сосульки» - сталактиты.

Но не весь известняк оседает на потолке и даёт рост сталактиту. Под собственной тяжестью часть капель падает на пол, и снизу навстречу сталактиту растет сталагмит (от греческого слова stalagma – капля). Когда сталактит и сталагмит соединяются и срастаются между собой, образуется колонна сталагнат .

И сталактиты, и сталагмиты, и колонны бывают очень больших размеров - десятки метров в высоту и несколько метров в диаметре. Скорость их роста зависит от температуры и степени сырости в пещере, от толщины слоя известняка над пещерой и от количества воды, попадающей в пещеру. А самым длинным свободно свисающим сталактитом считается огромная каменная сосулька в Груга-до-Жанелао (Бразилия), длиной 12 м. А самым высоким сталагмитом в мире сейчас считается 63-метровый гигант в пещере Лас Вильяс (Куба). Когда вода перестаёт попадать в пещеры, сталактиты перестают расти, а пещера считается «мёртвой».

Возраст сталактитов и сталактитовых колонн нельзя определять по их размерам и толщине. В разных пещерах, даже в разных залах одной и той же пещеры условия образования и роста сталактитов могут быть совершенно разные. В разрезе можно увидеть, что внутри сталактит состоит из колец, по которым можно узнать, какой климат был на Земле в период их образования. Толстые кольца означают влажный климат, а тонкие кольца говорят о сухом климате. Для сравнения, ширина кольца сибирского сталактита составляет 15 мм – а это в 50 раз больше, чем самое широкое кольцо из Карлсбадских пещер. Так происходит потому, что Карлсбадские пещеры находятся в пустыне штата Нью-Мексико, где выпадает очень мало осадков, даже в более влажные года.

3.Экспериментальное исследование.

Узнав, что сталактиты и сталагмиты бывают ледяные, глиняные, гипсовые, соляные, лавовые, мы поняли, что в домашних условиях можем вырастить только соляные, потому что остальные сложны для работы или просто недоступны. Поэтому мы решили вырастить соляной сталактит из порошка аммония фосфорнокислого из набора "Алхимик".

Этапы проведения эксперимента:

20 ноября 2017 года мы начали проведение эксперимента по выращиванию сталактита. Для эксперимента нам потребовалось: 1 стеклянная банка, порошок аммония фосфорнокислого (далее - реактив), кусочек гранита, нитка, карандаш, кастрюля.

2.Привязали камень к нитке, второй конец нитки привязали к карандашу. Опустили камешек на нитке в банку с раствором, положив карандаш на горлышко банки, при этом камень опустился ниже середины уровня раствора. Накрыли банку салфеткой и оставили на 2 часа.

3. Через 2 часа осторожно вынули камешек. На дне банки образовался осадок. Поставили банку в кастрюлю с кипящей водой и осторожно перемешали осадок. Вновь опустили камешек в банку и оставили до утра.

4.На следующий день вынули из банки камешек, обросший соляными кристалликами.

5. Приготовили новый раствор реактива и вновь опустили камешек.

6.Через несколько часов вынули из банки кристалл и высушили его на салфетке.

7. Сделали макет пещеры и поместили туда выращенный кристалл.

Заключение.

По результатам проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: соляной сталактит, выращенный в домашних условиях, по форме похож на природный сталактит. Вырос он гораздо быстрее, чем в естественных условиях пещер (всего за сутки он вырос на ___ мм).

Во время выполнения исследовательской работы я узнала много нового и очень интересного о таинственном мире пещер. Мы научились выращивать сталактиты.

Я благодарна своим родителям, что побывала в таком уникальном месте, где капли могут капать десятки тысяч лет в одну и ту же точку, из чего и вырастают подземные каменные цветы, и попыталась воспроизвести эту волшебную красоту в домашних условиях.

Конечно, передать творение природы сложно. Это нужно смотреть, чувствовать. Никакая сказка не может повторить ту красоту, которую я видела.

Список используемых источников:

    Энциклопедия для детей. // Геология. [Текст]:/ Энциклопедия – М: АВАНТА+, 1995.

    Энциклопедия природы России. // Минералы и горные породы. [Текст]:/ Энциклопедия - М:ABF, 1998.

    Хочу всё знать. / Камни и минералы –М, Ридерз Дайджест, 2010-стр. 22

Рельеф нашей Родины разнообразен - это холмы, равнины, горы. С этой темой мы познакомились на уроках окружающего мира. Заинтересовавших этой темой в библиотеке я нашёл книгу «Пещеры», в ней рассказывалось много интересных сведений о том, как образуются пещеры, что такое сталактиты и сталагмиты, кто обитает в пещерах, как использовались пещеры людьми, как изучают пещеры. Недавно мы с семьей побывали в Кунгурской ледяной пещере. Эта пещера восхитила своей красотой и размерами. Захотелось узнать больше об этой пещере Уральских гор и рассказать о неё классу. Этот вопрос и стал темой моего проекта.

Цель: создать видеоролик - экскурсию по Кунгурской ледяной пещере и макет грота пещеры.

Задачи:

1) Выяснить, что такое пещера и какие бывают пещеры?

2) Узнать, как образовалась Кунгурская ледяная пещера?

3) Познакомиться со строением Кунгурской ледяной пещеры.

4) Рассмотреть, как образуются сталактиты и сталагмиты?

5) Выяснить, кто является обитателями Кунгурской ледяной пещеры.

Практическая значимость : данная работа может быть использована на уроках окружающего мира.

Работая над проектом я узнал, что:

Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями, доступными для человека.

Пещеры, исходя из того как они были образованы делятся на следующие виды:

1) Карстовые пещеры.

2) Тектонические пещеры.

3) Эрозионные пещеры.

4) Ледниковые пещеры.

5) Вулканические пещеры.

Кунгурская пещера - одна из крупнейших карстовых пещер России. Пещера находится на берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка.

Возраст Кунгурской ледяной пещеры 10-12 тысяч лет. Протяжённость всех ходов пещеры - 5 км 700 м; количество гротов - 48,количество озёр - 70. С каждым гротом и озером связана легенда, поэтому у них необычные названия.

В пещерах очень часто встречаются сталактиты - свешивающиеся с потолка «сосульки» разных размеров, и сталагмиты - образования, тоже похожие на сосульки и растущие из пола пещеры. Как же они образуются? Вода, просачиваясь, вымывает минералы - кальцит. Когда капельки капают, сверху образуются сталактиты, снизу сталагмиты. Сталактиты и сталагмиты часто сращиваются, образуя сталагнаты.

Несмотря на холод и темноту, в пещере есть свои обитатели - это летучие мыши, а в озерах водятся рачки.

В результате работы над проектом собраны интересные сведения о пещере.

Для того, чтобы показать сталактиты и сталагмиты был создан макет грота. В будущем сталактиты, сталагмиты и кристаллы попробую вырастить в домашних условиях с помощью химических элементов.

Собранные сведения, видео и фотоматериалы позволили создать видеоролик - экскурсии по Кунгурской ледяной пещере.

1. В программе Киностудия WindowsLive вставили в проектную работу фотографии.

2. В программе ВидеоМастер сделали монтаж видеозаписей, записали и наложили звук.

4. Сохранили фильм.

Благодаря этой работе я научился работать в программах Киностудия WindowsLive, ВидеоМастер.

Проектно-исследовательская деятельность в последнее время приобретет все большую популярность. Данные тенденции связаны как с эффективностью метода, так и с общими тенденциями в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Темы, разрабатываемые в рамках экологических проектов, могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим несколько проектов различной тематики и характера, осуществленных в детских дошкольных учреждениях нашей страны.

Так в детском саду № 2333 города Москвы были разработаны проекты по темам: "Мини-музеи в детском саду", "Мир бумаги", "Мир глины", "Сказка в экологическом образовании" и многие другие.

Н.А. Рыжовой был разработан и активно используется в образовательных учреждениях проект "Здравствуй, дерево!". Данный проект включает в себя две ступени: проект "Наше дерево" для дошкольников и проект "Мое дерево" для младших школьников. Такой подход к проектной деятельности обеспечивает преемственность в системе непрерывного экологического образования.

Проект "Здравствуй, дерево!" заключается в ознакомлении детей с определенным деревом путем наблюдения сезонных изменений, ведения календаря наблюдений. Результаты наблюдений и исследований дети представляют в форме рисунков и небольших рассказов. При этом с возрастом изменяется роль педагога в данном процессе - чем старше становятся дети, тем более самостоятельными и объемными становятся исследования. Формы представления и обобщения материалов исследования также становятся более разнообразными.

В процесс реализации проекта активно вовлекаются и родители. Удачным является вариант, когда детский сад и школа могут совместно работать поданному проекту.

Продолжительность проекта "Здравствуй, дерево!" составляет не менее одного года, это связано с тем, что дети должны иметь возможность проследить сезонные изменения в жизни дерева. Регулярность осуществления отдельных наблюдений и исследований зависит от времени года: в периоды смены сезонов (август-сентябрь, март-апрель и т.д.) их частота увеличивается, т.к. в это время изменения в жизни всех растений и деревьев в том числе, наиболее заметны.

Деревья в качестве объекта наблюдений и исследовательской деятельности были выбраны не случайно. Они обладают рядом свойств, делающих их удобным объектом наблюдений Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г. :

1. Деревья произрастают практически везде, но в т же время ни дети, ни взрослые, обычно, не обращают на них особого внимания. Существенно большее внимание детей привлекают яркие растения и животные. Зачастую дети считают растения неживыми, поскольку они не обладают свойством, присущим, по мнению детей, живым существам - движением.

2. Деревья являются превосходным объектом для осуществления фенологических наблюдений. Лиственные деревья имеют заметные, ярко выраженные изменения по сезонам.

3. По внешнему облику, состоянию деревьев можно оценивать экологическую обстановку территории.

4. Деревья являются крупными объектами, в связи с чем, общаться с ними детям гораздо проще, чем с мелкими травянистыми растениями.

Проект "Здравствуй дерево!" как и любой исследовательский проект осуществляется в несколько этапов.

1 этап - Выбор цели и объекта наблюдения. На данном этапе необходимо определиться с тем, что станет объектом исследования, причем с одной стороны выбор объекта должен оставаться за детьми, а с другой стороны, педагогу следует направлять процесс принятия решения таким образом, чтобы группа пришла к единому мнению. Для этого педагогу следует обратить внимание детей на определенное растение, рассказать что-нибудь интересное о нем.

2 этап - Подготовка необходимых материалов и оборудования.

На данном этапе необходимо произвести подготовку всего, что будет требоваться в процессе исследовательской деятельности и при представлении результатов.

Для оформления результатов работы необходим "Дневник наблюдений", представляющий собой отдельный альбом или просто тетрадь. Также понадобится папка с прозрачными файлами, для хранения результатов исследований, детских рисунков, листьев и т.п.

На первой странице альбома дети должны изобразить портрет дерева и написать его имя, можно использовать и фотографию детей с деревом.

Вторая страница альбома носит называние "Что нужно нашему дереву?". Здесь ребята должны определить и изобразить, что необходимо дереву, без чего оно не может существовать.

Обычно дети изображают солнце, поскольку дереву необходимы свет и тепло, воду, почву, ветер, дождевого червя, пчелу. В процессе этой деятельности у детей формируется представление о наличии тесных взаимосвязей растений с объектами живой и неживой природы, и формируется понимание того, что никакой живой организм не может существовать отдельно от других, жизнь зависит от многих факторов.

Третья страница альбома называется "Паспорт нашего дерева". На данной странице фиксируется общая информация о дереве: его возраст, высота, диаметр ствола, соседние деревья, наличие рядом молодых деревьев этого же вида или поросли, наличие птичьих гнезд и т.п.

Остальные страницы альбома предназначены для записи впечатлений, высказываний детей, результатов наблюдений, рисунков детей.

Отдельно в альбоме дети должны нарисовать "портрет дерева" в различные сезоны. Страницу, содержащую стихи, загадки, пословицы и поговорки могут помочь сделать родители.

Таким образом, основные задачи подготовительного этапа проекта следующие: Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее "имя".

3. Узнать, кто посадил это дерево. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать "Здравствуй!", шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать.

5. Подготовить оборудование для исследований и альбом, в котором отмечаются результаты наблюдений за жизнью дерева.

Исследовательский этап . На данном этапе осуществляются наблюдения за жизнью выбранного дерева, включая его сезонные изменения, наблюдения за птицами, производится изучение листьев, коры и др. частей дерева, а также почвы и ее обитателей.

Исследовательская деятельность в рамках проекта должна комбинироваться с другими видами деятельности: сочинением рассказов, изобразительной деятельностью, игровой и др. видами деятельности детей.

Большое значение имеет эмоциональное восприятие детьми исследуемого дерева, а также природы в целом, развитие способностей видеть красоту природы.

Трудовая деятельность является также неотъемлемым элементом проекта. В рамках трудовой деятельности дети осуществляют уход за растением, изготавливают кормушки, скворечники и т.п.

Обобщающий этап проекта заключается в анализе и обобщении результатов проведенных исследований, закреплении у детей приобретенных знаний и поведенческих навыков. На данной стадии проекта производится разработка различных рекомендаций на основе произведенных исследований.

На данном этапе деятельность детей состоит в сочинении рассказов и сказок, их иллюстрации, отражении результатов исследований в играх, разработке природоохранных знаков, проведении праздника "День дерева", составлении рекламы дерева, подборе литературы о нем.

Данные рекомендации являются для педагога своего рода формой диагностики результатов работы по проекту, поскольку они являются отражением происходящих изменений в поведении и отношении детей к окружающей природной среде. В рамках составления рекомендаций дети отвечают вопросы: "Что я могу сделать для данного дерева?", "Что я могу сделать для всех деревьев?". На основе рекомендаций возможно осуществление дальнейшей практической деятельности детей - разработки природоохранных знаков, сбора макулатуру, посадки деревьев и т.д.

По образцу данного проекта возможна разработка проектов по другим темам.

В рамках работы с младшими школьниками в образовательных учреждениях нашей страны также осуществляется проектно-исследовательская деятельность. Некоторые проекты при некоторой переработке вполне подходят и для детей дошкольного возраста.

Проект "Птичья столовая" . Данный проект должен осуществляться в зимний период. Его суть заключается в организации работы на территории образовательного учреждения птичьей "столовой". Для этого производится изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц, на основе чего предлагаются варианты размещения "столовой", виды и формы кормушек.

Открытие "столовой" можно превратить в своеобразный праздник. После этого организуются наблюдения за птицами, прилетающими в столовую, а также дежурства. Во время наблюдений дети ведут дневники, записывая виды прилетающих птиц, отражают характер взаимоотношений между различными видами. На основе наблюдений делаются выводы.

Проект "Лесная аптека". Целью данного проекта является знакомство детей с лекарственными растениями. В процессе осуществления проекта выясняется, какие лекарственные растения произрастают в данной местности, каковы их целебные свойства.

Растения для аптеки собираются во время прогулок и экскурсий в парк или лес. Среди растений могут быть мать-и-мачеха, цветы липы, крапива, шиповник, лопух, подорожник и т.п.

Результатом проекта является открытие лесной аптеки. Дети рассказывают о лекарственных растениях и своих исследованиях родителям и другим детям.

Еще один проект, посвященный уже неживой природе, был реализован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 116" Семицветик, города Рязани. Данный проект не носил непосредственно экологической направленности, однако при желании ему можно было бы легко придать экологический характер.

Проект назывался "Эта удивительная соль". Данный проект стал следствием отдыха одного из воспитанников МДОУ на соленом озере Баскунчак. В результате чего у детей возникло множество вопросов: "Что такое соль?", "Откуда она берется? Как ее добывают?", "Почему море соленое?" и др.

В работе над проектом "Эта удивительная соль" принимали участие и дети, и родители, и воспитатели.

Проект объединил два индивидуальных исследования:

· "Почему соль соленая и такая разная?"

· "Волшебница соль"

Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

1. Выяснить, откуда берется соль.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3. Исследование свойства соли опытным путем.

4. Поиск информации о соли в художественных произведениях.

5. Стимулирование познавательной активности, создание условий для осуществления исследовательской деятельности.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

7. Развитие воображения, любознательности и уверенности в своих способностях.

8. Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству.

Исходя из доминирующего метода, данный проект носил исследовательский и творческий характер. Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок - взрослый. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект - групповым, по продолжительности осуществления - среднесрочным.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

1. Этап проектирования включал в себя следующую деятельность:

· Беседы ("Что такое соль и для чего она нужна?", "Что мы хотим узнать о соли?", "Где можно найти нужную информацию");

· рассматривание энциклопедий, чтение книг;

· формулировка проблемных вопросов;

· выдвижение гипотез;

· планирование работы.

Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:

· Сбор сведений о соли из разных источников информации.

· Знакомство с художественными произведениями, в которых есть упоминание о соли

· Исследование, почему соль бывает разного цвета.

· Выращивание кристаллов соли.

· Фотографирование

· Составление презентации: "Эта удивительная соль", "Такая разная соль".

Следующий этап проекта - технологический - включал в себя:

· сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

· беседы ("Соль в пословицах, поговорках, загадках", "Какая бывает соль?");

· сбор образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, "Экстра", соль для ванн);

· опыты ("Растворяется ли соль в воде?", "Как влияет соль на свойства воды?", "Куда девается соль при испарении?", "Выращивание кристаллов");

· наблюдения ("Как мама использует соль?").

Рефлексивный этап включал:

· обобщение и систематизация полученных знаний;

· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка "Как вырастить кристалл?", выращенные кристаллы, слайды "Соляные пещеры");

· формулирование выводов;

· подготовку и проведение презентации.

Последний заключительный этап данного проекта заключался в интересном рассказе о проведенном исследовании детям, их родителям и воспитателям.

В том же учреждении осуществлялся и другой проект "Кора - одежда для растений".

Данный проект объединил три темы исследований:

· "Такая разная кора"

· "Берестяное кружево",

· "Кому кроме деревьев нужна кора (приносит ли кора кому-то пользу)".

Целью проекта было формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.

Задачи проекта:

· формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;

· развитие познавательного интереса к живой природе;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и дошкольника поведения;

· формирование представлений о разнообразии коры и об использовании коры человеком;

· знакомство детей с корой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения (народные промыслы);

· знакомство детей с применением коры в медицине.

Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:

· с особенностями коры разных деревьев (какого цвета, гладкая или шероховатая, имеет ли запах);

· сравнили кору молодых и старых деревьев;

· собрали кору для создания коллекции;

· природный материал для изготовления поделок;

· обнаружили следы повреждений, нанесенных деревьям человеком.

Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:

· Зачем деревьям кора?

· Почему кора разная?

· Чем пахнет кора?

· Что будет с деревом, если содрать кору?

· Почему деревья не могут жить без коры?

· Зачем белят стволы деревьев?

· Почему у маленькой березки кора коричневая, а у большой - белая?

После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.

В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований.

Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада. Была организована экскурсия в музей природы, где воспитанникам рассказали о деревьях, произрастающих в Мещере, о том, как используется кора различных деревьев.

С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.

Были проведены беседы:

· "Как человек использует кору";

· "Что такое берестяные грамоты и когда они появились?";

· "Как добывают бересту для поделок?

По доминирующему методу данный проект являлся социально-исследовательским, по содержания включал ребенка и природу, носил межпредметный характер, по характеру участия - ребенок являлся участником проекта от идеи до результата. Проект осуществлялся внутри одной возрастной группы, по количеству участников являлся групповым, по продолжительности - долгосрочным.

Итогом проекта стали:

· Коллекция "Такая разная кора";

· Панно "Кора лечит", "Кора кормит", "Чем пахнет кора?";

· Коллекция поделок и сувениров из коры.

Проект "Биоценоз березовой рощи поселка Южный". В состав данного проекта входят следующие направления: формирование знаний об окружающем мире, в том числе о природе, развитие речи детей, художественное воспитание. Проектно-исследовательская деятельность при этом органично входит во все остальные виды деятельности, составляя с ним единое целое.

Цель проекта - формирование исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения живой природы.

Задачи проекта:

· Сформировать знания о живой и неживой природе

· Привить навыки экологически грамотного поведения в природе;

· Дать представления о березовой роще как о зеленом доме растений и животных

· Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

· Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;

· Расширить представления детей о социальной значимости березовой рощи.

В рамках проекта осуществлялась разработка следующих тем индивидуальных исследований дошкольников:

· Кто посадил березку?

· Как березка готовится к холодной зиме?

· Кому нужна березка?

· Что для меня моя березка?

Данный проект - это методическое пособие для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада при изучении базового курса "Ознакомление с окружающим" по программе С.Н. Николаевой "Экологическое воспитание в детском саду". При некоторой адаптации с проектом можно работать по пособию А.И. Ивановой "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду".

Продолжительность проектно-исследовательской деятельности определялась следующими факторами:

· Особенностями изучаемого явления (сезонные изменения в жизни дерева, осень-зима);

· Наличием свободного времени;

· Заинтересованностью детей, их отношением к предлагаемому виду деятельности.

Поэтому проект носил долгосрочный характер.

На подготовительном этапе были обсуждены вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определены цель и задачи проекта, составлен список необходимого оборудования, разработан план-график работы, подготовлена методическая и художественная литература, дидактические игры по теме проекта, приобретены необходимые принадлежности для практических занятий, создана лаборатория "Маленькие волшебники" для экспериментальной деятельности.

В ходе реализации проекта было организовано выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), проведены дидактические игры, ознакомление с литературой по теме проекта.

В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом был создан Музей природы "Человек, деревья, птицы и трава - едины корни нашего родства!", альбом "Березонька", фотоальбом, книги-самоделки.

Презентация проекта проходила в форме просмотра видеофильма "Экспедиция в березовую рощу поселка "Южный", концерта, где были продемонстрированы итоги реализации проекта.

Проектная деятельность не обязательно может носить чисто экологическую направленность. Возможно объединение нескольких направлений в рамках одного проекта. Примером этого является проект, осуществленный в МДОУ №225 "Лето - удивительная пора!".

Данный проект был реализован в рамках ДОУ в летний период и был нацелен на то, чтобы деятельность детей в это т период была более содержательной, интересной и познавательной.

В проекте участвовали: дети дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: обогащение впечатлений детей о разнообразии природы в летний период.

Задачи проекта:

1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей посредством использования природных факторов.

2. Воспитание у детей любви к живому, желания оберегать и защищать природу.

3. Развитие познавательного интереса и формирование навыков экспериментирования.

4. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

5. Воспитание привычки повседневной физической активности.

6. Способствование вовлечению родителей дошкольников в совместную с ребенком деятельность.

Реализация проекта велась через различные виды деятельности по нескольким направлениям:

1. Беседы "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!", "Советы доктора Пилюлькина", "Уроки Бронхи - брата"

2. Физкультурное развлечение "Быстрее, выше, дальше", "В гостях у Нептуна"

3. День здоровья "Весёлый мяч"

4. Сбор лекарственных растений: "От болезней и мучений нас спасут плоды растений!"

1. Беседа "В природе нет ничего лишнего".

2. Фотовыставка "Удивительное - рядом".

3. Акция "Озеленение территории детского сада - посадим дерево".

4. Целевая экскурсия на луг "Здравствую, луг!".

5. Праздник цветов (в программе: стихи, загадки, спортивные этюды, подвижные игры, приметы, головоломки).

6. Викторина "Природа - наш друг!", "Знатоки леса".

7. Экологические игры "Что было бы, если из леса исчезли…", "Где что зреет?", "Распределение плодов по вкусу, цвету, форме".

1. Составление рассказов "Приключение Муравьишки", "Мой любимый вид спорта" (создание малой спортивной энциклопедии).

2. Речевые физкультминутки.

3. Придумывание загадок о деревьях, цветах.

4. Копилка загадок, пословиц, поговорок о лете.

5. Инсценировка стихотворения "Цветное молоко".

1. Сюжетно - ролевые игры "Садовник", "Юные строители".

2. Словесные игры "Кто больше заметит небылиц?", "Назовите растение", "Четвёртый лишний".

3. Коммуникативные игры "Кто больше назовёт?", "Придумай небылицу".

4. Пазлы, разрезные картинки "Животный мир"

1. Проведение опытов с песком и с водой.

2. Изучение энциклопедий: "Почему песок бывает разным?", "Почему в пустыне растут кактусы?", "Растения - фитоспасатели: мята, календула, подорожник, ромашка".

3. Занятие "Солнечные зайчики".

4. Интегрированное занятие "Путешествие в Фитоландию".

1. Акция "Трудовой десант" (совместно с родителями) - уборка мусора, обрезка кустов, посадка цветов.

2. Конкурс детских работ по ручному труду: создание книжек - малышек "Лето - удивительная пора".

3. Работа в цветнике и на огороде "Растут цветы для красоты, а овощи - для здоровья".

1. Открытие на участке "Творческой мастерской".

2. Оформление выставки "Летние виды спорта". Создание малой спортивной энциклопедии.

3. Конкурс рисунков "Вода и краски".

4. Смотр-конкурс "Юный флорист".

5. Изготовление из бумаги панамок.

6. Изготовление игрушек - животных из природного материала.

1. Спартакиада "Спорт и смех - в семье успех!".

2. Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр "Умелые руки не знают скуки".

3. Турпоход "Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!".

4. Изготовление семейных фотоальбомов "Лето - 2009".

1. Конкурс стихов о лете.

2. Развлечение "Страна загадок".

3. Литературные посиделки "Читаем вместе о лете": Н. Калинина "Как Сашу обожгла крапива", В. Берестов "Весёлое лето", Н. Полякова "Доброе лето", М. Пришвин "Золотой луг", З. Александрова "Дождик".

1. Утренник "Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!".

2. "Музыкальная копилка" (слушаем и поём песни о лете).

3. Хороводные игры

4. Беседа "Природа и музыка".

5. День именинника.

Таким образом, в рамках данного проекта был в полной мере реализован интегрированный подход.

Исходя из рассмотренных проектов, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес, они с удовольствием участвуют в проектах, вносят свой вклад в его организацию и развитие. Соответственно и эффективность полученных знаний существенно выше, т.к. невозможно забыть ту информацию, которую нашел и подготовил сам.

При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Как видно из приведенных примеров проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности - не только исследовательскую, носить как экологический, как и комплексный характер, осуществляться в рамках ДОУ или совместно со школами и т.д.

Однако в любом случае требуется четкое планирование и организация деятельности. Для этого педагогам следует ответить на следующие вопросы:

· Какова цель проекта?

· Кто будет участвовать в данном проекте (какие педагоги, дети, будут ли принимать участие родители и т.д.)

· Какова направленность проекта? (будет ли он носить сугубо экологический характер или являться комплексным)

· Будет ли проект осуществляться только силами ДОУ или совместно со школами, музеями и т.д.

· Какова планируемая продолжительность проекта? (продолжительность во многом зависит от выбранной темы).

· Какова тема проекта? (ответ на этот вопрос может дать общение с детьми, поскольку тема проекта должна быть им интересна).

· Какое оборудование и материалы необходимы для реализации проекта?

· Какое финансовое обеспечение необходимо для проекта? (возможно необходима закупка оборудования и т.п.)

· Какие этапы будут выполняться в процессе реализации проекта?

· Какую роль будут выполнять участники проекта на каждом этапе?

· Какие результаты должны быть достигнуты в конце каждого этапа?

· Какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации сего проекта и как они будут представлены.

Выводы

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования приобретает в последнее время все большую популярность. Это связано с его эффективностью, а также с общей тенденцией в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

· работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,

· необходимо предоставить детям свободу выбора.

· Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

Ларионова Елена Александровна

Нефедьева Татьяна Владимировна

воспитатель I квалификационной категории

Участие в районном

проектно-исследовательском конкурсе

среди дошкольников "Первые шаги"

2015 год

Награждены "Грамотой Управления Образованием

Администрации Октябрьского района"

за 1 место

Презентация

Паспорт обучающего проекта

с детьми 6 - 7 лет

общеразвивающей направленности

«Эта удивительная соль» .

Название проекта «Эта удивительная - соль!»

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Руководители : Нефедьева Татьяна Владимировна и Ларионова Елена Александровна, воспитатели МДОБУ центр развития ребёнка детский сад №11 «Берёзка»

Цель проекта : Используя доступные средства, уточнить, что такое соль? Какие виды соли бывают? Свойства соли?

Вид проекта:

Краткосрочный

Исследовательский

Творческий

Познавательный

Информационный

Групповой

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли («Познание»)

2. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимание, память («коммуникация»), («Познание»)

3.Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы («Познание»)

4. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации («Познание»)

5. Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; («Социализация»)

6.Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях («Социализация»);
7. Развивать связную и диалогическую речь; зрительное и слуховое внимание, развивать речевой слух; умение ориентироваться в пространстве; мелкую и общую моторику(«Коммуникация»);

Актуальность проекта : Тема исследовательской деятельности возникла после чтения детям Словацкой сказки «Соль дороже золота». У ребят возник интерес: что за пещера где работали гномы, откуда берется соль? Дети имеют некоторые представления об обычной соли. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое, почему соль незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем, её уникальность и влияние на здоровье человека.

Продукт проектной деятельности : изготовление альбома «Опыты с солью» для детского сада, коллекция творческих работ с применением соли: изготовление поделок, рисование акварелью, лепка из солёного теста новогодних фигурок.

План работы над проектом «Эта удивительная соль»

Проект включает в себя 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: исследование свойств соли, её значимость.

Педагоги : продолжение освоения метода проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители : расширяют возможности взаимодействия со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое разделение ролей в проектной группе :

Воспитатель: организует проектно - исследовательскую ситуацию, совместную опытную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в исследовательской деятельности.

Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте.

Обеспечение проектной деятельности

Материально - техническое обеспечение:

Переносная мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка)

Яйцо, веточки ели, тополя, ниточка шерстяная

Набор разной соли

- Ёмкости для проведения опытов (пол-литровые стаканы, контейнеры, вода, чайные ложки

Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы)

Набор открыток, иллюстраций, фотографий, видео.

Место проведения : Группа, кухня, Музыкальный зал.

Сроки проведения : Ноябрь 2015г

Форма проведения : НОД, самостоятельная деятельность, совместная опытно- исследовательская деятельность.

Ожидаемый результат :

Удовлетворение интереса детей к исследованию природы со способами добывания соли, о её ценности и использовании человеком в целях профилактики заболеваний.

Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала.

Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.

Гипотеза исследования :

Содействие развитию познавательных потребностей личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если исследовательская деятельность старших дошкольников стимулирует творческий подход и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, инициативы и желаний.

Объект исследования : соль.

Предмет исследования : свойства соли, значение для человека.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

Изучение информации, беседы

Анализ познавательной литературы,

Подбор материалов и оборудования для исследований,

Экспериментальная деятельность,

Исследовательская деятельность,

Экскурсии,

Наблюдения,

Творческая деятельность,

Игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно - познавательная игры)

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1.Подготовительный этап:

Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цели, задачи для экспериментирования, подобрали познавательную, научную литературу по теме проекта,

рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли и технику;

разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская) ; читали статьи, загадывали загадки.

После просмотра мультфильмов о соли интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. С чего начались наши исследования?

2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность

Сначала, мы изучили свойства и качества соли. Для этого, провели опыты и выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, состоит из кристаллов, в тёплой воде растворяется быстрей, чем в холодной. Также узнали, что соль имеет свойство растворять лёд (опыт со льдом); что в солёной воде яйцо не тонет (опыт с яйцом) так как большое количество соли не даёт некоторым предметам утонуть. Выяснили, что при испарении солёной воды, остаются кристаллики соли.

Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Выращивание кристалла» на веточке ели, тополя и на скрепке. Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно наблюдали за ростом кристаллов и делали выводы.

3. Заключительный этап: Художественно-эстетическое творчество

Продуктом нашего проекта было художественно-эстетическое творчество. Дети познакомились с самыми разными способами рисования картин с использованием соли: «Морозные узоры», рисование бабочки солью, «Деревья в инее»,

изготовили поделки из солёного теста, оформили альбом опытов для детей других групп. Провели мастер-класса с родителями, оформление материала для родительского уголка.

Результаты.

В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».

Выводы

В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:

Существует несколько видов соли. Соль - полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, узнали свойства и качества.

А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Опыт работы

Тема:

«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель

МДОУ д/с № 34

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями, и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Однако, я думаю, вы согласитесь со мной, что и общество, родители часто ограничивают исследовательскую деятельность малыша. Это много - численные запреты «Не лезь!», «Не тронь!», «Не делай!», невнимание к детским вопросам, и твердое убеждение в том, что это ребенку знать еще рано.

А ведь нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью при столкновении с жизненными трудностями и даже с такими ситуациями, которые не должны восприниматься как трудности.

Вот поэтому наша задача и состоит в том, чтобы помочь детям получить новые знания об окружающем мире в процессе поисково – познавательной деятельности .

Многие отождествляют понятия «исследовательская деятельность» и «экспериментальная деятельность». Но это не так. Исследование – это более широкий термин, чем эксперимент. Вот, например, мы видим на краю стола стакан и думаем, если мы его подвинем на один сантиметр, он упадет или нет? А на два сантиметра? И т. д.. Чтобы ответить на этот вопрос, мы пододвигаем стакан сначала на один сантиметр и смотрим, что произойдет. Потом на два сантиметра и т. д.. Это эксперимент.

А исследование - это не просто эксперимент. Оно включает в себя гораздо больше составляющих. Кроме экспериментирования, сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, Обрабатывать и перерабатывать их в своей голове, обобщать и классифицировать эти сведения, т. е. работать на теоретическом уровне.

В журнале «Дошкольное воспитание» № 2 за 2000 год описан опыт работы А. Савенкова, доктора педагогических наук, профессора МПГУ на тему «Учебное исследование в детском саду». Меня он заинтересовал, и я взяла его за основу. В соответствии с рекомендациями автора исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов.

Я предлагаю вашему вниманию таблицу, где вы увидите основные этапы исследовательской деятельности.

Таблица.

Этапы исследовательской деятельности

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов сбора информации.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (макеты, рисунки, схемы, модели).

Защита проекта.

Иными словами, исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, проверку ее и анализ результатов. Исследование – это осознанная добыча новых знаний.

Суть работы А. Савенкова заключается в том, что детям (а в процессе работы они являются учеными – исследователями) предлагается подготовить доклад или сообщение по какой – то конкретной теме (например, о воде).

Для того, чтобы подготовить доклад – сообщение, нужно собрать информацию. Существует несколько методов сбора информации. Схематично они изображены на карточках.

Я предлагаю их вашему вниманию (показ карточек).

Ø Подумай сам.

Ø Спроси у другого человека.

Ø Прочитай или посмотри в книге.

Ø Наблюдение.

Ø Эксперимент.

Дети выбирают нужные и помещают их на панно.

Когда дети выбрали необходимые методы информации, начинают собирать материал. Собираемые сведения удерживать в памяти долго трудно. Поэтому их лучше фиксировать. Для этого раздаются детям маленькие листочки и ручкой или цветными карандашами они зарисовывают собранную информацию.

План сообщения готов и дети – исследователи приступают к самой ответственной части работы – делают доклад.

Это общая схема деятельности.

Так как я работаю с детьми логопедической группы, то темы исследований подбирала в соответствии с лексическими темами логопеда.

Сейчас вашему вниманию я предлагаю занятие по исследовательской деятельности по теме «Вода в жизни человека» (видео).

На этом занятии в конце предлагалось сделать доклад – сообщение. Но исследовательская деятельность предполагает и другие формы работы: подготовка и защита проекта.

Теперь я предлагаю посмотреть работу над другой темой «Как менялось жилище человека». Здесь изменились и приемы работы с детьми. Если на увиденном вами занятии проблема исходила от игрового персонажа Старичка – Лесовичка, то здесь дети сами выбрали тему исследования на групповом сборе. Сейчас вам предлагаю посмотреть не весь групповой сбор, а только его фрагмент (видео).

Затем я провела занятие по той же структуре, как и в работе над темой «Вода». Фрагмент этого занятия, где ребенок делает сообщение по схеме, вы сейчас увидите (видео).

Разница между занятиями в том, что изменились методы сбора информации. Если на первом занятии было много экспериментальной работы, то на данном занятии эксперимента не было совсем. Зато была экскурсия на стройку и в краеведческий музей на выставку экспонатов «Русская изба».

Конечно, нельзя полагать, что исследовательскую деятельность можно организовать со всеми детьми в рамках одного занятия. Нет, она требует индивидуальной работы, работы в парах или подгруппах, в течение длительного времени.

Вот и в данном случае работа над темой «Жилище человека» не закончилась. В совместной деятельности мы решили сделать макеты жилищ разных времен. Детям я предоставила возможность самим выбрать то жилище, какое они хотели бы сделать, и партнеров, с кем они хотели бы работать.

Пещеру мы делали сами в группе с теми детьми, кто выбрал этот вид жилища. Фрагмент совместной работы над макетом предлагаю вашему вниманию (видео).

Такая деятельность очень понравилась детям. Они поделились своими впечатлениями с родителями. Родители заинтересовались такой работой, и остальные жилища изготовили со своими детьми дома. Затем устроили презентацию. Участники проекта выступали перед детьми и рассказывали о том, как они сделали свой макет дома, какой материал использовали при постройке. Фрагмент презентации жилищ вы сейчас увидите (видео).

У нас получилась большая экспозиция «Жилище человека» (фото).

По такому же типу прошло занятие на тему «Эволюция водного транспорта ». Предлагаю вашему вниманию макет «От плота до парохода» (фото). Вместе с детьми провели испытания этих моделей в воде и практически убедились в необходимости замены одного транспорта другим всвязи с возросшими потребностями человека.

В работе над темой «Белый медведь», «Жители Джунглей» в совместной деятельности с детьми сделали макеты климатических зон Крайнего Севера и джунглей, в работе над темой «Наш родной город» изготовили макет города.

Наряду со специальными методами исследовательской деятельности в своей работе я использовала и много других, как мне кажется, необходимых для более полного сбора информации об исследуемом объекте:

Ø Экскурсии (в краеведческий музей, на переговорный пункт, на стройку, кухню и по городу).

Ø Встречи с интересными людьми (строителем, сотрудником музея, электриком, поваром и др.).

Ø Решение проблемных ситуаций (Что было бы, если бы не было … (воды, телефона, жилища, электричества). Как перебраться на другой берег, если нет моста? Какую одежду выбрать, чтобы не промокнуть под дождем и т. д.).

Ø Дидактические игры: «Овощи – фрукты», «Виды транспорта», «Эволюция вещей», «Цветик – семицветик», «Профессии» и др.

Ø Викторины «Что мы знаем о профессиях», «Знатоки родного края», КВН «Зеленые загадки».

Ø Коллекционирование (спичечные наклейки о животных, растениях, коллекция марок с транспортом).

Ø Моделирование (Как рождается речка и др.).

Для планомерной последовательной и систематической работы я разработала план – программу по опытно – экспериментальной и проектной деятельности «Юный исследователь», куда я включила темы исследований, которые предложили дети.

Цель: Развивать детскую любознательность, пытливость ума, устойчивые познавательные интересы.

Задачи:

Ø Способствовать развитию простейших способов умственной деятельности: операциям анализа и синтеза, вычленения, обобщения, сравнения по нескольким признакам.

Ø Развивать у детей способность проводить элементарную опытно – экспериментальную работу, устанавливать причинно – следственные связи, высказывать предположения, делать выводы.

Ø Совершенствовать навыки учебной деятельности: самостоятельно планировать свою деятельность и реализовывать её, анализировать полученный результат, действовать с графическими моделями; составлять рассказ об исследуемом объекте.

Ø Способствовать формированию у детей знаний о разнообразных явлениях окружающего мира, образе жизни человека, живой и неживой природе.

Объектами исследования могут быть предметы и явления из разных сфер деятельности, поэтому все темы распределены по блокам.

Тематический план.

Названия блоков.

Количество

занятий.

Мир людей.

· Родной город

· Профессии

Мир природы.

· Живая природа

· Неживая природа

Мир вещей.

· Предметы быта

· Жилище

Мир техники.

· Транспорт

· Бытовая техника

Итого:

Критерии

Мир людей.

Ø Знает название своего родного города, имеет представление об истории возникновения.

Ø Имеет представление о труде взрослых, культурно – бытовых учреждениях, промышленности города.

Мир техники.

Ø Различает и называет виды транспорта; имеет представление о причинах появления и эволюции в связи с техническим прогрессом.

Ø Имеет представление об изменении видов и форм средств коммуникации.

Мир вещей.

Ø Знает предметы быта (посуда, одежда, мебель), об их изменении в связи с условиями жизни.

Ø Определяет материал, из которого сделаны предметы (дерево, металл, ткань).

Ø Имеет представление об эволюции жилища человека, внешнем виде, отоплении, освещении.

Мир природы.

Ø Имеет представление о различных природных объектах; о растительном и животном мире; Красной книге.

Ø Устанавливает причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Ø Умеет самостоятельно проводить простые безопасные опыты.

Ожидаемые результаты

1. Выполнение детьми простейших умственных операций: анализа, синтеза, вычленения, обобщения, сравнения по нескольким признакам.

2. Овладение первичными навыками практического и умственного экспериментирования.

3. Самостоятельное планирование своей деятельности: умение собирать информацию об исследуемом объекте, составлять схему сообщения, задавать вопросы и отвечать на них, анализировать полученный результат.

4. Сформированность у детей знаний о разнообразных явлениях окружающего мира, образе жизни человека, живой и неживой природе.

Работа по данной теме дала положительные результаты. Эта работа повлияла на умственное развитие детей . У них значительно расширился кругозор, дети научились устанавливать причинно – следственные связи, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, выбирать себе партнера, вид деятельности , предлагать тему и выбирать тему. Если в начале года дети могли делать это только с моей помощью путем наводящих вопросов, то к концу года вследствие накопленного опыта они могли уже сами объяснить то или иное явление и сделать вывод. Такие дидактические приемы, как сравнение, аналогия, сопоставление фактов способствовали развитию логического мышления.

Важным условием развития умственных способностей детей является работа над формированием речи, которая занимает одно из важных мест в исследовательской деятельности.

Во – первых, у детей значительно пополнился запас слов.

Во – вторых, детям в процессе работы предлагалось сделать

сообщение.

Я их учила выбирать главное при отборе фактов, а второстепенное уходило на второй план. Естественно, это очень помогло детям при составлении рассказов на занятиях по развитию речи. Рассказы отличались стройностью изложения, стали более последовательными, отличались объемом.

Исследовательская работа затронула и экологическое воспитание детей. Они стали более сознательно относиться к окружающей природе, любить ее и бережно с ней обращаться.

Привлечение к этой работе родителей также дало положительные результаты. Родители заинтересовались этой деятельностью и вместе с детьми ходили в библиотеку и отыскивали нужные сведения для получения ответа на поставленный вопрос, принимали участие в изготовлении разнообразных макетов. Это не замедлило сказаться на микроклимате семьи. Отношения между родителями и детьми стали более близкими и доброжелательными.

Подведя итог моему выступлению, я хочу отметить, что для успешного решения задач исследовательского обучения нам, воспитателям, нужно:

Ø Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

Ø Не сдерживать инициативы детей.

Ø Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

Ø Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Ø Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

А) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

Б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

В) учиться анализу и синтезированию.

Ø Предоставлять детям право выбора темы исследования, партнера по совместной деятельности, и вид деятельности.

И самое главное – подходить к проведению этой работы творчески. Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Стремление к взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека.

 

Возможно, будет полезно почитать: