Археологический музей под открытым небом. Археологический парк Пафоса: описание. Археологический музей под открытым небом Старый пафос археологический парк

Археологический парк Като Пафос — музей под открытым небом на Кипре, включенный во все путеводители и официальные экскурсии как «must go». Путешественники приезжают посмотреть на руины античного города Неа-Пафос и хорошо сохранившиеся древнеримские мозаичные панно, случайно обнаруженные в начале 1960-х годов при сельскохозяйственной вспашке земли. Раскопки и исследования культурных слоев продолжаются до сих пор, при этом исторические сооружения открыты для посетителей круглогодично. Доступ прекращается лишь на Пасху, Рождество и новогодние каникулы.

Часы работы парка зависят от времени года. С ноября по март: 8:00 — 17:00; апрель, май, сентябрь, октябрь: 8:00 — 18:00; летом (с июня по август): 8:00 — 19:30. Вход стоит 4,5 евро, дети до 16 лет пропускаются бесплатно. Билетная касса расположена со стороны гавани.

Комплекс раскинулся на площади 80 га, что сопоставимо по размерам с десятком футбольных полей. Даже беглый осмотр основных объектов экскурсионного маршрута займет 2-3 часа, поэтому следует позаботиться об удобной обуви, а в летний период — о головных уборах, солнцезащитных очках и одежде, закрывающей плечи. На обширной территории не растут деревья, и укрыться от палящих лучей солнца будет негде. У входных дверей не забудьте захватить карту-схему на русском языке, на которой также указано расположение катакомб Святой Соломонии и «Царских гробниц» , находящихся за пределами парка. Для посещения некрополя потребуется купить отдельный билет за 2,5 евро. Ориентацию на местности облегчают указатели.

Предусмотрены бесплатные туалеты, скамейки и беседки для отдыха, вендинговые автоматы по продаже снеков, шоколада, колы и бутилированной питьевой воды. Возле построек есть информационные стенды с описанием достопримечательностей на английском и греческих языках, часть текста дублируется шрифтом Брайля.

Смотровые площадки с галереями позволяют сделать панорамные снимки и оценить масштаб Нового Пафоса с высоты. Планировка кварталов с системами водопроводных и канализационных труб свидетельствует о развитой городской инфраструктуре.

Перед самостоятельным визитом не лишним будет скачать аудиогид . Тем, кто плохо знаком с историей и мифологией, не стоит пренебрегать услугами экскурсовода, поскольку без соответствующих пояснений памятник мировой культуры покажется нагромождением камней. Готовые экскурсии с трансфером предлагают во всех отелях и туристических бюро.

Достопримечательности

Парк-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, включает здания разных эпох и цивилизаций: Эллады и Древнего Рима, Византии и Османской империи. Свой след оставили также древнегерманские племена — франки, и крестоносцы раннего Средневековья.

Туристы могут увидеть акрополь с агорой (рыночной площадью), колонны и фрагменты стен храма Асклепия , театр, замок Саранта Колонес и мозаики в 4-х виллах богатых горожан: это дома Диониса, Тесея, Эона и Орфея. Названия присвоены по именам главных героев мифологических сюжетов, запечатленных на напольных мозаичных полотнах. Самый древний из артефактов относится к IV в. до н. э. и изображает Сциллу — чудовище из греческого эпоса, описанное в поэме Гомера «Одиссея».

Для создания рисунков и орнаментов использовались галька, мрамор и цветное стекло. Филигранная работа мастеров поражает воображение. Тонкая детализация и гармоничность цветовых сочетаний придают лицам богов пространственный объем и выразительность. Кроме композиций на тему мифов и легенд, встречаются и сцены из повседневной жизни. Найденные образцы декоративного искусства говорят о том, какое большое внимание уделялось красоте и эстетике в интерьерном оформлении публичных мест и жилых помещений.

Одеон , возведенный эллинами и переделанный во времена правления римского императора Августа, служил местом проведения театральных представлений. Крыша защищала публику от солнца и осадков. В настоящий момент отреставрирована сцена и половина рядов амфитеатра, на которых снова собираются зрители. В высокий сезон ставятся спектакли, выступают музыкальные и танцевальные коллективы, устраиваются концерты и фестивали.

От базилики Панагия Лимениотисса уцелели лишь обломки фундаментных плит, колонны и мозаичные полы с геометрическими узорами. Также можно спуститься в каменоломни, где веками добывали известняк, а вырубленные в подземельях коридоры и пещеры затем служили убежищем для первых христиан, подвергавшихся гонениям.

Доминанта парка — действующий маяк высотой 20 м, построенный англичанами в 1888 году на холме для безопасной швартовки британских торговых судов и военных кораблей. В темное время суток прожектор на белой башне подает световые сигналы каждые 15 секунд.

Как добраться в Като Пафос

Железнодорожное сообщение на острове отсутствует, зато автобусная сеть отлично развита. Проезд стоит 2 евро, билет приобретается у водителя. Нужная остановка называется Като Пафос, это центральная городская автостанция. До ближайшего к археологическому комплексу пляжа — Аликес — идти пешком около километра.

Основной маршрут автобуса в Пафосе — № 615, он проходит от пляжа Geroskipou Public Beach по живописному побережью до Coral Bay Beach. Интервал движения составляет примерно 15 минут, транспорт курсирует с 6:00 утра до полуночи. Из туристического сектора также получится добраться автобусами № 603, 611, 631.

Автовокзал Karavella Station, принимающий междугородные рейсы, находится в 3 км от парка. По прибытию из Никосии, Ларнаки или Лимассола нужно пересесть на маршруты № 610 или № 618. Из аэропорта следует автобус № 612, из центра города — автобус № 610.

Автомобилисты, взявшие машину напрокат, могут воспользоваться бесплатной парковкой.

Для быстрых и комфортных передвижений пригодятся мобильные приложения вызова такси: Taxidi, nTAXI, IGOGO (доступны на русском, авторизацию лучше пройти с местной SIM-карты). Международных агрегаторов типа Uber на Кипре нет.

Археологический парк Пафоса: видео

Зачем ехать. Если вы были в Помпеях или поднимались на Акрополь, археологический парк Пафоса может вам показаться простеньким. Но в масштабах Кипра это важнейшая достопримечательность, демонстрирующая тесные, уходящие в глубину веков культурные связи острова с материковой Грецией. Постройки и мозаики античной эпохи неизменно вызывают у туристов большой интерес.

Как добраться. Рядом с парком находится автовокзал Пафоса, но это, к сожалению, не тот автовокзал, куда приходят междугородные рейсы. Тот, Пафос-Каравелла, находится в 3 километрах к северо-востоку. Поэтому приехав из Никосии, Ларнаки или Лимассола, необходимо пересесть на автобус маршрутов 610 или 618. Тем, кто едет из района Корал Бэй, где любят отдыхать русские туристы, проще: автобус пригородного сообщения 615 привезёт их на автостанцию Пафос-Като, от которой до входа в Археологический парк совсем недалеко.

Если кто не знал, на Кипре левостороннее движение. Т.е. если брать машину напрокат, нужно все время быть начеку и стараться не выезжать по привычке на правую полосу, которая на острове встречная. Если все же вы рискнули взять машину напрокат, то для экскурсии в археологический парк Пафоса подойдет парковка, занимающая обширное пространство возле автостанции Като.

Как попасть. Доступ открыт круглогодично, за исключением нескольких религиозных праздников. В высокий сезон, с середины апреля по середину сентября, музей открыт с 8:30 до 19:30, в остальное время сотрудники запирают ворота в 17 часов. Вход платный, билет стоит 4.50 евро. Есть возможность сэкономить, если купить комплексный билет, позволяющий в течение одного, трёх или семи дней посетить все ценные достопримечательности острова без дополнительных расходов. Как мы убедились, недельный билет оптимален. Он стоит 25 евро и если осмотреть всего 6 музеев, то все следующие пойдут уже приятным бонусом.

Что делать. Взять с собой воду, друзей, хорошее настроение и зонтик (зонтик обязательно, днём кипрское солнце жарит нещадно, а спрятаться от него в археологическом парке негде), приготовиться к нескольким часам ходьбы и начинать экскурсию. Археологический парк Пафоса уже с первых шагов настраивают людей на встречу с прекрасным: стены касс украшают мозаики с типичными для античной эпохи сюжетами.


Мозаика, украшающая стену кассового павильона Площадь парка около 80 гектаров, это примерно 100 футбольных стадионов. К счастью, не обязательно перепахивать ногами все огромное пространство, достаточно посетить несколько самых ценных объектов, включая виллы Диониса, Тесея и Эона, где сохранились мозаичные изображения, созданные две тысячи лет назад. Также интерес представляют форум римских времён, небольшой театр и бывший храм Асклепия.

Здание театра прекрасно сохранилось Экскурсия была бы более увлекательной, выбери мы для неё подходящее время. По-моему, летом лучше посещать археологический парк Пафоса или с утра, или ближе к вечеру. Днём жара просто убийственная. Я особенно негодовал по этому поводу, раз уж меня оторвали от наслаждения пляжем, и старался испортить настроение другим, сравнивая увиденное с Помпеями. Мол, вот в Помпеях-то амфитеатр куда вместительнее, в Помпеях территория побольше, в Помпеях мозаики красивее. Друзья потом начали меня просто шпынять, и правильно делали: мозаики в Пафосе очень даже ничего, если говорить, положа руку на сердце. Да и в целом парк мне понравился, вот только страшная жара давила на психику. Не повторяйте нашей ошибки, не ходите на экскурсию в то время, когда, кажется, плавится земля.

Питание. Как я уже говорил, перед походом в парк нужно запастись водой. Едой не обязательно, на жаре есть особо не хочется. Поесть можно возле входа в парк, на набережной, где находится сразу несколько ресторанов, специализирующихся на кипрской кухне.

Археологический парк Пафоса (Αρχαιoλογικό Πάρκο Πάφου/Paphos Archaeological Park) - одна из наиболее важных достопримечательностей Пафоса, представляющая собой раскопки объектов нескольких эпох, расположенные под открытым небом в районе Като Пафос, вблизи Гавани и .

Комплекс Археологического парка включает в себя: развалины замка Сорока колонн, четыре виллы (Дом Диониса, Дом Эона, Дом Тесея и Дом Орфея), в которых сохранились мозаичные полы, а также агору, одеон, асклепион и наиболее позднее сооружение парка - маяк. Раскопки на территории парка ведутся и в настоящее время.

В 1980 году весь район «Старого» Пафоса, в который входит и археологический парк, был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО за его выдающиеся древние останки.

Вход в Археологический парк Пафоса

Центральный вход в комплекс находится возле Гавани, вблизи автостанции Харбор. Гуляя по набережным Като Пафоса пройти мимо этого, внушительных размеров парка, просто невозможно.

Весь комплекс парка обнесен забором (сеткой-рабицей), с северо-восточной стороны была дырка в заборе, через которую также можно попасть в парк совершенно бесплатно.

Главный вход в комплекс

Здесь же находится касса. Стоимость билетов : 4,50 Евро - взрослый, 2,25 Евро - люди старше 65 лет. Возле входа есть туалеты. Часы работы парка : с 08:30 до 19:30 часов, продажа билетов до 19:00 часов.

При входе выдают карту памятников археологии Като Пафоса, на которой, в том числе, отмечены и объекты Археологического парка.

Необходимое время на посещение парка - минимум 2 часа, в идеале в районе 3-4 часов.

Объекты Археологического парка Пафоса

Войдя внутрь парка, перед нами открывается обширная открытая территория и лестница, ведущая наверх.

Поднявшись по лестнице, оказывается возле центра обслуживания посетителей. В центре продают сувениры, также на экране можно посмотреть документальный фильм об археологических раскопках.

Дорожки на территории парка, в основном, покрыты мелкими камнями, понадобится удобная обувь. Тени в парке очень мало, поэтому в жаркий солнечный день лучше захватить с собой головной убор и запас питьевой воды, надеть закрытую одежду или обильно нанести солнцезащитное средство на открытые участки тела. Воду в парке продают только в одном месте, в автоматах возле дома Диониса, по цене 0,50 Евро за бутылку. Здесь же в автоматах можно купить шоколадки, чипсы и прочие снеки. Шоколадный батончик - 1 Евро, чипсы, круассаны и печенье - по 1,50 Евро.

Дом Эона

От информ. центра, пройдя по территории парка, попадаем к дому Эона (House of Aion), часть которого находится в помещении. Некогда это была довольно большая вилла, в настоящее же время раскопаны всего три комнаты.

В здании можно видеть центральную часть дома, по всей видимости, служившую некой столовой-гостиной. В этом месте мозаичный пол выполнен в виде рисунков со сценами из древних легенд и сказаний.

Именно пол из Дома Эона считается одним из самых исключительных произведений древнеримского искусства, если не единственной работы такого рода в Пафосе. Данный дом датируется, примерно, серединой 4 века н.э. и назван в честь бога, показанного в середине мозаики - «Дом Эона».

Две комнаты поменьше имели геометрическую мозаику с более простыми узорами.

Также в доме Эона находится часть восстановленной стены виллы.

Дом Тесея

Рядом с домом Эона находятся остатки дома Тесея (House of Theseus) - самый крупный из домов Археологического парка.

Дом Тесея был построен во второй половине 2 века над руинами более ранних домов и использовался вплоть до 7 века.

По всей видимости, данная вилла некогда была резиденцией римского проконсула. В центре здания был внутренний двор, с четырех сторон которого располагались комнаты, часть из которых были предназначены для официальных функций, а другая - для частного использования и подсобных посещений.

До сих пор только южная половина виллы полностью раскопана, где можно видеть остатки стен и колонн, а также мозаику.

Самой яркой частью дома Тесея выступают остатки, так называемой 36 комнаты, на полу которой можно видеть напольную мозаику, предположительно 3-4 веков. Именно благодаря рисункам данной мозаики, изображающим Тесея и минотавра, вилла и получила свое название - «Дом Тесея».

Остатки мозаика комнаты № 40

Часть мозаики комнаты № 76

Дом Орфея

С развалинами дома Тесея граничат развалины дома Орфея.

Дом Орфея (House of Orpheus) датируется 2-3 веками. Это, пожалуй, на сегодняшний день, самый неприметный из домов парка, поскольку в доме можно видеть лишь небольшие участки остатков стен и камни.

Как «говорят» источники, в доме Орфея есть мозаики третьего века нашей эры, которые имеют три мифологических представления: «Орфей и его Лира», «Геркулес и Лев Немей» и «Амазонка», но в настоящее время они не видны публике.

Дом Диониса

От дома Орфея идем по дорожкам и выходим на аллею, ведущую к дому Диониса.

В небольшом каменном здании, справа от закрытой части дома Диониса, находятся автоматы по продаже напитков и закусок.

Часть остатков дома Диониса (House of Dionysos) находится под открытым небом, тогда как другая и наиболее ценная, та, где сохранилось больше всего мозаики, расположена в закрытом посещении. Предположительно, дом был построен в конце 2 века и был разрушен и оставлен после землетрясений 4 века нашей эры.

В закрытом помещении дома Диониса можно видеть мозаичные полы, предположительно 2-3 веков, украшенные мифологическими, винтажными и охотничьими сценами. Дом носит название в честь бога Диониса, который изображен на нескольких мозаиках.

Фото остатков дома Диониса, расположенных под открытым небом

Маяк Пафоса

Двигаясь на север от дома Диониса, выходим к самой поздней и отреставрированной достопримечательности парка - маяку Пафоса.

Возле маяка есть небольшая смотровая площадка, с которой открываются виды на Средиземное море, одноименный и окрестности.

Одеон и Асклепион

Вблизи маяка, чуть восточнее, находятся остатки Одеона - амфитеатр второго века, рядом с которыми также находятся остатки храма Асклепия (Асклепион) - по сути, бывший медицинский стационар.

Агора

Напротив одеона и асклепии, находится пустынная территория с некоторыми остатками - это, по всей видимости, центральная часть Агоры или Форума города Неа-Пафос - большая городская площадь, имеющая прямоугольную форму и выложенная каменными плитами.

Территория Археологического парка Пафоса за маяком

За маяком, севернее от такового, расположена обширная территория парка, на которой ведутся раскопки и находятся остатки подземного комплекса и раннехристианской базилики. К сожалению, руины за маяком, не имеют опознавательных знаков и понять, что они собой представляют, - очень сложно.

Замок Сорока колонн

От руин северной части парка держим путь к последнему из объектов - разрушенному замку Сорока колонн.

Замок Саранта-Колонес или замок Сорока колонн (Castle Saranta Colones), как полагают, был возведен в конце 7 века как византийский форт, для защитить порта и город Неа Пафос от арабских набегов, а затем, после франкского завоевания Кипра, где-то в 1200-годах был перестроен в замок Лузиньяны, который был разрушен землетрясением 1223 года и более никогда не восстановлен.

Здание представляло собой компактную крепость, окруженную массивной внешней сплошной стеной с восемью башнями и рвом, окружавшим замок. Доступ в замок был возможен через деревянный мост, проходивший надо рвом.

Название замка «Сорока колонн» происходит от большого количества гранитных колонн, которые были найдены в этом месте, вероятно, они когда-то были частью древней агоры.

Который ищет скидки по множеству систем бронирования

Никто не может сказать, сколько тайн сокрыто под землей и песком, нанесенными веками. Обычно открытия и находки делаются случайно. Именно так на Кипре фермер наткнулся на панно, выполненное из мозаики, когда распахивал землю. Произошло это в 1962 году недалеко от гавани Пафоса. Благодаря этой находке и последующим раскопкам на Кипре появился Археологический парк Пафоса.

О чем рассказывают раскопки

Неудивительно, что начавшиеся раскопки на месте найденной мозаики, постепенно слой за слоем открывали новые, интересные следы цивилизаций, живших когда-то на этом острове. История Кипра очень интересна. Когда-то им владели греки и римляне. Затем история говорит о принадлежности Пафоса Византийской, а потом Османской империям. Владела островом и Великобритания. Раскопки продолжают вестись и в настоящее время. При строительстве объектов обязательно находится какой-то артефакт из античных построек.

Найденная старинная мозаика привлекла внимание многих ученых и археологов. В течение 20 лет археологические экспедиции из разных стран по крупицам собирали уникальное покрытие, выполненное, как выяснилось, на богатейших виллах II - III веков нашей эры. Поражает факт, что мозаика не утратила своего колорита. Кроме мозаики и древних построек, были буквально "вырыты" из почвы храмы, городские стены, мост, базилики, улочки из камня.

Археологический парк

Всё найденное при раскопках, представляет собой большой единый комплекс, который назван Археологическим парком Пафоса. С 1980 года парк является мировым культурным наследием и находится под охраной ЮНЕСКО. Ценные мозаики, найденные первыми, находятся на так называемых виллах Диониса, Эона, Тесея и Орфея. Их могут посещать туристы.

Названия виллы получили по изображенным на мозаичных полях героям греческой мифологии, имен настоящих владельцев вилл, естественно, никто не знает. Интересен амфитеатр, хорошо сохранившийся в слоях почвы и руины замка "Сорока колонн", служившего крепостью. Открыты для посещения форум, храм бога-врачевателя Асклепия и базилики.

Экскурсии по парку

Исторический комплекс открыт для туристов круглогодично. Плата за вход порядка 4-5 евро. Места, где все еще ведутся раскопки, закрыты для посещения. Есть любители побродить по парку без группы, посидеть на ступенях амфитеатра, представить, что здесь происходило много тысячелетий назад. Да и времени больше, чтобы рассмотреть реликвии, сделать фотографии. Обычно на посещение парка уходит не менее четырех часов.

Для организованных групп туристов экскурсии проводятся вместе с гидом, который, проводя группу по улочкам этого археологического рассказывает исторические факты и мифы, связанные с тем или иным артефактом парка. Экскурсии начинаются от развалин четырех вилл, которые являются самыми ценными в Археологическом парке Пафоса, и относятся примерно к III - V векам н. э. Найденные при раскопках этих вилл мозаики, собранные из мелких элементов, сохранили изображения богов и героев Греции и Древнего Рима.

Вилла Диониса

В результате раскопок перед археологами открылась картина жилища с разрушенными стенами, но хорошо сохранившимся половым мозаичным покрытием. Предполагалось, что вилла Диониса, находящаяся в археологическом музее, занимала площадь около 500 кв. метров и имела сорок комнат. Впоследствии оказалось, что эта вилла была выстроена на фундаменте еще более древнего жилья, в котором также была напольная мозаика. Постройка относится ко II веку н. э. К сожалению, вилла Диониса и другие строения Пафоса были разрушены землетрясением, произошедшем в IV веке.

Технология мозаичных полов

Следует обратить внимание на мозаики, создаваемые вначале из простого камня с несложным геометрическим рисунком в трехцветной гамме: черным, коричневым, белым. Затем мозаики более усложнялись. Изменилась технология изготовления полов из мозаики. Они выкладывались по специальной технологии на камни с известью. На эту "подушку" размещались узоры и картины из мельчайшей гальки, специального стекла и мраморной крошки, которые привозились на Кипр. Это был очень дорогой товар. Позволить себе роскошь, выложенного мозаикой пола, могли только очень богатые люди.

Сразу на входе в жилище пол украшает одна из древних мозаик Кипра. На ней изображена Сцилла, описанная в поэме Гомера - "Одиссея". Рядом находится пара дельфинов. Геометрический рисунок в трехцветной гамме. Кстати, обнаружили мозаику случайно, когда начали возводить навес над основными, найденными к тому времени, экспонатами.

В глубине жилища Археологического парка Пафоса более поздние мозаичные полы. Здесь другой подход к цветовому решению выкладываемых мозаик. На одной из мозаик изображение Нарциса, обрамленное выложенными рисунками времен года и сезонов. Перед посетителями в виде ковров предстают на мозаиках сцены охоты, изображения животных, гроздья винограда. Мозаики на темы любовных историй очень точно переданы художниками тех времен.

Вилла Тесея

Из мифологии мы знакомы с подвигом Тесея, победившего в лабиринте Минотавра. Вилла, названная его именем - это огромное здание. Во время землетрясения оно не устояло, но было отстроено заново. Однако вилла была разрушена арабами в VII веке.

В мозаиках, выполненных до землетрясения, просматриваются уже римские технологии изготовления мозаичных полов. На одной из мозаик археологического парка изображена сцена, в которой Тесей борется с Минотавром. Мозаика датируется III веком н. э.

Около этой мозаики гиды рассказывают трогательную историю о том, что не следует забывать о своих обещаниях. А Тесей, убив Минотавра, забыл поменять паруса на своем корабле на белые, тем самым возвестить о своей победе отцу. Он плыл домой под черными парусами. И когда отец Тесея Эгей увидел черные паруса, он понял, что его сын погиб и отец с обрыва бросился в море, лишив себя жизни. Согласно этой легенде, море носит имя Эгея - Эгейское.

Дом Орфея

Еще до начала раскопок об этих руинах Пафоса было уже известно. Многие артефакты канули в лету, а часть каменных развалин была использована для строительства домов, так как в те годы никто не задумывался об исторической ценности этих развалин. Сохранились очертания нескольких комнат. Те мозаики, что были на полах, датируются II веком н. э. Рисунки геометрические и по древнегреческим надписям на мозаике удалось понять, что этот дом принадлежал римскому подданному Титу Гаю Реституту. Однако дом назван, как и предыдущие, по главному изображению на мозаике. Им был Орфей, играющий на лире в окружении лесных зверей.

Вилла Эона

На другой стороне улочки расположено в укрытом помещении не менее интересное жилище, раскопки которого все еще продолжаются. Но уже то, что открыто обозрению, говорит о его богатстве. На разрушенных остатках стен, просматриваются уникальные фрески. Мозаикой покрыты полы. Но больше всего поражает покрытие центральной части жилища. На ней изображен бог правосудия Эон.

Эта филигранная работа выполнена из мельчайших кусочков стекла, гранита и гальки. Она передает объем в изображении лиц на мозаичных полотнах. На других мозаиках - изображения мифологических сюжетов о Кассиопее, Аполлоне и Зевсе. Мозаики датируются IV веком н. э. Предполагается, что продолжающиеся раскопки позволят еще обнаружить и мозаичные полы, и настенные фрески.

Замок Сорока колонн

Величественный замок Саранта Колонес был построен византийцами в VII веке на сорока базальтовых колоннах в виде оборонительного сооружения. Ему было суждено строиться и разрушаться, вновь возрождаться и вновь разрушаться.

Когда в 1191 году крепость захватили крестоносцы, король Ричард Львиное Сердце не только отстроил замок, но и создал хороший оборонительный комплекс вокруг него. Разрушительное землетрясение 1222 года уничтожило эту крепость. Посетители могут увидеть среди руин когда-то существовавшего замка Саранта Колонес разломы стен, развалины построек и арку от ворот, ведущих в замок.

Другие сооружения парка

Агора или рыночная площадь, сложенная из каменных плит в виде прямоугольника. Ее строительство относят ко II веку н. э. Как и любая площадь города, эта в Пафосе была у горожан местом встреч и торговли. Разрушена была, как и все строения, в результате землетрясения в IV веке. Подвергся разрушениям во время землетрясения и амфитеатр. Но он был реставрирован: буквально сложен из найденных при раскопке каменных блоков, принадлежащих рядам амфитеатра. Амфитеатр под открытым небом работает в настоящее время. Из 25 рядов когда-то существовавших, отремонтировано и реставрировано 11. Здесь, по рассказам гидов, ставят спектакли древнегреческих трагедий.

Интересен для посетителей Храм Асклепия. Это комплекс нескольких зданий, построенных во II веке до н. э. Эти строения использовались для врачевания людей. А главное здание Асклепион - это прообраз нынешних больниц. Крутой склон, ведущий к морю, весь в каменных пещерах. Когда-то из них брался камень для строительства.

И это тоже Пафос

На что посмотреть еще туристам в этом историческом городе с вековой историей? Есть здесь большой этнографический музей с многообразием коллекций, основал его человек, который увлекался народным искусством, историей, археологией - Элиадес Джорджа. В музее выставлены экспонаты, начиная от неолита и до наших дней. Его по праву можно назвать одним из археологических музеев Кипра.

Одной из достопримечательностей Пафоса является Византийский музей. Епископ Хрисосстомос инициировал его создание. Экспозиция музея - это иконы VII-VIII веков, также есть иконы, написанные в XII-XIV века. Все иконы в хорошем состоянии. В музее выставлены парадные одеяния священников. Большая коллекция церковных книг также есть в экспозиции этого музея.

Есть на что посмотреть в Пафосе вне стен музеев. Это находящиеся недалеко от пафосской гавани погребальни времен с IV века до н. э. и до III века н. э. В склепах, вырубленных в скале, насчитывается более 100 захоронений. Есть еще захоронения - в котором было найдено немало интересных артефактов. А это в первую очередь свидетельства жизни и быта живших здесь людей.

Чтобы увидеть все эти достопримечательности, можно приобрести туристическую путевку и рейсом Москва - Пафос прилететь в международный аэропорт Пафоса. Кстати, если тянет на Кипр, чтобы побродить по развалинам античных городов, на родину Афродиты лучше ехать с ноября по апрель. Во-первых, не жарко, во-вторых, вы на самом деле будете наслаждаться природой этих сказочных мест, а не изнывать от жары. Билеты на самолеты Москва - Пафос практически всегда в наличии.

В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III - II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка , который станет целью нашей сегодняшней экскурсии.

Прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию прослушайте "важную информацию".

Парк расположен на открытом месте и занимает большую площадь, поэтому ходить по нему придётся довольно долго. Очень рекомендуем спланировать его посещение либо с самого утра, либо совсем уж во второй половине дня. Солнце жарит летом нещадно, поэтому мало того, что будет днём очень тяжело ходить, так ещё и сгореть можно. Возьмите с собой крем "от загара", воду, а также хорошее настроение и... фотоаппарат.

Живущие в районе Пафоса знают как сюда добраться, а для остальных приведём GPS координаты парковки, которая западной своей частью просто упирается во вход в парк.

34.756400 32.410000 − парковка рядом с гаванью в Пафосе

Ну что ж, пора начинать! От места парковки или автобусной остановки подойдём к входу в парк.

В рассказах о Кипре мы часто пользуемся услугами "аудиогида". Сегодня не будет исключением. Давайте послушаем вводную часть, рассказывающую историю о "происхождении" Пафоса. Как ни странно, город Пафос на Кипре находился в разное время в разных местах − бывает такое. Слушайте пока рассказ, а мы дадим небольшую ремарку по этому поводу.

Введение (послушать или скачать): MP3

Палио Пафос (старый Пафос - Palio Paphos - Παλιά Πάφος) − совсем древний Пафос, который располагался в семнадцати километрах от теперешнего. Сейчас на этом месте находится деревня Куклия.
Нео Пафос (новый Пафос - Neo Paphos - Νέα Πάφος) − древний Пафос, расположенный на месте, куда мы сегодня приехали.
Като Пафос (нижний Пафос - Kato Paphos - Κάτω Πάφος) − прибрежная часть современного Пафоса, "оккупированная" в основном туристами.
Пано Пафос (верхний Пафос - Pano Paphos - Πάνω Πάφος) − деловой центр города, а также место проживания собственно пафовчан.
Деление на "като" и "пано" в общем-то условное.

Давайте предварительно познакомимся с тем, что нам предстоит сегодня посмотреть и попутно сориентируемся на местности. Как и в Курионе названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, а не по именам их хозяев. Сегодня четыре виллы − Диониса , Тесея , Орфея и Эона открыты для посещения. Кроме них интересны также древний амфитеатр (Одеон), Агора (форум) и руины замка "Сорока колонн" (Saranda Kolones Castle).

Глянем на их расположение на карте.

Мы видим, что ближе всего к входу расположены сразу три виллы − прямо по направлению от входа. Но почему-то "организованные" экскурсии начинают обычно с виллы Диониса, что находится чуть правее. Её легко отличить − она укрыта большим навесом. Вы лучше сами решите на месте куда идти сначала. Если приехали рано, то можно для начала открытые местности пообследовать, а потом перебраться "под крышу". Но мы уж начнём с Диониса.

Жилище Диониса (Вилла Диониса)

Можете включить как фон подробный рассказ о жилище Диониса , а мы дадим только краткую информацию.

Жилище Диониса (послушать или скачать): MP3

Начнём рассказ с самой древней мозаики, случайно обнаруженной здесь уже при возведении навеса над основными экспонатами. Она самая древняя и датируется IV веком до н.э., то есть ещё доримскими временами Кипра. Мозаика изображает Сциллу − женщину, собаку и рыбу в одном лице. Так её описал когда-то Гомер в своей "Одиссее". Пока аудиогид доказывает нам, что Сцилла (Скилла − по версии гида) не всегда была чудовищем, а сначала была вполне себе нормальной девушкой, мы рассмотрим мозаику.

А теперь начнём осмотр более "современных" мозаик, относящихся к началу нашей эры. Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. В итоге совсем, бедняжка, зачахла, оставив от себя только свой голос − эхо. Ну а Нарциссу воздалось за это от богов. Увидев как-то своё отражение в воде Нарцисс так и не смог оторвать взгляд от себя любимого, за этим занятием и умер. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − в нарцисс.

Рядом с Нарциссом расположена ещё одна мозаика. В момент, когда мы были там, пришла англоязычная экскурсия. А экскурсоводом у них был большой такой негр... ну или может афрокиприот. И вот он, склонившись над мозаикой, задал вопрос присутствующим − мол что на ней изображено? И все начали играть в отгадайку.

Я тоже пытался отгадать, пока кто-то не произнёс four seasons, на что гид сказал − правильно! Я ещё тогда подумал, а при чём здесь модный среди россиян лимасольский отель с одноимённым названием? Но врубившись в перевод осознал, что речь идёт про времена года.

Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима. Ну что ж квест пройден, пойдём дальше. В этом доме смотреть и смотреть. Но мы сейчас покажем ещё одну фотографию и будем перебираться далее. А на более полный фотоальбом дадим ссылку в конце рассказа.

Насмотревшись на мозаики в доме Диониса, будем двигаться чуть обратно, но не к входу, а немного правее него. Нас там ждёт большое пространство, на котором представлены сразу несколько вилл: Эона , Тесея и Орфея .

Первым по ходу будет вилла Эона.

Она, как и Диониса, располагается в укрытом помещении. Эта вилла находилась как раз напротив дома тогдашнего римского проконсула. Наверно достаточно знатным был и его сосед, на территорию которого мы сейчас пришли. Здесь раскопки ещё продолжаются, но и по имеющимся в наличии мозаикам можно судить об этом. Предоставим слово для пояснения нашему аудиогиду. Правда гид считает, что мы будем двигаться сначала к Орфею, потом Тесею и наконец к Эону... а мы поступим ровно наоборот.

Для нашего рассказа я просто поясню, что именно здесь находятся мозаики филигранной работы − они выполнены из очень мелких кусочков, содержащих большую гамму цветовых оттенков, благодаря чему мастерам удалось добиться объёма в изображении лиц. Постарайтесь рассмотреть это, когда будете там. На фото трудно передать такие нюансы, но мы попробуем.

Мозаики датируются началом IV века н.э. − периодом распространения христианства на Кипре. Посмотрим сейчас на ещё одну из мозаик и пойдём дальше.

Дальше, по мере продвижения, нам встретится жилище Тесея. Оно находится уже на открытом пространстве. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул. Самое время вспомнить, что проконсула Сергия апостол Павел в 45-ом году сумел обратить в христианскую веру. Но эта вилла датируется более поздним периодом. Добравшись до её "окраины" можно запечатлеть один из самых "открыточных" видов Кипра, который мы поместили на нашей главной странице. Покажем почти тот же вид, но с другого ракурса. Самолёт в кадре напоминает, что рядом с Пафосом есть аэропорт.

Да, чуть не забыли про нашего аудиогида!

А теперь подойдём к одной из главных мозаик виллы, на которой Тесей готовится вступить в битву с Минотавром. Вкратце напомним эту легенду, описанную в википедии.

Минотавр (Μῑνώταυρος, бык Миноса) - по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. (тьфу! - прим. моё ) Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей).
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

Но кипрским гидам по душе больше другая легенда, основанная на рассказе Пеона Амафунтского, по которой Тесей покинул Ариадну на Кипре, где она умерла во время родов, и её могила была в роще Ариадны-Афродиты, которая находится как раз в Амафунте. Грустная история в общем. Кстати, почему я подчеркнул слово, догадываетесь? Амафунта или Аматус − это название одного из древних городов-государств на Кипре, по руинам которого можно побродить, добравшись до восточной окраины Лимасола. А Пеон был оттуда, значит ему виднее!

Ну вот теперь, наконец, смотрим на мозаику, посвящённую этому знаменательному событию: приготовлению Тесея к схватке с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Заметим, что эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.

Следующая легенда учит нас тому, что надо не забывать про обещания, даже если ты совершил много подвигов.

Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское.

Чуть поодаль находится ещё одна мозаика, посвящённая рождению знаменитого Ахилла. Пусть о ней пока расскажет аудиогид, а мы вкратце напомним ещё одну легенду, теперь уже об Ахилле.

Рождение Ахилла (послушать или скачать): MP3

Приведём небольшую википедическую справку об Ахилле и о версиях о том, что с ним мать вытворила в детстве.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка - «Ахиллесова пята» - для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Остальные мозаики дома Тесея вы посмотрите сами или в крайнем случае в нашем фотоальбоме , а пока двинемся дальше... но не далеко. Чуть ближе к морю расположилась вилла Орфея.

Здесь тоже можно найти несколько мозаик.

Замок Саранда Колонес (Saranda Colones castle)

Покидаем это место трёх вилл и выйдем снова на дорогу, приведшую нас от входа в парк к жилищу Диониса, которое мы посетили в первую очередь.

Доходим до развилки. Если пойти налево, то как раз к Дионису снова попадём, а если направо, то согласно указателю нас ждут руины замка Сорока колонн (Saranda colones). Сворачиваем и идём. Через двести с небольшим метров откроется территория, на которой находился этот замок, и остатки которого нам предстоит сегодня поисследовать.

Крепость была возведена в VII веке византийцами. Для строительства её стен использовались фрагменты более ранних античных сооружений, в том числе базальтовых колонн − отсюда и произошло её название.

В 1191 году этот замок, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце. В начале XIII века крестоносцы укрепили крепость, но вскоре она была практически полностью разрушена землетрясением 1222 года. Уцелели лишь две изящные ажурные арки и мощные подвальные помещения, по которым можно судить об оригинальной планировке замка.

Замок имел в основании форму квадрата с длиной стороны 10 с небольшим метров с квадратными же башнями в каждом углу. Главный вход проходил через пятую башню на восточной стороне, имевшую форму подковы. По периметру замок был окружён стенами трёхметровой толщины с восемью башнями, а вокруг пролегал ров, через который был переброшен деревянный мост для прохода в крепость. Давайте глянем на план крепости и на фото, снятое с воздуха, чтобы лучше представлять, где мы будем сейчас ходить.

Ну а теперь можно неспеша побродить по замку и поразглядывать его потаённые уголки.

Остальные фотографии вы увидите в нашем фотоальбоме, а пока двинемся дальше.

Одеон и Агора

Возвращаемся снова на дорогу, где мы встретили указатель, и движемся по направлению, куда указывает надпись Odeon. Метров через двести пятьдесят приблизимся в краю Агоры. Собственно это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки. Нам пришлось отойти в край площади, чтобы захватить их вместе.

Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Да и сейчас в греческом языке слово агора (αγορά) означает место торговли, например "псарагора" (Ψαραγορά) не что иное, как "рыбный магазин". А теперь подойдём к Одеону или, иначе, к древнему амфитеатру.

Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя.

Сегодня амфитеатр частично восстановлен. Отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы, как и на Курионе , здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления. Так что у вас есть шанс посетить Одеон, выступающий в роли современного театра.

Близ Одеона находятся руины асклепиона, возведённого в своё время в честь бога врачевания Асклепия.

Ну вот на этом познавательная часть нашей экскурсии практически закончена. Если остались силы, то можно дойти до стены, окружавшей когда-то город. Подошли и мы.

Вы наверно заметили, что на последних снимках что-то маячило у вас в глазах. Да, это пафосский маяк. Давайте уж подойдём, тем более, что по нему можно немного полазать, чтобы сделать несколько снимков с "верхотуры".

Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами "всего лишь" в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.

Наша прогулка по парку закнчивается. Ну а если она затянется до вечера, то вы сможете наблюдать здесь очень красивые закаты! :)

 

Возможно, будет полезно почитать: