Тверское подворье. Тверское подворье на кузнецком мосту

Кузнецкий мост – одна из самых красивых и самая загадочная улица столицы. Она и сегодня не утратила свою оригинальную физиономию. Можно не любить Москву, но не любить Кузнецкий мост просто нельзя. Историк Иван Кузьмич Кондратьев разделяет это мнение: «Одно из примечательных мест Москвы – Кузнецкий мост. Древний народ московский назвал это место Неглинным верхом. Позднее Неглинный верх стал у москвичей прозываться Кузнецкой горой, потому что здесь ютился длинный ряд кузниц и убогих изб кузнецов с задворками, огородами и другими хозяйственными принадлежностями».

В старину на Кузнецком мосту действительно существовал мост. Мост этот был деревянный, очень плохой, но в царствование Елизаветы Петровны, в 1754 году, через Неглинку был выстроен каменный. Мост был сломан после нашествия французов. Своей красотой и постройками Кузнецкий мост обязан поселившемуся здесь русскому боярину графу Ивану Ларионовичу Воронцову. Тогда кузнецы здесь замолкли и вся Кузнецкая слобода поступила в его власть. Граф построил шесть каменных домов и при них разбил английские и французские сады, накопал пруды, поставил оранжереи и прочие усадебные постройки.

С XVIII века Кузнецкий мост был центром модных французских лавок и «святилищем роскоши». Сюда съезжался весь цвет московского «beau monde», чтобы купить модные вещички, а потом, далеко не уезжая, ими же и пощеголять. Ездить во французские лавки на Кузнецкий – любимое дело московских франтов и щеголей. Кузнецкий мост превратился в модное место гулянья, к которому каждую минуту подъезжали роскошные экипажи. Трудно было понять, где вы – в Москве или в Париже, ведь вокруг раздавалась исключительно французская речь. Недаром Фамусов с негодованием восклицает:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!

Вот на такой улице, скрытые во дворе за домами от посторонних глаз, притаились древние палаты. Этот участок на Кузнецком мосту принадлежал тверским архиепископам с XVII века. Главный дом Тверского подворья – каменные прямоугольные в плане двухэтажные палаты – были построены во второй половине XVII века. Палаты расположены внутри двора и обращены южным парадным фасадом к Кузнецкому мосту. Вероятнее всего, они строились в течение двух строительных периодов. Небольшие помещения палат были перекрыты коробовыми и цилиндрическими сводами с распалубками.

Фасады здания украсили скромными белокаменными наличниками с завершениями в виде кокошников, угловыми и промежуточными лопатками, венчающими и междуэтажными карнизами. До 1770-х годов в ансамбль Тверского подворья входила церковь Арсения, епископа Тверского, известная с 1690 года. Святитель Арсений был небесным покровителем Твери, поэтому нет ничего удивительного в том, что в резиденции тверских архиепископов был освящен храм именно в честь этого святого. Арсений родился в знатной тверской семье, но с детства помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу.

После смерти родителей Арсений раздал наследство нищим и удалился в Киево-Печерский монастырь, где принял монашеский постриг. В 1390 году митрополит Киприан, который забрал инока из Киева в Москву и назначил его заведовать письмоводством, рукоположил Арсения в епископы Твери. Димитрий Ростовский в житии святого пишет: «Ревностно проповедовал он слово Божие: всех, кто приходил к нему, святой Арсений поучал, как чадолюбивый отец; в храме Божьем назидал свою паству, как заботливый пастырь. Граждане тверские с великим усердием стремились слушать своего учительного пастыря».

В конце XVIII века к северо-западному углу здания был пристроен двухэтажный каменный объем со сводами. Палаты на Кузнецком мосту связаны с жизнью и деятельностью архиепископа Тверского и Кашинского Платона. С.Г. Пушкарев в статье «Историография Русской Православной Церкви» так характеризует Платона: «В качестве префекта и преподавателя Троицкой семинарии он прославился красноречием своих проповедей, производивших глубокое впечатление на слушателей, в том числе на посетившую Москву императрицу Екатерину II, которая назначила его придворным проповедником и законоучителем наследника престола Павла Петровича».

Некоторые здания Тверского подворья сдавались в аренду. Москвовед В.В. Сорокин в статье, посвященной Кузнецкому мосту, отмечает: «Во второй половине 1770-х годов здесь жила семья педагога, итальянца Морелли, имевшего общеобразовательный класс, а также дававшего желающим уроки танцев и игры на клавикордах. Один из членов семьи – Франц Морелли с 1782 года был балетмейстером в Петровском театре Медокса и учителем танцев в Московском университете. В 1810–1820-х годах здесь находилась мастерская скульптора Сантино Кампиони по производству мраморных и бронзовых художественных скульптурных работ.

Дом служил местом собрания иностранных художников, приезжавших в Первопрестольную столицу. Из этой мастерской вышли различные скульптурные работы, украшавшие и многие общественные дома (Голицынская больница, дом Благородного собрания, дом графа Разумовского на Гороховом поле, дворцы в Останкине и в Архангельском и других). Особенно вертуозного искусства Кампиони достиг при имитации пестрого мрамора, который он применил в отделке Большого Кремлевского дворца. Скульптурные художественные памятники Кампиони можно увидеть на Введенском кладбище».

В зданиях Тверского подворья, выходивших на улицу, по добрым традиции Кузнецкого моста, разместились всевозможные магазины с красочными вывесками и роскошными витринами. В первой половине XIX века одно из строений подворья арендовал «Польский магазин Геннгера и К», в котором продавались учебные и канцелярские принадлежности, в том числе и безумно дорогие золотые перья с алмазными концами – настоящие произведения искусства. В 1860-х годах художник и фотограф-портретист Михаил Борисович Тулинов устроил в доме тверского подворья знаменитое фотоателье.

По воспоминаниям самого художника, дело сразу пошло в гору: «Салтыков-Щедрин и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой… Наконец появляются Островский, Писемский, затем Аксаков и Катков». В ателье Тулинова работал ретушером молодой И.Н. Крамской, который написал о нем в одном из писем: «мой отец, брат и лучший друг». Когда Крамской расписывал храм Христа Спасителя, он жил в фотостудии Тулинова на Кузнецком.

На рубеже XIX и XX веков все здания Тверского подворья, ваыходящие на Кузнецкий мост, были заняты магазинами и ресторанами. Здесь была одна из знаменитых кондитерских Ивана Бартельса, воскресными пирожками из которой лакомилась вся Москва. Известный писатель и журналист С.Ф. Рыскин, не имея долгое время своего угла, почти все произведения написал в полуподвале кондитерской Бартельса. Измученный каждодневной работой, Рыскин заболел чахоткой и умер в возрасте тридцати пяти лет. В магазин молочной империи «Братья В. и Н. Бландовы» жители всех соседних улиц приходили каждый день за свежим молоком.

Владимир Иванович Бландов основал первую в России сыроварню и открыл первый молочный завод. В одной только Москве у Бландовых было около шестидесяти магазинов, в которых можно было купить лучшие молоко, сыр и масло. Любители книг приезжали на Тверское подворье за литературными новинками и антикварными фолиантами в магазины «Русская грамота» Н. Петрова, «Начальная школа» К.И. Тихомирова, «Образование» и «Торговый дом С. Курнина». Фотомастерскую «Дьягоченко», расположенную во дворе, посещали многие известные артисты, писатели, музыканты и ученые.

В подвале одного из зданий Тверского подворья в конце XIX века открылся ресторан «Венеция», который быстро приобрел невероятную популярность. В.А. Гиляровский не мог не упомянуть о нем в «Москве и москвичах»: «Из маленьких ресторанов была интересна на Кузнецком мосту в подвале дома Тверского подворья «Венеция». Там в отдельном зальце с запиравшеюся дверью собирались деды нашей революции. И удобнее места не было: в одиннадцать часов ресторан запирался, публика расходилась – и тут-то и начинались дружеские беседы в этом небольшом с завешенными окнами зале.

Закрыта кухня, закрыт буфет, и служит самолично только единственный хозяин ресторана, Василий Яковлевич, чуть не молившийся на каждого из посетителей малого зала... Подавались только водка, пиво и холодные кушанья. Пивали иногда до утра. «Отдохновенно и сокровенно у меня!» – говаривал Василий Яковлевич. Приходили поодиночке и по двое и уходили так же через черный ход по пустынным ночью Кузнецкому мосту и Газетному переулку (тогда весь переулок от Кузнецкого моста до Никитской назывался Газетным), до Тверской, в свои «Черныши» и дом Олсуфьева, где обитали и куда приезжали и приходили переночевать нелегальные...»

В 1974 году сохранившийся ансамбль Тверского подворья был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения. В 1993 году префектура Центрального административного округа города Москвы подписала контракт о реконструкции Тверского подворья с крупной компанией «Сибнефтегаз». В результате пять строений из семи были снесены, а на их месте очень скоро построили современные здания, некоторые из которых, с хай-тековским бетоном и тонированными стеклами, совершенно не вписались в окружающую застройку старинной московской улицы Кузнецкий мост.

Проектная документация на реконструкцию памятника архитектуры поступила на согласование в Министерство культуры РФ уже после фактического сноса строений и не была им одобрена. К главному зданию палат сделана пристройка. По мнению федерального агентства по использованию памятников архитектуры, при перестройки Тверского подворья нарушили законодательство РФ о градостроительстве. Прямо под древними палатами построили двухуровневый подземный гараж. В настоящее время в здании, выходящем фасадом на Кузнецкий Мост, находятся подразделения Банка Москвы и ряд других учреждений и организаций.

В будние дни в рабочее время можно войти внутрь двора, рассмотреть и сфотографировать памятник архитектуры XVII века. Вернее то, что от него осталось в результате «научной реставрации». Бывший мэр Москвы Ю.М. Лужков признал компанию «Сибнефтегаз» победителем конкурса на лучшую реставрацию. Министерство культуры РФ утверждает, что палаты воссоздали практически заново, с применением современных технологий и материалов. Тем не менее, палаты выглядят впечатляюще, и встретить в современном городе, тем более во дворе банка уголок Москвы XVII века – пусть маленькое, но чудо.

Бывшая резиденция тверских архиепископов.

До 1770 г. в состав подворья входила церковь святого Арсения, епископа Тверского, известная с 1690 г. Некоторые здания сдавались подворьем в аренду. В 1770-е гг. здесь жила семья итальянского музыкального педагога Морелли. В 1810–1820 гг. в здании подворья находилась мастерская скульптора Сантина Кампиони, работами которой украшены Голицынская больница и дом Благородного собрания архитектора М. А. Казакова, Городская усадьба Разумовского, дворец в Останкине, Архангельское. Кампиони принял также участие в отделке искусственным мрамором интерьеров Большого Кремлёвского дворца.

В XIX в. в выходящем на Кузнецкий Мост здании подворья арендовали помещения «Польский магазин Геннгера и К», в котором продавались учебные и канцелярские принадлежности; «Английский магазин»; оптические магазины Зальцфиша и Зегера. В начале 1900-х гг. в доме размещались: магазин восточных товаров «Япония»; «Вегетарианская столовая»; молочный магазин братьев Бландовых; булочная и кондитерская И. Бертельса; множество книжных магазинов («Русская грамота» Н. Петрова, «Начальная школа» К. И. Тихомирова, «Образование», «Торговый дом С. Курнина»).

В подвале дома работал популярный ресторан «Венеция», описанный в главе «Трактиры» книги В.А. Гиляровского «Москва и Москвичи»:
„Из маленьких ресторанов была интересна на Кузнецком мосту в подвале дома Тверского подворья «Венеция». Там в отдельном зальце с запиравшеюся дверью собирались деды нашей революции. И удобнее места не было: в одиннадцать часов ресторан запирался, публика расходилась - и тут-то и начинались дружеские беседы в этом небольшом с завешенными окнами зале.
[...]
Только этим и памятен был ресторанчик «Венеция», днем обслуживающий прохожих на Кузнецком мосту среднего класса и служащих в учреждениях, а шатающаяся франтоватая публика не удостаивала вниманием дешевого ресторанишка, предпочитая ему кондитерские или соседнюю „Альпийскую розу” и „Билло”».

В 1974 г. весь ансамбль Тверского подворья был включён в список памятников истории и культуры республиканского значения. В 1993 г. префектура Центрального административного округа Москвы подписала контракт о реконструкции застройки домовладения № 17 с компанией «Сибнефтегаз». К весне 1996 г. были снесены четыре строения ансамбля, а выходящее на Кузнецкий мост строение было «воссоздано» путём постройки нового офисного центра. К главному зданию палат сделана пристройка, что прямо запрещено действующим законодательством об охране памятников.

Проектная документация на реконструкцию памятника архитектуры поступила на согласование в Министерство культуры РФ уже после фактического сноса строений и не была им одобрена. В октябре 1997 г. Министерство культуры обратилось в прокуратуру Москвы с просьбой принять меры по охране памятников и привлечь виновных к ответственности. В ответном письме прокуратура ЦАО г. Москвы в возбуждении уголовного дела по факту сноса памятника архитектуры отказала. Мэр Москвы Ю.М. Лужков признал участников «научной реставрации» палат Тверского подворья, включая компанию «Сибнефтегаз», победителями конкурса на лучшую реставрацию.

В настоящее время сохранившееся во дворе участка главное здание владения - палаты Тверского подворья - является объектом культурного наследия федерального значения.

Сохранившееся здание палат является объектом культурного наследия федерального значения. С XVII века участок принадлежал Тверскому подворью - резиденции тверских архиепископов. Расположенное во дворе владения прямоугольное в плане двухэтажное здание палат имеет сложную планировку и, возможно, было возведено в течение двух строительных периодов. Небольшие помещения палат перекрыты коробовыми и цилиндрическими сводами с распалубками. В конце XVIII века к северо-западному углу здания был пристроен двухэтажный каменный объём со сводами. В 1835 году фасады палат были полностью переделаны, однако на них сохранились остатки срубленного декора из профильного большеразмерного кирпича, а также фрагменты обрамлений окон с кокошниками, угловые и промежуточные лопатки, фрагменты междуэтажных карнизов с поребриком. Палаты связаны с жизнью и деятельностью архиепископа Тверского и Кашинского Платона - церковного деятеля, просветителя, автора многочисленных произведений. До 1770 года в состав подворья входила церковь святого Арсения, епископа Тверского, известная с 1690 года.
«Воссозданное» здание Тверского подворья
Тверское подворье (прямо), 1903 г.
Палаты Тверского подворья (во дворе)
Некоторые здания участка сдавались подворьем в аренду. В 1770-х годах здесь жила семья итальянского музыкального педагога Морелли. В 1810-1820 годах в одном из домов размещалась мастерская скульптора С. Кампиони, работами которой украшены многие здания и усадьбы Москвы. В строениях Тверского подворья, выходивших на улицу, размещались многочисленные магазины, привлекавшие покупателей своими вывесками и витринами. В 1830-х - 1850-х годах здесь арендовали помещения популярный «Польский магазин Геннгера и К», в котором продавались учебные и канцелярские принадлежности, «Английский магазин», оптические магазины Зальцфиша и Зегера. В 1860-х годах в доме жил художник-любитель М. Б. Тулинов, у которого бывал его друг и ученик И. Н. Крамской. В начале 1900-х годов в выходящем на Кузнецкий Мост доме размещались: магазин восточных товаров «Япония», «Вегетарианская столовая», молочный магазин братьев Бландовых, булочная и кондитерская И. Бертельса, французская прачечная К. И. Санжи, множество книжных магазинов («Русская грамота» Н. Петрова, «Начальная школа» К. И. Тихомирова, «Образование», «Торговый дом С. Курнина»), а также магазины антиквариата и редкостей. В подвале здания в конце XIX века работал популярный ресторан «Венеция», описанный в книге В. Гиляровского «Москва и Москвичи». Здесь бывали писатели Н. Н. Златовратский и Н. М. Астырев, публицист В. А. Гольцев, народник П. Г. Зайчневский.
В 1974 году ансамбль Тверского подворья был включён в список памятников истории и культуры республиканского значения. В 1993 году был подписан инвестиционный контракт о реконструкции застройки домовладения № 17. Инвестором по контракту выступил Мосбизнесбанк. К весне 1996 года были снесены четыре строения ансамбля, а выходящее на Кузнецкий Мост двухэтажное здание, характерное для улицы времён А. С. Пушкина, было «воссоздано» путём постройки нового делового многофункционального комплекса по проекту авторского коллектива, возглавляемого архитектором А. Р. Воронцовым. К главному зданию палат была сделана пристройка, что прямо запрещено действующим законодательством об охране объектов культурного наследия. Проектная документация на реконструкцию ансамбля Тверского подворья не была согласована в Министерстве культуры РФ, а его обращения в прокуратуру с требованием привлечь виновных в разрушении памятника архитектуры остались без удовлетворения. Мэр Москвы Ю. М. Лужков признал участников «научной реставрации» палат Тверского подворья победителями конкурса на лучшую реставрацию. В настоящее время новодел с фасадом на Кузнецкий Мост занимает ювелирный магазин «Привилегия», подразделения Банка Москвы, ряд других учреждений и организаций. Сохранившееся во дворе участка главное здание ансамбля - палаты Тверского подворья - является объектом культурного наследия федерального значения.

Безвкусный новодел по адресу Кузнецкий мост, д.17 скрывает за собой самое древнее строение улицы - белокаменные палаты Тверского подворья XVII века (д.17, стр.4).
.......................................

История улицы и тесно связанной с нею параллели - Софийки начинается с момента основания в этой местности Пушечного двора на берегу Неглинной, который был построен около 1475 года и занимал целый квартал. Строителем двора был знаменитый зодчий и «пушечник нарочит» Аристотель Фьораванте. Около двора расселились специалисты пушечного дела - новгородские кузнецы, создавшие упоминающуюся в актах XV века Кузнецкую слободу. Эта слобода была расположена на берегу Неглинной и по скату Кучкова поля - Неглинному верху, или Кузнецкой горе.

«Перепись московских дворов» 1620 года сообщает имена домовладельцев на существовавшей и тогда уже улице, соответствующей современному Кузнецкому мосту. Здесь видим двор тверского «архиепископа Пафнутия», княжеские дворы: Засекина, Звенигородского и Мосальского, дворы «патриаршего боярина» Колтовского и какого-то Алексея Теплицкого. Ниже, ближе к Неглинной, живут «пушешные» кузнецы и извозчики: Савельев, Васильев, «Матвей, Тимошка, Мартынка» - без прозвищ и др. Среди них- «Калинка повар», «конской мастер» Киприянко Еремеев и даже князь Федор Оболенский. Предприимчивый «Ивашко Гладин» держит здесь бани, благо - близко река. Одною из характерных особенностей местного землевладения является обилие земель духовного ведомства: Тверское подворье, подворья суздальского Покровского, суздальского Спаса-Ефимьева и костромского Богоявленского монастырей.

............................
"Особую уникальность отреставрированным палатам Тверского подворья (17в.) придавало то, что они практически полностью сохраняли свое историческое окружение - усадебную застройку 18-19вв. Один из флигелей состоял на госохране. Крайне интересен был двухэтажный дом 19 века по улице, сохранявший дворовые галереи. В 1996 году снесена большая часть застройки владения, на ее месте архитектором Воронцовым выстроен крупный офисный комплекс крайне агрессивной наружности, изуродовавший перспективу Кузнецкого моста и совершенно раздавивший древние палаты."
"Cписок уничтоженных памятников культуры в городе Москве"
(с) А.Можаев

......................................
"Участь воссоздания постигла и уникальный московский памятник XVII века - Тверское подворье, чья законченность и пластичность имела немалую художественную и градостроительную ценность. Четыре с лишним года назад вокруг реконструкции подворья кипели нешуточные страсти, и дело чуть было не передали в суд. Теперь на месте снесенных особняков возвышаются современные банковские здания, а сами палаты отреставрированы. Правда, по окончании всех работ выяснилось, что они оказались заперты во дворе банка и охраняются не столько государством, сколько службой безопасности данной коммерческой структуры. Прямо под палатами располагается двухуровневый подземный гараж. По мнению экспертов Министерства культуры, московские власти переделали Тверское подворье "по своему усмотрению", снеся и перестроив все, что их в памятнике не устраивало."
Миллиард за право передачи , газета "Культура", октябрь 2002 г.

Палаты Тверского подворья. XVII век.

Тверское подворье — комплекс исторических зданий на улице Кузнецкий Мост в Москве, бывшее подворье и резиденция тверских архиепископов.

На Кузнецком мосту во дворе за домами притаились древние палаты. С XVII века это участок принадлежал Тверскому подворью — резиденции тверских архиепископов.

Главное здание Тверского подворья - каменные прямоугольные в плане двухэтажные палаты - были построены во второй половине XVII века. Палаты расположены внутри двора и обращены южным парадным фасадом к Кузнецкому мосту. Фасады здания украсили скромными белокаменными наличниками.

До 1770 года в состав подворья входила церковь святого Арсения, епископа Тверского, известная с 1690 года.Святитель Арсений был небесным покровителем Твери, поэтому нет ничего удивительного в том, что в резиденции тверских архиепископов был освящен храм именно в честь этого святого.

Палаты связаны с жизнью и деятельностью архиепископа Тверского и Кашинского Платона — церковного деятеля, просветителя, автора многочисленных произведений:

Митрополит Платон (в миру Пётр Георгиевич Левшин)
1770-1775 - архиепископ Тверской и Кашинский
1775-1787 - архиепископ Московский и Коломенский
1787-1811 - Митропилит Московский

Митрополит Платон (Левшин) (1737 — 1812) с 1787 г. митрополит Московский.

Пользовался покровительством императрицы Екатерины II, был назначен законоучителем при Павле I, для которого написал «Православное учение», переведенное на многие иностранные языки.

Памятник митрополиту Платону работы скульптора А. А. Бичукова находится в Николо-Перервинском монастыре. Надпись на постаменте гласит: «Митрополиту Платону от благодарной Перервы».

Митрополит Платон на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде


Вероятнее всего, Палаты строились в течение двух строительных периодов. В конце XVIII века к северо-западному углу здания был пристроен двухэтажный каменный объём со сводами.


В 1835 году фасады палат были полностью переделаны в классическом стиле.

«Воссозданное» здание Тверского подворья

Некоторые здания участка сдавались подворьем в аренду. В 1770-х годах здесь жила семья итальянского музыкального педагога Морелли.

Кузнецкий мост. 1907-1908. Тверское подворье (прямо)


В 1810-1820-х годах здесь находилась мастерская скульптора Сантино Кампиони по производству мраморных и бронзовых художественных скульптурных работ. Дом служил местом собрания иностранных художников, приезжавших в Первопрестольную столицу. Из этой мастерской вышли различные скульптурные работы, украшавшие и многие общественные дома (Голицынская больница, дом Благородного собрания, дом графа Разумовского на Гороховом поле, дворцы в Останкине и в Архангельском и других).

Особенно вертуозного искусства Кампиони достиг при имитации пестрого мрамора, который он применил в отделке Большого Кремлевского дворца. Скульптурные художественные памятники Кампиони можно увидеть на Введенском кладбище».



В строениях Тверского подворья, выходивших на улицу, размещались многочисленные магазины, привлекавшие покупателей своими вывесками и витринами. В 1830-х — 1850-х годах здесь арендовали помещения популярный «Польский магазин Геннгера и К», в котором продавались учебные и канцелярские принадлежности, в том числе и безумно дорогие золотые перья с алмазными концами - настоящие произведения искусства.

В 1860-х годах художник и фотограф-портретист Михаил Борисович Тулинов (1823-1889) устроил в доме тверского подворья знаменитое фотоателье. По воспоминаниям самого художника, дело сразу пошло в гору: «Салтыков-Щедрин и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой… Наконец появляются Островский, Писемский, затем Аксаков и Катков». В ателье Тулинова работал ретушером молодой И.Н. Крамской, который написал о нем в одном из писем: «мой отец, брат и лучший друг». Когда Крамской расписывал храм Христа Спасителя, он жил в фотостудии Тулинова на Кузнецком.

Портрет М. Б. Тулинова работы И. Н. Крамского

На рубеже XIX и XX веков все здания Тверского подворья, выходящие на Кузнецкий мост, были заняты магазинами и ресторанами. Здесь была одна из знаменитых кондитерских Ивана Бартельса, воскресными пирожками из которой лакомилась вся Москва. Известный писатель и журналист С.Ф. Рыскин, не имея долгое время своего угла, почти все произведения написал в полуподвале кондитерской Бартельса. Измученный каждодневной работой, Рыскин заболел чахоткой и умер в возрасте тридцати пяти лет.

В магазин молочной империи «Братья В. и Н. Бландовы» жители всех соседних улиц приходили каждый день за свежим молоком.

В.И. Бландов (1847-1906)

Владимир Иванович Бландов основал первую в России сыроварню и открыл первый молочный завод. В одной только Москве у Бландовых было около шестидесяти магазинов, в которых можно было купить лучшие молоко, сыр и масло.

Любители книг приезжали на Тверское подворье за литературными новинками и антикварными фолиантами в магазины «Русская грамота» Н. Петрова, «Начальная школа» К.И. Тихомирова, «Образование» и «Торговый дом С. Курнина». Фотомастерскую «Дьягоченко», расположенную во дворе, посещали многие известные артисты, писатели, музыканты и ученые.

В подвале одного из зданий Тверского подворья в конце XIX века открылся ресторан «Венеция», который быстро приобрел невероятную популярность. В.А. Гиляровский не мог не упомянуть о нем в «Москве и москвичах»: «Из маленьких ресторанов была интересна на Кузнецком мосту в подвале дома Тверского подворья «Венеция». Там в отдельном зальце с запиравшеюся дверью собирались деды нашей революции. И удобнее места не было: в одиннадцать часов ресторан запирался, публика расходилась - и тут-то и начинались дружеские беседы в этом небольшом с завешенными окнами зале.

Кустодиев Б.М. Половой

Закрыта кухня, закрыт буфет, и служит самолично только единственный хозяин ресторана, Василий Яковлевич, чуть не молившийся на каждого из посетителей малого зала... Подавались только водка, пиво и холодные кушанья. Пивали иногда до утра. «Отдохновенно и сокровенно у меня!» - говаривал Василий Яковлевич. Приходили поодиночке и по двое и уходили так же через черный ход по пустынным ночью Кузнецкому мосту и Газетному переулку (тогда весь переулок от Кузнецкого моста до Никитской назывался Газетным), до Тверской, в свои «Черныши» и дом Олсуфьева, где обитали и куда приезжали и приходили переночевать нелегальные...»

В начале 1900-х годов в выходящем на Кузнецкий Мост доме размещались: магазин восточных товаров «Япония», «Вегетарианская столовая», молочный магазин братьев Бландовых, булочная и кондитерская И. Бертельса, французская прачечная К. И. Санжи, множество книжных магазинов («Русская грамота» Н. Петрова, «Начальная школа» К. И. Тихомирова, «Образование», «Торговый дом С. Курнина»), а также магазины антиквариата и редкостей.

После октябрьской революции здание палат стало жилым и сохраняло эту функцию вплоть до 1980-х годов. В 1974 году ансамбль Тверского подворья был включён в список памятников истории и культуры.

В 1995 году по проекту И. П. Рубен и И. А. Столетова была проведена реставрация здания палат. К весне 1996 года были снесены четыре строения ансамбля, а выходящее на Кузнецкий Мост двухэтажное здание, характерное для улицы времён А. С. Пушкина, было «воссоздано» путём постройки нового делового многофункционального комплекса по проекту авторского коллектива, возглавляемого архитектором А. Р. Воронцовым.

В настоящее время новодел с фасадом на Кузнецкий Мост занимают магазины и рестораны, подразделения банка, ряд других учреждений и организаций.

Сохранившееся во дворе участка главное здание ансамбля — палаты Тверского подворья — является объектом культурного наследия федерального значения. Во второй половине 1990-х — 2002 годах палаты были вновь отреставрированы по проекту О. Н. Башиловой и А. С. Воскресенского.

 

Возможно, будет полезно почитать: