В каком году открыли статую свободы. Где находится Статуя Свободы и как создавалась? Где стоит Статуя Свободы в Нью-Йорке

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, не только коренной американец, но и любой житель нашей планеты на вопрос, что является символом США, не задумываясь, ответит: статуя Свободы (Statue of Liberty). Неслучайно, именно этот памятник чаще других мы видим в американском кино, неслучайно, будучи туристами, скупаем в сувенирных лавках и везем домой именно копии статуи Свободы.

Подчеркивая величие монумента, статую Свободы нередко сравнивают с Колоссом Родосским, древнегреческой статуей, не дожившей до наших дней. Поэтесса Эмма Лазарус ко дню открытия статуи Свободы написала сонет «Новый Колосс». С 1903 года специальная табличка со строками этого произведения украшает пьедестал монумента.

Кстати, не все знают, что полное название статуи Свободы звучит как «Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World). 46-метровая (93-метровая с постаментом) статуя Свободы, гордо возвышающаяся на одноименном острове, является подарком, преподнесенным США от имени французского народа, некогда поддержавшего американцев в борьбе за независимость. Задумка создания статуи Свободы как символа независимости и демократии родилась в 1865 году и принадлежит знаменитому французскому ученому и юристу Эдуарду Рене Лефевр де Лабулайе. Концепция памятника была разработана французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.

Оригинальный макет статуи Свободы был изготовлен Бартольди в 1870 году, сегодня эту первую копию легендарного монумента можно увидеть в Люксембургском саду близ Эйфелевой башни в Париже.

Место для статуи Свободы или интересный факт

В каком именно уголке американской земли будет возвышаться монумент, выбирал Бартольди. По его мнению, места, идеальнее острова Бедлоу, расположенного в 3 км к юго-западу от южной границы Манхеттена, найти было просто невозможно. Однако историки приподнимают занавес и открывают нам некоторые тайны.

Оказывается, свою гигантскую скульптуру Бартольди прекрасно представлял не только на острове близ Нью-Йорка, но и в Порт-Саиде, расположенном в Суэцком канале, соединяющем Красное и Средиземное моря. Проекту «Египет, несущий свет в Азию» не суждено было сбыться, однако труды Бартольди не пропали даром, свою задумку скульптор успешно воплотил в реальность на территории США, более того, строитель Суэцкого канала Лессенс был поставлен во главу комитета по созданию статуи Свободы в США.

Немного истории

Проект возведения монумента на острове Бедлоу был утвержден Конгрессом США лишь в 1877 году, и это несмотря на то что, согласно плану французов, необычный презент должен был быть готов к сотой годовщине подписания Декларации Независимости США, то есть к 4 июля 1876 года. Однако сбор средств затянулся, и к этому времени была готова лишь медная рука с факелом, которую до полного завершения работ над статуей приютили в Нью-Йорке на Мэдисон-Сквеа. К июлю 1878 года была готова голова Леди Свободы. Тогда же голова была представлена на выставке в Музее искусств и ремесел в Париже.

Стоит отметить, что средства на возведение памятника собирались всеми возможными способами: организовывались балы, спортивные соревнования, выставки и лотереи. Значительную помощь в деле финансирования строительства монумента оказал красноречивый Пулитцер, издатель газеты New-York World.

Первая презентация готовой статуи Свободы состоялась 4 июля 1884 года во Франции, после чего монумент был демонтирован и отправлен в США. В Нью-Йорк статуя Свободы прибыла 17 июля 1885 года. Сборка памятника длилась около 4 месяцев. Однако официальное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке президентом США Гровером Кливлендом состоялось лишь 28 октября 1886 года. На торжественной церемонии открытия присутствовали только мужчины. И это притом, что статуя Свободы является символом демократии. В качестве исключения в тот день на острове разрешено было присутствовать только восьмилетней дочери Лессенса и жене Бартольди.

Кстати, остров Бедлоу официально был переименован в Остров Свободы лишь в 1956 году, хотя Бартольди предлагал это сделать еще в 19 веке, за 80 лет до свершившегося события.

Статуя Свободы изнутри и снаружи

Статуя Свободы представляет собой стальной каркас, общий вес которого 125 тонн. Для проектирования и строительства стальной конструкции был приглашен Густав Эйфель, его работу продолжил Морис Кехлин. Каркас сооружен таким образом, что внутри монумента можно спокойно передвигаться и даже подниматься по винтовым лестницам наверх. До главной смотровой площадки, расположенной в короне, 354 ступени. Оттуда, из 25 окон, символизирующих драгоценные камни, открывается удивительный вид на Нью-Йоркскую гавань. Кстати, семь лучей короны символизируют семь морей и семь континентов, как принято считать на Западе.

Сверху стальной скелет покрывают мастерски отчеканенные в деревянных формах медные листы толщиной всего 2,37 мм и общим весом 31 тонна. Срощенные между собой медные пластины образуют силуэт статуи. Кстати, медь поставлялась во Францию из России. Стоит отметить, что одна нога статуи стоит на разбитых оковах - так Бартольди символически показал обретение свободы. На табличке в левой руке статуи Свободы указана дата подписания Декларации Независимости 4 июля 1776: JULY IV MDCCLXXVI.

Постамент памятника был спроектирован американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом. Работы по его возведению были начаты летом 1885 года, а завершены в апреле 1886 года. Цементное основание статуи Свободы весит 27 тыс. тонн. Чтобы добраться до вершины пьедестала, необходимо преодолеть 192 ступени. Внутри постамента располагается музей, в который можно попасть на лифте.

В 1924 году статуя Свободы была причислена к национальным памятникам, в 30-е годы 20 века весь остров Бедлоу (Свободы) перешел в статус национального парка. В 1984 году ООН объявило остров Свободы и расположенный на нем легендарный монумент памятником мирового значения.

Статуя Свободы неоднократно реставрировалась, добавлялись новые элементы освещения. В настоящее время памятник оборудован лазерной подсветкой.

Кто она - «Леди Свобода»?

Кто же явился натурщицей Бартольди, чей лик озаряет мир? Кого на веки вечные запечатлел великий скульптор в образе Римской Богини Либертас? Наверняка, этими вопросами задаются и сами американцы, и гости со всего мира.

На этот счет существует два мнения. Кто-то считает, что Бартольди запечатлел в своей работе лицо француженки Изабеллы Бойер, вдовы Айзека Зингера. Другие придерживаются мнения, что статуя Свободы унаследовала образ матери скульптора - Шарлотты. Какое мнение является истинным, до сих пор остается загадкой, которую вряд ли когда-нибудь удастся разгадать.

Как добраться

Ежегодно статую Свободы посещают свыше 4 млн туристов со всего света. Вход в Национальный парк острова свободный, однако, чтобы добраться до него придется потратиться на паром, а также пройти тщательный досмотр на причалах.

Паромы отходят из Нью-Йорка. Можно отправиться в путешествие к статуе Свободы с причала Бэттери Парк, что находится на Манхэттене, или же с Либерти Стейт Парк, что расположен в Джерси-Сити. Вход на статую - бесплатный, за паром придется заплатить взрослым 25 USD, детям 4-12 лет - 15 USD. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Статуя Свободы находится на острове Свободы (англ. Liberty Island ), примерно в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена , в Нью-Джерси . До г. остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe"s Island ), хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века .

Статуя Свободы (вид с пьедестала)

Богиня свободы держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI » (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 тыс. тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм.

Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале (и доступном на лифте), находится выставка истории статуи.

Новый Колосс

Пластина «Новый Колосс»

Внутри короны статуи

Токио

Статуя Свободы установлена в Токио на острове Одайба .

Лас-Вегас

Ужгород

Самая маленькая в мире статуя Свободы, автором которой является скульптор Михаил Колодко и архитектор Александр Безик, размещена в городе Ужгород на парапете Пешеходного моста. 30-сантиметровая скульптура, созданная по инициативе руководителя кафедры туризма Ужгородского национального университета Федора Шандора, вылита из бронзы в Будапеште, имеет вес 4 кг и является реально действующим маяком на несудоходной реке Уж , где ежегодно проходят шуточные соревнования Ужгородская регата. Скульптурная женщина символизирует любовь закарпатцев ко всему неповторимому и оригинальному.

Днепропетровск

18 мая 2012 в Днепропетровске, в кафе "Мелроуз" на пр. Героев, установлена статуя Свободы, высота скульптуры - 2,65 м, высота постамента - 1,35 м, скульптор - Семенова С.С.

Москва

Монумент Советской Конституции (обелиск и статуя Свободы) на Советской (Тверской) площади в Москве. 1918-1919 (не сохранился).

Осенью 1918 года на Советской площади появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции . Памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева. Памятник полюбился москвичам.

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона. Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, ветхий монумент был разрушен. Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее.

Статуя Свободы в популярной культуре

В видео играх

  • В видеоигре Grand Theft Auto IV есть пародия на статую. Пародийная статуя называется статуя Счастья. На верхних этажах есть дверь, в которую можно зайти, после чего подняться по длинной лестнице. Там находится подвешенное на цепях бьющееся сердце (сердце города). Если выстрелить в него, из него пойдет кровь. Вместо факела у статуи - чашка кофе
  • В серии игр Civilization статуя Свободы - одно из чудес света
  • В видеоиграх серии «Red Alert» статуя Свободы неоднократно разрушается. Её уничтожение является частью игры и видеороликов.
  • Также статую Свободы можно увидеть в видеоиграх серии «Deus Ex ». В первой части статуя была разрушена заговорщиками ещё до начала игры, и первый уровень игры происходит на территории Острова Свободы, во второй части её в виде голограммы восстанавливает Helios-JCDENTON.
  • В дополнении «Касуми - Украденная память» к видеоигре Mass Effect 2 в подземном хранилище Донована Хока можно обнаружить голову статуи Свободы, уничтоженной террористами в 2096 году.
  • В компьютерной игре Rise Of Nations: Thrones and Patriots статуя Свободы как одно из чудес света.
  • В видеоигре World in Conflict есть миссия, в которой нужно отбить статую Свободы, иначе на неё будет сброшена бомба.
  • В компьютерной игре Crysis 2 статуя Свободы уничтожается в результате атаки пришельцев. Её отдельные фрагменты - правая рука с факелом и голова являются декорациями некоторых карт.
  • В видеоигре Twisted metal 2 на карте New York статую свободы можно расстрелять, в результате чего она рассыпется, а на её месте останется женщина в бикини.
  • В игре Prototype 2 с некоторых небоскрёбов в Жёлтой зоне можно заметить в тумане остров вместе со статуей. Однако добраться до острова персонаж не может, ибо персонаж выпрыгивает из воды в сторону материка или большого острова, если попадёт в воду, а ближайших объектов к острову нет.

В кино

  • «Охотники за привидениями 2» - в фильме главные герои оживляют статую Свободы и используют её в борьбе против Зла .
  • В фильме Альфреда Хичкока "Диверсант" главный герой Барри Кейн, находясь в руке статуи, держащей факел, пытается удержать за рукав нацистского шпиона Фрая. В действительности актёр Норман Ллойд был снят в студии, лежащим на специальном чёрном седле на чёрном полу, а камера отодвигалась от него на 12 метров. При монтаже фрагмент, снятый на Статуе Свободы, накладывался на чёрный фон, и получалось, что актёр падает вниз.
  • «Сокровище нации: Книга тайн » - на парижской статуе свободы находится один из ключей, помогающий героям фильма отыскать сокровища.
  • В фантастическом фильме «Монстро » герои, выбежав на улицы узнать что происходит, видят катящуюся по улицам Манхеттена голову статуи Свободы. А на рекламном постере к фильму изображена сама статуя без головы. Только факел сиротливо торчит над обломками.
  • «Люди Х» - Магнето устанавливает на факеле Статуи Свободы свою чудо-машину, чтобы превратить всех людей в мутантов.
  • В фильме «Послезавтра » Роланда Эммериха статую сначала накрывает цунами , а потом резкое похолодание приводит к обледенению статуи и всего Нью-Йорка.
  • Гигантская волна также накрывает Статую Свободы и в фильме «Столкновение с бездной ». Далее можно видеть как оторванная голова статуи плавает под водой между небоскрёбами Нью-Йорка.
  • В фильме «Планета обезьян (1968) » главный герой Джордж Тэйлор, обнаружив на берегу океана полузасыпанную Статую Свободы, с отчаянием понимает, что он находится на планете Земля.
  • В фильме «Люди в чёрном 2 » на статуе Свободы расположено устройство стирания памяти, рассчитанное на территорию всего Нью-Йорка.
  • В фильме «Быстрые перемены » когда герои заблудились в одном из районов Нью-Йорка, главный герой с отчаянием произносит фразу: «Ну хоть что-нибудь знакомое увидеть». При этом камера поднимается над не высокими зданиями и показывается панорама залива, где на первом плане стоит Статуя Свободы.
  • В мультфильме «Союз зверей », вышедшем в 2010 году, показана Статуя Свободы. На её корону взбираются мартышки.
  • В фильме Роланда Эммериха «День независимости » показана разрушенная Статуя Свободы после уничтожения Нью-Йорка. До этого появляется заставка, где написано: 3 июля.
  • Телевизионный фильм-катастрофа «День катастрофы 2 » показывает, как Статую Свободы сначала накрывает цунами, затем можно увидеть, как Статую сносит ураган.
  • В фильме «Искусственный разум » показано, как выглядит Статуя Свободы - в полуразрушенном и затопленном Нью-Йорке над поверхностью торчит лишь факел статуи.
  • Копию Статуи Свободы в Токио можно увидеть в аниме Tokyo Magnitude 8.0 : показали как рядом со статуей прямо перед землетрясением взлетают птицы.
  • В документальном сериале «Жизнь после людей » можно увидеть, как Статуя будет выглядеть через 300 лет после исчезновения людей. Другой документальный фильм на ту же тематику - «Земля: жизнь без людей» («Aftermath: Population Zero») - также показывает Статую Свободы.
  • Фильм-катастрофа «

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Самым известным символом Соединённых Штатов является монумент, возвышающийся над бухтой Нью-Йорка. Жители страны считают его не только знаком независимости своего государства, но и в некотором роде иконой демократии. Однако далеко не все помнят, кто подарил Америке статую Свободы и какого мифологического персонажа она олицетворяет.

Гигантская скульптура древнеримской богини Либертас была установлена на острове в нью-йоркской бухте после ста лет независимого существования Соединённых Штатов. Тот, кто подарил Америке статую Свободы, являлся давним союзником взбунтовавшейся британской колонии, ставшей первым в мире государством с демократической формой правления.

Дружба Франции и США

Упорное нежелание английского короля позволить жителям заокеанских территорий представлять свои интересы в парламенте метрополии привело к революции и вооружённой борьбе за независимость. Католическая Франция и протестантская Британия были соперниками как на европейском, так и на американском континенте. Обращение за помощью к Парижу являлось вполне логичным шагом со стороны восставших колоний. На первых порах Франция оказывала поддержку американской революционной армии тайно, а затем открыто заключила официальный союз с Соединёнными Штатами. Она стала первым государством, установившим дипломатические отношения с завоевавшими независимость колониями.

Принимая во внимание долгую историю дружбы, нетрудно догадаться, какая страна подарила статую Свободы Америке. В течение следующего века в США произошли серьёзные потрясения: отмена рабства и кровопролитная гражданская война между Севером и Югом. Молодое государство успешно выдержало испытания. Именно французский народ стал тем, кто подарил Америке статую Свободы в честь столетия независимости.

Зарождение идеи

План создания грандиозного монумента появился в 1865 году. Среди тех, кто подарил Америке статую Свободы, был французский писатель и политический деятель Эдуар де Лабулэ. Он являлся автором идеи создания памятника, символизирующего независимость Соединённых Штатов и дружбу между двумя странами. Эдуар де Лабулэ был пламенным идеологом демократии и считал североамериканское государство удачным примером её воплощения. Во время гражданской войны он всецело поддерживал сторонников отмены рабства.

Проектирование

Воплощением замысла занялся известный скульптор Фредерик Огюст Бартольди. В первую очередь он посетил Соединённые Штаты, для того чтобы определиться с местом установки статуи. Внимание Бартольди привлёк остров Бедлоу, расположенный в нью-йоркской бухте. Это место попадало в поле зрения всех кораблей, прибывающих на американский континент. Единственным недостатком острова являлись сильные ветры, характерные для побережья Атлантического океана. При установке скульптуры необходимо было учесть эту особенность. Конгресс США согласился с предложением Бартольди и официально утвердил место для возведения монумента.

В работе над созданием статуи принял участие легендарный французский архитектор и инженер Александр Гюстав Эйфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни в Париже. Для воплощения грандиозного проекта требовался специалист по возведению прочных и надёжных высотных конструкций. Эйфель создал мощный стальной каркас, благодаря которому скульптура способна выдерживать ураганные атлантические ветра.

Сбор средств

С финансовой точки зрения вопрос о том, какая страна подарила статую Свободы Америке, не имеет однозначного ответа. С самого начала было принято решение о совместных инвестициях. Во Франции в процессе широкомасштабной кампании по сбору пожертвований, в которой принимали участие многие газеты, довольно быстро удалось получить сумму, необходимую для создания скульптуры богини Либертас. На Соединённые Штаты была возложена задача по финансированию постройки пьедестала.

Крупную сумму на этот проект пожертвовал знаменитый американский газетный магнат Джозеф Пулитцер, который через свои издания призывал других последовать его примеру.

В ходе кампаний по сбору средств было объявлено официальное название гигантского монумента - "Свобода, освещающая мир".

Процесс изготовления

В соответствии с макетом Бартольди, скульптуру отлили из меди во Франции. Жители страны, подарившей Америке статую Свободы, получили возможность в течение трёх месяцев любоваться на неё в Париже. Затем монумент разобрали на части и отправили на корабле в Соединённые Штаты. Высота статуи составляет 46 метров, вес - более 150 тонн. Она представляет собой фигуру женщины с короной на голове, которая в правой руке держит факел, в левой - скрижаль с написанной римскими цифрами датой принятия Декларации независимости.

Скульптуру доставили в Нью-Йорк в июне 1885 года. Французский подарок был приурочен не только к столетнему юбилею американской революции, но и к проходившей в Филадельфии Всемирной выставке искусств и промышленных изделий. В 1876 году Бартольди уже демонстрировал посетителям этой международной экспозиции гигантскую руку скульптуры, держащую факел. Спустя почти десять лет все части монумента воссоединились навсегда.

Пьедестал

Французский корабль, доставивший скульптуру, восторженно встречали тысячи жителей Нью-Йорка. Этот момент остался в истории как напоминание о том, кто подарил Соединённым Штатам Америки статую Свободы. Из-за проблем с финансированием пьедестал на острове Бедлоу ещё не был готов. Прибытие статуи подхлестнуло энтузиазм американцев, и поток пожертвований существенно возрос. Проектированием пьедестала занимался известный архитектор Ричард Моррис Хант. Фундамент скульптуры изготовили из бетона, его высота составляет 47 метров, общий вес - 27 тысяч тонн. Работы по возведению пьедестала были завершены в апреле 1886 года. Ещё четыре месяца ушло на сбор частей монумента на фундаменте, который являлся самой крупной в мире бетонной конструкцией того времени.

Открытие

Торжественная церемония состоялась 28 октября 1886 года. Тогдашний президент США Гровер Кливленд произнёс речь перед многотысячной толпой зрителей. Стоит отметить, что тот, кто подарил Америке знаменитую статую Свободы к столетнему юбилею независимости, опоздал на десять лет. Однако этот факт не уменьшил признательность народа Соединённых Штатов по отношению к Франции. Мечта писателя Эдуара де Лабулэ, изначального автора идеи, стала реальностью. Статуя Свободы превратилась в самый важный символ Америки и знак дружбы между двумя государствами, которые впоследствии сражались на одной стороне в мировых войнах.

28 октября 1886 под пушечные выстрелы, рев сирены и непрекращающиеся фейерверки был открыт самый знаменитый памятник Соединенных Штатов Америки - легендарная Статуя свободы. С этого дня каждый корабль, входящий в порт Нью-Йорка встречает каменное изваяние женщины с факелом свободы в руке, протянутой к небу.

История Статуи свободы

Как ни странно, главный символ свободы Соединенных Штатов - детище французских мастеров. Именно в в Париже Статуя появилась на свет. Затем ее разобрали на части и переправили через . Здесь ее снова собрали и установили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили Бедлоу (Bedloe’s Island), ныне остров свободы (Liberty Island). Остров свободы, на котором расположена статуя, является федеральной собственностью на территории штата Нью-Йорк. Остров располагается ближе к берегу Нью-Джерси, из-за чего некоторые ошибочно относят его к штату Нью-Джерси.

Идея о создании Статуи свободы появилась в 1865 году у академика Эдуарда де Лабулайе. Автором самой Статуи свободы является скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бар-тольди (Frideric Auguste Bartholdi), в то время еще молодой и никому неизвестный мастер. За несколько лет до этого Бартольди задумал постройку огромного маяка на Суэцком канале. По его планам этот маяк должен быть в виде женской фигуры. В руках скульптура должна была держать факел, свет от которого должен был освещать дорогу морякам. Но в свое время затею с маяком на Суэцком канале отвергли. Именно поэтому молодой скульптор отозвался с большим энтузиазмом на идею Эдуарда де Лабулайе.

При создании скульптуры Бартольди не раз обращался к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Именно образ Свободы с этого полотна стал главным прототипом для Статуи свободы. По одной из версий, у Бартольди даже была американская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Айзека Зингера, предпринимателя в области швейных машин. «…Будучи красивой, французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для Статуи свободы Бартольди». (Рут Брэндон, «Зингер и швейная машина: капиталистический романс»).

Для создания статуи был приглашен инженер Густав Эйфель (Gustave Eiffel), который впоследствии прославится как автор знаменитой . Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой фигуры, всего 1,2 метра величиной, а потом изготовил еще три другие, постепенно делая их все больше. Они корректировались и доделывались до тех пор, пока не был достигнут оптимальный вариант.

По взаимной договоренности, Америка должна была построить пьедестал, а - создать статую и установить её в США. Чтобы избежать финансовых трудностей, были организованы специальные фонды, которые занимались поиском средств. Во Франции средства собирали, устраивая увеселительные мероприятия и лотереи. В организовывали театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои. Однако накопление средств для пьедестала происходило медленно, и Джозеф Пулицер (известный как основатель премии Пулицера) в своей газете «World» обратился с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. Это возымело действие и способствовало увеличению пожертвований со стороны американцев.

Статуя была завершена во Франции в июле 1884 года, и в нью-йоркскую гавань была доставлена 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие Статуи свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.

В 1984, Статуя свободы была внесена в Список Всемирного Наследия . В 1986 году, перед столетней годовщиной, монумент был временно закрыт для тщательной реставрации и вновь открылся для посетителей 5 июля 1986 года.

Особенности Статуи свободы

Сегодня Статуя свободы - один из национальных символов США. Возвышаясь в устье Гудзона у входа в Нью-йоркскую гавань, женщина в изящных, ниспадающих одеждах, несущая факел, олицетворяет свободу и широкие возможности страны. На голове у нее корона с семью зубцами, обозначающими семь морей и семь континентов. У ног женщины - разорванные путы тирании. В левой руке женщина она держит плиту с нанесенной на нее датой американской Декларации независимости - 4 июля 1776 года.

Статуя была изготовлена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Высота Статуи (кстати, первоначально ее называли более пафосно - «Свобода, несущая свет миру») - 46 метров, таким образом, если еще брать в расчет 47-метровый постамент, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес монумента - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр.

Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке. Обычно статуя открыта для посетителей, которые, как правило, прибывают на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань.

В 1972 году внутри самой Статуи был открыт Музей заселения Америки, в который можно попасть на специальном лифте. Здесь представлена вся история страны: от предков - индейцев, которые населяли неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.

Мнения о Статуе свободы совершенно противоречивые. Ничего подобного до возведения этой скульптуры в Америке не видели. Ценители отмечали высокую технику исполнения, четкость пропорций и грациозность линий. Но оппоненты тех, кто признавал монумент Свободы восьмым чудом света, отмечали, что символ Свободы в образе статуи трактуется слишком холодно и бесстрастно. Не случайно появился эпитет, что Свобода «слепа», а величие передается только большими размерами.

Однако злые языки Свободе не помеха. Во всем мире Статую считают Символом США, олицетворяющим демократические принципы, которыми так гордится эта страна.

 

Возможно, будет полезно почитать: