Декоративные огороды французского замка вилландри. Старинный замок вилландри во франции. Путешествие в историю

«Сад замка Вилландри — один из самых посещаемых садов. Всемирную известность обрел благодаря грандиозному декоративному огороду. Искусство кухонного сада возникло здесь давно.
Немного истории, или как возникло искусство кухонного сада.
...4 июля 1189 года король Англии Генрих II Плантажене явился к королю Франции Филиппу Августу признать свое поражение. В средневековой крепости подписан «Мир Коломбъер» (именно так тогда называли Вилландри).
...Конец XV века. Молодому королю Франции Карлу VIII пришлось отступать в военной компании с Италией. Основной «трофей» — приобщение короля к высокому искусству Возрождения. Он с восторгом пишет герцогу Бурбонскому: «Брат мой, ты не можешь себе вообразить, сколь прекрасные сады видел я в этом городе. Воистину, кажется, что для этого земного рая не хватает лишь Адама и Евы...» Увидев итальянские дворцы и сады, король решает иметь подобные. Так итальянское искусство укореняется во Франции, а с ним и ренессансный парк.

...В средневековой Европе господствуют монастырские сады. Но французским садовникам XVI века необходим сад особый, в котором есть место и розам, и диковинным овощам, привезенным из Америки. Так были объединены два течения — французский монастырский сад и итальянский, а сам сад назвали «декоративный огород».
Вилландри — один из последних замков эпохи Ренессанса на берегу Луары. От старой крепости XII века оставлен лишь донжон и основание, на котором строит новый замок в 1536 г. министр финансов Франциска I Жан Ле Бретон. Раньше он был послом в Риме, а в свободное время изучал искусство садов.
Потомки Ж. Ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 г. Затем новый владелец, маркиз де Кастелан, перестраивает и замок, и двор.
...XIX век. Разрушен традиционный сад замка и вместо него создан английский парк. .
...Начало XX века — замок и сад пришли в упадок, подлежат сносу.
Возрождение, или воплощенная история любви к саду.
...1906 год. Вилландри от гибели спас доктор Иоахим Карвалло, испанец по происхождению, дворянин, образованнейший человек. Он был очарован живописной природой этого места, холмами, покрытыми лесом и «обнимающими» старинный замок и дивный сад. Знаток истории и архитектуры, Карвалло принимает решение возродить это имение в духе Ренессанса. Его настолько пленила идея, что он отказывается от блестящей карьеры и посвящает свою жизнь исключительно Вилландри.

18 лет напряженного труда и замок освобожден от наслоения перестроек последних трех столетий. Теперь он выглядит, как вначале XVI века, когда господствовал стиль Генриха IV. Внутреннее убранство отражает вкус хозяина: утонченная испанская мебель XVIII века, фамильная коллекция живописи XVI-XVIII веков с полотнами Гойи, Веласкеса, Мурильо. А еще — достойные удивления своды потолка из мавританской мечети, купленные Карвалло. Их собрали из 3000 фрагментов...
Но больше всего труда вложено в возрождение сада, что и вписало его имя в историю. Суть в том, что ренессансные сады Франции либо пришли в упадок, либо переделаны в барочные. Позже большинство их заменили английские ландшафтные парки. Это разрушило очарование французских садов. Поэтому создание ренессансного сада было ценным выбором.
Скрупулезный, самоотверженный труд, знание истории, поиск исчезнувших эскизов, чертежи Жанна Андруе дю Серсо (лучшего знатока замков и садов тех времен), и результат превосходит все ожидания — Вилландри становится лучшим садом Франции эпохи Ренессанса.
Прогулка по саду, или путешествие в прошлое.
Сад разбит на трех уровнях. Охватить его взглядом можно сверху сторожевой башни, или бельведера. Нижний уровень занимает замок, окруженный глубоким рвом с водой. Перекидные мостики соединяют место для карет, нижний двор с флигелем (курдонер) и замок. В воде множество рыбы. Упитанная и юркая, она выставляет на поверхность свои жадные рты и любопытные глаза, теснит друг друга.

Гостиные замка с южной стороны перетекают в сад, названный «Садом любви». Этот орнаментальный сад полон символов-образов, присущих той эпохе. Красочный партер разбит на 4 квадрата. Первый воплощает «Нежную любовь» — сердца объяты пламенем любви, в центре маски (их одевали на бал, что позволяло вести любые разговоры). Узор соткан из стриженого самшита и заполнен в середине красными цветами. «Страстная любовь» — сердца, пораженные страстью, кружат в вихре танца. «Легкомысленная любовь» — четыре веера по углам символизируют ветреность чувств, между ними рога измен, а в центре письма легкомысленных любовников. Все в желтых цветах — символах измены. «Трагическая любовь» — лезвия кинжалов и мечей дуэлянтов. Красные цветы — пролитая кровь.
Дальше партер продолжают квадраты с лилиями и крестами — символами победы жизни над смертью: Мальтийский крест, крест Лангедока, крест Страны Басков.
Рядом на берегу канала — аллея-пергола, где сквозь гроздья налитого винограда видно «Сад музыки», еще одну самшитовую гостиную. Изображения лир, арф, канделябров тонут в синевато-сиреневом шалфее, лаванде, и кажется, будто голубая дымка поднимается над ними. Виноградная аллея и канал составляют центральную ось парка, разделяя сад орнаментальный и сад овощных культур эпохи Ренессанса — визитную карточку Вилландри.
Кухонный сад, или овощные шахматы.

Овощные сады родом из средневековья. Монахи многих орденов славились, как прекрасные садовники и огородники. Считалось, что такая работа, как никакая другая, очищает душу человека: ведь они имели дело с земным воплощением потерянного рая.
В своих аббатствах монахи высаживали овощи на прямоугольных грядках. Многочисленные кресты огорода напоминают нам об этой давней культуре. Сам огород состоит из девяти квадратных грядок одного размера, но с разным геометрическим рисунком в средней части. Каждый квадрат делится еще на четыре части. Овощи, пряности, словно играют в сказочные шахматы. Синеватый лук, зеленые кудри петрушки, моркови, красная капуста, фиолетовый базилик и листья зеленого салата сочетаются по форме и цвету и рисуют узор грядок.
На перекрестке дорожек овощного сада устроены небольшие фонтаны. В прежние времена они символизировали неисчерпаемый источник веры в Иисуса Христа, а также имели утилитарное значение — для полива и умывания. Фонтаны окружены характерными (полусферическими) средневековыми беседками. Их густо заплели розы. Садишься на скамью в глубине ниши беседки, и тебя накрывает волна аромата... Ласково греет солнце, журчит вода фонтана, глаз радует красочный ковер огорода — настоящий рай. В средние века с растениями связывали аллегорический подтекст, который имел большое значение. Так красные розы воплощали любовь к Богу, белые — печаль Богородицы, желтые — ее славу. Поэтому розами украшали и огороды. Со временем розы, посаженные здесь, стали символизировать монаха, который перекапывает грядку.
План этой части сада Карвалло разрабатывал, учитывая найденные фрагменты изображений огорода бенедиктинских монастырей XVI века. Идея — создание строгих геометрических фигур только из деревьев, кустов, цветов и овощей — блестяще воплощена! Четкий визуальный каркас огорода образован из самшита — длинной 52 км! Каждая грядка — шедевр, обрамленный рамкой — цветочным бордюром. Его дополняет низкая изгородь, вдоль которой посажены яблони кордоны.

Рядом с растениями таблички с названиями и историей их использования. Поражают объемы, скрупулезность работ на грядках на протяжении почти столетия. Сколько терпения, души и любви в них вложено! Ведь каждый год здесь делают две посадки: одну весной (она остается на грядках с марта по июнь), вторую летом — с июня по ноябрь. Каждый год используется около 40 видов овощей (кроме картофеля). Их расположение меняется при каждой посадке, чтобы не истощать почву, и соответствует трехлетней очередности. Строго придерживаются гармоничного сочетания цвета и формы. Все это огромный труд, ведь ежегодно здесь высаживают 250 000 саженцев.
В плену тысячи лип, или старинные стражи семейного очага.
На территории Вилландри владелец замка высадил 1200 лип. Они разделяют части сада, окружают его, либо образуют аллеи. Липовая аллея поражает. Заходишь под ее сень и словно попадаешь в другой мир. Полутень, тишина, таинственность.
Почему именно липу выбрал Карвалло? Еще в древние времена дубу поклонялись мужчины, а липе женщины. В Западной Европе липа посвящена богине Фрее, защитнице семейного очага. Она считалась семейным деревом, под ней собирались для решения общих дел. Ее садили возле замков, на городских площадях. Липа слыла талисманом от молнии. Позже стала еще и символом сельского общества.

Параллельно липовой аллее раскинулся сад лекарственных трав. По канонам средневековья он находится между огородом и церковью. Более 30 видов трав, которые издавна применяли в семейном лечении, высажены на грядках аптекарского огорода.
Маршрут прогулки сквозь лабиринт выводит нас на верхнюю террасу к детской площадке и цветнику в английском стиле. Это царство роскошных, очень высоких трав и цветов.
За плотной стеной лип новый контраст — водный сад. В буленгрине на зеленом бархате газона лежит гигантское зеркало Людовика XV — искусственный водоем, вода которого соединена с каналом. Вокруг партерная зона с небольшими круглыми водоемами, дорожками. Все окружено крутыми склонами с идеальным газоном. Непроизвольно останавливаешься, засмотревшись на эту красоту. И тогда мелькает мысль, — водное зеркало устроено тут, чтобы изысканная красота сада могла собой в нем любоваться.
Наследники Иоахима Карвалло до сих пор живут в замке. Они берегут и продолжают его дело, которое было смыслом всей его жизни».

Замок Вилландри, а вернее его сады, мы наметили себе еще дома для обязательного осмотра, остальные замки, мы выбрали спонтанно прямо на месте. В долине Луары на настоящий момент сохранилось около 300 замков, кроме замков, есть еще пещеры троглодитов, аббатства, города и старинные соборы. На долину Луары мы выделили себе 2 дня, но реально можно провести там и две недели, там есть что посмотреть.

Утром мы выехали из Карнака и через 3 часа были уже в Вилландри. На французских скоростных шоссе по обочинам стоят транспаранты, извещающие какие достопримечательности, вы проезжаете в этой местности, но совершенно не очевидно, где надо съехать со скоростного шоссе чтобы достичь описанной достопримечательности. Единственный шанс это уповать на навигатор. Жара в июле в долине Луары стояла удушающая, ни ветерка, ни облачка на небесах.

Взрослый билет стоит 9,5 евро — замок + сады, 6.5 евро только сады. Дети и студенты бесплатно. Русского аудиогида нет, но вместе с билетом дают красочную брошюру с описанием садов на русском языке. Парковка рядом — бесплатная. В сувенирном магазине продают семена цветов, мы купили и цветы даже выросли в ленинградской области.

Замок Вилландри, построенный в 1536 году – это последний из великих замков, возведенных на берегах Луары в эпоху Возрождения. Для постройки замка Жан Ле Бретон, министр финансов Франциска первого, снес старую крепость XII-го века, от которой на сегодняшний день остались лишь фундамент и внутренний донжон.

Но знаменит замок не столько своим архитектурным убранством, сколько своими трехярусными формальными садами. Убранство замка меркнет перед великолепием садов. Сады Вилландри относятся к садам в стиле итальянского Ренессанса, предшественникам классических французских садов.

Немного истории Вилландри

Наследники Жанна Ле Бретона владели Вилландри до 1754 года, когда имение перешло во владение маркиза де Кастелана, королевского посла, представителя знатной провансальской семьи. При нем были сделаны пристройки в классическом стиле, которые находятся по обеим сторонам переднего двора. Он так же изменил интерьеры замка и привел их в соответствие с представлениями о комфорте, принятыми в XVIII веке.

Значительные изменения произошли в XIXстолетии – традиционный сад был разрушен при создании вокруг замка английского парка. В 1906 году замок приобрел Хоаким Карвальо, который родился в Испании в 1869 году. Он оставил научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Для реставрации он использовал литературный источник – книгу по архитектуре XVI века «Самые замечательные архитектурные сооружения Франции». Её автор – Ж. Андруэ Дю Серсо – описал планировку французких садов в эпоху Возрождения. Хоаким дополнил этот труд археологическими раскопками, в ходе которых были обнаружены остатки старого парка во французском стиле. На этой основе и были воссозданы сады, которые восхищают нас сегодня. Хоаким Карвальо так же знаменит тем, что основал в 1924 году «Исторический дом», первую ассоциацию, которая объединила владельцев исторических замков, и стал инициатором открытия этих памятников архитектуры для широкой публики.

Сады Вилландри

Сады Вилландри делятся на целых 7 разных по характеру садов. Если вы думаете, что это просто красивые геометрические формы, то глубоко ошибаетесь. Каждый рисунок на клумбах и каждый характерный прием стрижки кустарников имеет глубокий смысл.

Первый – орнаментальный сад Вилландри.



Панорамный вид на орнаментальные сады.

Орнаментальный декоративный сад расположен над садом-огородом и представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы полностью охватить его взглядом надо подняться на бельведер. Оттуда хорошо видны расположившиеся внизу четыре квадрата, которые образуют так называемые «Сады любви».



Сады любви

«Нежную любовь» символизируют сердца, разделенные языками пламени. В центре кустарник подстрижен в форме бальных масок. (левый верхний угол фото вверху)

«Страстная любовь» также образуется сердцами, но это сердца разбитые страстью. Они переплетаются между собой и ассоциируются с танцем. (правый верхний угол фото вверху)

«Непостоянная любовь» — это четыре веера по углам, которые воплощают переменчивость чувтв. Между ними находятся рога – символ измены и обманутой любви. (левый нижний угол фото вверху)

«Трагическая любовь» показана лезвиями кинжалов и мечей в память о дуэлях из-за соперничества в любви. Красные цветы это аллегория пролитой крови. (правый нижний угол фото вверху)

Рядом с садами любви находятся три больших массива в форме трех крестов – в центре находится мальтийский крест, слева от него – лангедокский, а справа баскский. Вдоль рвов с водой расположились стилизованные цветы лилий. (фото ниже)



Орнаментальный сад, вид на кресты

С другой стороны канала находится «второй салон», где стриженный кустарник воплощает аллегорию музыки. Здесь можно увидеть лиры, стилизованные музыкальные ноты и канделябры, необходимые для освещения партитуры.







Сад воды Вилландри



Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV и расположен вокруг большого водоема, имеющего форму зеркала и окруженного липами. Это идеальное место для отдыха и медитаций и передышки во время осмотра.



Сад солнца





Недавно созданный сад получил название солнечного. Этот сад с тремя видами растительности — прекрасное место для отдыха. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с белыми и голубыми цветами. «Солнечная комната» выдержана в желтых и оранжевых тонах.

Лабиринт Вилландри



Лабиринт полон очарования и воплощает аллегорию жизненного пути. Он основан на христианской традиции и в отличие от греческого лабиринта, не имеет тупиков. Поэтому задача посетителя не поиск выхода, а постепенное освобождение от всего суетного на пути к центральному шатру.







Между огородом и церковью расположен аптекарский сад. Это традиционный средневековый сад, где растут арроматические травы, пряности и лекарственные растения.

Сад-огород



Вид на сад-огород

Между замком и деревней раскинулся типичный для эпохи Возрождения сад-огород. Его составляют девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком.

Квадраты засажены овощами различных цветов (синий лук-порей, красная капуста и свекла, зеленая ботва моркови) так что возникает впечатление разноцветной шахматной доски. Традиция такого сада-огорода восходит к Средним векам. Монахи аббатства часто придавали овощным грядкам геометрическую форму, чаще всего форму креста. Саженцы шиповника и символизируют монахов, склонившихся над своими грядками. Вторая традиция пришла из Италии и принесла в монастырский сад декоративные элементы: фонтаны, беседки и цветочные клумбы.

Французские садоводы XVI века объединили обе традиции — монастырскую и итальянскую — и создали новый тип сада, где сажали розы и разводили новые овощи, привезенные из «Америк». Они называли такой сад декоративным огородом. Такие сады описал Жак Андруэ дю Серсо, архитектор XVI века. В начале XX столетия его планы вдохновили Хоакима Карвальо на восстановление своих садов.

Уход за садами Вилландри

Естественно такие сады требуют тщательного ухода и очень трудоемки в обслуживании. В огороде каждый год производится две посадки: одна — весной (с марта по июнь), вторая — летом (с июня по ноябрь). Каждый год высаживается около сорока видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. При каждой посадке композиция меняется с учетом гармоничного сочетания цвета и форм, а так же соблюдения правил садоводства, указывающих, что трехлетний цикл чередующихся посадок позволит избежать истощения почвы

С 2009 года садовники пересмотрели свои методы ведения сельского хозяйства в пользу «органического земледелия»: вскапывание, рыхление, введение на огород полезных насекомых позволяют исключить обработку пестицидами. Это изменение потребовало новых методов работы и небольших дополнительных расходов. Что в значительной степени компенсируется впечатляющим результатом и возрождением интереса садовников к своей профессии. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки по замкнутому кругу.

Эти сады, строго подчиняющиеся широко используемым принципам симметрии, требуют постоянного ухода. 1015 липам, произрастающим по всей территории сада, так же нужна ежегодная зимняя подрезка, над которой четверо садовников работают в течение трех месяцев.

Общая длина живых изгородей составляет 52 км, их подрезка должна проводиться регулярно с апреля по октябрь.

Каждый год в саду высаживается рассада 115000 цветов и овощей, 50% выращивают в теплицах садов, остальное завозят с других теплиц.

| 11 | 4 000, сегодня 8 |

Часто в замках с парками существует возможность купить билет либо только в замок, либо в замок + парк. В Вилландри же всё наоборот - либо замок + сад (10 евро), либо только сад (6,50 евро). Действительно, в Вилландри приезжают именно ради садов...

В 1189 г. в Вилландри, который на тот момент был укреплённой крепостью Коломбье, состоялась встреча между королём Франции Филиппом-Августом и королём Англии Генрихом II Плантагенетом . Беседа закончилась подписанием "мирного договора Коломбье" в пользу Филиппа-Августа.

Замок Вилландри (Château de Villandry)

Спустя несколько веков замок перешёл в собственность государственному секретарю Франциска I Жану ле Бретону. Потомок выходцев из Шотландии захотел построить для себя красивый замок, отличающийся от других средневековых крепостей. Наиболее древние постройки были снесены, и в 1536 г. началось строительство нового здания в виде буквы П.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Два крыла замка представляют собой образец архитектуры Возрождения; в их строительстве использованы элементы, характерные для замков XVI в.: большие окна, отделанные пилястрами и капителями, фризы, слуховые окна с волютами и тимпанами.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Внутреннее убранство замка датируется XVIII веком.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Какой-то особой роскоши здесь нет, но всё выполнено со вкусом.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Для осмотра доступна столовая...


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Спальня...


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Есть даже картинная галерея.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Потолок комнаты с картинами выполнен в мавританском стиле.


Потолок

Встречаются и скульптуры с жёсткими сценами.


Cкульптура

С двух из четырёх сторон замок окружён рвом с водой.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Здесь кишат рыбы. Встречаются и золотые.


Рыбы

Канал проходит через весь сад, который имеет чёткую структуру.


На нижнем уровне располагается декоративный огород. Эта часть ансамбля выполнена в виде 9 разноцветных клумб. В XVI в. создавались ботанические сады, в которых высаживали образцы растений, неизвестных в Европе до этого времени. Сады Вилландри были восстановлены в начале XX в. благодаря доктору Хоакиму Карвальо. В квадратных клумбах можно увидеть капусту, морковь, свеклу, салат-латук, а также яблони и груши.


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

Декоративный самшитовый сад средней террасы представляет собой "Сады любви".


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

4 больших квадрата изображают аллегории любви - Страстную любовь, Неверность, Нежные чувства и Трагическую любовь.


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

В левом верхнем квадрате террасы находятся три больших ромба, внутри которых можно увидеть лангедокский , мальтийский и баскский кресты.


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

Верхний уровень представляет собой водное зеркало.


Сад воды (Jardin d"eau)

Вокруг пруда проходит аллея. Дорожки здесь нет - поэтому даже как-то неловко, что приходится вытатывать траву.


Сад воды (Jardin d"eau)

В пруду мирно плавают лебеди.


Сад воды (Jardin d"eau)

Парк такой большой, что кажется совсем пустынным.


Сад воды (Jardin d"eau)

Здесь я с удовольствием полежал на травке. Во время французского путешествия мы посетили сразу несколько парковых ансамблей. Так вот именно сады Вилландри мне понравились больше всего!


Сад воды (Jardin d"eau)

Сбоку от парка с прудом находится Сад Солнца.


Этот сад наполнен разнообразными цветами.


Сад cолнца (Jardin du soleil)

А под ним расположился небольшой самшитовый лабиринт.


Лабиринт

На этом наш "замковый" выезд завершился, и мы вернулись в Сен-Назер...

Как то пол годика назад много показывал вам Напомню вам что нибудь эффектное, остальное ищите по ссылке.

Примерно в 20 километрах к юго-западу от Тура расположен замок Вилландри, считающийся одним из украшений Турени. Когда-то здесь находилось обширное римское поместье «Villa Andriaca», отсюда и пошло название территории. Замок Вилландри, строительство которого в окончательном виде было закончено приблизительно в 1536 году, является последним из больших замков, которые были построены на берегах Луары в эпоху Ренессанса.

В 1000 году, местность по неизвестным причинам окрестили Colombier (франц. «голубятня»), впрочем, не навсегда – в 1639 историческое имя вернётся. Но в летопись непростых взаимоотношений Франции и Англии местная крепость попадёт именно под «птичьим» названием: 4 июля 1189 года, за несколько дней до смерти Генрих II Плантагенет подписал здесь так называемый «Голубиный мир» (Paix de Colombiers). Это унизительное соглашение с Филиппом-Августом ознаменовало победу Капетингов над своими английскими вассалами и переход в их распоряжение множества территорий, в том числе, и Турени. Намёк на пернатых остался и в том, как до сих пор называют местных жителей: Colombiens.

Согласно его требованиям, Генрих II, должен был отказаться от большей части своих владений во Франции в пользу Филиппа. К тому времени здоровье правителя Англии было сильно подорвано, и французский монарх, видя плохое состояние своего оппонента, предложил Генриху присесть. Но он отказался и продолжал стоять, поддерживаемый своей личной охраной. Несомненно, что его и без того печальное состояние ухудшилось, когда на переговорах он увидел своего сына, тогдашнего графа Пуату (и будущего короля Ричарда Львиное Сердце), вставшего в своей борьбе против отца на сторону злейшего врага – короля Франции. Преисполненный гневом, король Генрих II, поклялся жестоко отомстить Ричарду, но спустя 3 дня умер, проклиная собственного сына-предателя.

В начале XVI-го столетия владельцем замка стал Жан ле Бретон, министр финансов при короле Франциске I. Помимо основного рода деятельности в сфере финансов и торговли, он обладал значительными архитектурными познаниями. Несколько лет он являлся руководителем строительных работ замка Шамбор. Будучи французским послом в Италии интересовался архитектурными нововведениями и ландшафтным дизайном.

Изначально деревня и поместье носили общее имя «Colombiers» («Голубиные насесты»). Жан ле Бретон счёл это название слишком обобщённым, и поскольку он был на хорошем счету при дворе короля, ему позволили поменять не только название деревни и замка, а также и собственное титульное произношение. Так Жан ле Бретон вскоре стал именоваться «Монсеньор де Вилландри».

В свою очередь замок должен был подчёркивать важное общественное положение своего владельца, поэтому Жан ле Бретон и его семья, не сомневаясь инвестировали значительные финансовые средства для облагораживания как самого замка, так и прилегающей территории. Доподлинно неизвестно, был ли Жан ле Бретон честным чиновником, или же наоборот был весьма изворотлив, но его не постигла позорная участь владельцев замков Азей –ле-Ридо и Шенонсо, лишившихся своего имущества. В 1619 году его внуку Бальтазару, был даже пожалован вельможный титул «Маркиза де Вилландри».

Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.

Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить – так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV.

В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).

В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.

Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и создал сады, полностью гармонирующие с архитектурой замка, выполненного в стиле эпохи Ренессанса, сады, которыми мы можем наслаждаться и по сегодняшний день.

Йоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков. Он был первым, кто решил открыть эти памятники архитектуры для широкой публики.


Кликабельно 3000 рх, панорама

Замок Вилландри имеет несколько уникальных особенностей. Его двор не огорожен замковыми строениями, а напротив абсолютно открыт с внешней стороны. При такой конфигурации замок, абсолютно утрачивал защитные функции, и представлял собой уютный особняк, открывающий из своих окон великолепные виды на реку Шер. Жан ле Бретон решил сохранить главную башню старой крепости, подчёркивая тем самым принадлежность замка ещё к феодальному времени, органично вписав её в комплекс зданий эпохи Возрождения. Башенная винтовая лестница, была переделана так, чтобы полностью передать колорит XII века. В отличие от Версаля, построенного веком позже, кажущаяся строгая геометрия Вилландри, на самом деле не, что иное, как оптический обман, хотя при взгляде со стороны главные здания расположены относительно друг друга под прямыми углами.

В архитектурном отношении замок Вилландри – яркий представитель позднего французского Ренессанса и последний из замков на побережье Луары, построенный в этот период. Никаких намёков на Италию и Средневековье, здесь царит чисто французский стиль, предвосхищающий то, что впоследствии назовут стилем Генриха IV. В основу конфигурации замка заложен принцип симметрии, но чтобы ансамбль в целом не создавал ощущения монотонности, окна главного жилого корпуса не выровнены точно по средней его части, а крылья здания немного отличаются по длине и располагаются под разными углами. На нижнем этаже находятся столовая и кухня, здесь же можно увидеть макет замка. Выше располагаются несколько комнат, открытых для посещения, и галерея, где представлены произведения искусства испанских реалистов. С третьего этажа можно пройти в древний донжон и полюбоваться красивым видом на дворцовые сады и долину Шер.

Хотя садами лучше любоваться во время неспешной прогулки — это отдельная достопримечательность. Хоакин Карвальо воссоздавал их по образу и подобию садов 16 и 18 столетий.

Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца, на средней – орнаментальный декоративный сад, лабиринт в стиле эпохи Возрождения и аптекарский сад. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород.

Окруженный липами Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Струи фонтанов в саду напоминают королевские лилии.

Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.

Часть орнаментального декоративного сада, которая является как бы продолжением гостиных замка, называется Садами любви. Искусно подстриженный кустарник и цветы в четырех квадратах представляют различные формы этого чувства: Мимолётную, Страстную, Нежную и Трагическую любовь. С левого края, если смотреть на Сады любви с бельведера, можно увидеть три креста – Мальтийский, Баскский и Лангедокский, а также стилизованные лилии.

С другой стороны канала находится вторая часть декоративного сада — «музыкальный» салон, где форма стриженого кустарника напоминает некоторые струнные инструменты (лира, арфа), музыкальные ноты, канделябры для освещения партитуры.

Девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком на нижнем уровне – это сад-огород, созданный по идеям знаменитого Андруэ дю Серсо.

Квадраты засажены овощами различных цветов: синий лук-порей, красная капуста и свёкла, зеленая ботва моркови, перец, баклажаны и другие; а также плодовыми деревьями, саженцами шиповника и цветами.

Французские садоводы XVI века объединили две традиции: монастырскую (монахи часто придавали грядкам геометрическую форму, часто форму креста) и итальянскую (декоративные элементы: беседки, фонтаны и цветочные клумбы). Такие сады-декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их.

В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.

Оригинальность Вилландри заключается не только в архитектурной новаторской концепции, но и также в использовании ландшафта, благодаря которому около замка выращены сады непревзойденной красоты, и которые находятся в полной гармонии с природой и камнем.

Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века – «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению – великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.

Одна из самых удивительных достопримечательностей замка – это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.

Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.

В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.

Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, – это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.

Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д’Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.

Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний – первый уровень – это Водяной сад (Jardin d’eau) . Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало — это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад – идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.

Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d’ornement) , состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d’amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.

Проектируя Сад любви , создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.’

Нежная любовь – сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре – маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.

Непостоянная (мимолетная) любовь – четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре – любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата – желтый, цвет измены.

Страстная любовь – сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.

Трагическая любовь – рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы – символ пролитой в борьбе крови

Второй сад — Сад музыки – символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами – подсвечники для освещения музыкальной партитуры.

Третий сад — Сад лекарственных трав . Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.

И, наконец, третий уровень – Огород (Рotager) , площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.

Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста – распущенность, тыква – плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.

Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.

Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения – монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.

Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая — летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.

За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.

Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах . Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах – невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!

Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.

Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Стоимость посещения:

  • Взрослые: замок и сады – €9,5; сады – €6,5;
  • Взрослые с аудиогидом: замок и сады – €12,5; сады – €9,5;
  • Сокращенный вариант: замок и сады – €5,5; сады – €4
  • Сокращенный вариант с аудиогидом: замок и сады – €8,5; сады – €7
  • Группа мин. 15 человек: замок и сады – €7; сады – €4,5
  • Группа мин. 15 человек с аудиогидом: замок и сады – €10; сады – €7,5

Сады открыты каждый день, весь год, с 9:00 до 18:00.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

Связаться с администрацией замка можно:
Tel: 02 47 50 02 09
Fax: 02 47 50 12 85

источники
http://www.cult-turist.ru
http://www.castlesguide.ru
http://france-guide.livejournal.com
http://www.castle-france.ru
http://castles-europe.ru

А я вам конечно же еще напомню про несколько эффектных замков: или вот в Австрии Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Неподалеку от долины реки Луара возвышается величественный старинный замок Вилландри. Эта постройка относится к эпохе Ренессанса. Хотя изначально замок Вилландри был оборонительной крепостью. Именно здесь состоялось подписание мирного договора между двумя суверенами двух великих в то время держав — Франции и Англии. В западной башне замка Вилландри король Англии Генрих II Плантагенет и король Франции Филипп-Августа 4 июля 1189 года договорились о прекращении боевых действий друг против друга. При этом значительное преимущество по данному договору получала именно Франция.

С тех пор прошло немало времени, но замок Вилландри до сих пор является излюбленным для посещения местом для всех без исключения французов. Не остаются в стороне и гости этой страны.

История замка Вилландри

Спустя несколько столетий с момента подписания мирного договора во владение замком вступил Жан ле Бретон. Этот видный деятель государства занимался возведением других замков и укрепительных сооружений. Под его руководством шло строительство и реконструкция замка Фонтенбло. Немного позже он руководил возведением замка Шамбор.

Благодаря своим знаниям и опыту ему удалось превратить старинный замок Вилландри в роскошный дворец. Современный облик замка уже не напоминает собой укрепительное сооружение. Жан ле Бретон имел древние шотландские корни и умел находить красоту и изящество в окружающем его мире. Поэтому строительство замка велось по эскизам, созданным в легком стиле ампир.

Те здания замка Вилландри, которые мы видим сегодня были построены в 1536 году. Форма здания была выбрана в виде буквы П с двумя независимыми крылами. Внутри боковых построек расположился внутренний двор, обращенный к излучине реки Луара. Легкая и изящная архитектура дополнялась большими распашными окнами, балюстрадами, колоннами и различной лепниной, которая украшала фасады. Оба фасада

были выполнены в едином стиле, но с легкой ассиметрией. Это придавало зданию изящество и легкость. Казалось, что замок парит в воздухе.

В настоящее время замок Вилландри — это частная собственность. Но двери замка всегда открыты для посетителей в будние и выходные дни. Входной билет внутрь замка стоит от 2 до 5 евро в зависимости от часов посещения. При необходимости можно воспользоваться услугами экскурсовода, который расскажет историю замка и осветит происхождение его основных экспонатов.

Сады Вилландри

Знаменитые сады Вилландри появились здесь сразу же после окончания строительства. И обязаны они своим появлением все тому же Жану ле Бретону. В свое время он служил послом Франции в Италии. Именно в этой стране он впервые познакомился с массивными садами и парками, богато украшенными цветущими растениями. Сразу же после возвращения на родину он разбил трехуровневые сады в своем родовом замке. Так впервые появились сады Вилландри.

Сад любви Вилландри сегодня — это массивная архитектурная ландшафтная группа. Её отличительные черты:

  • большая площадь насаждений;
  • широкие аллеи;
  • партеры с цветниками вдоль аллей и прогулочных дорожек;
  • контуры сады состоят из аккуратно подстриженных кустарников.

В садах любви Вилландри три уровня:

  1. самый высокий уровень — пруд с зеркальной гладью воды;
  2. средний уровень занимает декоративный сад с цветниками;
  3. нижний уровень традиционно для Франции используется для разведения овощных культур.

Сады Вилландри не случайно носят название любовных. Геометрические формы и расположение растений здесь выдержано в соответствии с аллегориями любовной символики. В частности, массив на севере и западе высажен в форме сердца пронзенного стрелой Амура. На востоке сада растения выстроены в группы по своему облику напоминающие рога, веера и другие символы измены. На юге сады плавно превращаются в зону страсти. Тут преобладает красный цвет. Символика — языки пламени, шпаги, дуэли.

 

Возможно, будет полезно почитать: