Год с момента крушения самолета над синаем. Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год. Подарок на день рождения

Утром 31 октября 2015 года произошла крупнейшая в истории отечественной авиации катастрофа. Самолет российской компании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, но был взорван террористами над Синайским полуостровом. Погибли 224 человека, находившиеся на его борту, - дети, жены, мужья, отцы, матери… Многие из них перед вылетом оставили на своих страничках в соцсетях фотографии и записи, которые невольно стали прощальными.

Авиалайнер Airbus А321 выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер пропал с радаров. Египетские поисковые группы обнаружили обломки самолёта вблизи города Нехель. Все находившиеся на борту самолета люди, включая 25 детей и 7 членов экипажа, погибли.

Причиной трагедии, по данным ФСБ России, стал теракт, ответственность за который взяла на себя запрещенная в РФ международная террористическая группировка «Исламское государство» . Как позже установили эксперты, самодельное взрывное устройство было заложено в отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета. Взрыв привел к полному разрушению самолета. К моменту удара о землю фрагментов воздушного судна почти все находившиеся на борту люди уже скончались от баротравм.

Большинство пассажиров трагического рейса были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находились четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии.

Поднявшиеся на борт лайнера люди были молоды и полны жизненных сил. Кто-то из них праздновал в Египте юбилей свадьбы, кто-то решил отметить день рождения в южной стране. Многие поехали на курорт целыми семьями, с детьми. Так и погибли - все вместе. Были и те, кто решил впервые отправиться на отдых за границу. И эта поездка стала последней…

«Я знаю, что уже не вернусь»

Супруги Ольга и Юрий Шеины отмечали в Египте десятилетие совместной жизни - полетели всей семьей с тремя детьми: 11-летней Женей, 10-летней Лерой и 3-летней Настей. Последнее фото, выложенное в соцсети, запечатлело отца семейства, поднимающегося по трапу самолета. На его руках - дочка Настя. Подпись под фото «Мы летим домой» сделана за 11 минут до вылета. Домой они уже не вернулись…

В катастрофе погибла молодая семья Громовых из города Гатчина Ленинградской области. Самой маленькой пассажиркой рейса была именно их дочурка - десятимесячная Дарина. Мама малышки перед вылетом на отдых опубликовала фото, где ребенок стоит возле стекла в петербургском аэропорту и внимательно наблюдает за самолетами. «Главный пассажир», - трогательно подписала Татьяна Громова фотографию своей малютки. Именно этот снимок, опубликованный многими мировыми изданиями, стал визуальным символом трагедии А321. Тельце малышки было найдено спасателями в 30−35 км от эпицентра крушения.

Владимир и Виктория Голенковы отправились на море со своей маленькой дочуркой Дианой. Ей было всего четыре года. В соцсети на странице Владимира опубликованы кадры счастливой семейной жизни.

Среди погибших был заместитель главы города Пскова и депутат Псковской городской думы Александр Копылов . Он подарил поездку на день рождения супруге. Вдвоем они и погибли…

«Я до сих пор жду свою дочку»

Ирина Евгеньевна нашла в себе силы и рассказала нам о том страшном дне, когда она потеряла свою единственную дочь, Эльвиру Воскресенскую. 28-летняя девушка работала в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу инспектором отдела надзорной деятельности. Отдыхать поехала вместе с подругой. О крушении самолета Ирина Захарова узнала от своего брата, когда вместе с мужем ехала в аэропорт встречать дочку.

Еще утром совершенно спокойно, без всяких плохих мыслей, стали собираться на дачу, которая находится недалеко от «Пулково». Как раз с тем расчётом, чтобы встретить в аэропорту по дороге домой. Муж нашей дочки не мог встретить - он тоже сотрудник МЧС и в тот день как раз заступил на дежурство на сутки. Когда мы уже выехали на окружную дорогу, мне позвонил брат, чтобы уточнить, прилетела дочка или нет. Я сказала, что она прилетает сегодня в 12 часов. Он говорит: «А каким рейсом она летит?». Я говорю, что не знаю какой. Он, видимо, еще не оценивая ситуацию, говорит: «Ты знаешь, какой-то самолет пропал с радаров над Синаем. Откуда она летит?». Я говорю, что с Шарм-эль-Шейха. Он говорит: «Ты знаешь, какой-то самолет, который вылетел с Шарм-эль-Шейха, пропал с радаров»…

Я даже не хочу вспоминать, что было. Просто в первый момент в голове были мысли, что это не ее самолёт. Да быть такого не может! Это не ее рейс. Рейс не один, и вообще это не про нее. Потом позвонила ее мужу, поскольку он тоже работает в системе МЧС, всё знает. Потом эти страшные часы ожидания, которые превратились в дни. Муж дочки там был с самого начала и до конца - его подменили на работе. Я не могла поехать в «Пулково» - вообще не знаю, как выжила. Ездил папа, сдавал анализ на ДНК.

Вообще, я до сих пор не верю. Мне кажется, это не про нее, она где-то находится и просто не может еще вернуться.

Первый момент, когда появились списки, ее в них не было… Тяжело вспоминать. При всем том, что мы знали, что наши близкие были в том самолете, каждый день ждали вестей, есть ли мы в списках опознанных. Это самое страшное, когда ты, потеряв близкого, не можешь даже захоронить останки, чтобы прийти и им поклониться.

Надежда угасала постепенно, но она не угасла, я до сих пор жду свою дочку. Мне кажется, что когда-то этот страшный сон закончится. Поэтому, когда я что-то делаю сейчас, мне кажется, что это не о нас речь, не о нашей семье, не о нашей дочери. Такого просто быть не может, не могла она нас оставить с папой.

Она была очень заботливая, переживала о нашем здоровье. Даже не хотела жить отдельно от нас, когда замуж вышла. У нее была мечта построить свой дом, в одной половине которого жили бы мы, в другой - она с мужем.

Она была очень позитивной и целеустремленной. Всегда куда-то торопилась, всегда была в движении, быстро водила машину. Скорость вообще для нее много значила. Всё время куда-то опаздывала, потому что у нее было очень много планов. Хотела всё освоить и как можно быстрее. Пошла на курсы вождения мотоцикла. У них с папой была мечта втайне от меня: хотели купить на двоих хороший мотоцикл.

Она была женственная, но с мужским характером. Никогда не хныкала, старалась свои слабые стороны скрывать. Была сильной. И всем старалась помочь, чем могла. К нам приехали родственники из Донецка, с линии разграничения. С тремя детьми, с этой войны убежали. Всю заботу об этих детях она взяла на себя. Как раз перед полетом на отдых стала крёстной маленькой девочки Анастасии. Говорила, что надо теперь будет тоже подумать о своих детках. Очень хотела иметь своих детей. Это была ее мечта, потому что два года назад она потеряла двойняшек из-за преждевременных родов.

Но потом планировала доверить детей мне и работать - хотела и в профессии достичь определенных высот. Отцу говорила: «Папа, это ты майор, а я буду генералом!». Ей нравилась ее работа. Это наша с папой гордость, что мы ее вырастили настоящим человеком.

«У нас много неравнодушных людей»

Первые эмоции людей, которые потеряли своих близких, - шок, слезы, непринятие случившегося. Потом - опознание в морге немногих из тех, кого можно было опознать визуально. Затем - мучительно долгое ожидание результатов ДНК-экспертизы тех, чьи останки не поддавались опознанию. Для некоторых родственников этот кошмар до сих пор не закончился - шесть жертв катастрофы до сих пор не опознаны. Их родные надеются на результаты последних генетических экспертиз.

Всего есть около 200 неопознанных фрагментов тел.

«Есть останки у египетских служб, которые были найдены при выкладке самолёта. Когда они будут переданы в Следственный комитет , будет проведена генетическая экспертиза. Ожидаем ее результатов, чтобы понимать, имеем ли мы право захоронить имеющиеся останки», - пояснила Захарова. Все неопознанные останки родственники погибших намерены захоронить в братской могиле.

Ирина Евгеньевна отметила поддержку неравнодушных горожан в первые скорбные дни; человеческая солидарность продолжает ощущаться до сих пор.

«Это заслуживает огромной благодарности. В первые дни мы видели, как люди сплотились и переживали. До сих пор те, кто знали наших погибших родственников, всегда рядом с нами. Могилки всё время утопают в цветах, и свечки горят, люди приходят постоянно. Великое счастье, что у нас много неравнодушных людей. Думаю, что в первый момент для всех это было стрессом. Каждый мог оказаться в такой ситуации. В «Пулково» каждые 10−15 минут взлетает и приземляется самолет. Столько людей пользуется ежедневно этим видом транспорта, столько людей пользуется другими видами транспорта. Терроризм не имеет границ. В тот момент людей это потрясло, и каждый эту ситуацию примерял на себя. Поэтому всем было очень страшно, больно», - добавила Ирина Захарова.

По ее словам, родственники погибших в первые месяцы общались в соцсети, чтобы обмениваться малейшей новой информацией. После завершения больше части похорон люди собрались, чтобы решить, что они планируют делать в память о своих близких. В первую же встречу была высказана идея о строительстве храма. Он будет возведен на пересечении Матисова и Дудергофского канала на территории микрорайона «Балтийская жемчужина» в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Будущий настоятель храма Святого Дмитрия Солунского, памяти жертв катастрофы А321, отец Сергей потерял в этой трагедии своего друга.

Как говорит Ирина Захарова,

«храм будет вмещать в себя небольшой атриум, где будут размещены фамилии наших близких, возможно, фотографии»

«Очень много детей осталось без родителей. Они смогут приходить туда. Мы хотим построить дом для 224 душ и для их родственников. Чтобы этот дом жил полноценной жизнью. Это будет самая хорошая память о наших близких. Потому что она будет включать не только память о них, а еще и заботу о живых», - добавила собеседница ИА REGNUM.

Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.

Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .

Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.

Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.

Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.

Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").

"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.

Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.

Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».

"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.

"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.

"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.

Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.

"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.

"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.

Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".

"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.

"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.

"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.

СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.

Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,

Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.

"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.

Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.

"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс

В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.

Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.

"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.

"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".

Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.

Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.

В свой последний полет рейс 9268 отправился в 03:50:06 UTC (05:50:06 по местному времени и 06:50:06 мск). В 04:13:00 лайнер резко снизил высоту, а затем исчез с радаров.

Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками. Однако спасти воздушное судно уже было невозможно. Обломки лайнера были обнаружены неподалеку от города Эль-Ариш — они оказались разбросаны на протяжении 13 км на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 кв. км.

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро — члены экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщали, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найти кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте. Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако были трое граждан Украины и один белорусский гражданин.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова , который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Погибли 24 ребенка.

Самому маленькому пассажиру было всего десять месяцев, ее фотография, опубликованная многими мировыми изданиями, стала символом трагедии над Синаем.

Причины

В первые дни после катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus 321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. В предварительном докладе, выпущенном Египтом в конце прошлого года, не было ни одного слова о теракте на борту судна.

Однако все свидетельства указывали на обратное.

Через несколько часов после аварии ответственность за взрыв взяли на себя боевики запрещенного в России «Исламского государства».

Организатором взрыва называли Абу Усаму аль-Масри, главаря группировки «Вилаят Синай», считающейся . Позже через дружественные им СМИ террористы продемонстрировали фотографии взрывного устройства — им оказалась самодельная бомба, выполненная из обыкновенной алюминиевой банки. Боевики ИГ также утверждали, что пронести устройство на борт самолета они смогли после того, как нашли некую лазейку в системе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Вечером 16 ноября Владимир Путин на совещании по итогам расследования причин авиакатастрофы заявил, что Россия найдет и покарает организаторов теракта.

«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников, — подчеркнул президент. — Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем».

Кроме того, Путин приказал усилить удары авиации по объектам «Исламского государства» в Сирии. После этого приказа была усилена авиационная группа ВВС России в Сирии, а к бомбардировкам также были подключены самолеты дальней авиации. «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — добавил президент.

«Сад памяти»

Накануне, 30 октября, на Румболовской горе в Ленинградской области был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам трагедии «Сад памяти». «Мы планируем посадить здесь 224 дерева, по числу погибших в результате теракта над Синаем. И этот сад, «Сад памяти», будет каждый год расцветать, будет жить. А в наших сердцах будет жить память о родных, близких, друзьях и земляках, летевших рейсом 9268», — заявил губернатор региона .

Проект «Сад памяти», разработанный студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, представляет собой коридор из плит и металлоконструкций с именами всех погибших в авиакатастрофе с элементами ландшафтного дизайна. Благодаря системе освещения памятник будет виден в темное время суток проезжающим по Дороге жизни (сегодня это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье). Торжественное открытие «Сада памяти» произойдет через год, в канун второй годовщины египетской трагедии.

Накануне родственники погибших буквально засыпали цветами заложенный в Петербурге памятник.

Ждать первых итогов следствия по трагедии над Синаем им осталось недолго: предварительные итоги расследования, по данным источника египетской газеты «Аль-Ватан» в министерстве гражданской авиации АРЕ, будут опубликованы в течение ближайших 60 дней.

Два года назад, 31 октября 2015 года, над Синайским полуостровом (Египет) потерпел крушение самолет А-321. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. 25 из них – дети.

В момент трагедии рейсом 9268 из Шарм-эль-Шейха в Петербург летели 48 человек из Ленобласти, в том числе четверо детей. Это жители поселков Советский, Гостилицы, Романовка, жители Шлиссельбурга, Всеволожска, Гатчины, Выборга, Соснового бора, Сланцев, Волхова.

Пропал с экранов радаров

В 7:14 самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург, спустя 20 минут после взлета пропал с экранов радаров. На борту 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Из них четверо украинцев, один белорус, все остальные — россияне.

В 7:14 под Ларнакой, по предварительным данным, с самолетом пропала связь, и отметка воздушного судна исчезла с экранов радиолокаторов.

Росавиация



Катастрофа

Спустя пару часов власти Египта подтвердили крушение российского самолета в центральной части Синая.

Лайнер был полностью разрушен, его обломки разбросаны на площади 13 километров. На место крушения прибыли 40 машин скорой помощи для эвакуации жертв катастрофы.

Со слов спасателей, шансы найти выживших крайне малы.


Погибли все

Агентство Рейтер информировало о четырех выживших. Надежда быстро угасла — приходят официальные данные. Погибли все.

Самой маленькой жертвой по возрасту, но не по значению стала 10-месячная Дарина Громова из Гатчины. Ее фотография на фоне лайнеров, которую мама девочки сделала перед отправкой на египетский курорт, станет символом синайской трагедии.

Ребенок смотрит на самолеты, стоящие на земле. Подпись под снимком — «Главный пассажир».

Отец и мать Дарины также были на борту А-321 и погибли вместе с ней.

Горе и сплочение

Трагедия не оставила равнодушной никого. В Пулково и к Александровской колонне люди несли цветы, письма с соболезнованиями и детские игрушки. Их так много, что позднее потребуются сотни рабочих, чтобы убрать все стихийные мемориалы.

В небо на Дворцовой площади выпустили сотни воздушных шаров в память о погибших.

О причинах катастрофы

Вскоре после трагедии стали появлятся различные версии произошедшего.


- Ошибка пилота

Экипажем командовал 48-летний Валерий Немов, на счету которого свыше 12 тысяч часов полетов, из них более 3860 — на Airbus A321. Самолет управлялся опытными и высококвалифицированными пилотами. Версия ошибки летчика была исключена.


- Техническая неисправность

Перед вылетом лайнер прошел техническое обслуживание. Неисправностей не выявлено.


- Теракт

Глава ФСБ России Александр Бортников выдвигает первую официальную версию — катастрофа произошла в результате теракта.

Сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. На обломках самолета были обнаружены следы взрывчатого вещества.

Позднее российская сторона объявит вознаграждение в размере $50 млн за сведения о террористах.

Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников.

Владимир Путин

Кто был заказчиком страшного преступления до сих пор неясно. Исполнители не найдены. По самой распространенной версии за терактом стоит синайское подразделение «Исламского государства» (*террористическая организация, запрещенная в России).


Путин: остановить перелеты в Египет до «налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения»

В ноябре 2015 года российские власти полностью перекрыли авиасообщение с Египтом. Оставшихся в арабской стране туристов вывезли по окончанию их путевок. На борт самолета разрешалось брать только ручную кладь, багаж пассажиров был вывезен спецрейсами МЧС.

Также авиасообщение с Египтом прервали Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия и ряд немецких авиакомпаний.


«Когалымавиа»

Весной 2016 года Росавиация запретила внутренние и международные рейсы авиакомпании, несмотря на то, что ее причастность к трагическому происшествию доказана не была.

Родственники погибших в авиакатастрофе над Синаем подали коллективный иск к туроператору авиакомпании «Когалымавиа» на сумму € 1,4 млрд.

Память о прерванном полете

Накануне второй годовщины трагедии, 28 октября, на Серафимовском кладбище в Петербурге открыли памятник жертвам катастрофы.

Монумент получил название «Сложенные крылья». На одном — номер рейса, на другом — дата катастрофы. Перед ними саркофаг с запиской: «Членам экипажа и пассажирам рейса 7К9268, погибшим от рук террористов 31 октября 2015 года в небе над Синаем (Египет)».

Тем временем сегодня, 31 октября, на Румболовской Горе во Всеволожском районе Ленобласти открылся «Сад памяти» жертвам теракта. Мемориал представляет собой коридор из металлических плит, на которых высечены имена всех погибших.

Монумент обступают краснолистные клены. 25 елей высажены отдельно, они символизируют память о погибших детях.

ФСБ России квалифицирует случившееся как теракт, расследование продолжается до сих пор. Авиасообщение между Россией и Египетом после катастрофы было прекращено и не возобновилось по сей день.

Утром 31 октября в 05:50 по местному времени (06:50 мск) самолёт, следовавший рейсом 7К-9268 российской авиакомпании «Когалымавиа», вылетел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта, когда лайнер набрал высоту 9,4 тыс. метров, в хвостовой части сработало взрывное устройство. Самолёт раскололся надвое, произошла разгерметизация салона и полное отключение систем — лайнер устремился вниз. Через две минуты после взрыва самолёт на огромной скорости рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека, в том числе 25 детей, погибли. Через три часа после крушения ответственность за теракт взяло на себя местное подразделение «Исламского государства»*.

  • Обломки самолета
  • Reuters

«Волшебная страна забрала их себе»

Ирина Баринова потеряла в катастрофе трёх близких: её двоюродная сестра Любовь Мозгина с годовалой дочкой Алисой и мамой Галиной Замолотовой возвращались из отпуска в Санкт-Петербург.

«Люба мечтала о том, как покажет Алисе страну, в которую она сама была безумно влюблена, — рассказывает Ирина. — Они с мамой так радовались, что Алиса увидит волшебную страну, где есть Красное море, солнце, пирамиды. Но волшебная страна забрала их себе».

По словам Ирины, Любовь не привыкла рассчитывать в жизни на кого-либо, кроме себя: она много работала, купила автомобиль и квартиру в Санкт-Петербурге.

«Люба сама из Новгородской области, там закончила школу и в 1993 году приехала поступать в институт в Санкт-Петербурге. Простая девочка из деревни, училась и работала без выходных. Она днями и ночами готовилась, всё чертила что-то. Утром — институт, а вечером и в выходные — работа. Она всего старалась добиться сама и очень хотела помогать родителям».

После окончания института Любовь устроилась в строительную компанию сметчиком, но больше всего хотела работать в «Ленэнерго». «Она отправила туда резюме и не надеялась получить приглашение на собеседование, но мечта её сбылась! Последние годы жизни Люба трудилась в «Ленэнерго» и была на хорошем счету у руководства», — вспоминает Ирина.

Собеседница RT рассказала, как в 2013 году им с Любовью удалось отдохнуть в Лазаревском: «Мы вместе гуляли, купались в море, и тогда Люба сказала, что скоро станет мамой. Это была такая радость — не передать словами! Люба с первого дня знала, что будет девочка, и с первого дня называла её по имени — Алиса. Всю боль в душе невозможно передать словами. До сих пор не верится в это. Нам осталось только любить их и скучать по ним».

  • Посадочный талон, найденный на месте крушения самолета Airbus A321
  • РИА Новости

«Кто бы мог подумать, что я вижу их в последний раз»

Трагедия над Синаем забрала у Галины Панченко единственную дочь — 23-летнюю Владу — и её мужа Илью Сакерина. «Они познакомились в 2010 году, когда Влада окончила школу, и с того времени никогда не расставались. Сами организовали свою свадьбу и были по-настоящему счастливы. Жили мы втроём, да ещё и с тремя кошками — Влада и Илья очень любили животных. Они увлекались рыбалкой, в Карелию часто ездили и даже рыбу мне привозили. На велосипедах из Петербурга до Ломоносова ездили — а это немаленькое расстояние. Они так радовались жизни, мечтали квартиру купить, планировали детей».

  • Reuters

Эта поездка в Египет была третьей для молодой семьи Сакериных. Они отправились на отдых всего на неделю — спешили вернуться обратно ко дню рождения отца Влады. Галина тогда провожала детей в аэропорт. «Кто бы мог подумать, что я вижу их в последний раз», — сокрушается она.

Галина не могла оставаться на родине после случившегося — всё напоминало ей о погибших детях. Решение навсегда переехать в США далось нелегко.

«Я осталась совсем одна. До сих пор не могу с этим смириться. Невыносимая боль. Каждый день я просыпаюсь и засыпаю с мыслью о них».

  • Обломки самолета Airbus A321
  • РИА Новости

Пережить боль вместе

Ирина Захарова с мужем потеряли в катастрофе единственную дочь. Эльвире Воскресенской было 28 лет.

«Я не могу сказать о своей дочери, что она была. Для меня она моя дочь. Она была долгожданным любимым ребёнком. Отец, будучи кадровым военным, всю жизнь мечтал о сыне как о продолжателе своей стези. Когда родилась дочка, у него сначала было некоторое разочарование, но потом, уже во взрослой жизни, он проникся и понял, что дочка стала продолжателем всей его жизни и всех его начинаний. Она выбрала университет, связанный с военной службой, надела погоны. В этом году она должна была получить звание майора. Для нас с отцом она была центром вселенной. Мы жили её интересами, а она нашими», с трудом сдерживая слёзы, рассказывает Ирина.

Год назад родные и близкие погибших в авиакатастрофе над Синаем объединились в группу в соцсети, в которой обменивались информацией о ходе следствия и поддерживали друг друга. Организатором группы стал Александр Войтенко. На борту Airbus 321 была его старшая сестра Ирина с дочкой Алисой.

«Я понял, что не могу молчать о случившемся, не могу держать это в себе и страдать в себе. Я решил говорить всем о том, что чувствую, что происходит вокруг этой катастрофы. Удалось объединить не только родственников, но и сочувствующих. Мы создали группу в соцсети, в которой на сегодняшний день более 36 тыс. человек. Это уже большая семья, целое движение».

  • Reuters

Группа объединившихся родственников со временем выросла в благотворительный фонд «Рейс 9268».

«После окончания всех похорон мы встретились первый раз в январе. Помню, нас было человек 30, вспоминает Александр Войтенко, ставший исполнительным директором фонда «Рейс 9268». Мы сразу решили, что нам нужен свой благотворительный фонд для решения юридических вопросов, связанных с пожертвованиями. Требовалось структурировать нужды».

Ирина Захарова стала председателем совета фонда. На вопрос, почему она решила заняться благотворительной деятельностью, Ирина, директор школы в Санкт-Петербурге, отвечает:

«Очень трудно понять, почему я этим занимаюсь, потому что мне казалось, что я не выживу. А оказалось, я не только выжила, но ещё и занялась деятельностью фонда. Значит, что-то я в жизни ещё не выполнила, раз мне досталось такое».

Ирина рассказывает, насколько тяжело смириться с потерей близких: «Я не знаю, что будет завтра, буду ли я жива. За прошедший год умерли шесть человек — родственников погибших — в основном из-за сердечного приступа».

  • РИА Новости

«Рейс 9268» сотрудничает с другими организациями — например, с фондом «Прерванный полёт», который был организован 10 лет назад в память о погибших при крушении лайнера, следовавшего рейсом Анапа — Санкт-Петербург 22 августа 2006 года.

«Мы планируем провести братское захоронение останков, не поддающихся опознанию. Сейчас они находятся в городском крематории, — рассказывает Ирина. — Экспертиза подтвердила, что среди этих останков есть частичка каждого пассажира самолёта, но они настолько перемешаны, что разделить практически невозможно. Мы собираем подписи близких о согласии на погребение. Будет очень тяжело пережить вторые похороны».

  • Фигурки журавлей на акции памяти жертв авиакатастрофы над Синаем в Петропавловской крепости
  • РИА Новости

Ирина и Александр рассказали, что фонд планирует возвести в Санкт-Петербурге храм, внутри которого будет расположен атриум с фотографиями жертв авиакатастрофы.

Кристина Оленёва, Юлия Гуреева, Мария Бухарова

  • Годовщина трагедии над Синаем: родственники погибших пассажиров вспоминают своих близких

* «Исламское государство» — запрещённая в России террористическая организация.

 

Возможно, будет полезно почитать: