Год без прямых авиарейсов между РФ и Украиной: полетов нет и не ожидается. Доберутся ли россияне до египетских курортов в этом году

МОСКВА, 24 окт — РИА Новости/Прайм. Ровно год исполняется во вторник, 25 октября, с введения взаимного запрета на прямое авиасообщение между Россией и Украиной. За это время стороны так и не смогли сесть за стол переговоров, поэтому эксперты и политологи, по-разному оценивая потери перевозчиков, единодушны в одном - расписание рейсов Москва-Киев на табло аэропортов пассажиры увидят еще не скоро.

На Украине потребовали отказаться от русского языка в аэропортах Вся информация, которая размещается в аэропортах Украины или озвучивается через громкоговорители, должна быть на украинском и английском языках, заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Украина "закрыла небо" для российских пассажирских и грузовых перевозок с 25 октября 2015 года — с началом зимнего расписания. В санкционный список попали крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот", тогда еще находившаяся в предбанкротном состоянии "Трансаэро", авиакомпания "Якутия", авиакомпании группы S7. Все перечисленные перевозчики летали чартерами или регулярными рейсами в ставший российским Крым.

С того же дня и Россия ввела зеркальные меры в отношении украинских авиакомпаний. Запрет, отмечала год назад Росавиация, будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.

Однако, как заявляло ведомство, после катастрофы МН17 под Донецком абсолютное большинство российских авиакомпаний отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полетов через воздушное пространство Украины, и лишь незначительная часть отечественных перевозчиков совершала по необходимости транзитные перелеты через территорию сопредельного государства.

"Раньше у нас с Украиной был динамично развивающийся рынок воздушных сообщений по принципу "открытого неба". К сожалению, на инициативу украинской стороны мы были вынуждены дать адекватный ответ", — напоминает председатель Общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин.

Потерпевшие и выигравшие

Решение со стороны Киева ударило, прежде всего, по авиационной отрасли и аэропортам самой Украины, говорил министр транспорта РФ Максим Соколов. По данным российских авиакомпаний, которые приводила Росавиация, более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами формировали именно украинцы. Пассажиропоток между двумя странами за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тысяч человек.

"Трагедии у нас не произошло, а вот Украина многое потеряла. Наши авиакомпании являются добросовестными плательщиками, аэропортовые сборы и средства за пролет воздушного пространства Украине платились регулярно, так что авиационные предприятия Украины потерпели большие убытки", — считает Дейнекин.

ОАК оценит последствия включения компании в санкционный список Украины Объединенная авиастроительная корпорация в течение нескольких лет ведет последовательную работу по плавному импортозамещению и диверсификации поставщиков ряда авиационных систем, заявили в компании.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напоминает о потерях Украины от транзита. "Мы потеряли не только возможность зарабатывать на авиасообщении с Россией, но и часть транзитного потенциала. Многие россияне летали в Россию через украинские аэропорты, я думаю, что сегодня речь идет о десятках процентов падения транзитного потенциала, хотя количество путешествующих в этом году авиапассажиров в Украину выросло", — заявил эксперт.

В ноябре прошлого года Андрей Пивоварский, тогда занимавший пост министра инфраструктуры Украины, оценивал потери Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины от запрета транзитных перевозок для авиакомпаний РФ в 25-30 миллионов евро в год.

По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, точно оценить потери российских авиакомпаний от запретов на полеты в Украину довольно трудно. "Очевидно, что точных цифр (потерь - ред.) нет, потому что авиакомпании в основном сумели оперативно пересмотреть свои маршрутные сети и расписания, за счет этого найти другие источники доходов и возможности, чтобы задействовать свои самолеты", — считает он. По мнению эксперта, убытки перевозчиков связаны, во-первых, с общим сокращением количества рейсов, а во-вторых, с необходимостью облета территорий стран.

Потери понесли не только авиакомпании, но и аэропорты. В феврале текущего года замдиректора "Домодедово" Денис Нуждин оценивал потери российских аэропортов от приостановления авиасообщения с Украиной в 690 миллионов рублей.

А, например, белорусская авиакомпания "Белавиа", напротив, выиграла от прекращения авиасообщения РФ и Украины, говорил Пантелеев. "Именно этот перевозчик предлагает наиболее короткий и быстрый вариант добраться из подавляющего большинства пунктов в России в ряд городов Украины", — сказал он. Этот авиаперевозчик смог значительную часть пассажиров, путешествующих прямыми рейсами, пересадить на свои самолеты с пересадкой в Минске.

Сама "Белавиа" сообщила, что сразу после прекращения авиасообщения между двумя странами удвоила свой пассажиропоток на линии Минск-Киев. А с декабря перевозчик открыл рейс в Харьков.

Готовность есть, контактов нет

В конце октября 2015 года госавиаслужба Украины получила письмо от Росавиации с предложением провести переговоры по восстановлению авиасообщения между странами, однако украинское ведомство заявило, что изложенная РФ позиция неприемлема для Киева.

Украинская сторона настаивала на том, что для начала переговорного процесса Россия должна прекратить выполнять полеты в Крым и заплатить штраф за полеты российских авиакомпаний над территориями, где Киев закрыл авиапространство.

А в ноябре министерство инфраструктуры Украины заявило, что Киев не позволит летать в аэропорты страны авиакомпаниям из РФ, пока они совершают рейсы в Крым.

В 2016 году Крым посетит рекордное число туристов По прогнозам главы комитета крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, в 2016 году количество туристов, посетивших Крым, превысит 5 миллионов.

Москва в течение года неоднократно выражала готовность к переговорам и компромиссу. В августе глава Минтранса Максим Соколов в очередной раз заявил, что РФ готова к возобновлению диалога по этим вопросам как целиком, так и по частям.

"В ближайшее время возможностей для восстановления этих перевозок и прямых авиасвязей между Украиной и Россией абсолютно нет. Очевидно, что все упирается в политические амбиции, и в то политическое противостояние, которое развернулось между Украиной и Россией", — говорит Бортник.

Дейнекин также считает, что в ближайшее время подвижек в этом вопросе не будет. "Вы спрашиваете, надолго ли это? К сожалению, надолго. Так что пока не будет проявлена политическая воля, такая абсурдная ситуация будет сохраняться", — считает он.

"Российская сторона открыта к диалогу по данному вопросу. Украинская сторона на официальные контакты не выходит", — подтвердили РИА Новости в пресс-службе Минтранса РФ.

"Недавно президент ввел в действие решение СНБО о продлении санкций еще на год. Вот и ответ на вопрос о возможном возобновлении авиасообщения", — ответили на вопрос РИА Новости в госавиаслужбе Украины.

На Украине с 2015 года действовали ограничительные меры против российских физических и юридических лиц. Президент Украины Петр Порошенко в октябре своим указом ввел в действие решение СНБО о продлении и расширении санкционного списка в отношении юридических и физических лиц РФ. Список дополнен 167 предприятиями. В частности, в отношении авиакомпании "ЮТэйр" введены санкции, которые ограничивают, частично или полностью прекращают транзит ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины.

Новые санкции США из-за отравления Скрипалей могут затронуть крупнейшую российскую авиакомпанию «Аэрофлот». Фактически это означает, что к началу зимы Россия и США могут остаться без прямого авиасообщения впервые за последние 30 лет. Что это будет означать для самой компании и для пассажиров?

О том, что Вашингтон готовит новые санкции в отношении России в связи с «делом Скрипалей», Госдепартамент США сообщил вечером 8 августа.

В рамках первой волны мер, которые вступают в силу 22 августа, США запретят выдачу лицензий на экспорт в Россию товаров, имеющих отношение к национальной безопасности.

Вторая волна санкций предполагает возможность лишения права на посадку в США самолетов любой авиакомпании, которая контролируется правительством России.

Под это описание подпадает «Аэрофлот» — она на 51,2% принадлежит государству, еще 3,5% контролируется госкорпорацией «Ростех». Она же единственная напрямую летает из России в США.

Это произойдет в том случае, если Россия за три месяца после введения первой волны санкций не предоставит гарантии, что больше не будет производить и использовать химическое оружие.

На фоне новостей о возможных санкциях после открытия Московской биржи «Аэрофлот» оказался среди лидеров падения. На некоторое время цена акции авиакомпании опускалась до уровня начала 2008 года, правда к концу дня бумаги компании частично отыграли падение.

Прибыльное или нет?

«Аэрофлот» отказался от комментариев. Полеты в США для этой компании — прибыльное направление, отмечает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Но в итоге объем продаж авиабилетов туда-обратно из России в США в первые 7 месяцев 2018 снизился почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показывают данные сервиса Biletix.

«Конкурентоспособным на этом рынке может быть только «Аэрофлот». У него есть достаточно провозных емкостей и мощная сеть продаж, в том числе и в Штатах. Вот это позволяло ему последовательно выдавить с российского направления американских перевозчиков, потому что «Аэрофлот» был более конкурентоспособным,» — отмечает Пантелеев.

В марте 2018 года, к примеру, с направления между Россией и США ушла американская компания Delta. Для американских перевозчиков домашние перелеты выгоднее, чем полеты через океан в Россию, отмечает эксперт.

Как « Аэрофлот « раньше затрагивала политика?

  • В марте 2018 года самолет «Аэрофлота», который прилетел из Москвы в Лондон, обыскала британская таможенная служба. МИД России и сама компания заявили, что британские власти не назвали причины обыска и провели досмотр, не выпуская командира судна из кабины. Представитель МИД России Мария Захарова назвала досмотр провокацией, которая потребовалась британским властям, чтобы «спасти свою репутацию, капитально подорванную в связи с делом Скрипалей».
  • В 2014 году лоукост-«дочка» «Аэрофлота» — «Добролет» через 2 месяца работы попала под санкции Евросоюза из-за полетов в Крым. C компанией отказались работать контрагенты, в том числе немецкая Lufthansa Technik. В итоге «Аэрофлот» ликвидировал « дочку « . Новый лоукостер получил другое название — «Победа» и новый сертификат эксплуатанта.
  • В 2003 году «Аэрофлот» вынужден был на время поменять маршруты своих пролетов над Канадой и сократить число рейсов в Торонто. Конфликт разгорелся из-за того, что авиакомпани я Air Canada попросила бесплатно летать из Торонто в Дели над российской территорией , но ей отказали . В итоге правительство Канады установило ограничения на транзитные полеты самолетов « Аэрофлота « .
  • В декабре 1981 года «Аэрофлоту» запретили летать в воздушном пространстве США после введения с оветских войск в Афганистан. В сентябре 1983 -года , после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines , авиасообщение между Россией и США было фактически заблокировано. Позже блокаду сняли, но до 1986 года были закрыты представительства «Аэрофлота» в Нью-Йорке и Вашингтоне и запрещены контакты американских авиакомпаний с «Аэрофлотом».

Если все-таки отменят

Высокопоставленный представитель Госдепартамента сообщил агентству Рейтер, что планируемые Вашингтоном санкции в отношении России не затронут напрямую «Аэрофлот», но теоретически могут распространяться на экспортируемые Соединенными Штатами товары, которые закупает российская авиакомпания.

Запреты на полеты могут быть введены в отношении «Аэрофлота» на второй стадии санкций, если Москва не выполнит условий Вашингтона, в частности не разрешит проведение международных инспекций.

По мнению Пантелеева, цены на перелеты в США вырастут, но незначительно, так как выбор рейсов с пересадкой очень велик. По данным Biletix, сейчас более 95% проданных в этой системе авиабилетов в США приходится на рейсы с пересадками. При этом после пересадки в европейских аэропортах российские пассажиры чаще всего летят в США рейсами иностранных авиакомпаний.

По мнению Пантелеева, если «Аэрофлоту» де-факто запретят летать в США, ответные меры России могут оказаться очень жесткими — в качестве одного из вариантов могут быть пересмотрены соглашения, по которым американские перевозчики пользуются маршрутами над территорией России.

Сложности, связанные с распределением «арктических» маршрутов, возникали и раньше. В мае министерство транспорта США обязало три российские авиакомпании предоставить информацию о будущих полетах в Штаты для проверки соответствия рейсов американскому законодательству. Власти США называли это ответом на действия России, которая не предоставила американским грузовым перевозчикам коридора для пересечения своего воздушного пространства.

Представитель МИД Мария Захарова 9 августа заявила, что ответные меры будут прорабатываться, «исходя из тех действий, которые будет предпринимать американская сторона».

«Будут меры — будем принимать решения на основе того, что на этот раз придумают американские законодатели и политические лоббисты, — сказала Захарова. — Все очень просто. Ничего не придумают [США] — ничего не будем делать, придумают — будем отвечать, придумают что-нибудь экстра — будем отвечать в том же духе. Правила игры никто не отменял».

По мнению Пантелеева, российские авиационные власти в любом случае не дадут американским авиакомпаниям заменить «Аэрофлот» на прямых рейсах.

Фото: Vasin Lee / shutterstock.com

Во время «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным прозвучало много острых вопросов. В первую очередь россиян волновали проблемы, связанные с качеством жизни. Но в тени не осталась и другая важная для жителей страны тема - гражданская авиация, положение дел в которой влияет на ситуацию в России не меньше, чем уровень развития автомобильных и железных дорог.

Работник аэропорта Ростова-на-Дону Александр Серов обратил внимание на чудовищный перекос в пользу Москвы, который сложился в системе авиасообщения России: «Скажите, пожалуйста, будут ли планироваться мероприятия, которые направлены на расширение нашей внутрирегиональной маршрутной сети, чтобы связать наши районы, области, регионы прямым авиасообщением?».

В ответ Путин озвучил ключевой смысл существования сбалансированной системы авиасообщения - сохранение единства территории России. «Граждане должны иметь возможность передвигаться в регионах не через столичные города. Вы правы абсолютно», - отметил президент. В то же время Путин констатировал, что «в 1990-х, начале 2000-х у нас эта сеть полностью развалилась». По его словам, власти сейчас работают над тем, чтобы воссоздать нормальное авиасообщение между регионами на «новой базе».

«Для Дальнего Востока, для Восточной Сибири эти проблемы наиболее остро ощущаются: расстояния большие, а население не такое, чтобы загружать крупные лайнеры. - пояснил Путин. - Мы создали семь казенных предприятий, которые должны заниматься организацией этих внутренних межрегиональных перевозок. Это первое. Они функционируют, и я очень надеюсь, что будем делать дальше: расширять их деятельность и количество на другие регионы Российской Федерации».

Одновременно государство планирует реанимировать проект Ил-114, двухмоторного турбовинтового самолета ОКБ Ильюшина, предназначенного для эксплуатации местными авиалиниями. В июле 2014 года Путин поручил правительству подумать над организацией серийного производства этой машины. Было решено создать модернизированную версию Ил-114, однако недостаток финансирования мешает окончательно решить этот вопрос и наладить выпуск самолета. На «Прямой линии» президент пообещал, что «попеняет» правительству на ситуацию с Ил-114.

Проблемы гражданской авиации РФ сводятся одному аспекту, который как раз озвучил Путин, - слабая экономика межрегиональных перевозок. Государство вынуждено субсидировать прямые рейсы между городами и труднодоступными населенными пунктами, иначе население просто не сможет оплатить цену билета (похожая ситуация сложилась с электричками). Причина в том, что у местных перевозчиков порой отсутствует соответствующая авиатехника (те же Ил-114), и они вынуждены эксплуатировать более дорогостоящие машины.

Организация казенных предприятий и субсидирование является полумерами. Выходом станет массовое появление Ил-114 и других ближне- и среднемагистральных самолетов, включая МС-21. Немало усилий нужно приложить для развития малой авиации, как частной, так и государственной. Для этого потребуются внести изменения в законодательство и вложить деньги в восстановление небольших аэродромов.

Если вышеперечисленные меры будут осуществлены, то в России появится почва для усиления конкуренции среди авиакомпаний. Это позволит снизить нагрузку на государство, выправит ситуацию на рынке пассажирских перевозок и, возможно, приведет к снижению цен на билеты.

Однако история с ликвидацией «Авиановы» и «Трансаэро» свидетельствует о волчьих правилах, которые господствуют на авиарынке РФ. В данном случае профильные госорганы должны следить за неукоснительным соблюдением законодательства и одергивать крупных игроков, которым невыгодна конкуренция со стороны частных компаний и лоукостеров.

Гражданская авиация после распада СССР ушла в глубокое пике. Достаточно сказать, что в Советском Союзе насчитывалось 1,4 тыс. аэродромов, а сейчас - около 200. В декабре 2017 года в Ростове-на-Дону откроется первый с 1991 года аэропорт! При этом 96% пассажироперевозок в РФ осуществляется судами иностранного производства. Однако у государства, несмотря на дефицит финансов, есть все возможности для улучшения ситуации.

Фундаментом для положительных перемен является устойчивый массовый спрос на полеты внутри страны, который сформировался в последние годы. Россияне готовы платить за авиабилеты. Об этом свидетельствуют данные Росавиации: несмотря на кризис пассажиропоток в РФ не упал.

Так, в 2015 году авиакомпании (включая иностранные, работающие в России) перевезли 159,3 миллиона человек, а в 2016-м - 159,6 миллиона. Снижение пассажиропотока коснулось только международных рейсов (с 54,1 миллиона до 46,4 миллиона человек). Количество пассажиров, летавших внутренними рейсами, выросло на 7,6%, до 113,1 миллиона.

Конечно, возросший спрос на внутренние перевозки можно объяснить падением доходов россиян, «закрытием» Египта и Турции. Граждане стали отказываться от зарубежного отдыха и командировок за границу в пользу отечественных направлений. Тем не менее, неразумно игнорировать «капитализацию» столь масштабного спроса на внутрироссийские перелеты.

Если местные или федеральные авиакомпании получат необходимую авиатехнику и запустят хотя бы нерегулярные рейсы между городами, расположенными в нескольких сотнях километрах друг от друга, то спрос на них будет высоким. Однако государству с большой вероятностью придется субсидировать подобные перевозки, по крайней мере, первое время.

Благие начинания может похоронить существующая система управления отраслью. За положение дел в гражданской авиации отвечают несколько ведомств: Минтранс, Минпромторг, Росавиация, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ростехнадзор. В связи с этим целесообразно использовать советский опыт, создав Министерство гражданской авиации. Это подчеркнет приоритет развития гражданской авиации и позволит следить за выполнением поставленных задач.

Ждут ли египтяне русских туристов и много ли россиян продолжает отдыхать на египетском побережье Красного моря, добираясь окольными путями?

Владимир Путин. Фото: Mikhail Klimentyev/Reuters

В понедельник президент России в Каире обсудит со своим египетским коллегой Абделем Фаттахом ас-Сиси вопросы по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке. Одной из тем обсуждения станет возобновление авиасообщения между двумя странами, сообщает РБК .

По словам источника издания в Минтрансе, авиаперелеты между Россией и Египтом (правда, именно в Каир, а не в курортные города) могут возобновиться еще до новогодних каникул. Другой близкий к российскому Министерству транспорта источник сообщил, что глава этого ведомства Максим Соколов тоже полетит в Египет 11 декабря.

Наталья Пилецкая гид из Хургады «Сейчас ждем появления Владимира Путина 11-го числа. Мы все знаем об этом. Надеемся, что решится хотя бы вопрос по поводу авиасообщения. Туристы, конечно, есть. Украина как летала, так и летает. Белоруссия тоже. Но это не то что недостаточно, это вообще минимум. Это нельзя принимать во внимание. Немцы летают. Очень много Китая. Все страны летают, кроме наших. Поэтому очень-очень ждем. Нужны русские. Конечно, без них никуда. В основном у нас туристический поток идет — это 60% из России. Ждем наших, мы без них никуда. Не много таких, кто летает через Белоруссию. Это очень дорого. Вся Россия летит через Турцию. Это самый первый вариант, который использует наша Россия. Туристы как любили Египет, так они и летают, их ничего не останавливает. Но они летают через что-то: или через Грецию, или даже через Польшу. Но основной поток идет через Турцию, так что турецкие авиалинии сейчас на нас очень хорошо зарабатывают».

Также ждет россиян гид из Хургады Мухамед Амон:

Мухамед Амон гид из Хургады «Очень сильно ждем, и давно. Очень будем рады, если авиасообщение возобновится. Мы готовы к этому давно. Приветствуем всех туристов, которые приезжают со всех уголков мира. Конечно, по сравнению с тем, что было у нас до прекращения авиасообщения между двумя нашими государствами, это, конечно, большой ущерб для нашей экономики. В принципе, туристы из России сейчас приезжают, но через другие страны. Но не в таких количествах, как это было до прекращения авиасообщения».

Приезжают с Украины, из Латвии, Эстонии. Много китайцев. Ждать российских туристов уже перестал гид в Египте Мустафа Эльвани:

Мустафа Эльвани гид в Египте «Из разных стран мира туристы приезжают. Много китайцев. Украинцы тоже больше стали приезжать. И турфирмы предлагают туры дешевле, чем раньше. По русским туристам решения перестал ждать, уже два года прошло. Но все когда-то пройдет, скорее, после окончания чемпионата мира, который скоро будет».

В то же время в начале текущей недели в Ассоциации туроператоров России сообщили, что прямое авиасообщение между РФ и Египтом вряд ли возобновится в следующем году.

При этом египетская сторона надеется на другой исход, поскольку по итогам жеребьевки сборные России и Египта попали в одну группу и сыграют между собой в Санкт-Петербурге 19 июня.

Между тем ряд экспертов в турбизнесе не исключают, что Москва пойдет навстречу Каиру и регулярные рейсы между столицами двух стран будут возобновлены с летнего расписания следующего года. Или Россия может разрешить чартерные рейсы из Египта с футбольными болельщиками.

Запрет на полеты из России в Египет был введен после катастрофы над Синаем самолета авиакомпании «Когалымавиа»в результате теракта. В ней погибли 224 человека.

 

Возможно, будет полезно почитать: