Новый уренгой вертолетная площадка справочная. Новый уренгой аэропорт. Воздушное сообщение с городом

March 12th, 2017

Не смог пройти мимо - очень редкая авиация Ямала в кадре.

На заметку любителям: "...листочки инструкции по технике безопасности, их выдаёт перед взлётом командир, и видимо нерадивые пассажиры так задолбали вертолётчиков утаскиванием этих инструкций на память, что после посадки эти листочки служат коллективным пропуском на выход."

Оригинал взят у varandej в Селькупия. Часть 1: в голубом вертолёте

Главной целью моего недавнего путешествия на Север и Урал был заброшенный посёлок Долгий на реке Таз, в таинственной Селькупии - юго-восточном углу гигантского Ямало-Ненецкого округа. Там находится станция мёртвой Трансполярной магистрали, в обиходе просто Брошенные паровозы, к которым я прицепил, как вагоны, все остальные пункты, сочтя нерациональным ехать за тысячи километров на несколько дней. Но сам по себе Долгий - безусловно, самое труднодоступное место, где мне доводилось бывать: полсотни километров на моторной лодке от ближайшего посёлка Красноселькуп, куда в свою очередь надо ещё долететь из Нового Уренгоя на вертолёте. С вертолётного вояжа, этого совершенно для меня нового способа перемещений, и начну рассказ.

Начало поездки оказалось спланировано очень нерационально: дело в том, что авиабилет из Москвы в Уренгой я менял на билет в Москву из Надыма - в последний я ездил в марте на День оленевода , но ближе к делу на меня свалилась перспектива отправиться в вездеходную экспедицию по тундре из Вокруты , и конечно же упустить такой шанс я не мог. Вертолёты в Красноселькуп по меркам Крайнего Севера летают часто, почти каждый день, по очереди из Нового Уренгоя и Тарко-Сале, вот только летнее расписание оказалось не совпадающим с зимним, и хотя менял билет я с таким рассчётом, чтобы провести в Новом Уренгое несколько часов, в итоге оказалось, что я прилетел сюда на сутки. Впрочем, это в принципе специфика путешествий по Крайнему Северу - долгие ожидания транспорта в малоинтересных местах.

Однако в этом смысле я был не одинок: в маленький и неуютный аэропорт Нового Уренгоя подавляющее большинство пассажиров попадали транзитом, кого-то ждали вахтовки на площади перед аэропортом, но путь большинства вахтовиков лежал дальше на самолёта и вертолётах - в Сабетту, Ямбург, Ванкор и многие другие места извлекать из промёрзлой земли наш российский бюджет. Я, как и в прошлый приезд, снял койко-место у азербайджанца Арыса за 1500 рублей, но всё, что можно было забронировать заранее, было ещё дороже, а искать что-то на месте я категорически не хотел. В квартире по случаю опрессовки ещё и не оказалось горячей воды, а все мои соседи ждали рейсов до Сабетты - недавно построенного вахтового города на 19 тысяч человек, обслуживающего газовый порт у северного края Ямальского полуострова.

Первым же, что я увидел в Уренгое, был густой коричневый смог, и выйдя на трап, вдохнув сухого сибирского воздуха, я ощутил крепкий запах гари. Масштаб бедствия был, конечно, не такой, как в Москве-2010, но вполне на уровне Москвы-2002, и посмотрев с Арысова вай-фая спутниковую онлайн-карту, я понял, что прилетел в самое сердце охвативших Сибирь лесных пожаров. В день возвращения из Селькупии ветер дул в другую сторону, и из уренгойского аэропорта был прекрасно виден один из них - а когда я только прибыл в Уренгой из Москвы, весь этот дым накрывал город:

Выглядело это примерно вот так, и в облике знойного летнего НУра было что-то казахстанское - многоэтажки на песчаных пустырях, обилие южных лиц и одежд, общее чувство неуютной необжитости.

Но даже жара не может скрыть колорита нефтегазовой Югории. По промзоне, разделяющей аэропорт и город, снуют "шестилапые" трэколы:

Через город непрерывно куда-то едут корпоративные автобусы с логотипами "Газпрома" и дочерних компаний под лобовым стеклом:

И даже здесь не хочет отпускать Донбасс. В остальной России такого на заборах не пишут, но в ЯНАО одних только беженцев определили три тысячи, а сколько людей из тех краёв приехали сами, на вахты да к давно осевшей здесь родне?

В общем, поболтавшись по Уренгою без дела, искупавшись в мелкой речке Седе-Яха, песчаным пляжам которой позавидуют иные моря, отоспавшись у Арыса (я оказался один в комнате, так как утренний сосед, три дня ждавший своего борта в Сабетту, наконец улетел), утром следующего дня я вновь поехал в аэропорт. Билеты на вертолёт выглядят так (ценник прилагается + 430 рублей страховки), продаются за 45 дней (как на поезд), и их не стоит искать на сайте "Ямальских авиалиний" - не вполне очевидно, что последние не тождественные авиакомпании "Ямал", и в обиходе у местных первые зовут "самолётной компанией", а вторые соответственно "вертолётной компанией ". Билет из Уренгоя в Красноселькуп оформляется через интернет, а билеты из Красноселькупа в Уренгой - только в кассе, но тем не менее их можно купить прямо в Москве. Бывают ли здесь заторы, когда из-за нескольких дней нелётной погоды скопившийся в аэропорту народ сажают на борт в порядке "живой очереди" (само собой, растягивающейся на недели), я так и не разобрался. По словам местных, проволочки в один-два дня или вылеты не про графику тут не редкость, но я с этим не столкнулся.

И хотя в Новом Уренгое три отдельных вертодрома, летают с них вахтовики, а на рейсовые вертолёты посадка точно такая же, как и на самолёт - стойки регистрации, проверка багажа, накопитель, шаттл по аэродрому... Единственная разница - у вертолёта нет багажного отсека, поэтому и в зал вылета, и в шаттл пассажиры садятся с огромным багажом, который однако значится ручной кладью - нож провести может ещё и дадут, а вот газовый баллон уже вряд ли. Пассажиры вертолёта возвращаются из отпусков, а в отпуска эти ездят раз в год с большими деньгами из мест, где всё дорого и всего мало, поэтому везут иного столько, что не укладываются в 20 килограмм на человека. Это, впрочем, тоже не беда - половина пассажиров друг друга знают и конечно возьмут излишек багажа на себя.
Вертолёты ждут пассажиров на отдельной площадке. Нам достался Ми-8 , что немудрено - это едва ли не самый массовый вертолёт России, с 1961 года их построено больше 12 тысяч, и служат они повсюду от "летающих БТРов" армии до "летающих автобусов" северных авиалиний.

Салон вертолёта мягко говоря не очень-то уютен, на борт он берёт до 24 пассажиров:

В заполненном виде это выглядит так - багаж складывается кучей посредине, люди сидят по бокам спиной к иллюминаторам, поровну с каждой стороны, чтобы не вызвать крен. Справа - листочки инструкции по технике безопасности, их выдаёт перед взлётом командир, и видимо нерадивые пассажиры так задолбали вертолётчиков утаскиванием этих инструкций на память, что после посадки эти листочки служат коллективным пропуском на выход.

Пассажиры шумно общаются, делятся впечатлением из отпусков, но вот в какой-то момент пронзительно ревёт мотор и лопости с тяжёлым свистом начинают крутиться всё быстрее и быстрее, а по стёклам иллюминаторов идёт мелкая жёсткая вибрация. Разговаривать становится возможно разве что криком в самое ухо соседу. Я ожидал, что вертолёт взлетит прямо с места, но вместо этого он порулил на взлётно-посадочную полосу, выехал в самое её начало и лишь там почти незаметно оторвался от земли и пошёл вверх крутой диагональю. Вот так выглядит сверху аэропорт НУР - слева розовый аэровокзал у белых самолётов, справа вертодром, по этой дорожке наша машинка и рулила, но едущий по земле вертолёт снаружи видеть мне не доводилось.

Иллюминатор не блистает чистотой, а большинство кадров сняты на обратном пути, когда ветер разогнал смог пожаров. Сам Новый Уренгой остаётся по левому борту, и вот так выглядит с высоты "от 150 до 300 метров". Здесь живёт 115 тысяч человек, подозреваю ещё тысячи находятся на вахтах и проездом. Хорошо видно устройство города, вытянутого между речками Варенга-Яха (петляет на кадре ниже) и сливающихся Томчара-Яха и Седе-Яха, за тёмным лесом вдоль которых слева виднеется особленный Северный район - по сравнению с Южным он меньше, опрятнее и именно там находится большинство общественных объектов от мэрии до мемориала Победы. На переднем же плане - бескрайняя промзона различных складов и технических баз. Природа вокруг Уренгоя - как видите, лесотундра с редкими иглами лиственниц, воткнутыми в ягельную подушку:

Идём над центром - с вертолёта виды примерно как с небоскрёба. Южный район делится на более старые "номерные" и более новые "именные" микрорайоны. Тут в кадре именно последние - цветастые многоэтажки непохожего на остальной город своей опрятностью и уютом микрорайона Оптимистов, более скромная застройка микрорайонов Созидателей и Полярного чуть ближе, и наконец барачник микрорайонов СМП-700 и Ягельного. Дома на заднем плане зажаты в узкой полосе между тоскливой железной дорогой Новый Уренгой - Надым и обрывом Тамчара-Яхи, а слева за серой пятиэтажкой можно различить минарет мечети:

Правее между микрорайонов Оптимистов и Энтузиастов есть и Богоявленская церковь, за ней видна насыпь железной дороги, а дома в излучине Тамчара-Яхи отмечают место, где 22 сентября 1973 года геологами был забит колышек с надписью "Ягельное" - начало будушего города у сверхгигантского Уренгойского месторождения газа. Но обратите внимание, сколько здесь песка! Под мхом и травами Ямала и Югры скрыта натуральная Сахара:

Старые "номерные" микрорайоны - питерские "дома-корабли" на пустырях, в одном из которых я и ночевал. Огромное красное здание на переднем плане - это офис "Газпромдобычи-Ямбург", по причине закрытости самого Ямбурга, вахтового города в паре сотен километров севернее Уренгоя, размещённое здесь. Ямбургское месторождение - второе по величине в России после собственно Уренгойского, то есть славу "газовой столицы" НУР имеет вполне заслуженно. В проёме улицы правее моногоэтажек можно различить синий вокзал, у левого края кадра - зелёненький Ми-8 на крыше ТЦ "Вертолёт", а на заднем плане компактный и высокий Северный район.

Дальше лишь бесконечные склады и промзоны, параллельные шоссе и железная дорога, которые так и будут неразлучны до самого Ноябрьска, и памятник на разведочной скважине Р-1, которой в 1966 году экспедиция Владмира Полупанова открыла Уренгойское месторождение. Подробнее обо всём это у меня рассказано в посте про город , но впечатляет то, сколь мелкие детали видны с летящего невысоко (от 150 до 300 метров) и неспешно (вернее, быстро по "наземным" меркам) вертолёта.

Но и там и там - болота, бесчисленные мелкие озёра, извилистые речки, хитрые узоры безлюдной земли:

В речках местами просвечивает дно. Намётанный глаз, наверное, смог бы различить и животных, убегающих при шуме винтов:

Но большинство этих кадров я снял, как уже говорилось, на обратном пути. А по пути "туда" в знойном безветрии земля выглядела скорее вот так:

Небольшой экземпляр лесного пожара, этого самого страшного хищника лесов и степей:

И его следы:

Вид этих пространств примерно одинаковый все полтора часа лёту, но первые так полчаса, километров 70, внизу виднеется ещё и дорога со снующими машинами - увы, с видом на неё я летел лишь в "дымный" день, поэтому сфотографировать не смог (вернее, как раз-таки смог и сфотографировал). С другой же стороны (если лететь из Уренгоя - слева) через полчаса лёта проплывает Лимбяяха (2,8 тыс. жителей):

На озере с малопроизносимым названием Ямылимуягунто:

Она была основана в 1983 году для строительства Уренгойской ГРЭС, довольно небольшой (489 МВт) и с виду абсолютно современной:

В 1988 году Лимбяяха стала ПГТ, а в 2004 вошла в состав Нового Уренгоя как его удалённый район. С вертолёта легко заглянуть прямо во двор:

Вообще же здесь находится узел трёх посёлков - чуть дальше по правому борту виднеет Коротчаево (6,9 тыс. жителей), посёлок железнодорожников, конечная станция РЖД и начальная станция Ямальской железнодорожной компании, арендующей и вокзал Уренгоя, и линию в Надым. Последняя проходит как раз по трассе бывшей Стройки-501, сталинской Мёртвой дороги , которая должна была соединить устье Оби с устьем Енисея, и к которой относилась и моя цель Долгий. Где-то здесь находится станция Тихая, на которой восстановленная в 1960-70-х годах линия сворачивает с трассы 501-й стройки к югу. Здесь же виден огромный копер - это Тюменская сверхглубокая скважина, одна из "младших сестёр" легендарной Кольской сверхглубокой , пробуренная в 1987-96 годах до глубины 7502 метра.

Центр Коротчаева с Благовещенской церковью. Увы, как ни старался я, а мне в кадр не попал вокзал, да и с расположенным здесь же Уренгойским портом удачных кадров не вышло. Коротчаево мы ещё увидим поближе в посте о железных дорогах Югорского Севера:

А мы пересекаем Пур - с Тазом у него одно устье в Тазовской губе, которая в свою очередь впадая в Обскую губу образует столь характерную голубую то ли "h", то ли лямбду ("λ ") на карте Евразии. Пур в свою очередь сам сливается из двух рек Айваседпур и Пякупур, и вместе с последним его длина 1024 километра, расходы же воды в устье 1040 кубометров в секунду - то есть это река масштабов Дона. Особое значение Пур имел и в истории Трансполярной магистрали, разграничвая Стройку-501, тянушвую путь от Салехарда на восток и таки дотянувшую досюда насыпь, и Стройку-503, шедшую от берега Енисея на запад, но дошедшую лишь до Таза. В междуречье же Таза и Пура (на этом кадре оно справа) железнодорожники - вольнонаёмные и зеки - дойти так и не успели, там проходила лишь телеграфная линия.

По правому борту хорошо видны два узких наплавных моста через Пур и ещё один посёлок:

Это собственно Уренгой (10,1 тыс. жителей), давший название крупнейшему газовому месторождению, но сам от нефтегаза оставшийся в стороне. Он был основан в 1932 году как фактория - то есть пункт, где ненцы сдавали продукты своего хозяйства и получали или покупали необходимые товары, на Трансполярной магистрали ему готовилась роль центральной станции с базовым депо, а в 1966 именно тут базировались геологи-газоискатели. ПГТ Уренгой стал на год раньше, чем Новый Уренгой стал городом - в 1979 году, но так ПГТ и остался. Там есть Введенская церковь и гостиница "Полярная" с чумами-кафе во дворе, но в целом в имевшемся у меня путеводителе Уренгой охарактеризован как "один из самых неинтересных и бедных посёлков Ямала". И хотя официально это Уренгой "по умолчанию", а тот город - Новый Уренгой, на практике всё наоборот - там Уренгой "по умоланию", а это в обиходе Старый Уренгой.

Вообще, не вполне очевидно, что от зарубежных северов наш Крайний Север отличает не пустота, а напротив - обжитость, особенно здесь, где добывает нефть или газ. Кое-где видны и сами трубопроводы, идущие кажется от Ванкора в Красноярском крае.

Так мы и летели полтора часа, возможности смотреть в окно постоянно у меня не было (ведь я сидел к иллюминатору спиной), но выглядывая, видел раз за разом одно и тоже: болота, речки, озёра, лес, тундры, дороги, компрессорные станции, пожары, да лопасти вертолёта, мелькавшие наверху... В какой-то момент впереди показалась большая река, в которой я конечно же сразу признал Таз: его длина 1401 километр, а расход в устье до 1450 кубометров в секунду, то есть в среднем за годн он выходит рекой масштабов Оки. Над Тазом мы пролетали сквозь шлейф большого пожара, который ещё увидим с моторной лодки:

По Тазу неспешно идёт автопаром - добраться сюда можно не только вертолётом, эта посудина (такие я уже показывал в прошлом году в посте про флот северных рек) будет сутки тащиться до посёлка Газ-Сале (Газовый мыс) уже на Тазовской губе, а оттуда ещё километров 300 дороги до Нового Уренгоя. Точно не помню, сколько стоит провести на такой машину - вроде бы на одного существенно дороже вертолётного билета, а на троих-четверых явно дешевле. Пассажиром же можно и бесплатно проехать - это автостпщикам на заметку.

Вертолёт над рекой ощутимо снижается, и за рекой встречает большой и цветастастый Красноселькуп (6 тысяч жителей) - село-райцентр самого необычного района Ямало-Ненецкого округа - только здесь в ЯНАО не добывают нефть и газ, и только здесь помимо привычных ненцев и хантов живёт другой народ селькупов, по которым и саму долину Таза часто называют Селькупией.

Название своё село оправдывает - любимый цвет в нём действительно красный, и несмотря на отсутствие рядом месторождений, это едва ли не самый ухоженный сельский населённый пункт России. Огромное разноцветное здание по центру кадра - школа, за ней долгостройный дворец спорта, правее школы под двускатной крышей музей с микро-скансеном во дворе, а у берега деревянная церковь Василия Мангазейского.

В Красноселькупе есть аэродром с ВПП длиннее самого посёлка, но только ВПП эта грунтовая и поэтому самолёты на ней бывают редко:

Деревянный аэровокзал разве что без резных наличников и вертолёт авиакомпании "Турухан", видимо присланный сюда из соседнего Красноярского края тушить пожары - позже я ещё покажу его в деле:

Садимся. В Красноселькупе такой плотный смог, что фотографии кажутся сепией; такой плотный гнус, что даже по посёлку многие ходят в энцифалитках. С первых секунд понимаешь, как далеко забрался.

Обратите внимание, что вертодром насквозь мокрый - и это при том, что дождей тут второй месяц ждали как манны небесной. На самом деле грунт специально поливают, потому что иначе каждый взлёт и посадка вертолёта оборачивались бы локальной пыльной бурей:

Компания, занимающаяся аэропортами Красноселькупского района, имеет необычайно красивое название. На самом деле оправданное - ведь до Мангазеи сотня километров вниз по Тазу.

Здесь тоже есть стойка регистрации, сканер багажа и накопитель, только все они маленькие-маленькие. Впрочем, подобный аэровокзал я уже видел в Кодинске , откуда летел не вертолётом, а самолётиком размером с маршрутку . Почему-то в зале вылета висит старая схема Красноселькупа:

Вид аэровокзала из посёлка. За неимением наземных дорог въездная стела стоит прямо здесь:

И в целом, хочу сказать, на вертолёте мне летать не понравилось. Плюс в том, что у вертолёта нет такого мучительного снижения, как у малой авиации, но сам полёт на эшелоне идёт довольно тяжело - то ли качка, то ли вибрация, то ли шум, то ли неудобное положение (боком), а скорее всё вместе за полтора часа полёта совершенно выбивают из колеи, от обоих полётов я отходил практически весь день. Напоследок - тот же самый Ми-8 в небе, возвращающийся в Красноселькуп из Тарко-Сале:

В следующей части про сам Красноселькуп, где я провёл в сумме 4 дня.

СЕВЕР-УРАЛ-2016
Обзор поездки и оглавление серии .
Селькупия
Вертолётом над тундрой.
Красноселькуп.
Мёртвая дорога. Река Таз и станция Долгий.
Мёртвая дорога. Посёлок Долгий и поход по линии
Нефтегазовый край - посты будут.
Горнозаводской Урал - посты будут.

Новый Уренгой – город в Ямало-Ненецком автономном округе и газодобывающая столица России, где добывается около 75% всего природного газа на территории страны. Все это превращает Новый Уренгой в город с активной экономикой, промышленностью, а также связями с другими частями государства.

Воздушное сообщение с городом

Аэропорт в Новом Уренгое расположен в четырех километрах от центра города и оборудован для приема как пассажирских, так и грузовых самолетов в Новом Уренгое. На территории аэродрома также имеются несколько вертолётных площадок. Авиа перевозки в Новый Уренгой осуществляют сразу несколько компаний, а именно Трансаэро, Аэрофлот, Ю-Тэйр, S7 и другие. Существуют сезонные рейсы в южные направления страны, а также круглогодичные перелеты в самые крупные города России. Сообщение с помощью вертолетов в Новом Уренгое ведется только в локальных и внутрирегиональных случаях.

Аэропорт в г Новый Уренгой отличается небольшой площадью На первом этаже расположены кассы, пункты питания, на втором этаже – несколько залов ожидания. Ввиду того, что здание и прилегающая к нему территория была отдана в распоряжение местной власти, организация испытывает небольшие проблемы с финансированием на данном этапе времени.

Вертолетный сервис в Новом Уренгое

Вертолетная площадка в Новом Уренгое расположена как на территории аэродрома, так и в нескольких местах в самом городе. Вертолетные перевозки в Новом Уренгое чаще всего связаны с погодными условиями местного масштаба, а также мобильной переброски рабочей силы или мелких грузов из одной точки в другую.

Направления полетов

Помимо связи с такими крупными городами, как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Новосибирск и другие, город обладает сообщением и с мелкими поселками, расположенными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, например, регулярным является самолет Новый Уренгой Сабетта. Билеты на авиарейс Новый Уренгой Сабетта можно приобрести как в кассах аэропорта, так и с помощью многочисленны онлайн сервисов. Грузовой рейс Новый Уренгой Сабетта может быть обслужен компанией «Севертэк» наряду с другими крупными и локальными направлениями по всей территории страны.

Если вас заинтересовали услуги транспортной компании «Севертэк», свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на официальном сайте организации, указав свое имя и контактный телефон.

Неофициальной «газодобывающей столицей» России является один из немногих региональных городов – Новый Уренгой. Вертолетные площадки для этого города просто необходимы из-за труднодоступности в некоторых местах. Находясь в Ямало-Ненецком автономном округе, через город протекают реки Ево-Яха, Тамчара-Яха, Пура и Седэ-Яха. А учитывая дальность размещения и высокие темпы промышленности, следует развивать инфраструктуру вертолетных площадок.

Сама по себе ВП – это не что иное, как участок территории, специально оборудованный для взлетов и посадок вертолетов. В качестве участка или территории могут использоваться земельный надел, площадка на судне или здании, на крыше или в ангаре. В Новом Уренгое вертолетная площадка расположена в местном аэропорту. Она наземная, на твердой основе и по времени эксплуатации относится к постоянным.

Начиная с 2014 года, правительство округа развернуло программу ЯНАО, которая относится к «Развитию трансинфраструктуры на 2014-2020 годы». В ней идет речь о развитии аэропортов округа. Таким образом, будет проводиться реконструкция вертолетных площадок и их инженерной инфраструктуры.

Самым основным оператором вертолетных услуг в округе, как и по всей стране, является ОАО «ЮТэйр». Именно они занимают всю площадку в аэропорту. Основная масса вертолетов расположена на улице, а остальные размещены в ангарах. Вертолеты в этом регионе в основном работают по государственным заказам, связанным с промышленностью. Частные и коммерческие перелеты больше всего касаются охотников, рыбаков, фотографов и натуралистов. А с учетом большого накопления прибыльных предприятий в пределах границ остальных северных районов на постоянной основе осуществляются вертолетные перевозки местного значения. Основные услуги – перевозка грузов и людей в интересах различных предприятий.

 

Возможно, будет полезно почитать: