Какие путешествия совершили финикийские. Какие путешествия совершили финикийские моряки? Путешествия знаменитых мореплавателей

Финикия - весьма занятное государство, которое одним из первых доказало важность международной торговли. Занимая всего лишь узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами, не имея богатых земельных ресурсов, пахотных полей и пастбищ, финикийцам удалось за счет торговли стать одним из самых влиятельных государств региона. Не имея возможности должным образом заниматься земледелием и скотоводством, финикийцы выращивали виноград и оливы на склонах Ливанских гор. Из винограда делали вино, а из оливы - душистое масло. Ливанские горы были также богаты древесиной, которая послужила материалом для создания могучего торгового и военного флота.
Финикийцы стали торговать с соседними странами вином, маслом, строительной древесиной, изделиями из стекла и крашенными пурпурными тканями. Развивая морские торговые пути финикийцы плыли все дальше и дальше вдоль северного и южного побережья Средиземного моря. На своем пути на берегу они основывали небольшие поселения, которые служили торговыми постами и перевалочными базами для кораблей финикийцев. Так финикийцы основали колонии на островах Средиземного моря - Кипре, Сицилии, Сардинии и Балеарских островах. Финикийцы колонизировали северный берег Африки и южный берег современной Испании. В те времена корабли обычно плавали не в открытом море, а вдоль береговой линией. Расположение колоний позволяло финикийцам держать под контролем всю морскую торговлю.
Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. Они придумали конструкцию корабля с килем, что делало его более устойчивым, маневренным и быстроходным в условиях морского плавания. Быстроходность и вместительность их кораблей давала преимущество при нападении на небольшие поселения и угон пленных в рабство. Зачастую финикийцам даже не приходилось ни на кого нападать, так как они хитростью заманивали на свои корабли маленьких детей, обещая подарить им красивые подарки, а потом сразу же отплывали. За одного ребенка можно было получить быка или серебряный кувшин. Работорговля приносила огромную прибыль. В поисках новых товаров и рабов финикийцы плыли все дальше от родного дома.
Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда по земле из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Финикийцы достигли западного побережья Африки и даже предприняли, вероятно, удачную попытку обогнуть африканский континент. Самым грандиозным предприятием стоит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через Гибралтарский пролив, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
В этот период расцвета финикийского мореходства морской путь становится средством связи между Европой, Азией и Африкой, а также странами, которые находились за пределами Гибралтара. Контроль за международной морской торговлей сделал Финикию, наверное, самой первой морской торговой державой.

Всемирная история. Том 3 Век железа Бадак Александр Николаевич

Морские путешествия финикийцев

Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они «столпами Мелькарта» (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н. э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг.

В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехао в конце VII в. до н. э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через «столпы Мелькарта», совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Путешествия Имеющее исключительно религиозные цели паломничество следует рассматривать отдельно от других видов путешествий. За время интересующего нас периода между 1099 и 1147 гг., когда Иерусалим стал частью латинского Иерусалимского королевства, паломники хлынули в

Из книги Навстречу неизведанному автора Глушанков Иван Венедиктович

Сухопутные путешествия С мая весь отряд занялся подготовкой к предстоящему морскому походу. Плотники, конопатчики и матросы ремонтировали судно и ялботы. Три морских кампании среди льдов заметно потрепали «Якутск». Пришлось заменять часть верхней обшивки и для

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Перемещения и путешествия Путешествие – вот главная и наиболее осуществимая мечта в обществе, еще не ставшем до конца оседлым. На самом деле не стоит думать, что жители XII века были привязаны к своим феодам, замкам или деревням. Напротив, все постоянно перемещались. В

Из книги Загадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Виртуальные путешествия При Сасанидах зороастризм становится государственной религией; разрабатываются зороастрийская догматика, обрядность и ритуалы. Характерной особенностью сасанидского зороастризма является проявление нетерпимости к иноверцам.Большую роль в

Из книги Средневековая Англия. Гид путешественника во времени автора Мортимер Ян

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Путешествия и паломничества Двадцать второго июля 1871 года в Японии были отменены подорожные грамоты (цуко тэгата), разрешающие частным лицам перемещение по стране. До этой знаменательной даты простой человек мог отправиться куда-либо, только имея на то официальное

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Путешествия Ибн-Якуба Писавший по-арабски испанский еврей Ибрахим ибн-Якуб в 965 году участвовал в кордовском посольстве к германскому императору Отгону I. Во второй половине X века славянские страны Центральной Европы все еще были для арабов «неведомыми землями».

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ПУТЕШЕСТВИЯ К началу эпохи Просвещения на карты были нанесены общие очертания Америки и Африки. Однако освоение их внутренних пространств только начиналось. Европейцы еще почти не представляли себе Австралию, Океанию, а также загадочное «южное море».

Из книги Елизаветинская Англия: Гид путешественника во времени автора Мортимер Ян

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Путешествия Геродота Геродот - «Отец истории». Его родной город Галикарнасс был наполовину карийским; среди представителей знати карийские имена были широко распространены, и было бы странно, если бы в нем самом не текло хоть несколько капель карийской крови.

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Морские кони и морские короли автора Акунов Вольфганг Викторович

Морские кони и морские короли Вольфганг Акунов Отважны люди стран полнощных, Велик их Один бог, угрюмо море. Ария Варяжского гостя. Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга! Боевой клич гридей норвежского конунга Олава Святого. В переводе на русский язык

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Выдуманная история древних финикийцев Уже цитированный мной профессор Галлеттис, известный немецкий историк XVIII века, пародируя своих коллег, вкладывал в уста профессора истории такое заявление: «Вы не должны говорить, когда я говорю. Вам можно говорить исключительно,

Из книги Густав Маннергейм за 90 минут автора Медведько Юрий

Путешествия В 1923 году он отправился в путешествие по Алжиру и Марокко. Средством передвижения был выбран автомобиль «мерседес-бенц», который Маннергейм приобрел в Швейцарии. В поездку генерал взял только своего шофера, швейцарца Мишеля Гейара. Маннергейм тщательно

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Путешествия Завершением образования наследника престола стали его поездки по России и за границу. Путешествие продолжалось с 1 мая по 12 декабря 1837 года. За время путешествия Александр написал отцу 35 писем. В этих письмах много впечатлений и размышлений об истории России,

Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него не возможно было бы мореплавание.

Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:

  • корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
  • поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
  • большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
  • грузовые отделения были ограждены.

С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме - два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.

Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.

Рис. 1. Финикийский торговый корабль.

Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.

Рис. 2. Финикийская трирема.

Достижения мореплавателей

Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).

Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.

Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.

Финикия - узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, ограниченная на востоке Ливанского хребтом.

О финикийцах впервые рассказал Гомер. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры финикийцы занимались морской торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значительное из них Карфаген). Подобно всем мореплавателям древности они никогда по собственному желанию не отдалялись от берега за пределы его видимости, никогда не плавали зимой и по ночам.

Когда финикийское общество стало рабовладельческим, оно все больше стало нуждаться в притоке новых рабов, а это еще больше усиливало стремление плавать в заморские страны.

Итак, не позднее чем за15 веков до нашей эры финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они положили начало открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского полуострова, пересекли пролив Отранто и обогнули Апулию и Каламбрию. Одновременно с критянами или несколько позже открыли остров Сицилия, а затем обнаружили и в 8 веке до нашей эры колонизовали Мальту. Переправившись через Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв горную страну Атлас до Гибралтарского пролива. Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности Великого моря заката (3700 км).

Одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать африканский берег и в восточном направлении. Они открыли заливы Хаммамет, Малый Сирт с островами Керкенна и Джерба и Большой Сирт.

По сообщениям древнегреческих авторов, финикийцы первые вышли в Атлантический океан. Они открыли весь западный берег Пиренейского полуострова, заходили в устья таких рек как Гвадиана, Тежу, Дору, Миньо. Есть вероятность, что финикийцы ознакомились и с берегами Бискайского залива вплоть до полуострова Бретань.

Финикийцы строили корабли для экспедиций, которые организовывали их соседи, владевшие берегами Красного моря и Персидского залива, и поступали к ним на службу.

В 600 году до нашей эры египетский фараон Нехо приказал группе финикийских купцов отправиться в плавание вокруг Африки . Об этом плавании, спустя 150 лет, рассказал побывавший в Египте историк Геродот, причем с такими подробностями, которые он сам считал невероятными. Но именно эти подробности и подтверждают достоверность события. Так, Геродоту, не имевшему современного представления о земном шаре и солнечной системе, казалась неправдоподобной та часть рассказа, где говорилось о том, что когда финикийцы огибали с юга Африку, двигаясь при этом с востока на запад, они имели солнце с правой стороны, то есть на севере. Для нас же ясно, что именно это обстоятельство подтверждает, что финикийцы действительно пересекли экватор, плыли через воды Южного полушария и обогнули с юга Африку. Огибали они Африку в течение трех лет, что вполне правдоподобно, если учитывать, возможности судоходной техники того времени, а также то, что они останавливались на 2-3 месяца каждый год, чтобы засеять и собрать хлеб.

Около 850 года до нашей эры финикийцами был основан Карфаген - величайший торговый центр того времени. В 500 году до нашей эры Карфаген, возникнув как финикийская колония, уже сам стал искать колонии. С этой целью карфагенянами была организована большая морская экспедиция под руководством карфагенского адмирала Ганнона . Он повел флотилию, состоявшую из 60 судов, на которых находилось 30 тысяч колонистов.

По пути своего следования Ганнон основывал города и в каждом из них оставлял часть людей и кораблей.

Это путешествие карфагенян нашло отражение в “Перипле” (описании плавания) флотоводца Ганнона, из которого нам стало известно, что, пройдя через Гибралтарский пролив, они два дня следовали вдоль атлантического побережья Африки, основывая города по пути следования. Обогнули мыс Зеленый и вскоре вошли в устье реки Гамбия. Через несколько дней путешественники достигли залива, который назвали Западный Рог (вероятно, бухта Биссагос), затем - Южного Рога (теперь залив Шерборо в Сьерра-Леоне) и, наконец, высадились на побережье нынешней Либерии.

Таким образом, Ганнон добрался до Экваториальной Африки. Насколько известно, он первый из жителей Средиземноморья посетил Западную Африку и описал ее.

Результаты его выдающегося плавания были использованы лишь в минимальной степени: карфагенские торговцы прошли его путем до Керны и организовали “Золотую дорогу” (торговлю золотом) с глубинными районами Западной Африки.

Карфагенянам также приписывается открытие Азорских островов, но в литературных памятниках нет указаний на посещение ими этих островов. Зато в 1749 году швед Юхан Подолин сообщил о находке на острове Ковру клада древних монет, среди которых были и карфагенские.

Одновременно с Ганноном другой мореплаватель Карфагена - Гимилькон - совершил большое плавание вдоль западных берегов Европы и, по-видимому, достиг юго-западной оконечности Англии (островов Сцилли).

Таким образом, финикияне и карфагеняне были первыми народами древности, которые плавали в открытом море и океане без компаса. Несомненно, что их плавания должны были обогатить финикиян многими сведениями относительно физических свойств океана, но до нас не дошло ничего из области их знаний. По-видимому, они держались мнения, что Атлантический и Индийский океаны образуют одну сплошную водную поверхность.

 

Возможно, будет полезно почитать: