Каннибализм. Зловещие факты Советской истории. Пещерная деревня коме и каннибализм Заброшенная деревня уалу"п - деревня синдэк

На всём протяжении истории рука об руку с человеком следует каннибализм. Это зловещее явление напоминает нам, что жизнь бывает жестока и противоречива. Создаётся даже такое впечатление, что каннибализм создан самой природой. Взять хотя бы тот факт, что самка тарантула после спаривания убивает самца и целиком съедает его. Самки свиньи или крысы во время голода поедают свой выводок. И примеров тому множество. Не избежал этого, увы, и человек. Неизвестно, как другие обитатели планеты, но человек, отведавший человеческого мяса, сам того не замечая, становится страстным поклонником человечины. И избавиться от этого практически невозможно.

ГУЛАГ союзного масштаба

Откуда взялась зэковская "традиция" поедать друг друга в трудную минуту? Надо полагать, что началось всё это в далёкие предвоенные годы, когда вся страна была превращена в огромный ГУЛАГ. Именно тогда после жестоких чисток тысячи и тысячи ни в чём чаще всего неповинных людей оказались в местах заключения без тепла и без пищи. Одним из таких мест был остров Назино в Сибири. В мае 1933 года сюда были высажены около семи тысяч заключённых из числа депортированного элемента.

Если отбросить единичные случаи каннибализма, то именно там впервые было зарегистрировано массовое людоедство. Вот цитата из одной книги: "По всему острову можно было увидеть, как режут, рвут и поедают человеческое мясо. Всё вокруг было завалено обезображенными трупами". И действительно, чтобы как-то выжить, заключенные питались разбросанными по острову человеческими трупами.

Сразу же появились и те, кто "работал на опережение" - они убивали первого попавшего и тут же, чуть ли не живьём, поедали его. Именно с тех кошмарных времён и появились в уголовном обиходе словечки, которые обычно ставятся в кавычки: телята, коровы, консервы. У нас об этом долгие годы было не принято распространяться - ведь в Советской стране каннибализма быть не могло!

"Консервы" для зэка

Не исчез каннибализм и тогда, когда с едой всё урегулировалось. История побегов из таёжных лагерей полна трагических примеров, когда беглец, не зная местных условий, оказывался один на один с тайгой, и погибал от холода и голода медленной и мучительной смертью. Обычно к побегу готовились долго и основательно - запасались тёплой и прочной одеждой, каким-либо подобием холодного оружия и обязательно запасом еды. Но много ли еды может взять с собой беглец?!

О добывании же пищи в лесу говорить не приходится, ибо он сам становится дичью. Именно поэтому опытный зэк, как правило, брал с собой в побег такого же сидельца, как и сам. Брал на съедение, в качестве "коровы". Ещё находясь на зоне, он подкармливал его, рассчитывая на мягкое и вкусное мясо. Ведь этим мясом ему предстоит питаться не один день, и даже не одну неделю.

Если же в такой побег уходит целая группа, то жизнью рискует каждый из них в той или иной степени. Коровой может стать каждый из сбежавших - ведь голодному до сумасшествия зэку безразлично, друг ты, авторитет, или мелкая сошка. В таком случае, покончив с первой коровой, "назначается" следующая, потом ещё следующая.

На Колыме побег зимой равен самоубийству, но летом или по осени кое-кто из заключенных всё же пытается уйти на волю. Однажды бежал рецидивист Семён Болотников по кличке Болото. Был он безнадежно болен туберкулезом, и в глубине души даже мечтал получить с вышки пулю. Но, поразмыслив, смерть всё же решил приять на воле, где не слышно ни лая собак, ни окриков конвоиров. В качестве мясных консервов прихватил с собой Фёдора, молодого зэка, мотающего срок за грабёж. Уговорил его на побег, задавив своим авторитетом и пьянящим воздухом свободы. На третий день скитаний по тундре Семён почувствовал зверский аппетит. "Ты уж, кореш, извини", - пробормотал он и воткнул острую заточку Федьке в грудь...

Рядовой Прокопьев находился тогда в составе поисковой группы, и на Болотникова напоролся просто случайно. Тот к этому времени уже разделал тело своего "кореша", и жарил на костре большие куски мяса. Один из них, громко чавкая, он держал в руке. Опешив от увиденного, солдат даже забыл о своих обязанностях. Опомнившись, он кинулся на беглого зэка, готовый задушить его голыми руками. Болото был опытным уголовником, к тому же только что съеденное мясо дало ему дополнительные силы. Увидев летящего на него солдата, он просто выставил вперед заточку...

Смерть крестьянину!

Итак, в стране, представляющей собой большой ГУЛАГ, и порядки тоже были соответствующие. Причина голода в деревнях и сёлах была самая банальная. Крестьянина, как известно, кормит земля. Когда коммунисты пришли к власти, появился лозунг "Землю - крестьянам!". Но это было только лозунг! На деле же многие крестьяне не только не получили обещанной земли, но и лишились того, что у них было. Естественно, возникло массовое недовольство, грозящее перерасти в крестьянскую войну. Самыми беспокойными в этом отношении оказались Украина, Северный Кавказ и некоторые районы Черноземья. Последовали ужасные репрессии - к концу 1931 года около двух миллионов членов семей "кулаков" были выселены без средств к существованию. Половина их умерла от голода по дороге к местам ссылки или уже в месте ссылки. Но Советская власть на этом не остановилась - 7 августа 1932 года был принят убийственный закон: за хищение колхозной собственности - 10 лет лагерей или смертная казнь!

Кстати, если голодный крестьянин прихватил с поля несколько оставшихся после уборки колосков, он подпадал под этот же закон. Как свидетельствует страшная статистика, тогда за кражу колосков было расстреляно несколько тысяч детей в возрасте до 12 лет. А ведь эти дети просто не хотели умирать от голода! А сколько было расстреляно их отцов и дедов, можно только догадаться. А 22 января 1933 года вышел циркуляр, подписанный Сталиным и Молотовым. Он предписывал местным властям, и в особенности, органам ОГПУ, не допустить массового оттока крестьян в города. Иначе как приговором к голодной смерти этот шаг не назовёшь. И крестьянину не оставалось ничего иного, как пополнить и без того многочисленную армию людоедов.

В голодные годы на людоедов проводились самые настоящие облавы. В первую очередь их искали по селам, зачастую уничтожая на месте. Так, в колхозе им. Сталина Еланецкого р-на пропала девочка 10 лет. Буквально на следующий день людоеды были задержаны в доме 34-летней вдовы. Был найден и умерщвлённый ребенок, из которого женщина собиралась готовить еду. Обвиняемая призналась, что совместно со своим сожителем они в течение двух недель убили четверых детей. С помощью своей 8-летней дочери женщина зазывала их к себе на квартиру, где и умерщвляла. После этого готовила себе, сожителю и дочери еду.

Голод - не тётка

Постоянное, сводящее с ума чувство голода доводило людей до безумия и толкало их не только на поедание покойников, но и на убийство даже собственных детей. Вот жуткая исповедь: "В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, за что осенью получили пять килограммов проса и 4 кг муки. Этого для моей семьи хватило лишь на пять дней, а на зиму мы остались без средств к существованию. Так я убил младшую дочь Христю - она была настолько истощена, что не могла даже встать. Тело, точнее кости, я разрубил на куски и сварил. Ел сам, и кормил старшую дочь Настю. Через неделю убил и Настю - от истощения она всё равно бы умерла. И старшую, и младшую дочь я убивал, когда они спали. Снимал их с кровати, клал на пол и ударом топора отрубал голову. Потом разрубал на кусочки...".

А вот выписка из протокола допроса крестьянки Чугуновой: "Я вдова, на руках у меня четверо детей. Младшая, 7-летняя дочь, сильно болела. Когда наступил голод, старшая дочь натолкнула меня на мысль умертвить младшую, больную. Девочке было уже не выкарабкаться, и я решилась на её убийство. Зарезала её ночью, спящей. Сонная и слабая, она не кричала и не сопротивлялась даже тогда, когда поняла, что её будут резать. Затем моя старшая дочь стала разрезать ее на куски".

Со слов другой людоедки, Екатерины Рублёвой, одно время они с дочерью жили у одной крестьянки в селе Каменки Пугачевского уезда. Вместе с ними в доме жило восемь человек. Голод был несусветный, и когда стали умирать малые дети, большая семья, питаясь ими, смогла выжить. Как-то, когда питаться было совсем нечем, на ночлег попросилась бабка лет 70. Ночью, когда та спала, хозяйка с ножом в руке подозвала Екатерину с дочерью, и со словами: "Теперь у нас снова будет мясо", велела держать старуху. Рублёва стала отказываться, но та пригрозила: "Без мяса я не намерена оставаться - или она, или ты!". Спящая бабка была зарезана и изрублена на куски, из которых несколько дней варили суп. Когда же заболела и умерла сама хозяйка, Рублёвы распилили её на куски и питались всё Рождество.

К обезвреживанию людоедов привлекались не только работников ГПУ с широкой сетью осведомителей, но и сельские активисты, врачи. Существовала даже секретная директива ГПУ о вменение в обязанности медицинским работникам умерщвление каннибалов, документируя при этом факты их смерти. Весной 1933 года ОГПУ по Северокавказскому краю сообщало: "С февраля на 1 апреля выявлено 108 случаев людоедства. Всего выявлено занимающихся людоедством - 244 человек, из них мужчин - 49, женщин - 130, соучастников (несовершеннолетних членов семей) - 65".

Кто все эти люди - преступники, психически ненормальные? Ни то, ни другое! Вот выписка из акта судебно-медицинской экспертизы за подписью приват-доцента Самарского университета: "У всех обследуемых признаков душевного расстройства не обнаружено. Поедание ими трупов было не в состоянии душевного расстройства, а явились финалом длительного и прогрессирующего чувства голода, которое сламывало все нравственные запреты".

Война всё спишет?

Мало что изменилось и во время Великой Отечественной войны. Особенно тогда страдали районы, где для фронта и Победы забирали всё до последнего зернышка. С одной стороны, так всё и должно быть - всё для армии, всё для победы. Но с другой стороны - ведь люди в тылу тоже ковали победу! Существует изречение, что война всё спишет. А спишет ли она то, что происходило в блокадном Ленинграде? Массовые случаи каннибализма в так называемой колыбели революции были строго засекречены. Это, конечно, понятно: признание этого кошмара оскорбительно для участников героической обороны города. Судя по секретному отчёту, направленному в обком партии, в феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600, а в марте более тысячи человек.

Надо заметить, что для появления в городе массового людоедства были вполне объективные причины. От постоянного голода у многих людей терялся рассудок, и они, как говорится, не ведали, что творили. Следующей причиной можно назвать резкий скачок преступности. Голодные уголовники, дезертиры и им подобное отребье уже не могли прокормиться налётами и кражами, ибо единственной ценностью стали продукты питания, которых практически не было. Сдаться властям они тоже не могли: по законам военного времени их ожидал расстрел. И последняя причина каннибализма - на улицах города появилось огромное количество бесхозных трупов. Они-то и стали одновременно и главной причиной появления многочисленных людоедов, и их вожделенным объектом.

Не лучше было положение и в других регионах. Первый случай людоедства в Челябинской области произошёл в городе Златоусте. 1 января 1943 года в доме некоего Григория Антонова был обнаружен мужской расчленённый труп. Он был аккуратно сложен в мешок и закопан в подполе. Задержанный по подозрению в убийстве Антонов признался в преступлении. Убитым оказался проживающий вместе с ним Михаил Леонтьев, которого тот зарубил топором, чтобы завладеть его хлебной карточкой. Но хлеб без мяса, якобы, не еда, и Антонов отчленил убитому голову, а самого распилил на куски и спрятал в подполе на чёрный день. Сердце же, лёгкие, почки и печень съел вместе с женой и детьми.

Всего на территории Челябинской области в 1943 году было расследовано несколько десятков случаев людоедства. Пожалуй, самый жуткий из них произошёл в Нязепетровском районе. Полина Шульгина, имея на руках двух малолетних детей, осталась без работы и средств к существованию. Оказалась в столь тяжёлом положении, она с детьми питалась помоями - в доме не было даже засохшей корки хлеба. Дойдя до полного отчаяния, женщина задушила шестилетнего Диму и одиннадцатилетнего Игоря, и какое-то время потребляла их мясо в пищу.

Владимир Лотохин, г Златоуст

#каннибалы,#лотохин,#радуга

НА ГЛАВНУЮ

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПАПУА (ИНДОНЕЗИЯ). День 10й. September 13th, 2018

День 10й. Утро в заброшенной деревне короваев

ЗАБРОШЕННАЯ ДЕРЕВНЯ УАЛУ"П - ДЕРЕВНЯ СИНДЭК

Герой дня: СИЛАН СИНДЭК, СТАРЕЙШИНА ДЕРЕВНИ

Я проснулся до будильника от разговора короваев у костра и редких капель дождя, падающих на пальмовую крышу. Здесь, на широте около 5 градусов к югу от экватора, дождь идёт по два раза на дню, иногда нарушая своё собственное расписание.

После ночного дождя моя фототехника снова отсырела, камера сходит с ума, сбивая настройки и не фокусируясь на объектах.
Я разложил второпях у костра камеру, линзы, вспышку, футляры и сумку на просушку. Спустя двадцать минут камера пришла в себя.

Один из портеров снова нарыбачил несколько окуней и приличных размеров черепаху. У него железная пика и очки для подводного плавания. На всех стоянках он ныряет в реку и добывает себе креветок и рыбу.
Портеры не охотно делятся своей добычей после охоты и рыбалки, даже с другими портерами. Несмотря на то, что они покинули свои племена в поисках заработка, некоторые их повадки и принципы изменились не значительно.

Деревня Уалу"п, в которой мы сделали ночную стоянку, объединяет, помимо прочего, несколько гостевых домов, включая лонгхаус, которые используются короваями в период проведения фестивалей. Такие фестивали проводятся ежегодно в разных регионах и объединяют короваев из разных племенных групп.
Усман сказал, что оглядевшись с утра, он вспомнил эту деревню. Он был тут пять лет назад.

Сами высотные дома, о которых говорили портеры и Усман, находятся в шаговой доступности, на стрелке достаточно полноводной реки, которой, разумеется, тоже нет ни на одной из карт.
На правом берегу стоит дом около 7 метров высотой, а в нескольких метрах от него на дереве, второй высотой метров пятнадцать.
Лестницы, как и сами дома, значительно прогнили. Лестницы буквально разваливаются при первой попытке ими воспользоваться. Люди давно бросили деревню.

Короваи бросают деревню или дом в двух случаях: покойник в доме или исчерпание природных ресурсов в округе, от которых зависят короваи, прежде всего, саговой пальмы.
Но есть и третья причина оставления деревень, которую, впрочем, нельзя считать распространённой.
Усман рассказал о случае в одной деревне, когда девушка короваи вышла замуж за мужчину, а другой мужчина убил её из ревности, поскольку не смог с этим смириться. Мать убитой девушки прокляла убийцу и деревню. Люди начали умирать один за одним. В конце концов, короваи покинули эту деревню. Один из оставшихся высотных домов в той деревне можно увидеть из лодки слева по течению реки Сирет ниже деревни Мабул.

Горделиво смотрится дом на другом берегу в заброшенной деревне Уалу"п, в месте, где река расходится на две.
На 25-метровой высоте весьма большое жилище на две семьи с наклонными лестницами, которые, разумеется, тоже прогнили.

Только перейдя на другую сторону реки, можно разглядеть приютившийся в кроне железного дерева, поросший со всех сторон свежими побегами, самый высокий здесь дом короваев. Оценочно, он был построен на высоте около 30 метров. Лестница полностью отсутствует. Очевидно, сгнила за несколько лет и развалилась.
В условиях экстремально влажного климата Новой Гвинеи короваи ремонтируют подгнившие лестницы своих домов каждый год.

Судя по состоянию самого нового из домов тут, построенного ближе к земле, люди покинули деревню около года назад.
Наши проводники не могли об этом знать.

После купания в реке с галечным дном и чистой прохладной водой мы вышли в джунгли в поисках очередной деревни, упоминаемой проводниками как Синдэк. Дорога сулила быть простой, особенно памятуя о вчерашнем зубодробительном переходе длиною в полный световой экваториальный день.
Через каких то два часа мы пришли в деревню с двумя домами, построенными относительно невысоко над землёй. Короваи все меньше строят дома в кронах высоких деревьев, поскольку между ними больше почти нет соперничества за территорию и вражды. Из 3 тысяч короваев, живших в этом регионе 10 лет назад, на сегодняшний день аутентично живёт не более половины.

В деревне никого не оказалось. Портер, наведавшийся в дом, пришёл с вестью, что дом жилой, но, очевидно, все ушли в джунгли на разработку саго.

Почти четыре часа, купаясь в реке, попивая растворимый "капучино", снова купаясь, и снова чего то попивая, высушив всю одежду, пописав заметки, пофотографировав деревню, мы еле дождались Усмана, отправившегося на поиски проводника.
Наши портеры не знали дальнейшую дорогу в Синдэк.

Усман вернулся в нитку мокрый, с видом загнанной лошади, еле волоча ноги. Наши портеры-короваи налегке ходят слишком быстро, даже для Усмана. Как оказалось, он вынужден был выйти к реке, где всегда большое количество короваев в поисках "лучшей доли", чтобы найти проводника в Синдэк.
Он вернулся с проводниками. Через час мы были в деревне Синдэк.

Синдэк - очередная деревня короваев из одного дома, в котором живут две семьи: у которых на двоих трое или четверо детей.
Как оказалось, эти люди построили новый дом на высоком дереве, в глубине джунглей, куда часа три ходу, но сейчас живут здесь. Большинством голосов было решено менять маршрут и пропустить ночевку у читаков в пользу дополнительной ночи в новой деревне Синдэк. Недостатком такого решения была необходимость возвращаться в последний день из глубины, что займёт, по меньшей мере, 6 часов, а затем около 12 часов плыть до Декаи, в лучшем случае, до полуночи.

По моей просьбе Усман договорился с Силаном Синдеком, самым старшим членом этой племенной группы, о вечернем интервью в его доме.

Один из самых низких домов, встреченных нами за одно путешествие, высотой не более 4-5 метров от земли, построен вокруг ствола толстого дерева. Сами хозяева говорят, что дом старый, в плохом состоянии, и недавно был случай его обрушения.

Внешне всё выглядело вполне сносно, и мы к назначенному времени, уже в ночи, когда короваи приготовили свой саго и поужинали, полезли по знакомому коровайскому шесту с зарубками в их дом. От того, что в доме много народу, у хозяев началась паника, и портеры и женщины стали покидать дом один за одним. Силан Синдэк запаниковал и тоже соскочил вниз. Усман требовал срочно ретироваться, потому как кому то показалось, что мы можем рухнуть.

На улице дождь падал стеной. Я спустился вслед за Усманом, который продолжил обсуждение с хозяином дома. Тут же выяснилось, что, оказывается, в дом все-таки можно, но только не более трёх человек.
Лазить туда-сюда под проливным дождём, будучи навьюченным камерой, рюкзаком, фото-штативом и спальником, не входило в мои планы. Но это был шанс.

Из хозяев в доме остался только Силан. Усман взял с собой переводчика с языка короваев на бахаса Индонезия. Мы с Мишей поднялись и расставили фонарики как свет в фотостудии для видеозаписи и фотографирования.

Силан Синдэк сидел у костра, за ним лежала его собака. Очевидно, ему было комфортнее общаться с чужестранцами в её присутствии.

Мы представились и предложили Силану угощение из России - сгущенку. Пробив дырку в жестяной банке, мы предложили хозяину попробовать. "Мано"п", - сказал Силан и ещё несколько раз отпил.

Мы говорили с ним на интересующие нас темы, задавая вопросы на английском, Усман переводил на бахаса Индонезия, портер на язык короваев, и получая ответ в обратном порядке.

Силан живет в этом лесу с тех пор, как был жив его дед. Своего возраста он не знает, но Усман говорит, что Силану около сорока пяти.
Сама деревня названа в честь фамилии его клана, Синдэк. Короваи - название народа, которое дано им другими людьми. Сами короваи никогда так себя не называют. Они называют себя "колуфо".

В заднем углу в мужской комнате в доме Синдэк стоит деревянный щит с примитивной росписью. Этот щит служит идентификации клана. На ежегодный саговый фестиваль все короваи непременно приходят со своими щитами.

По словам Силана Синдэка, короваи строят дома наверху потому, что это помогает обезопасить себя от диких животных, от других племён и злых духов.

Многие традиции канули в лету, по крайней мере, в этой деревне короваев. По словам гида, короваи в его клане больше не занимаются каннибализмом. Насколько он знает, такие случаи ещё могут иметь место у отдельных племенных групп, но как повсеместная практика людоедство ушло в прошлое.

Одной из очевидных причин каннибализма среди короваев, согласно их культуре, было съедение колдуна - человека, занимающегося магией, волшебством. Силан Синдэк говорит, что в настоящее время, с прекращением практики каннибализма, короваи по-прежнему боятся колдунов и стараются держаться от них подальше.

Религия короваев основана на анимистских верованиях, вере в разного рода духов, как добрых, так и злых. Злых духов короваи боятся, и каннибализм был исторически направлен на их изгнание и уничтожение, будь то колдун или враг.
Особое внимание в верованиях короваев уделяется духам предков.

В трудные для племени дни, например разлад с другим племенем или внутри клана, короваи приносят в жертву домашнюю свинью, кровь и сало которой, по поверьям, достаётся их богу Рефафу, а мясо употребляется в пищу самими короваями.
Жертвенное убийство свиньи происходит у реки, выстрелом из лука в сердце животного. Кровь при этом стекает в реку. Прежде чем застрелить животное, короваи произносят вслух как заклинание три важнейших элемента: Огонь, Вода и Воздух.

Женщинам не позволительно присутствовать или каким то образом наблюдать на ритуалом. В противном случае жертвоприношение будет неэффективным. После завершения обряда жертвоприношения существует запрет на вхождение в реку кому бы то ни было в течение двух дней. Считается, что Рефафу будут пить стёкшую в реку кровь свиньи, чтобы, как верят короваи, впитать всю её страсть.

Примечательно, что одомашенных свиней короваи убивают исключительно жертвенно.

Один раз в своей жизни каждый клан короваев считает своим долгом организовать фестиваль с большим количеством приглашённых кланов. Считается, что таким образом, в ритуальной форме, это поможет короваям достичь благосостояния и плодовитости их клана.

Короваи верят в переселение душ: те, кто умер, в любое время могут быть возвращены лидером клана на земле мертвых обратно на родную землю, реинкарнировавшись во вновь рождённого младенца в их же клане. Теснейшая связь короваев с кланом прослеживается даже в таком элементе верования, как реинкарнация.

Когда мы спросили Силана о христианских миссионерах, он поменялся в лице и сказал, что они пришли на эту землю, чтобы уничтожить культуру колуфо, а вместе с ней и весь их народ.

В то время как безусловно основным источником пищи является саго, короваи также охотятся на то, что живёт в реке и в джунглях, включая диких свиней и птиц казуаров. За последние годы количество казуаров на острове существенно сократилось.

Отношения мужчин и женщин у короваев очень строгие, во всем заметна половая сегрегация. Любой дом обязательно разделён на две половины: мужскую и женскую. Муж и жена не общаются приватно на людях, только в уединении.
Силан говорит, что, поскольку их женщины носят юбки и скрывают свои гениталии, мужчина тоже не должен показывать причинное место. Поэтому в культуре короваев появились дутамон и баяк. Именно таким образом повязывали дутамон его дед и прадед, потому и он, Силан Синдек, так делает.

Лидером в племенной группе короваев, состоящей, чаще всего, из двух семей, может стать так называемый "сильный человек". Такое лидерство не является институциональным, а может принадлежать любому, кто проявляет себя соответствующим образом, демонстрируя словом и делом силу, храбрость, ум, дух и щедрость.

Говоря с Силаном, ещё и ещё понимаешь и утверждается в мысли, что эти люди невероятно гармоничные, исключительно позитивные, их связь с природой абсолютна, их принципы справедливы, их ценности вечны.

В какой то момент стало понятно, что Силан засыпает, он продолжительно моргал, на какое то время оставляя глаза закрытыми. Было уже ближе к полуночи.

Мы поблагодарили Силана и спустились по жерди из его дома. Усман остался в доме короваев на какое то время.
Третью палатку разбить было негде, время за полночь. Я повесил под навесом москитную сетку, постелил поверх свеже срубленных листьев пальмы пенку и спальник и, удовлетворённый завершением дня, отправился в страну дураков.

Эти гладкие и ухоженные пещерные дома из грязи находятся недалеко от деревни Матека в Лесото. Хотя они и выглядят совсем новыми, эти дома были построены почти двести лет назад и были постоянно населены поколениями потомков первобытных людей, которые построили их в начале 19 века. Пещерная деревня Коме лежит далеко от проторенных туристических путей, что характерно для практически любого места в не имеющей выхода к морю стране Лесото.

Лесото первоначально населяли люди Сото-Тсвана, когда Зулус начал атаковать деревни и посягать на их землю, заставив Сото бежать в горы. Непрерывные атаки Зулуса заставили местные племена объединиться для защиты, и к 1824 году выбрать своего короля. Это трудное время широко распространенного хаоса и войны известно как Дифакан, и является одним из самых темных периодов в истории Лесото. Именно во время Дифакана возникла ужасная практика людоедства.

Грабительские набеги, усугубляемые засухой, вызвали настолько серьезный голод, что группы людей в нескольких частях Лесото начали есть друг друга. То, что первоначально начиналось с голода, в конечном итоге стало привычкой, когда людоеды полюбили человеческую плоть. Предполагалось, что каннибалы формируют отряды и ежедневно отправляются на поиски жертв. Побывавший в Лесото в 1860-х годах миссионер Элленбергер подсчитал, что в период с 1822 по 1828 год в Лесото насчитывалось около 4000 активных каннибалов, каждый из которых ел в среднем одного человека в месяц. Экстраполируя эти цифры, он приходит к ошеломляющей цифре в 288 000 человек, которые стали жертвами каннибализма. В целом от одного до двух миллионов человек погибли из-за войны в течение десятилетнего периода.

Чтобы избежать ужасной смерти и людоедства, горстка соплеменников бежала в то место, где сейчас расположен пещерный город Ха-Коме, и построила глиняные дома внутри пещеры. Грязевые дома расположились под огромной нависающей скалой с каменной стеной, которая служит одной их стен для дома. Сам король сообщества был лично затронут каннибализмом - его собственный дедушка был похищен и съеден, когда они проходили через территории каннибалов. Когда король узнал о трагедии, вместо того, чтобы мстить, он решил примириться с людоедами. История гласит, что Мошоуше поручил своим воинам захватить каннибалов, но не навредить им. Затем захваченные людоеды получили роскошный пир, в конце которого Мошоушо предлагал каждому из них корову и участок земли для строительства дома.

Король Мошоуше был проницательным, доброжелательным лидером, чей такт опережал его время. Было высказано предположение о том, что дипломатия могла повлиять на современных лидеров Южной Африки, а пример Мошоуши и людоедов сравнивается с актом примирения Нельсона Манделы с Бетси Верверд, женой премьер-министра Южной Африки и архитектора апартеида Хендрика Верворда. Каннибализм умер в конце 1830-х годов, но эти истории сохранились в традициях, песнях, а также в литературных произведениях и исторических текстах. Полюбоваться Африкой в фотографиях можно в одной из лент на LifeGlobe, где также собраны интересные факты об этом регионе.

Автор передаёт из деревни каннибалов Здесь всё ещё живут по правилам, принятым 5 тысяч лет назад: мужчины ходят голыми, а женщины отрезают себе пальцы. Что они едят, лучше не говорить…
…ПОЛИЦЕЙСКИЙ ещё раз тщательно изучил мои документы. К его великому сожалению, они были в порядке. Вздохнув, лейтенант взялся за сиреневую печать в виде птицы.
— И всё-таки я не советовал бы вам ехать туда, — сказал он голосом, полным огорчения.
— Почему? — наивно поинтересовался я.
— Народ там специфический. Только в этом году три иностранца пропали, а сколько местных, мы уже и не считали: джунгли вокруг просто непроходимые. Например, месяц назад исчез турист из Китая. Совсем недавно мы на него наткнулись в районе обитания племени карафай — так называемых «древесных людей».
— Ну, вот видите, — обрадовался я. — Нашли же всё-таки!
— Ага, — охотно согласился полицейский. — Всё, что от него осталось, — голова без нижней челюсти, колено и два куска мяса со следами зубов. Впрочем, дело ваше…
Печать с глухим стуком опустилась на пропуск, бледно оттиснув: «Вамена и долина реки Балием. Разрешено к посещению».
Сушёная голова размером с помидор
…В ГЛУБЬ индонезийской провинции Папуа (расположенной на западе острова Новая Гвинея) не проедешь даже на танке: глушь непролазная, густая тропическая растительность почти полностью закрывает солнце. Чёрные болота поставляют полчища малярийных комаров, а ядовитые змеи гроздьями свисают с лиан. Между посёлками летают лёгкие самолёты типа «фоккер», никакой другой связи нет — по скользким тропинкам в дождевых лесах из одного городка в другой можно добираться месяц. Немудрено, что исследовательские экспедиции в новогвинейских джунглях до сих пор натыкаются на племена, никогда не видевшие белого человека. В 2002 г. австралийские учёные обнаружили висящие над горной рекой сплетённые из корней дома, где жили около двухсот человек — неизвестное науке племя, поклонявшееся богам в виде грибов. Цивилизовали их сравнительно быстро — правда, первого протестантского миссионера, прибывшего из Кореи, «грибные люди» запекли в яме со сладким картофелем и съели во время «танца дождя», зато второму каким-то невероятным образом удалось их окрестить.
…Голландские колониальные власти, которым Папуа принадлежала вплоть до шестидесятых годов XX века, вели серьёзную борьбу с кулинарными пристрастиями местного населения — однако без особых успехов. В 1960 г. папуасы племени дани умудрились закусить официальной делегацией во главе с помощником вице-губернатора, приехавшей для знакомства с новым вождём. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону: случаи людоедства среди лесных папуасских племён с каждым годом становятся всё реже.
Как полагают в полиции Вамены, за эти девять месяцев съели человек сорок. Индонезия — единственная страна в мире, где существует полиция для расследования случаев каннибализма: в основном они происходят на острове Борнео, где кровожадные даякские племена высушивают головы жертв до размера помидора. Живущие в тропических лесах папуасы Новой Гвинеи считаются более спокойными: туземцы не убивают людей просто ради удовольствия. Однако часто вступают с полицейскими в яростные споры по поводу того, можно или нельзя кушать жаркое из своих соседей.
— Вы будете смеяться, но многие племена, которые нормально относятся к людоедству, давно обращены в христианство! — разводит руками офицер полиции Мартин Сопутри. — Протестантские миссионеры из Голландии окрестили их и укатили обратно, а что там происходит далее, их не волнует. Ездили в одно горное племя, там недавно съели женщину. Вызвали вождя на допрос, стыдим его: ну как так можно делать? Вы же христиане! А он мне в ответ возмущённо: но мы-то её не убивали, она сама в реке утонула. И вообще, дескать, нигде в Библии не сказано, что нехорошо есть людей.
Больше всего проблем с вышеупомянутым племенем карафай. Его воины живут в домиках на деревьях — узеньких, как скворечники, на высоте 20 метров от земли, поэтому-то их и зовут «древесные люди». Иногда в той же реке, где обнаружили останки китайского туриста, находят целиком обглоданные скелеты.
В каннибализме периодически обвиняют и низкорослых туземцев горного племени яли, славящегося своей боевой свирепостью. Остальные племена считаются «цивилизованными» — людоедство там если и случается, то по сугубо прозаичной причине — например, произошёл серьёзный неурожай сладкого картофеля. Тогда и могут украсить стол воином из соседней деревни. Племена воюют между собой так часто и так долго, что иногда сами забывают, из-за чего. Отследить подобные людоедские пиры и исчезновение людей в отдалённых племенах трудно. У рядовых папуасов нет паспортов: их имеют только вожди, да и то не всегда.

Беднягу долго коптили на огне
…В ПОСЁЛКЕ Вамена ощущение такое, что кто-то намудрил с машиной времени, перемешав каменный век и современность. По асфальту, мимо мотоциклов и банков, ходят голые мужчины-папуасы, «одетые» лишь в тыквенный бандаж для пениса. Мимо них движутся женщины с обнажённой грудью, в юбках из пальмовых листьев, на голове (в причёску воткнуты кабаньи клыки) — связки бананов. Представители горных племён часто спускаются в долину, проделывая путь в 15 километров босиком, чтобы совершить натуральный обмен на рынке. Городскую церковь папуасы тоже посещают в голом виде, игнорируя протесты пастора: встав на колени, женщины складывают для крестного знамения жуткие обрубки пальцев. Принятие протестантства ничуть не мешает им соблюдать древние обычаи — отрезать себе палец в знак скорби, когда умирает любимый родственник.

…Проводника, который помог бы мне добраться в деревню свирепого племени яли, я нашёл нескоро: с меня запрашивали нереальные суммы, объясняя это «риском» — если не понравимся вождю, запекут с картофелем. Лишь после суток торгов мне удалось нанять за 200 долларов гида из местных папуасов. Он был настолько цивилизован, что носил трусы и чуть-чуть знал английский. К стоянке племени мы шли половину светового дня, сопровождающий то и дело тормозил меня рукой, чтобы я не наступил на змею. В мешке за спиной верещал поросёнок, купленный по совету многоопытного проводника — дабы задобрить вождя. Когда вдали показались покрытые пальмовыми листьями хижины племени, я уже еле стоял на ногах, а кроссовки почти развалились. Внезапно я отпрянул — навстречу нам из травы поднялись люди. И без того чёрные, они были вымазаны грязью, а один покрыт белыми пятнами, словно офицер спецназа. Как оказалось, подступы к любой деревне охраняют часовые. В ту же секунду «спецназовец» сорвал с плеча лук, я не успел опомниться, как бамбуковая стрела со свистом воткнулась в дерево рядом с моей головой. Папуасы расхохотались, хлопая стрелка по плечу. «Ничего страшного, это они так шутят», — успокоил проводник, у которого тряслись губы. «Милейшие люди, — подумал я, рассматривая качающуюся стрелу. — Похоже, это всего лишь начало». Я не ошибся. Согнувшись, «пятнистый» ловко извлёк из травы скрючившееся тело человека: до нас донёсся запах, который обычно издаёт копчёная колбаса. Даже издали было видно, что беднягу долго коптили на медленном огне. «Попал», — промелькнуло в голове, и я негнущимися пальцами отстегнул от пояса телефон. Он не работал…

Однажды меня посетила идея съездить куда-нибудь, покинуть ненадолго свой пыльный и шумный город, устал я от работы, от всей этой беготни. За день собрал все необходимое: компас, спички, палатку, смесь для розжига, еды на недельку, карту и часы. Но вот встал вопрос: куда отправляться? Решил, что лучше всего в горы, там воздух свежий и не так шумно. Еще со школы помню, что почти в тысяче километров от нашего города есть небольшие горы.
Поехал на своей машине, путь был трудный, ехал, почти не останавливаясь, только подзаправиться и поесть заодно. Ночевать пришлось в машине, так как страшновато было ехать ночью, да еще и одному, улегся я на задних местах и уснул. Утром в лобовое стекло я увидел свое место назначения - горы. Их едва ли было видно, но я, определенно, был уже близок. Дорога шла через густой лес, но какой красивый. Листья желтого цвета, много кустов, даже маленький ручей был недалеко от дороги, жаль, что не было времени остановиться и осмотреть все получше. Дорога с каждым километром становилась все хуже, асфальт буквально разваливался, много ям, на одну я все-таки нарвался, такое ощущение, что тут не чинили ничего лет так пятнадцать.
Вдали я заметил кого-то и машину рядом с ним. Я был сильно удивлен, когда увидел, что это сотрудник ДПС. Он вытянул свой жезл и потребовал остановиться. Откуда он здесь? Я припарковался на обочине рядом с ним.

Сержант Добрянский, Вы превысили скорость, позвольте взглянуть на Ваши документы.
- Превышение? Я не видел по пути знак, где он?
- Как же не увидели? Вон он, за поворотом. Ладно, езжайте, пока я добрый, и без Вас дел хватает.

Удивил он меня, стоит тут один, в такой глуши. Но, видимо, у него действительно дела, раз он так быстро побежал в машину, а мое место прибытия становилось все ближе. Дальше шла прямая дорога с видом на горы, они оказались не такие уж маленькие, как мне рассказывали.
Машина неожиданно остановилась. Бензин кончился, но как же так? Я заправлял полный бак на последней заправке, оказалось, бензобак протекает, весь бензин остался на дороге. Я вернулся к посту ДПС, но сержанта не было на месте, я ему кричал, но никто не отозвался. Машина была закрыта, пришлось вернуться к своей. Забрал свои вещи и пошел пешком.

Через минут 20 я увидел деревушку, стоящую справа от дороги. Моему удивлению предела не было - деревня посреди леса, страшно стало, но помощь мне была нужна. Странная была деревня, дороги внутрь нет, дома маленькие, близко друг к другу, старые, без окон, некоторые перекошенные. Я перелез через маленький забор и постучался в дверь, едва слышные шаги направлялись к двери. Мне открыл немного худощавый юноша, у него нервно дергалась левая рука, одет он был в дырявую рубашку и порванные на коленках джинсы, но стопы были голые.

У меня машина сломалась недалеко отсюда, у вас есть бензин? Я могу вам заплатить.
- Д-д-да, есть, з-з-заходите в дом, я поз-з-з-зову своего отца.

Дом внутри выглядел не лучше, чем снаружи. Обоев нет, но были полки с консервами, где хозяин все это взял? Так как окон не было, свет давали керосиновые лампы. Мебели, как таковой, не было, только стул и небольшой диван, пол состоял из обычных досок, лишь по центру шкура медведя.

Раз у них есть керосиновые лампы, значит, есть и бензин, - подумал я.

Этот юноша принес мне стакан воды. Немного брезгливо было, стакан не выглядел чистым, но я все же выпил, не хотелось тратить свою воду. Я сбросил рюкзак на пол и присел на диван, сам даже не заметил, как уснул.
Проснулся почти в полной темноте, включил на часах подсветку, 17:47. В памяти дыра, не помню ничего после того, как в дом вошел. Тут было сыро, откуда-то доносился смех, разговор, очень тихо, не разобрать ничего, как будто-то пирует кто-то, мне стало страшно, я понимал, что нахожусь совсем не в доме, а мои вещи украдены.

Эй, мужик, я тут... - донесся хриплый и тихий голос.
- Что?! Кто это?! Где я?!
- Не кричи, они этого не любят, поищи мой фонарь, включи его, я не могу этого сделать.

Я стал искать фонарь, еле-еле нашел его, он тускловато горел, немного осмотрелся, чтобы понять, где я. Я находился в подвале, скорее всего. У стены лежал мужчина, у него не было рук, весь он был в крови, как и вся его одежда.

Это что за...?! Что у тебя с руками?! Это они так?!
- Тише, тише, я же тебе сказал, они не любят крики. Я всего лишь хотел переночевать у них, а наутро оказался тут. Я кричал, пытался выбить дверь, а потом пришли они и отрезали мне руки. Не знаю, сколько я тут, дня 4 может.
- Кто эти люди?
- Не знаю... Каннибалы, возможно.

У меня началась паника, я не знал, что мне делать, сердце бешено колотилось, и пот лился рекой. Я поднялся по ступенькам наверх и попытался выбить дверь. Собрался, решил не поддаваться страху, сел на ступеньку и начал обдумывать свои действия. Послышались приближающиеся шаги. Дверь резко открылась, там была девушка в серых лохмотьях с длинными, слегка темноватыми волосами.

Стой, не бойся, я помогу тебе, иди за мной.

Это был мой единственный шанс. Я поднялся наверх, показал взглядом на того мужчину, она только пожала плечами и указала пальцем на лес. Не думая, я дал дёру, бежал быстрее любого бегуна. Вскоре я выдохся и остановился отдышаться. Уже темнело, я понятия не имел, куда нужно идти дальше. Недалеко слева виднелся свет, он двигался, это были они, с факелами, искали меня. Один из них заметил меня, закричал, и группа из 6 человек погналась за мной. Лес был почти ровный, были лишь маленькие углубления, поэтому бежал быстро, да еще и под адреналином. Я смог оторваться от них и оказался на дороге рядом с постом ДПС, возле стоял тот сержант.

Сержант! Что тут происходит? За мной гонятся какие-то сумасшедшие!
- Мы не сумасшедшие, мы голодные, - после этого он достал нож из кармана.

Он замахнулся на меня ножом, но я успел перехватить его руку и ударить по лицу, тот сразу упал без движений. Машина была открыта, я стал искать любое средство связи. Была лишь рация, которая не работала, выдавала одни помехи. Я порылся в бардачке и нашел пистолет, взял его и хотел уже побежать отсюда подальше, но эти каннибалы уже стояли на дороге, еще и сержант встал, они были вооружены копьями, вилами, луками. Я направил на них пистолет и выстрелил в одного, тот упал, и вся их стая рванула на меня с воплями. Я отстрелял все патроны в них, но они взяли меня количеством и избили, они взяли меня и потащили в лес. Через какое-то время я увидел большую стену из бревен, из-за нее доносились крики, смех, барабаны, видно было дым. Меня занесли туда, их было очень много, они бегали вокруг большого костра, некоторые из них сидели на земле и стучали в барабаны, все они были разодеты в яркую одежду, были своеобразные кухни с навесом, где мясник с ножом разделывал человеческие тела, а каннибалы подходили и забирали куски. Меня подтащили к крупному мужчине, который смотрел на костер, рядом с ним стояла та самая девушка, которая меня выпустила.

Уведите его в клетку, после окончания праздника я сама с ним разберусь, - сказала девушка.
- Моя дочь! Вся в меня! Сделай так, чтобы он страдал долго.

Меня привязали к деревянному столбу. Их праздник длился почти всю ночь, они поедали тела, издевались над живыми людьми и животными. Когда никого не осталось, я снова увидел эту девушку, она подбежала ко мне и развязала, я без сил упал на пол, а она пыталась поднять меня.

Почему ты помогаешь мне?
- Потому что я не такая, как они, я не родилась тут, они меня поймали еще в детстве, когда мы с отцом пошли отдохнуть, но оставили жить с ними, хотели дать свое воспитание, а отца убили.

Кое-как я встал на ноги, она вела меня куда-то, мне ничего не оставалось, как идти за ней.

Как тебя зовут хоть? Я даже имени твоего не знаю.
- Я не помню своего настоящего имени, но они меня называют Церра.
- Хорошо, Церра. Куда мы идем?
- До полицейской машины, нашего дозорного там нет сейчас, я дам тебе ключи от нее, ты уедешь и больше не вернешься сюда.
- А как же ты? Поехали со мной, если они узнают, что ты меня выпустила, они же убьют тебя.
- Я не могу, это место стало родным для меня, тут я провела свою жизнь, тут я и умру. Вот мы и пришли.

Церра дала мне ключи, я завел машину, бензина было немного.

Предательница! - донесся крик.

Из кустов в спину Церре попала стрела, я хотел взять ее с собой и отвезти в больницу, но она велела бросить ее и уезжать. Я развернулся и вдавил педаль газа в пол, ехал и, не оглядывался, винил себя за смерть Церры, ведь я мог помочь, я мог, она умерла из-за меня.
Доехал до первой заправки, оттуда я позвонил в полицию и вызвал такси, чтобы вернуться обратно домой.

 

Возможно, будет полезно почитать: