Как китайцы захватывают иркутскую область ради байкала. Китайская угроза: туристы из Поднебесной убивают Байкал? Китайцы на ольхоне

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон "Семен Батагаев" вышел из строя . Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома, Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

Незаконного строительства гостиницы в водоохранной зоне, никак не повлияло на общую проблему этого некогда крепкого промышленного населенного пункта. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с рождественским фоторепортажем из туристический «Мекки» Иркутска, подготовленным редакцией сайта babr24.com .

«Слово «Мекка» сознательно взято в кавычки. Грязь, заваленные снегом тротуары, нелегальная торговля запрещенным к вылову и продаже омулем, пьяные китайские туристы, полное отсутствие парковок и нормальных дорог — вот портрет современной Листвянки. «Отдыхать» здесь можно только в очень нетрезвом состоянии. Чем так называемые туристы и занимаются. Полиции нет, властей нет — полная свобода», — поясняют иркутские коллеги.

Светлана Шаповалова © ИА REGNUM

Напомним, до начала XX века посёлок именовался Лиственничное. Свое название он получил по лиственницам, растущим на расположенном рядом Лиственничном мысу (его тоже сейчас активно осваивают), но упрощенный сленг сделал своё дело. Под его влиянием официальное название было заменено на Листвянку. Расположена она по правую сторону истока реки Ангара и вытянута на северо-запад вдоль озера Байкал (залива Лиственничный) на 5 км.

Год основания поселения доподлинно неизвестен. В краеведческой литературе существует версия, что первая русская хата промышленника Романа Кислицына была построена там в 1725 году. Почти 300 лет назад основными занятиями жителей Лиственничного были промыслы: охота и рыболовство. Оттуда отправлялись в научные экспедиции Бенедикт Дыбовский и Бернгард Петри , здесь жили и работали многие выдающиеся исследователи Байкала. А самым важным предприятием Листвянки была судостроительная верфь (бывшие судоремонтные мастерские Байкальской паромной переправы). На ней были построены многие суда Байкальского флота, а также собраны построенные в Англии знаменитые паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» . Все эти объекты ныне заброшены, а вот гостиница бывшего мэра Листвянки Татьяны Казаковой , в 2008 году уличённой в ряде серьезных экономических преступлений, до сих пор является самым видным объектом.

«Говорят, что по проекту он должен был быть трехэтажным. По команде владельца отель надстроили без изменения конструкции фундамента. А еще не совсем понятно, куда стекает канализация из этого отеля», — информирует babr24.com .

Впрочем, за десять лет таких объектов стало в разы больше. Сколько именно — не знает даже глава администрации Листвянки Александр Шамсудинов .

«К реализации частных земель мы отношения не имеем и повлиять на собственников не можем. Я знаю, что на бумаге — это жилые дома, а по факту — коммерческие объекты, нигде официально не зарегистрированные. А все потому, что в России граждане других государств имеют законное право покупать землю (кроме сельхозугодий)».

По словам местной общественницы Юлии Иванец , активная скупка началась два-три года назад:

«Я обратила внимание на штендеры китайские. Не владею, к сожалению, китайским, и я не понимала, о чём надписи. А когда их уже стали переводить, люди ужаснулись. Гиды тоже рассказывают туристам, что Байкал — это северное море китайцев , на котором раньше жили их племена, и территория временно принадлежит России . Второе — китайцы уверены, что концу 2020 года скупка земель на Байкале наберет еще большие обороты, поскольку существует федеральный закон 473-й «О территориях опережающего социально-экономического развития России (ТОР)».

Этой ситуацией весьма обеспокоены не только общественники. Депутат Госдумы РФ, председатель межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен сообщил, что в 2018 году китайцы прогнозируют рост количества своих туристов в Иркутскую область до миллиона человек в год. Сам факт скупки земли на Байкале китайскими предпринимателями в интервью irk.ru он назвал «вопиющим» и отметил, что в Госдуме начали обсуждать, как усовершенствовать законодательство для китайских и российских предпринимателей.

Светлана Шаповалова © ИА REGNUM

« Скажем так, то есть на примере конкретно одной только Листвянки. Сегодня никто не ответит на вопрос, сколько китайских гостиниц работает на территории Листвянки, но легально работают только три из них. (…) При этом количество проданных китайским гражданам участков, которые находятся на берегу фактически Байкала в Листвянке, — порядка 37, по-моему, или 40 », — заявил Сергей Тен.

Но иркутские корреспонденты, на днях посетившие Листвянку, свидетельствуют: « Листвянка — это сотни гостиниц . В основном нелегальных». «Китайцы всюду. Их тысячи. Спасибо, что не миллионы ».

В торговых точках обнаружились горы омуля. В свободной продаже находится также икра этой запрещённой к вылову рыбы. Это означает, что омуль был выловлен в период нереста.

Почти вся территория вокруг Байкала является заповедной, там ничего строить нельзя. "А в деревнях и поселках — пожалуйста, можно купить участки, например в Бугультейке или Хужире, — рассказывает тревел-блогер Анастасия Емельянова. — Никто не мешает выкупить у местных жителей землю и строить дома, пусть не в 20 метрах от воды, но тоже совсем рядом. Так, собственно, на берегах Байкала и оказались китайцы, к которым, впрочем, местные жители и туристы относятся вполне терпимо и дружелюбно".

Пока арифметика простая: деньги китайских туристов, которые могли бы поступать в российский бюджет и работать на российский бизнес, возвращаются в Китай, а байкальскую воду, землю и воздух иностранные граждане используют практически бесплатно.

Проблемы туристического Байкала

В любом случае основные проблемы туристической отрасли вокруг озера Байкал связаны все же не с гостями из Китая. Да, периодически в соцсетях появляются возмущенные комментарии по поводу того, что наши соотечественники отказываются селиться в гостиницах после того, как там отдохнули китайские туристы (те якобы готовят там свою еду, специфический запах которой не выветривается из деревянных коттеджей). Да и за вывоз мусора хозяева китайских "отелей" не платят.

Но ведь те же мусорные свалки появляются в заповедных местах в гораздо большем количестве именно после российских туристов, которых в этих местах на порядок больше китайских.

Для сравнения: за девять месяцев текущего года Иркутскую область посетили около 120 тысяч туристов из Китая. "Это 10% от общего количества туристских прибытий в регион, — сообщили в РИА Новости в пресс-службе правительства Иркутской области. — Что касается сбора отходов, то сейчас это одна из наиболее трудноразрешимых проблем. Как отмечалось на совещании в правительстве Иркутской области в июне 2017 года, "сложившаяся ситуация остается крайне напряженной и требует незамедлительного вмешательства, консолидации всех имеющихся сил и средств. Единственный полигон Ольхонского района фактически не способен принять накапливаемый объем мусора".

По мнению президента России Владимира Путина, который в августе этого года побывал на Байкале, "бесконтрольность так называемых диких туристов приводит к стихийным свалкам на берегу и мусору в водоемах", а "стремление предпринимателей по максимуму использовать спрос на байкальские путешествия — часто к игнорированию ими экологических норм".

Чрезвычайное происшествие случилось еще в июле 2017 года, но до сих пор власти пытаются скрыть эту информацию.

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон “Семен Батагаев” вышел из строя. Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром «Дорожник» перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром «Ольхонские ворота». Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома «Ольхонские ворота», помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача — обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

© meduza.io/Илья Татарников

24 Май 2017, 10:57

В последние годы Китай стал главным поставщиком туристов для России. Их особенной любовью пользуется озеро Байкал: бизнесмены рассказывают, что в гостиницах нет свободных мест даже зимой, туроператоры жалуются на то, что китайские коллеги выдавливают их из бизнеса, а местные жители недовольны тем, как китайцы себя ведут. Тайга.инфо публикует отрывок репортажа «Медузы» о китайском нашествии на Иркутскую область.

Озеро Байкал затянуто льдом. По льду друг за другом, группами, парами и (изредка) в одиночку идут люди в разноцветной одежде и катят за собой чемоданы на колесиках. Попасть на остров Ольхон с материка летом можно только по воде, зимой, когда озеро замерзает, - по льду: за три минуты и четыреста рублей на катере на воздушной подушке или бесплатно за пятнадцать-двадцать минут пешком. Люди с чемоданами предпочитают экономить. Все они приехали сюда из Китая.

«Я как будто попала в московское метро. Хотя нет, в пекинское», - писала зимой 2017 года в фейсбуке увидевшая эту картину жительница Иркутска Карина Пронина и добавляла: еще год назад такого не было. Это подтверждают представители местного турбизнеса: по их словам, до 90% всех туристов на озере этой зимой приехали из Китая; а в дни китайского Нового года (в этом году он пришелся на последнюю неделю января) в некоторых гостиницах на Ольхоне были исключительно китайские постояльцы. Разумеется, люди из КНР едут не только в Иркутскую область (наибольшей популярностью, как и у других туристов, пользуются Москва и Петербург), но именно она сейчас переживает настоящий туристический бум: по данным Ростуризма, увеличение туристического потока из Китая в регионе по сравнению с 2015 годом в 2016-м составило 158%.

«В этом году у нас почти все гостиницы и турбазы остались работать на зиму, - вспоминает администратор турбазы „Усадьба Никита Бенчарова“ Кристина Майор. - По несколько дней подряд у нас жили только китайские туристы. Мы ради интереса проверяли на Booking.com - свободных мест нигде не было. Люди, наши местные, приезжали наобум, пытались заселиться, но увы. На экскурсиях та же история: у нас есть популярное место - мыс Хабой, северная точка острова. Так вот зимой бывало так, что приедешь - и ощущение, что находишься где-то в Китае, а не на Байкале».

Туристы из Китая, особенно старшего поколения, - это зачастую поклонники так называемого красного туризма по местам, значимым для истории коммунизма, зародившегося внутри страны в то время, когда у ее граждан не было возможности путешествовать за границу. В Китае созданы сотни таких маршрутов, поэтому российский турбизнес подстроился под спрос, тем более что России есть что предложить гостям по этой теме и в Москве, и в регионах. В 2017 году ожидают роста китайского турпотока и в связи с юбилеем Октябрьской революции.

Впрочем, среди тех, кто едет на Байкал, по словам работников местного турбизнеса, есть и другие: часто - молодые люди и студенты, «интеллигентные и европеизированные», некоторые путешествуют сами по себе. Они останавливаются в бюджетных отелях и хостелах и не пользуются услугами гидов, ориентируясь на соцсети. Путешествуют они, впрочем, теми же маршрутами, что и другие байкальские туристы: Иркутск как отправная точка; расположенный на берегу Байкала поселок Листвянка; факультативно - Кругобайкальская железная дорога; обязательно - Ольхон.

«Именно на Ольхон стремится почти каждый турист из Китая, - говорит директор иркутской туристической компании „Гринэкспресс“ Вадим Копылов. - Насколько я знаю, есть даже популярная песня о нем на китайском языке».

Не инвестиции, а экспансия

Еще в восьмидесятых на границе Иркутской области и Китая встречались красные таблички с надписями вроде «Внимание! Китаец - наш враг!». Тогда нынешний директор иркутской компании «Спутник» и руководитель Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко был одним из первопроходцев налаживания бизнес-отношений с соседями - в 1989 году он в составе советской делегации объездил весь северо-восток Китая, чтобы подписать несколько договоров о взаимном обмене туристами. Продолжал он развивать регион и в 2000-х - как-то раз Коваленко вдоль и поперек объездил с фотографом зимний Байкал, чтобы получить снимки, которые и сейчас используются в китайских рекламных буклетах. Тогда же он придумал фразу «голубой лед Байкала» - теперь в Китае ее используют для продвижения зимних туров.

В последнее время, однако, представители сибирского турбизнеса стали беспокоиться из-за конкуренции со стороны китайских коллег, зачастую действующих по сомнительным схемам. Весной 2017 года исполнительный директор ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов заявил, что российский рынок наводнили китайские туристы, которым на родине продают несоразмерно дешевые туры. По его словам, этот поток обслуживают базирующиеся в России граждане КНР, которые встречают соотечественников, занимаются их размещением - а также водят по дружественным магазинам, где туристы делают покупки за наличные по завышенным ценам: золото, янтарь, украшения из драгоценных камней, одежда европейских брендов. В результате из российской экономики, по данным «Мира без границ», выводится как минимум 500 миллионов долларов ежегодно, поскольку эти покупки никак не декларируются. Как объяснили «Медузе» в «Мире без границ», работает это примерно так: китайцы везут в Россию наличные (туристов еще на родине инструктируют, что в России все продается только за бумажные деньги), они в специально созданных для них магазинах совершают покупки по завышенным ценам, которые не соответствуют реальным кассовым чекам, а наличные делятся между хозяином лавки, китайским сопровождающим группы и (или) российским гидом и китайской компанией.

Копылов добавляет, что эта проблема - общероссийская (действительно: 17 мая издание «Бумага» выпустило материал о сувенирных магазинах в Петербурге, куда не пускают никого, кроме китайцев). «Мало того что [китайские предприниматели] заходят на наш рынок, так они создают вокруг себя замкнутую инфраструктуру, когда гостиницы, рестораны, транспорт - все становится китайским, - рассказывает бизнесмен. - По нашим оценкам, шесть-семь [китайских гостиниц] в Листвянке уже есть, поменьше - на Ольхоне. Но пока своими глазами не увидишь, не узнаешь, какие участки кем куплены. Регистрируют их на россиян, китайцы никогда не светятся, и мы узнаем по факту, кто на самом деле за этим стоит. Но 40–50% туристов из своей страны они контролируют на территории нашей области - это точно».

Такие китайские предприниматели очень закрыты, держатся обособленно - и, по словам российских конкурентов, действуют на территории России нелегально. «До таких компаний не дотянуться, разговаривать на эти темы они не будут, - комментирует Александр Агамов. - Теневой бизнес - это острый, болезненный и деликатный вопрос, его обсуждают очень взвешенно на уровне турадминистраций обеих стран, а возможно - и МИД». Попытки корреспондента «Медузы» связаться с представителями китайских компаний, подозреваемых в теневой деятельности, не увенчались успехом.

По словам Игоря Коваленко, на Байкале турбизнесом начинают заниматься китайцы, ранее в индустрии не работавшие, - даже бывшие торговцы, которые делали деньги на российских туристах, приезжавших в Китай на шопинг. «Это люди, которые быстро ориентируются, в том числе уже покупают землю на берегу Байкала, - поясняет Коваленко. - Я лично задавал одним вопрос: „Вы что-то строить хотите? Какие-то объекты инфраструктуры?“ Нет, говорят, мы сейчас купим, а потом продадим богатым китайцам. В итоге они сюда переезжают. Некоторые, может быть, не навсегда, но это не инвестиции - это экспансия».

Коваленко добавляет, что китайские компании, продающие дешевые туры, зачастую уже в России используют то, что их соотечественники не знают ни языка, ни рынка, - и продают дополнительные экскурсии втридорога. Говорит он и о низком качестве сервиса конкурентов. «Как-то я встречал партнера из Гонконга в аэропорту, и вместе с ним прилетела такая вот „серая группа“, - рассказывает глава „Спутника“ и СБАТ. - Я говорю: вот посмотри, какой транспорт их повезет и как выглядит их гид, и сравни с тем, что предлагаем мы. Он говорит: „Все понял, вопросов нет“. Вот так они и делают свои низкие цены».

Экскурсионный шпионаж

В каком-то смысле китайские коллеги еще и помогают российским туроператорам справиться с ростом туристического потока. По оценкам самих китайцев, в обозримом будущем в одну Иркутскую область в год будет приезжать около миллиона туристов из этой страны. Это очень много. В Москве уже не хватает гидов и переводчиков со знанием китайского языка, а в Санкт-Петербурге летом - в самый высокий сезон - и мест в гостиницах. В высокий сезон в столице, по информации «Мира без границ», через пункты пересечения границы проходят 80–90 групп только из континентального Китая (без учета Тайваня и Гонконга, а также бизнес-туристов) - на этот поток нужно единовременно около трехсот гидов-переводчиков, а в Москве их около сотни. Рост китайского потока фиксируют повсеместно, в том числе за Уралом: в Новосибирске, на Алтае, Дальнем Востоке и Камчатке.

Начинают появляться и большие инвестиционные проекты, заточенные на развитие китайского туризма, - так, на том же Байкале компания «Гранд Байкал» и ее китайские партнеры собираются вложить около 11 миллиардов рублей в строительство туристической инфраструктуры в городе Байкальске, на месте закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Тем не менее Игорь Коваленко уверен в необходимости более жесткого регулирования китайского присутствия в российской туриндустрии. Он, например, считает, что необходимо строго соблюдать существующий запрет на работу китайских гидов на территории РФ, «потому что иностранцы лишают работы наших ребят, которые по семь-восемь лет учились» - а также потому, что россияне в Китае гидами работать не могут.

Фото Маргариты Логиновой

 

Возможно, будет полезно почитать: