Туристической инфраструктурой включающей в себя. Инфраструктура туризма и ее составные части. Больше с каждым годом

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение объектов туристской индустрии: это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных познавательных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В индустрии туризма можно выделить следующие четыре сектора.

  • 1. Сектор «Размещение». Это совокупность средств размещения - гостиниц, кемпингов, общежитий.
  • 2. Сектор «Питание» - рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте.
  • 3. Сектор «Транспорт» - транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.
  • 4. Сектор «Познавательные объекты». В этот сектор входят:

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе.

Можно выделить две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на три группы:

  • -гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты);
  • -специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения);
  • -прочие средства размещения (комплексы домов и бунгало, палаточные городки для туристов).

Гостиницу можно определить как объект, состоящий из номеров, число которых превышает некоторый минимум (7-10); в соответствии с услугами и стандартами страны гостиницы разделяются на классы и категории, имеющие единое руководство и предоставляющие различные гостиничные услуги.

Основным признаком гостиницы следует назвать наличие в ней номеров. Существует много классификаций гостиниц в зависимости от различных критериев классификации. По качеству и количеству предоставляемых услуг самой распространенной является французская, или звездная. Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем.

Туристы, отправляющиеся в поездки, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

Рестораны, кафе, закусочные общедоступной сети или столовые в домах отдыха, мотелях, кемпингах и пр., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах.

Туристам, отправляющимся в туристическую и экскурсионную поездки, необходимо использовать различные средства транспорта для достижения пункта прибытия. Средствами используемого транспорта могут быть: авиационный, железнодорожный, автомобильный (автобусный), водный (речной, морской) транспорт, другие его виды. В экстремальном и экологическом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты - вершины священных гор, пещеры - труднодоступны для большинства или всех средств транспорта.

Инфраструктуру туризма можно понимать как систему объектов и организаций обслуживания туристов и экскурсантов (исторические и архитектурно-познавательные объекты; перевозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура включает коммуникации, средства связи, системы поставки и очистки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.

В туризме поездка в достаточно удаленный город или район, посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Очевидно, что понятие обычной среды различается по странам и может различаться для людей разной мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотивации поездок.

В последние годы из-за отсутствия централизованного финансирования бывшие советские турбазы были вынуждены перейти на самоокупаемость, а с открытием российских границ бывшие любители внутреннего туризма отправились интенсивно осваивать зарубежные маршруты. Наступил спад спроса на активный туризм внутри страны. Почти полностью разрушилась мощная система планового туризма, закрылись многие турбазы, прекратило свое существование большинство организованных маршрутов, руководители регионов перестали оказывать поддержку этому направлению туризма.

Тем не менее, на этом неблагоприятном фоне некоторые туристические компании продолжали специализироваться на организации активного отдыха семей с детьми, пытаясь удержаться «на плаву» и сохранить своего редкого клиента в надежде на перемены к лучшему. По всей видимости, эти времена наступают. Об этом свидетельствуют и многочисленные программы и маршруты, регулярно разрабатываемые ведущими операторами.

Не случайно и сейчас, и в ближайшем будущем нет никаких оснований говорить о сильной конкуренции турфирм или отдельных регионов - этот сектор рынка развивается достаточно динамично. Многие, в основном недорогие программы туроператоров строятся на регулярной основе и реализуются не отдельными сегментами, как это практиковалось ранее, а полными турпакетами, включающими проезд, трансферы, питание, активную часть, услуги гида, прокат необходимого снаряжения и личной экипировки.

Москва — город, попасть в который мечтают многие путешественники. Чем привлекает российская столица и какие необычные места появятся в туристических маршрутах?

Российская столица, один из самых крупных мегаполисов мира, продолжает активно привлекать туристов. Этому способствует в том числе проведение масштабных ежегодных фестивалей. Да и государственные праздники, например День народного единства, который отмечали 4 ноября, проходят в столице с размахом. Ещё больше гостей ждёт Москва в 2018 году, когда здесь состоятся матчи чемпионата мира по футболу.

Больше с каждым годом

Количество туристов, приезжающих посмотреть на московские достопримечательности, растёт с каждым годом. В 2011-м сюда приехали 15,35 миллиона туристов, а в 2015-м эта цифра увеличилась до 17,1 миллиона человек. Ожидается, что эти показатели будут расти и дальше — в 2016 году город готовится принять 17,5 миллиона человек, в следующем — 18,4, а в 2018-м — 19,5 миллиона.

Особенно привлекательными для туристов стали фестивали «Золотая осень», «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», «Спасская башня», «Круг света» и другие. Многие приезжают на эти праздники специально, и фестивальные площадки уже включают в туристические маршруты. «Круг света», например, в прошлом году посетили семь миллионов человек — благодаря этому фестиваль попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Для удобства и комфорта гостей из других стран в столице трудятся свыше двух тысяч гидов-переводчиков. Послушать экскурсии можно на 25 иностранных языках.

В прошлом году гости столицы потратили около 457 миллиардов рублей, эта сумма на 11,5 процента больше, чем в 2014-м. Таким образом, гостиничный бизнес по итогам 2015 года внёс в бюджет Москвы более 3,6 миллиарда рублей. В среднем турист тратит в Москве примерно четыре с половиной тысячи рублей в день. Шопинг-туристы тратят больше — около восьми тысяч.

Позади — Мадрид и Вена

В сентябре в Москве состоялась церемония вручения премии Business Traveller Awards. Российскую столицу признали лучшим городом делового и событийного туризма в номинации «Направление». В этой категории также были представлены Париж, Барселона, Мадрид, Вена, Иерусалим, Абу-Даби, Санкт-Петербург.

По версии крупнейшего портала о путешествиях TripAdvisor Москва занимает второе место в Европе и пятое в мире среди развивающихся туристических направлений.

Помимо прочего, Москва находится на четвёртом месте в рейтинге самых популярных городов мира по общему количеству снимков от пользователей «Инстаграма». Первые места заняли Париж, Лондон и Нью-Йорк.

Где остановиться?

Всего в Москве сейчас работают 242 гостиницы (по 50 и более номеров в каждой), 509 малых гостиниц и 353 хостела (в общей сложности более 55 тысяч номеров). Из этого числа только 25 процентов заведений относятся к бизнес-классу.

За последние пять лет в городе открылось 35 отелей на 5,8 тысячи мест. До конца 2016 года в столице планируют построить и открыть 11 гостиниц (три из них уже принимают гостей), в 2017-м — 25 на 3,8 тысячи мест, а в 2018-м — 27 объектов, рассчитанных на 4,2 тысячи посетителей. Средняя загрузка на первое полугодие составила 67,5 процента.

В прошлом году в Москве сдали девять гостиниц на 1,6 тысячи мест.

За счёт гостиничной деятельности Москва приносит в бюджет свыше девяти миллиардов рублей налогов — это в три раза больше, чем самые популярные туристические регионы России.

На сегодняшний день гостиницы столицы начали активную подготовку к чемпионату мира по футболу. Уже более 800 из них, а также более 200 хостелов прошли необходимую классификацию. Сделать это они должны были еще до 1 июля, но в итоге срок перенесли на 1 января.

Узнать, прошёл ли классификацию тот или иной отель или хостел, можно на сервисах бронирования booking.com, bronevik.com, ostrovok.ru, hrs.com.

Кроме того, 102 гостиницы уже заключили предварительные соглашения на приём членов команд ЧМ-2018, официальных делегаций и журналистов. 76 из этих гостиниц находятся в Москве, 26 — в Московской области.





Что посетить?

В Москве туристы могут сходить в 270 музеев, 170 театров, более чем в 400 парков. Ориентироваться в городских событиях и узнавать, что происходит в том или ином месте, стало ещё проще: в этом году в столице появился , который анонсирует самые яркие культурные и спортивные мероприятия. Его планируют перевести на пять иностранных языков — английский, испанский, французский, китайский и немецкий.





Высказаться предложили и жителям столицы — в сентябре на портале москвичи могли проголосовать за те места в городе, которые, по их мнению, нужно включить в экскурсионные маршруты. Пользователи рекомендовали туристам съездить в Новодевичий монастырь, Палаты бояр Романовых, сад «Эрмитаж», парк искусств «Музеон», Дарвиновский музей, центр современного искусства «Винзавод», Московский планетарий и другие места.

Как правило, иностранные туристы первым делом отправляются на Красную площадь, к храму Христа Спасителя, на Арбат и в Третьяковскую галерею. А гости из других регионов России чаще всего идут в музеи, театры, парки, цирки и зоопарк. Главная цель голосования — показать, что в городе есть масса других мест, которые стоит увидеть.

Туристическая инфраструктура Москвы также включает в себя пешеходные зоны, велодорожки, пункты велопроката, мультиязычные указатели.

Термин"туристическая инфраструктура"- латинское словосочетание, состоящее из понятий fr а" (под) и"sturtura"(строение, расположение), прошел длительный путь развития в начале XX в под инфраструктурой понимали комплекс сооружений, которые обеспечивали действия вооруженных сил, - склады, военные базы, полигоны и др.. В 40-х годах понятие"инфраструктура"начали использовать для группы отраслей, обеспечивающих функционирование промышленного и сельскохозяйственного производства. С. Юрченко указывается есть, что этот срок с 50-х годов широко применяют в экономической литературе. Под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей и видов деятельности, которые обслуживают и производственную, и непроизводственную сферы е кономикы. По мнению же. С. Синько и. М. Скрынько, инфраструктура как составляющая экономики, представляет собой совокупность субъектов и специфических аккумулированных на определенной территории объектов загальноеконо мического назначения, удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности человека через предоставление комплекса услуг с целью создания общих условий для эффективного функционирования процесса общественного воспроизведения и нормальной жизнедеятельности человекальної життєдіяльності людини 45 .

В дальнейшем развитии понятия"инфраструктура"все больше внимания ученые уделяют его разделения по сферам деятельности человека: на производственную инфраструктуру, необходимую самому процессу производства, и на соц ных инфраструктуру (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание и т.п.), обеспечивающих полноценную жизнь населения на локальном или региональном уровнях. Причем инфраструктуру розг крышка как комплекс отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования других отраслейнших галузей.

Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена??на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, состоит из двух подсистем: социальной ной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мере формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и проф иллюстраций хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территоії.

инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетание исследователи. М. Рутинський и. О. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг 46:

По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

Гастрономические (обеспечение туристов питанием);

Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

Со удовлетворения познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

Торговых предприятий;

Юридических, банковских и страховых учреждений;

Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб,. ОВИР и др.)

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требу агае эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека, отдыхаютає.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживание. В структуру питания входят; завтрак, полупансион, полный пансион н. Если пансион охватывает трехразовое питание, то полупансион - это двухразовое питание в течение туро-дння.

пищу туристы рассматривают не только как физиологическую потребность, а как удовольствие, способ познания культуры, традиций народа в стране пребывания. Ведь национальная кухня - своеобразная визитная карточка народа. Например, венгерская кухня, характерна очень острыми блюдами, чем-то напоминает воспалительный характер этого народду.

При покупке тура необходимо знать, что у многих народов существуют ограничения или даже запрет на определенные блюда. Так, христиане, соблюдают посты, ограничивающие использование мясных блюд, а м мусульмане не употребляют свинейи.

Общественное питание по признакам подчиненности распределяют на объединенные в цепи и предприятия, которые работают автономно 47 . Среди существующих ресторанных цепей

(безусловно, здесь лидирует. США) особенно возрастают цепи ресторанов, главной продукцией которых является гамбургеры и пицца. Из всех ресторанных цепей более 2 / 5 составляют сэндвичи. Согласно существующей классификации, к категории сандвичи относятся: гамбургеры в ресторанах"Макдональдс", французские сандвичи"Сабвей"и"Текс /. Мекс"-"Тако-Бен" 48 .

За последние годы особенно быстро развиваются рестораны, кафетерии в крупных торговых центрах, которые также могут функционировать и в популярных туристических центрах. Желательно, чтобы заведения общественного питани ния работали с постоянным контингентом, размещенным в туристических гостиницах, пансионатах, санаториях, с переменным контингентом (городские рестораны, кафетерии и др.).

По виду обслуживания учреждения питания делятся на такие, где организовано самообслуживания, и на такие, где обслуживают официанты. По форме собственности они могут быть частными или арендованным мы (рис 46.6) 40 .

. Рис 46. Классификация общепита

Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов . К основным таким заведений относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения (рис 47) 50 .

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияние воздействует на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенных ного сервисервісу.

К сожалению, до сих пор не существует единого критерия классификации гостиниц распространенной системой такой классификации является количество звезд от одной звезды до пяти применяют во. Франции,. Австрии,. Венгрии, егип пти,. Китае, Украине,. России и других странах. Систему букв (AA, B 9 C, D) используется в. Греции, систему"корон"или"ключей"- в. Великобритании. Система баллов (от 100 баллов - категория одной звезды и до 290 баллов, что соответствует пяти звездам и другие системы классификации й). Так, ассоциация гостиниц. Северных стран (Дании,. Швеции,. Норвегии) ??тоже построена по принципам звезд, но класс отеля определяют не звездами, а солнцами и под. США, в отличие от других стран, не использует официально утвержденную классификацию гостиниц. Американцы считают, что расширение цепей гостиниц с соответствующими системами является гарантией качеемами є гарантією якості 51 .

По размерам гостиницы делят на четыре категории: до 150 номеров, от 150 до 299, от 300 до 600, от 600 и более номеров. По стоимости номеров есть бюджетные (25-30 долларов) экономические (35-55), среди дня (55-95) первоклассные (95-195), а также апартаментного (65-125) и фешенебельные (125-145 долларов).

Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - кв вартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников.

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в, когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и с сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это. Зумой вило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.п.. Для удобства гостиничного бизнеса ств. Орен гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консорциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи м ають соответствующие названия и знаки всего интегрированных цепей является в. США, а в. Европе - во. Францииу. Франції.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель мож же сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршрутум.

Если объект общественного питания и размещения туристов являются непосредственными участниками в обслуживании туристов и находятся на территории туристических центров бытовое обслуживание больше тяготеет к постоянному населению. Это может создавать определенные трудности в быту для тех, кто отдыхает. Поэтому в местах их сосредоточения необходимо практиковать открытие приемных пунктов бытового ого обслуживания с полным комплексом послеуг.

В производственной инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дориг.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт удобен в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная я уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотокав.

История формирования железнодорожной сети в странах мира тесно связана с хозяйственными, военно-стратегическими потребностями. Так, прокладка железной дороги в. США имело целью не только хозяйственную, но и войском ьково-стратегическую цель - осваивать земли так называемого. Дикого. Запада. К середине XIX в строительство железных дорог развернулось почти во всех странах. Европы и в. США. В. Азии,. Африке,. Австралии оно началось со второй половины XIX в. Если первая железная дорога в. Англии была проложена 1825 г, то в Украине - в 1861 г (Перемышль -. Львов). Протяженность железных дорог мира в 1913 г достигла 1 млн км. Во время всемирной кри зи 30-х годов прирост железнодорожной сети замедлился, а во многих развитых странах были даже закрыты и демонтированы преимущественно старые линии. В наше время прослеживается тенденция к сокращению протяжнос те железных дорог. Если в 50-х годах XX века в мире она составляла 1320 тыс. км, то в середине 90-х - 1180 тыс. к- 1180 тис. км.

На современном этапе железной функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них -. Транссибирская (Москва -. Владивосток) - 9332 км,. Трансазийська (Стамбул -. Тегеран -. Дели -. Дакка -. Ситтачонг) - по онад 7 тыс км;. Трансканадська (Принс -. Эдмонтон -. Квебек) - 4,9 тыс. км; трансамериканское (Сан-Паулу -. Ла-Пас -. Антофага-ста) - более 3 тыс. км и иа ін.

Плотность железнодорожной сети, которая измеряется количеством километров железнодорожного пути на 100 км 2 территории, самая высокая в развитых странах. В. Германии, например, она составляет почти 11 км/100 км 2 ,. Японии - более 7 км/100 км 2 ,. США - 1,7 км/100 км 2 , а в. Африке 1 км железнодорожного пути приходится на 300 км 2 ,. Азии - на 200 км поверхности суши. В Украине плотность железнодорожной сети достигает 3,8 км/100 км 2 . Б2 . Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассаж-ропотокив должен развиваться по следующим направлениям 53:

Прокладка высокоскоростных магистралей;

Повышение комфортности вагономисць к гостиничному уровня;

Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте

Введение. Супербыстрая поездов с повышенной комфортностью является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного ту-риста-путешественника. Первый такой поезд - ветчина ксансен (шар-поезд) построено в. Японии (1964 г.). Средняя скорость его движения достигла 210 км / ч.. В. Европе поезда, которые успешно стали использовать для туристических перевозок, введенные несколько позднее е. Во. Франции поезда со скоростью 200-300 км / ч и повышенной комфортностью функционируют между. Парижем и. Марселем,. Парижем и. Леоном,. Парижем и. Каннами и др.а ін. "Еигивиат" 50-километровый тоннель под. Ла-Маншем - это высокоскоростная магистраль, соединяющая. Париж с. Лондоном за 3 часа. Железнодорожные путешествия традиционно самые популярные и среди немцев, англичан, швейцарцев

За последние годы несколько больше заинтересовались железнодорожным туризмом и американцы. Здесь самые популярные такие маршруты:"Транс-Канада"(десятидобовий переезд из. Ванкувера в. Монреаль через. Виннипег и. Оттаву),"Т. Транс-Америка"(12 суток из. Вашингтона в. Лос-Анджелес через. Чарльстон,. Новый. Орлеан,. Эль-Пасо и др.),"Транс-Атлантика"(с. Манагуа до южной окраины. Южной. Америкиенної окраїни. Південної. Америки).

Для туристических перевозок используют специальные экспрессы в. Австралии, которые соединяют. Сидней с. Перте. Железнодорожные маршруты есть в. Индии,. Индонезии, даже в. Африке, проложенные от. Претории в. Кейптаун на. Этот экзотический маршрут позволяет ознакомиться со всеми африканскими природными зонамми.

В Украине тоже организуют железнодорожные туры: однодневные"снежные поезда","грибные поезда"в. Карпаты, непродолжительные (2-3 суток) - преимущественно для экскурсионно-туристических поездок школьников"Восток -. Запад","Запад -. Восток"Значительно реже устраивают многодневные туры (от 5 днейвують багатоденні турпоїздки (від 5 днів).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добро отнимы дорогами, очень весомая. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния. Правда, в результате прокладки современных дорог - автобанов - радиус выгодности перевозки туристов пост ийно возрастает и может достигать более 1 тыс к. км.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, ма айстерень с их ремонта, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество возр илася почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около. ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в. США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км,. Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км,. Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. км,. Германии-656, 0 , в том числе автострад 11,1 тыс. км,. Польши - 377 тыс. км, автострад 0,24 тыс. км,. Чехии - 128, в том числе автострад 0,39 тыс. км. В Украине улучшенные дороги составляют свыше 160 тыс кпонад 160 тис. км 54 .

Развивающиеся (Африка,. Центральная и. Южная. Америка, большинство стран. Азии), значительно отстают по протяженности дорог с твердым покрытием от развитых стран, но здесь доминирует автомобильный т транспорт, который успешно используют для перевозки туристов на небольшие расстояния. Наибольшим препятствием для дальнейшего такого применения автомобильного транспорта, в том числе на дальние расстояния, является н едостатня количество современных дорог и высокая стоимость их строительства. Правда, последние годы развивающиеся страны, особое внимание уделяется строительству международных трасс (автобанов). Так, в. Америке сооружается. Панамериканская дорога, которая соединит. Канаду, страны. Центральной. Америки с. Аргентиной и. Чили. Интенсивно строят. Трансамазонську путь сообщения. Бразилии,. Перу,. Колумбии,. Венес уели и других краераїн.

В. Азы развита система дорог, соединяющая. Индию с. Турцией и европейскими странами. В. Африке проложена асфальтная дорога через пустыню. Сахара, которая соединяет. Алжир со странами. Гвинейского залива 55 .

Перспективный проект строительства планового автобана. Лиссабон -. Киев с разветвлением в. Харьков и. Москву, а далее - через. Казахстан,. Монголию до. Китая. Важное значение для перевозки туристов на пол днем??будут меридианные дороги, которые соединят северные страны с побережьем. Средиземного и. Черного морев.

. Автобусный туризм частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX ст. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - -. Совет"Евролиний"ліній" ("Еиrolines "), которое объединило 33 европейские страны. После подписания. Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составило 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами. Европы. Автобусотуры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий

Популярными в наше время стали путешествия с использованием личного транспорта, прежде всего в выходные или праздничные дни. Это обычно поездки познавательного характера в историко-культурных памятников или оздор овчо-развлекательные (выезд на природу, в организованных мест отдыха).

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отв починок, спрос на который постоянно растет. В мире круизные компании эксплуатируют сотни пассажирских судов. Основная техническая тенденция последних лет - увеличение размеров кораблей до 2 тыс. и более пас ажирив-круизникииків.

Крупнейший пассажирский лайнер мира - американский Oasis of the Seas («Оазис морей") - может разместить на 16 палубах 2160 членов экипажа и 6630 пассажиров 57 .

Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является. Суэцкий (длиной 161 км),. Панамский (82 км) и. Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн. Атлантического океана приходится болеенад 3 / 5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна. Тихого океана

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более. Специалисты считают, что наиболее популярны однотижневи (около 40% всех круизов). Общепризнанными круизными маршрутами по летней нав вигации в. Европе считают. Средиземноморские и круизы фьордами. Норвежского моря, а зимой -. Карибским морем с посещением океан. Из зимних программ, которые предлагают тур-операторы, пр изняються маршруты:. Япония -. Юго-Восточная. Азия;. Австралия -. Новая. Зеландия. Круизный бизнес на суперсовременных лайнерах имеет все возможности для дальнейшего развитияитку.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния

Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс. аэропортов 58 популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские" Delta Airlines","Pan American","United" французский"Air France", немецкий"Lufthansa", британскую"British Airways"и др.

Сеть международных перевозок покрывает все туристические макрорегиона и субрегионы мира и более 150 стран мира

Регулируют авиаперевозки. Международные авиационные организации авторитетная из числа мировых структур авиатранспорта. Международная организация гражданской авиации (/ CAO), которая объединяет 183 государства. Известная и акож. Международная ассоциация воздушного транспортау (ИАТА) . Туристические агентства участвуют в международных авиационных организациях через специальное отделение. Международной организации агентов авиакомпаний, а также через международную организацию гражданских аеропо ортите.

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят посредством 59:

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний;

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

Организации чартерных рейсов для туристических перевозок

Совершив все стадии контракта с авиакомпаниями, тур-агент должен выбрать самый выгодный контракт на туристические перевозки

Спрос на авиатранспорт особенно возрос после внедрения реактивных двигателей в 50-х годах XX ст. Благодаря этому европейцы, американцы могут отдыхать в самых регионах мира, в частности в т туристических центрах. Карибского бассейна,. Средиземноморья, на островах. Тихого,. Индийского океанов, в. Юго-Восточной. Азии,. Австралии и других регионах.

В авиационном транспорте высокими темпами растет использование широкофюзеляжных самолетов, которые специализируются на международных чартерных рейсах и считаются технологической основой современного туризма. В оста. Анне годы в связи с необходимостью экономии топлива и охраны окружающей среды растет популярность самолетов сокращенного и вертикального взлетел, благодаря чему можно будет успешно перевозить турис тов на короткие (даже на однодневных маршрутах и??внутригородских рейсах) и средние дистанции, усилит конкуренцию между авиацией и автотранспортомм.

Среди других инфраструктурных отраслей туризма главное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов и учитывает национальные особенности территории, д где проложены прежде всего международные туристические маршрут.

Особенности определения и структура туристского потенциала. Необходимое условие развития туризма - туристский потенциал , который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что, по мнению авторов, не совсем верно.

Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или по крайней мере интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие "туристский потенциал " входит понятие "условия и факторы развития туристской деятельности".

Е.А. Джанджугазова в одной из работ употребляет понятие "туристские ценности ", под которыми понимает туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территорий. По своей природе они гетерогенны, часть из них носит природный характер (аттракции), часть возникла в результате человеческой деятельности, т. е. создана искусственно. Граница между природными и искусственными туристскими ценностями резко не очерчивается, так как имеется группа объектов аттракции, созданная как деятельностью людей, так и самой природой (например, искусственные водоемы, пляжи и др.). Однако следует подчеркнуть, что туристские ценности определяются становлением территории с туристской специализацией.[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Структура туристского потенциала наглядно показана на рис. 2.1 , составленном авторами учебника. Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы - природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д.


Рис. 2.1.

Н.И. Панов оперирует понятием "туристско-рекреационные ресурсы" и пишет, что "под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма".

Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют формирование турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристского бизнеса, определяют специфику развития туризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристского продукта; при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона. К туристско-рекреационным ресурсам относятся природные, исторические, социокультурные, материально-технические, трудовые.

Аналогична и позиция А.В. Даринского, утверждающего, что "туристский потенциал - это туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура ". Н.И. Панов использует понятие пропускной потенциал (экологический, туристский, социальный, бытовой), показывающий возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, т. е. максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]

Что необходимо учитывать при определении перспектив туристской индустрии в том или ином регионе? Ю.П. Ковалев полагает, что при проведении таких исследований методически верно выделить следующие аспекты:

  • выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
  • подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

При этом существенное внимание уделяется употреблению понятий "туристско-рекреационный потенциал " и "туристско-рекреационная сфера". Тем не менее использование данных понятий методологически не совсем верно. Следует заметить, что рекреация и рекреационная деятельность (как уже было сказано выше) включает туризм и туристскую деятельность . Поэтому употребление формулировки "туристско-рекреационный" неоправданно, так как заведомо содержит в себе дублирование. Авторы рекомендуют раздельное использование этих понятий - "туристский потенциал " и "рекреационный потенциал ".

Выявление имеющегося туристского и рекреационного потенциала не самая сложная задача, поскольку сейчас практически для любой давно освоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы - музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях, базах отдыха и т. п.

Более сложный аспект - оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Она должна учитывать: уникальность имеющихся объектов; различия в их доступности и плотности размещения в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; их физическое состояние.

Не секрет, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам России с высоким потенциалом можно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах Российской Федерации есть особенности, затрудняющие его использование или ухудшающие качественные характеристики, что снижает его общую оценку.

Но, несмотря на это, необходимо определять перспективы использования туристского и рекреационного потенциала. Здесь очень важно разработать модель организации туристской сферы региона, определить территории, в первую очередь нуждающиеся в концентрации усилий и средств на их развитие, а также резервные территории и те, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:

  • количественную оценку ресурсов;
  • оценку структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;
  • оценку возможностей использования ресурсов;
  • систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, которые возможны лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.

Существует немало методик оценки туристского потенциала территорий. Не имеет смысла приводить все методики, достаточно лишь понять их сущность и принципы оценивания, а также возможности практического применения.

Оценка рекреационного потенциала России (по К.В. Кружалину). На первом этапе исследования были определены основные виды и формы международного туризма, которые реализуются и будут реализовываться на территории России. В первую очередь к ним относятся познавательно-развлекательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. Эти виды туризма определили набор показателей, положенных в основу оценки рекреационного потенциала и последующей классификации регионов.

На втором этапе была создана серия карт комплексной оценки природных ресурсов для развития лечебно-оздоровительного туризма, типов природных провинций по условиям организации спортивного отдыха, распространения познавательных ресурсов туризма, экологического состояния регионов России, а также карта, отражающая уровень обеспеченности средствами размещения туристов. В исследовании применялся квалиметрический подход, суть которого - экспертное присвоение определенного весового коэффициента каждому показателю, характеризующему рекреационный потенциал , с последующим расчетом средневзвешенного значения, отражающего интегральную оценку рекреационного потенциала каждого из 88 субъектов Российской Федерации.

Из всей совокупности российских регионов, разнящихся по площади и численности населения, 52 характеризуются высоким и относительно высоким уровнем рекреационного потенциала. Эти регионы находятся в основном в европейской части страны, а семь из них - за Уралом и на Алтае, вокруг озера Байкал и на Камчатке.

Средним и низким рекреационным потенциалом обладает ряд староосвоенных регионов европейской части, а также Русский Север и дальневосточные регионы. Из исследования не следует, что в регионах с низким потенциалом, занимающих около 60% территории страны, невозможно развитие международного туризма. В этих регионах есть уникальные природные, культурно-исторические и археологические объекты, позволяющие развивать определенные виды немассового туризма. Это в первую очередь экстремальный, экологический, научный туризм и т. д.

Оценка экономико-географических факторов и условий для международного туризма в России позволяет констатировать, что они отличаются заметным разнообразием и в сочетании с рекреационным потенциалом могут способствовать развитию международного туризма либо оказывать на него сдерживающее воздействие. Далее, основываясь на изучении экономико-географических факторов, влияющих на развитие въездного международного туризма, можно выделить определяющие, касающиеся нашей страны. К ним относятся прежде всего комплексные показатели, характеризующие состояние и перспективы экономического развития регионов, их экономический вес и общий инвестиционный потенциал .

Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а 2 / 3 - в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область).

К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, т. е. чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, "разбросанных" по всей территории России, с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.

Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение: регион обладает наилучшими перспективами развития международного туризма, если для него характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично.

К первой группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 субъект Российской Федерации, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные же регионы располагаются относительно компактно на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России.

Во второй группе с относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом - 30 регионов. Это одна из наиболее крупных групп по количеству субъектов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.

К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относится всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край).

К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая большая группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская, Курганская области, Республики Калмыкия, Тыва и Хакасия, Чеченская Республика.

Исследование позволило сделать вывод , что высоким и относительно высоким совокупным туристским потенциалом обладает 51 регион России, занимающий почти 40% территории страны. Это в основном староосвоенные рекреационные районы со сложившейся социально-экономической инфраструктурой, обладающие достаточно изученными и освоенными рекреационными ресурсами и разнообразным природным и культурным наследием. С точки зрения общего инвестиционного потенциала они относятся к регионам-"ядрам" или "сателлитам" и оцениваются как крупные и средние "полюса роста" по перспективам экономического развития.

Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в субъектах России. Статистика по прибытию иностранных граждан по регионам России на федеральном уровне не ведется. В сложившихся обстоятельствах Госкомстат России в статистическом сборнике "Туризм в России", основываясь на опросе руководителей туристских предприятий, опубликовал данные за 1999 г о численности принятых туристов, анализ которых определил долю посещения иностранными туристами регионов России в общем числе туристов. На этом основании субъекты Российской Федерации разделены на три группы.

К первой группе субъектов, часто посещаемых иностранцами , с долей иностранных от общего числа туристов (включая и отечественных) более 50% относятся 20 регионов. Все они - периферийные (за исключением Москвы) и располагаются вдоль государственной границы страны от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения), что способствует в ряде случаев интенсивному приграничному деловому туризму и шопинг-туризму. К этой группе также относятся Москва и Санкт-Петербург - традиционные лидеры по посещаемости иностранными гражданами.

Во вторую группу субъектов со средней посещаемостью и с долей иностранных туристов от общего их числа 10-50% попадают 18 регионов, располагающихся как вдоль государственной границы, так и примыкающие к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, - развитые туристские районы. К третьей группе субъектов, редко посещаемых, с долей иностранных туристов от общего их числа менее 10% относятся 44 региона. Они занимают внутреннее географическое положение, и четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.

Таким образом, ряд субъектов Российской Федерации характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно в первую очередь для Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей и некоторых других регионов, где международный туризм развивается высокими темпами.

Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала и невысокой долей посещения иностранными туристами (менее 50%). К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская, Свердловская и Челябинская области, Пермский и Краснодарский края, Республика Татарстан. Это не говорит о том, что количество иностранных граждан, принятых и обслуженных в этих регионах, невелико. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного.

В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами . Это характерно для Мурманской, Читинской, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, Республики Карелия, Агинского Бурятского автономного округа, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать, что объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами (создание совместных предприятий, шопинг-туризм, упрощение въезда и выезда и т. д.). Развитие делового туризма дает толчок к развитию "чистого" туризма, расширению предлагаемых услуг, формированию туристской инфраструктуры.

Для северных и северо-восточных регионов России свойственно вполне закономерное сочетание низкого уровня совокупного туристского потенциала и низкой посещаемости иностранными гражданами . Это не означает, что развитие здесь международного туризма невозможно, так как в этих регионах существуют уникальные природные и культурно-исторические объекты, представляющие большой интерес для реализации некоторых видов немассового, но высокодоходного научного и экологического туризма.

Оценка природно-рекреационного потенциала территории (по И.А. Башалханову и Л.Б. Башалхановой). Природно-рекреационный потенциал территории - одна из ведущих предпосылок развития туризма. Всесторонний анализ территорий с высоким природно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании методологии системного порядка, предполагает следующее. Применительно к рекреационным территориям важно выявить ряд ее свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал , природно- и социально-экономическую целостность , востребованность в настоящем и будущем.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. В основу оценки положены следующие положения:

  • высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и проч.);
  • первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;
  • потребность человека в общении с "дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;
  • природные рекреационные ресурсы незаменимы, исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению.

На основе исходных положений разработан методологический подход к оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Климат комфортный или дискомфортный благоприятствует отдыху или ограничивает пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал у территорий с благоприятным климатом, не имеющих ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Один из важных для человека компонентов ландшафта, определяющий качество его отдыха, - вода, как поверхностная, так и подземная. Рекреационная значимость той или иной территории дифференцируется в зависимости от температурного режима открытых водоемов, одного из основных ограничительных факторов, площади их акватории, естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, качественной питьевой и разнообразия минеральных вод.

При оценке достоинств других природных компонентов привлекательность ландшафта учитывалась через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно принималось во внимание: при оценке рельефа - панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и региона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране отдельных видов животных и комплексные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов - их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечены уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, считающиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, оставляющих право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта, имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. Суммарная качественная оценка (в баллах) изменяется в пяти диапазонах: до 50, 51-150, 151-300, 301-600 и более 600, что соответствует вариациям коэффициента привлекательности от очень низкого (0,2) до очень высокого (1,0) и отражает степень существующих различий типичности ландшафта, биоразнообразия, памятников природы и историко-культурного наследия, благоприятности климата и вод для отдыха человека.

В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу (1990), - 4 человеко-дня в год на один гектар площади туристской территории. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период.

2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма

Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Проявляется это в том, что он:

  • вызывает миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;
  • вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные и культурные комплексы и их элементы;
  • комплексно использует природные и культурно-исторические ресурсы;
  • ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным комплексам;
  • удачно сочетается с другими видами природопользования - сельским и лесным хозяйством, рыболовством, горнодобывающей промышленностью, предъявляя при этом требования к природным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;
  • осуществляет воздействие на природу и культуру через потребителя - туриста;
  • характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные и культурные комплексы;
  • как отрасль хозяйства эффективен в экономическом плане: труд работников туризма направлен не на природу и культуру, а прямо на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие "туристские ресурсы" зачастую приравнивалось к понятию "рекреационные ресурсы". Н.П. Крачило дает следующее определение : "Под рекреационными ресурсами следует понимать сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека".[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Многие авторы используют понятие "туристско-рекреационные ресурсы территорий " как "совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории". Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные, видеоэкологические и социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 5 февраля 2007 г.) дается другое по форме, но сходное по смыслу понятие: "Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил".

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, суть которых - объекты туристского интереса, потенциально способные удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений.

Они количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, товар , требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане это - факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы - национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение , отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

Туристские ресурсы обладают рядом общих свойств. Во-первых, они историчны, т. е. могут видоизменяться по мере роста туристских потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристским ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, т. е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, играют организующую роль, способствуя формированию особых туристских пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристских предприятий и систему туристских маршрутов.

Специфическими свойствами туристских ресурсов считаются целостность , динамичность, емкость, по отношению к условиям места постоянного проживания туристов.

Выразительность - взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность - состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

Основные требования, предъявляемые потребителями к туристским ресурсам:

  • использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа);
  • использование культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров);
  • возможность заниматься спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры);
  • любительские занятия (рыбалка, охота).

Существует немало различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь они делятся на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первой группе относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (например, привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания). Косвенные (социально-экономические) ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов. Их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. При этом большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории, усиливающая или, наоборот, снижающая функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены природными и социально-культурными объектами (памятниками истории и культуры, музеями, национальными особенностями и традициями населения, уникальными объектами природы, культуры, промышленности).

Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

  • природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты;
  • культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства;
  • социально-экономические: транспортная доступность территории и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

Популярны классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. В своих работах он выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как "потенциальный туристский капитал"; созданные трудом человека; "дополнительные" ( инфраструктура , экономические удобства).

В отличие от М. Труаси П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. Он подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека, например, архитектура ); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности - обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Туристская территория или акватория - географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах, кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре туристских ресурсов , определяемом как обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Он обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, можно выделить такие виды, как природные лечебные и туристские информационные. Природные лечебные ресурсы предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы - информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма служат туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес - перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов.

Объекты туристского интереса - достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия, и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или сопутствующим целям тура.

Однако чтобы эти объекты реально использовать в целях туризма, необходимы надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат доведение до туриста необходимой информации о данном туристском объекте, достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение ; питание; развлечения.

Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, обычно положительных, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг ( работ ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, обзоре красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм в основной своей направленности предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то покупающий туристские услуги, естественно, планирует или подразумевает получить положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений.

Туристическая инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыхе, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, которая состоит из двух подсистем: социальной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мерой формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и профиля хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территории .

Инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетания исследователи М. Рутинський и А. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг:

По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

Гастрономические(обеспечение туристов питанием);

Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

С удовлетворением познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

Торговых предприятий;

Юридических, банковских и страховых учреждений;

Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб, ОВИР и др..).

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требует эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживания.

Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов. К основным таким учреждениям относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения.

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияет на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов. Туристические потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенного сервиса.

Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - квартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников).

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в., Когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это обусловило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.д.. Для удобства гостиничного бизнеса созданы гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консоциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи имеют соответствующие названия и знаки. Больше интегрированных цепей находится в США, а в Европе - во Франции.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель может сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршруту.

В туристической инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дорог.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт, удобный в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная дорога уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотоков.

На современном этапе железные дороги функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них - Транссибирская (Москва - Владивосток) - 9332 км, Трансазиатская (Стамбул - Тегеран - Дели - Дакка - Ситтачонг) - свыше 7 тыс. км; Трансканадская (Принс - Эдмонтон - Квебек) - 4,9 тыс. км; Трансамериканская (Сан-Паулу - Ла-Пас - Антофага-ста) - более 3 тыс. км и др..

Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассажиропотоков должен развиваться по следующим направлениям:

Прокладка высокоскоростных магистралей;

Повышение комфортности вагономест к гостиничному уровню;

Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте.

Введение Супербыстрых поездов с повышенной комфортности является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного туриста-путешественника. Первый такой поезд - шинксансен (шар-поезд) построено в Японии (1964 г.).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добротной дорогами, очень весома. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, мастерских по их ремонту, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г. в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество увеличилось почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км, Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км, Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. . км, Германии-656, 0, в том числе автострад 11,1 тыс. км,

Автобусный туризм, в частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX в. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Еиrolines"), которое объединило 33 европейские страны. После подписания Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составил 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами Европы. Автобусные туры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия.

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий.

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг.

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отдых, спрос на который постоянно растет. Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является Суэцкий (длиной 161 км), Панамский (82 км) и Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн Атлантического океана приходится более 3/5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна Тихого океана.

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс аэропортов. Самыми популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские "Delta Airlines", "Pan American", "United", французский "Air France", немецкий "Lufthansa", британскую "British Airways" и др..

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят с помощью:

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний, бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

Организации чартерных рейсов для туристических перевозок .

 

Возможно, будет полезно почитать: